Куприн сочинение на тему

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    «Горечь» и «сладость» человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна
    «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (на материале произведений А.И. Куприна)
    Александр Иванович Куприн – яркий представитель школы критического реализма XX века
    Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна)
    Жизненный и творческий путь Александра Ивановича Куприна
    Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб (По повестям А. И. Куприна)
    Испытание любовью (по произведениям русских писателей конца 19 – начала 20 века)
    Любовь в творчестве Куприна
    Любовь как трагедия незаурядной личности
    Любовь, какая она… (по произведениям А. Куприна)
    Настоящая любовь – всегда трагедия (по произведениям «Суламифь» А.И. Куприна и «Митина любовь» И.А. Бунина).
    Нет ничего прекраснее любви! (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна)
    Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок»)
    Особенности творчества А. И. Куприна
    Певец возвышенной любви
    Почему я люблю А. И. Куприна
    Поэзия любви (по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина)
    Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова
    Реализм и романтизм в творчестве А. И. Куприна
    Романтизм и реализм в творчестве А. И. Куприна
    Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
    Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
    Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
    Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
    Сочетание реализма и романтизма в прозе А.И. Куприна
    Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
    Творческий путь писателя
    Творческий путь писателя
    ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА
    Тема любви в прозе А.И. Куприна
    Тема любви в прозе И.А. Бунина и А.И. Куприна.
    Тема любви в прозе Куприна
    Тема любви в произведениях Куприна и Бунина.
    Тема любви в творчестве А.И. Куприна
    Тема любви в творчестве А.И. Куприна.
    Тема любви в творчестве Куприна
    Тематика любви в творчестве Бунина и Куприна
    Художественное мастерство А. И. Куприна
    Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна?
    Что такое любовь в произведениях Куприна?

  2. Сколькими профессиями гордился в своей жизни Александр Иванович Куприн — и не сосчитать! Воспоминаний о нем написано много, и немало страниц в них читаются как приключенческие рассказы. Вся жизнь была его стихией, в которую он сломя голову бросался, чтобы еще и еще раз испытать себя — то он прыгает со второго этажа и отказывается от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки; то верхом на лошади поднимается на второй этаж ресторана, чтобы выпить рюмку коньяка; сегодня он со знаменитым Уточкиным летит на воздушном шаре, а завтра вместе с борцом Заикиным совершает полет на аэроплане, который разбивается, и оба смельчака чудом остаются целы… Все эти приключения и все профессии, которые перепробовал Куприн, необходимы были ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы писать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях.
    Но дело, конечно, не только в этой деловой писательской необходимости. Куприн, как никто другой, чувствовал потребность в самопознании, а еще точнее — в само испытании. И труд писателя был нужен ему как способ отражать результаты этих постоянных испытаний.
    В интервью А. Гаррисону, переводившему его произведения на английский язык, писатель сказал: «Самая трудная профессия, выпавшая на мою долю, заключалась в знакомстве с жизнью…» В «Отрывках вслух» Д. Н. Мамин-Сибиряк напишет: «А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да потому что живой. Живой он, в каждой мелочи живой».
    По сути дела, Куприн до конца дней своих оставался большим ребенком. «Мой отец — старик! Это понятие так не подходило к его вечно молодому духу…», — напишет об отце Ксения Александровна Куприна. Дети его любили, он их… обожал. Когда его спросили о профессиях, какая из них была ему более всего по душе, Куприн ответил: «Работа с детьми!.. Ведь я был и репетитором, и гувернером… Мне всегда было очень приятно иметь дело с малышами, это больше всего меня удовлетворяло… Между прочим, я никогда не ссорюсь с ребятишками!»
    Двойственность в натуре Куприна подмечали многие. В очерке «Куприн» И. А. Бунин писал: «Сколько в нем было когда-то этого звериного…» Но чуть ниже: «…Много было в нем и совсем другого, столь же характерного для него: наряду с большой гордостью много неожиданной скромности, наряду с детской запальчивостью много доброты, отходчивости, застенчивости, часто принимавшей какую-то даже жалостную форму, много наивности, простодушия, хотя порой и наигранного, много мальчишеской веселости и того милого однообразия, с которым он все изъяснялся в своей постоянной любви к собакам, к рыбкам, к цирку, к Дурову, к Поддубному — и к Пушкину, к Толстому, — тут он, впрочем, неизменно говорил только о лошади Вронского, о «прелестной, божественной Фру-Фру», — и еще к Киплингу ».
    Жизненные впечатления Куприн ценил на вес золота: все, что видел и слышал, все краски и запахи он жадно впитывал в себя, чтобы потом перенести на бумагу. Точно выраженное на бумаге ощущение делало его поистине счастливым. Он вообще был счастливым человеком. Очень долго. До отъезда в эмиграцию.а

  3. А.И.Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий.
    В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.
    Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам.
    Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприп был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку (1894.год) и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.
    Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» (1895—1898 гг.) Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.
    Уже в 90-е годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы^ В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате —- взрыв стихийного недовольства.
    В этих рассказах чувствуется влияние Л.Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа.
    В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники (Чехов), отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса («нам принадлежит будущее», «мы соль земли»), Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко.
    Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху.
    Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался.
    Писатель не был связан с революционным движением, многое ему было неясно в социально- политических проблемах времени.
    О людях рабочего класса, о мрачной тяжелой жизни донецких шахтеров рассказывается «В недрах земли».
    В 1897 г..Куприн служит управляющим имением в Ровенс- ком уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Ма- нуйлихой бежать из лесного гнезда.
    В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады», 1903 г.) выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия — Бузыга заботится о своем мальчике Василе.
    Изумительны его рассказы о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей.
    В рассказе «Мирное житие» (1904 г.) создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника.
    В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковс- ком журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» — молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.
    В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнсмо- гающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис (марийцы) Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка- рафутдинов и многие другие. Все они — неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые — тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай- нана и солдата Хлебникова.
    Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной военщины. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия? ») Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен созданным характером,
    В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.
    Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними.
    Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно- офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой (Шурочке). Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популярным в России и вскоре был переведен на европейские языки.
    Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» (1907 г.). Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных настроений и событий — от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.
    Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно- веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.
    Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «всемирном анархическом союзе свободных людей» («Тост», 1906 г.). В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет («Сад пречистой девы», «Канталупы», «Гога Веселов»), Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию.
    В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сен- тиментально-идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» (1928— 1933 гг.), задуманный как продолжение повести «На переломе» («Кадеты»). Среди произведений эмигрантского периода выделяется роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.

  4. 09.09. Закончила чтение повести Гранатовый браслет А.И. Куприна. Обычная сентиментальная история, даже скорее пародия на нее, перерастает в возвышенную романтику. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы это строки из письма Желткова княгине Вере Николаевне. Сколько преклонения и самоотверженной, истинной любви! Что скрывается за этими страстными чувствами? Читая это произведение, я сравнила Куприна с Достоевским. Подобно Федору Михайловичу, писатель видит в любви сущность человека, в любви и страдании. И так же, как в произведениях Достоевского, в этой повести любовь неразрывно связана со смертью. Но чувство не умирает. Уходя из жизни, Желтков остается сильным, беспредельно любящим, а не жалким и растерянным. Да святится имя твое! разве это слова побежденного, обессиленного, умирающего? Это гимн любви и жизни. И хотя герой страдает, он почти мертвый человек, как сказал князь Шеин, но он не побежден любовью, не раздавлен, он оставил за собой право выбора, защитил свое человеческое достоинство. И он получил новую жизнь, воскрешение через позднее прозрение, любовь и признание женщины, которую так самоотречение, преданно и страстно любил.
    13.09. Прочитала еще одно произведение А. И. Куприна повесть Олеся. Она является, на мой взгляд, одним из лучших творений этого писателя. Это история любви молодого богатого человека и одной девушки, которую в деревне ненавидели, презирали и боялись, называли ведьмой. Меня всегда поражала живописность и ясность стиля Куприна, но в этой повести, по-моему, эти качества проявились с удвоенной силой. И, как в других произведениях, главную роль здесь играет Судьба, управляющая жизнью человека. Судьбою была предусмотрена любовь, вспыхнувшая между главными героями, но была предопределена и разлука, происшедшая вскоре. Ведь именно это предсказали карты Олесе. В произведении присутствует некоторый мистицизм. Но эта мистика вполне вероятна, в эти события можно поверить, потому что разум человека не познан до конца и границы его возможностей не известны. Что касается реальности происходящих событий, это произведение не выходит за рамки вероятного, то есть даже здесь А. И. Куприн остается реалистом.
    Слепой ярости толпы, озлоблению, фанатической суеверности женщин деревни автор противопоставляет любовь, благородство, близость к природе, умение общаться с ней и восхищаться ее красотой. Красота души, обладающей этими качествами, я думаю, бесспорна. Но, увы! В жизни Олеси они сыграли роковую роль. Быть может, если бы девушка была такой же набожной и фанатичной, как и остальные женщины деревни, она могла стать полноправным членом общины. Но именно чистота ее души, бесхитростность не позволили ей стать такой, как все. А белая ворона всегда будет либо побита камнями, либо заклевана сородичами. И Олеся не смогла остаться. Ей пришлось поспешно уехать, покинув страстно любимого человека, край, в котором жила с детства, который знала и любила.
    Тяжела, трагична судьба любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Это произошло потому, что в жизнь девушки вторгаются корыстные чиновники и суеверные и жестокие крестьяне деревни, потому что Иван Тимофеевич человек нерешительный, которому свойственны предрассудки его среды. Но Олеся совершает подвиг любви. И только нитка дешевых красных кораллов, оставленная на оконной раме, будет напоминать панычу о нежной, великодушной любви девушки. Ему не хватило тонкости, душевного такта, чуткости. Только эти качества помогли бы ему сохранить, сберечь Олесю. Он слишком тих и слаб, но и эгоистичен тоже. Меня в этом произведении восхитила именно эта игра характеров, точность до мелочей в их описании, то есть в описании событий, поведении героев в той или иной ситуации. Для меня в повести Олеся открылся новый Куприн тонкий психолог. И как психолог писатель не может не задумываться над вопросом: зачем жить и как жить дальше?
    20.09. С особым чувством прочитала повесть Куприна Поединок. Герой Поединка как бы взрослеет на страницах произведения. Если сначала ему нужна лишь военная слава, то после напряженных раздумий о бессмысленной армейской муштре, о дикости провинциального офицерского существования он решает выйти в отставку. Он начинает понимать, что смысл жизни не в том, чтобы прославиться и завоевать всеобщее внимание и преклонение, а в том, чтобы остаться человеком.
    Офицерство показано необразованным, неразвитым, не пользующимся доверием простых солдат и даже не имеющим с ним никаких связей. Свои будни офицеры разнообразят кровавым избиением солдат, издевательством над штатскими, безудержным пьянством. О, что мы делаем! восклицает в тоске Ромашов, сегодня напьемся пьяные, зав-тра в роту -^ раз, два, левой, правой, вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом? Удивление, я думаю, вызвано полным несоответствием того, что думал Ромашов о военной славе, и того, что он увидел в армии. В результате переосмысление жизни и… смерть.
    Куприн показал честолюбивого, но не глупого,* не слепого человека. Писатель сумел выразить важную мысль: каждый человек должен сам путем исканий и ошибок найти свой ответ на вопросы о взаимоотношениях личности и общества, о связи интеллигенции с народом, о жизни человека и цели этой жизни. Все эти вопросы очень важны в жизни каждого человека. Их очень много, и они чрезвычайно разнообразны по содержанию.
    24.09. Мне очень понравился короткий рассказ О пуделе.
    Какое живое и яркое описание собаки, ее характера, ее судьбы, но не только! Здесь пуделю, главному герою, приписываются чисто человеческие качества: способность мыслить, рассуждать, даже разговаривать. Но это так искусно вплетено в ткань рассказа, что начинаешь просто верить в возможность такого явления. Собака раздумывает над вопросами: …отчего колесо вертится? Зачем я существую на этом свете? Почему так неодолимо я привязан к тебе, и не лучше ли было бы мне бегать исхудалым и злым волком?.. спрашивает он у своего хозяина. Но тот и сам раздумывает в тоске и мучениях: Что такое время? Что такое движение? Зачем я так бессмысленно и мало живу? И отчего каждый шаг моей жизни отравлен страданием? Даже иногда сладким страданием? И он знает, что на это никто не даст ответа, кроме самого вопрошающего.
    30.09. Нахожусь под впечатлением прочитанного у А. И. Куприна. Целый месяц как бы жила в мире его героев, рядом с ними. Разнообразно по тематике его творчество, но в любом его произведении, будь то рассказ или повесть, красной нитью, на мой взгляд, проходит одна тема: любовь к человеку, любовь к жизни.
    Куприн затрагивает вечные вопросы бытия: хрупкость и незащищенность человеческих чувств, хрупкость и ранимость самого человека. Для чего мы живем, чувствуем, страдаем и сострадаем? Я нашла для себя ответы на многие вопросы в книгах Александра Ивановича Куприна.

  5. Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который с жадностью искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз работке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
    Биография Куприна лохожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
    На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах «Впотьмах», «Лунной ночью», «Безумие». Он описывает о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода пишется о том, что человеческая свобода беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
    Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение реальности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
    Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть «Молох». В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире «Молоха» промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
    В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он описывает рассказы «Лидочка», «Локон», «Детский сад», «В цирке» — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
    В 1898 году Куприн описывает повесть «Олеся». Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла за пределами общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь,… неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества «естественного человека», в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
    В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В тот самый срок появляется его рассказ «Ночная смена», где основополагающий герой — простой солдат. Герой — не отстраненная личность, не лесная Олеся, а совершенно реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это час в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
    В 1902 году Куприн задумывает повесть «Поединок». В этом произведении он расшатывал один из первостепенных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И погибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
    С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его заинтересованность к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает занимательный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
    В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть «Яма». Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
    Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой реальности. «Гранатовый браслет» — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых «благоуханных» рассказов о любви.
    В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он описывает роман «Жанет». Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы.
    Эмигрантский срок Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман «Юнкера».
    В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

  6. А. И. Куприн — мастер художественного слова — по­дарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», в которых звучит тема возвышенной любви и женственности. Протестуя против пошлости и циниз­ма общества, продажных чувств, «зоологических» про­явлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лес­ную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку влюбленного чиновника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (« Гранатовый браслет»).
    Истинная любовь, по мысли Куприна, является осно­вой всего земного и не только земного. Устами генера­ла Аносова писатель говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не должно основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».
    «Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленно­го телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе свет, надежду, дает ему силы пе­реносить страдания любви. Смерть не страшит героя. Лю­бовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, ухо­дя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое!». Кто же та, ради которой Желтков готов уйти из жизни? Это княгиня Вера. Куприн подчер­кивает, что за внешне аристократической строгостью ге­роини скрыта прекрасная, сильная душа, которая может раскрыться при определенных обстоятельствах. Слова Аносова о любви: настоящей и фальшивой, безответной и сильной, как смерть, жалкой и той, которая преодолевает все преграды, Вера поймет только после смерти Желткова. Гранатовый браслет, подаренный Вере Желтковым, символизирует не показное, но глубокое чувство. Образ гранатового браслета — образ любви: бедный чиновник отдает единственную ценную вещь, которую имеет. Этот браслет, как и любовь Желткова, не имеет внешней утон­ченности, но прячет в себе необыкновенную силу.
    Куприн показывает, что благородство чувств дается человеку от рождения. Свою любовь Желтков считает Божьим даром, поэтому и звучит молитвенное: «Да свя­тится имя твое!». Красная роза, принесенная княгиней Верой Желткову, символизирует большую любовь, ко­торая встречается только один раз на тысячу лет и ко­торая прошла мимо княгини. Ушел из жизни человек, но любовь осталась, она слилась с бетховенской сонатой № 2. Под звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, ощущает чувство глубокой благодарности человеку, любовь которо­го к ней была поставлена выше самой жизни. Теперь Вера изменилась, она ощутила, что мимо нее прошла большая любовь. Бетховенская «Аппассионата» стала гимном святому и чистому человеческому чувству — чувству всепо­беждающей любви.
    Приятно купаться в лучах любви, согреваться ее лас­кой и теплом. Но прекраснее — дарить самого себя, свою душу любимому. Поэтому и плачет Вера Николаевна, слушая сонату Бетховена — завещание Желткова. Пла­чет потому, что не узнала, пропустила ту самую любовь, что бывает только раз в «тысячу лет», плачет потому, что понимает: именно ей такую любовь ощутить не суждено. Повесть Куприна учит, как сберечь человеческое уваже­ние и доверие, как быть внимательным не только к соб­ственным желаниям и собственной боли, как понимать не только себя, но и других, как уметь прощать. Итак, по­весть « Гранатовый браслет» — подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, способных под­няться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Эта мысль получила воплощение в другой его повести — «Олеся».
    События повести происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повес­ти Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «до­черью природы» — полесской девушкой Олесей. Красота, яркое воображение, ум Олеси покорили сердце героя. Но свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселя­нам, считающим ее колдуньей. Не понимает ее, несмотря на взаимную любовь, и Тимофей Иванович. Он не в состо­янии разрушить мир «дочери природы» и свой собствен­ный. Он понимает невозможность совместного счастья, понимает это и Олеся.
    Наивная, очаровательная сказка любви заканчивает­ся разлукой. И виной тому Иван Тимофеевич. Что хотел сказать Куприн, от чего предостеречь? Только вдали от цивилизации, от капиталистического общества можно найти человека, способного любить бескорыстно, предан­но. Только в единении с природой, в сохранении естест­венности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства. Простой, бесхитростный подарок Оле­си — бусы — символ ее чистого, естественного чувства,
    символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как ого­нек этой любви. Есть что-то общее между Олесиной нит­кой красных бус и гранатовым браслетом, подаренным Желтковым княгине Вере.
    Связь между повестями «Гранатовый браслет» и «Оле­ся» очевидна. Вместе они — гимн любви, гимн женщине, духовной, чистой и мудрой. Гимн возвышенному, перво­зданному чувству.

  7. Мой любимый писатель Александр Иванович Куприн. Читая его произведения, я не устаю поражаться его таланту. У Куприна было уникальное умение – создавать необычайно живые, яркие образы, которые запоминаются читателем на всю свою жизнь.
    Куприн был удивительно разносторонним человеком, которые всю свою жизнь стремился к знаниям, осваивал и изучал различные науки. Выйдя в отставку, великий русский писатель пробовал себя в стоматологии, работал журналистом, служил в церкви, подрабатывал грузчиком. Великую Октябрьскую революцию 1917-ого года Куприн не смог принять, и поэтому он эмигрировал из страны. Все двадцать лет, что он прожил за рубежом, писатель мечтал о возвращении на родину, его беспокоила судьба России и бывших сограждан. По воспоминаниям современников, Александр Иванович всегда смотрел на жизнь оптимистично, был энергичен и жизнерадостен.
    Вот так и его произведения – они бьют ключом, поражают своей энергичностью и динамичностью. Большинство героев Куприна – люди с очень чистой и доброй душой, ненавидящие унижение других людей, стремящиеся к свободе и всеобщему счастью. Почти у всех персонажей произведений Куприна обострённое чувство справедливости. Одним из моих любимых героев писателя является поручик Ромашов – главный герой повести «Поединок».
    Одной из главных тем произведений моего любимого писателя Куприна стала тема любви. Любовь, по мнению Куприна, это чувство, требующее самоотдачи, она сильнее и важнее всего на свете. Именно такую любовь мы можем увидеть в произведении Куприна «Олеся». Её любовь полна трагизма и печали.
    Произведения писателя удивительно искренне, честны. Наверное, именно поэтому мой любимый писатель – это Куприн Александр Иванович.

  8. 8
    Текст добавил: милашка скарими глазками

    Александр Иванович Куприн родился 28 августа 1870 г. в г. Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, который умер, когда сыну не исполнилось и года. В 1870 г. вме­сте с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву. В шесть лет Куприн был отдан в Разумовский сиротский пансион, а за­тем в 1880 году — во Вторую Московскую гимназию, которая через два года реорганизована в кадетский корпус.
    После окончания корпуса в 1888 году поступает в Третье Александровское училище и летом 1890 года в чине подпоручи­ка зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк. В 1894 году получает долгожданную отставку и начинает работать репорте­ром в газетах.
    Литературную известность принесла Куприну повесть «Мо­лох» (1896), где дана характеристика русского капитализма, ос­нованного на чудовищном насилии над личностью.
    В 1898 году Куприн пишет повесть «Олеся», в которой отра­зились впечатления от странствий писателя по Полесью и Во­лыни.
    Наиболее значительные произведения Куприна были созда­ны в начале XX века. В 1901 году писатель- приезжает в Петер­бург, где знакомится с М. Горьким, оказавшим на Куприна боль­шое влияние.
    В 1905 году выходит повесть «Поединок», считающаяся од­ним из лучших произведений Куприна. В повести показаны жизнь русской армии, а на её фоне — картина жизни всего рус­ского общества.
    В эпоху реакции (после 1905 года) написаны такие произве­дения: «Гамбринус», «Гранатовый браслет» и многие другие, горячо принятые читателями и любимые сегодня.
    Проза Куприна неизменно привлекала читателя, так как Куп­рин усиливал, по сравнению с предшественниками, событий­ное, сюжетное начало, а обилие и разнообразие сюжетов под­сказал Куприну его жизненный опыт.
    Отношение Куприна к революции 1917 года противоречиво. В 1919 году войска Юденича заняли Гатчину, Куприна моби­лизовали в белую армию, вместе с ней он покидает Родину. Куприн тяжело переносил чужбину, в 1837 году возвращается в Россию. Новым творческим планам не суждено было сбыться: в 1938 году после тяжелой болезни писатель умер.

  9. 10. 09. 2012.
    Провел весь день дома. Взял с полки повесть Александра Ивановича Куприна «Поединок», начал читать.
    …Это что-то необыкновенное!
    Захватывающее! До самой ночи не мог оторваться. С самого начала повесть захватила меня.
    11.09.2012.
    …Всё еще под впечатлением повести, читаю послесловие…
    12.09.2012.
    Сегодня дочитал повесть. Я никак не могу поверить, что прототипом для Ромашова послужил сам Куприн, то есть все мысли и переживания исхо­дили из сердца Куприна. Но если это так, то я восхищаюсь умением писа­теля оценивать себя смело и беспощадно в разных жизненных ситуациях…
    13.09.2012.
    …Сегодня перебирал в памяти события, описанные в повести, и обна­ружил ошеломившую меня новость. Во многих ситуациях я узнал себя на месте Ромашова. Его мысли о добре и зле, о любви и смысле жизни — ведь это и мои мысли. Сейчас я вспоминаю, как, прочитав в повести эпи­зод о том, как офицер избивал Хлебникова, я подумал, что Хлебникову нужна помощь, но тут же вспомнил, где он находится. Чтобы ему помочь, надо перестроить всю армию. Читая повесть дальше, я удивился тому, что в голове Ромашова пронеслись подобные мысли. Во время чтения повести я не придал этому значения. Сейчас я припоминаю, что мои мысли совпа­дали с размышлениями Ромашова практически во всей повести. Только в одном я не могу согласиться с ним (хотя не уверен, что он мог поступить в тех условиях по-другому) — с его бездействием. Он думает: «Надо вос­противиться, восстать…». Но сам продолжает жить той жизнью, в полном бездействии… И тем не менее герой повести «Поединок» двадцатилетний поручик Ромашов, размышляя, как бы «взрослеет» на страницах произве­дения. Сначала он мечтал лишь о военной славе, но бессмысленная армей­ская жизнь, дикость провинциального офицерства приводят его к тяжелым, напряженным раздумьям. «О, что мы делаем! — в тоске восклицает Ро­машов, — сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, пра­вой, — вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом?» Поручик начинает понимать, что смысл и цель человече­ской жизни не в том, чтобы прославиться, завоевать внимание и поклонение, а в том, чтобы остаться человеком. Происходит процесс самопознания лич­ности. Ромашов переосмысливает свою жизнь, решает выйти в отставку и… погибает. Духовные искания совсем еще юного офицера, способного к самоусовершенствованию и просветлению души (Не случайно, наверное, Назанский сказал, что в Ромашове есть «какой-то внутренний свет»), ока­зались несовместимыми с беспощадной действительностью. Поединок не в пользу нравственной и совестливой личности.
    14.09.2012.
    …Сегодня я еще раз перелистал уже осмысленную повесть. Спасибо Вам, Александр Иванович, за мысли, чувства, размышления, переживания, сопереживания, сопричастность, вызванные чтением повести «Поединок». Спасибо Вам, мой Куприн, писатель и человек!
    Нахожусь под впечатлением прочитанного у А. И. Куприна. Целый месяц как бы жила в мире его героев, рядом с ними. Разнообразно по те­матике творчество писателя, но в любом его произведении, будь то рассказ или повесть, красной нитью, на мой взгляд, проходит одна тема: любовь к человеку, любовь к жизни.
    А. И. Куприн затрагивает вечные вопросы бытия: хрупкость и неза­щищенность человеческих чувств, хрупкость и ранимость самого челове­ка. Для чего мы живем, чувствуем, страдаем и сострадаем? Я нашла для себя ответы на многие вопросы в произведениях Александра Ивановича Куприна.

  10. Сколькими профессиями гордился в своей жизни Александр Иванович Куприн — и не сосчитать! Воспоминаний о нем напи­сано много, и немало страниц в них читаются как приключен­ческие рассказы. Вся жизнь была его стихией, в которую он сло­мя голову бросался, чтобы еще и еще раз испытать себя — то он прыгает со второго этажа и отказывается от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки; то верхом на лошади поднима­ется на второй этаж ресторана, чтобы выпить рюмку коньяка; сегодня он со знаменитым Уточкиным летит на воздушном шаре, а завтра вместе с борцом Заикиным совершает полет на аэропла­не, который разбивается, и оба смельчака чудом остаются целы… Все эти приключения и все профессии, которые перепро­бовал Куприн, необходимы были ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы писать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях.
    Но дело, конечно, не только в этой деловой писательской необходимости. Куприн, как никто другой, чувствовал потреб­ность в самопознании, а еще точнее — в само испытании. И труд писателя был нужен ему как способ отражать результаты этих постоянных испытаний.
    В интервью А. Гаррисону, переводившему его произведения на английский язык, писатель сказал: «Самая трудная профес­сия, выпавшая на мою долю, заключалась в знакомстве с жиз­нью…» В «Отрывках вслух» Д. Н. Мамин-Сибиряк напишет: «А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да потому что живой. Живой он, в каждой мелочи живой».
    По сути дела, Куприн до конца дней своих оставался боль­шим ребенком. «Мой отец — старик! Это понятие так не подхо­дило к его вечно молодому духу…», — напишет об отце Ксения Александровна Куприна. Дети его любили, он их… обожал. Когда его спросили о профессиях, какая из них была ему более всего по душе, Куприн ответил: «Работа с детьми!.. Ведь я был и репетитором, и гувернером… Мне всегда было очень приятно иметь дело с малышами, это больше всего меня удовлетворя­ло… Между прочим, я никогда не ссорюсь с ребятишками!»
    Двойственность в натуре Куприна подмечали многие. В очер­ке «Куприн» И. А. Бунин писал: «Сколько в нем было когда-то этого звериного…» Но чуть ниже: «…Много было в нем и со­всем другого, столь же характерного для него: наряду с боль­шой гордостью много неожиданной скромности, наряду с детс­кой запальчивостью много доброты, отходчивости, застенчи­вости, часто принимавшей какую-то даже жалостную форму, много наивности, простодушия, хотя порой и наигранного, много мальчишеской веселости и того милого однообразия, с которым он все изъяснялся в своей постоянной любви к соба­кам, к рыбкам, к цирку, к Дурову, к Поддубному — и к Пушки­ну, к Толстому, — тут он, впрочем, неизменно говорил только о лошади Вронского, о «прелестной, божественной Фру-Фру», — и еще к Киплингу ».
    Жизненные впечатления Куприн ценил на вес золота: все, что видел и слышал, все краски и запахи он жадно впитывал в себя, чтобы потом перенести на бумагу. Точно выраженное на бумаге ощущение делало его поистине счастливым. Он вообще был счастливым человеком. Очень долго. До отъезда в эмигра­цию.

  11. А. И. Куприн — мастер художественного слова — по­дарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», в которых звучит тема возвышенной любви и женственности. Протестуя против пошлости и циниз­ма общества, продажных чувств, «зоологических» про­явлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лес­ную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку влюбленного чиновника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (« Гранатовый браслет»).
    Истинная любовь, по мысли Куприна, является осно­вой всего земного и не только земного. Устами генера­ла Аносова писатель говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не должно основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».
    «Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленно­го телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе свет, надежду, дает ему силы пе­реносить страдания любви. Смерть не страшит героя. Лю­бовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, ухо­дя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое!». Кто же та, ради которой Желтков готов уйти из жизни? Это княгиня Вера. Куприн подчер­кивает, что за внешне аристократической строгостью ге­роини скрыта прекрасная, сильная душа, которая может раскрыться при определенных обстоятельствах. Слова Аносова о любви: настоящей и фальшивой, безответной и сильной, как смерть, жалкой и той, которая преодолевает все преграды, Вера поймет только после смерти Желткова. Гранатовый браслет, подаренный Вере Желтковым, символизирует не показное, но глубокое чувство. Образ гранатового браслета — образ любви: бедный чиновник отдает единственную ценную вещь, которую имеет. Этот браслет, как и любовь Желткова, не имеет внешней утон­ченности, но прячет в себе необыкновенную силу.
    Куприн показывает, что благородство чувств дается человеку от рождения. Свою любовь Желтков считает Божьим даром, поэтому и звучит молитвенное: «Да свя­тится имя твое!». Красная роза, принесенная княгиней Верой Желткову, символизирует большую любовь, ко­торая встречается только один раз на тысячу лет и ко­торая прошла мимо княгини. Ушел из жизни человек, но любовь осталась, она слилась с бетховенской сонатой № 2. Под звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, ощущает чувство глубокой благодарности человеку, любовь которо­го к ней была поставлена выше самой жизни. Теперь Вера изменилась, она ощутила, что мимо нее прошла большая любовь. Бетховенская «Аппассионата» стала гимном святому и чистому человеческому чувству — чувству всепо­беждающей любви.
    Приятно купаться в лучах любви, согреваться ее лас­кой и теплом. Но прекраснее — дарить самого себя, свою душу любимому. Поэтому и плачет Вера Николаевна, слушая сонату Бетховена — завещание Желткова. Пла­чет потому, что не узнала, пропустила ту самую любовь, что бывает только раз в «тысячу лет», плачет потому, что понимает: именно ей такую любовь ощутить не суждено. Повесть Куприна учит, как сберечь человеческое уваже­ние и доверие, как быть внимательным не только к соб­ственным желаниям и собственной боли, как понимать не только себя, но и других, как уметь прощать. Итак, по­весть « Гранатовый браслет» — подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, способных под­няться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Эта мысль получила воплощение в другой его повести — «Олеся».
    События повести происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повес­ти Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «до­черью природы» — полесской девушкой Олесей. Красота, яркое воображение, ум Олеси покорили сердце героя. Но свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселя­нам, считающим ее колдуньей. Не понимает ее, несмотря на взаимную любовь, и Тимофей Иванович. Он не в состо­янии разрушить мир «дочери природы» и свой собствен­ный. Он понимает невозможность совместного счастья, понимает это и Олеся.
    Наивная, очаровательная сказка любви заканчивает­ся разлукой. И виной тому Иван Тимофеевич. Что хотел сказать Куприн, от чего предостеречь? Только вдали от цивилизации, от капиталистического общества можно найти человека, способного любить бескорыстно, предан­но. Только в единении с природой, в сохранении естест­венности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства. Простой, бесхитростный подарок Оле­си — бусы — символ ее чистого, естественного чувства,
    символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как ого­нек этой любви. Есть что-то общее между Олесиной нит­кой красных бус и гранатовым браслетом, подаренным Желтковым княгине Вере.
    Связь между повестями «Гранатовый браслет» и «Оле­ся» очевидна. Вместе они — гимн любви, гимн женщине, духовной, чистой и мудрой. Гимн возвышенному, перво­зданному чувству.

  12. Открывая томик произведений Куприна, не перестаешь удивляться живости созданных им образов. Перелистывая страницу за страницей, воочию видишь очень разных людей, живущих в его повестях и рассказах. Чувствуешь, пахнуло соленым морским ветром Балаклавы? Слышишь, зашумел колдовской полесский лес? Невозможно оторваться от героев Куприна. Что же за человек создал это чудо? Кем он был? Весьма интересно, что, расставшись с военным мундиром, этот изумительный человек попробовал себя во многом. Он изучал зубоврачебное дело, был репортером, грузчиком, псаломщиком, выращивал табак, опускался на морское дно и вместе с Уточкиным поднимался на воздушном шаре в небо. Эмигрировав после революции, Куприн почти двадцать лет всей душой стремился на Родину. Это неисправимый оптимист и жизнелюб. В его творчестве жизнь бьет ключом. Как чисты его герои! Они оставляют в душе неизгладимые впечатления.
    Особенно родственны мне герои Куприна, которые не приемлют унижение человека, при любых обстоятельствах сохраняют человеческое достоинство, не допускают торжества несправедливости. «Я не люблю насилья и бессилья, не выношу, когда невинных бьют». Таков поручик Ромашов из «Поединка». Эту повесть сам писатель назвал «девятым валом» своего творчества. «Поединок» мощно прозвучал на всю Россию. Ромашов нещадно обличает офицерскую касту, творящую в армии произвол, издевающуюся над солдатами. Он вступается за татарина Шарафутдинова, удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, он понимает, что все это живые люди. И помогает им сохранять человеческий облик, не теряя своего.
    Конечно же, главная тема в творчестве Куприна — тема любви. Добрый и справедливый человек, князь Шеин, муж Веры Николаевны, с пониманием относится к влюбленному в его жену почтовому чиновнику Желткову. Маленький человек терпит «громадную трагедию души».
    Любовь превыше всего. Она бескорыстна, самоотверженна, «сильна как смерть», не ждет похвалы или награды. В такой любви утонула полесская ведьма Олеся, полюбив «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Олесе жаль, что у нее нет ребенка от любимого человека. Ее любовь трагична, обречена на страдания изначально.
    Такова и любовь Желткова к княгине Вере Николаевне. Тихо уходя из жизни, он спокойно, как молитву, произносит: «Да святится имя Твое». Он умирает, благословляя любимую женщину.
    Ромашов приносит себя в жертву расчетливой Шурочке Николаевой. И Суламифь благодарит царя Соломона за испытанное ею счастье.
    Бывает ли так в жизни? Вопреки всему, хочется, чтобы было, ведь в жизни бывает все. В своих произведениях Куприн видит все: и бытовые мелочи, и незначительные подробности, и глубину характера человека. Да и описания природы создают фон, на котором разворачивается дальнейшее действие. На фоне таинственного леса мы встречаемся с полесской колдуньей Олесей. Пробуждающаяся природа — символ зарождения ее любви к Ивану Тимофеевичу. А разбушевавшаяся стихия — скорбное прощание с героиней повести.
    Таким видится нам, «обманутому поколению», А. Куприн — гуманист, оптимист, добрый, душевный, мудрый человек.
    Не хочется расставаться с героями произведений Куприна, любящими и бескорыстными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *