Написать сочинение на тему горе от ума 9 класс

15 вариантов

  1. Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
    Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  2. «Горе от ума» Грибоедова — остросоциальное произведение, которое показывает все общественные пороки. Конечно, время не стоит на месте, меняется государство, меняются и люди, живущие в нем, но коренным образом ничего не поменялось. Именно поэтому «Горе от ума» так популярно и в наши дни.
    Нужно отметить, что эта «комедия» была направлена на то, чтобы показать каким на самом деле является общество дворянской России. И поскольку произведение было политическим и разоблачало высшие социальные круги, то его постановка была подвержена жесткой цензуре. Без цензуры оно было поставлено только спустя 35 лет.
    Имена персонажей, которые как раз и отражали пороки общества, стали нарицательными. К примеру, Скалозубов, который, по мнению Фамусова, был отличной партией для Софьи. Тот же Фамусов, который постоянно поучает молодежь. Сам же он считает правильным и даже нужным лесть и низкопоклонство. Он оценивает других людей по количеству у них денег и должности, которую они занимают.
    Молчалин и Скалозуб не лучше Фамусова, они карьеристы, которым нравится красивая жизнь. Такого положения они добиваются подхалимством и услужничеством. Девизом жизни Молчалина становится угождение всем и каждому. Даже его любовь к Софье оказывается всего лишь обманом, чтобы угодить Фамусову и занять хорошее положение. Грибоедов внес и образ Чацкого для того, чтобы проблема прогнившего общества Фамусова была видна еще ярче. Чацкий предстает настоящим героем, передовым человеком своего времени.
    Чацкий является противником крепостного права, карьеризма, тирании помещиков и всех тех идеалов, которые царят в социальной среде. Чацкий утверждает, что гуманность, приверженность и любовь к своему делу, уважение к простому человеку гораздо лучше. Этот персонаж также переживает свою собственную проблему. Он влюблен в Софью, которая словно не замечает его и предпочитает Молчалина. Это становится сильным ударом для Чацкого, ведь он насквозь видит истинную сущность Молчалина. В итоге Чацкого и вовсе признают сумасшедшим только потому, что он придерживается других взглядов и не поддерживает идеи большинства.
    Такая ситуация сохраняется в обществе и по сей день. К сожалению, людей, которые обличают пороки и негативные черты нашего общества, не любят.  В каждую эпоху есть свои Чацкие.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс (по литературе)» читают:
    Сочинение на тему «Благодарность», 9 класс
    Сочинение на тему «Любовь» с аргументами из литературы
    Сочинение на тему: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума», 9 класс

  3. Произведение Александра Грибоедова “Горе от ума” – великолепный пример нетленной русской классики, не теряющей актуальности и по сей день.
    Основная идея произведения – различия взглядов старшего и младшего общества, или, выражаясь языком книги, “Фамусовского” и “Чацкого”.  Первый главный герой – Фамусов, обычный представитель знати того времени. Ему по душе светские встречи, балы, он не прочь подслужиться вышестоящим чинам ради повышения, но чтение – это то, чем он совершенно спокойно пренебрегает. Он рад подслужиться ради продвижения по службе.
    Второй, не меньший по значимости персонаж – Чацкий.  Молодой человек, московский уроженец, потративший весомую часть жизни в путешествии по миру. По началу он разделял взгляды Фамусова, но долгое странствие не могло не изменить его. Он стал полной противоположностью человека традиционного общества Москвы тех времен. “В науки он вперит ум, алчущий познаний” – эта строка как нельзя точно характеризует его. Он читает книги, развивается, но самое главное то, что он не признает того культа прислуживания высшим чинам. Все произведение – это, по сути, сплошная конфронтация этих двух сторон, а также описание прогрессирующего со временем разочарования Чацкого в обществе детства.
    Скалозуб – герой второго плана, того же возраста, что и наш Чацкий. Однако уровень его интеллекта стал ясен, когда его спросили, что он думает о Москве. “Дистанция огромного размера” – отвечал он. И в целом все, чего хотел этот молодой человек – это “Только бы досталось в генералы”. Чацкий же напротив, будучи довольно умным человеком, желал улучшить этот мир, не желая вести потребительский образ жизни, не требуя ни мест, ни повышенья в чин. Однако из текста произведения мы знаем, что Фамусов ставит именно Скалозуба в пример Чацкому, а не наоборот.
    Глубоко пораженный и обиженный таким поведением своих близких наш герой решает уехать из Москвы навсегда со словами: “Вон из Москвы, сюда я больше не ездок!”.
    Вместе со статьёй «Сочинение по произведению «Горе от ума», 9 класс» читают:
    Сочинение на тему «Век нынешний, век минующий» («Горе от ума»)
    Сочинение на тему: Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»
    Сочинение на тему «Чацкий: победитель или побеждённый?»
    Поделиться:

  4. Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» описывает светское общество начала девятнадцатого века. В произведении отражены исторические настроения того времени, которые появились после войны с Наполеоном в преддверии восстания декабристов.
    Александр Чацкий ? возможный прообраз будущего декабриста. Он вернулся из странствий, стал мыслить иначе, считая, что общество нуждается в переменах. Он не боится высказывать мысли, которые Фамусов называет «вольнодумными». Павел Афанасьевич ? прообраз человека старой закалки, который не готов принять новые веяния времени. Его больше заботит, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и как выгодно выдать замуж дочь. Столкновение двух поколений ? старого, не терпящего изменений, и нового, жаждущего искоренить старые устои, которые кажутся глупыми и неполезными для развития светского общества. Однако Чацкий не находит единомышленников, кроме Репетилова, который входит в сообщество мыслящих людей, но не отличается хорошей репутацией. Тем не менее, это единственный человек, который засомневался в сумасшествии Александра. Репетилов является представителем круга людей, возможно примкнувших к первым общественным движениям, которые привели к восстанию декабристов.
    Чацкий похож на тех, кто испытывал недовольство от старой власти и устоев дворянства, появившихся у образованных людей после победы над Наполеоном. Они считали, что страна нуждается в либеральных и экономических реформах. В комедии эти взгляды отражены от лица именно Чацкого. По его мнению, дворяне должны заниматься не только службой, но и науками, искусством, то есть саморазвитием, просвещением. В произведении описаны бюрократия, придворные нравы, крепостное право и другие проблемы, которые тормозили развитие страны. Об этом также рассуждал Чацкий, но был не услышан.
    Александр Грибоедов был дворянином, чиновником и дипломатом и хорошо знал, как устроен государственный аппарат и дворянское общество. Это позволило ему точно описать их недостатки в произведении. Однако без явной надежды на изменения.
    Вместе со статьёй «Сочинение по литературе на тему «Горе от ума», 9 класс» читают:
    Сочинение на тему «Чацкий: победитель или побеждённый?», 9 класс

  5. Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс
    План
    1. Введение
    2.Основные действующие лица
    3.Проблема комедии заявлена в самом названии
    4.Заключение
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.
    Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
    Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
    Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
    Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.
    Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.
    Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
    Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

  6. “Горе от ума” – это описание одного дня в одном московском доме. Интересные образы каждого изображенного здесь персонажа поражают читателей до сих пор.
    Два важнейших события в жизни Александра Сергеевича Грибоедова (Отечественная война 1812 года и общение с будущими декабристами) сформировали в нем идеи для дальнейшего творческого развития. В основе взглядов Грибоедова лежали любовь к своему народу и творческое отношение к жизни. Все эти собственные черты Александр Сергеевич и положил в основу одного из своих самых знаменитых персонажей – Чацкого.
    Чацкий – первый персонаж в русской литературе, являющийся “новым человеком”. И.А. Гончаров, автор лучшей статьи о “Горе от ума”, сказал: “Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь ум”.
    Во времена Грибоедова ум воспринимался широко: он говорил не только об образованности человека, но и о его вольнодумстве и положении в обществе, что Грибоедов и высмеивал в своей комедии. Чацкий, как и Александр Сергеевич, говорит, что от такого “ума” случается только горе, в результате чего его не принимают ни Фамусовы, ни Загорецкие, ни Скалозуб, ни Молчалин. Чацкий всю комедию, несмотря на множество бесед с другими персонажами, является одиночкой, верящим в свои, в настоящие идеалы, каким чувствовал себя и сам Грибоедов.
    “Горе от ума” изображает, как в годы крепостничества любые вольнодумные и независимые мысли не были никому интересны, как в случае с Чацким, но Чацкий является образом целого будущего поколения, которому суждено будет стать декабристами.
    Многие современники Грибоедова отмечали, что он очень любил простой русский народ, который в “Горе от ума” он даже называл “настоящим умом” за свою высокую жизнедеятельность.
    Грибоедов создал произведение, породившее за собой новый, реалистический жанр художественных произведений.
    Фраза “Горе от ума” стала нарицательной, как и имена многих героев комедии. Нередко сейчас услышишь “фамусовщина” вместо “бюрократизм” и “репетиловщина” вместо “либеральной болтовни”. А некоторые предложения из этой комедии прочно укрепились в народе и стали пословицами.
    Так как “Горе от ума” является высмеиванием общественных порядков, существовавших в то время, Грибоедову было очень тяжело осуществить свою мечту и напечатать комедию, а также увидеть её на сцене. Этого всего не позволила строгая цензура, но комедия все равно стала очень популярной и распространялась рукописными копиями, “списками”. В 1830 году даже стали говорить, что теперь нет ни одного дома, в котором не хранился бы список с этой комедией.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс (по литературе)» читают:
    Сочинение на тему «Век нынешний, век минующий» («Горе от ума»)
    Сочинение на тему: Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»
    Сочинение: Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Поделиться:

  7. Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
    Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
    Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
    Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
    Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
    По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
    Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
    Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
    Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
    Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
    Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума», 9 класс» читают:
    Сочинение на тему: Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»
    Сочинение на тему: Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (9 класс)
    Сочинение на тему: Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души»

  8. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
    В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей — Чацкий приехал в Москву только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: София холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софию напрасны. На все воспоминания Чацкого она отвечает: “Ребячество!”.
    Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. На все советы брать пример с отцов Чацкий отвечает:
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.
    В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!
    173744 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
    «Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Сочинение: Значение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»произведения – комедии «Горе от ума». Однако значение этого
    произведения так велико, что Грибоедов занял почетное место рядом
    с крупнейшими писателями-классиками. Судьба комедии подтверждает
    ее необычайную значимость как для того времени, так и в наши дни.
    Грибоедов закончил пьесу в 1824 году, за пять лет до своей гибели,
    но так и не увидел «Горе от ума» ни в печати, ни на сцене: цензура
    категорически запретила распространение комедии из-за ее политической
    остроты. Все же произведение пришло к читателям: по всей
    России пьесу переписывали от руки и передавали друг другу. Ушли
    в прошлое цензурные запреты, монологи Чацкого учит наизусть каждый
    школьник, но комедия не превратилась в исторический памятник.
    Ее значение не исчерпывается политической остротой. В произведении
    поднимаются важнейшие общечеловеческие проблемы, изображаются
    узнаваемые во все времена типы, блестящие афоризмы из
    комедии навсегда вошли в повседневную речь. Рассмотрим подробнее,
    в чем заключается социально-нравственное и новаторское значение
    В пьесе показан вечный конфликт «отцов» и «детей», который
    в начале двадцатых годов XIX века приобрел особую политическую
    остроту. Лучшие представители дворянской молодежи заняли
    активную жизненную позицию: они стремились к полной перестройке
    российского общества, что привело к декабристскому восстанию.
    Главного героя комедии, Чацкого, можно назвать предшественником
    декабристов: силой слова, собственным примером он стремится
    утвердить идеалы свободы и прогресса. Чацкий едко высмеивает ко
    московское общество, гневно обличает помещиков-крепостников,

  9. И.А.Гончаров очень интересно высказался о произведении «Горе от ума» – «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». Я в этом полностью согласен с писателем. Образ главного героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» действительно определяет конфликт всего повествования. Таких людей как Чацкий никогда не могло понимать общество, они внедрялись в общество со своими прогрессивными идеями и взглядами, однако консервативное общество их отторгало.
    Литературные критики часто отмечали, что в словах главного героя комедии Грибоедова «Горе от ума» неоднократно звучали близкие декабристам мотивы. Это мотивы свободолюбия, дух вольности, который через несколько лет будет прочувствован всеми участниками декабрьского восстания. Основной темой произведения является свобода человека, личности от разного рода предрассудков общества. Чацкий мечтает о развитии общества, науки, он стремится к высокой и искренней любви. Таким прогрессивно настроенным людям, как Чацкий, хочется, чтобы в мире торжествовала справедливость, чтобы все люди были равны между собой и свободны.
    Чацкий хочет трудиться на благо Родине, служить великим делам, а не людям. Он возмущён тем, что многие соотечественники преклоняются перед иностранцами, чтят их культуру и прочие ценности. Но исправить он ничего не может. У Чацкого нет друзей, которые разделяли бы его взгляды. Напротив, его окружают одни карьеристы, лживые, завистливые люди, которые только ради карьеры готовы угодничать вышестоящим чинам. Эти люди настроены против всего хорошего, даже образование для них – абсолютно ненужная вещь, они считают, что книги следует собрать и сжечь.
    Именно такой основной конфликт мы наблюдаем в комедии Грибоедова «Горе от ума». Один здравомыслящий человек – Чацкий – против всего консервативного общества. Но, к сожалению, один человек, даже если он во всём прав, вряд ли сможет что-то сделать против целого общества. На фоне этих корыстных, злых и глупых людей Чацкий похож на лучик света, но общество не готово его принять. Спустя годы Герцен скажет прекрасные слова, назвав Чацкого – декабристом.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс» читают:
    Что такое кульминация в литературе?

