Написать сочинение на тему образ русской земли в слове о полку игореве

8 вариантов

  1. Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.
    Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

    Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

    Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.
    Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.
    Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.
    По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.
    Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….
    Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….
    Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.
    Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.
    Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.
    Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.
    Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.
    Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.
    Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.
    Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.
    Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….
    Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.
    Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.
    Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

  2. “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

  3. Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», посвящённое неудачному походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича. Произведение было создано в конце XII века, автор остался неизвестным. На сегодняшний день существует несколько переводов «Слова», каждый из которых сохраняет общую идею произведения.
    Поход на половцев был лишь поводом для написания произведения о судьбе русского государства. Причём образ русской земли занимает особое место в «Слове» и становится причиной глубоких философских размышлений автора. Произведение отразило тяжелейший период истории Древней Руси – время феодальной раздробленности. Поэтому русская земля показана страдающей, изнывающей от бесконечных княжеских междоусобиц. И именно в них автор видит причины постоянных поражений русских князей в борьбе с внешними врагами.
    «Слово о полку Игореве» содержит в себе многочисленные символы грядущей беды, связанные с образом русской земли. Это и солнечное затмение, воспринятое дружиной князя как недобрый знак, и звук лязгающих мечей, ранящих воинов и проливающих на русскую землю кровь, и хищные птицы, сопровождающие князя по дороге к полю битвы и предвещающие ему скорое поражение и неудачу. Но, несмотря на тяжёлое положение, автора не покидает надежда на то, что рано или поздно войны прекратятся и русская земля снова оживёт и расцветёт. Это видно и при анализе пейзажей: всю природу автор наделяет человеческими качествами. Например, природа скорбит вместе со всей дружиной, когда князь Игорь терпит поражение, а звук от меча проносится по всей территории Древней Руси до самых отдалённых её частей вместе с громом.
    Таким образом, в центральном образе древнерусского «Слова о полку Игореве» автором воплощены наиболее важные идеи для периода княжеских междоусобиц: призыв к единению, патриотизм, служение своей родине и неразрывная связь с историей своего отечества. Автору уже для того времени было важно показать, что природа и судьба русской земли неразрывно связана с человеком, переживая с ним хорошие и плохие моменты его жизни.

  4. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова…» является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.
    Автор «Слова…» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это «сине море» и просторы степей – «страны незнаемой».
    Обширность русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: «девицы поют на Дунай, – вьются голоса через море до Киева». Действующие лица «Слова…» передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.
    В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: Галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота.
    Не менее грандиозен и пейзаж «Слова…». Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.
    Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.
    Так в образе Русской земли объединяется для автора «Слова…» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное – люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» – пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.
    Войско Игоря – это не просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
    Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово…», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
    Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А та любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

  5. Родная природа в «Слове…»

    «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, открывающий перед читателями мир культуры, истории Древней Руси, традиции и события того времени.
    В каждой строке этого незабвенного произведения мы чувствуем любовь к Русской земле. Мы не знаем, кто был автором древней поэмы, но отчетливо видим его преданность родине, его любование русской природой.
    Мир природы в «Слове…» вторит потребностям и желаниям человека. Природа олицетворяется автором, становится внутренним голосом автора, убегающего от бед и призывающего к единству.

    Главный герой «Слова…»

    Перед читателями раскрывается образ русской земли во всей ее красе. Главным действующим лицом поэмы выступает не отдельно взяты человек, а именно родина, со всеми ее необъятными просторами, с ее многострадальным народом.
    В представлении автора русская земля – центральный образ, главный организм, живущий по своим законам. Автор вводит в произведение огромные пространства: моря, реки, большие города – вся страна перед глазами читателя.

    Величайшая ценность земли русской

    Родные просторы рек и озер, городов и их жителей противопоставляются в повествовании земле половецкой, ее горам и топям, болотам и грязи.
    Русская земля в представлении автора – это, несомненно, не только почва, не только реки, леса, города, но и народ, который ее населяет. Автор повествует о прерванной из-за войны с половцами работе простых крестьян, о судьбе русских женщин, ждущих мужей с поля боя, оплакивающих погибших близких, об общем горе русского народа, скорбящего после разгрома войска князя Игоря.

    История в «Слове о полку Игореве»

    Для автора «Слова…» большое значение имеет история Русской земли. Давая описание похода Игоря, автор обращается к событиям прошлых лет. Он вспоминает события за последние полтора века, его рассказ постоянно обращается от современности к прошлому и наоборот, так автор сопоставляет происходящие события, приводя в пример славное прошлое родины.
    Под пером автора «Слова…» русская земля словно оживает. В поэме предстает вся Русь – ее народ, ее просторы, ее история. Образ страдающей Родины помогает автору вызвать сочувствие у читателя, заставить его ощутить ненависть к ее недругам, призвать его к защите земли русской.

    Заключение

    Главная тема «Слова о полку Игореве» — любовь к Родине. Автор призывает людей русских, в особенности князей, к объединению во благо земли Русской. Тема патриотизма сделала произведение бессмертным. В нашей современности национальные и социальные конфликты тоже имеют место быть. Я думаю, что «Слово…» это своеобразное завещание давно живущего поколения поколениям будущим. «Золотое слово» Святослава никогда не утратит уникальности, оно учит каждого бережно и заботливо относиться к родине, хранить ее честь перед лицом других государств.

  6. Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В «Слове…» нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
    В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.
    Душа автора «Слова», до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в «Слове» заодно с человеком, заодно выступает с воинами – русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами». Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в другом древнерусском памятнике письменности. – Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли – центральный в «Слове о полку Игореве». Героем «Слова» является не какой – либо из князей, а русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
    Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», её холмам, болотам, «грязевым» местам. Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» – это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве» в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.

  7. Долго ночь меркнет.
    Заря свет уронила,
    Мгла поля покрыла,
    Щекот соловьиный уснул.
    «Слово»
    Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Иго-реве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема», синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.
    «Не буря соколов занесла
    через поля широкие —
    стаи галок бегут
    к Дону великому».
    Или так бы начать тебе петь
    Вещий Баян,
    Белесое внук:
    «Кони ржут за Сулой —
    Звенит слава в Киеве:
    трубы трубят в Новгороде —
    стоят стяги в Путивле!»
    Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова», охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Все-слав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…
    Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…
    Для автора «Слова» Русь это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоре-вой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси «свивая славы оба полы сего
    времени», постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира». Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
    Великий князь Всеволод!
    Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека
    Отчий золотой стол поблюсти?
    Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,
    А Дон шлемами вылить!
    Если бы ты был здесь,
    То была бы раба по ногате,
    а раб по резани.
    Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять —
    Удалыми сыновьями Глебовыми.
    Образ Русской земли — существенная часть «Слова» как призывы к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Иго-ревой, и напоминание, патриотический призыв.
    «Слово о полку Игореве»—произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению основной мысли — объединению Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев «за славой», но открывших ворота врагам на Русь.
    Темно ведь было встретить день:
    два солнца померкли,
    оба багряные столба погасли,
    и с ними два молодых месяца
    Олег и Святослав
    тьмою заволоклись
    и в море погрузились,
    и великую смелость возбудили в хиновах.
    На реке на Каяле тьма свет покрыла —
    по Русской земле простерлись
    половцы,
    точно выводок гепардов.

  8. 8
    Текст добавил: я Тв0й НаРkоТиk

    «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *