В сложной ситуации ограниченного выбора между изменой и верностью человек ведет себя по разному. В произведении В.Быкова “Сотников” мы можем наблюдать эту картину. Рыбак и Сотников вместе проходят трудности войны. Изначально, Рыбак помогал Сотникову бежать от врагов, но когда они попали в плен, первый сразу же изменил свои представления. Когда появился выбор между смертью и изменой товарищу и Родине, он выбрал предательство. Казалось бы, более сильный Рыбак должен был не отступать от своих убеждений, но именно хилый Сотников оказался верен своей Родине и предпочел умереть. В произведении Шолохова “Судьба человека” мы можем наблюдать мужество и стойкость русского человека. Андрей Соколов – русский офицер, который попал в плен к врагу. Он выдерживал издевательства и избиения, но не выдал секретов русской армии. Он пошел работать на немцев лишь для того, чтобы потом сбежать, прихватив с собой “ценный груз” – вражеского офицера и важные документы военных планов. Так Андрей Соколов был награжден за отвагу. На примере этих двух произведений мы видим, что всегда есть верные долгу люди, способные встать на защиту Родины, и изменники, судьба которых, как правило, хуже, чем у человека чести.
Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются прежде всего по отношению к своему долгу, к Отечеству. Особенно ярко это проявляется в годы тяжёлых испытаний, в годы войны.
Обратимся к примерам из художественной литературы.
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идёт речь о народном восстании под предводительством Пугачёва. С этим связаны почти все сюжетные линии повести. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, который несёт службу в Белогорской крепости. Когда крепость захватили пугачёвцы, перед ним встал выбор: умереть, но сохранить верность присяге, Отечеству или остаться в живых, но изменить своему долгу, предать те нравственные принципы, которые заложены в нём с детства. «Береги честь смолоду», — наставлял сына отец, провожая на службу. И Гринёв сберёг свою честь, остался верным присяге и готов умереть, но не перейти на сторону самозванца. И об измене говорит Пушкин в своём произведении. Швабрин, тоже молодой офицер, присягает Пугачёву, чтобы не быть повешенным. Он изменяет своему воинскому долгу, клятве верно служить царю и Отечеству. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но измена – это позор, презрение людей, и она ещё никогда не делала человека счастливее.
В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» говорится о верности человеческому и воинскому долгу. Главный герой, Андрей Соколов, перенёс много испытаний: воевал, был в плену, потерял семью, но даже в самые тяжёлые минуты своей жизни сумел остаться человеком и верным защитником своей родной земли. Верность живёт не в каждом сердце. Вспомним эпизод, в котором рассказывается о том, как пленных держали в сарае, в нечеловеческих условиях. И один из них готов предать других, указать фашистам коммунистов и комсомольцев, чтобы выжить, выслужиться перед врагами, спасти свою жизнь. Он не выдерживает испытаний, изменяет своему долгу, стал бы предателем, если бы не Андрей Соколов, который убивает изменника. Автор хочет сказать, что только такие качества, как верность и мужество помогают людям сохранить в себе человека.
В повести В. Быкова «Сотников» тоже говорится о верности и измене своему человеческому и воинскому долгу. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Два главных героя, Сотников и Рыбак, оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам, сохраняет верность своим боевым товарищам, воинской присяге, Родине. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он стал изменником перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Верность и измена ярче всего проявляют себя на войне.
Размышляя о верности и измене, перечитывая произведения русских писателей, я пришёл к выводу, что верность, преданность стране, любовь к Отечеству – залог мужества, чести, сохранения человеческого достоинства, а измена – это позор, трусость, путь к предательству.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
(353 слова) У каждого человека свое понимание добродетели, но главная черта, которую ценят все без исключения, — это верность. Нет лучшей опоры в трудный момент, чем поддержка верного товарища или преданной супруги. Измена же, как противоположность моральной стойкости, разрушает отношения, ведь никто не сможет довериться предателю.
Рассмотрим понятие «верность» на примерах из литературы. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является верным другом Ильи Обломова. Они из одного класса, но при этом абсолютно разные. Если Илья Ильич родился в богатой дворянской семье, то его товарищ, выросший в в более тяжелых условиях, привык к труду и добился всего, что имеет, самостоятельно. Эти герои противоположны друг другу по воспитанию, характеру и образу жизни, но это не отталкивает их, а наоборот — они будто дополняют друг друга. Обломов знает, что Штольц всегда протянет ему руку помощи, потому что он смог разглядеть в своем апатичном друге «хрустальную» душу. Кроме того, только друг способен вытащить Илью из его инертного состояния. Андрей верен своему другу и бескорыстно хочет ему помогать, в отличие от того же Мухоярова. Обломов же в ответ искренне ценит заботу и доброту приятеля. Даже после смерти своего товарища Штольц заботится о его семье, берет на воспитание сына Обломова и ведет дела покойного. Несмотря на недостатки героев, такая преданность действительно восхищает.
Вступление
Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.
Проблема
На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.
Тезис №1
Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.
Аргументация
Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.
Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.
Вывод
Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.
Тезис №2
Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.
Аргументация
С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.
Вывод
Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.
Тезис №3
Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.
Аргументация
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.
Вывод
Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.
Заключение (общий вывод)
Верность самому себе важнейшее качество, делающее человека гармоничным, полноценным, способным на правильные действия в любой ситуации. Изменять своим взглядам нельзя, иначе выстоять в жизни не получится.
Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения
Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ
Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению — «Верность и измена».
Комментарий ФИПИ
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Словарная работа
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности. ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.
Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.
Синонимы: Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость. Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.
Кому или чему можно остаться верным или изменить?
Родине:
Родине, малой родине, родной земле;
воинскому долгу, присяге
Любви:
любимому человеку; супругу/-ге
Дружбе:
другу, товарищам, близким
Убеждениям:
самому себе,
убеждениям, принципам,
своему слову
Вере:
христианским заповедям
Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.
С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.
Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.
Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».
Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, — не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.
Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство — изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».
Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя — эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».
Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.
По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.
Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.
Афоризмы и высказывания известных людей:
Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
Долг каждого — любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
Основа любви, первейшее её условие — вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)
Над какими вопросами стоит задуматься?
Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
Может ли верность являться критерием любви?
Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
Что может толкнуть человека на измену?
Как измена может повлиять на отношения людей?
Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
Можно ли простить предательство?
Насколько важна верность своему слову?
Список рекомендуемых произведений:
А. С. Пушкин «Полтава», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
А. Н. Островский «Гроза»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Н. С. Лесков «Левша»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
А. П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
В. Быков «Сотников»
В. Распутин «Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
В. А. Каверин «Два капитана»
У. Шекспир «Король Лир»
А. Дюма «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Э. М. Ремарк «Три товарища»
Ссылки по теме:
7 книг о женских изменax — 27.09.2016
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Товарищи по книгам, друзья в литературе — 29.07.2016
30.10.2017
На ФИПИ появились «направления» тем для итогового сочинения, и старшеклассники начинают над ними активно работать. В этом году «направления» сформулированы так же, как и в прошлом: два взаимосвязанных или противоположных понятия, тема может касаться обоих или одного из них.
Методисты ФИПИ сообщают, что темы по этому направлению посвящены поведению человека в условиях нравственного выбора и призывают рассматривать верность и измену с «философской, этической, психологической» сторон. Кроме того, специалисты отмечают, что эти проявления могут рассматриваться как с точки зрения личных отношений (любовь, дружба), так и социальных (например, измена Родине, науке, убеждениям и т.п.).
Поэтому, в зависимости от формулировки темы, следует выбрать подходящую аргументацию. Нет сомнений, что доказывать мы будем довольно тривиальный факт: измена – это плохо, а верность – это хорошо. То есть проблем с формулировкой собственного мнения не предвидится. Даже если какой-то человек (герой произведения) поменял взгляды не из трусости или выгоды, а из любви к истине, это нельзя рассматривать как измену, ведь истине он не изменил.
Итак, начинаем работать над темой с подбора аргументов.
Если тема затрагивает личные отношения, то можно рекомендовать ссылаться на такие произведения, как «Мастер и Маргарита» (верность Маргариты), «Евгений Онегин» (Татьяна), А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» (Регина Петровна и Кузьмёныши), Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Из малых форм можно посоветовать рассказы И. А. Бунина «Кавказ», «Темные аллеи», «Сны Чанга», повесть А. П. Чехова «Попрыгунья».
Если тема подразумевает измену или верность себе, своим идеалам, нравственности, то можно в качестве аргументов привлечь содержание произведений «Капитанская дочка», «Преступление и наказание», опять же «Мастер и Маргарита», «1984» Дж. Оруэлла, «Прощание с Матёрой» В. Распутина; подходящие рассказы подобрать трудно: тема обширная и обычно раскрывается в крупных формах. Можно посмотреть рассказы В. Шаламова «Сгущенное молоко» или «Последний бой майора Пугачева», В. Пелевина «Вести из Непала» или С. Лукьяненко «Поезд в Тёплый край».
Тема, посвященная измене или верности Родине, может раскрываться на таких произведениях, как «Война и мир» Л. Толстого, «В списках не значился» Б. Васильева, а также более коротких «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Сотников» В. Быкова, стихах поэтов-фронтовиков К. Симонова, Ю. Друниной и других.
Выбрав аргументы из хорошо знакомых произведений, мы приступаем к работе.
Вступление может быть примерно таким.
Измена и верность – это два полюса, два выбора. Как поступить, если судьба поставила перед такой необходимостью: сохранить свои идеалы, свою преданность или решиться на предательство в надежде обрести счастье или сохранить жизнь? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым из нас более или менее остро. Но, конечно, наибольшей ответственности и самоотречения требует этот выбор в годы войны, когда ценой решения может быть жизнь, а ценой ошибки – честь. (или, если речь об измене принципам, так: Но не зря поэт Н. Заболоцкий писал: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Предать свои идеалы, отречься от убеждений – что может быть страшнее для личности? Или, если тема о любви, так: Сохранить верность любви дано не каждому, ведь иногда трудно понять, тот ли человек рядом с тобой. И уже непонятно, ошибся ли ты тогда, когда клялся в вечной любви, или ошибаешься теперь, когда тебе кажется, что не можешь жить без совсем другого человека. Как же поступить? Поддаться чувству или сохранить верность?Об этом рассуждали авторы в своих произведениях.)
Не забываем, что вступление должно быть связано с темой по смыслу, но еще не должно содержать ее раскрытия. Можно обосновать постановку или выбор темы (она интересная, важная для всех, актуальная…), порассуждать о том, что такое измена (или верность), но все это кратко: объем вступления не должен превышать одной шестой – одной пятой всей работы, т.е. примерно 60 – 70 слов.
В основной части надо привести свои рассуждения на тему, подтверждая их примерами из произведения. Надо не просто упомянуть книгу, а именно использовать ее содержание в качестве аргумента к своим рассуждениям. Приведем пример неправильного и правильного использования литературного материала.
НЕПРАВИЛЬНО: «Про верность Родине написана книга В. Быкова «Сотников». Там есть два героя – Рыбак и Сотников (и далее пересказ текста и оценка поступка героев). Такой «аргумент» вполне могут вообще не засчитать – ведь он ничего не доказывает!
ПРАВИЛЬНО: «Верность Родине – это особое свойство души человека, особая способность. Она не зависит ни от силы и храбрости, ни от убеждений. Иногда человек, который ведет себя смело и уверенно в обычной жизни, оказывается совершенно беспомощным и слабым в экстремальной ситуации. Храбрости может оказаться недостаточно для того, чтобы сохранить верность Родине перед лицом неминуемой смерти. Требуется именно преданность, способность пожертвовать собой ради любимой страны. Например, в повести В. Быкова «Сотников» сначала героем кажется Рыбак. Он храбр и решителен, силен и энергичен. Особенно эффектно он выглядит на фоне Сотникова, который уж очень похож на недотепу. Но, попав в плен, Рыбак не выдерживает страха перед расстрелом и предает, а, казалось бы, слабый Сотников ведет себя как герой». И так далее.
В данном случае ссылка на текст именно подтверждает рассуждения автора сочинения.
В заключении лучше всего подытожить то, что уже было сказано. Или, кто умеет, сделать вывод. Если не получается, то можно закончить какой-нибудь мыслью (что, дескать, лучше быть верным, чем предателем) и красивой цитатой.
Заключение может быть таким:
«Предатели предают прежде всего себя самих»,- эти слова Плутарха лучше всего иллюстрируют мои рассуждения. Измена кому бы то ни было неизбежно ведет к разрушению личности человека, ведь он отрекается от чего-то очень ценного для него и сам себя презирает за это. Я думаю, что в основе предательства лежит неуверенность в своих силах, в своей правоте или эгоизм, который не позволяет человеку жертвовать чем-то ради других людей или ради собственных убеждений. Каждый человек должен думать об этом и воспитывать самого себя так, чтобы в самый важный момент оказаться достойным своей любви и своих принципов.» Примеры тем по этому направлению:
– Чем опасна измена?
– В чем причины измен и предательств?
– Как вы понимаете слово «верность»?
– Когда возникает выбор между верностью и предательством?
– Важно ли быть верным слову?
– Что толкает человека на измену?
– Можно ли простить предательство?
– Как, по-вашему, связаны понятия «верность» и «любовь»?
– Как, по-вашему, связаны понятия «верность» и «дружба»?
– Доверие – признак мужества и верность – свидетельство силы.
– Может ли быть неверным благородное сердце?
Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.
Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.
В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.
Измена и верность – взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.
Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
В сложной ситуации ограниченного выбора между изменой и верностью человек ведет себя по разному. В произведении В.Быкова “Сотников” мы можем наблюдать эту картину. Рыбак и Сотников вместе проходят трудности войны. Изначально, Рыбак помогал Сотникову бежать от врагов, но когда они попали в плен, первый сразу же изменил свои представления. Когда появился выбор между смертью и изменой товарищу и Родине, он выбрал предательство. Казалось бы, более сильный Рыбак должен был не отступать от своих убеждений, но именно хилый Сотников оказался верен своей Родине и предпочел умереть. В произведении Шолохова “Судьба человека” мы можем наблюдать мужество и стойкость русского человека. Андрей Соколов – русский офицер, который попал в плен к врагу. Он выдерживал издевательства и избиения, но не выдал секретов русской армии. Он пошел работать на немцев лишь для того, чтобы потом сбежать, прихватив с собой “ценный груз” – вражеского офицера и важные документы военных планов. Так Андрей Соколов был награжден за отвагу. На примере этих двух произведений мы видим, что всегда есть верные долгу люди, способные встать на защиту Родины, и изменники, судьба которых, как правило, хуже, чем у человека чести.
Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются прежде всего по отношению к своему долгу, к Отечеству. Особенно ярко это проявляется в годы тяжёлых испытаний, в годы войны.
Обратимся к примерам из художественной литературы.
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идёт речь о народном восстании под предводительством Пугачёва. С этим связаны почти все сюжетные линии повести. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, который несёт службу в Белогорской крепости. Когда крепость захватили пугачёвцы, перед ним встал выбор: умереть, но сохранить верность присяге, Отечеству или остаться в живых, но изменить своему долгу, предать те нравственные принципы, которые заложены в нём с детства. «Береги честь смолоду», — наставлял сына отец, провожая на службу. И Гринёв сберёг свою честь, остался верным присяге и готов умереть, но не перейти на сторону самозванца. И об измене говорит Пушкин в своём произведении. Швабрин, тоже молодой офицер, присягает Пугачёву, чтобы не быть повешенным. Он изменяет своему воинскому долгу, клятве верно служить царю и Отечеству. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но измена – это позор, презрение людей, и она ещё никогда не делала человека счастливее.
В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» говорится о верности человеческому и воинскому долгу. Главный герой, Андрей Соколов, перенёс много испытаний: воевал, был в плену, потерял семью, но даже в самые тяжёлые минуты своей жизни сумел остаться человеком и верным защитником своей родной земли. Верность живёт не в каждом сердце. Вспомним эпизод, в котором рассказывается о том, как пленных держали в сарае, в нечеловеческих условиях. И один из них готов предать других, указать фашистам коммунистов и комсомольцев, чтобы выжить, выслужиться перед врагами, спасти свою жизнь. Он не выдерживает испытаний, изменяет своему долгу, стал бы предателем, если бы не Андрей Соколов, который убивает изменника. Автор хочет сказать, что только такие качества, как верность и мужество помогают людям сохранить в себе человека.
В повести В. Быкова «Сотников» тоже говорится о верности и измене своему человеческому и воинскому долгу. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Два главных героя, Сотников и Рыбак, оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам, сохраняет верность своим боевым товарищам, воинской присяге, Родине. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он стал изменником перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Верность и измена ярче всего проявляют себя на войне.
Размышляя о верности и измене, перечитывая произведения русских писателей, я пришёл к выводу, что верность, преданность стране, любовь к Отечеству – залог мужества, чести, сохранения человеческого достоинства, а измена – это позор, трусость, путь к предательству.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
(353 слова) У каждого человека свое понимание добродетели, но главная черта, которую ценят все без исключения, — это верность. Нет лучшей опоры в трудный момент, чем поддержка верного товарища или преданной супруги. Измена же, как противоположность моральной стойкости, разрушает отношения, ведь никто не сможет довериться предателю.
Рассмотрим понятие «верность» на примерах из литературы. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является верным другом Ильи Обломова. Они из одного класса, но при этом абсолютно разные. Если Илья Ильич родился в богатой дворянской семье, то его товарищ, выросший в в более тяжелых условиях, привык к труду и добился всего, что имеет, самостоятельно. Эти герои противоположны друг другу по воспитанию, характеру и образу жизни, но это не отталкивает их, а наоборот — они будто дополняют друг друга. Обломов знает, что Штольц всегда протянет ему руку помощи, потому что он смог разглядеть в своем апатичном друге «хрустальную» душу. Кроме того, только друг способен вытащить Илью из его инертного состояния. Андрей верен своему другу и бескорыстно хочет ему помогать, в отличие от того же Мухоярова. Обломов же в ответ искренне ценит заботу и доброту приятеля. Даже после смерти своего товарища Штольц заботится о его семье, берет на воспитание сына Обломова и ведет дела покойного. Несмотря на недостатки героев, такая преданность действительно восхищает.
Вступление
Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.
Проблема
На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.
Тезис №1
Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.
Аргументация
Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.
Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.
Вывод
Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.
Тезис №2
Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.
Аргументация
С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.
Вывод
Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.
Тезис №3
Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.
Аргументация
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.
Вывод
Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.
Заключение (общий вывод)
Верность самому себе важнейшее качество, делающее человека гармоничным, полноценным, способным на правильные действия в любой ситуации. Изменять своим взглядам нельзя, иначе выстоять в жизни не получится.
Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения
Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ
Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению — «Верность и измена».
Комментарий ФИПИ
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Словарная работа
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.
ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.
Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.
Синонимы:
Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.
Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.
Кому или чему можно остаться верным или изменить?
Родине:
Родине, малой родине, родной земле;
воинскому долгу, присяге
Любви:
любимому человеку; супругу/-ге
Дружбе:
другу, товарищам, близким
Убеждениям:
самому себе,
убеждениям, принципам,
своему слову
Вере:
христианским заповедям
Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.
С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.
Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.
Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».
Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, — не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.
Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство — изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».
Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя — эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».
Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.
По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.
Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.
Афоризмы и высказывания известных людей:
Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
Долг каждого — любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
Основа любви, первейшее её условие — вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)
Над какими вопросами стоит задуматься?
Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
Может ли верность являться критерием любви?
Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
Что может толкнуть человека на измену?
Как измена может повлиять на отношения людей?
Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
Можно ли простить предательство?
Насколько важна верность своему слову?
Список рекомендуемых произведений:
А. С. Пушкин «Полтава», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
А. Н. Островский «Гроза»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Н. С. Лесков «Левша»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
А. П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
В. Быков «Сотников»
В. Распутин «Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
В. А. Каверин «Два капитана»
У. Шекспир «Король Лир»
А. Дюма «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Э. М. Ремарк «Три товарища»
Ссылки по теме:
7 книг о женских изменax — 27.09.2016
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Товарищи по книгам, друзья в литературе — 29.07.2016
30.10.2017
На ФИПИ появились «направления» тем для итогового сочинения, и старшеклассники начинают над ними активно работать. В этом году «направления» сформулированы так же, как и в прошлом: два взаимосвязанных или противоположных понятия, тема может касаться обоих или одного из них.
Методисты ФИПИ сообщают, что темы по этому направлению посвящены поведению человека в условиях нравственного выбора и призывают рассматривать верность и измену с «философской, этической, психологической» сторон. Кроме того, специалисты отмечают, что эти проявления могут рассматриваться как с точки зрения личных отношений (любовь, дружба), так и социальных (например, измена Родине, науке, убеждениям и т.п.).
Поэтому, в зависимости от формулировки темы, следует выбрать подходящую аргументацию. Нет сомнений, что доказывать мы будем довольно тривиальный факт: измена – это плохо, а верность – это хорошо. То есть проблем с формулировкой собственного мнения не предвидится. Даже если какой-то человек (герой произведения) поменял взгляды не из трусости или выгоды, а из любви к истине, это нельзя рассматривать как измену, ведь истине он не изменил.
Итак, начинаем работать над темой с подбора аргументов.
Если тема затрагивает личные отношения, то можно рекомендовать ссылаться на такие произведения, как «Мастер и Маргарита» (верность Маргариты), «Евгений Онегин» (Татьяна), А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» (Регина Петровна и Кузьмёныши), Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Из малых форм можно посоветовать рассказы И. А. Бунина «Кавказ», «Темные аллеи», «Сны Чанга», повесть А. П. Чехова «Попрыгунья».
Если тема подразумевает измену или верность себе, своим идеалам, нравственности, то можно в качестве аргументов привлечь содержание произведений «Капитанская дочка», «Преступление и наказание», опять же «Мастер и Маргарита», «1984» Дж. Оруэлла, «Прощание с Матёрой» В. Распутина; подходящие рассказы подобрать трудно: тема обширная и обычно раскрывается в крупных формах. Можно посмотреть рассказы В. Шаламова «Сгущенное молоко» или «Последний бой майора Пугачева», В. Пелевина «Вести из Непала» или С. Лукьяненко «Поезд в Тёплый край».
Тема, посвященная измене или верности Родине, может раскрываться на таких произведениях, как «Война и мир» Л. Толстого, «В списках не значился» Б. Васильева, а также более коротких «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Сотников» В. Быкова, стихах поэтов-фронтовиков К. Симонова, Ю. Друниной и других.
Выбрав аргументы из хорошо знакомых произведений, мы приступаем к работе.
Вступление может быть примерно таким.
Измена и верность – это два полюса, два выбора. Как поступить, если судьба поставила перед такой необходимостью: сохранить свои идеалы, свою преданность или решиться на предательство в надежде обрести счастье или сохранить жизнь? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым из нас более или менее остро. Но, конечно, наибольшей ответственности и самоотречения требует этот выбор в годы войны, когда ценой решения может быть жизнь, а ценой ошибки – честь. (или, если речь об измене принципам, так: Но не зря поэт Н. Заболоцкий писал: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Предать свои идеалы, отречься от убеждений – что может быть страшнее для личности? Или, если тема о любви, так: Сохранить верность любви дано не каждому, ведь иногда трудно понять, тот ли человек рядом с тобой. И уже непонятно, ошибся ли ты тогда, когда клялся в вечной любви, или ошибаешься теперь, когда тебе кажется, что не можешь жить без совсем другого человека. Как же поступить? Поддаться чувству или сохранить верность?Об этом рассуждали авторы в своих произведениях.)
Не забываем, что вступление должно быть связано с темой по смыслу, но еще не должно содержать ее раскрытия. Можно обосновать постановку или выбор темы (она интересная, важная для всех, актуальная…), порассуждать о том, что такое измена (или верность), но все это кратко: объем вступления не должен превышать одной шестой – одной пятой всей работы, т.е. примерно 60 – 70 слов.
В основной части надо привести свои рассуждения на тему, подтверждая их примерами из произведения. Надо не просто упомянуть книгу, а именно использовать ее содержание в качестве аргумента к своим рассуждениям. Приведем пример неправильного и правильного использования литературного материала.
НЕПРАВИЛЬНО: «Про верность Родине написана книга В. Быкова «Сотников». Там есть два героя – Рыбак и Сотников (и далее пересказ текста и оценка поступка героев). Такой «аргумент» вполне могут вообще не засчитать – ведь он ничего не доказывает!
ПРАВИЛЬНО: «Верность Родине – это особое свойство души человека, особая способность. Она не зависит ни от силы и храбрости, ни от убеждений. Иногда человек, который ведет себя смело и уверенно в обычной жизни, оказывается совершенно беспомощным и слабым в экстремальной ситуации. Храбрости может оказаться недостаточно для того, чтобы сохранить верность Родине перед лицом неминуемой смерти. Требуется именно преданность, способность пожертвовать собой ради любимой страны. Например, в повести В. Быкова «Сотников» сначала героем кажется Рыбак. Он храбр и решителен, силен и энергичен. Особенно эффектно он выглядит на фоне Сотникова, который уж очень похож на недотепу. Но, попав в плен, Рыбак не выдерживает страха перед расстрелом и предает, а, казалось бы, слабый Сотников ведет себя как герой». И так далее.
В данном случае ссылка на текст именно подтверждает рассуждения автора сочинения.
В заключении лучше всего подытожить то, что уже было сказано. Или, кто умеет, сделать вывод. Если не получается, то можно закончить какой-нибудь мыслью (что, дескать, лучше быть верным, чем предателем) и красивой цитатой.
Заключение может быть таким:
«Предатели предают прежде всего себя самих»,- эти слова Плутарха лучше всего иллюстрируют мои рассуждения. Измена кому бы то ни было неизбежно ведет к разрушению личности человека, ведь он отрекается от чего-то очень ценного для него и сам себя презирает за это. Я думаю, что в основе предательства лежит неуверенность в своих силах, в своей правоте или эгоизм, который не позволяет человеку жертвовать чем-то ради других людей или ради собственных убеждений. Каждый человек должен думать об этом и воспитывать самого себя так, чтобы в самый важный момент оказаться достойным своей любви и своих принципов.»
Примеры тем по этому направлению:
– Чем опасна измена?
– В чем причины измен и предательств?
– Как вы понимаете слово «верность»?
– Когда возникает выбор между верностью и предательством?
– Важно ли быть верным слову?
– Что толкает человека на измену?
– Можно ли простить предательство?
– Как, по-вашему, связаны понятия «верность» и «любовь»?
– Как, по-вашему, связаны понятия «верность» и «дружба»?
– Доверие – признак мужества и верность – свидетельство силы.
– Может ли быть неверным благородное сердце?
Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.
Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.
В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.
Измена и верность – взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.
Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.