  10. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Чацкий и фамусовское общество
    —         Чацкий и Фамусов
    —         Чацкий и Мочалин
    —         Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
    —         Чацкий против фамусовского общества
    —         Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
    2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         «Мильон терзаний»
    —         Чацкий — декабрист
    —         Можно ли назвать Чацкого декабристом?
    —         Что значит «ум» в понимании Чацкого?
    —         За что и против чего борется Чацкий?
    —         Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
    —         Трагедия Чацкого
    3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
    —         Мочалин и Скалозуб
    —         «Молчалины блаженствуют на свете»
    —         Фамусовская Москва
    4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе  от ума»
    —         Софья и Чацкий
    —         Любит ли Софья Мочалина?
    —         Достойна ли Софья любви Чацкого?
    —         «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
    —         Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
    —         Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
    Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    — Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
    —         Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Имена-характеристики в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
    9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»

  11. «Горе от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова.
    В комедии отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего». Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на «век нынешний» и «век минувший» лишь по возрасту. Это деление проходит по взглядам, которых придерживается персонаж, его моральным принципам, его поведению, привычкам и стремлениям. Рассмотрим двух этих персонажей подробнее.
    Фамусов впервые появляется к комедии в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой, где он пошло заигрывает с нею. Уже с самого начала комедии мы получаем представление о нравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Подобный случай не был единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей.
    Фамусов очень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:
    Уж об твоем ли не радели
    Об воспитаньи! с колыбели!
    Но к чему сводится это воспитание?
    Мать умерла: умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать.
    Старушку?золото в надзор тебе приставил:
    Умна была, нрав тихий, редких правил.
    Одно не к чести служит ей:
    За лишних в год пятьсот рублей
    Сманить себя другими допустила
    В своей ограниченности Фамусов не понимает, что невозможно «принанять» вторую мать, мать вообще никто не может заменить.
    Однако все старания Фамусова в воспитании дочери не прошли даром: незаметно для самой Софьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отца становится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеять недоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким.
    Образ Фамусова очень сложен. С одной стороны, его речи по пылкости и пафосу не уступают речам Чацкого, с другой стороны – он что ругает, то и хвалит. Вспомним его речи по поводу засилья всего иностранного:
    А все Кузнецкий мост и вечные французы,
    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец!
    Но уже в следующем акте он будет хвалить то, что не так давно ругал. Кроме того, в своем мракобесье и ретроградстве он так же пренебрежительно относится ко всему исконно русскому, национальному:
    Ей сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится.
    Подобное поведение Фамусова не случайно, закономерно: ведь он является выразителем принципов общества, которое недаром получило название фамусовского.
    Как и все члены фамусовского общества, Фамусов не желает и не умеет заниматься служебными делами:
    Боюсь сударь я одного смертельно,
    Чтоб множества не накоплялось их;
    Дай волю вам, оно бы засело;
    А у меня что дело, что не дело.
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    Идеал жизни Фамусова всего фамусовского общества – богатство при отсутствии надобности и желания служить, знатность, претензии на ум при отсутствии такового, лесть и низкопоклонничество, в которых, по их мнению, нет ничего зазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что?то новое ворвется в их жизнь и переменит ее.
    Секретарем Фамусова является Молчалин – «враг дерзости», робкий, преданный молодой человек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества.
    Молчалин беден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит перед самыми «яркими» представителями этого общества:
    Там моську вовремя погладит,
    Там впору карточку вотрет…
    Кроме того, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений в высший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:
    И вот любовника я принимаю вид
    В угодность дочери такого человека…
    За несколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем помогут ему «и награжденья брать, и весело пожить».
    После того как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, он слишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин стал приспосабливаться к новым условиям жизни.
    В то время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой ту силу, которую невозможно было уничтожить: «Молчалины блаженствуют на свете!» – недаром с горечью заметил Чацкий.
    12. Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по?разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и кто является в ней умным человеком?
    Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» – комедия, перешагнувшая классицизм.
    Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.
    В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. «Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по?видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).
    Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу». Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: „Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме“. (И. А. Гончаров)
    Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
    Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
    13. Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20?х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.
    Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.
    Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно отметить не одну, как было принято любовную интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия. В классицистическом произведении любовной паре господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперь Молчалин мечтает стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).
    Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально?политический.
    Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:
    …Во?первых, не блажи,
    Именьем, брат, не управляй оплошно,
    А главное – поди?тка, послужи…
    Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительность, даже злобой («Не человек – змея» – это оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.
    В классицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа положительного героя и добродетели над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных. К положительным можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей – родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянника княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник». И из?за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах страны. Они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.
    По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть юмористической, фарсовой либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждом своем действии, каждом своем слове. Использованы также и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий – Репетилов).
    Главные герои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
    Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем?то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.
    Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.
    А. С. Пушкин
    14. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
    Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.
    Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
    …хвалят все, питают – лишь журналы;
    Катится мимо их фортуны колесо…
    Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.
    Автор советует начинающему поэту быть «спокойным». Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хорошие стихи не так легко писать», но уж если писать, то только хорошие.
    «Неподкупный голос» лирического героя слышен в стихотворении1818 г. «К. Н. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:
    Свободу лишь учася славить,
    Стихами жертвуя лишь ей;
    Я не рожден царей забавить
    Стыдливой музою моей…
    В стихотворении1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» рассудительный книгопродавец замечает:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца. Заключительные строки написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний в мир приземленной действительности. В этом стихотворении Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.
    В стихотворении «Пророк» (1826 г.) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта?пророка. «Шестикрылый серафим» наделяет человека «вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыя змеи», вместо сердца вдвигает ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом?пророком, для этого нужна воля Бога:
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли
    Глаголом жги сердца людей».
    Таким образом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».
    Через два года было написано стихотворение «Поэт и толпа», обличающее отношение светской «черни» к поэту:
    Зачем так звучно он поет?..
    Как ветер песнь его свободна,
    Зато как ветер и бесплодна:
    Какая польза нам от ней?
    Но и поэт также выражает свое отношение к черни:
    Подите прочь – какое дело
    Поэту мирному до вас!
    В разврате каменейте смело,
    Не оживит вас лиры глас!
    Поэт – сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы Господа Бога, но в то же время он – обычный живой земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и тогда –
    Душа поэта встрепенется,
    Как пробудившийся орел.
    Тему взаимоотношения поэта и толпы Пушкин развивает в стихотворении «Эхо» (1831 г.). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:
    На всякий звук
    Свой отклик в воздухе пустом
    Родишь ты вдруг…
    Тебе ж нет отзыва…Таков
    И ты, поэт!
    Образ поэта, не ценящего «громкие права», не зависящего «от царя», «от народа», дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении1836 г. «Не дорого ценю я громкие права…». Счастье для истинного поэта, по мнению автора:
    По прихоти своей скитаться здесь и там,
    Дивясь божественным природы красотам,
    И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836 г.), написанное за полгода до смерти.
    Пушкин выделил существенное качество своего творчества – служение народу, а также то, «что чувства добрые лирой пробуждал»:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Обращаясь к Музе, он призывает:
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспаривай глупца.
    Поэт, по мнению Пушкина, на должен ни от кого зависеть, ни перед кем «не клонить гордой головы», а достойно выполнять свое предназначенье – «глаголом жечь сердца людей».
    Позже Пушкин скажет: «Цель поэзии – поэзия», и останется верен этому до конца.
    15. В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение?воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

  12. 12
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    Темы сочинений
    1. Отражение идей декабристов в образе Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    2. «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    3. «Прошедшего житья подлейшие черты» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    4. «Век нынешний» и «век минувший» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    5. Чацкий и Молчалин.
    Темы (1) и (2) связаны с характеристикой главного героя комедии – Чацкого. Значит, раскрывая любую из этих тем, необходимо обязательно подробно рассмотреть образ героя, характеристика которого и составит основу сочинения. Но при этом необходимо обратить внимание и на различие формулировок. Тема (1) конкретно утверждает мысль: Чацкий – декабрист по взглядам и убеждениям. Тема(3) предполагает знакомство не только с текстом знаменитой комедии, но и с критическим этюдом замечательного писателя И. А. Гончарова «Мильон терзаний», а также подчеркивает прогрессивность взглядов Чацкого, их глубину и силу, нетерпимость героя к тому, что, по его мысли, составляет главное зло современной ему России, его эмоциональность, несдержанность. Кроме того, общественная драма Чацкого усугубляется личными переживаниями и разочарованиями, что, в конечном итоге, приводит к «горю от ума».
    Как распределить материал сочинения? Чтобы развить его в главной части сочинения, нужно во вступлении рассказать о декабристах, о том, какую роль они сыграли в общественной жизни России. Сделать это можно по-разному.
    Примерные варианты вступления.
    I. Комедия «Горе от ума», написанная в 1824 году, стала замечательным памятником своей эпохи. Она запечатлела то бурное, мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые революционные идеи, которые или принимались с восторгом, или вызывали злобную ненависть.
    Люди, которых впоследствии назовут декабристами, стали гордостью России, ее надеждой. Но их отчаянная попытка разрушить прогнивший самодержавно-крепостнический строй окончилась трагически. Россия не забыла своих героев. Их имена и судьбы стали нашей историей. А художественным воплощением декабризма стал образ Чацкого, соединивший в себе лучшие черты выдающихся людей эпохи.
    II. В комедии « Горе от ума» А. С. Грибоедов дал правдивую картину русской жизни 1-й четверти XIX века. Автор рассказал в ней о тех изменениях, которые произошли в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, о распространении вольнолюбивых антикрепостнических идей декабристов – первых русских революционеров. Из фактов биографии А. С. Грибоедова известно, что после восстания на Сенатской площади он был арестован по подозрению в участии в тайном обществе. Однако доказать его принадлежность  д6еятельностти революционеров властям не удалось. Грибоедов был освобожден, но то, что он принимал и разделял взгляды своих друзей-декабристов, подтверждает его замечательная комедия, особенно образ Чацкого, в котором выведен тип передового дворянина начала 20-х годов XIX века.
    III вариант – ваш.
    Обратимся к главной части сочинения. Но прежде чем перейти к характеристике образа Чацкого, нужно уяснить некоторые моменты, связанные с содержанием комедии. Иногда одна, казалось бы, незначительная деталь оказывается очень важной в понимании идейного смысла произведения. Поэтому остановимся на некоторых вопросах.
    1. Почему именно Чацкий является главным героем комедии, а не Фамусов, Софья, Молчалин?
    2. Прав ли А. С. Пушкин в том, что образ Чацкого является единственной неудачей автора? Напомню аргументы, которые приводит великий поэт в письме к Бестужеву: «Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
    3. Как удалось Грибоедову отразить в комедии верное соотношение реальных общественных сил в России в начале 20-х годов XIX века?
    Примечание: В эти годы в России консервативное дворянство составляло подавляющее большинство. Но декабристы, хоть их было немного, все-таки представляли силу, которая угрожала правящему режиму. То есть они не были трагическими одиночками, а Чацкий в пьесе – единственный выразитель взглядов передового дворянства.
    4. В каких монологах Чацкого мы видим отражение декабристских взглядов?
    5. Против каких бед России протестует Чацкий?
    Ответы.
    1. На этот вопрос прекрасно ответил И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний», пользуясь доказательством «от противного». Если из пьесы убрать образ Чацкого, то с ним исчезнет и основной социальный конфликт, а значит, и основная идея произведения, и оно превратится в комедию нравов.
    2. При всем нашем глубоком уважении к великому Пушкину, согласиться с ним в данном случае нельзя, ибо он судит героя с точки зрения здравого смысла, а не по законам жанра. Ведь комедия предназначена для постановки на сцене. Таким образом, слова Чацкого адресованы не Фамусову, Скалозубу или московским бабушкам, а зрителю, читателю. Именно в его обличительные монологи автор вкладывает собственные мысли, которые совпадают с идеями декабристов.
    3. Для того, чтобы передать в комедии реальное соотношение сил в России в 1-й четверти XIX века, Грибоедов вводит в пьесу внесценические персонажи, благодаря чему создается впечатление, что Чацкий не одинок, что такие люди, как он, живут, действуют, представляют определенную общественную силу, становясь знамением времени.
    4. Декабристские взгляды Чацкого особенно ярко выражаются в его обличительных монологах: «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто…», «В той комнате незначащая встреча…». Первый монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне. И это психологически оправдано, т.к. Чацкий любит дочь Фамусова и не в его интересах раздражать ее отца, от которого зависит его счастье. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, взгляды свободного, прогрессивно мыслящего человека, Чацкий тоже не может. Кроме того, этот монолог вызван нравоучениями Фамусова, его советами, как делать карьеру, используя средства и приемы вельможи екатерининской поры.
    Во втором знаменитом монологе герой наиболее отчетливо выражает антикрепостнические взгляды декабристов, которые и составляют основу их мировоззрения.
    Последний монолог Чацкого остается незаконченным. Здесь Чацкий затрагивает очень серьезную проблему времени. Возмутивший его случай с «французиком из Бордо» очень точно демонстрирует преклонение перед всем иностранным.
    5. И монологи Чацкого, и его отдельные реплики в разговорах с другими действующими лицами выражают его прогрессивные взгляды, протест против крепостного права, беззакония, против раболепства,  подхалимства и угодничества как способов достижения карьеры, против презрения у русской народной культуре, национальным обычаям, традициям, языку. Эти взгляды Чацкого и объединяют его с декабристами.
    Заключение (Вариант 1)
    Таким образом, герой грибоедовской комедии стал выразителем тех идей и мыслей, которые объединяли передовое дворянство России в тайные общества, пробудили его к борьбе за переустройство страны, заставили выйти морозным декабрьским днем на сенатскую площадь. Комедия была написана за год до восстания. Она впитала в себя вольный дух того времени, надежду на то, что таких прогрессивно мыслящих людей, как Чацкий, станет больше и что они изменят жизнь России к лучшему, но в то же время с точностью историка показала силу и сплоченность консервативного общества.
    Заключение (Вариант 2) – ваш
    Чтобы раскрыть тему (3), нужно дать полную и глубокую характеристику фамусовского общества, ибо именно оно воплощает в себе «прошедшего житья подлейшие черты» и определяет «век минувший». Обличая консервативное дворянство, комедия тем самым выражает протест против гнусной российской действительности, которая дает возможность Молчалиным «блаженствовать на свете» и беспощадно подавляет вольное, молодое, прогрессивное, которое властно входило в жизнь.
    Одним из трудных моментов при работе над сочинением является переход от одной части к другой, от предыдущей мысли к последующей. Рассмотрим конкретный случай. Предположим, что вступление на данную тему заканчивается фразой: «Таким образом, российская действительность первой четверти XIX века представляла собой бурную эпоху, отмеченную гражданской активностью передовой части дворянства, распространением прогрессивных идей».
    Чтобы перейти к характеристике фамусовского общества, нужна какая-то фраза, которая выполняет роль мостика, соединяющего вступление с главной частью.
    Например: Они (идеи) представляли серьезную угрозу для помещиков-крепостников, являющихся надежной опорой и защитой самодержавно-крепостнического строя. И большинство лиц грибоедовской комедии представляют собой эту консервативную часть русского дворянства.
    Или: Носителем этих идей в комедии Грибоедова выступает Чацкий, а его противниками оказываются все остальные действующие лица комедии, которые представляют реакционное дворянство, являющееся ярым сторонником и защитником существующего режима.
    Итак, переход к главной части сделан. Но как глубоко и полно охарактеризовать не одного героя, а целую группу действующих лиц?
    Сделать это можно по-разному. 1) Сначала дать индивидуальную характеристику наиболее значительных и запоминающихся героев комедии, относящихся к фамусовскому обществу, а затем выделить в них общие черты. Это путь от частного к общему. 2) Можно в начале главной части рассказать о том, какие общие взгляды, цели, принципы объединяют противников Чацкого, а затем обратить внимание на индивидуальные особенности, дав, таким образом, их краткую характеристику. Это путь от общего к частному.
    Заключение к теме (3) : Таким образом, «прошедшего житья подлейшие черты» находят живое и яркое воплощение в группе лиц комедии, называемой фамусовским обществом. В каждом из его представителей по-разному проявились типичные черты консервативного российского дворянства. Значит, читатель и зритель комедии неизбежно должен был прийти к выводу о том, что в те времена главное зло русской жизни, с которым вели борьбу передовые люди России – декабристы.
    Чтобы раскрыть тему (4), нужно раскрыть образ Чацкого в его противоборстве с фамусовским миром. А для этого необходимо дать общую характеристику московского барства, изображенного в комедии, выявить его типичные черты и взгляды, показать их несовместимость с вольнолюбивыми идеями Чацкого, раскрыть сущность его мировоззрения. Можно проследить в сочинении, как развивается основной социально-политический конфликт пьесы, как выявляет он принципиальное различие противников, к какому финалу он приводит, выразить свое отношение к этому.
    Тема (5) несколько уже по объему. Она рассматривает тот же конфликт, выразившийся в столкновении характеров, взглядов и жизненных позиций только двух героев – Чацкого и Молчалина. Значит, раскрывая данную тему, нужно дать сравнительную характеристику этих образов, т.е.выявить их сходство и различие.

  13. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
    Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
    Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
    Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
    Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

  14. 14
    Текст добавил: Белая Медведица

    Грибоедов, Александр Сергеевич –
    Горе от ума
    В самом название своей комедии “Горе от ума” Грибоедов закладывает основную идею поизведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию “ум”.
    Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.
    Чацкий и Молчалин
    Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
    В Чацком Грибоедов мог изображать Самого себя, но мне кажется что он не хотел бы быть таким человеком, но хотел бы видеть его рядом с собой, быть может своего родного сына. И только по этому Грибоедов выставляет Чацкого самым умным, а всех его партнеров по комедии беспросветными дураками.
    Чацкий на много умнее людей даже тех которые на много старше его и как казалось бы должны иметь своё мнение и огромный жизненный опыт.
    Но Чацкий не просто умен, но и его подчеркивает все негативные качества прочих лиц. Его ум переполнен остроумием, которое за частую переходит в острословие. Это человек большого сердца, но при этом он слишком честен в своих высказываниях. Тут показано то, что может сделать любовь даже с очень умным человеком. Чацкий не приемлет этого общества, но вынужден оставаться в нём ради своей любви к человеку, который не понимает простых вещей, шуток и который не просто не может сделать правильный выбор между казалось бы простыми вещами: глупость и ум.
    Чацкий как бы родился на много лет раньше своего времени.Чацкий не похож на людей которым нечего делать так как он усердно готовится к деятельности. “Он славно пишет, переводит”, говорит о нём Фамусов, и все только и говорят о его высоком уме. Не прошли и даром поездки за границу, в свободные страны.
    Сужить бы рад,- прислуживаться тошно!-
    Он не приемлет для себя скуки и праздной жизни. И одна из главных его ошибок заключается в том что он серьёзно видет в Софье свою будущею жену, и да же не думает о том что что-то может быть не так как он этого хочет.Чацкий приезжает в Москву лишь для того чтобы увидеть её и натыкаясь на холодную стену в её душе он сразу должен был понять что ему нет больше места в этом доме. Но он слишком сильно её любит чтобы уехать. И полностью окунается в мир ему чуждый и противный. Он не признаёт его и в этом и заключается его главная трагедия.
    О Чацком мы можем писать ещё много и плохого и хорошего, а о Молчалине всего несколько предложений и мы уже раскрыли всю его сущность.
    Молчалин довольно серый человек без своего суждения и мнения. Он пользуется мнением посторонних за неимением своего, даже если оно неправильно, при этом он выбирает мнение большинства. Молчалин искренне уверен что главным качествами для человека должны бать умеренность и аккуратность, а Чацкий с ним не согласен, и даже после разговора с ним думает, что Софье лишь пошутила и просто не может любить на столько бездарного и глупого человека.
    Для Фамусовского общества оба и Чацкий и Молчалин всего лишь молодые люди, которые должны беспрекословно во всём слушаться его и его друзей.
    Чацкий и Молчалин полностью разные люди: один из них свободный человек и скорее всего останется без высокого поста или чина, а другой напротив если и не добьется высоких постов из-за недалекости своего ума то уж точно не останется на низшей ступеньке.
    Каждый человек, который прочитает эту ”комедию” должен подчерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истенное горе Чацкого.
    Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть
    Молчаленым и молча подниматься по лестнице на верх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с не просветной глупостью окружающих.

  15. Прочитав комедию “Горе от ума”, я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь — вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями.
    Главный герой — Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем — это неразделенная любовь к Софии. София совершенно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен:
    Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
    Удивлены? и только? вот прием!
    Комедия “Горе от ума” еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек “Века нынешнего”, который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго.
    40698 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума».

    Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Сочинение: Значение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»произведения – комедии «Горе от ума». Однако значение этого
    произведения так велико, что Грибоедов занял почетное место рядом
    с крупнейшими писателями-классиками. Судьба комедии подтверждает
    ее необычайную значимость как для того времени, так и в наши дни.
    Грибоедов закончил пьесу в 1824 году, за пять лет до своей гибели,
    но так и не увидел «Горе от ума» ни в печати, ни на сцене: цензура
    категорически запретила распространение комедии из-за ее политической
    остроты. Все же произведение пришло к читателям: по всей
    России пьесу переписывали от руки и передавали друг другу. Ушли
    в прошлое цензурные запреты, монологи Чацкого учит наизусть каждый
    школьник, но комедия не превратилась в исторический памятник.
    Ее значение не исчерпывается политической остротой. В произведении
    поднимаются важнейшие общечеловеческие проблемы, изображаются
    узнаваемые во все времена типы, блестящие афоризмы из
    комедии навсегда вошли в повседневную речь. Рассмотрим подробнее,
    в чем заключается социально-нравственное и новаторское значение
    В пьесе показан вечный конфликт «отцов» и «детей», который
    в начале двадцатых годов XIX века приобрел особую политическую
    остроту. Лучшие представители дворянской молодежи заняли
    активную жизненную позицию: они стремились к полной перестройке
    российского общества, что привело к декабристскому восстанию.
    Главного героя комедии, Чацкого, можно назвать предшественником
    декабристов: силой слова, собственным примером он стремится
    утвердить идеалы свободы и прогресса. Чацкий едко высмеивает ко
    московское общество, гневно обличает помещиков-крепостников,
    критикует слепое подражательство французам. Он не
    признает над собой суда «отцов», которые «грабительством богаты
    », «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве». Чацкий отказывается
    идти по стопам старшего поколения, добиваясь чинов и богатства. Он
    оставил армейскую и статскую службу, хотя ему предсказывали завидную
    карьеру. Вместо того чтобы сидеть в имении, Чацкий три
    года путешествует за границей. «Служить бы рад, прислуживаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *