Мини сочинение на тему поучение владимира мономаха

11 вариантов

  1. Поучение Владимира Мономаха” Поучение – это жанр церковного красноречия. Поучение использовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь – представитель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым авторитетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз возглавлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось. В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обращено главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставлениями, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Христа, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом принимать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время. Совет: “не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам” – связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников (“отроков”) по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь. Советы: “напойте и накормите просящего”, “убогих не забывайте” – связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, проявляя сочувствие и сострадание.

  2. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053-1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта – возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни. Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который “дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран”. Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой. Мономах очень хороший!

  3. Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием “Поучение”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. “Поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
    “Поучение” Владимира Мономаха, и его письмо князю Олегу Святославичу необходимо рассматривать в контексте той невероятно сложной политической ситуации, которая сложилась в Русской земле к концу XI века. Две главные опасности угрожали Руси — половецкая угроза и внутренние распри. И князь Владимир Всеволодович, долгие годы княживший в Переяславле — на самой границе Руси со Степью, лучше кого бы то ни было понимал, насколько две эти опасности тесно связаны между собой. Он, так много воевавший в своей жизни (в том числе и со своей “братией” — русскими князьями) , лучше и яснее других осознавал необходимость мира и “любви” между князьями. Но это накладывало на князей особую ответственность — неизмеримо более тяжкую, чем на обычных людей, не обремененных мирской властью. Ибо власть для Владимира Мономаха — это не столько права, сколько обязанности, долг, своего рода послушание.
    “Поучение” Владимира Мономаха адресовано его сыновьям. Но не только. Князь обращается и к другим слушателям и читателям (“инъ кто, слышав сю грамотицю”) — имея в виду, прежде всего, своих “сродников”, всех русских князей, которым выпадет после него “держать” Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. И в этом смысле его “Поучение” представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил, которым он призывал руководствоваться и своих сыновей, и всех прочих русских князей, и политическую программу в самом широком смысле этого слова.
    “Первое, Бога деля и душа своея, страх имеите Божии в сердци своемь” — эта первая и главная (а в каком-то отношении и единственная, во всяком случае, исчерпывающая) заповедь Мономаха. Ибо исполнение христианского долга, следование путем общеизвестных христианских добродетелей и есть, по убеждению князя, единственный способ избежать в дальнейшем междоусобных войн и добиться мира и согласия между князьями.

  4. «Поучение» Владимира Мономаха относится к древнерусской литературе XI-XII столетия. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени. Автор был не простым человеком, а князем, деяния которого были направлены на развитие Киевской Руси. Помимо философских и религиозных рассуждений, направленных научить потомков благим деяниям, в произведении есть описание «трудов» автора: военные походы, мирные договоры, охота.
    Идея написать «Поучение» детям у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что был против междоусобных распрей. За время его правления количество междоусобиц уменьшилось во много раз. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Так он хотел, чтобы его мудрые дела и решения «проросли» в сердцах детей.
    «Поучение» состоит из таких частей: вступления, дидактической части, практических напутствий, описания трудов и заключительной речи.
    Во вступлении князь обращается к детям с просьбой не смеяться над его речами, а принять их в свое сердце. Автор приуменьшает свои заслуги, как было принято у многих писателей древней Руси. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность автора должна была располагать к нему читателей.
    Дидактическая составляющая начинается с философского рассуждения о божественной гармонии и о том, что люди должны ее беречь.
    В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о других.
    Владимир Мономах достаточно подробно описывает свои труды. Он пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень. Поэтому своих детей и других потомков он предупреждал не лениться.

  5. «Поучение Владимира Мономаха»

    Поучение — это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — предста­витель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.
    В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население. Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.
    Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.
    Совет: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни сёлам, ни посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.
    Советы: «напойте и накормите просящего», «убогих не забы­вайте» — связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

  6. Поучение – это жанр церковного красноречия. Поучение использовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь – представитель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым авторитетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз возглавлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.
    В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство.
    Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обращено главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставлениями, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Христа, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом принимать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.
    Совет: “не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам” – связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников (“отроков”) по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.
    Советы: “напойте и накормите просящего”, “убогих не забывайте” – связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, проявляя сочувствие и сострадание.

  7. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053-1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта – возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.
    Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который “дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран”. Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

  8. Владимир Мономах русский князь,, который давал поучения и советы народы. Многие из них актуальны и в наши дни. Итак. Одно из поучений гласило: “милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра”. Сейчас очень много малоимущих людей, которые не способны сами зарабатывать из-за разных причин. И я думаю, что стоит давать милостыню таким людям не только в виде денег, но и в виде еды, старой одежды, которая вам уже не нужна. Это ведь не сложно. Так же очень важно и такое поучение: “Бога ради, не ленитесь”. Это действительно очень важно во все времена. Благодаря трудолюбию и терпению можно добиться в жизни очень многого. И ещё одно не менее важное поучение: “Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие”. Сейчас очень высокий уровень преступности. Людей грабят, убивают и творят страшные вещи, продавая людейтна органы, например. И действительно есть люди, которые тоже задумываются об этом, когда у них в жизни наступает тяжёлое время. Это ужасно. Владимир Мономах – великий человек. Он поучил несколько поколений и прожил не лёгкую жизнь. И мы должны помнить его и гордиться, что такой мудрейший человек когда-то жил на нашей родной земле.

  9. Поучение — это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — предста­витель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.
    В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население. Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.
    Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.
    Совет: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни сёлам, ни посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.
    Советы: «напойте и накормите просящего», «убогих не забы­вайте» — связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

  10. Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125, великий князь Киевский с 1113) , несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных фигур русского Средневековья. Его княжением по существу завершается эпоха Киевской Руси и начинается новый этап русской истории, получивший название удельного периода, или, в советской историографии, периода феодальной раздробленности. И именно Мономаху – причем еще даже до восшествия на “златой” киевский стол – пришлось вырабатывать те принципы, которые легли в основу нового политического устройства Руси.
    Но Владимир Мономах вошел в русскую историю не только как государственный деятель и полководец, но еще и как писатель и мыслитель. Он является автором знаменитого “Поучения” – выдающегося памятника древнерусской литературы и общественной мысли, а также письма князю Олегу Черниговскому. Вполне вероятно, что в русской книжности сохранялись и другие сочинения, написанные им (известно, например, что князь обращался с “вопрошением” об “отвержении латинян” к киевскому митрополиту Никифору) , но они не дошли до нашего времени.
    Биография князя Владимира Всеволодовича известна нам относительно полно – благодаря летописи, а также его собственным сочинениям, особенно “Поучению”, носящему во многом автобиографический характер.
    Владимир (в крещении Василий) родился в 1053 году и был старшим сыном переяславского князя Всеволода Ярославича. По матери же Владимир приходился внуком правящему тогда византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

  11. план

    «Поучение» Владимира Мономаха. 4
    Заключение. 15
    Список литературы… 16

    Введение

    Встречаясь с литературой Древней Руси, мы всякий раз удивляемся каждому произведению, вышедшему из под пера наших предков. Любому из этих произведений литературоведы дают своё объяснение, каждый по-своему интерпретируя истоки того или иного сочинения, исторические и литературные предпосылки к его созданию, общественную ситуацию, повлиявшую на автора. Но каждое из произведений Древней Руси удивляет индивидуальностью своего стиля и отличностью от других произведений той эпохи. Главной общей чертой в основной массе русской литературы древнейшего периода является то, что «она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы». [1]
    Одним из подобных произведений и является «Поучение» Владимира Мономаха, которое представляет собой своеобразное собрание его сочинений: это собственно «Поучение», автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу. Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается Мономаху, судя по всему, ему не принадлежит. [2]
    Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.
    Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским.

    «Поучение» Владимира Мономаха

    Время правления Мономаха, по словам одного историка, — «одна из самых благополучных страниц в истории Киевщины». [3] Мономах приобрел себе популярность в борьбе с половцами, и во все время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли. Недаром певец «Слова о полку Игореве восклицает: „О стонати Русской земли, помянувши пръвую годину и пръвых князей! Того стараго Владимира нельзя бе пригвоздити к горам киевским“. [4] Он достиг небывалого могущества и влияния, соединив в своих руках, или, вернее, в руках своей семьи, по крайней мере три четверти тогдашней Руси. Владимир скончался 19 мая 1125 года после двенадцатилетнего княжения в Киеве на семьдесят третьем году жизни. По словам летописца, „святителе жалящеси плакахуся по святом и добром князи, весь народ и вси людие по немъ плакахуся, якоже дети по отцю или по матери, плакахуся по нем вси людие“. [5]
    Несмотря на свою набожность, чистоту жизни и усердие к духовенству, Владимир, однако не был причислен к лику святых, как его сын Мстислав. Может быть, духовенство, весьма уважавшее Мономаха, чувствовало, что его деятельностью руководили, в основном, житейские расчеты.
    »Поучение” дошло до нашего времени совершенно случайно в составе одного из списков Лаврентьевской летописи. Этот список мог сгореть в московском пожаре 1812 года вместе со списком «Слова о полку Игореве» в библиотеке Мусина-Пушкина. Не сгорел он по чистой случайности, потому что был взят Н.М. Карамзиным.
    «Поучение» искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. [6] Об этом свидетельствует и сам текст «Поучения». Владимир говорит, что написал его [7]
    1.
    Сидя на санях,
    Сhдя на санех,
    что, по мнению большинства исследователей, говорит о его преклонном возрасте к моменту написания «Поучения». Дело в том, что в Древней Руси покойников в церковь на отпевание, а затем на кладбище возили на санях, поэтому выражение «сидеть на санях» скорее всего означает «одной ногой в могиле». [8]
    Поводом к написанию первой части его «Поучения» послужил приход послов от его братьев с предложением:
    3.
    «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
    «Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh». И рhхъ: «Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити»
    4.
    И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? » — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
    И отрядивъ я, вземъ Псалтырю, в печали разгнухъ я, и то ми ся выня: «Вскую печалуеши, душе? Вскую смущаеши мя? » и прочая. И потомь собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы послhдняя не люба а передняя приимайте.
    Владимир для выяснения воли Божией использует, можно сказать, традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию.
    5.
    «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».
    «Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, — ти обладають землею.
    В первых же мы встречаем осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья: „не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие“. Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.
    Итак, взяв повод к нравоучению от этого визита, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое „Поучение“ в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки:
    1.
    Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
    Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися.
    Юношам он, ссылаясь на авторитет святого Василия (видимо имея ввиду поучение св. Василия Великого о том, как юношам извлекать полезное для себя из книг языческих философов) советует:
    8.
    иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: „Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится“.
    душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в миру слово господне: „Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старhйшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имhти; без луки бесhдующе, а много разумhти; не сверhповати словомь, ни хулити бесhдою, не обило смhятися, срамлятися старhйших, к женам нелhпымъ не бесhдовати, долу очи имhти, а душю горh, пребhгати; не стрhкати учить легкых власти, ни в кую же имhти, еже от всhх честь. Аще ли кто васъ можеть инhмъ услhти, от бога мьзды да чаеть и вhчных благъ насладится“.
    От поучения юношам он переходит к наставлению христианам вообще, рисуя перед глазами читателя евангельский образ человека кроткого, воздержанного в речах, смиренного умом:
    9.
    Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, „очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради“;
    Научися, вhрный человhче, быти благочестию делатель, научися, по евангельскому словеси, „очима управленье, языку удержанье, уму смhренье, тhлу порабощенье, гнhву погубленье, помыслъ чистъ имhти, понужаяся на добрая дhла, господа ради“;
    Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти ко греху:
    9.
    »лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех”.
    «лишаемъ — не мьсти, ненавидимъ — люби, гонимъ — терпи, хулимъ — моли, умертви грhхъ».
    Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:
    9.
    «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».
    «Избавите обидима, судите сиротh, оправдайте вдовицю».
    Наконец, упоминает Владимир о посте и покаянии, которые необходимы христианину как птице необходимо два крыла, и как птица не может лететь с одним крылом, так и христианин не может обойтись без поста или покаяния. Образное сравнение поста с весной, а покаяния с весенним первоцветом являет покаяние непосредственным следствием поста:
    9.
    «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: „Слава Тебе, Человеколюбец! “
    »Восияеть весна постная и цвhтъ покаянья, очистимъ собе, братья, от всякой крови плотьскыя и душевныя. Свhтодавцю вопьюще рцhмъ: Слава тобh, человhколюбче! “.
    Затем Владимир переходит к описанию милосердия Божия, говоря:
    10.
    Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь..
    Поистинh, дhти моя, разумhйте, како ти есть человhколюбець богъ милостивъ и премилостивъ. Господь нашь, владhя и животомъ и смертью, согрhшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего.
    В «Поучении» можно найти и совет, как жить христианину в миру. В христианской литературе очень много пишется о жизни монашеской, но редко можно встретить поучения о том, как же спасаться вне монастырей. Мономах пишет:
    10.
    Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.
    Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить е к собh, тако же и господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3-ми дhлы добрыми избыти его и побhдити его: покаяньемъ, слезами и милостынею.
    Более того, опираясь на эти три добрых дела, — покаяние, слезы и милостыня, — автор развивает учение о малом доброделании. Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце, по словам премудрого Соломона (Прит.23, 26). А выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем:
    11.
    Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
    А бога дhля не лhнитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х дhлъ тhхъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрии терпять, но малым дhломь улучити милость божью.
    Затем Мономах, следуя псалмопевцу Давиду, обращается к прославлению величия Божия, которое усматривается во всем творении:
    12.
    «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело! „
    “Велий еси, господи, и чюдна дhла твоя, и благословено и хвално имя твое в вhкы по всей земли». Иже кто не похвалить, ни прославляеть силы твоея и твоих великых чюдес и доброт, устроеных на семь свhтh: како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звhзды, и там и свhт, и земля на водах положена, господи, твоимъ промыслом! Звhрье розноличнии, и птица и рыбы украшено твоимъ промыслом, господи! И сему чюду дивуемъся, како от персти создавъ человhка, како образи розноличнии въ человhчьскыхъ лицих, — аще и весь миръ совокупить, не вси въ одинъ образ, но кый же своимъ лиць образом, по божии мудрости. И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идут, и первhе, въ наши руцh, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идут по всhмъ землямъ, божиимь повелhньемь, да наполнятся лhси и поля. И ты же птицh небесныя умудрены тобою, господи; егда повелиши, то вспоють, и человhкы веселять тобе; и егда же не повелиши имъ, языкъ же имhюще онемhють. «А благословенъ еси, господи, и хваленъ зhло! „
    Долгое время считалось, что этот отрывок Мономах заимствовал из Шестоднева св. Василия Великого. Но ближайшим прототипом этого пассажа, вероятнее всего, является Шестоднев Иоанна Экзарха, который в то время был очень популярен на Руси. [9]
    На этом Мономах заканчивает нравоучения “от Писания» и предлагает
    13.
    собственного слабого ума наставление.
    от худаго моего безумья наказанье.
    Первым делом он говорит:
    14.
    Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.
    Аще вы богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грhсhх своих, рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви то дhйте и ложася. Не грhшите ни одину же ночь, аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды. А того не забывайте, не лhнитеся, тhмь бо ночным поклоном и пhньем человъкъ побhжает дьявола, и что въ день согрhшить, а тhмъ человhкъ избываеть.
    Далее Мономах предлагает практику непрестанного молитвенного делания. Он смело вводит в жизнь такой вид молитвы, который был распространен преимущественно в монастырях:
    14.
    Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.
    Аще и на кони hздяче не будеть ни с кым орудья, аще инhх молитвъ не умhете молвити а «Господи помилуй» зовите беспрестани, втайнh: та бо есть молитва всhх лhпши, нежели мыслити безлhпицю — hздя.
    Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам.
    Интересен взгляд его на смертную казнь:
    15.
    Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.
    Ни права, ни крива не убивайте, ни повелhвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны.
    Выступает Мономах против клятвы и божбы, но поддерживает очень необходимый в те смутные времена обычай крестоцелования, которым скреплялись союзы между князьями:
    15.
    Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.
    Аще ли вы будете крестъ цhловати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже цhлуйте, и цhловавше блюдhте, да не приступни, погубите душе своеh.
    Призывает он также к уважению священнослужителей:
    15.
    с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога.
    с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силh любите и набдите, да приимете от них молитву… от бога.
    Затем идет ряд самых разнообразных поучений. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
    Предлагает Мономах поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.
    Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело.
    Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом, учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку:
    15.
    ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.
    ти бо мимоходячи прославять человhка по всhм землям любо добрым, любо злымъ.
    Встречаем мы также призыв больного навестить, покойника проводить. Не пропустить человека, не поприветствовав его. Об отношении к жене Мономах советует:
    15.
    Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.
    Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собою власти.
    А в основание всех добродетелей полагает Мономах страх Божий, который, по словам Соломона, является началом Премудрости:
    15.
    А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
    Се же вы конець всему: страхъ божий имhйте выше всего.
    Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: [10]
    17.
    Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.
    Лhность бо всему мати: еже умhеть, то забудеть, а его же не умhеть, а тому ся не учить. Добрh же творяще, не мозите ся лhнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели.
    Интересное замечание встречаем мы относительно полуденного сна:
    17.
    Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
    Спанье есть от бога присужено полудне. Отъ чина бо почиваеть и звhрь, и птици и человhци.
    Из произведений Мономаха особенно поражает его письмо к Олегу Святославичу. Поводом к его написанию послужили события, произошедшие в 1096 году. Тогда в одной из многочисленных междоусобиц с войсками Олега Святославича недалеко от города Мурома погиб Изяслав — сын Мономаха. Князь Мстислав, старший сын Владимира Мономаха, пишет письмо Олегу Святославичу, требуя покинуть незаконно захваченные им Суздаль и Муром. В этом письме он предлагает примирение между Олегом и Мономахом. Олег не послушал мирных предложений Мстислава и попытался повернуть свои войска на Мстислава. Но Олег был разбит, бежал в Муром, потом в Рязань и, наконец, покинул пределы Руси.
    Мстислав снова увещевает Олега примириться с Мономахом, вернуться на Русь, но находиться только в пределах своей отчины. Олег обязывается подчиниться, и Мстислав ходатайствует перед Мономахом за Олега.
    В это время и пишет Владимир письмо убийце своего сына. Убийство Изяслава было особенно ужасно тем, что Изяслав был крестным сыном Олега. Поэтому, фактически, Олег был сыноубийцей. О чём же пишет Мономах своему поверженному врагу? Злорадствует ли он? Празднует ли он победу над Олегом или требует отказаться от своих прав в земле Русской?
    Нет! Владимир прощает убийцу своего сына, утешает его, предлагает вернуться на Русь и получить княжество. Письмо начинается в покаянном духе:
    52.
    О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
    О многострастный и печалны азъ! Много борешися сердцемъ, и одолhвши, душе, сердцю моему, зане, тлhньнh сущи, помышляю, како стати пред страшным судьею, каянья и смhренья не приимшим межю собою.
    Далее Мономах пишет, что жизнь человека в руках Божиих и добавляет:
    55.
    Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: „Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы! “
    Егда же убиша дhтя мое и твое пред тобою, и бяше тебh, узрhвше кровь его и тhло увянувшю, яко цвhту нову процветшю, якоже агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи въ помыслы души своей: „Увы мнh! что створихъ? И пождавъ его безумья, свhта сего мечетнаго кривости ради налhзох грhх собh, отцю и матери слезы“.
    На протяжении послания Мономах подчеркивает, что не собирается мстить Олегу, используя, при этом, фразу, которой князья ободряли воинов перед битвой:
    58
    … Дивно ли, если муж пал на войне?
    … Дивно ли, оже мужь умерлъ в полку ти?
    Причем, это письмо не является плодом временного настроения или каких-то других обстоятельств, а целиком и полностью отражает внутренние убеждения Мономаха как истового христианина, прощающего своего врага.

    Заключение

    Итак, в своем „Поучении“ Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками „Поучения“ стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.
    Вообще „Поучение“ старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в „Поучении“ так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.

    Список литературы

    1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.
    2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.
    3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.
    4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.
    5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.
    6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.
    7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.
    8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *