Кому на руси жить хорошо некрасов темы сочинений

10 вариантов

  1. «Кому живется весело, вольготно на Руси?» – этим вопросом задаются главные герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Они проделали непростой путь, чтобы узнать ответ и для нас остается загадкой, поняли ли они его.
    На написание этой поэмы автора вдохновила отмена крепостного права в 1861. Несмотря на всю свою прогрессивность и необходимость этот процесс повлек за собой множество проблем. Николай Алексеевич решил выразить эти проблемы в своих произведениях «Элегия» и «Кому на Руси жить хорошо». Первое написано непосредственно в 1861 году, а второе автор начал в 1863 году и закончил спустя четырнадцать лет. Поэма состоит из четырех разрозненных частей из восьми запланированных, потому что, к сожалению, при жизни Некрасов не успел их дописать и соединить, поэтому, когда книга издавалась, возникло множество споров, в каком порядке они должны располагаться. Разрешил их Корней Иванович Чуковский, расположив их так, как мы сейчас привыкли читать: «Последыш», затем «Крестьянка» и далее «Пир на весь мир».
    Жанр этого произведения определить не очень просто, но и сам автор и большинство критиков сошлись на мысли, что это поэма-эпопея. В ней соблюдены все отличительные особенности этого жанра: оно наполнено одной общей идеей, показывает жизнь простого русского народа и изображает исторически значимые события, в данном случае – процесс приспособления крестьянского люда к жизни без крепостного права. В произведении нет одного главного героя, есть семь странников-крестьян, находящихся в центре сюжета, объединенные одной общей идеей и целью: найти же все-таки того, кому живется хорошо и счастливо на Руси?
    Сюжет произведения достаточно прост и весьма незамысловато изложен непосредственно в начале произведения: собрались на дороге мужики и начали спорить, кому же лучше всех живется на земле русской? Попу, помещику, чиновнику, купцу, боярину или, может быть, царю? Самостоятельно они так и не смогли прийти к единому мнению и поэтому начали путешествовать и спрашивать людей. За время своих странствий они успели повидать множество людей, услышать большое количество мнений, но, как автор дал понять читателям, так и не смогли найти ответ на свой вопрос. А этот ответ был очень прост и нам он открылся благодаря Грише Добросклонову – сыну дьячка, семинаристу. Его счастье заключалось в том, что он искренне любил свою родину – Русь-матушку, думал о ее судьбе, необъятной мощи и силе, обо всех ее жителях. Именно образ этого героя и дает нам понимание смысла счастливой, хорошей жизни – жить не ради себя, а ради других; думать не только о себе, но и о других; заботиться не только о своем счастье, но и о всеобщем счастье.

  2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в неё все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Пожалуй, ни в одном произведении русской литературы не проявились с такой силой и правдой характер, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме. Тяжёлая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской и мировой художественной литературы. Замысел и сюжет поэмы очень близок к народному сказу. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошённой волости, Избыткова села». Поэма открывается обычным сказочным зачином: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…»; столбовая «дороженька», на которой «сошлись семь мужиков», – именно то место, где начинается действие многих народных сказок о правде и кривде. И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человечьим языком, мирятся и отправляются искать счастливого. Эти поиски им облегчает та же чудесная птичка: благодарная мужикам за то, что они спасли её птенчика, она даёт им скатерть-самобранку.
    Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращаются крестьяне, и составляют содержание поэмы. Замысел поэмы несколько раз изменялся Некрасовым за время работы над ней. Поэт начал её после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощённой» России все несчастливы. «Счастливым» себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти себе минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, годы подъёма революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей и девушек шли «в народ» для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье. Некрасов знал эту самоотверженную молодёжь и гооячо сочувствовал её работе. Молодое поколение чутко откликалось на поэтические призывы Некрасова и поддерживало с ним тесную связь. Об этом свидетельствует, например, письмо, полученное поэтом от сельской учительницы Мало-ёмовой, которая, говоря о поэме Некрасова, называла себя счастливой и указывала, что нашла счастье в служении народу. Тяжело больной поэт ответил ей тёплым письмом, в котором, между прочим, говорилось: «Счастье, о котором вы пишете, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Поэме, действительно, было «не суждено окончиться», но в последней её части всё же дан настоящий счастливец: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастья народного».
    Правдиво изображая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват з народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. Они – «временно обязанные», «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень -Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя. На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни – «селенья незавидные, что ни изба – с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть»-Немудрено,-что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».
    Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Г и р и и, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр.
    Савелий – один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнётся, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «з землю немца Фогеля… живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» – говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохранил твёрдость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клеймёный, да не раб»,- отвечает он домашним, которые «честят» его «клеймёным», «каторжным». Савелий – олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые»: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть»; «Наддай! Наддай! Наддай!» – звучит призывом к борьбе за народное счастье. Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрёне Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия: Стоит из меди кованный, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова,- святое дело; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи. Кудеяр убивает пана «богатого, знатного, первого в той стороне». Думая о судьбе крестьянской женщины сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Судьбе крестьянки посвящены многие отдельные эпизоды поэмы и целиком – вся вторая её часты На судьбе Матрёны Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была её жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у неё была «хорошая, непьющая семья», говорит Матрёна Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
    * Тяжёлый труд, однако, не сломил её.
    * И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была…-
    * говорит о себе Матрёна Тимофеевна.
    «Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам и сама Матрёна Тимофеевна. «Не дело – между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живёт «с гневом на сердце», помнит, что «обиды смертные» прошли по ней «неотпла-ченные». «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»,- говорит Матрёна Тимофеевна. Этот святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твёрдо верит в её будущее.
    Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало».
    * Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую. Кого хочу – казню…-
    Итак, Некрасов был идейным соратником великих революционных демократов – Чернышевского и Добролюбова. В течение тридцати лет (1847-1877) он стоял во главе двух лучших русских журналов («Современник» и «Отечественные записки»). В его „поэзии нашла своё бессмертное воплощение целая эпоха нашего общественного развития. Он явился поэтическим вождём боевого поколения 60-70-х годов. Его гневная, страдальческая поэзия оказала могучее воздействие не только на революционную молодёжь, но и на великих реалистов кисти – художников-«передвижников», для которых он был признанным учителем и другом. Некрасов сблизил поэзию с народом, ввёл в литературу новые темы и образы, обновил и расширил поэтический словарь. Его поэтический голос, как и голос Пушкина.

  3. 1.Реализм поэзии Н.А.Некрасова
    2. Крестьянская тема в поэзии Н.А.Некрасова
    Варианты темы:
    — Образ народа в лирике Некрасова
    — Крестьянская Россия в лирике Некрасова
    — Образ русской женщины в лирике Некрасова
    3. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова
    Варианты темы:
    — «Я лиру посвятил народу своему»
    — «Будь гражданин, служа Отчизне»
    — «Карающая лира» Некрасова
    4. Тема Родины в поэзии Некрасова
    5. Идеал человека в лирике Некрасова
    6. Жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
    7. Сюжет и конфликт в поэме » Кому на Руси жить хорошо?»
    8. Система образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
    Варианты темы:
    — Образы странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
    — Образ русской крестьянки в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
    — Образ народа в поэме 2Кому на Руси жить хорошо?»
    — Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
    — Образ Гриши Добросклонова
    — Крестьянский мир на «сельской ярмонке»
    — Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
    9. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
    10. Средства раскрытия характеров в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
    11. Образ автора в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
    12. «В жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество мрак»
    13. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия крестьянской жизни
    14. Смысл название поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
    15. «Ты и забитая, ты и всесильная, Матушка Русь!»
    У нас также можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Некрасов: жизнь поэта»здесь

  4. 4
    Текст добавил: (тут должн быть никнейм)

    “О двух великих грешниках”. (Анализ легенды из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.)
    “Хозяева жизни” в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    «Золото, золото, сердце народное…» (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    «Кому на Руси жить хорошо»
    «Кому на Руси жить хорошо» – народная поэма
    «Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея
    «Люди холопского звания» (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    «Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    «Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    «Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    «Сердце народное» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    «Такая почва – душа народа русского…»
    Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    В поисках народного счастья
    В чем заключается противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси?
    В чём состоит своеобразие крестьянских характеров и судеб в поэзии Н.А. Некрасова?
    Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы “Помещик” из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.)
    Гриша Добросклонов – народный заступник (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
    Ермил Гирин и Яким Нагой (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Есть женщины в русских селениях…
    Есть ли в поэме “Кому на Руи жить хорошо?” ответ на поставленный в заглавии вопрос?
    Жанровое и композиционное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Жизнь помещиков (по поэме «Кому на Руси жить хорошо)
    Загадка русского мужика в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”
    Изображение времени в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Изображение народа в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Изображение народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Как отвечает Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
    Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
    Как решается проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
    Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Картины русской жизни в творчестве Некрасова (По поэме “Кому на Руси жить хорошо”)
    Концепция счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
    Крестьянские типы в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Матрена Тимофеевна Корчагина (по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
    Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
    Мотивы времени и пространства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”
    Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Народные заступники в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
    Народные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Образ автора в поэме-эпопее Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Образ Григория Добросклонова в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Образ Гриши Добросклонова
    Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)
    Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Образ Матрены Тимофеевны в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н.А.Некрасова
    Образ многострадальной женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Образы крестьянок в поэмах «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо»
    Образы помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
    Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Образы помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Образы помещиков в поэме Н.А.Некрасоеа “Кому на Руси жить хорошо” и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
    Образы правдоискателей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Образы Якима Нагого и Ермилы Гирина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Почему авторскому осуждению подвергается не только помещечий деспотизм, но и добровольное холопство?
    Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор осуждает не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство?
    Почему в финале поэмы Гриша не встречает странников, а странники не видят Гришу? (по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – вершина творчества Н. А. Некрасова
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – вершина творчества Н. А. Некрасова
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – вершина творчества Н. Некрасова.
    Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни.
    Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
    Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Роль пролога в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
    Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Русское крестьянство в поэме Н.А. Некрасова “Кому на руси жить хорошо”.
    Савелий – богатырь святорусский (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”
    Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”
    Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Сопоставительный анализ образов Ермила Гирина, Савелия и Григория Добросклонова
    Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: Оболт-Оболдуев и князь Утятин.
    Судьба русской крестьянки в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Судьба русской крестьянки в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Счастье в понимании Н.А. Некрасова и моем.
    Счастье в понимании Некрасова и моем.
    Счастье в понимании Некрасова и моем.
    Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
    Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
    Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
    Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Тема народа и России в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова
    Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова
    Тема счастливой жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Тема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Типология крестьянского характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Типы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Типы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Типы крестьян в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Фольклорная основа поэмы Н. Л. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье, вспыхнувшем в прологе? (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)

  5. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной.
    Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта.
    Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”
    Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?
    Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века — крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье — вот два ключевых понятия, .которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье — одно и то же ли рто? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее.
    Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судьбу государства.
    Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяжелого труда. Увы, жизнь не стала лучше.
    Интересно, что проблему счастья автор пытается решить, смотря на вещи глазами крестьян, то есть глазами народа. Поиски счастья не дают никаких результатов. В главе, иронично названной “Счастливые”, перед мужиками-правдоискателями чередой проходят “счастливцы”: рябая баба, солдат, охотник, грузчик, старый лакей, нищие, У каждого из них свое понимание счастья. Для одного — досыта поесть хоть черного хлеба, для другого — остаться в живых после десяти сражений, для третьего — быть здоровым, для четвертого — “пропустить косушечку”, для пятого — быть причастным, хоть и через болезнь, к барской жизни. Но истории этих людей трагикомичны. Каждый прохожий рад любому минутному счастью, которое касается лишь бытовых проблем. Трудно назвать их счастливыми. Поэтому-то мужики-правдоискатели и восклицают: “Эй, счастие мужицкое, дырявое, с заплатами,… проваливай домой”.
    Счастье же более цельных натур, таких как Матрена Тимофеевна, дед Савелий или Ермила Гирин, не вечно, легко теряемо.
    И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен. Ведь не может же рухнуть в одно мгновение то, что было образом жизни многие века.
    Черты народности поэмы Некрасова прослеживаются не только в проблематике и главной идее, но и в стиле, и в языке повествования. Перед нами поэма-эпопея. Она имеет форму, близкую к устному народному творчеству. Сам поэт знал фольклор не только по книгам и сборникам. Общение с крестьянами помогло Некрасову создать это произведение. Поэма создана по аналогии с фольклорными произведениями: сказками, былинами, песнями. Некрасов пользуется постоянными эпитетами, типа: горе лютое, ветры буйные. Много в поэме и пословиц, и поговорок, и загадок. Например: “Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом”. Есть в поэме и песни, которые по стилю трудно отличить от истинно народных. Особенно их много в части “Пир на весь мир”: песни “Соленая”, “Русь”, “Бурлацкая” и др. А притча “О двух великих грешниках” стала народной песней. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, верлибр, тонический стих, дольник. Это помогает передать колорит разговорной речи, приближает читателя к героям — простым людям.
    Некрасов попытался в поэме решить вопрос, что же такое народное счастье. Ответ его прост и ясен — в свободном труде для каждого человека:
    “Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего!
    Мы же немного
    Просим у бога:
    Честное дело
    Делать умело
    Силы нам дай!”
    Роль Некрасова и его поэмы “Кому на Руси жить хорошо” для дальнейшего развития русской поэзии исключительно велика. В стихотворной области он сделал то, что сделал Гоголь в прозе — обратил литературу, высокую поэзию к проблемам простого народа. Поэтому творчество Некрасова народно, доступно и понятно каждому.

  6. Н.А.Некрасов закрепился в памяти читателей как писатель, рассказывающий в своих произведениях о жизни простого русского народа. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» является одним из ярких примеров его творчества, в нём он знакомит нас с жизнью и бытом русских крестьян.
    Автор начал работать над этой поэмой в 1863 году, спустя два года после отмены крепостного права, именно тогда крестьяне стали жить совсем по-другому. Главный философский вопрос, который волнует писателя: «Народ свободен, но счастлив ли народ?». Видно, что писателя сильно беспокоит судьба страны, её будущее. В данном произведении семеро крестьян путешествуют по Руси в поисках по-настоящему счастливого человека.
    Некрасов знакомит нас с различными образами простых мужиков, среди которых нет счастливых людей. Мы видим нищету, пьянство, изнурительный труд, необразованность. Также мы видим и трудолюбие, нравственную чистоту, порядочность, честность и стремление к прекрасному. Автор доносит до читателя то, что, даже находясь в рабстве, русский народ сохранил своё живое сердце и чистую душу.
    Один персонаж произведения видит счастье в том, чтобы все люди были здоровы и сыты, для другого счастье – это просто остаться живым, побывав в двадцати сраженьях, для третьего счастье – это вырастить богатый урожай на небольшом участке. Странники решают, что это недостаточное счастье и начинают искать счастливого человека среди более высоких сословий. На что поп отвечает им, что счастье – это богатство, покой и честь, то, чего у него у самого нет. По мнению помещика, счастье – это весёлая и сытая жизнь, власть, которую он не имеет. Так почти во всём произведении автор придерживается позиции, что на Руси счастья нет. Но потом он всё же вводит образ счастливца, человека, который счастлив, хоть и не имеет ничего за душой, кроме таланта передать увиденное словами.
    С точки зрения помещика или попа Григория Добросклонова нельзя считать счастливым человеком. Но, если верить мнению автора, он истинно счастлив. И счастье его заключается в простой вещи – в возможности увидеть и принять жизнь страны и её жителей такой, какая она есть. Счастье его заключается в осознанной борьбе, в осознанном выборе пути народного защитника, в том, что для него приемлемо жить той жизнью, для которой он был создан. Данный персонаж не заинтересован в богатстве, славе, почёте или власти. Главное для него – доля народа. Он готов пожертвовать жизнью ради справедливости, чтобы все крестьяне на Руси жили весело и вольготно.
    В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал, что русскому народу далеко до счастья, но есть и такие люди, для которых главное счастье – это счастье для каждого. Такие люди будут бороться, делать всё возможное для того, чтобы приблизиться к своему счастью, и обязательно его добьются.
    Поделиться:

  7. Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Цель урока:
    Образовательная: проверить степень понимания поэмы.
    Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.
    Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.
    Ход урока
    I.Выбор и бсуждение  темы
    « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
    Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
    Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
    Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    II.Составление плана сочинения
    Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
    Н.А. Некрсов – певец народа.
    «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
    а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).
    б) Народное понятие счастья:
    – счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;
    – Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;
    – сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;
    – Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.
    в) Две возможные дороги к счастью:
    – дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;
    – другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.
    3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».
    Комментарий учителя:
    Произведения Некрасова  – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.
    До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».
    III.Написание сочинения.
    Литература
    Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова //      Русская литература. Л.,
    1981. № 2. С. 89 – 90.
    Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
    Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
    Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
    Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
    Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
    Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
    Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе “О двух великих
    грешниках”//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
    Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
    Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.

  8. 8
    Текст добавил: Лучше умереть стоя чем жить на коленях

    Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.
    Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

    Образ счастья как свободы в поэме

    Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
    «Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки,
    Заброшены, потеряны…»
    Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
    «Хорошо, легко,
    Ясно на сердце»
    И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
    «Мы ищем, дядя Влас,
    Непоротой губернии,
    Непотрошеной волости,
    Избыткова села»
    Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
    «Мужик сырой, особенный,
    Головка непоклончива»…

    Вывод

    Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

  9. “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасов задумал как “народную книгу”. Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные “по словечку” в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна.
    Поэма широко охватывает народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени, заключает в себе несчетные сокровища народной речи. Впервые в истории русской литературы была создана реалистическая поэма-эпопея — художественное произведение, в котором отражается целая эпоха в жизни страны и народа.
    Идейный замысел поэмы отвечает на вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Проблема народного счастья — центральная, и решая ее, Некрасов ставил перед собой ряд сопутствующих проблем, разрешающих основную. Это оценка крепостного права как одной из важных причин физической и духовной нищеты народа; неоднородность крестьянской массы; раскрытие потенциальных положительных качеств народа — “золота, золота — сердца народного”; разоблачение привилегированных слоев населения, прежде всего дворянства; показ формирования рядового “народного заступника”; новое понимание счастья человека.
    Поэму по широте охвата действительности, прежде всего крестьянской жизни, можно назвать энциклопедией русской жизни. В центре некрасовской поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов в своей поэме передал мысли и чувства наиболее сознательной части крестьянства. Поэт отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни “пахаря” — рождение ребенка и крестины, свадьба, рекрутчина и похороны, труд на поле и работа “на стороне”, страда и ярмарка, пир и голод, порка и бунты — все вместилось в поэму.
    Рассказ о путешествии странников в поисках счастья позволил автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев… и каждый из этих персонажей — живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.
    В центре внимания — крестьянская масса. Несмотря на тяжелую борьбу за существование и изнурительный труд, крестьяне хранят в душе стремление к красоте, в доступной форме тягу к искусству.
    В глазах автора богатырь и богатство — это не только физическое, но и духовное качество. Именно эта сторона жизни народа давала право автору сказать: “золото, золото — сердце народное”, а в целом народная масса, духовное ее начало оценивается как добрая почва:
    Такая почва добрая —
    Душа народа русского…
    О, сеятель, приди!
    Своеобразие некрасовской поэмы в том, что сеятель на ниве народной, изображенный в лице Гриши Добросклонова, появляется из самой гущи народа, что свидетельствовало о росте народного самосознания широких демократических слоев.
    В поэме крестьяне предстают способными и к коллективному, солидарному действию (сбор денег для Ермилы Гирина, расправа с Егоркой Шутовым). Они полны чувства собственного достоинства, презрения к господам. Однако в своем возмущении и протесте крестьяне часто непоследовательны. Савелий, богатырь русский, человек сильный и волевой, учит свою внучку:
    Терпи, многокручинная!
    Терпи, многострадальная!
    Нам правды не найти.
    Некрасовское художественное изображение крестьянства отличается объективностью, не позволяющей ни идеализировать крестьянство, ни очернять его.
    Афористическую форму оценка Некрасовым крестьянской Руси получила в строчках:
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка-Русь!
    Поэма Некрасова, по выражению одного из исследователей, является генеральным смотром крестьянской России. Народ выступает на страницах поэмы как в массовых сценах, так и в отдельных образах, которые представили довольно разнообразную по своему настроению и духовному состоянию крестьянскую массу.
    Среди крестьян можно выделить крестьян-протестантов, заявивших о своем несогласии с тем образом жизни, на который их обрекала судьба. Савелий воплощал судьбу русского мужика. Некрасов, подобно сказителям былин, использует гиперболу, чтобы подчеркнуть физическую и духовную силу героя. Уже само название — “Богатырь святорусский” — подчеркивает богатырскую мощь этого человека, который и после сибирской каторги не пал духом и с гордостью заявлял: “клейменый, да не раб”.
    Яким Нагой сохранил в себе и чувство социального достоинства, и способность разобраться как в собственном положении, так и в положении крестьянства, он знает, что “освобожденный” мужик бедствует не по своей воле. В этом же персонаже запечатлена неумирающая тяга к прекрасному. Замечательно, что народную крестьянскую суть Якима Нагого автор подчеркивает в портрете, основные тона и краски которого заимствованы из “палитры” земледельца.
    Агап Петров — единственный из крестьян, бывших крепостных князя Утятина, — не согласился играть комедию. Он по-новому заговорил с барином, его дерзкая речь знаменовала новый этап в сознании русского крестьянина.
    Ермил Гирин — единственный из претендентов на счастье из крестьянской массы, которого крестьяне не встретили, потому что тот, став на сторону восставших крестьян, оказался в тюрьме. В лице Ермила Некрасов показал грамотного, выдающегося по своим нравственным и организаторским способностям крестьянина. Вольный владелец мельницы, Гирин является тем счастливым крестьянином, которого искали странники, потому что у него есть “и спокойствие, и деньги, и почет”. Некрасов понимал, что крепостное право накладывало отпечаток на нравственный мир крестьян, среди которых появляются холопы по духу, такие, о которых в главе “Про холопа примерного — Якова верного” сказано:
    Люди холопского звания —
    Сущие псы иногда:
    Чем тяжелей наказания, —
    Тем им милей господа.
    Были и такие крестьяне, которые совершали самый страшный с точки зрения крестьян грех — предательство. Староста Глеб
    На десятки лет до недавних дней
    Восемь тысяч душ закрепил, злодей.
    Постоянное общение с господами наложило свой отпечаток на нравственный облик дворовых. Оторванные от крестьянского труда, они после реформы 1861 года очень часто оставались не у дел. Это была своеобразная драма людей, выброшенных из жизни. Некрасов сравнивает дворовых, заброшенных в барской усадьбе, с тараканами в нетопленой горнице. Сознание одного из таких дворовых еще в пору крепостного права передается небольшим монологом лакея князя Переметева, который свое счастье видит в том, что имеет возможность допивать из рюмок напитки иностранные и лизать барские тарелки. Автору очень хочется указать путь к счастью для всех людей. Пройдя дорогами деревенской Руси, семь мужиков-правдоискателей встретились со многими людьми, но убедились, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли, но наряду с ними уже появляются, пусть немногие, но все же протестующие крестьяне.
    В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов отразил появление новых сил, молодежи, которая мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее будущее своей многострадальной родины. И автор не сомневается, что у его родного народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, пусть медленно, пусть еще не повсеместно, меняется.
    Своей вершинной поэмой народный поэт Н. А. Некрасов, изобразив все стороны русской жизни, показал, что народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

  10. ПРОСТЫЕ ЛЮДИ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

    Великий русский поэт Н. А. Некрасов был сыном небогатого помещика. Жизнь в усадьбе, принадлежа­щей отцу, человеку суровому, имевшему жестокий нрав, познакомила будущего поэта с наиболее темными сторонами крепостничества, помогла увидеть и понять душу крестьянина. В раннем детстве Некрасов много времени проводил, играя с крестьянскими детьми, хотя вообще-то ему, как господскому сыну, такое категори­чески запрещалось.
    Естественно, что на основе детских впечатлений и последующих житейских наблюдений более зрелого возраста у поэта сформировалось особое отношение к простым людям. По его мнению, они куда более за­служивали уважения, нежели дворяне и помещики. К тому же Некрасов еще и глубоко сочувствовал угне­тенному положению крепостного крестьянина.
    Такая авторская позиция нашла наиболее полное от­ражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это про­изведение писалось с вполне конкретной целью — пока­зать обществу катастрофическое положение крестьяни­на, рассказать о нелегкой жизни обыкновенного сельского труженика и заставить читателя симпатизировать ему. Более того, поэма должна была побудить читателя, если это от него зависело, к конкретным действиям.
    Поэма написана о простых людях, причем ее пове­ствование было в очень большой степени публицистич­ным. Поэт стремился к максимальной достоверности в изображении тех или иных деталей быта. Более того, он старался быть объективным и никоим образом не идеализировал простонародье. Среди героев поэмы, попадающих под определение «простые люди», встре­чаются не только положительные. Есть там и те, кто вызывает возмущение или пренебрежение. Многие из них достойны всяческого осуждения.
    Сразу же можно заметить, насколько поэт озабочен непросвещенностью крестьян. В те времена найти сре­ди сельских жителей грамотного было очень трудно. Все, что люди узнавали о мире, исходило из каких-ли­бо устных рассказав. Рассказчики при этом часто сами слабо разбирались в сути дела. Даже примитивные лу­бочные картинки, и те распространялись коробейника­ми по принципу внушительности того, кто изобра­жен, — не имело никакого значения, чем прославился тот или иной полководец.
    Шалишь! Перед крестьянином Все генералы равные,
    Как шишки на ели.
    Чтобы продать плюгавого —
    Попасть на доку надобно,
    А толстого да грозного Я всякому всучу.
    Искренне сочувствуя беспросветной темноте наро­да, Некрасов восклицает:
    Эх! эх! придет ли времечко,
    Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого —
    Белинского и Гоголя С базара понесет?
    Непросвещенность людей порождала их доверчи­вость. В самом деле, так ли уж сложно образованному помещику обмануть крестьянина, который всю жизнь только и видит, что тяжелый труд на кого-то. Даже если крестьянин уже немало натерпелся от своего барина, тот сможет заставить его плясать под свою дудку — стоит только пообещать крестьянину что-нибудь. Например, как в эпизоде с Последышем-Утятиным, — поемные лу­га. Богатая земля, которая находится в полной собствен­ности помещиков, — чем еще можно более надежно за­манить крестьянина в западню. Выполнять условия сделки вовсе необязательно — ведь помещики сами оп­ределяют условия выкупа.
    Другим пороком простого человека Некрасов счита­ет его готовность находиться у кого-то в подчинении, причем в подчинении полном и безоговорочном. И это неудивительно — вековая кабала не может не изменить психологии: очень многие простые люди не представля­ли себе, как можно обойтись без помещика. Особенно это касалось дворни и лакеев. Они всю жизнь проводи­ли рядом с господином, жили с ним в одном доме. С дворней и лакеями барин обходился несколько иначе, чем с крестьянами. Прислуга и питалась лучше, и оде­валась красивее, и жила всегда в тепле, а порой и кое- какие деньги ей перепадали. Естественно, для дворни было куда страшней потерять своего хозяина. Показа­тельным в этом плане может служить эпизод из проло­га к главе «Крестьянка», где описывается брошенная помещиком усадьба. Хозяин за границей, управитель при смерти, а слуги продолжают как-то существовать. Одновременно дом понемногу по частям разбирается: используются на дрова резные стойки с крыльца, от­винчиваются медные ручки, и уносятся даже изразцы. И жалок здесь певец с неким волшебным голосом. Его дар оказывается нужным для того, чтобы перекликать­ся с дьяконом, зазывающим пить водку.
    А в главе «Счастливые» читатель видит совсем иной типаж дворового человека. Любимый раб князя Переметьева хвастается тем, что вылизывал за хозяи­ном тарелки и допивал заморские вина. На смех наро­ду он выставляет даже свою подагру как достояние и предмет любования:
    Не вашей подлой хворостью,
    Не хрипотой, не грыжею —
    Болезнью благородною…
    Я болен, мужичье!
    По-да-грой именуется!
    Этот лакей, хотя и достоин осмеяния, но очень по­нятен: ему хорошо жить, уютно и сытно. Этим он и гор­дится.
    Еще одна история о взаимоотношениях барина и холопа — это история «холопа примерного — Якова верного». Здесь мы видим, насколько глубокой может быть преданность и насколько черной — неблагодар­ность. Барин, которому служил Яков, бил его, унижал. А когда на господина навалилась болезнь, холоп Яков оказывается чуть ли не братом. Трагический финал ис­тории становится уроком для господина, но надолго ли? Смерть Якова символизирует безнадежность, кроющу­юся за вроде бы более выигрышным, благополучным положением дворового относительно крестьянина.
    О случаях подлости, неблаговидных поступках са­мих крестьян Некрасов также рассказывает на приме­ре поведанной Игнатием Прохоровым истории о крес­тьянском грехе. Этот грех — предательство себе по­добных. Издавна предательство называлось иудиным грехом и считалось самым непростительным. А тот, кто в угоду собственной выгоде оставляет в кабале множе­ство людей, действительно иным, кроме как предате­лем, считаться не может.
    Таким образом, простые люди зачастую сами нахо­дят способ усугубить свое и без того трудное положе­ние, и это целиком и полностью их вина. Но тем не ме­нее, Некрасов умом и сердцем на стороне угнетенной части народа. И это читается практически в каждой строчке поэмы.
    Глава «Пьяная ночь» полностью посвящена описа­нию того, каким образом мужики дают себе, говоря со­временным языком, разрядку. Как ни скверно, но для них единственным доступным способом в таких случа­ях оказывается водка. Пьянство считается у мужика способом забыться, выскользнуть из пут обыденной жизни, не несущей в себе никакой радости. Казалось бы, пропивающая все семья обречена на постоянное прозябание, но ведь непьющим нисколько не легче:
    Нет меры хмелю русскому,
    А горе наше меряли?
    Работе мера есть?
    Вино валит крестьянина,
    А горе не валит его?
    Работа не валит?
    Несмотря на это, русский мужик вызывает неустан­ное восхищение поэта. Некрасов, не забывая о многих недостатках и изъянах простонародья, тем не менее со­здает именно положительный образ этого сословия.
    Так получается, по мнению поэта, что именно здесь, в бедных, замученных трудом деревнях, скры­вается истинное величие русского человека. Мужики, простые люди долгие века берегли некое зерно истин­но народной души, охраняя его от кабальной безна­дежности.
    Свобода — необходимое условие для того, чтобы простой человек мог раскрыть себя. Причем не та фик­тивная свобода, которую ему, как подачку, дала ре­форма 1861 года. По сути дела, после нее крестьяне ос­тались крепостными, отмена этого российского аналога рабства оказалась мыльным пузырем.
    Свобода — это главнейшая цель. За нее можно бо­роться, не стесняясь в средствах. Так утверждает по­эт. И в доказательство представляет нам образ бывше­го каторжника Савелия. Савелий оказался на каторге за то, что был одним из убийц немца — приказчика ба­рина Шалашникова. Немец, очевидно, инженер по об­разованию, построил дорогу в ту далекую лесную де­ревню, где жил Савелий. Вместе с дорогой в деревню пришло и угнетение. И в результате случился тот са­мый, типично русский бунт, который заведомо обречен на поражение, но всегда успевает хоть в какой-то сте­пени отстоять право народа быть свободным. Приказ­чика живьем закопали в землю. Жестокий поступок сквозь строки трактуется поэтом как пример народно­го стремления к свободе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *