Написать сочинение на лингвистическую тему 6 класс
4 варианта
Готовые сочинения на лингвистическую тему
Сочинение 19 Двоеточие (2 вариант)
Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
этого знака я встречаю в тексте?
Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
первом.
Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
предложении, и обойтись без него нельзя.
( 107 слов) Сочинение 20 Вопросительный знак
«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
предопределяет вопросно-ответную форму общения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
(150 слов) Сочинение 21 Запятая
Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
«Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
от друга.
Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
структуру предложения, а значит, и его смысл.
( 135 слов) Сочинение 22 Восклицательный знак
Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
восклицательным знаком выражает радость.
Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
в конце предложения используется для выражения недоумения.
В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
восклицательный знак помогает выразить удивление.
В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
неудовлетворения.
В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
на помощь.
В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
приказ.
В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
(205 слов) Сочинение 23 Тире
Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
встречается несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
сказуемого.
Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
выделительную роль, обособляя приложение.
В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
пропуск глагола «есть».
В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
отделяет прямую речь от слов автора.
Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
предложения был бы не ясен.
( 173 слова) Сочинение 24 Точка с запятой
Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
бессоюзного предложения.
Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
отделения однородных членов друг от друга.
В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
придаточные.
Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
предложения, связь между его частями. (178 слов) Сочинение 25 Кавычки
Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
используются для выделения прямой речи.
Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
приложения.
Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
знак препинания.
(90 слов) Сочинение 26 (2) Нужны ли кавычки как знак препинания.
Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
тексте?
Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
употребляя его в двойном значении.
Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
необходимо.
(119 слов) Сочинение 27 Скобки
Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
указании на источник цитаты.
Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
(84 слова) Сочинение 28 Многоточие
Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
тексте?
Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
недосказанность, возможность продолжения текста.
Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов) Сочинение 29 Зачем нужна орфография?
На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
«орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
«правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
этом тексте?
Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
произношения.
Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
стоящего перед приставкой.
В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов) Сочинение 30 Роль публицистического стиля в речи
Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
велика. Убедимся на примере этого текста.
Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
В предложении…(Вставляю пример)
Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
важен в жизни.
(101 слово) Сочинение 31 Каковы функции частиц в русском языке?
Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
земля бы лежала пепельная».
Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
«Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
«Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
предложении. (119 слов) Сочинение 32 Союз «чтобы»
Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
«чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
сложноподчиненном предложении.
Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
сложноподчиненном предложении.
Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
сложноподчиненном предложении.(172 слова) Сочинение 33 Роль диалогов в художественном тексте.
Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
синтаксические особенности.
Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
(предложение 19-20):
-Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
-Что именно? – сухо спросила девица.
Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
(предложение 20-23):
-Что именно?
-Название?
Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
(96 слов)
В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
тексте.
Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
вооружен… Консультация по написанию
сочинения на лингвистическую тему
Девятиклассники, вы уже
знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
шаблону.
Вот вариант вступления: «
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
связное высказывание, текст».
А это вариант вывода в
сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
А вот с аргументами будет
сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3,где нужно отыскать метафору,
эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
пример в качестве первого аргумента. Например,« В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
кончиться хорошо или плохо». Открываете сочинения на
лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
в качестве синонима.
Второй аргумент вы можете
найти в заданииВ5, касающемся
вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
способ оформления мысли». (Лингвистический
комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
А сейчас соединим все, что
мы приготовили к сочинению. Сочинение Г. Степанов, на мой
взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. В предложении 12 «Одним
словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
предложении в качестве синонима. Интересно предложение 12 и
с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
способ оформления мысли. Могу уверенно сказать, что
прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Конспект урокарусского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» Учитель Байко В.В. Тип урока: урок применения знаний, развитие речи. Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ. Цели:
Образовательные:
*определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Обучающая:
* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
Развивающая:
*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная:
*воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа. Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ” Ход урока.
I. Организационный момент. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”. ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста?
3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
тезис
доказательства (аргументы)
вывод
4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
Давайте найдем тезис в тексте.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
Давайте найдем доказательство первое.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
Давайте найдем доказательство первое.
К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
Давайте найдем доказательство второе.
К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
Давайте найдем вывод.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
5.Работа над выводом
– Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
6. Итоги урока.
На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).
Сочинение на лингвистическую тему
6 класс «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами». В.Брюсов Сочинение-рассуждение
Тезис или вопрос.
Раскрытие темы
2.1. Аргумент 1
2.2. Аргумент 2
Вывод Вид глагола Совершенный
Что сделать? Что сделал? Что сделает? Несовершенный
Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать? Этапы работы с текстом по отбору материала
Выделяем глаголы
Определяем вид глаголов
Отбираем показательные глаголы для аргументации
Эта работа позволит нам выбрать вариант построения сочинения
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
1. Вступительная часть
1. Вступительная часть
«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами», – писал В.Брюсов. В этом утверждении он был абсолютно прав. Действительно, вид — глагольная категория, отражающая характер протекания действия относительно повторяемости, длительности, результата. О чём же нам могут поведать глаголы разных видов, рассмотрим на примере текста из рассказа Н.Носова «Мишкина каша». Вариант 1 Вариант 1
За основу возьмём тот факт, что:
глаголы совершенного вида
передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий,
а глаголы несовершенного вида
не выражают развития событий во времени,
вследствие чего
с совершенным видом связывается
элемент динамики,
а с несовершенным –
статики. Аргумент 1 Аргумент 1
Вот, например, в предложениях 3-4 глаголы буквально следуют один за другим. Сюжетные действия сменяются с кинематографической быстротой: «нарезали», «намазали», «пошли», «выкупались», «разлеглись». Именно благодаря глаголам совершенного вида передана динамика действия. Вариант 1 Аргумент 2 Аргумент 2
А вот в предложении 5 использованы глаголы уже несовершенного вида: «греемся», «жуём». Глаголы этого вида помогают передать длительное действие. Вероятно, мальчишки больше на берегу лежали, чем рыбу ловили! Вывод Вывод
Вот сколько интересного мы узнали, понаблюдав только лишь над видами используемых в тексте глаголов. Вариант 2
По определению,
глаголы несовершенного вида
обозначают собственно действие.
И от этой формы уже образуется форма совершенного вида разными способами.
Таким образом,
глаголы совершенного вида,
благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют действие:
например, указывают направление: выбежал, вбежал… или подчёркивают завершённость: доиграл, закрыл…
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
Глаголы же совершенного вида, благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют это действие. Например, в предложении 3 автор не случайно использовал глагол совершенного вида с приставкой НА- «нарезали». Если значение глагола «отрезали» обозначает отделение части от целого, то глагол «нарезали» обозначает разделение всего целого на части. Таким образом, нам становится понятно, почему на реке большую часть времени ребята жевали, а не рыбу ловили. Вывод
Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды! Именно в этом богатстве и заключается сила глагола, о которой говорил В.Брюсов. Пример из текста для аргументации
выкупаться 1) обмыться, освежиться, погрузившись в воду; искупаться. 2) разг. намокнуть, попав, погрузившись в воду.
накупаться – сов. разг. покупаться много, вдоволь в чем-л. Вариант 3
Вступительная часть (та же)
От одного глагола несовершенного вида при помощи различных приставок можно образовать глаголы совершенного вида. Таким образом, приставка конкретизирует обозначенное глаголом действие. Например, в предложении 4 автор намеренно использует глагол совершенного вида с приставкой ВЫ-, чтобы подчеркнуть кратковременность действия (выкупаться – это просто освежиться), в отличие от глагола НАкупаться (покупаться вдоволь).
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
Заключительная
часть (та же).
7
Дождь идёт Давно не было дождей. Вдруг налетели тучи. Крупные капли застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поле, сады. Всё покрылось зеленью. Текст- повествование
8
Дождь Льёт дождь. Из налетевшей тучи падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве. По стёклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят, пузырятся лужи. Одинокие прохожие прячутся под зонтами. Текст- описание
9
Зачем нужен дождь? Дождь очень нужен земле. Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги. Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы.. В засуху возникают лесные пожары. А когда дожди бывают вовремя, созревает богатый урожай, и все люди рады. Текст-рассуждение
10
Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
11
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский
12
С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” Сергей Есенин
13
Слова-помощники Действительно; я согласен(на) с мнением писателя и считаю, что…; не могу не согласиться с высказыванием великого русского писателя и т.д. Тезис Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта)… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…
14
Аргументы Аргумент 1 Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»? Аргумент 2 Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание? Аргумент 3 Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы? Аргумент 4 Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?
15
Вывод Как правило, в выводе говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. О чём мы говорили во вступлении? Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,… Итак,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… В заключение можно сказать, что… Итак, мы убедились, что «…». Обобщая сказанное,… Из этого следует, что…
Готовые сочинения на лингвистическую тему
Сочинение 19
Двоеточие (2 вариант)
Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
этого знака я встречаю в тексте?
Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
первом.
Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
предложении, и обойтись без него нельзя.
( 107 слов)
Сочинение 20
Вопросительный знак
«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
предопределяет вопросно-ответную форму общения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
(150 слов)
Сочинение 21
Запятая
Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
«Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
от друга.
Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
структуру предложения, а значит, и его смысл.
( 135 слов)
Сочинение 22
Восклицательный знак
Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
восклицательным знаком выражает радость.
Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
в конце предложения используется для выражения недоумения.
В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
восклицательный знак помогает выразить удивление.
В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
неудовлетворения.
В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
на помощь.
В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
приказ.
В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
(205 слов)
Сочинение 23
Тире
Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
встречается несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
сказуемого.
Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
выделительную роль, обособляя приложение.
В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
пропуск глагола «есть».
В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
отделяет прямую речь от слов автора.
Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
предложения был бы не ясен.
( 173 слова)
Сочинение 24
Точка с запятой
Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
бессоюзного предложения.
Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
отделения однородных членов друг от друга.
В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
придаточные.
Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
предложения, связь между его частями. (178 слов)
Сочинение 25
Кавычки
Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
используются для выделения прямой речи.
Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
приложения.
Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
знак препинания.
(90 слов)
Сочинение 26 (2)
Нужны ли кавычки как знак препинания.
Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
тексте?
Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
употребляя его в двойном значении.
Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
необходимо.
(119 слов)
Сочинение 27
Скобки
Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
указании на источник цитаты.
Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
(84 слова)
Сочинение 28
Многоточие
Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
тексте?
Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
недосказанность, возможность продолжения текста.
Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
Сочинение 29
Зачем нужна орфография?
На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
«орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
«правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
этом тексте?
Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
произношения.
Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
стоящего перед приставкой.
В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
Сочинение 30
Роль публицистического стиля в речи
Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
велика. Убедимся на примере этого текста.
Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
В предложении…(Вставляю пример)
Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
важен в жизни.
(101 слово)
Сочинение 31
Каковы функции частиц в русском языке?
Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
земля бы лежала пепельная».
Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
«Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
«Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
предложении. (119 слов)
Сочинение 32
Союз «чтобы»
Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
«чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
сложноподчиненном предложении.
Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
сложноподчиненном предложении.
Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
сложноподчиненном предложении.(172 слова)
Сочинение 33
Роль диалогов в художественном тексте.
Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
синтаксические особенности.
Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
(предложение 19-20):
-Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
-Что именно? – сухо спросила девица.
Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
(предложение 20-23):
-Что именно?
-Название?
Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
(96 слов)
В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
тексте.
Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
вооружен…
Консультация по написанию
сочинения на лингвистическую тему
Девятиклассники, вы уже
знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
шаблону.
Вот вариант вступления: «
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
связное высказывание, текст».
А это вариант вывода в
сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
А вот с аргументами будет
сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору,
эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
кончиться хорошо или плохо». Открываете сочинения на
лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
в качестве синонима.
Второй аргумент вы можете
найти в задании В5, касающемся
вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
способ оформления мысли». (Лингвистический
комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
А сейчас соединим все, что
мы приготовили к сочинению.
Сочинение
Г. Степанов, на мой
взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
В предложении 12 «Одним
словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
предложении в качестве синонима.
Интересно предложение 12 и
с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
способ оформления мысли.
Могу уверенно сказать, что
прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Конспект урока русского языка в 6 классе
«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
Учитель Байко В.В.
Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.
Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Цели:
Образовательные:
*определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Обучающая:
* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
Развивающая:
*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная:
*воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”
Ход урока.
I. Организационный момент.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста?
3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
тезис
доказательства (аргументы)
вывод
4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
Давайте найдем тезис в тексте.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
Давайте найдем доказательство первое.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
Давайте найдем доказательство первое.
К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
Давайте найдем доказательство второе.
К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
Давайте найдем вывод.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
5.Работа над выводом
– Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
6. Итоги урока.
На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).
Сочинение на лингвистическую тему
6 класс
«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами».
В.Брюсов
Сочинение-рассуждение
Тезис или вопрос.
Раскрытие темы
2.1. Аргумент 1
2.2. Аргумент 2
Вывод
Вид глагола
Совершенный
Что сделать?
Что сделал?
Что сделает?
Несовершенный
Что делать?
Что делал?
Что делает?
Что будет делать?
Этапы работы с текстом по отбору материала
Выделяем глаголы
Определяем вид глаголов
Отбираем показательные глаголы для аргументации
Эта работа позволит нам выбрать вариант построения сочинения
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
1. Вступительная часть
1. Вступительная часть
«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами», – писал В.Брюсов. В этом утверждении он был абсолютно прав. Действительно, вид — глагольная категория, отражающая характер протекания действия относительно повторяемости, длительности, результата. О чём же нам могут поведать глаголы разных видов, рассмотрим на примере текста из рассказа Н.Носова «Мишкина каша».
Вариант 1
Вариант 1
За основу возьмём тот факт, что:
глаголы совершенного вида
передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий,
а глаголы несовершенного вида
не выражают развития событий во времени,
вследствие чего
с совершенным видом связывается
элемент динамики,
а с несовершенным –
статики.
Аргумент 1
Аргумент 1
Вот, например, в предложениях 3-4 глаголы буквально следуют один за другим. Сюжетные действия сменяются с кинематографической быстротой: «нарезали», «намазали», «пошли», «выкупались», «разлеглись». Именно благодаря глаголам совершенного вида передана динамика действия.
Вариант 1
Аргумент 2
Аргумент 2
А вот в предложении 5 использованы глаголы уже несовершенного вида: «греемся», «жуём». Глаголы этого вида помогают передать длительное действие. Вероятно, мальчишки больше на берегу лежали, чем рыбу ловили!
Вывод
Вывод
Вот сколько интересного мы узнали, понаблюдав только лишь над видами используемых в тексте глаголов.
Вариант 2
По определению,
глаголы несовершенного вида
обозначают собственно действие.
И от этой формы уже образуется форма совершенного вида разными способами.
Таким образом,
глаголы совершенного вида,
благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют действие:
например, указывают направление: выбежал, вбежал… или подчёркивают завершённость: доиграл, закрыл…
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
Глаголы же совершенного вида, благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют это действие. Например, в предложении 3 автор не случайно использовал глагол совершенного вида с приставкой НА- «нарезали». Если значение глагола «отрезали» обозначает отделение части от целого, то глагол «нарезали» обозначает разделение всего целого на части. Таким образом, нам становится понятно, почему на реке большую часть времени ребята жевали, а не рыбу ловили.
Вывод
Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды! Именно в этом богатстве и заключается сила глагола, о которой говорил В.Брюсов.
Пример из текста для аргументации
выкупаться 1) обмыться, освежиться, погрузившись в воду; искупаться. 2) разг. намокнуть, попав, погрузившись в воду.
накупаться – сов. разг. покупаться много, вдоволь в чем-л.
Вариант 3
Вступительная часть (та же)
От одного глагола несовершенного вида при помощи различных приставок можно образовать глаголы совершенного вида. Таким образом, приставка конкретизирует обозначенное глаголом действие. Например, в предложении 4 автор намеренно использует глагол совершенного вида с приставкой ВЫ-, чтобы подчеркнуть кратковременность действия (выкупаться – это просто освежиться), в отличие от глагола НАкупаться (покупаться вдоволь).
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
Заключительная
часть (та же).
7
Дождь идёт Давно не было дождей. Вдруг налетели тучи. Крупные капли застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поле, сады. Всё покрылось зеленью. Текст- повествование
8
Дождь Льёт дождь. Из налетевшей тучи падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве. По стёклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят, пузырятся лужи. Одинокие прохожие прячутся под зонтами. Текст- описание
9
Зачем нужен дождь? Дождь очень нужен земле. Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги. Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы.. В засуху возникают лесные пожары. А когда дожди бывают вовремя, созревает богатый урожай, и все люди рады. Текст-рассуждение
10
Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
11
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский
12
С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” Сергей Есенин
13
Слова-помощники Действительно; я согласен(на) с мнением писателя и считаю, что…; не могу не согласиться с высказыванием великого русского писателя и т.д. Тезис Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта)… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…
14
Аргументы Аргумент 1 Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»? Аргумент 2 Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание? Аргумент 3 Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы? Аргумент 4 Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?
15
Вывод Как правило, в выводе говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. О чём мы говорили во вступлении? Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,… Итак,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… В заключение можно сказать, что… Итак, мы убедились, что «…». Обобщая сказанное,… Из этого следует, что…