Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала. Описать – значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение. План работы над сочинением-описанием
1. Вовведении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
Сочинение-описание картины
Сочинение-описание помещения (интерьера)
Сочинение-описание природы
Сочинение-описание местности
Сочинение-описание внешности человека
Сочинение-описание животного
Освещенные, еще не взошедшего – причастия.
Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.
Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.
Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…
Какие бывают описания?
В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. (О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.
Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).
Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег». Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах. Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.
Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.
Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.
Как писать сочинение-описание (план)
Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д. Отдельные признаки и детали. Отношение автора текста к описываемому.
Вот и все на сегодня.
У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!
В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?
Удачи!
Подписаться на Русское слово
Как художники пишут картины с натуры, так и нам нужно описать человека словами, имея сам объект. Можно выбрать любого родственника, друга, знакомого. Но у нас будет особенный человек. Как он выглядит, и кто это, вы узнаете, прочитав мое сочинение.
Передо мной и перед вами мальчик лет одиннадцати. Невысокого роста. На нем светлые джинсы, грязноватого оттенка, с протертой тканью на коленках. Примечательно, что они ему немного велики. Даже слишком велики. Кажется, что вот-вот они свалятся с мальчика. Свитер грязного темно-красного цвета с редкими черными горизонтальными полосами тоже очень велик мальчику и спадает с его плеч. Плечи его очень узкие, худые и костлявые. Одежда, которая на несколько размеров велика мальчику, делает его еще меньше. Он и так худой, а с помощью мешковатой одежды он выглядит совсем болезненно.
Собственно болезненности ему добавляет бледный цвет лица. Кажется, что мальчик долго не видел свежего воздуха и давно не ел. Мальчик не улыбается. Видно, что ему грустно. Но если вглядеться пристальнее и представить улыбку, то она была бы прелестна. К тому же она была бы искренней. Щеки мальчика впалые и особенно не выделяются на лице. Носик аккуратный, ничем не примечательный.
Немаловажная деталь внешности мальчика – волосы. Они черные, жесткие, топорщатся в разные стороны. Из-за этого мальчик выглядит очень лохматым и неопрятным, но все-таки симпатичным. Если бы добавить улыбку, то получился бы очень милый мальчик. Из-за волосы не видно какой у мальчика лоб.
На глазах очки с круглой оправой, средней толщины стеклом, с тонкими душками. За стеклами очень выразительные глаза, а их цвет зависит от того, как падает свет. Заканчивает описание лица полоска тонких губ, которые очень хочется превратить в улыбку.
Мальчик стоит спокойно, руки у него опущены вниз, а взгляд направлен вперед. Думаю, портрет внешний получился вполне законченным и узнаваемым.
Даже если просто описывать внешность человека, называя детали его одежды, черты лица, особенности телосложения, то можно представить и характер человека. В нашем случае одежда большого размера говорит либо о том, что за мальчиком никто не смотрит, либо о том, что ему самому нравится так ходить. Очки в столь молодом возрасте тоже могут сказать многое. Открытые и смотрящие вперед глаза могут сказать о сильном характере. Правильно говорят, что глаза – зеркало души. Но конечно, далеко не все однозначно.
Я к чему веду. Встречают-то по одежке, а провожают по уму. И далеко не всегда внешний вид может совпадать с характером его “носителя”. Так что нужно освобождаться от стереотипов.
Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.
Описать – значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
Сочинение-описание картины
Сочинение-описание помещения (интерьера)
Сочинение-описание природы
Сочинение-описание местности
Сочинение-описание внешности человека
Сочинение-описание животного
Освещенные, еще не взошедшего – причастия.
Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.
Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.
Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…
Какие бывают описания?
В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. (О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.
Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).
Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».
Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.
Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.
Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.
Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.
Как писать сочинение-описание (план)
Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
Отдельные признаки и детали.
Отношение автора текста к описываемому.
Вот и все на сегодня.
У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!
В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?
Удачи!
Подписаться на Русское слово
Как художники пишут картины с натуры, так и нам нужно описать человека словами, имея сам объект. Можно выбрать любого родственника, друга, знакомого. Но у нас будет особенный человек. Как он выглядит, и кто это, вы узнаете, прочитав мое сочинение.
Передо мной и перед вами мальчик лет одиннадцати. Невысокого роста. На нем светлые джинсы, грязноватого оттенка, с протертой тканью на коленках. Примечательно, что они ему немного велики. Даже слишком велики. Кажется, что вот-вот они свалятся с мальчика. Свитер грязного темно-красного цвета с редкими черными горизонтальными полосами тоже очень велик мальчику и спадает с его плеч. Плечи его очень узкие, худые и костлявые. Одежда, которая на несколько размеров велика мальчику, делает его еще меньше. Он и так худой, а с помощью мешковатой одежды он выглядит совсем болезненно.
Собственно болезненности ему добавляет бледный цвет лица. Кажется, что мальчик долго не видел свежего воздуха и давно не ел. Мальчик не улыбается. Видно, что ему грустно. Но если вглядеться пристальнее и представить улыбку, то она была бы прелестна. К тому же она была бы искренней. Щеки мальчика впалые и особенно не выделяются на лице. Носик аккуратный, ничем не примечательный.
Немаловажная деталь внешности мальчика – волосы. Они черные, жесткие, топорщатся в разные стороны. Из-за этого мальчик выглядит очень лохматым и неопрятным, но все-таки симпатичным. Если бы добавить улыбку, то получился бы очень милый мальчик. Из-за волосы не видно какой у мальчика лоб.
На глазах очки с круглой оправой, средней толщины стеклом, с тонкими душками. За стеклами очень выразительные глаза, а их цвет зависит от того, как падает свет. Заканчивает описание лица полоска тонких губ, которые очень хочется превратить в улыбку.
Мальчик стоит спокойно, руки у него опущены вниз, а взгляд направлен вперед. Думаю, портрет внешний получился вполне законченным и узнаваемым.
Даже если просто описывать внешность человека, называя детали его одежды, черты лица, особенности телосложения, то можно представить и характер человека. В нашем случае одежда большого размера говорит либо о том, что за мальчиком никто не смотрит, либо о том, что ему самому нравится так ходить. Очки в столь молодом возрасте тоже могут сказать многое. Открытые и смотрящие вперед глаза могут сказать о сильном характере. Правильно говорят, что глаза – зеркало души. Но конечно, далеко не все однозначно.
Я к чему веду. Встречают-то по одежке, а провожают по уму. И далеко не всегда внешний вид может совпадать с характером его “носителя”. Так что нужно освобождаться от стереотипов.