С самого детства всем нам неустанно повторяют, что очень важно вырасти воспитанным человеком, потому что это играет едва ли не ключевую роль в становлении нашей личности. Но, что означает словосочетание «быть воспитанным», и какими критериями определяется уровень воспитанности? К примеру, можно ли считать воспитанным юношу, который уступает места в транспорте пожилым людям, но при этом сквернословит в людных местах, или девушку, которая всегда забывает говорить слова благодарности, но при этом является добрейшим души человеком?
Все дело в том, что воспитанием являются поведенческие навыки, привитые человеку его близким окружением в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общества. Нельзя утверждать, что воспитание является чем-то конкретным и определяется лишь вежливостью. Оно также включает в себя толерантность, взаимоотношения с другими людьми, поведение в общественных местах, уважение к окружающим. Только проанализировав каждый конкретный аспект деятельности человека, и сопоставив его с остальными, можно делать конкретные выводы об уровне воспитанности.
Следует отметить, что в воспитании каждого из нас принимает участие большое количество человек. В первую очередь, это родители, которым необходимо заложить в сознание ребенка понимание моральных ценностей и общепринятых норм, а также, осуществлять его воспитание. Помимо родителей и родственников, в процесс воспитания непременно вовлечено учебное заведение, в котором в разные периоды жизни пребывает человек – детские сады, школы, университеты. Все потому, что абсолютно каждый урок имеет не только образовательную цель, но также и воспитательную. Но, так как любой человек развивается на протяжении всей жизни, то отчасти наблюдается и процесс самовоспитания, когда осознание, как следует себя вести, как поступить будет правильнее, приходит на подсознательном уровне.
От воспитания человека будет зависеть его внешний вид – умение правильно подбирать одежду в соответствии с мероприятием и учреждением, в котором он находится. Насколько человек образован, вежлив, грамотен, тактичен, спокоен и уравновешен – все это также определяется уровнем воспитанности.
Елена Угольникова
Эссе «Мои размышления о воспитании»
Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный! Размышляя над темой «Воспитание детей», задаешься вопросом: «А что это такое?»
Это, прежде всего кропотливый процесс, требующий умения понимать детей, их особенности и избирательно использовать методы воздействия на них.
Ребенок познает мир, и кто же его воспитывает? Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Воспитание детей будет успешным только при условии тесного контакта педагогов и семьи. Без содружества с семьей невозможно сформировать нужные черты личности ребенка. Воспитание – сложный, трудоемкий процесс. И мне как воспитателю необходимо всегда быть в поиске путей и средств воспитания.
Это поиск подхода к ребенку: когда быть с ним строгим или добрым, снисходительным или требовательным, суровым или ласковым, уступчивым или непреклонным.
Это поиск решения в трудном случае, ситуации: их может быть великое множество, а выбрать нужно единственное правильное!
Это поиск положительных, сильных черт у ребенка, на которые можно опереться в воспитании.
Это поиск в себе самом терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс воспитания. К. Д. Ушинский подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. … Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя. Профессия педагога самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим, великодушно относиться к их невинным шалостям. Он выполняет благородную миссию – реализует право на счастливое настоящее и прокладывает им путь в будущее.
И я полностью согласна с высказыванием А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание»
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!» – вот их лозунг.
В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству, и представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, а приобретают критически-циничный оттенок.
Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Какова же цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.
Уходит в историю двадцатый век, этот век вместил в себя столько великого и низкого, мудрого и бездумного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла. Век со своими задачами и приоритетами, в том числе и в воспитании подрастающего поколения…
Воспитание в третьем тысячелетии…
Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?
В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека.
А дети, они совсем другие, не такие как мы… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…
Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается — только бесстрашному общению.
Каждый педагог и родитель должны запомнить, что передать миру наших детей нужно честными людьми. Это наша совместная простая забота, это наш социальный заказ. Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, каков он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он становится равным нам, нашим сотрудником. И так в нашу педагогику входит, самое важное и самое сложное слово — педагогика сотрудничества. Сотрудничество в воспитании — то же, что дух в личности. Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. В последние годы мало говорят о сотрудничестве, хотя слова “педагогика сотрудничества” и стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по-разному, и, зачастую, в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.
Я считаю, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому добывать знания.
Сотрудничать с людьми — значить уважать их, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это то же самое, чего мы ждем от ребенка. С. Соловейчик пишет о своем понимании сотрудничества так: “Сотрудничество — это совместная работа равных. Сотрудника нельзя заставить отвечать или вызывать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать”. Если разделять эту точку зрения, то приходим к выводу о несовместимости классно-урочной системы и педагогики сотрудничества. В моем понимании сотрудничество это совместное творчество, совместная деятельность как на уроках, так и в внеклассное время. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение.
Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от современного, стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Порождается драматическая ситуация, при которой знания устаревают, не успев стать по настоящему освоенными. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негативной информации. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации были печать и телевидение, подконтрольные власти, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и Скоростной Интернет выбрасывают детей с свободное плавание, в котором утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится черным и наоборот., настоящее все труднее отличить от ложного.
Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть Надо не переделывать, а развивать то что уже есть, выращивать то чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.
И как учитель – предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как человек, на мой взгляд, становится способным видеть прекрасное только через любовь к своей природе. Мой любимый вопрос – почему? А природа предоставляет для любопытства неограниченную свободу, так как сама не имеет границ. Знакомство с природой будет любознательность ребенка, она помогает понять многое, приучает видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных загадок и тайн, морем звуков и запахов, заставляя останавливаться, чтобы видеть красоту, окружающую нас. Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница» и рада за учеников, когда успехи ученика более чем скромны.
Воспитание детей – рекордно сложное занятие,
самое запутанное из всех видов творчества. Это
творение живых характеров, создание
необыкновенно сложных микромиров, а для такого
творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие
знания. К воспитанию детей стоило бы относиться
как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Я часто перебираю фотографии своих учеников…
За весь период моей работы в школе было несколько
выпусков. Все ребята такие разные: грустные и
веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень,
романтики и прагматики, озорные и смешные,
наивные, трогательные, но, самое главное, – все
они состоялись, состоялись как личности.
А вот мои бывшие ученики, девятиклассники,
выпускники школы… Провожаю их глазами и от души
улыбаюсь им вслед, я видела их непослушные
пуговицы на зимних шапочках и тёплых шубках,
куда-то спрятавшиеся рукавички, вечно
пропадающие пакеты со сменной обувью. Теперь это
взрослые люди, серьёзные ученики, без пяти минут
выпускники. Стройные и сильные юноши, красивые и
воспитанные девушки.
Я часто представляю, какими будут мои дети. Это
будут САМОстоятельные и САМОдеятельные
личности, понявшие свою САМОценность, которые
достигли САМОопределения и САМОутверждения
путём САМОразвития и САМОреализации. Таков
идеал. Путь к нему достаточно долгий и непростой.
Как сделать так, чтобы он был прямым и светлым?
В Толковом словаре русского языка Владимира
Даля читаю: “Воспитывать – заботиться о
вещественных и нравственных потребностях
малолетнего до возраста его”.
При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем,
что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой
след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо,
если те, с кем общается маленький человек, умные,
добрые, люди высокой нравственной культуры.
Педагогический смысл в понятии воспитание
приоткроется, если задуматься над значением
самих педагогических действий в процессе
воспитания. Какие же это действия?
Во-первых, объяснять то или иное значение
поступка или события, обращаться к ребенку,
вызывая его к собственным размышлениям о
происходящем, к переживаниям.
Во-вторых, вызвать эмоционально
положительное отношение к новой деятельности, к
трудному, но важному усилию, обязанностям.
В-третьих, включать общее дело, общие заботы,
во взаимодействие с другими людьми. Эти действия
указывают на свою близость друг к другу,
единство, взаимосвязь.
Воспитание – это действие “притяжения”
ребенка к Истине, Доброте, Доброй Воле, Красоте
Духа.
Нельзя научить человека жить, если он сам не
учится этому. Воспитание для ребенка это не
подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей
ее полноте, а для воспитателя воспитание – это
тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни
учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом
поддерживает мудрый взрослый. Один из героев
знаменитого фильма “Доживем до понедельника”
на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это
когда тебя понимают”. Что же такое способность
к пониманию? Это может быть любовь,
заинтересованность, оправдание, поддержка,
сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть
очень внимательным, терпеливым, благодарным,
способным к соучастию. На мой взгляд, главной
задачей воспитания сегодня, является задача
привития детям с самого раннего возраста чувства
сострадания и любви к ближнему. В конечном счете,
позиция учителя должна быть основана на любви,
доброте, милосердии, взаимопонимании.
Духовность, любовь к ближнему, любовь к своей
стране и её жителям – эти качества, на мой взгляд,
в первую очередь формируются во время знакомства
с народным творчеством, народными традициями на
моих уроках и занятиях кружка.
В деятельности воспитания опору и помощь я
вижу, со стороны родителей моих воспитанников.
Не скрою, что в этом мне повезло. Ни одного
мероприятия, ни одной задумки родители моего
класса не оставляют без внимания.
Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что
50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5
лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит
ошибок воспитания родителей и “нелепости”
воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая
личность, учитель дает шанс ученику состояться
как человеку, как личности. Личность – изделие
штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы
таких “изделий” было как можно больше.
Следующая опора – классный коллектив, где
каждый знает свои обязанности и без особых
напоминаний исполняет порученное дело. Особое
внимание хотелось бы заострить на подготовке и
проведении общешкольных и классных творческих
дел. Очень много внимания уделяю тому, чтобы мои
воспитанники занимались в системе
дополнительного образования. Занятость и
постоянные творческие поиски помогают им
заполнить пустоту, которая образовалась в нашем
обществе, объединяют их, а мне помогают достичь
нужной цели.
В.А. Сухомлинский писал: “Слово – самый
тонкий и самый острый инструмент, которым мы,
учителя, должны умело прикасаться к сердцам
наших питомцев”. Я провожу с детьми беседы о
чувствах, качествах, присущих человеку, таких как
доброжелательность, любовь к близким, верность и
преданность, скромность и благородство,
бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы
проходят во время подготовки общего дела, или
когда мы отдыхаем на природе у костра. Даже за
чашкой чая можно поговорить о многом. Я считаю,
что слово – самое необходимое и самое тонкое
прикосновение учителяк сердцам своих
учеников, которые стремятся стать лучше сегодня,
чем были вчера.
Не только слово, но и действие создает
пространство, которое можно назвать
воспитательным. Если что-то необходимо
выполнить моим ученикам, я не только помогаю
организовать, но и делаю вместе с ними. Это не
означает, что всю трудную работу я беру на себя.
Моим ученикам сейчас 9–10 лет и помощь им нужна, но
с каждым годом по мере взросления мое участие
будет уменьшаться, однако его нельзя полностью
исключить. И тогда моя помощь перерастет в
участие. Классный руководитель должен быть не
наблюдателем, а постоянным участником всех
событий.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает
духовную близость, жажду сопереживания,
стремление сотворчества и сотрудничества – это и
есть, на мой взгляд, основа воспитания личности,
Человека. Ведь главной целью воспитания является
возникновение понимания и доброго отношения к
окружающим тебя людям.
Неизменный факт в нашем изменяющимся обществе
то, что школа была, есть и будет центром, ядром
созидания и воспитания личности будущего, она
служила и будет служить для того, чтобы все
усилия педагогов были направлены на развитие и
воспитание личности. Каким будет результат
воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от
этого зависит благополучие и мир нашей Родины.
Мои мысли и идеи сегодняшнего воспитания,
когда-то давно и очень точно, определил великий
педагог К.Д. Ушинский: “Для того, чтобы
воспитание могло создать для человека вторую
природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников, убеждения
и привычки… Когда убеждение так вкоренилось в
человеке, что он повинуется ему прежде, чем
думает, что он должен повиноваться, тогда только
он делается элементом его природы”.
Выпуская очередной класс, я думаю, что мне
больше не хватит сил, добра, тепла, терпения для
новых детей…
Наступает сентябрь, и я принимаю от воспитателя
детского сада первоклашек, маленьких, смешных,
любознательных, любопытных…
Значит, снова – работа, тревоги, заботы, удачи,
огорчения, – все это будет, потому что я –
классный руководитель.
Эссе на тему “Мой взгляд на
воспитание”
(Приложение)
Вариативность – включает многообразие
форм работы, отдыха и развлечений, а также
различные подходы к содержанию воспитания.
Оперативность, т.е. максимальная
насыщенность и быстрое реагирование на все
события классной (школьной) жизни.
Само управление, означает позицию учителя
в 1-2 классе – “смотри, как делаю я”, в 3 классе –
“делаем вместе”, ну, а в 4 – “ты знаешь, ты
умеешь, ты сделаешь лучше меня!”.
Соревнование включает стимулирование успеха
коллектива, путем учета и сравнимости
результата.
Слово учителя, сила личного примера.
Справедливость – основа доверия.
Способность прощать ребенка, доброта.
Патриотизм предполагает формирование
национального самосознания как одного из
основных условий, обеспечивающих связь между
поколениями, освоение национальной культуры.
Патриотизм – важнейшее человеческое качество,
принадлежащие ученику – личности. Здесь главное
– стремление его участвовать в жизни общества на
благо Родины, изучение прошлого страны, ее
национальных традиций.
Индивидуальность заключается в том, что
каждый получает свободу проявления своих
индивидуальных особенностей и способностей в
полной мере.
Толерантность проявляется в терпимости к
мнению и позиции других людей, к инакомыслию и
другому образу жизни.
Творчество – это двигатель всех школьных
дел: учебы, труда, внеклассной работы, –
способный вовлечь в процессе педагогов, детей и
родителей.
Авторитет предполагает признание за
учеником и учителем права на принятие
ответственности решений в условиях совместной
деятельности.
Нравственность проявляется во внутренних
и духовных качествах, которыми руководствуется
человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами
Не утаивай правды. Не давай повода подозревать
себя в пристрастии, предвзятости, враждебности.
Информационные технологии включают
запрограммированные на компьютере алгоритмы тех
или иных видов умственной деятельности человека
либо обработка и преобразование информации с
помощью ПК.
Единые педагогические требования означают
организацию коллектива, способствуют
формированию хороших привычек, ценных традиций,
сознательной дисциплины.
Необходимы тесные контакты с семьей. Если
разнобой в требованиях – сразу просчет в
нравственном воспитании детей.
Ежедневно воспитывать детей, а не заниматься
воспитанием от случая к случаю.
25.06.2011
План
1. Что вкладывает человек в понятие «воспитание»?
2. Можно ли воспитать человека?
3. Нужно ли быть воспитанным?
«Воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования» М.П.Алпатов
Что такое воспитание? И должен ли современный человек быть воспитанным? Нужно ли это сегодняшнему обществу? На все эти вопросы я постараюсь ответить в своем небольшом сочинение на тему «Воспитание». Хорошее определение «воспитания» мы читаем в эпиграфе. Воспитывают все: родители, школа, общество, т.е. окружающий человека мир. Но как мы понимаем, воспитан человек или нет?
Современное общество хочет видеть честного, добропорядочного, умного, тактичного, уважающего окружающих, понимающего и умеющего сострадать другому, т.е. воспитанного человека. Оно оценивает высокие нравственные качества, чувство эмпатии, готовность помочь, умение любить. Именно эти понятия мы и вкладываем в определение «воспитание».
А как воспитать такого человека? Семья – это основа воспитания. Родители часто влияют на определение ребенка в жизни, на его профессию, выбор друзей или супруга. Это влияние может быть и насильственным. Ребенок идет по велению отца или матери учиться на дипломата, хотя ему интересна фотография или уличные граффити. Не реализуется талант, творчество, желание быть полезным своим умением.
Но ничто не действует сильнее, чем собственный пример. С детства ребенок видит поведение своих родителей, их поступки, слова, и это для него оказывается лучшим воспитателем, чем произнесенные слова «правильно», «красиво», «нужно». И если родители воспитаны, то и ребенок будет таким. Он примет у них это как естественное правило жизни. Несомненно, школа играет не последнюю роль в воспитании человека. Педагог передает ребенку не только свои знания, но и умение вести себя в обществе, общаться с людьми, жить честно и быть достойным гражданином своей Родины.
Воспитанный человек всегда будет в цене. История еще не знает таких примеров, когда выбирали недостойных и невоспитанных. Уметь быть воспитанным – трудное дело, но жизнь оценит эти старания. Воспитание – это красота. Красота тела, сознания, ума. Красота души.
Образование высоко ценили во все времена, ведь прогресс человечества в большой степени зависит именно от образованных людей. Они продвигают науку и искусство, создают незаменимые изобретения и шедевры мировой культуры, развивая человечество, все больше и больше отдаляя его от животных.
Когда человек получает специальное образование, он становится специалистом, далее нужно развивать свой профессиональный уровень. Даже профессионалы периодически обновляют свои знания, узнают что-то новое. Потому, что со временем любые знания и навыки устаревают, появляется что-то новое, и чтобы удержать свои позиции, нужно все время пополнять свои знания.
Немаловажную роль играет и самообразование, с его помощью человек может сформироваться как гармонично развитая личность. Самообразование отражает стремление человека к познанию и развитию, оно характеризует его как сильную, целеустремленную личность.
Образование дает нам представление о мире и жизни. Оно необходимо для развития разных сторон личности, ее талантов и способностей. С помощью образования человек может определить свое призвание и выбрать дело своей жизни. В каждом цивилизованном государстве уделяется пристальное внимание образовательной отрасли. По мнению Д. Кеннеди, прогресс нации зависит от прогресса образования. Также оно сближает людей разных наций, стирая барьеры.
Важную роль в выборе будущей профессии играют родители. Именно на их плечи ложится забота о том, чтобы разъяснить ребенку важность образования и помочь ему определиться с будущим направлением. Думаю, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и добился успеха, но важно помнить, что выбор этот должен соответствовать стремлениям и способностям самого ребенка, а не только желаниям родителей.
“Родители должны быть такими, какими они
хотят видеть своих детей – не на словах,
а на деле. Они должны учить своих детей
примером своей жизни”.
Царица Александра Федоровна
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.
Ребенок словно калька: он подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через много лет воспроизводит её при формировании своей семьи.
Но ведь все семьи бывают совершенно разные, например, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, где часты конфликты между родителями, т. е сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек вообще может не стать личностью, если у него будут отсутствовать собственные мнения и убеждения. И в данном случае это тоже зависит от семьи.
А ведь есть дети, от которых вообще отказались родители. Их воспитанием занимается детский дом. Но разве воспитатель детского дома может дать ребенку заботу и внимание в том количестве, в котором он получил бы её в полноценной семье? Конечно, нет. И это откладывает свой отпечаток на развитии личности ребенка. Людям, выросшим в детских домах, бывает сложно устроиться в жизни и создать свою семью. И для того, чтобы таких несчастных детей в нашем мире стало меньше, нужно с умом и ответственностью подходить к созданию семьи, ведь создание семьи – это важнейший этап в жизни каждого человека. И чтобы с успехом пройти этот этап и образовать здоровую и крепкую семью, нужно уметь нести ответственность за себя и свои поступки.
Мои родители создали семью в достаточно зрелом возрасте, подойдя к этому вопросу со всей ответственностью. Они растили меня в любви и заботе, но иногда проявляли родительскую строгость. Именно моя семья оказала огромное влияние на формирование моей личности. Благодаря своей семье я стала тем человеком, коим сейчас являюсь.
Отношения, обстановка, атмосфера в семье – вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить.
“Родители должны быть такими, какими они
хотят видеть своих детей – не на словах,
а на деле. Они должны учить своих детей
примером своей жизни”.
Царица Александра Федоровна
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.
Ребенок словно калька: он подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через много лет воспроизводит её при формировании своей семьи.
Но ведь все семьи бывают совершенно разные, например, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, где часты конфликты между родителями, т.е сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек вообще может не стать личностью, если у него будут отсутствовать собственные мнения и убеждения. И в данном случае это тоже зависит от семьи.
А ведь есть дети, от которых вообще отказались родители. Их воспитанием занимается детский дом. Но разве воспитатель детского дома может дать ребенку заботу и внимание в том количестве, в котором он получил бы её в полноценной семье? Конечно, нет. И это откладывает свой отпечаток на развитии личности ребенка. Людям, выросшим в детских домах, бывает сложно устроиться в жизни и создать свою семью. И для того, чтобы таких несчастных детей в нашем мире стало меньше, нужно с умом и ответственностью подходить к созданию семьи, ведь создание семьи – это важнейший этап в жизни каждого человека. И чтобы с успехом пройти этот этап и образовать здоровую и крепкую семью, нужно уметь нести ответственность за себя и свои поступки.
Мои родители создали семью в достаточно зрелом возрасте, подойдя к этому вопросу со всей ответственностью. Они растили меня в любви и заботе, но иногда проявляли родительскую строгость. Именно моя семья оказала огромное влияние на формирование моей личности. Благодаря своей семье я стала тем человеком, коим сейчас являюсь.
Отношения, обстановка, атмосфера в семье – вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить.
Ответ оставил Гость
“Родители должны быть такими, какими они
хотят видеть своих детей – не на словах,
а на деле. Они должны учить своих детей
примером своей жизни”.
Царица Александра Федоровна
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.
Ребенок словно калька: он подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через много лет воспроизводит её при формировании своей семьи.
Но ведь все семьи бывают совершенно разные, например, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, где часты конфликты между родителями, т.е сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек вообще может не стать личностью, если у него будут отсутствовать собственные мнения и убеждения. И в данном случае это тоже зависит от семьи.
А ведь есть дети, от которых вообще отказались родители. Их воспитанием занимается детский дом. Но разве воспитатель детского дома может дать ребенку заботу и внимание в том количестве, в котором он получил бы её в полноценной семье? Конечно, нет. И это откладывает свой отпечаток на развитии личности ребенка. Людям, выросшим в детских домах, бывает сложно устроиться в жизни и создать свою семью. И для того, чтобы таких несчастных детей в нашем мире стало меньше, нужно с умом и ответственностью подходить к созданию семьи, ведь создание семьи – это важнейший этап в жизни каждого человека. И чтобы с успехом пройти этот этап и образовать здоровую и крепкую семью, нужно уметь нести ответственность за себя и свои поступки.
Мои родители создали семью в достаточно зрелом возрасте, подойдя к этому вопросу со всей ответственностью. Они растили меня в любви и заботе, но иногда проявляли родительскую строгость. Именно моя семья оказала огромное влияние на формирование моей личности. Благодаря своей семье я стала тем человеком, коим сейчас являюсь.
Отношения, обстановка, атмосфера в семье – вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить.
Все родители сильно балуют деток, как можно их не баловать, ведь они всё, что у нас есть. Как можно отказать ему, если сыночек или доченька невинными глазками что-то попросит купить, отдаём все до копейки чтобы сделать приятное кровинке. Но через время это все скажется на нас, дети вырастают эгоистами, которые привыкли получать все что захотят. И мы начинаем осознавать, что баловать нельзя. Нужно учить ребёнка быть личностью, ответственным, самостоятельным, добрым. Нужно соблюдать несколько правил, чтобы дети выросли хорошими людьми, и мы могли гордиться ими.
Приучать малыша к дисциплине.
С помощью дисциплины дети учатся уважать себя и окружающих, поверить в свои силы. Научить быть уверенным, нужно поставит ему цель и пусть сам попытается добиться её, немножко помогая ему в этом, главное, хвалить его, и он поймёт, что нужно делать, чтобы добиться всего самому. Если ребёнок поймёт, что он сможет добиться всего сам, будет стараться и станет более уверенным в себе. Нужно приучить малыша к своим правилам, чтобы он знал, что можно себе позволять, а чего нельзя, это не даст ребёнку вырасти эгоистом. Всегда нужно показывать как вести себя в конфликтах, как находит общий язык со сверстниками и старшими, в маленьком возрасте они очень хорошо все воспринимают и с детства у него будет это отложено.
Показывать пример хорошего отношения.
Дети обычно повторяют все за старшими, и хотят подражать им. Поэтому нужно показывать, на своём примере как нужно уважать людей, помогать. Если через дорогу пытается перейти старенькая бабушка, нужно вместе с малышом помочь ей перейти и роз казать что это очень хороший поступок.
Отказаться от слишком большой заботы.
Ведь каждая мама не может смириться, что ребёнок растёт, и она все равно продолжает бегать за ребёнком, на руках носить, пылинки сдувать, делать все, что он пожелает. Но никто не задумывается, что это все может навредить. Он привыкнет, что это нормальное поведение и без маминой помощи уже не сможет, а ведь ему нужно самому привыкать ухаживать за собой, одеваться, убирать и уже самому помогать маме.
В каждой семье должна быть дисциплина, в которой будет и похвала и подарки, а также понимание, что нужно быть самостоятельным, помогать родным и уважать их, заботится. Только тогда ребёнок вырастит самостоятельным и творческим человеком. Он будет трудолюбивый и заботливым.
С самого детства всем нам неустанно повторяют, что очень важно вырасти воспитанным человеком, потому что это играет едва ли не ключевую роль в становлении нашей личности. Но, что означает словосочетание «быть воспитанным», и какими критериями определяется уровень воспитанности? К примеру, можно ли считать воспитанным юношу, который уступает места в транспорте пожилым людям, но при этом сквернословит в людных местах, или девушку, которая всегда забывает говорить слова благодарности, но при этом является добрейшим души человеком?
Все дело в том, что воспитанием являются поведенческие навыки, привитые человеку его близким окружением в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общества. Нельзя утверждать, что воспитание является чем-то конкретным и определяется лишь вежливостью. Оно также включает в себя толерантность, взаимоотношения с другими людьми, поведение в общественных местах, уважение к окружающим. Только проанализировав каждый конкретный аспект деятельности человека, и сопоставив его с остальными, можно делать конкретные выводы об уровне воспитанности.
Следует отметить, что в воспитании каждого из нас принимает участие большое количество человек. В первую очередь, это родители, которым необходимо заложить в сознание ребенка понимание моральных ценностей и общепринятых норм, а также, осуществлять его воспитание. Помимо родителей и родственников, в процесс воспитания непременно вовлечено учебное заведение, в котором в разные периоды жизни пребывает человек – детские сады, школы, университеты. Все потому, что абсолютно каждый урок имеет не только образовательную цель, но также и воспитательную. Но, так как любой человек развивается на протяжении всей жизни, то отчасти наблюдается и процесс самовоспитания, когда осознание, как следует себя вести, как поступить будет правильнее, приходит на подсознательном уровне.
От воспитания человека будет зависеть его внешний вид – умение правильно подбирать одежду в соответствии с мероприятием и учреждением, в котором он находится. Насколько человек образован, вежлив, грамотен, тактичен, спокоен и уравновешен – все это также определяется уровнем воспитанности.
Елена Угольникова
Эссе «Мои размышления о воспитании»
Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный! Размышляя над темой «Воспитание детей», задаешься вопросом: «А что это такое?»
Это, прежде всего кропотливый процесс, требующий умения понимать детей, их особенности и избирательно использовать методы воздействия на них.
Ребенок познает мир, и кто же его воспитывает? Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Воспитание детей будет успешным только при условии тесного контакта педагогов и семьи. Без содружества с семьей невозможно сформировать нужные черты личности ребенка.
Воспитание – сложный, трудоемкий процесс. И мне как воспитателю необходимо всегда быть в поиске путей и средств воспитания.
Это поиск подхода к ребенку: когда быть с ним строгим или добрым, снисходительным или требовательным, суровым или ласковым, уступчивым или непреклонным.
Это поиск решения в трудном случае, ситуации: их может быть великое множество, а выбрать нужно единственное правильное!
Это поиск положительных, сильных черт у ребенка, на которые можно опереться в воспитании.
Это поиск в себе самом терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс воспитания.
К. Д. Ушинский подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. … Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя. Профессия педагога самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим, великодушно относиться к их невинным шалостям. Он выполняет благородную миссию – реализует право на счастливое настоящее и прокладывает им путь в будущее.
И я полностью согласна с высказыванием А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание»
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!» – вот их лозунг.
В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству, и представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, а приобретают критически-циничный оттенок.
Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Какова же цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.
Уходит в историю двадцатый век, этот век вместил в себя столько великого и низкого, мудрого и бездумного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла. Век со своими задачами и приоритетами, в том числе и в воспитании подрастающего поколения…
Воспитание в третьем тысячелетии…
Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?
В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека.
А дети, они совсем другие, не такие как мы… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…
Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается — только бесстрашному общению.
Каждый педагог и родитель должны запомнить, что передать миру наших детей нужно честными людьми. Это наша совместная простая забота, это наш социальный заказ. Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, каков он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он становится равным нам, нашим сотрудником. И так в нашу педагогику входит, самое важное и самое сложное слово — педагогика сотрудничества. Сотрудничество в воспитании — то же, что дух в личности. Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. В последние годы мало говорят о сотрудничестве, хотя слова “педагогика сотрудничества” и стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по-разному, и, зачастую, в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.
Я считаю, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому добывать знания.
Сотрудничать с людьми — значить уважать их, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это то же самое, чего мы ждем от ребенка. С. Соловейчик пишет о своем понимании сотрудничества так: “Сотрудничество — это совместная работа равных. Сотрудника нельзя заставить отвечать или вызывать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать”. Если разделять эту точку зрения, то приходим к выводу о несовместимости классно-урочной системы и педагогики сотрудничества. В моем понимании сотрудничество это совместное творчество, совместная деятельность как на уроках, так и в внеклассное время. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение.
Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от современного, стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Порождается драматическая ситуация, при которой знания устаревают, не успев стать по настоящему освоенными. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негативной информации. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации были печать и телевидение, подконтрольные власти, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и Скоростной Интернет выбрасывают детей с свободное плавание, в котором утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится черным и наоборот., настоящее все труднее отличить от ложного.
Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть Надо не переделывать, а развивать то что уже есть, выращивать то чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.
И как учитель – предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как человек, на мой взгляд, становится способным видеть прекрасное только через любовь к своей природе. Мой любимый вопрос – почему? А природа предоставляет для любопытства неограниченную свободу, так как сама не имеет границ. Знакомство с природой будет любознательность ребенка, она помогает понять многое, приучает видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных загадок и тайн, морем звуков и запахов, заставляя останавливаться, чтобы видеть красоту, окружающую нас. Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница» и рада за учеников, когда успехи ученика более чем скромны.
Воспитание детей – рекордно сложное занятие,
самое запутанное из всех видов творчества. Это
творение живых характеров, создание
необыкновенно сложных микромиров, а для такого
творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие
знания. К воспитанию детей стоило бы относиться
как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Я часто перебираю фотографии своих учеников…
За весь период моей работы в школе было несколько
выпусков. Все ребята такие разные: грустные и
веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень,
романтики и прагматики, озорные и смешные,
наивные, трогательные, но, самое главное, – все
они состоялись, состоялись как личности.
А вот мои бывшие ученики, девятиклассники,
выпускники школы… Провожаю их глазами и от души
улыбаюсь им вслед, я видела их непослушные
пуговицы на зимних шапочках и тёплых шубках,
куда-то спрятавшиеся рукавички, вечно
пропадающие пакеты со сменной обувью. Теперь это
взрослые люди, серьёзные ученики, без пяти минут
выпускники. Стройные и сильные юноши, красивые и
воспитанные девушки.
Я часто представляю, какими будут мои дети. Это
будут САМОстоятельные и САМОдеятельные
личности, понявшие свою САМОценность, которые
достигли САМОопределения и САМОутверждения
путём САМОразвития и САМОреализации. Таков
идеал. Путь к нему достаточно долгий и непростой.
Как сделать так, чтобы он был прямым и светлым?
В Толковом словаре русского языка Владимира
Даля читаю: “Воспитывать – заботиться о
вещественных и нравственных потребностях
малолетнего до возраста его”.
При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем,
что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой
след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо,
если те, с кем общается маленький человек, умные,
добрые, люди высокой нравственной культуры.
Педагогический смысл в понятии воспитание
приоткроется, если задуматься над значением
самих педагогических действий в процессе
воспитания. Какие же это действия?
Во-первых, объяснять то или иное значение
поступка или события, обращаться к ребенку,
вызывая его к собственным размышлениям о
происходящем, к переживаниям.
Во-вторых, вызвать эмоционально
положительное отношение к новой деятельности, к
трудному, но важному усилию, обязанностям.
В-третьих, включать общее дело, общие заботы,
во взаимодействие с другими людьми. Эти действия
указывают на свою близость друг к другу,
единство, взаимосвязь.
Воспитание – это действие “притяжения”
ребенка к Истине, Доброте, Доброй Воле, Красоте
Духа.
Нельзя научить человека жить, если он сам не
учится этому. Воспитание для ребенка это не
подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей
ее полноте, а для воспитателя воспитание – это
тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни
учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом
поддерживает мудрый взрослый. Один из героев
знаменитого фильма “Доживем до понедельника”
на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это
когда тебя понимают”. Что же такое способность
к пониманию? Это может быть любовь,
заинтересованность, оправдание, поддержка,
сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть
очень внимательным, терпеливым, благодарным,
способным к соучастию. На мой взгляд, главной
задачей воспитания сегодня, является задача
привития детям с самого раннего возраста чувства
сострадания и любви к ближнему. В конечном счете,
позиция учителя должна быть основана на любви,
доброте, милосердии, взаимопонимании.
Духовность, любовь к ближнему, любовь к своей
стране и её жителям – эти качества, на мой взгляд,
в первую очередь формируются во время знакомства
с народным творчеством, народными традициями на
моих уроках и занятиях кружка.
В деятельности воспитания опору и помощь я
вижу, со стороны родителей моих воспитанников.
Не скрою, что в этом мне повезло. Ни одного
мероприятия, ни одной задумки родители моего
класса не оставляют без внимания.
Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что
50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5
лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит
ошибок воспитания родителей и “нелепости”
воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая
личность, учитель дает шанс ученику состояться
как человеку, как личности. Личность – изделие
штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы
таких “изделий” было как можно больше.
Следующая опора – классный коллектив, где
каждый знает свои обязанности и без особых
напоминаний исполняет порученное дело. Особое
внимание хотелось бы заострить на подготовке и
проведении общешкольных и классных творческих
дел. Очень много внимания уделяю тому, чтобы мои
воспитанники занимались в системе
дополнительного образования. Занятость и
постоянные творческие поиски помогают им
заполнить пустоту, которая образовалась в нашем
обществе, объединяют их, а мне помогают достичь
нужной цели.
В.А. Сухомлинский писал: “Слово – самый
тонкий и самый острый инструмент, которым мы,
учителя, должны умело прикасаться к сердцам
наших питомцев”. Я провожу с детьми беседы о
чувствах, качествах, присущих человеку, таких как
доброжелательность, любовь к близким, верность и
преданность, скромность и благородство,
бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы
проходят во время подготовки общего дела, или
когда мы отдыхаем на природе у костра. Даже за
чашкой чая можно поговорить о многом. Я считаю,
что слово – самое необходимое и самое тонкое
прикосновение учителя к сердцам своих
учеников, которые стремятся стать лучше сегодня,
чем были вчера.
Не только слово, но и действие создает
пространство, которое можно назвать
воспитательным. Если что-то необходимо
выполнить моим ученикам, я не только помогаю
организовать, но и делаю вместе с ними. Это не
означает, что всю трудную работу я беру на себя.
Моим ученикам сейчас 9–10 лет и помощь им нужна, но
с каждым годом по мере взросления мое участие
будет уменьшаться, однако его нельзя полностью
исключить. И тогда моя помощь перерастет в
участие. Классный руководитель должен быть не
наблюдателем, а постоянным участником всех
событий.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает
духовную близость, жажду сопереживания,
стремление сотворчества и сотрудничества – это и
есть, на мой взгляд, основа воспитания личности,
Человека. Ведь главной целью воспитания является
возникновение понимания и доброго отношения к
окружающим тебя людям.
Неизменный факт в нашем изменяющимся обществе
то, что школа была, есть и будет центром, ядром
созидания и воспитания личности будущего, она
служила и будет служить для того, чтобы все
усилия педагогов были направлены на развитие и
воспитание личности. Каким будет результат
воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от
этого зависит благополучие и мир нашей Родины.
Мои мысли и идеи сегодняшнего воспитания,
когда-то давно и очень точно, определил великий
педагог К.Д. Ушинский: “Для того, чтобы
воспитание могло создать для человека вторую
природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников, убеждения
и привычки… Когда убеждение так вкоренилось в
человеке, что он повинуется ему прежде, чем
думает, что он должен повиноваться, тогда только
он делается элементом его природы”.
Выпуская очередной класс, я думаю, что мне
больше не хватит сил, добра, тепла, терпения для
новых детей…
Наступает сентябрь, и я принимаю от воспитателя
детского сада первоклашек, маленьких, смешных,
любознательных, любопытных…
Значит, снова – работа, тревоги, заботы, удачи,
огорчения, – все это будет, потому что я –
классный руководитель.
Эссе на тему “Мой взгляд на
воспитание”
(Приложение)
Вариативность – включает многообразие
форм работы, отдыха и развлечений, а также
различные подходы к содержанию воспитания.
Оперативность, т.е. максимальная
насыщенность и быстрое реагирование на все
события классной (школьной) жизни.
Само управление, означает позицию учителя
в 1-2 классе – “смотри, как делаю я”, в 3 классе –
“делаем вместе”, ну, а в 4 – “ты знаешь, ты
умеешь, ты сделаешь лучше меня!”.
Соревнование включает стимулирование успеха
коллектива, путем учета и сравнимости
результата.
Слово учителя, сила личного примера.
Справедливость – основа доверия.
Способность прощать ребенка, доброта.
Патриотизм предполагает формирование
национального самосознания как одного из
основных условий, обеспечивающих связь между
поколениями, освоение национальной культуры.
Патриотизм – важнейшее человеческое качество,
принадлежащие ученику – личности. Здесь главное
– стремление его участвовать в жизни общества на
благо Родины, изучение прошлого страны, ее
национальных традиций.
Индивидуальность заключается в том, что
каждый получает свободу проявления своих
индивидуальных особенностей и способностей в
полной мере.
Толерантность проявляется в терпимости к
мнению и позиции других людей, к инакомыслию и
другому образу жизни.
Творчество – это двигатель всех школьных
дел: учебы, труда, внеклассной работы, –
способный вовлечь в процессе педагогов, детей и
родителей.
Авторитет предполагает признание за
учеником и учителем права на принятие
ответственности решений в условиях совместной
деятельности.
Нравственность проявляется во внутренних
и духовных качествах, которыми руководствуется
человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами
Не утаивай правды. Не давай повода подозревать
себя в пристрастии, предвзятости, враждебности.
Информационные технологии включают
запрограммированные на компьютере алгоритмы тех
или иных видов умственной деятельности человека
либо обработка и преобразование информации с
помощью ПК.
Единые педагогические требования означают
организацию коллектива, способствуют
формированию хороших привычек, ценных традиций,
сознательной дисциплины.
Необходимы тесные контакты с семьей. Если
разнобой в требованиях – сразу просчет в
нравственном воспитании детей.
Ежедневно воспитывать детей, а не заниматься
воспитанием от случая к случаю.
25.06.2011
План
1. Что вкладывает человек в понятие «воспитание»?
2. Можно ли воспитать человека?
3. Нужно ли быть воспитанным?
«Воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования» М.П.Алпатов
Что такое воспитание? И должен ли современный человек быть воспитанным? Нужно ли это сегодняшнему обществу? На все эти вопросы я постараюсь ответить в своем небольшом сочинение на тему «Воспитание». Хорошее определение «воспитания» мы читаем в эпиграфе. Воспитывают все: родители, школа, общество, т.е. окружающий человека мир. Но как мы понимаем, воспитан человек или нет?
Современное общество хочет видеть честного, добропорядочного, умного, тактичного, уважающего окружающих, понимающего и умеющего сострадать другому, т.е. воспитанного человека. Оно оценивает высокие нравственные качества, чувство эмпатии, готовность помочь, умение любить. Именно эти понятия мы и вкладываем в определение «воспитание».
А как воспитать такого человека? Семья – это основа воспитания. Родители часто влияют на определение ребенка в жизни, на его профессию, выбор друзей или супруга. Это влияние может быть и насильственным. Ребенок идет по велению отца или матери учиться на дипломата, хотя ему интересна фотография или уличные граффити. Не реализуется талант, творчество, желание быть полезным своим умением.
Но ничто не действует сильнее, чем собственный пример. С детства ребенок видит поведение своих родителей, их поступки, слова, и это для него оказывается лучшим воспитателем, чем произнесенные слова «правильно», «красиво», «нужно». И если родители воспитаны, то и ребенок будет таким. Он примет у них это как естественное правило жизни. Несомненно, школа играет не последнюю роль в воспитании человека. Педагог передает ребенку не только свои знания, но и умение вести себя в обществе, общаться с людьми, жить честно и быть достойным гражданином своей Родины.
Воспитанный человек всегда будет в цене. История еще не знает таких примеров, когда выбирали недостойных и невоспитанных. Уметь быть воспитанным – трудное дело, но жизнь оценит эти старания. Воспитание – это красота. Красота тела, сознания, ума. Красота души.
Образование высоко ценили во все времена, ведь прогресс человечества в большой степени зависит именно от образованных людей. Они продвигают науку и искусство, создают незаменимые изобретения и шедевры мировой культуры, развивая человечество, все больше и больше отдаляя его от животных.
Когда человек получает специальное образование, он становится специалистом, далее нужно развивать свой профессиональный уровень. Даже профессионалы периодически обновляют свои знания, узнают что-то новое. Потому, что со временем любые знания и навыки устаревают, появляется что-то новое, и чтобы удержать свои позиции, нужно все время пополнять свои знания.
Немаловажную роль играет и самообразование, с его помощью человек может сформироваться как гармонично развитая личность. Самообразование отражает стремление человека к познанию и развитию, оно характеризует его как сильную, целеустремленную личность.
Образование дает нам представление о мире и жизни. Оно необходимо для развития разных сторон личности, ее талантов и способностей. С помощью образования человек может определить свое призвание и выбрать дело своей жизни. В каждом цивилизованном государстве уделяется пристальное внимание образовательной отрасли. По мнению Д. Кеннеди, прогресс нации зависит от прогресса образования. Также оно сближает людей разных наций, стирая барьеры.
Важную роль в выборе будущей профессии играют родители. Именно на их плечи ложится забота о том, чтобы разъяснить ребенку важность образования и помочь ему определиться с будущим направлением. Думаю, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и добился успеха, но важно помнить, что выбор этот должен соответствовать стремлениям и способностям самого ребенка, а не только желаниям родителей.
“Родители должны быть такими, какими они
хотят видеть своих детей – не на словах,
а на деле. Они должны учить своих детей
примером своей жизни”.
Царица Александра Федоровна
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.
Ребенок словно калька: он подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через много лет воспроизводит её при формировании своей семьи.
Но ведь все семьи бывают совершенно разные, например, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, где часты конфликты между родителями, т. е сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек вообще может не стать личностью, если у него будут отсутствовать собственные мнения и убеждения. И в данном случае это тоже зависит от семьи.
А ведь есть дети, от которых вообще отказались родители. Их воспитанием занимается детский дом. Но разве воспитатель детского дома может дать ребенку заботу и внимание в том количестве, в котором он получил бы её в полноценной семье? Конечно, нет. И это откладывает свой отпечаток на развитии личности ребенка. Людям, выросшим в детских домах, бывает сложно устроиться в жизни и создать свою семью. И для того, чтобы таких несчастных детей в нашем мире стало меньше, нужно с умом и ответственностью подходить к созданию семьи, ведь создание семьи – это важнейший этап в жизни каждого человека. И чтобы с успехом пройти этот этап и образовать здоровую и крепкую семью, нужно уметь нести ответственность за себя и свои поступки.
Мои родители создали семью в достаточно зрелом возрасте, подойдя к этому вопросу со всей ответственностью. Они растили меня в любви и заботе, но иногда проявляли родительскую строгость. Именно моя семья оказала огромное влияние на формирование моей личности. Благодаря своей семье я стала тем человеком, коим сейчас являюсь.
Отношения, обстановка, атмосфера в семье – вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить.
“Родители должны быть такими, какими они
хотят видеть своих детей – не на словах,
а на деле. Они должны учить своих детей
примером своей жизни”.
Царица Александра Федоровна
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.
Ребенок словно калька: он подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через много лет воспроизводит её при формировании своей семьи.
Но ведь все семьи бывают совершенно разные, например, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, где часты конфликты между родителями, т.е сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек вообще может не стать личностью, если у него будут отсутствовать собственные мнения и убеждения. И в данном случае это тоже зависит от семьи.
А ведь есть дети, от которых вообще отказались родители. Их воспитанием занимается детский дом. Но разве воспитатель детского дома может дать ребенку заботу и внимание в том количестве, в котором он получил бы её в полноценной семье? Конечно, нет. И это откладывает свой отпечаток на развитии личности ребенка. Людям, выросшим в детских домах, бывает сложно устроиться в жизни и создать свою семью. И для того, чтобы таких несчастных детей в нашем мире стало меньше, нужно с умом и ответственностью подходить к созданию семьи, ведь создание семьи – это важнейший этап в жизни каждого человека. И чтобы с успехом пройти этот этап и образовать здоровую и крепкую семью, нужно уметь нести ответственность за себя и свои поступки.
Мои родители создали семью в достаточно зрелом возрасте, подойдя к этому вопросу со всей ответственностью. Они растили меня в любви и заботе, но иногда проявляли родительскую строгость. Именно моя семья оказала огромное влияние на формирование моей личности. Благодаря своей семье я стала тем человеком, коим сейчас являюсь.
Отношения, обстановка, атмосфера в семье – вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить.
Ответ оставил Гость
“Родители должны быть такими, какими они
хотят видеть своих детей – не на словах,
а на деле. Они должны учить своих детей
примером своей жизни”.
Царица Александра Федоровна
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.
Ребенок словно калька: он подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через много лет воспроизводит её при формировании своей семьи.
Но ведь все семьи бывают совершенно разные, например, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, где часты конфликты между родителями, т.е сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек вообще может не стать личностью, если у него будут отсутствовать собственные мнения и убеждения. И в данном случае это тоже зависит от семьи.
А ведь есть дети, от которых вообще отказались родители. Их воспитанием занимается детский дом. Но разве воспитатель детского дома может дать ребенку заботу и внимание в том количестве, в котором он получил бы её в полноценной семье? Конечно, нет. И это откладывает свой отпечаток на развитии личности ребенка. Людям, выросшим в детских домах, бывает сложно устроиться в жизни и создать свою семью. И для того, чтобы таких несчастных детей в нашем мире стало меньше, нужно с умом и ответственностью подходить к созданию семьи, ведь создание семьи – это важнейший этап в жизни каждого человека. И чтобы с успехом пройти этот этап и образовать здоровую и крепкую семью, нужно уметь нести ответственность за себя и свои поступки.
Мои родители создали семью в достаточно зрелом возрасте, подойдя к этому вопросу со всей ответственностью. Они растили меня в любви и заботе, но иногда проявляли родительскую строгость. Именно моя семья оказала огромное влияние на формирование моей личности. Благодаря своей семье я стала тем человеком, коим сейчас являюсь.
Отношения, обстановка, атмосфера в семье – вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить.
Все родители сильно балуют деток, как можно их не баловать, ведь они всё, что у нас есть. Как можно отказать ему, если сыночек или доченька невинными глазками что-то попросит купить, отдаём все до копейки чтобы сделать приятное кровинке. Но через время это все скажется на нас, дети вырастают эгоистами, которые привыкли получать все что захотят. И мы начинаем осознавать, что баловать нельзя. Нужно учить ребёнка быть личностью, ответственным, самостоятельным, добрым. Нужно соблюдать несколько правил, чтобы дети выросли хорошими людьми, и мы могли гордиться ими.
Приучать малыша к дисциплине.
С помощью дисциплины дети учатся уважать себя и окружающих, поверить в свои силы. Научить быть уверенным, нужно поставит ему цель и пусть сам попытается добиться её, немножко помогая ему в этом, главное, хвалить его, и он поймёт, что нужно делать, чтобы добиться всего самому. Если ребёнок поймёт, что он сможет добиться всего сам, будет стараться и станет более уверенным в себе. Нужно приучить малыша к своим правилам, чтобы он знал, что можно себе позволять, а чего нельзя, это не даст ребёнку вырасти эгоистом. Всегда нужно показывать как вести себя в конфликтах, как находит общий язык со сверстниками и старшими, в маленьком возрасте они очень хорошо все воспринимают и с детства у него будет это отложено.
Показывать пример хорошего отношения.
Дети обычно повторяют все за старшими, и хотят подражать им. Поэтому нужно показывать, на своём примере как нужно уважать людей, помогать. Если через дорогу пытается перейти старенькая бабушка, нужно вместе с малышом помочь ей перейти и роз казать что это очень хороший поступок.
Отказаться от слишком большой заботы.
Ведь каждая мама не может смириться, что ребёнок растёт, и она все равно продолжает бегать за ребёнком, на руках носить, пылинки сдувать, делать все, что он пожелает. Но никто не задумывается, что это все может навредить. Он привыкнет, что это нормальное поведение и без маминой помощи уже не сможет, а ведь ему нужно самому привыкать ухаживать за собой, одеваться, убирать и уже самому помогать маме.
В каждой семье должна быть дисциплина, в которой будет и похвала и подарки, а также понимание, что нужно быть самостоятельным, помогать родным и уважать их, заботится. Только тогда ребёнок вырастит самостоятельным и творческим человеком. Он будет трудолюбивый и заботливым.