Распространенное мнение о том, что сочинения пишут только ученики и студенты гуманитарных институтов, неверно. Умение написать грамотно сочинение необходимо каждому человеку. Очень часто при приеме на работу у вас просят не только рекомендации, но и написанные вами объяснения, в которых необходимо указать причину ухода с прошлой работы, рассказать, каких целей вы хотите достичь в новой компании.
Изложение мыслей в мини-сочинении
Мини-сочинение – это рассказ на заданную тему, который практически не содержит в себе ваших рассуждений и требует обобщения самого главного, что включает в себя данная тематика. При написании сочинения следует помнить, что должна быть раскрыта тема, нужно придерживаться определенной идеи, которая будет прослеживаться на протяжении всего сочинения.
При написании мини-сочинения рекомендуется придерживаться мыслей, которые продвигают критики. Мини-сочинение имеет очень маленький объем, и вы не сможете полностью раскрыть тему, излагая свои рассуждения. Делая заключения, разоблачение, показывая произошедший казус, ссылайтесь на книгу или критика. Построенное таким образом сочинение вызывает больше доверия.
Также, работая над мини-сочинением, уделяйте больше внимания важным событиям, показанным в книге, не стоит упорствовать над характеристиками героев, а лучше вовсе откажитесь от них и оставьте лишь упоминание.
Для того чтобы сочинению была поставлена хорошая оценка, используйте только литературный язык, покажите степень владения содержанием произведения, исправляйте грамматические ошибки. Наилучший способ научиться писать мини-сочинения – практиковаться в любое свободное время и как можно больше читать.
При поступлении на работу
Если у вас попросили описать предыдущее место работы, указать причины увольнения, рассказать, почему вы хотите работать в данной компании, то вам понадобятся навыки при написании такого сочинения.
В данном случае оно должно состоять примерно из 5-10 предложений. Вы должны сделать упор на грамотность, литературность языка, лаконичность излагаемых мыслей. Ни в коем случае не пишите предложение из более чем 15 слов. Напишите приблизительный план и отталкивайтесь от него при описании своей карьеры.
Для любого сочинения
После написания обязательно вычитайте ваш текст на ошибки, желательно это делать спустя 30-60 минут или на следующий день. Такой промежуток времени поможет вам заметить максимальное количество ошибок в тексте.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке. Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств. Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном. Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ. Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
· Точным
· Доказательным + термины.
· Обобщенным (о группе предметов)
· Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения. Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
· Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
· Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает :
· Официальным
· Точным
· Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость. Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам. 2. Задача речи:
· Сообщить информацию
· Воздействовать на массы
· Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
· Злободневными по теме
· Яркими, страстными, призывными
· Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста :
· Прямое обращение к читателю
· Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
· Экспрессивный повтор и стандартная лексика
· Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
· Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
· Параллелизм в построении этих неполных предложений
· Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
· Сочетание книжной и разговорной речи
· Прямые обращения к собеседнику
· Обратный порядок слов (инверсия)
· Риторические вопросы Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
· Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
· Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
· Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
· Сообщение о каком-либо процессе как процессе
· Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
· Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
· Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
· лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
· темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр
· задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
· Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
· Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
· НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
· Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
· Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк .
· Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
· Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
· Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
· Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное. Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства. Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы. Описание – речь идёт об одновременных признаках. Повествование – последовательность действий. Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.
Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)
Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса). Комментарий к проблеме. Позиция автора по проблеме. Ваша позиция по затронутой проблеме. 5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2). 7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).
Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».
Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора
Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина.Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?
Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.
Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.
Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?
Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).
Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.
Ваша позиция, аргументы
Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно. Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).
В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).
Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.
Вывод
Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих. https://сезоны-года.рф
Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме. Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.
Этап 1. Сбор материала.
Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.
Этап 2. Осмысленное чтение.
Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.
Этап 3. Написание пробного сочинения.
Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
Собственно работа состоит из нескольких шагов. Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении. Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:
Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты
Словом можно убить, словом можно спасти.
Слова в мире это единственная вещь, которую можно считать вечной. Слова были раньше, есть сейчас и будут после. Вот только с течением времени меняет отношение к ним. Раньше, слова не были пустым звуком, люди говорили только то, что считали нужным, делились информацией и своими переживаниями. Умело выражали свои чувства с помощью сонетов и точно знали, что нужно говорить другу и, каким словом можно убить врага.
На сегодняшний день слова утратили свою цену, очень часто можно услышать пустую болтовню, которая лишена смысла или ненормативную лексику, которая уже прочно укоренилась в повседневном быту. И мало кто понимает, что слово – это информация, а информация в свою очередь это энергия, которая может носить положительный или отрицательный характер и влиять на жизнь человека. Теперь слово это пустой звук, и мало кто задумывается над тем, что он говорит, но вне зависимости от этого слова витают вокруг своих создателей и непосредственно влияют на их судьбу.
Слово может быть смертельным оружием или спасительным кругом и только от человека зависит, какое значение ему нужно придавать. Временами слово может не только огорчить или обидеть, но и морально убить. Неосторожное высказывание, может сломить человека, его веру в свои силы и восстановить прежнее состояние, очень сложно ведь неосторожные слова, как древесные черви, точат душу человека изнутри, постоянно напоминая о себе.
Но в то же время вовремя сказанные слова поддержки способны вытащить человека из любой грязи, показать ему, что у него все еще есть поддержка, в него верят и тогда он может все.
Однако слова не только влияют на того кому они адресованы, грязные пустые слова и ненормативная лексика влияют на своего обладателя. Как раковые метастазы разрушают тело человека, так и эти нелицеприятные речи разрушают человеческую душу, делают его злее, не увереннее в себе, болезненней на вид и по-настоящему несчастным.
Слово – это не просто звук, это не только набор букв, это сила, которая может разрушить все на своем пути, но также может создать счастливое будущее. И только от человека зависит, как и какими словами нужно пользоваться.
Мини-сочинение на тему “Словом можно убить, словом можно спасти” (вариант 2)
Распространенное мнение о том, что сочинения пишут только ученики и студенты гуманитарных институтов, неверно. Умение написать грамотно сочинение необходимо каждому человеку. Очень часто при приеме на работу у вас просят не только рекомендации, но и написанные вами объяснения, в которых необходимо указать причину ухода с прошлой работы, рассказать, каких целей вы хотите достичь в новой компании.
Изложение мыслей в мини-сочинении
Мини-сочинение – это рассказ на заданную тему, который практически не содержит в себе ваших рассуждений и требует обобщения самого главного, что включает в себя данная тематика. При написании сочинения следует помнить, что должна быть раскрыта тема, нужно придерживаться определенной идеи, которая будет прослеживаться на протяжении всего сочинения.
При написании мини-сочинения рекомендуется придерживаться мыслей, которые продвигают критики. Мини-сочинение имеет очень маленький объем, и вы не сможете полностью раскрыть тему, излагая свои рассуждения. Делая заключения, разоблачение, показывая произошедший казус, ссылайтесь на книгу или критика. Построенное таким образом сочинение вызывает больше доверия.
Также, работая над мини-сочинением, уделяйте больше внимания важным событиям, показанным в книге, не стоит упорствовать над характеристиками героев, а лучше вовсе откажитесь от них и оставьте лишь упоминание.
Для того чтобы сочинению была поставлена хорошая оценка, используйте только литературный язык, покажите степень владения содержанием произведения, исправляйте грамматические ошибки. Наилучший способ научиться писать мини-сочинения – практиковаться в любое свободное время и как можно больше читать.
При поступлении на работу
Если у вас попросили описать предыдущее место работы, указать причины увольнения, рассказать, почему вы хотите работать в данной компании, то вам понадобятся навыки при написании такого сочинения.
В данном случае оно должно состоять примерно из 5-10 предложений. Вы должны сделать упор на грамотность, литературность языка, лаконичность излагаемых мыслей. Ни в коем случае не пишите предложение из более чем 15 слов. Напишите приблизительный план и отталкивайтесь от него при описании своей карьеры.
Для любого сочинения
После написания обязательно вычитайте ваш текст на ошибки, желательно это делать спустя 30-60 минут или на следующий день. Такой промежуток времени поможет вам заметить максимальное количество ошибок в тексте.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
· Точным
· Доказательным + термины.
· Обобщенным (о группе предметов)
· Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
· Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
· Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает :
· Официальным
· Точным
· Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
2. Задача речи:
· Сообщить информацию
· Воздействовать на массы
· Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
· Злободневными по теме
· Яркими, страстными, призывными
· Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста :
· Прямое обращение к читателю
· Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
· Экспрессивный повтор и стандартная лексика
· Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
· Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
· Параллелизм в построении этих неполных предложений
· Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
· Сочетание книжной и разговорной речи
· Прямые обращения к собеседнику
· Обратный порядок слов (инверсия)
· Риторические вопросы
Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
· Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
· Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
· Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
· Сообщение о каком-либо процессе как процессе
· Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
· Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
· Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
· лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
· темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр
· задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
· Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
· Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
· НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
· Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
· Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк .
· Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
· Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
· Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
· Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.
Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)
Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
Комментарий к проблеме.
Позиция автора по проблеме.
Ваша позиция по затронутой проблеме.
5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).
7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).
Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».
Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора
Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?
Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.
Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.
Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?
Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).
Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.
Ваша позиция, аргументы
Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.
Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).
В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).
Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.
Вывод
Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.
https://сезоны-года.рф
Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.
Этап 1. Сбор материала.
Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.
Этап 2. Осмысленное чтение.
Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.
Этап 3. Написание пробного сочинения.
Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
Собственно работа состоит из нескольких шагов.
Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:
Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты
Словом можно убить, словом можно спасти.
Слова в мире это единственная вещь, которую можно считать вечной. Слова были раньше, есть сейчас и будут после. Вот только с течением времени меняет отношение к ним. Раньше, слова не были пустым звуком, люди говорили только то, что считали нужным, делились информацией и своими переживаниями. Умело выражали свои чувства с помощью сонетов и точно знали, что нужно говорить другу и, каким словом можно убить врага.
На сегодняшний день слова утратили свою цену, очень часто можно услышать пустую болтовню, которая лишена смысла или ненормативную лексику, которая уже прочно укоренилась в повседневном быту. И мало кто понимает, что слово – это информация, а информация в свою очередь это энергия, которая может носить положительный или отрицательный характер и влиять на жизнь человека. Теперь слово это пустой звук, и мало кто задумывается над тем, что он говорит, но вне зависимости от этого слова витают вокруг своих создателей и непосредственно влияют на их судьбу.
Слово может быть смертельным оружием или спасительным кругом и только от человека зависит, какое значение ему нужно придавать. Временами слово может не только огорчить или обидеть, но и морально убить. Неосторожное высказывание, может сломить человека, его веру в свои силы и восстановить прежнее состояние, очень сложно ведь неосторожные слова, как древесные черви, точат душу человека изнутри, постоянно напоминая о себе.
Но в то же время вовремя сказанные слова поддержки способны вытащить человека из любой грязи, показать ему, что у него все еще есть поддержка, в него верят и тогда он может все.
Однако слова не только влияют на того кому они адресованы, грязные пустые слова и ненормативная лексика влияют на своего обладателя. Как раковые метастазы разрушают тело человека, так и эти нелицеприятные речи разрушают человеческую душу, делают его злее, не увереннее в себе, болезненней на вид и по-настоящему несчастным.
Слово – это не просто звук, это не только набор букв, это сила, которая может разрушить все на своем пути, но также может создать счастливое будущее. И только от человека зависит, как и какими словами нужно пользоваться.
Мини-сочинение на тему “Словом можно убить, словом можно спасти” (вариант 2)