Краткое сочинение на тему чацкий и молчалин

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Сын виликого Отца

    Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.
    Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.
    Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.
    Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.
    Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

  2. В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
    Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
    Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
    Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
    В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
    Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
    В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.

  3. Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
    Чацкий
    Молчалин
    Характер
    Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
    Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
    Общественное положение
    Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
    Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
    Образование
    Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
    Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
    Сфера деятельности
    Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
    Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
    Социальные взгляды
    Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
    Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
    Карьерные воззрения
    Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
    Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
    Особенности речи
    Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
    Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
    Отношение друг к другу
    Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
    Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
    Финал
    Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
    Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
    Роль в комедии
    Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
    Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

    Итоги

    Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
    Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

  4. Комедия “Горе от ума” занимает особое место в ряду выдающихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, “держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью”. Вероятно, это происходит потому, что А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю. Каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Его герои — сложные и противоречивые натуры, как сложны и противоречивы реальные люди.
    Основной конфликт комедии между “одним здравомыслящим человеком” и консервативным большинством, отражающий противоречия между “веком нынешним” и “веком минувшим”, наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и контраст между ними очень заметен.
    Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, умный и образованный. Он занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор. От чинопочитания Чацкого уберегли подлинный патриотизм и любовь к Родине, к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действительности, чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, человечность, прямота — единственное оружие, достойное настоящего человека.
    Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского общества, нашел ту же пошлость и пустоту, которые были и в прежнее время, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности царил вокруг. Столкновение Чацкого с фамусовским обществом постепенно принимает все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она — в фамусовском мире, а Чацкий конфликтует с ним.
    Скудость духа и умение удобно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному — основные черты всех представителей фамусовского общества. Молчалин принадлежит к этому обществу, более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ( ничтожеством. “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть… ума в нем только мало…” — характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угодничает перед всеми, не смеет “своего сужденья произнесть”.
    В мои лета не должно сметь
    Свое суждение иметь.
    Ведь надобно зависеть от других…
    В чинах мы небольших…
    Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема, он привык иметь и высказывать свое мнение. Молчалин своими главными талантами считает умеренность и аккуратность, которые обеспечивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и другими “чудеснейшими” свойствами, за которые его так любит Софья:
    …уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    И на душе проступков никаких,
    Чужих и вкривь и вкось не рубит…
    Молчалин — счастливый соперник Чацкого, но он недостоин Софьи. Н. В. Гоголь писал: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Молчалин полностью олицетворяет мораль “минувшего века”, основанную на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Идеал человека для Молчалина — удачливый вельможа, достигший “степеней известных” благодаря своему раболепству. Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего “свое суждение иметь”, наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Служба для него — средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же:
    Ну, право, что бы вам в
    Москве у нас служить?
    И награжденья брать,
    и весело пожить?
    Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел “три награжденья получить”. Но Чацкий придерживается других правил:
    Когда в делах — я от веселья прячусь,
    Когда дурачиться — дурачусь,
    А смешивать два эти ремесла
    Есть тьма искусников, я не из их числа.
    Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные качества Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и “вольное” слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв. Он опасается только злых языков, которые для него “страшнее пистолета”, да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество Молчалина.
    Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять теплое местечко. Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятия по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискивает, лебезит, но в душе дурно относится к людям.
    В лице Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”. А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.

  5. План
    1. Противопоставление персонажей – прием автора-художника.
    2. Сходство и различие двух героев.
    3. Кто лишний?
    Почти в каждом литературном произведении есть персонажи, которых можно сравнить друг с другом. Часто один герой противопоставлен другому. Они различны по характеру, по поступкам, иногда даже по внешнему виду. Автор выбирает такой прием сравнения для того, чтобы читатель лучше понимал главную мысль произведения, его суть, проблему, сюжет, отношения персонажей. Вот и в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума» есть герои, которые противопоставлены друг другу. Это Чацкий и Молчалин.
    Сочинение – сравнение, которое я представлю, будет посвящено им. Нельзя сказать, что А.Грибоедов открыто заявляет, что Чацкий – хороший герой, а Молчалин – плохой. Читатель многое должен прочитать между строк. Характеристику качеств их натуры, поведения автор представляет через речь. Их реплики, монологи раскрывают характер и дают читателю понять, кто чего стоит.
    Начнем со сходства этих двух героев. Они оба входят в общество Фамусова и знакомы с ним. Здесь их сходство и заканчивается. А вот различий между персонажами предостаточно. Во-первых, происхождение. Чацкий был из богатого дворянского рода, а про Молчалина автор сказал: «Безродного пригрел…», то есть, Фамусов дал ему чин коллежского асессора, после чего Молчалин может претендовать на титул дворянина. Во-вторых, Чацкий – умный, образованный, интеллигентный человек. Молчалин же глуп и недалек. «Конечно, нет в нем этого ума…», – говорит А.Грибоедов.
    В-третьих, Чацкий понимает, что чин – это не главное в жизни. Можно жить и другими «вершинами», например, увлечься наукой или искусством. Можно быть творческим человеком и сопровождать службу интересным увлечениями. А Молчалин считает, что чин – это первостепенное в жизни человека. Строить карьеру – вот стезя, по которой должен идти каждый. Молчалин этим и занимается – он усердно взбирается по карьерной лестнице, чтобы получить в жизни все. Он обманывает Софью, прикидываясь влюбленным только для того, чтобы завладеть ее наследством. Прислуживая Фамусову, он преследует только одну цель – получить дворянский титул.
    В-четвертых, Чацкий смел в своих суждениях. Он не боится высказать обществу собственное мнение. Он вступает в спор со всеми умными людьми московского света. Он резок и принципиален. Молчалин же, наоборот, тих и скромен. Он говорит Чацкому: «…не должно сметь свои суждения иметь». Фамилия героя полностью соответствует его характеру. Он зависит от чужого слова, взгляда, движения руки. Полная подчиненность людям выше рангом и состоянием помогает Молчалину пристраиваться к нужным чинам и продвигаться по службе.
    Ну и в-пятых, Чацкий – честный, искренний человек. Герой открыто заявляет всему обществу, что он думает о нем. Он признается Софье в любви и открыто выражает непонимание ее отношения к нему. Он гневно выказывает недовольство и не скрывает своих чувств. Молчалин же все время притворяется. Он лжет и лицемерит. Совершает подлый поступок в отношении Софьи и нисколько этого не стесняется.
    Чацкий и Молчалин – два главных персонажа пьесы, не случайно показаны автором в противопоставлении. Это подчеркивает черты характера героя и антигероя. Два типажа столь различны между собой. Общество живет и с Чацкими и с Молчалиными, только кто из них оказывается лишним, мы видим в финале пьесы. Вывод остается сделать самому читателю.

  6. Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
    Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
    Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
    Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
    Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
    Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
    В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
    Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
    Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
    В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
    В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

  7. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И. А. Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
    В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
    Это — образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося с ним.
    Именно Чацкий воплотил в себе черты такого “нового” человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его первые речи вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное равнодушие с ее стороны.
    По Чацкому, “век минувший” характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством — ведь “тот и славился, чья чаще гнулась шея!”. “Век нынешний”, по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что “Молчалины блаженствуют на свете”, что “прошедшего житья подлейшие черты” еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под “веком нынешним” Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х — начала 20-х годов XIX века.
    Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: “Он вольность хочет проповедать!”
    Примечателен монолог Чацкого “А судьи кто?”. Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком “нынешнего века”. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: “Где, укажите нам, отечества отцы… Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!” Кто это — мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? “Судьям”, которые непримиримы к “свободной жизни”, он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями.
    Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в понимании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это грозное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.
    Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы, “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”.
    Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями Фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали; если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.
    Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости “пригрет” Фамусовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован.
    Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды”.
    Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он “в небольших чинах”. Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молча-лину, так как она может “словечко замолвить”.
    Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусов-ское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он “мастер услужить”, найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, “идет прямым путем на каторжные работы”, то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

  8. 8
    Текст добавил: ЛЬЯНА ЛОГКАЯ

    Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
    Выводы

    Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

    Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
    Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
    Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого.
    Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

    Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
    Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

    Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
    Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
    Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
    Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине.
    Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

    В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
    Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
    Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
    Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
    Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
    Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Выводы

    Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
    Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
    Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика образов для сочинения по теме | источник

  9. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий…
    И.А.Гончаров.
    Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», – и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
    Д.И.Писарев.
    Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней отразились изменения, произошедшие в обществе после Отечественной войны 1812 года. А.С.Грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. Взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны. Столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии Чацкого и Молчалина.
    Чацкий и Молчалин – ровесники, но контраст между ними очень велик.
    Александр Андреевич Чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном служении Отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. По словам Гончарова, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». Чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». По своим взглядам и убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он любит русский народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
    Молчалин является полной противоположностью Чацкого. У него совсем другие идеалы. Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
    Чацкий же относится к Молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
    Различие между Чацким и Молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. Чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. Его монологи эмоциональны и красноречивы. Молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
    У Чацкого и Молчалина разное отношение к любви. Чацкий искренне любит Софию. Только ради нее он приехал в Москву и первым делом пошел повидаться с ней. Но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный Чацкий долго не может поверить.
    Молчалин же только притворяется, что питает к Софии нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
    Несмотря на молодость, Молчалин является представителем «века минувшего». Он полностью поддерживает мораль и нравы старой Москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
    Чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
    …из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    Из-за нестандартных убеждений Чацкого холодно принимают в Москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. Поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии Чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
    Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.
    Добавил: Arbel

  10. Текст сочинения:
    Чацкий и Молчалин.
    “Горе от ума” Грибоедова – социально-поли?ическая реалисти-ческая комедия, “одно из самых злободневных произведений русской литературы”. Комедия “Гоу” была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”, не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: “В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. Роль Александра Андреевича Чацкого – главная роль в комедии. Среди “двадцати пяти глупцов” большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин – это не только сценические персонажи, которые способствую? разви?ию действия, но и социальные ?ипы.
    Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаю?ся друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах.
    Чацкий талан?лив, “его речь кипи? умом, остроумием”, он всегда говори? то, что думает, “у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”. “Талан?ы” же Молчалина состоят в “умеренности и аккуратности”. За маской бессловесного, скромного, ?ихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходи? из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опы?, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет “нынешний век” веком просвещения и всячески восхваляет ?ягу к знаниям, наукам и искусствам, “высоким и прекрасным”. Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспи?ывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину “коптеть в Твери”, то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин “унаследовал” от отца один очень “ценный” совет:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чисти? платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него – это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже “три награжденья” и дворянский ?и?ул. Чацкий не требует “ни мест, ни продвиженья в чин”. Он готов служить по велению долга, “служить делу”:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состои? в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”.
    О?ношение к любви у героев также противоположно. Чацкий люби? Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву. Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство:
    И вот любовника я принимаю вид
    В угодность дочери такого человека
    Софью он люби? “по должности”, Лизу – “от скуки”. Любовь для него – еще одно средство для достижения своих низменных целей.
    Александр Андреич – вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависи?, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О “?узах” Чацкий безбоязненно говори? то, что думает. Если “пустейшего человека” в “фамусовском обществе” “ставят в образец”, то это для Чацкого совершенно ничего не значи?. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича “одним из самых бестолковых”, а властная и могучая Татьяна Юрьевна – “вздорной”. Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состои? главное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин ?вердо следует “завещанию” отца:
    Там моську вовремя поглади?!
    Ту? в пору карточку вотрет!
    Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может. Он говори?: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не види? в нем достойного соперника, для него Молчалин – полное нич-тожество, “жалчайшее созданье”. Но и Молчалин ни во что не стави? Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого.
    Чацкий – новый человек. На его пу?и стои? “фамусовское общес-?во”, но более сильным и живучим оказываю?ся Молчалины. “Молча-лины блаженствую? на свете!” Э?и слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда буду? появляться при резкой смене одного века другим. И это свидетельствует о подлинной “бессмер?ности” комедии. Чацкий терпи? поражение, но в моральном плане остается победителем.
    Права на сочинение “Чацкий и Молчалин.” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  11. Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего главного противника — Молчалина. Главный герой не способен отнестись к нему и его “способностям” всерьез, но на самом деле это “жалчайшее созданье” не так уж ничтожно. За время его отсутствия он занял место в сердце Софии. Брошенные Чацким слова — “Молчалины блаженствуют на свете” — оказались пророческими. Именно люди этого типа, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, станут, по мнению главного героя, на вершину общества потому, что власть ценит “умеренность и аккуратность”, а также “бессловесных”.
    Ум, хитрость, изворотливость, умение найти “ключ” к каждому влиятельному человеку — главные ка чества Молчалива. Его взгляды на жизнь противоположны идеалам Чацкого. Этим Молчалин подобен фамусовскому обществу. За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвестный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Рассчетливо и холодно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он готов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.
    Чацкий не только отвергает устаревшие формы жизни, но и призывает всех это делать. Главный герой — человек неравнодушный, деятельный, мне даже кажется, что он типичный представитель декабристов. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, душевную пустоту. Речь его кипит умом, остроумием. Он честный, со здоровым чувством юмора человек, который видит недостатки других и открыто их высмеивает, никого не боясь. Все это благородство противоположно качествам Молчалина.
    Этим произведением автор призывает бороться с такими людьми, как Молчалин и Фамусов. Мне кажется, что такие люди существуют и сегодня, потому что очень трудно “разгадать” их лживые натуры и они всегда находят “слабых” людей, которыми можно командовать. Из этого следует, что фамусов-ское и молчалинское общество растет и развивается.

  12. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого — рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезнб, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фамусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.
    Этот конфликт, стоящий в центре комедии, — конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», — наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.
    Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному — таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча­ли н по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», — характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь сВое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», — считает он.
    Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» — иронично спрашивает он Мол-чалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.
    Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь. «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».
    Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» — «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и Подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:
    Мне завещал отец:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *