Напишите небольшое сочинение на тему я беру в руки словарь даля

1 вариант

  1. Разделы:
    Русский язык
    Цель урока: систематизация знаний о
    составителе «Словаря живого великорусского
    языка» В. И. Даля с элементами лингвистического
    анализа текстов.
    Оборудование: портрет В. И. Даля,
    четырехтомный «Словарь живого великорусского
    языка, портрет Б. Ахмадулиной.
    ХОД УРОКА
    1. На партах текст. Учащиеся знакомятся
    с ним.
    … Следует назвать писателя, который скрыл свое
    имя под выдуманным: Козак Луганский. Он не поэт,
    не владеет искусством вымысла, не имеет даже
    стремления производить творческие создания, он
    видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее
    дельной стороны. Ум твердый и дельный виден во
    всяком его слове, а наблюдательность и природная
    острота вооружают живостью его слово. Все у него
    правда и взято так, как есть в природе.
    Задания:
    – Найдите однокоренные слова. (Дело, дельный).
    – Как вы понимаете дельный? (Дельный –
    жаждущий дела, важного и интересного).
    – Природная острота. Как прокомментировали бы
    лексическое значение словосочетания? (Проницательный,
    хорошо воспринимающий).
    – Вооруженный живостью его слово? Как понимаете? (Очень
    точное и яркое слово).
    – Найдите в тексте слово в устаревшем написании.
    Запишите его по современным правилам орфографии.
    (Козак – казак).
    – О ком идет речь в данном тексте? (Владимир
    Иванович Даль)
    2. На мультимедийном экране дана
    статья из Энциклопедического словаря о Дале.
    Даль Вл. Ив. (1801 – 72, рус. писатель, лексикограф,
    этнограф, ч.- к. Петерб. АН (1838). Очерки (30 – 40 гг.) в
    духе натуральной школы под псевд. Казак
    Луганский. Сб. «Пословицы русского народа» (1861 –
    62). Созд. «Толковый словарь живого великорусского
    языка» (т. 1 – 4, 1863 – 66), за который удостоен звания
    почетного академика Петерб. АН (1863).
    – Прочитать данную статью и записать
    предложения:
    Даты жизни В. И. Даля…
    Основные виды деятельности…
    Научные звания…
    Основные труды…
    Лексикограф…(специалист по лексикографии.
    Лексикография – теория и практика составления
    словарей).
    Этнограф… (специалист по этнографии.
    Этнография – наука, изучающая материальную и
    духовную жизнь народа).
    – Рассмотрим словарь. Обратить внимание на
    оформление словарных статей. Зачитать несколько
    слов.
    3. Один из учеников читает
    стихотворение Б. Ахмадулиной.
    Мне родина – Москва, мне горько удаленье
    От дома, от родной чужбины пустяков.
    Покинутость детей и дружб разъединенье,
    И одиночеств скит – вот родина стихов.
    Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,
    В угодия твои, четырехтомный Даль,
    Отчизны языка всеведущий спаситель,
    Прощенье ниспошли и утешенье дай…
    Работа с лексическим значением слов с
    использованием словарей: скит (1.
    Небольшой поселок монахов – отшельников
    отдалении от монастыря; 2) небольшой отдельный
    монастырь в глухой местности); всеведущий (обо
    всем осведомленный).
    – Родной чужбины, дружб разъединенье. Как можно
    определить выразительное средство языка данных
    словосочетаний? (Оксюморон).
    – Каким настроением проникнуто стихотворение? О
    чем болит душа поэтессы?
    – Каковы особенности лексики стихотворения? (Лексика
    возвышенная, много устаревших слов, относящихся
    к высокому стилю: всеведущий, скит, ниспошли.
    Автор всей душой болеет за сохранение языка,
    словаря В. И. Даля. Преклоняется перед этой
    личностью, восхищается трудом, ищет защиту и
    просит прощение за то, что не сделала она, может
    быть, что не сделали другие поэты и писатели в
    деле сохранения языка)
    4. Чтение воспоминаний В. Лидина.
    В самом начале революции старый московский
    букинист Константин Захарович Никитин поднялся
    ко мне на четвертый этаж с тяжелой пачкой книг; в
    пачке оказался Толковый словарь русского языка
    Даля.
    – Хочу, чтобы этот словарь остался у вас, –
    сказал мне Никитин. – Вам он пригодится… может
    быть помянете добром старого книжника.
    Никитин вскоре умер, а словарь Даля и поныне
    стоит у меня в книжном шкафу, и, наверно, тысячи
    раз помянул я добром старого книжника. Пользуясь
    словарем Даля, я никогда не забываю, что словарь
    этот предназначен для изучения языка, а не для
    выискивания народных словечек, которыми иногда
    хочет блеснуть литератор.
    …когда я беру в руки тот или ругой том словаря
    Даля, у меня нет ощущения, что он нужен мне только
    для справок; мне кажется, что мы беседуем с ним: он
    учит меня богатству русской речи, а я как бы
    напоминаю ему о славной истории. Так некоторые
    книги, не старея и не остывая, идут в ногу с
    временем, и времени никогда не опередить их.
    5. Домашнее задание. Написать
    сочинение на тему «Я беру в руки словарь Даля…».
    Использовать материалы урока для своего
    сочинения.
    3.03.2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *