Литературные произведения для сочинения на тему смелость и трусость

10 вариантов

  1. Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Смелость и трусость».
    Что значит быть храбрым?
    Для чего человеку нужна смелость?
    К чему приводит трусость?
    На какие поступки толкает человека трусость?
    Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
    В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
    Нужна ли смелость в любви?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
    Смелость — начало победы
    Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
    Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
    Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
    Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
    Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
    Какие поступки можно назвать смелыми?
    В чем разница между наглостью и смелостью?
    Кого можно назвать трусом?
    Можно ли воспитать в себе смелость?
    Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
    Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
    Каковы причины возникновения страха?
    Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
    Трусливость –это приговор?
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
    Можно ли любить того, кого боишься?
    Может ли смелый человек бояться чего-либо?
    Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
    Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
    Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
    Чем отличается истинная смелость от ложной?
    Всегда ли смелость выражается в поступках?
    Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
    Стыдно ли испытывать страх?
    Как экстремальные условия влияют на смелость?
    Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
    умирают только один раз»?
    Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
    Почему важно быть смелым в жизни?
    Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
    Что значит быть смелым в повседневной жизни?
    Какая разница между смелостью и рискованностью?
    Чем отличается страх от трусости?
    Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
    Как сила воли связана со смелостью?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
    Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
    Почему важно иметь смелость при принятии решений?
    Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
    Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
    совершенно лишенными желаний»?
    Может ли трусость тормозить развитие личности?
    Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
    Как влияет смелость на формирование личности?
    Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
    Как влияет трусость на формирование личности?
    Чем отличается трус от смельчака?
    Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
    Почему люди боятся высказать свое мнение?
    Как проявляется смелость на войне?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
    Какие качества человек проявляет на войне?
    Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
    Почему творчество требует смелости?
    Почему люди на войне проявляют трусость?
    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
    Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
    Как мнительность связана с трусостью?
    Нужна ли смелость в любви?
    Может ли трус быть счастливым?
    Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?
    Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. “Смелость и трусость”.
    В.К. Железников «Чучело»
    В.М. Гаршин «Трус»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
    Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
    Б.Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    В.В. Быков «Сотников»
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
    Дж. Толкин «Властелин колец»
    Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»
    А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»
    Е. Ильина «Четвертая высота»
    Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден»
    В. Набоков «Приглашение на казнь»
    С. Коллинз «Голодные игры»
    А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
    У. Голдинг «Повелитель мух»
    Р. Гальего «Белое на черном»
    Ф.М. Достоевский «Идиот»
    В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    Дж. Оруэлл «1984»
    В. Рот «Дивергент»
    М.А. Шолохов  «Судьба человека», «Нахаленок»
    Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
    М. Горький «Старуха Изергиль»
    А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
    Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

  2. Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.
    Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои боятся, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.
    Что значит быть смелым? Как смелость влияет на формирование личности? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? В чем проявляется настоящая смелость? Какие поступки можно назвать смелыми?  Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие. Может ли смелый человек бояться?
     
    Лена Бессольцева – это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».

  3. Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость» :
    “В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Смелость и трусость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Смелость и трусость
    Л. Н. Толстой “Война и мир”
    Андрей Болконский, капитан Тушин, Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
    Гринев, семья капитана Миронова, Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
    М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
    Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
    А. П. Чехов. «О любви»
    Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре»
    Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
    В. В. Быков «Сотников»
    Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
    В. В. Быков «Обелиск»
    Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
    М. Шолохов. «Судьба человека»
    Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
    Б. Васильев «А зори здесь тихие»
    Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
    Б. Васильев. «В списках не значился»
    Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.
    Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость — начало победы», – сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.
    О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.
    Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.
    В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Равнодушие и отзывчивость
    Цели и средства

  4. Как поведёт себя человек в критической ситуации, зависит от его личностных качеств. В момент опасности естественным чувством является страх и стремление к безопасности, чувство самосохранения. Но в подобных случаях один может проявить смелость, а другой – трусость.
    Можно найти примеры в художественной литературе.
    1. В. Быков, “Сотников”. Оказавшись у полицаев, Рыбак и Сотников ведут себя по-разному. Сотников размышляет о том, что он может сделать полезного для тех, кого завтра ждёт смерть. Своё поражение он превращает в нравственную победу.
    Рыбак же предаёт своего товарища, выбивая из-под его ног чурбан при казни через повешение. После такого подлого поступка ему нет дороги назад. Желание спасти свою жизнь сделало его предателем.
    2.А.С Пушкин, “Евгений Онегин”. Один и тот же человек в разных обстоятельствах может проявить слабые стороны своего характера, а в других – проявить решимость.
    Евгений Онегин из-за страха перед мнением общества выходит на дуэль со своим другом Владимиром Ленским и убивает его. Он всю жизнь казнит себя за малодушие. Но он проявляет смелость, когда запоздало признаётся в любви к Татьяне.

  5. Проблема смелости и трусости – это извечная проблема двух противоположных человеческих качеств, которые тесно могут переплетаться в одном человеке. К примеру, в быту превозносится смелость: ведь с трусливым человеком, который боится жизненных трудностей и не может выйти из собственной зоны комфорта, мало кто хочет общаться. Но на войне как нельзя ярко проявляются свойства человеческого характера: когда над человеком нависает страх смерти, с виду отважный человек может проявить малодушие, а у “тихони” неизвестно откуда возьмутся силы противостоять врагу.
    В литературе немало произведений, поднимающих “проблему смелости и трусости”. К примеру, в произведении “Капитанская дочка” поначалу малодушный дворянский сынок Петруша Гринев становится настоящим мужчиной, не раз рискуя своей жизнью в опасной ситуации, и не боящийся вступиться за свою возлюбленную Машу перед бандой Емельяна Пугачева. А вот с виду компанейский и “разбитной” поручик Алексей Швабрин тут же перебегает на сторону врага, боясь лишиться своей жизни.
    Несомненный пример смелости показывает нам и Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Алексей вновь и вновь перебарывал свои страхи, чтобы не попасть в плен к немцам, не выглядеть смешным, пытаясь безногим инвалидом танцевать вальс и заново сесть за штурвал самолета.
    А вот в повести Куприна “Гранатовый браслет” чиновник Желтков показывает пример хоть и “несомненной любви”, но в то же время и трусости, предпочитая покончить жизнь самоубийством, чем начать борьбу за сердце замужней княгини Веры Шеиной.

  6. 6
    Текст добавил: автор твоей улыбки

    (381 слово) Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.
    Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.

  7. Вступление

    Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

    Проблема

    Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

    Тезис №1

    Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

    Аргументация

    Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

    Вывод

    Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

    Тезис №2

    Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

    Аргументация

    В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

    Вывод

    Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

    Тезис №3

    Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

    Аргументация

    В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

    Вывод

    Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

    Общий вывод (заключение)

    С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

  8. В рассказе «Тёмные аллеи» И.А. Бунина герой, Николай Алексеевич, случайно встретился с хозяйкой постоялого двора, которую раньше любил. Надежда первая его узнаёт. Они вспоминают свою интрижку, завершившуюся ничем. Героиня до сих пор не простила его, за то, что он ее бросил, хотя и говорит, что дороже него ничего в ее жизни не было. А Николаю Алексеевичу неловко. Он, на самом деле, и проявляет трусость в любви, ведь отъезжая от постоялого двора, он не представляет, как могла бы эта содержательница гостиницы быть матерью его детей. Таким образом, мнение общества и стереотипы важнее для героя, чем любовь. Страх быть непонятым и осмеянным теми, кто для него никто, сделал несчастными жизни этих людей, и не только их. С другой стороны, эта боязнь, возможно, свела его с женщиной, которую он действительно сильно полюбил, и в случае с ней он не боялся действовать. Нельзя трактовать страх однозначно, веди, быть может, он является признаком мнимого чувства, а слабости характера.
    Трусость проявляет и герой рассказа «Ворон» И.А. Бунина. Молодой человек приезжает домой после окончания лицея, там няней работает Елена Николаевна, молодая и красивая девушка. Конечно, между ней и героем возникает симпатия. Но его отец, сам влюблённый в Елену, однажды увидев её вместе со своим сыном и услышав, что они любят друг друга, вызывает того на разговор и отсылает в деревню, даже грозится лишить наследства. И сынок не восстаёт, он не борется за свою любовь, но покидает Елену, которая позже выходит замуж за его отца.
    Исходя из примеров, можно сказать, что любовь и трусость не совместимы. В любом случае человек, во-первых, должен открыть свою любовь другому, а во- вторых, не боясь общества или мнения окружающих, защищать её.
    Автор: Анастасия Варго

  9. Феноменальную трусость изображает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин становится предателем до мозга костей по вине своего всепоглощающего страха. Алексей готов на все, лишь бы избежать опасности. Например, он роняет свое достоинство, пользуясь нечестным приемом в дуэли с Петром. Чтобы избежать конкуренции с его стороны, он также поступает подло: очерняет Машу в глазах кавалера. Но самым низким его поступком стала присяга бунтовщику Пугачеву, к которой он заранее подготовился, предвидя поражение. Так, трусость стала причиной морального разложения личности.
    Смелость демонстрируют не только мужчины. Героиня повести Пушкина «Капитанская дочка» стала отважной благодаря трагическим обстоятельствам: ее семью убили мятежники в ходе захвата крепости. Она осталась одна во вражеском стане, да еще и наедине с подлым предателем, насильно вынуждающим ее выйти за него замуж. В такой ситуации отнюдь не каждая девушка могла совладать с чувствами. Но Марья терпеливо сносила испытания, пока от нее не потребовались решительные действия. Когда Петра арестовали за то, что он пошел к ней на выручку, она поехала к императрице и рискнула просить за «изменника». Юная героиня без связей и помощи при дворе поехала добиваться спасения любимого. Царица была тронута ее историей и помиловала Гринева. Вот так смелость «города берет».

  10. Л.Н. Толстой “Война и мир”

    1. В сражении под Аустерлицем Андрей Болконский совершает очень смелый поступок. Он берет знамя и бежит в атаку, личным примером увлекая солдат за собой.
    2. Пьер Безухов не бежит из Москвы, захваченной французами. Хотя у него есть возможность уехать, он остается в городе, чтобы убить Наполеона. Пьер – настоящий патриот, готовый на героические поступки ради своей Родины.

    А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

    1. Петр Гринев – смелый человек. В сложной ситуации нравственного выбора он сохраняет свою честь, отказываясь признать в Пугачеве государя. Даже под угрозой казни Гринев не отступается от своих моральных принципов и присяги.
    2. Швабрин – трус. Он готов спасти свою жизнь любым, даже самым безнравственным способом. Именно Швабрин одним из первых в Белогорской крепости присягает Пугачеву, чтобы избежать казни.

    М. Шолохов “Судьба человека”

    Андрей Соколов проявляет лучшие качества русского солдата, отказываясь пить за победу немецкого оружия. Он соглашается выпить за собственную смерть, но даже не закусывает, показывая настоящую силу духа. Действия Андрея Соколова можно оценить как поступки по-настоящему смелого и сильного человека.

    М. Горький “Старуха Изергиль”

    Данко совершает смелый поступок. Желая воодушевить людей, чтобы вывести их из леса, он вырывает из груди своей сердце и освещает им путь. Данко отдал жизнь, чтобы подарить другим возможность жить.

    М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”

    Понтий Пилат проявил трусость. Он не оправдал Иешуа, хотя мог это сделать. Прокуратор побоялся вышестоящих лиц, поэтому решил сохранить свою репутацию, утвердив казнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *