Краткое сочинение на тему художественные особенности русских былин

9 вариантов

  1. Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
    Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
    Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
    Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.

  2. Министерство образования Украины
    Таврический Национальный Университет имени
    В.И. Вернадского
    Кафедра русского языка
    Художественные особенности героической былины “Добрыня и Змей”
    Контрольная работа по русскому фольклору
    студентки 1 курса заочного отделения
    Сырых Юлии Александровны
    Симферополь, 2002 год.
    В начале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр, непохожий на другие. В нем были активно
    действующие герои: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович, Садко. Былины были собраны
    преимущественно на севере и в центре России. На Украине подобный жанр назывался думой.
    Собрав и записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг изучили их с точки
    зрения происхождения, тематического состава, художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потом и понятие “былины” (в
    народе – “старины”, т.е. песни о старине). Само слово “былина” введено в науку Н.П. Сахаровым в первой половине 19-го века.
    Он взял его из “Слова о полку Игореве”.
    Былины – особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается
    в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что  имело место  в жизни. Однако часто былины включают в себя
    элементы фантастической сказки.
    На данный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения его временно-пространственного
    происхождения, тематических особенностей и прочего.
    Время и место происхождения былин определялось по историческим событиям, в них изображенным, и поэтическим
    особенностям. Поэтому одни былины датировались 13-15 вв. – периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другие относятся ко времени зарождения
    Киевского государства, то есть, к 9-му веку; а содержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например, Волхва Всеславьевича в
    рыбу, волка) считаются еще более древними. Этап завершения формирования былин – период создания Московской Руси 15-17 вв. Былин последующих веков просто нет.
    Традиционно принято считать, что русские былины делятся на два цикла:
    1) Героические, в центре которых герой-воин
    2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о
    Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)
    В героических (иначе – богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты  жизни русского народа, когда ему приходилось
    бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.
    Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов – былины –
    сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, что хотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например, весьма часто одним из
    героев является князь Владимир), подлинным героем  былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли –
    богатыри.
    Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы
    узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова “Богатыри”. Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами
    былине “Добрыня и Змей”  противостоит Змею один воин – Добрыня Никитич, прообразом которого
    многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.
    Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич – богатырь сильный и смелый.
    Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой
    игрой на гуслях. В былине “Добрыня и Змей” мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же
    время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.
    Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме
    вместе с матерью, “честной вдовой”. И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает
    Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает “русских
    полонов” (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати,
    это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда
    представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея “двенадцать хоботов”. Таким образом, добавляя биологически
    нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется
    нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.
    Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал  красну девицу “молоду Забаву дочь
    Потятичну”, племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется “не топтать
    больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих”, а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих,
    не копить мне полонов да русскиих”.
    Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у
    которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: “В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу”. Этот Змей может вести открытый
    наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.
    Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая
    так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине  такая женщина – мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала
    его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении  Добрыни с князева пира,
    проницательная женщина в ответ на рассказ сына (“А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский”) говорит: “Мудренее утро
    будет оно вечера”. И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина,
    которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка – не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.
    Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский “happy end” , то
    ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: “А ты, молода Забава,
    дочь Потятична, – для тебя я эдак теперь странствовал – ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру”. Для объяснения такой
    нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права
    связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. “Тарас Бульба”), боявшимся “обабиться” и позабыть о мужских радостях
    боя. А вторая – в классовых различиях. Добрыня – выходец из крестьян, а Забава – племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за
    боярина, князя.
    Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и
    каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно
    еще разглядеть в “Слове о полку Игореве”. И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли “силы небесные”. Это были святая
    троица и святые старцы (вспомним “Исцеление Ильи Муромца”). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли,
    а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь.
    Читаем:
    Они дрались со Змеею тут трои сутки,
    Но не мог Добрыня Змею перебить.
    Хочет тут Добрыня от Змеи отстать –
    Как с небес Добрыне ему глас гласит:
    – Молодой Добрыня сын Никитинец!
    Дрался со Змеею ты трои сутки,
    Подерись со Змеей еще три часа:
    Ты побьешь Змею да ю, проклятую!
    Вот оно! “Глас гласит” уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и
    все получится.
    В данном изложении можно понять, что поддержка “гласа с небес” была лишь моральной, а победил Добрыня
    благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в
    былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия:
    Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более
    правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.
    Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу,
    позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым
    “исходом”, то есть итогом: “И повез молоду Забаву дочь Потятичну”.
    И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не
    украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: “добрый конь” – друг богатыря, без которого в бою
    тяжело, “солнышко Владимир стольно-киевский, дающий “порученьица, службу немалую”. В описаниях природы мы встречаем: “гора
    высокая”, “нора глубокая”, “река быстрая” и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что
    они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.
    Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на
    Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели
    увидеть великое искусство в народном творчестве.
    Список использованной литературы:
    В.П.
    Аникин, Русский фольклор, М.,”Высшая школа”, 1987г
    В.И. Чичеров, Героические былины, М., “Детгиз”, 1962г
    О.Ф. Миллер, Илья Муромец и богатырство Киевское, СПб., 1869

  3. Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
    Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
    Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
    Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.

  4. Данное средство художественной выразительности играет едва ли не самую важную роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не жалели красок, воспевая силу и мощь древних витязей и воинов. Особенности былин легко объясняются той целью, с которой они создавались: желание восхвалить и увековечить подвиги богатырей.
    Чтобы подчеркнуть их славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину боя. Как правило, эпитеты применялись к характеристике внешнего облика воина, его коня, а также противника. Необыкновенно красивы описания древнерусских городов: княжеских палат, дворцов, дружины.
    Художественные особенности былин отражают мышление средневекового русского человека, который был склонен возвеличивать подвиги своих любимых героев. С этой целью авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. В самом деле, подвиги витязей преподносятся в необыкновенно эпических тонах. Например, в древних сказаниях богатырь одним взмахом и ударом разит противника, от удара копытом его коня земля дрожит и опадает листва с деревьев. Те же приемы применяются и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник так свистит, что всё живое вокруг разбегается, поднимается сильный ветер.
    Художественные особенности былин раскрывают и некоторые черты музыкального искусства наших предков. Эти старинные эпичные песни строились по особым правилам, которые придавали им певучесть, размеренность и определенный ритм звучания. В строчках этих произведений используется несколько ударений, как правило, три. Они ставились на третьих слогах от начала и от конца.
    Данный принцип не был обязательным, однако применялся довольно часто. Такое исполнение придавало былине особую звуковую выразительность и эпичность. Впрочем, иногда для усиления певучести текста слоги пропевались как одно слово, без разделений и пауз.
    Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения былины применялись наиболее часто. Все произведения рассматриваемого жанра начинались с зачина – вступительного слова, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость.
    Далее следуют завязка и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту. Развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг.
    Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным сказаниям мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Разумеется, наиболее любимым сюжетом были истории о подвигах и ратных сражениях богатырей. Однако, помимо этого, существовали также темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Существовали былины о необыкновенных приключениях героев, например, большой популярностью пользовались сказки про купца Садко. В этих былинах прославляются не ратные доблести витязей, а такие черты персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволявшая им находить выход из самых трудных ситуаций.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. В первую очередь, важно объяснить, что представляет собой былина. Нужно отметить, что это часть русской культуры, относящаяся к эпосу. Важно также сказать о том, что это произведение – отдельное направление фольклора русского народа. Стоит так же отметить, что былины появились задолго до возникновения письменности. Это будет вступительная часть сочинения, которая расскажет о народном творении в общих чертах.
    Приступаем к основной части сочинения. Здесь уже ученик должен более подробно рассказать о былинах в качестве литературного наследия. Можно сказать, что они несут историческую ценность, потому как рассказывают о событиях, происходивших со славянами в Древней Руси. Эти истории, которые повествуются в виде песен, передавали долгие поколения из уст в уста. На бумаге их стали фиксировать лишь в XIX веке. Местом, где впервые песню перенесли на бумагу, стала Республика Карелия. Чуть позже фиксировать фольклорные произведения стали и в Архангельской области.
    В основной части так же важно отметить, насколько разнообразны были образы в былинах. На сегодняшний день филологи говорят о том, что былины содержат почти сотню различных сюжетов и героев. Кроме того, существует более трех тысяч вариантов таких песен.
    В заключение можно сказать о том, что наши славянские предки не называли эти произведения былинами. Это фольклорное направление имело свое название, звучавшее как «старинушка» или «старинка». Лишь в XIX веке достояние эпоса стало называться былиной.
    Можно отметить в заключении, что эти произведения часто рассказывали о судьбах русских богатырей, которые были отважными героями, в то время как любая вражеская сила всегда была поганой. Сочинение можно завершить мыслью о том, что древнюю историю можно изучать и по литературным творениям, а не только по учебникам.

  6. Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
    Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
    Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
    Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
    Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
    В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
    В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
    Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
    Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

  7. Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,стр. 6). События в былинах излагаются в строгом порядке, после-довательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах.
    Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
    Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Например: Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела.
    Или: Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира. Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского ксня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. Иногда былины заканчиваются особой концовкой – заключением из всего содержания былины: То старина, то и дёянье, т. е. так было в старину, это – быль. Главный герой былин – русский богатырь.
    Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой – переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.
    Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня – на много вёрст, а второй скок – и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ТфА дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно.

  8. Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далеких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    У былин много характерных для них особенностей.
    Медленное изложение событий — первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента — гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.
    Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так й в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.
    Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы — мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.
    Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле — это чужбина.
    Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».
    Использование гиперболы (преувеличения) — тоже особенность былин. Русские богатыри — необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.
    Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев — это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя — это вымысел.
    По содержанию былины принято делить на две большие группы.
    Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.
    Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств.
    В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
    Обычно былина начинается с короткого вступления — зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
    Например:
    Как во славном городе во Киеве,
    У ласкового князя у Владимира
    Было пированьице — почестен пир…
    После зачина следует основная часть — повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация — наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия — поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
    Тут Илье и славу поют…
    Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин — частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца — более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
    В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
    Прямоезжая дорожка заколодила,
    Заколодила дорожка, замуравила…
    Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
    Да У славной У речки У Смородины…
    ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…
    Другая примечательная особенность былин — постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце — красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец — добрый. Богатырь — святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля — так ласково называют герои былин свою родину.
    Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
    А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
    В былинах также часто используются гиперболы — преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
    С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
    И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
    Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *