Матренин двор сочинение на тему дом

11 вариантов

  1. В рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» дом является настоящим персонажем произведения.
    Большое внимание уделено его внешнему виду. Он был сделан добротно, рассчитан на большую семью. Только вот от времени сгнила щепа, покосились ворота, посерели бревна. Калитка была на запоре, но ее легко можно было открыть, просто просунув руку. Двор не был крыт крышей. Но многое в доме находилось под одной вязью.
    Хозяйничала в избе старая одинокая женщина 60 лет – Матрена Васильевна.
    Внутренне убранство помещения ничем не отличалось от внешнего и еще больше указывало на бедность и нищету. В избе было темновато. Зеркало настолько тусклое, что в него просто невозможно было смотреться. На стене для красоты висели два ярких плаката: один – о торговле книгами, другой – об урожае. Радио в доме не было. Хозяйка не могла позволить себе такой роскоши.
    Квартирант, учитель математики, жил с Матреной Васильевной в одной комнате. Делить они ее не стали. У печки стояла кровать хозяйки, а у окна – раскладушка Игнатьича. На окнах в избе красовались бесчисленные кадушки с фикусами – увлечение Матрены Васильевны. В деревне было электричество. Провели его и к дому старой женщины. Правда, чаще всего верхний свет не зажигали, а включали только настольную лампу, от которой расходилось тусклое свечение.
    Может, кому-то изба Матрены не казалось такой уж пригодной для жилья, но она отлично защищала от осенней и зимней непогоды. Крыша не протекала от дождя. А тепло от печки выдувало не сразу, а только ближе к утру.
    Кроме самой хозяйки и квартиранта в доме жили кошка, мыши и тараканы. Стены избы были когда-то обклеены зелеными обоями, причем, в несколько слоев. Во многих местах они уже давно отошли. Между ними и бревнами мыши проделали себе ходы и, нисколько не смущаясь и не боясь, бегали по стенам до самого потолка.
    Тараканы водились только на кухне, в саму комнату они не переходили. Зато если ночью зажечь свет на кухне, они кишели везде: на скамье, полу, по стенам.
    Почему же дом вдруг становится настоящим героем рассказа? Все дело в том, что однажды Матрена Васильевна распорядилась после своей смерти отдать дом в наследство приемной дочери Кире, которая в настоящий момент проживала с мужем в соседней деревне.
    Но Фаддей распорядился снести избу раньше. И как не переживала старая женщина, не томилась предчувствиями, дело было сделано. Снесли на пол все горшки с фикусами, которые так любила Матрена Васильевна, что во время приключившегося пожара спасала не себя и избу, а их. Завесили полотенцем старое затертое зеркало. Убрали со стен яркие плакаты. И повезли сруб Кире. Такое жестокое обращение с домом принесло немало неприятностей, во время перевозки погибли три человека, в том числе и сама Матрена Васильевна.
    Дом, как и его хозяйка, в рассказе «Матренин двор» становится настоящей жертвой в угоде корысти и человеческому бессердечию.

  2. «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие». Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
    Матренин двор – воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого – обыденная жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
    Солженицын пишет о своей героине: «Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире». Родственники Матрены, опережая события, начинают делить «добро», разбирая «отдельный сруб горницы» «по ребрышкам», чтобы везти его в Черусти.
    Чувствуя себя «потерянной», испытывая тревогу за то, «чего теперь не будет», Матрена все равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями – не строителями. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Теперь же она пошла помогать тем, кто «не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить». История с разломом избы началась из-за «старого Фаддея», с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.
    Именно этот герой, с «почтенной», «величавой» внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его «руки…ухватились ломать» дом. Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то…» Но она не изменяет представлений героя о том, что «добро» – это «имущество», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо».
    Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, «замела дорогу непомерными сугробами». Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»
    В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.
    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие – старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.
    Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»
    Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли…туда же…понесло и Матрену. Что она там подсобить могла…два паровоза…тех троих расплющили…» Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов – и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».
    Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: «В плаче, заметил я, холодно- продуманный, искони-заведенный порядок». В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.
    Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: «Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей», Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и «сам возил бревна на саночках».
    Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель – как можно больше забрать.
    Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. «Матренин двор» – это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.
    Автор так заканчивает свой рассказ: «Избу Матрены до весны забили», а сама хозяйка осталась для своих односельчан «не понятой» и «чужой». Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.

  3. Что является главным в жизни человека, какие ценности должны выступать на первый план? Это очень многозначный и философский вопрос. Над ним можно долго размышлять и спорить. Ведь сколько людей, столько и мнений. Одни встанут на сторону материальных ценностей и достатка, а другие (я думаю, таких будет меньше) – на сторону духовных ценностей.
    Точно такой вопрос возникает, когда читаешь рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор». Автор показал здесь обычную русскую женщину с нелёгкой судьбой, которая всю жизнь бескорыстно трудилась на благо своей родины, своей деревни и своей семьи. И что же она имела к своим шестидесяти годам? У нас ведь принято оценивать человека по его внешнему облику, по благоустройству его жилья. Как говорится «встречают по одёжке…»
    Матрёна жила одна в доме, который ей достался от мужа. Это его семья когда-то строила его, для жизни будущей многодетной семьи. Но родители мужа умерли, муж не вернулся с войны, шестеро детей тоже умерли, и Матрёна осталась одна в доме. Построенный дом был достаточно высокий, так как в нём было восемнадцать венцов. Крыша была на два ската, накрыта щепой и украшена окошком под чердаком. Только со временем щепа изгнила, брёвна избы от старости посерели, ворота тоже пришли в непригодность. По первому взгляду на дом сразу было видно, что с момента постройки здесь никто ничего не чинил, и всё требовало ремонта.
    Двор за калиткой не был крыт, но за входной дверью были ступеньки, которые вели на просторные мосты под высокой крышей. Налево от двери были тоже ступеньки, ведущие входящего вверх в горницу, за ними ступеньки вниз, в подклеть. А направо от входа располагалась сама изба с чердаком и подполье. Все эти части дома были под одной крышей, поэтому постройка представляла большой дом. А ведь действительно, построен он был давно и добротно. Изба была с русской печью и достаточно просторная. Самая лучшая часть дома, где было четыре окна, была уставлена лавками и табуретками, на которых Матрёна разместила горшки и кадки с фикусами. Создавалось впечатление, что они, как живая толпа присутствующих в доме, заполняют одиночество хозяйки.

  4. Сочинения: Солженицын А.И.

    Сочинение по произведению на тему: Комплексный анализ произведения “Матренин двор” А.И. Солженицына.

    В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
    Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора. В третьем случае — «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.
    В каждом из приведенных выше мною значений слова «двор» заключен безусловно тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях преобладает страх за себя, свою жизнь, без помощи того, другого, судьба которого их никогда не волновала. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».
    Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
    Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл. «Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!)».
    Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать. «И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле всё не так, как в действительности.
    Матрёна — это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

  5. Писатель Солженицын в своих работах старался рассказать правду будущим поколениям, изображая русскую действительность в годы тоталитарного режима. Сегодня на уроке мы изучали рассказ Солженицына Матренин двор. В нем писатель показывает жизнь простого люда, изображая глупости послесталинских порядков. Поработав над произведением Солженицына, давайте напишем сочинение по рассказу Матренин двор, приведя аргументы из произведения.

    Матренин двор сочинение

    Работая над сочинением по теме Матренин двор, мы видим рядом доброту и жестокость. Рассказ ведется от лица Игнатьевича — человека, вернувшегося из лагеря. Он пытается начать жизнь с чистого листа, приехав в деревню Тальново, устроившись работать учителем. Остановился рассказчик в доме главной героини произведения. Это Матрена — шестидесятилетняя женщина с нелегкой судьбой, которая не потеряла человеческих качеств, в отличие от окружающих ее людей. Для односельчан она была непонятной, но Матрена живет по совести, делает добро по велению сердца, и это ей очень нравится. Я бы назвала в своем сочинении героиню праведницей. Ведь в действительности Матрена была подобно библейской Марии. Кем же на самом деле является главная героиня из рассказа Матренин двор?
    Мы видим трудолюбивую женщину, которая с легкостью может встать в четыре утра, занимаясь хозяйством. Если ее кто-то просил помочь, она тут же отзывалась, помогала безвозмездно, и ни одна пахота не проходила без нее. Матрена была волевым человеком, к тому же это смелая и сильная женщина, которая не побоялась остановить напуганного коня. А главное, Матрена была сильна духом. Она сумела выстоять перед трудностями, которые бросала ей судьба, сумела найти в себе силы, и после смерти детей жить дальше. Выдержала Матрена и известие о без вести пропавшем на войне возлюбленном. Женщина выходит замуж за его брата Ефима, но тот сделать счастливой женщину не сумел. А тут еще судьба возвращает пропавшего Фадея. Тот не понял женщину, и не простил ее поступка. Так и жила Матрена в одиночестве, никем не понятая, но не сломленная.
    Матрена не думает о себе, а живет ради других. При этом ее доброту никто не ценит, наоборот, она всех раздражает. Лишь один рассказчик понимает женщину. Другие только используют ее доброту, не пытаясь заглянуть в ее душу, и не выказывая благодарности. Не нужны Матрене ни деньги, ни продукты, ей нужно лишь уважение и понимание, чего героиня так и не дождалась. В конце концов Матрена умирает, а деревня теряет праведницу, человека, без которого не стоит село. Только селяне осознают это слишком поздно, а ведь на таких людях держится не только деревня, но и вся страна.

    Аргументы для сочинения

    В своем сочинении по рассказу Солженицына Матренин двор на тему доброты и жестокости хочется привести аргументы. Так, добро раскрывается через призму образа главной героини, которая не жалуется на судьбу, никому не желает зла, и безвозмездно помогает окружающим. Даже в разгар зимы она не жалеет своей избы для воспитанницы Киры. Не думая о себе, соглашается на разборку горницы. А при перевозке груза, помогая перевезти сани через железную дорогу, женщина погибает под колесами поезда.

  6. «Дом Матрены стоял… неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд… крытый щепою… Дом не низкий — восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие». Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: «Милей этого места… не приглянулось во всей деревне; две — три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
    Матренин двор — воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого — обыденная жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
    Солженицын пишет о своей героине: «Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире». Родственники Матрены, опережая события, начинают делить «добро», разбирая «отдельный сруб горницы» «по ребрышкам», чтобы везти его в Черусти.
    Чувствуя себя «потерянной», испытывая тревогу за то, «чего теперь не будет», Матрена все равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями — не строителями. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Теперь же она пошла помогать тем, кто «не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить». История с разломом избы началась из-за «старого Фаддея», с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.
    Именно этот герой, с «почтенной», «величавой» внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его «руки…ухватились ломать» дом. Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то…» Но она не изменяет представлений героя о том, что «добро» — это «имущество», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо».
    Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, «замела дорогу непомерными сугробами». Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!”
    В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.
    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие — старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.
    Матрена — глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…”
    Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: «На переезде — горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли…туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза… тех троих расплющили…» Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов — и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».
    Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: «В плаче, заметил я, холодно- продуманный, искони-заведенный порядок». В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.
    Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: «Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей», Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и «сам возил бревна на саночках».
    Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель — как можно больше забрать.
    Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. «Матренин двор» — это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.
    Автор так заканчивает свой рассказ: «Избу Матрены до весны забили», а сама хозяйка осталась для своих односельчан «не понятой» и «чужой». Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.

  7. 7
    Текст добавил: Темная Сущность

    Подготовка к итоговому сочинению
    Направления «Дом», «Любовь», «Время»
    на материале рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
    Тематические направления итоговых сочинений
    2015-2016 учебного года

    «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
    «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
    Рассказ «Матрёнин двор»
    Краткое содержание
    Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…
    Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.
    Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
    Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
    Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.
    Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.
    Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?
    Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.
    Фаддей даже не приходит на поминки.
    Матрёнин двор – воплощение труда и честности, доброты и терпения, душевного спокойствия и тишины, любви.
    Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья:
    «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Но при этом изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие».
    «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
    Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.

    Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)».

    Кроме Матрены жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы.

    Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
    Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
    Разрушение дома, по мнению автора, повлечет за собой гибель его хозяйки, потому что дом и Матрёна – это одно целое.
    Страдая от недугов и чая недалекую смерть, объявляет Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти её отдать в наследство Кире. О самой избе она ничего не сказала. Еще три сестры ее метили получить эту избу.
    Фаддей начал требовать, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни.
    Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это – конец ее жизни всей.
    Нелегко было Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни; 40 лет прошли здесь.
    В этом доме она пережила 2 войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести.
    Как яростно разбирают горницу «ломатели»; дом разбирают, как человека – «по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтоб Матрёне ещё долго пришлось здесь жить».
    Сама природа словно противится разрушению дома– сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи.

    Но в тот же день началась метель… Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами. Потом, чуть дорогу умяли, прошёл грузовик – другой – внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по всё голенище.
    Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрёна ходила как потерянная.
    И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора – и пропала.
    Ещё и это пришибло Матрёну.

    Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом.
    Те самые фикусы, что спасла однажды Матрёна при пожаре, «испуганной толпой» замерли в эту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.
    Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, – похоронили.
    Тема дома в рассказе А.И.Солженицына раскрывает духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми, соотношение материального и духовного.
    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только материальное благополучие.
    Сама Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»
    Направление «Время»
    «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
    А.И.Солженицын показывает, как законы общества, государства отражаются на жизни русской женщины, крестьянки.
    …Матрёна в колхозе работала не за деньги – за палочки…
    Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца…
    – Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне…
    Топлива было не положено – и спрашивать о нём не полагалось…
    Бабы собирались по пять, по десять, чтобы смелей…Зараз уносили в мешке торфин шесть, если были сыроваты, торфин десять, если сухие. Одного мешка такого, принесённого иногда километра за три (и весил он пуда два), хватало на одну протопку. А дней в зиме двести. А топить надо: утром русскую, вечером «голландку».
    Матрена говорила Игнатичу: «Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?
    Председатель колхоза пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором. Впрочем, и за пятнадцать соток потягивал колхоз Матрёну. Когда рук не хватало…, жена председателя приходила к Матрёне:
    И вилы свои бери!
    Ни лопат, ни вил в колхозе нету…
    У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей
    (А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»)
    Фотография Матрены Автор Солженицын

  8. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.
    Железная дорога чёрной змейкой убегает за горизонт, по ней всё так же проносятся поезда, где-то быстрее, где-то медленнее. Но “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход”. Нет, пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость. Только машинисты знали и помнили, отчего это всё. Да Игна-тич, повествующий о той горько-нелепой трагедии от первого лица.
    “Матренин двор” — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, — о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”, отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич.
    Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти тирана. Люди ещё не знают, как жить дальше: из “пыльной горячей пустыни” бесчисленных лагерей они попадают “просто в Россию”, чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — “без жары, с лиственным рокотом леса”. Ещё год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. А теперь извольте — можете учительствовать. В отделе кадров, куда следовало обратиться по вопросу трудоустройства, “кадры уже не сидели за чёрной кожаной дверью, а за остеклённой перегородкой, как в аптеке”. Воздух был просто наэлектризован свободой. Подождёшь, пока объяснение всем твоим странностям найдут, каждую букву в документах “перещупают” , походят из комнаты в комнату, куда-то позвонят, — и ты трудоустроен.
    В тот год быстрых перемен, когда “повелось по две — по три иностранных делегации в неделю принимать”, рассказчик возвращается в новый мир из тех краёв, откуда ещё недавно живым мало кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке, “где не обидно бы и жить и умереть”, в Высоком Поле. Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днём ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит. Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали. Что ж, благородные работники отдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу в Торфопродукт, куда легко можно было приехать, но уехать — невозможно. В этом посёлке смешались две эпохи — “однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домики пятидесятых”. Но жители и тех и других в равной степени вдыхали вонь и копоть из фабричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголке России! А ведь там, откуда приехал рассказчик, “дул такой свежий ветер ночами и только звёздный свод распахивался над головой”. Но лучше свободно вдыхать фабричные выхлопы, чем наслаждаться красотами природы за колючей проволокой.
    На торфяном посёлке скитания рассказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке с ничего не говорящим названием — Тальново, в доме “с четырьмя оконцами вряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком”. Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больным лицом — хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем о рассказчике. Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: “не за деньги — за палочки”. Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы. “Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между брёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком”. Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии. Желание выполнить работу наверняка, чтобы потом переклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами для животного (“кошка сердито смотрела вслед шуршанию мышей, а достать не могла”) и людей. Матрёна Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.
    Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, “тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках”. Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.
    Матрёна Васильевна — человек не от мира сего. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна напоминает библейскую героиню Марию.
    Матрёна у Солженицына- — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных — чтобы продолжить род людской.
    Матрёна — праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева “Живые мощи”, Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно.
    Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Однако смерть героини — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу. Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем: незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеева брата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрёны и её смерть. Быть может, она и предчувствовала неладное: боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то — поезда. Под поезд она и попала… Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
    Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведника” — по русской пословице. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведённым порядкам. Даже после смерти Матрёны, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. “Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым _лицом усопшей”. Плач родственников был “своего рода политикой”: в нём каждый излагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что “в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!” Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.
    Рассказ “Матрёнин двор” невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу — Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

  9. Эссе по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор».
    В людях так мало света,
    что нам чаще приходится обращаться к небу….
    Эльчин  Сафарли.
    Давайте посмотрим вокруг. Просто присмотримся,  идя по улице,  к окружающим нас людям. Что творится в их жизнях? Что они пережили? Счастливы ли они? А теперь задумайтесь, часто ли мы задаем себе эти вопросы просто так, про окружающих нас людей. Зачастую мы задумываемся только о себе, о своем благополучии, и людей, которые выбиваются хоть чуть-чуть из общего фона, критикуем, обходим стороной….
    Так непонятой оказалась и героиня рассказа  Солженицына «Матренин
    двор» –  Матрена Васильевна.  Она бескорыстная, трудолюбивая, всегда
    готовая прийти на помощь, тем не менее оказывается «странной» по меркам окружающих ее людей. «За обзаводом не гналась… даже поросенка не держала… и,  глупая, помогала чужим людям бесплатно» – вот что сказали после смерти Матрены. А ведь все это достоинства чистой, бескорыстной души главной героини.
    Когда я читала это произведение, меня больше всего поразила
    в нем непокорность главной героини к обстоятельствам. Насколько это сильная  женщина. Потеряла шестерых детей, муж не вернулся с войны…  По сути она осталась совсем одна… Но Матрена  находит в себе силы жить дальше, найдя в помощи людям свое истинное призвание.
    Сравнивая ее с собой, я прекрасно понимаю, что не смогла бы так. Зачастую мнение  окружающих очень важно в нашей жизни. Мы всегда задумываемся, что о нас скажут, поймут ли нас, а бескорыстно помогать, не заботясь о себе способны лишь единицы.
    Рассказ Солженицына является очень современным рассказом, поднимающим проблемы нашего общества. Черствость, низость и эгоистичность  каждого  из  нас.
    Матрена  Васильевна  остается  источником  света,  к  которому стоит стремиться и равняться. Даже  после  смерти  она остается непонятой и неоцененной.  Только рассказчик осознает всю уникальность этой женщины, ее ценность не только для деревни, но и для всего русского народа. Как мало остается  таких  людей,  они исчезают – это издержки современного общества. Больно и обидно…
    Не смотря на это, я надеюсь, что каждый прочитавший этот рассказ не останется равнодушным к этой проблеме в современной жизни. Я надеюсь, что каждый из нас присмотрится  к  окружающим и в людях появится «больше света»…

  10. “Не стоит земля без праведника”.
    Пословица.
    Рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор” затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. “Матрёнин двор” написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.
    В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты. Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. “Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Центральная тема в этом произведении — тема родного дома и очага.
    Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем. Она является хранительницей очага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину. Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).
    Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: “Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца”. Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.
    Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: “Все животы ее были – одна грязно-белая коза”. Ела она в основном одну картошку: “По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо”. Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг “Все для человека”. Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства. И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.
    Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее “дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый”. Все в деревне решили, что в ней — порча. Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников. Жизнь нелегкая, “густая заботами”, — Солженицын не прячет этого ни в одной детали.
    Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои. Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена — рабыня труда, а не хозяйка. Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, — идеал русской женщины, первооснова всего бытия. “Все мы, — заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

  11. Григорьева Матрена Васильевна — крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».
    Дом старый, в дверном углу у печки — Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами — главное ее богатство. Из живности — колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.
    Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало». Вышла за Ефима — младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала — «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» — не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку — Киру, воспитала ее.
    Пенсию М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку — никогда никому М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее — нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его — невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.
    Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.
    М. была присуща врожденная деликатность — боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала — «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?
    На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея — бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то — грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *