Мини сочинение на тему мы сохраним тебя русская речь великое русское слово
2 варианта
Посвящается 100 –летию со Дня рождения Д.С.Лихачева
«Мы сохраним тебя, русская речь!»
Аннагулыева Селби. Ученица 10 класса МБОУ СОШ №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Хочется поразмышлять о необходимости сохранения нашего сокровища – русского языка.
Начну своё рассуждение с неоспоримого утверждения, что родной язык – это язык предков, его «надо любить, как мать». Но, думается, по отношению к «великому языку великого народа» в наше время этого недостаточно.
Известно, что русский язык – это история народа, путь цивилизации и культуры. А значит, будущие поколения должны, наследуя накопленное богатство, сохранить его. Почему?! Обратимся к высказыванию автора многих публицистических статей Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Язык человека – точный показатель его культуры». Продолжим мысль уважаемого академика. Культура – это не только живопись и литература, это история и религия. Всё вместе – это самосознание народа, его язык. И если в человеке нет этой исторической памяти, то он становится Иваном, родства не помнящим, существом без корней.
Нужно помнить, что язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются представления народа. В нем дары нашей России: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков и слов; и стихийность, и сила, и ясность, и красота. Обратимся к словам Константина Дмитриевича Ушинского, смысл которых сводится к мысли о том, что «через мысли и чувства народа, переданные в слове, отражается природа страны». И русский народ, создавший этот «правдивый и свободный» русский язык, сам призван достигнуть той духовной высоты, на которую зовет его язык. Значит ли это, что, сохраняя русский язык, человек совершенствуется?! Думаю, ответ очевиден.
Русский язык – отражение нашей истории и культуры, природы страны и человека в частности, значит, его сохранение является насущной необходимостью его носителей, то есть нас.
Закончить свои размышления о важности рассматриваемой проблемы хочется обращением Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
<<<
Это всем известное стихотворение «Мужество» было написано Анной Ахматовой в 1942 году, когда над Россией, над русским языком нависла угроза исчезновения. Многим, наверное, покажется, что в настоящее время стихотворение звучит излишне патетически. Но я как учитель-словесник так не думаю. Более того, я убеждена, что тема сохранения языка сегодня звучит очень остро, актуально. Разве над русским языком не возникла угроза исчезновения? Наверное, простой обыватель скажет: «Хватила тоже! Какое тебе исчезновение? Что тебе война что ли, оккупация, истребление русского народа?». Но ведь я не говорю сейчас о языке как о средстве передачи информации. Я говорю о языке, том самом красивом и могучем языке Пушкина, Тургенева, Горького.
Что наблюдаем мы сегодня? Меня как учителя-словесника очень волнуют те процессы, которые сейчас происходят в языке. Особенно заставляют задуматься о положении русского языка те, так называемые, лексические новации, великое множество которых появилось в последнее время в молодежной среде. Молодежный сленг существует не одно десятилетие. Но то, что происходит в настоящее время, заставляет по-настоящему испугаться за судьбу русского языка. Только вчитайтесь в слова: стебный – веселый, заточка – выражение лица, дбз – договориться, овца – девушка и т.д. А представьте, если собрать подобные слова в предложение. Как это будет звучать? А чего стоит молодежный язык Интернета, так называемый «язык падонков» - язык с нарочито неправильным написанием слов! Вот пример: «тупайа абизьяна!» - низкие умственные способности оппонента.
А что наблюдается в языковой среде взрослых? Тоже картина, достойная разочарования: низкий уровень грамотности, речь корявая, огромное количество грамматических, орфоэпических ошибок. А нецензурные выражения, которые мы слышим кругом! Сплошная языковая безграмотность, начиная от простого человека и заканчивая людьми так называемого «высшего круга». Редкий человек владеет русским языком. И что особенно печально: сами русские не понимают прискорбности создавшегося положения. Русская речь, красивая, тонкая, изящная заменяется сплошь и рядом каким-то суррогатом, извращается, заполняется грязным, грубым, отвратительным. И это ли не угроза исчезновения, это ли не экспансия?
И что же мне, учителю-филологу, делать в создавшейся ситуации, когда, кажется, все против меня? Плюнуть на все? Сказать, что один в поле не воин? Что бороться с перечисленными явлениями все равно, что бороться с ветряными мельницами? Так просто сдаться, сложить руки, плыть по течению, смириться со всем, что происходит в языке? Но нет, я так не могу. Ведь можно же вспомнить и другую народную мудрость: «Вода камень точит» или «Терпенье и труд все перетрут». Начиная работать в школе, я думала, что задача моя достаточно простая, - научить детей правильно говорить, грамотно писать, познакомить с лучшими произведениями классической литературы. Но теперь я понимаю, что задача моя гораздо серьезнее, - сохранить наш великий и могучий язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками, показать детям красоту, богатство, силу и величие русского языка, пробудить в своих учениках патриотические чувства к родному слову. Я хочу, чтобы и мой внук, и мой правнук, и мой далекий-далекий потомок имели счастье говорить на родном языке, слышать чудесное художественное слово. Я хочу, чтобы их переполняло чувство гордости от того, что они русские и их родной язык – русский. И я все буду делать для этого.
Да, желания амбициозные, но если бы они не имели под собой оснований, то за 15 лет педагогического стажа мне не довелось бы слышать от своих выпускников следующие слова: «Спасибо, Любовь Анатольевна, что вы научили меня русскому языку. Я в группе был лучшим».
Я понимаю, что отрицательные явления, появившиеся в языке, не возникли сами по себе, из ниоткуда. Это связано с общим нравственным оскудением русской нации. Нация больна, а язык как следствие этой болезни. Но, я думаю, болезнь эта не безнадёжная. Я верю, что пробудится русский народ, вспомнит и заявит о своём величии, сбросит с себя всё наносное, всё чуждое, отвратительное. И очиститься. И очиститься от всего отвратительного чудное явление – русский язык. А мы, словесники, как врачи-реаниматоры должны делать всё для этого возрождения, ибо ещё Тургенев сказал, что нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
Посвящается 100 –летию со Дня рождения Д.С.Лихачева
«Мы сохраним тебя, русская речь!»
Аннагулыева Селби. Ученица 10 класса МБОУ СОШ №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Хочется поразмышлять о необходимости сохранения нашего сокровища – русского языка.
Начну своё рассуждение с неоспоримого утверждения, что родной язык – это язык предков, его «надо любить, как мать». Но, думается, по отношению к «великому языку великого народа» в наше время этого недостаточно.
Известно, что русский язык – это история народа, путь цивилизации и культуры. А значит, будущие поколения должны, наследуя накопленное богатство, сохранить его. Почему?! Обратимся к высказыванию автора многих публицистических статей Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Язык человека – точный показатель его культуры». Продолжим мысль уважаемого академика. Культура – это не только живопись и литература, это история и религия. Всё вместе – это самосознание народа, его язык. И если в человеке нет этой исторической памяти, то он становится Иваном, родства не помнящим, существом без корней.
Нужно помнить, что язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются представления народа. В нем дары нашей России: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков и слов; и стихийность, и сила, и ясность, и красота. Обратимся к словам Константина Дмитриевича Ушинского, смысл которых сводится к мысли о том, что «через мысли и чувства народа, переданные в слове, отражается природа страны». И русский народ, создавший этот «правдивый и свободный» русский язык, сам призван достигнуть той духовной высоты, на которую зовет его язык. Значит ли это, что, сохраняя русский язык, человек совершенствуется?! Думаю, ответ очевиден.
Русский язык – отражение нашей истории и культуры, природы страны и человека в частности, значит, его сохранение является насущной необходимостью его носителей, то есть нас.
Закончить свои размышления о важности рассматриваемой проблемы хочется обращением Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
<<< Это всем известное стихотворение «Мужество» было написано Анной Ахматовой в 1942 году, когда над Россией, над русским языком нависла угроза исчезновения. Многим, наверное, покажется, что в настоящее время стихотворение звучит излишне патетически. Но я как учитель-словесник так не думаю. Более того, я убеждена, что тема сохранения языка сегодня звучит очень остро, актуально. Разве над русским языком не возникла угроза исчезновения? Наверное, простой обыватель скажет: «Хватила тоже! Какое тебе исчезновение? Что тебе война что ли, оккупация, истребление русского народа?». Но ведь я не говорю сейчас о языке как о средстве передачи информации. Я говорю о языке, том самом красивом и могучем языке Пушкина, Тургенева, Горького. Что наблюдаем мы сегодня? Меня как учителя-словесника очень волнуют те процессы, которые сейчас происходят в языке. Особенно заставляют задуматься о положении русского языка те, так называемые, лексические новации, великое множество которых появилось в последнее время в молодежной среде. Молодежный сленг существует не одно десятилетие. Но то, что происходит в настоящее время, заставляет по-настоящему испугаться за судьбу русского языка. Только вчитайтесь в слова: стебный – веселый, заточка – выражение лица, дбз – договориться, овца – девушка и т.д. А представьте, если собрать подобные слова в предложение. Как это будет звучать? А чего стоит молодежный язык Интернета, так называемый «язык падонков» - язык с нарочито неправильным написанием слов! Вот пример: «тупайа абизьяна!» - низкие умственные способности оппонента. А что наблюдается в языковой среде взрослых? Тоже картина, достойная разочарования: низкий уровень грамотности, речь корявая, огромное количество грамматических, орфоэпических ошибок. А нецензурные выражения, которые мы слышим кругом! Сплошная языковая безграмотность, начиная от простого человека и заканчивая людьми так называемого «высшего круга». Редкий человек владеет русским языком. И что особенно печально: сами русские не понимают прискорбности создавшегося положения. Русская речь, красивая, тонкая, изящная заменяется сплошь и рядом каким-то суррогатом, извращается, заполняется грязным, грубым, отвратительным. И это ли не угроза исчезновения, это ли не экспансия? И что же мне, учителю-филологу, делать в создавшейся ситуации, когда, кажется, все против меня? Плюнуть на все? Сказать, что один в поле не воин? Что бороться с перечисленными явлениями все равно, что бороться с ветряными мельницами? Так просто сдаться, сложить руки, плыть по течению, смириться со всем, что происходит в языке? Но нет, я так не могу. Ведь можно же вспомнить и другую народную мудрость: «Вода камень точит» или «Терпенье и труд все перетрут». Начиная работать в школе, я думала, что задача моя достаточно простая, - научить детей правильно говорить, грамотно писать, познакомить с лучшими произведениями классической литературы. Но теперь я понимаю, что задача моя гораздо серьезнее, - сохранить наш великий и могучий язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками, показать детям красоту, богатство, силу и величие русского языка, пробудить в своих учениках патриотические чувства к родному слову. Я хочу, чтобы и мой внук, и мой правнук, и мой далекий-далекий потомок имели счастье говорить на родном языке, слышать чудесное художественное слово. Я хочу, чтобы их переполняло чувство гордости от того, что они русские и их родной язык – русский. И я все буду делать для этого. Да, желания амбициозные, но если бы они не имели под собой оснований, то за 15 лет педагогического стажа мне не довелось бы слышать от своих выпускников следующие слова: «Спасибо, Любовь Анатольевна, что вы научили меня русскому языку. Я в группе был лучшим». Я понимаю, что отрицательные явления, появившиеся в языке, не возникли сами по себе, из ниоткуда. Это связано с общим нравственным оскудением русской нации. Нация больна, а язык как следствие этой болезни. Но, я думаю, болезнь эта не безнадёжная. Я верю, что пробудится русский народ, вспомнит и заявит о своём величии, сбросит с себя всё наносное, всё чуждое, отвратительное. И очиститься. И очиститься от всего отвратительного чудное явление – русский язык. А мы, словесники, как врачи-реаниматоры должны делать всё для этого возрождения, ибо ещё Тургенев сказал, что нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.