Напишите сочинение миниатюру на тему мой диалог с мариной цветаевой

9 вариантов

  1. Пушкинскую руку
    Жму, а не лижу…
    М. Цветаева
    Пушкин — вечный спутник русской литературы. На протяжении почти двух столетий он был советчиком, другом, современником для многих русских поэтов от Тютчева до Вознесенского. И для Марины Цветаевой Пушкин был первой и неизменной поэтической любовью. Она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе.
    Цветаева любила живого, а не «хрестоматийного» Пушкина. В своих ранних полудетских стихах «Встреча с Пушкиным» она говорит о своем романтическом родстве с поэтом — веселым «курчавым магом», который вполне мог бы быть спутником ее счастливых коктебельских лет. Она отстаивает «своего» Пушкина, свое право на понимание поэта. Цветаева ревниво охраняет его — даже от его реальной, сложной и противоречивой судьбы. В 1916 году появляется стихотворение «Счастье или грусть…», где Натали Гончарова, холодная красавица, небрежно теребит в прелестных ручках сердце гения и не слышит «стиха литого».
    Но по-настоящему, в полный голос, Цветаева сказала о поэте в замечательном стихотворном цикле «Стихи к Пушкину», опубликованном в юбилейном 1937 году. Они разрушают саму атмосферу и обстановку юбилея, попытки превратить образ гения в икону. Ее Пушкин — бешеный бунтарь, выходящий из мер и границ:
    Уши лопнули от вопля:
    «Перед Пушкиным во фрунт!»
    А куда девали пекло
    Губ, куда девали — бунт
    Пушкинский? уст окаянство?
    Пушкин — в меру пушкинъянца?
    («Бич жандармов, Бог студентов…»)
    Критики часто упрекали Цветаеву в излишней усложненности стиха, ставя в пример классическую, в том числе и пушкинскую, поэзию. Но она считала, что великий новатор Пушкин — ее союзник в деле обновления поэтического языка:
    Пушкиным — не бейте!
    Ибо бью вас — им!
    («Станок»)
    Самым значительным из всего, что Цветаева написала о Пушкине, является очерк «Пушкин и Пугачев». Здесь она говорит о народности гениального поэта — не о сусальной этнографичности, а о подлинной близости Пушкина народной нравственности и поэзии, о его истолковании образа народного вожака Пугачева. Для самой Цветаевой тема русской истории приобрела особый, современный смысл. Она звучала так: стихийно свободный поэт — и великий мятежник, освободительная сила искусства — и питающая его народная правда. Здесь был и личный опыт переживания революционной эпохи. Еще в очерке «Мой Пушкин» Цветаева призналась, что страстно полюбила пушкинского Пугачева: «Все дело было в том, что я от природы любила волка, а не ягненка» (в сказочной ситуации). Такова уж была ее природа — любить наперекор. И далее: «Сказав «волк», я назвала Вожатого. Назвав Вожатого — я назвала Пугачева: волка, на этот раз ягненка пощадившего, волка, в темный лес ягненка поволокшего, — любить». В «Пушкине и Пугачеве» Цветаева говорит о своем понимании живой жизни с ее добром и злом. Добро воплощено не в Гриневе, небрежно наградившем Вожатого заячьим тулупчиком, а в Пугачеве — «недобром», «лихом», «страх-человеке», который про тулупчик не забыл. И за тулупчик расплатился щедро — даровал ему жизнь. И не хотел расстаться с Гриневым, устраивал его дела — и все только потому, что полюбил прямодушного подпоручика. Так среди ужаса беспощадного бунта торжествует бескорыстное человеческое добро.
    Здесь Цветаева касается вопроса о правде жизни и правде искусства. Почему в «Истории Пугачева» Пушкин изобразил вождя мятежников зверем, а в написанной позже «Капитанской дочке» — великодушным героем? Ведь он, как историк, знал о темных сторонах бунта, но как художник — начисто забыл про них. Пушкин, говорит Цветаева, понимал, что истинное искусство не терпит ни прославления зла, ни любования им. Он поднимает Пугачева в своей повести до высот народного предания, народной мечты о добром и справедливом царе. Сквозь призму взаимоотношений Гринева и Пугачева Цветаева рассматривает и взаимоотношения Пушкина с властями. Его никто не пощадил: «Самозванец — врага — за правду — отпустил. Самодержец — поэта — за правду — приковал». Пушкин — олицетворение стреноженной свободы, мешающей спокойно жить царям.
    Очерки Цветаевой проникают в самую глубь пушкинского творчества, его художественного мышления. Они написаны совершенно свободным, естественным, раскованным языком. При этом речь ее точна, афористично сжата, полна иронии и сарказма, играет всеми оттенками смысловых значений. Мысль и речь в ее прозе — нерасторжимы. И притом это — проза поэта, где дышит лирическая стихия. Она пристрастна, беспредельно искренна и в своем восторге, и в негодовании, и поэтому доносит до нас всю глубину отношения к «солнцу русской поэзии» — Пушкину.

  2. Русская поэзия — наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева.
    Из этой великолепной плеяды мне ближе и дороже М.И. Цветаева, замечательная русская поэтесса и, как мне кажется, очень душевный человек. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».
    Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности» у нее «ограничивается детьми и тетрадями». Жизнью Марины с детства и до кончины правило воображение. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по- русски, но и по-французски, по-немецки), печататься — с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу».
    Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни», предостерегая ее, впрочем, от опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки»: «Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки». В этом альбоме («Изящные безделушки») Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:
    Ты все мне поведал – так рано!
    Я все разглядела – так поздно!
    В сердцах наших вечная рана,
    В глазах молчаливый вопрос…
    В ее стихах появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» — это скрытое посвящение. Перед каждым разделом — эпиграф, а то и два: из Ростана и Библии. Таковы столпы первого возведенного Мариной Цветаевой здания поэзии. Какое оно еще пока ненадежное, это здание; как зыбки его некоторые части, сотворенные полудетской рукой. Немало инфантильных строк — впрочем, вполне оригинальных, ни на чьи не похожих:
    — «Кошку завидели, курочки
    Стали с индюшками в круг…»
    Мама у сонной дочурки
    Вынула куклу из рук.
    («У кроватки»).
    В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям, в первую очередь о маме и о сестре Асе. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью, между сиюминутным и вечным.
    Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был факт, не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: «Проза поэта — другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия — не фраза, а слово, и даже часто — мое». Проза Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости, значительности. Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с Пушкиным и что о нем узнала сначала. Этому великому поэту она также посвятила множество стихов:
    Бич жандармов, Бог студентов,
    Желчь мужей, услада жен,
    Пушкин в роли — монумента?
    Гостя каменного? — он.
    Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не придавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:
    От вчерашних правд
    В доме смрад и хлам.
    Даже самый прах
    подари ветрам!
    Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. Русь для Цветаевой — достояние предков, Россия — не более как горестное воспоминание отцов, которые потеряли родину и у которых нет надежды обрести ее вновь, а детям остается один путь — домой, на единственную родину, в СССР. Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине «плач гнева и любви». Цветаева теряла уже надежду — спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее — как крик живой, но истерзанной души:
    Отказываюсь — быть
    В Бедламе — нелюдей.
    Отказываюсь — жить
    С волками площадей.
    На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее стихам «как драгоценным винам, настанет’свой черед».

  3. Сочинение на тему: “Творческий путь Марины Цветаевой”.
    Марина Ивановна Цветаева – одна из самых известных русских поэтесс. Ее вклад в русскую культуру поистине значительный, ведь она писала не только стихи, но и прозу, освоив множество разных жанров. Поэзия Цветаевой неразрывно связана с прозой, ей присуще особенное звучание. Она писала, что проза поэта отличается от прозы прозаика. И действительно, в тексте писательницы важным всегда был не только идейный замысел, но и ритмичность, гармоничное звучание. Цветаева в прозе всегда подробно изъяснялась, пыталась как можно доходчивее объяснить свою мысль, смакуя ее в разных вариациях. И если поэзия Цветаевой отличается особой лаконичностью, то ее проза более емкая и не менее художественно ценная.
    Стихи Марина Цветаева начала сочинять совсем еще девочкой – в шестилетнем возрасте! По-настоящему ее творческий путь начался в шестнадцать лет, когда Марине помогли опубликовать ее первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». В детской, на первый взгляд, книге, литературные критики и известные писатели увидели будущего мастера слова. Первые стихотворения еще полны чистоты и правдивости, они отражают наблюдения юной поэтессы. В них Марина обращается к самым близким – сестре и матери, радуется жизни, рассуждает о смерти, переживает любовь.
    Спустя два года выходит в свет второй сборник поэтессы – «Волшебный фонарь». Все произведения, написанные в нежном возрасте, отличаются особым видением мира, романтизмом. В них автор наблюдает за кипящей вокруг жизнью, стремясь запечатлеть ее мгновения.
    В последующие несколько лет Цветаева находится в поиске себя как поэта.
    Произведения этого периода объединены в сборник «Юношеские стихотворения», который не печатался. Появляется много нового в стихах. Автор обращает внимание на мелкие детали, которые не замечала раньше, экспериментирует с художественными приемами, прибегая то к различным переносам, то к паузам. Она играет с ударениями и тем самым усиливает экспрессию стихотворений, создает особую интонацию.
    В годы перед революцией творчество Цветаевой приобретает новые черты. События в стране отражаются на ее стихотворениях, в них появляется мотив любви к родной России, тема поэта и фольклорные мотивы. В это время подрастает дочь поэтессы, которая становится для нее лучиком света, настоящей гордостью. Об этом Цветаева также пишет, но ее мечтам о великом будущем дочери не суждено было сбыться – война и лагеря уничтожили все надежды.
    Ранее не писавшая на политические темы Цветаева в этот период показала свое отношение к революции, которую не сумела понять и принять. В 1917-1920 гг. выходит сборник «Лебединый стан». Поэтесса показывает, что способна писать не только об интимном: религия, родина, белогвардейцы – вот о чем теперь пишет автор. Война болью отозвалась в сердце Цветаевой: «больно всем – и белым, и красным!».
    Спокойную, мирную жизнь поэтессы разрушили, и она вынуждена была существовать, пытаясь спасти своих детей. В это время ее произведения становятся похожими на личный дневник, в котором записаны глубокие переживания. И когда в жизни Цветаевой случается непоправимое – от голода погибает ее младшая доченька, крик своей души эта женщина-поэт облачает в стих-исповедь:
    «Две руки – ласкать, разглаживать
    Нежные головки пышные.
    Две руки – и вот одна из них
    За ночь оказалась лишняя».
    Дальше поэтессу ждала жизнь в эмиграции. И хоть позже она все же возвратилась на родину, ни дочери, ни мужа она уже не увидела – их необоснованно обвинили и арестовали. В эти годы поэзия Цветаевой становится еще глубже, приобретает философские и психологические черты. Последняя опубликованная при жизни автора книга – «После России» (1928) – была напечатана во Франции. Этот сборник считают пиком творчества Цветаевой. Кажется, что чем тяжелее становилась ее внешняя жизнь, тем сильнее становился ее внутренний мир и экспрессивнее стихотворения.
    Накануне Второй мировой войны поэтесса возвращается на родину, но злосчастная война опять отбирает у нее родные земли, и в 1941 году Марина Цветаева решает уйти из жизни, даже это решение запечатлев в своих стихах: «Мне -совестно, что я еще жива».
    Следующая >

  4. На дворе три часа ночи … Ночь короткая, жаркая, летняя … Июль … Мне шестнадцать лет. Все дома спят, я сижу в своей комнате. Смотрю в окно, на улице темно и в соседнем доме, светятся лишь несколько окон. Тишина, которую нарушает редкий автомобильный шум. Я взяла в руки томик Марины Цветаевой и прочла несколько строк … И всё ещё нахожусь под впечатлением её стихов.
    Одно стихотворение, на данный момент, особенно мне понятно. Это стихотворение из цикла «Стихи сироте». Правда, мне кажется, что сирота – это сама Цветаева, которая желает помочь самой себе.
    «Обнимаю тебя кругозором
    Гор, гранитной короною скал.
    (Занимаю тебя разговором –
    Чтобы легче дышал, крепче спал).»
    Тематика мучительного одиночества, весь стихотворный цикл, словно бы – пронизывает, да и не только это произведение, но и многие другие. Иногда мне кажется, что поэтесса умерла именно от одиночества.
    Кроме темы одиночества, в её стихах часто сквозит и тема – безысходности. А то, что она часто обращается к различным предметам? Что это: одиночество или чувство апатии, ненужности? К примеру, к своему письменному столу: «Мой письменный верный стол!»
    Читая эти строки, хочется думать, что стол – это друг верный и единственный, на всём белом свете! Друг, который её понимает, которому она доверяет свои мысли, слёзы, обиды и радость, разочарование и тоску, смех …
    «Мой письменный верный стол!
    Спасибо за то, что шёл
    Со мною по всем путям.
    Меня охранял – как шрам».
    То есть, поэтесса благодарят его за то, что он у неё есть.
    Она одушевляет этот предмет: «Да, был человек возлюблен! \ И сей человек был – стол».
    Поэтесса любила жизнь, но, не смотря на это, в своих стихах она не редко, поднимала тему самоубийства. Только в этом она видит выход из ситуации – уйти от реальности, душившей её в последние годы. Ранее, стихи ей помогали избежать одиночества, страха и темноты: «Вскрыла жилы: неостановимо, \ Невосстановимо хлещет жизнь».
    Героиня стихотворений нигде, ни в какой ситуации, не может ощущать себя счастливой, она всегда – одинока: «Мне совершенно всё равно, \ Где совершенно одинокой \ Быть». Часто бывает у меня состояние души, отчего хочется перечитывать её стихи. Некоторым может показаться, что они сложны и непонятны, но это только первое впечатление. Но, когда терзает изнутри душевная боль, начинаешь осознавать крик каждой строчки, написанной поэтессой – это крик боли. Крик боли малыша с большими, широко раскрытыми глазами и в этот момент, каждая строчка перечитывается на одном дыхании … Всё понятно, всё просто и ясно, и кажется, таким знакомым. Найденные, в этот момент, строчки Цветаевой – единственно верные: «Невозвратно, неостановимо, \ Невосстановимо хлещет стих».

  5. МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

    (1892-1941)

    Поэтический мир.

    Поэзия М. Цветаевой уникальна: она не вписывается ни в какое стилевое течение ни в русской, ни в мировой литературе. Вместе с тем ее поэзия укоренена в традициях — от русского фольклора до немецких романтиков.
    Первый сборник «Вечерний альбом» (1910), изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов — «Детство», «Любовь», «Только тени». Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям. Но в этих ранних стихах прорезывалась будущая манера Цветае­вой, проявляющаяся в выразительных интонациях, разорванной, взволнованной, эмоционально насыщенной речи. Стихи были светлыми, искренними, но даже в этих полудетских по смыслу стихах уже тихонько звучала трагическая нотка. О «Ве­чернем альбоме» отозвались М. Волошин, Н. Гумилев, В. Брю­сов, отметившие талантливость юной поэтессы.
    Затем в 1912 году вышли еще два сборника — «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система М. Цветаевой. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она в письме к философу В. Роза­нову определила как «судорожную, лихорадочную жадность жить». Тема любви в творчестве Цветаевой идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности. В ее стихах чувства выплескиваются наружу в разорванной строке, оборванной, незаконченной фразе. Спокойный мир — не для Цветаевой. Ее стихия — борение страстей, увлечение и разочаро­вание, муки непонятости и жажда неизведанного.
    В 1915 году М. Цветаева заканчивает цикл «Юношеские стихи». Они стоят в творчестве поэта особняком. Лирическая героиня — это уже не девушка с романтическим взглядом. Отныне она ощу­щает себя свободной от условностей мира, преступает границы общепринятого: веры, семьи, быта. Героиня пытается найти себя среди отверженных. Она предстает то цыганкой, бродяжкой, то чернокнижницей, колдуньей, то каторжницей. Цветаева приме­ряет разные маски. Воспринимая мир как театр, она проигрыва­ет разные роли, пытаясь понять глубины человека. В ее стихах начинает звучать тема богоотступничества, греховности.
    Воровская у ночи пасть:
    Стыд поглотит и с Богом тебя разлучит.
    А зато научит
    Петь и, в глаза улыбаясь, красть.
    В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу «Версты», появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам — современникам — А. Блоку, О. Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «вседержатель души». Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высоко­го искусства.
    И по имени не окликну,
    И руками не потянусь.
    Восковому святому лику Только издали поклонюсь.
    И под медленным снегом стоя,
    Опущусь на колени в снег,
    И во имя твое святое Поцелую вечерний снег —
    Там, где поступью величавой Ты прошел в снеговой тиши,
    Свете тихий — святыя славы —
    Вседержатель моей души.
    Блоковский цикл состоит из пятнадцати созданных в разное время стихотворений. Он отражает восхищенное, молитвенное отношение Цветаевой к поэту, имя которого — «птица в руке», «льдинка на языке».
    Восторженны и несколько экзальтированны стихи, посвящен­ные А. Ахматовой, которую Цветаева называла «Музой плача», «златоустой Анной всея Руси». Хотя строгий, сдержанный, клас­сически соразмерный стих Ахматовой был совершенно непохож на цветаевскую словесную стихию, бурю чувств, ритмическую неукрощенность, Цветаева поняла родство обеих, равную силу та­ланта, более того: к Ахматовой она относилась как к царице поэзии.
    Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цве­таевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи — деревни, церковки, поля, до­роги. В этих просторах рождается русская вольница («Кабы нас с тобой да судьба свела», «Семь холмов — как семь колоколов»). Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.
    Отмыкала ларец железный.
    Вынимала подарок слезный:
    С крупным жемчугом перстенек,
    С крупным жемчугом.
    Кошкой выкралась на крыльцо,
    Ветру выставила лицо.
    Ветры — веяли, птицы — реяли.
    Лебеди — слева,
    Справа — вороны.
    Наши дороги —
    Да в разные стороны.
    В 1916-20 гг. Цветаева создает цикл «Стихи о Москве». Москва для поэта — средоточие духовности всей России, «огромный, гостеприимный город», нерукотворный, созданный Богом.

  6. Марина Цветаева удивительная женщина. Ее судь­ба была сложной, трагичной и жестокой. Если говорить о поэтах-женщинах, то, наверное, Марина Цветаева, как и Анна Ахматова, принадлежит к тем немногим русским поэтам, которых будут читать и в третьем тысячелетии. Цветаева своей жизнью доказала, что горе — это не по­зор, а несчастье и гордость могут идти рядом. И еще один великий урок: хороший мастер может отточить свое мас­терство и усовершенствовать его, несмотря на ужасные условия быта. Может быть, никто из русских писателей не был так унижен, как Мандельштам и Цветаева. Прав Б. Чичибабин: «Вошло в закон, что на Руси при жизни нет житья поэтам».
    Символом судьбы в поэзии Цветаевой была рябина: та­кая же горькая и пылающая!
    Рябину
    Рубили
    Зорькою.
    Рябина —
    Судьбина
    Горькая.
    Марина Цветаева была бесконечно талантлива. Один из своих очерков она назвала «Герой труда». Она и сама была героем труда и каждой своей строкой, каждой мыс­лью утверждала его величие и необходимость для челове­ка-творца.
    Стихи М. Цветаевой можно назвать исповедью. Это своеобразный поэтический дневник. Под каждым стихо­творением стоит дата: число, месяц, год; каждое стихот­ворение рассказывает о мимолетных ощущениях, пере­живаниях, событиях в жизни поэтессы.
    Поэзия Цветаевой напоминает маленькие музыкаль­ные пьесы. Ранние стихотворения тяготеют к традици­онно-классическому стиху. Зрелая Цветаева — это пуль­сирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы.
    За этот ад,
    За этот бред
    Пошли мне сад
    На старость лет.
    1911 год — счастливый год в жизни Марины Цветае­вой. Именно в этом году в Крыму она знакомится с Сер­геем Эфроном. Ему, любимому мужу, другу, будут посвя­щены лучшие стихи о любви. Именно он вдохновлял на создание прекрасных стихов о любви.
    Читая стихи Цветаевой, мы переживаем вместе с ее героиней, которой не всегда везет в любви, но она всегда остается гордой, честной, независимой, как и сама Цве­таева.
    Все ведаю — не прекословь!
    Вновь зрячая — уж не любовница!
    Где отступается Любовь,
    Там подступает Смерть-садовница.
    Если сказать, что Цветаева любила мужа, это значит почти ничего не сказать: она его боготворила. Лирика поэтессы годов революции и гражданской войны, ког­да она была вся поглощена ожиданием вести от Сергея Эфрона, проникнута печалью и грустью. «Я вся закутана в печаль, — писала она. — Я живу печалью».
    В 1922 году Цветаева уезжает за границу. Семнадцать лет эмиграции оказались бедой, несчастьем, тоской. Ни­щета, унижение, бесправие окружили поэтесу со всех сто­рон. Ее письма и стихи тех лет потрясают как глубиной отчаянья, так и силой надежды, все же никогда не поки­давшей Цветаеву.
    Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
    И все равно, и все едино.
    Но если по дороге куст
    Встает, особенно рябина…
    М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, кото­рая была необычна сама по себе и делала необычными всех, живущих в это время. Поэтесса была хорошо зна­кома с В. Брюсовым, М. Волошиным, В. Маяковским, Б. Пастернаком и другими поэтами. Им она посвящала свои стихи. Но особенной любовью проникнуто стихо­творение, посвященное А. Блоку, с которым поэтесса не встречалась, но посвятила ему цикл стихотворений.
    Имя твое — птица в руке,
    Имя твое — льдинка на языке.
    Одно-единственное движение губ.
    Имя твое — пять букв.
    Всю жизнь, начиная с детства, М. Цветаева прекло­нялась перед гением Пушкина, которому посвятила свое первое стихотворение и создала цикл произведений «Стихи к Пушкину». Именно ей принадлежат очерки «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев».
    Для Цветаевой поэзия — это тайна, это волшебство, это диалог поэта со всем миром. Тема любви, жизни и смерти, творчества звучат как исповедь сильной жен­щины. Поэт умирает — его поэзия остается. Поэзия Ма­рины Цветаевой останется вечной. Пророчество поэтессы исполнилось: ее стихам «настал свой черед».

  7. Идешь, на меня похожий,
    Глаза устремляя вниз.
    Я их опускала — тоже!
    Прохожий, остановись!
    М. Цветаева
    В этих строках удивительного, неповторимого, яркого поэта Марины Цветаевой — страстное обращение ко всем нам, призыв остановиться, вслушаться, вдуматься, понять… Понять смысл ее стихов, в которых заключен смысл всей жизни поэтессы. Понять саму сложную, противоречивую, трепетную душу Марины Цветаевой. Она не писала стихи — она просто открывала перед нами свое сердце. И из него лились пламенные слова, которые складывались в строки, звучали и продолжают звучать неповторимой музыкой где-то внутри нас, пронизывая все существо, заставляя забыть обо всем, полностью погрузиться в это чудо, в волшебство поэзии Цветаевой, до остатка раствориться в нем. Да и невозможно иначе воспринимать ее лирику.
    Стихотворения этой великой поэтессы нельзя читать между делом, бездумно скользя отсутствующим взглядом по страницам. Ее поэзия требует вдумчивого, углубленного постижения, усилия мысли; поэзия Цветаевой доступна только тем, кто способен воспринимать ее и умом, и сердцем. “Что есть чтение, — говорила сама поэтесса, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая”.
    Поэзия Марины Цветаевой — настоящий клад, уникальная жемчужина, отблеск огня, который все эти годы не перестает пылать и не умаляет своей стихийной силы. Трудно выбрать в этом бесконечном потоке пламенного чувства одно — самое любимое стихотворение. Каждое из них — неповторимо, бесценно, непохоже на все остальные. Все произведения поэтессы связаны одним, как мне кажется, самым главным: во всех стихотворениях Цветаевой — она сама, ее сложная трагическая судьба, ее живая душа. Хочу остановиться на стихотворении “Идешь, на меня похожий…”, потому что в нем мне слышится и обращение писательницы к нам, и желание донести до нас смысл всего ее существования, открыть сущность ее души и ее жизни. Поэтесса часто писала о смерти, в том числе — о собственной. Она предвидела ее, принимала как что-то неизбежное и желанное. Именно так, потому что она чувствовала невозможность дальнейшей жизни в этом жестоком, несправедливом мире. Она способна была видеть многое, что не дано было увидеть другим. И эта способность становилась для нее все более мучительной. Да, судьба Марины Цветаевой была трагична. Но сама она всегда говорила, что “глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья!”. И только страдая, можно наполнить свои стихи таким словом, таким чувством, какими наполнены произведения этой неповторимой поэтессы. И все же страдания не умаляли жизнелюбия Цветаевой. Она вовсе не была настолько “дикой”, “одинокой”, “нелюдимой”, как принято ее считать. Она любила жизнь, любила людей, стремилась к общению с ними. Именно это и хочет сказать поэтесса в своем стихотворении. Она приглашает нас в поля своей души:
    Прочти — слепоты куриной
    И маков набрав букет,
    Что звали меня Мариной
    И сколько мне было лет.
    Эти цветы, эти маки, на мой взгляд, и есть стихи Цветаевой, прочитав которые, вдохнув их аромат, мы становимся ближе к ней самой, начинаем отчетливо видеть перед собой образ живой, юной, веселой поэтессы. Кто-то, возможно, скажет, что этот образ не согласуется с трагедией Цветаевой, с ее сложной жизнью, наполненной горем и страданиями, с ее трагической гибелью, которую она предвидела и предчувствовала с самых юных лет. Но в этом несовпадении и есть вся Цветаева, о которой Ариадна Эфрон сказала: “Цельность ее характера, целостность ее человеческой личности была замешена на противоречиях; ей была присуща двоякость (но отнюдь не двойственность) восприятия и самовыражения; чувств (из жарчайшей глубины души) и — взгляда (чувства же, людей, события), взгляда до такой степени со стороны, что — как бы с иной планеты”. Или “из-под земли”. И все же, обращается к нам поэтесса,
    Не думай, что здесь — могила.
    Что я появилась, грозя…
    Она стремится открыть нам саму себя, хочет помочь нам понять ее чувства, ее стремления, желания. Призывает не грустить, не пугаться, а приобщиться к ее миру. Почувствовать, что загадочная, таинственная, трагическая Марина Цветаева на самом деле такая же, как мы с вами, ей присущи те же мечты, мысли, чувства, что и нам:
    Я слишком сама любила
    Смеяться, когда нельзя!
    Да, она любила жизнь. Она не боялась идти наперекор миру — лишь бы не потерять себя. В ее сердце горел огонь желаний, огонь молодости, которой свойственны оптимизм, веселье, вера в себя и свое будущее.
    И кровь приливала к коже,
    И кудри мои вились…
    Я тоже была, прохожий!
    Прохожий, остановись!
    Но — нет! Она не “была”. Она есть, она жива и она будет жить всегда — жить в своих стихах, жить в наших сердцах, в памяти всего русского народа. Ведь в стихотворениях Цветаевой не только ее жизнь — жизнь отдельного человека. В них — и наша история, и наша судьба. Поэтесса очень любила свою родину, немало стихов — искренних, пламенных, восторженных и нежных посвятила родным местам. Она чувствовала себя частицей Русской земли. И почти в каждом ее стихотворении присутствует образ — образ родины, горячо любимой отчизны. А где еще мы можем остановиться и нарвать букет куриной слепоты и маков, как не в русском поле. И где еще, вслед за “стеблем диким” сможем собрать сочных ягод земляники и насладиться этой земляникой, которой “крупнее и слаще нет”. Именно эти образы, что так дороги сердцу Цветаевой, и наполняют ее произведения каким-то неповторимым светом. Перед этими образами Русской земли, русской природы невольно отступают тревожные мысли, отступают грусть, печаль, тоска.
    Поэтесса говорит о будущем, о тех днях, когда ее уже не будет на этой земле. Но ее слова звучат жизнерадостно, она не видит трагедии в своем неизбежном уходе — ведь эта участь ждет каждого из нас.
    Единственное, на что надеется писательница, что имя ее не забудут, что стихи ее переживут своего автора. И что кто-то, какой-то прохожий, когда-то остановится только для того, чтобы прочитать эти строки, проникнуть сердцем в каждое слово, впустить в душу музыку стихов Марины Цветаевой. А прочитав, обязательно представит себе, отчетливо увидит перед собой образ самой поэтессы. И задумается о ней, о ее нелегкой жизни, о ее непростом, противоречивом характере, о ее открытой, пламенной душе, которая постоянно находится в движении, в творчестве. Но, предупреждает автор:
    …Только не стой угрюмо,
    Главу опустив на грудь.
    Легко обо мне подумай,
    Легко обо мне забудь.
    Именно так, легко, хочется думать о Марине Цветаевой после прочтения этого стихотворения. Конечно, есть у нее разные произведения, наполненные разными чувствами и переживаниями. И все они волнуют и будоражат, как писал М. Осоргин, “то ритмом пляшущего каблучка, то тонкой паутиной любовного кружева”. Они поражают невероятной музыкальностью—но музыкальностью особой, не похожей на музыкальность стихов других поэтов. Стихи Цветаевой словно “появляются из звуковой влаги — из моря или речевой реки, подобно лермонтовской русалке”. В них никогда нет обреченности, фатализма, тяжелых раздумий и горестных переживаний. Никогда не было в них ни слезливых вздохов, ни беспредметной “мировой скорби”, в каждой строке — сила характера, воли, незаурядной личности. В них — необычайно интенсивная, насыщенная внутренняя жизнь. Абсолютно безмятежное существование — тоже не для Цветаевой, она — человек действия, поступка, движения. Предельная искренность — непременный закон ее искусства. Потому ее поэзия раскрывает перед нами обаяние глубокой и cильной натуры.
    Прожив трагическую жизнь, поэтесса оставила нам неповторимый, чарующий свет, озаряющий саму Цветаеву, озаряющий память о ней. И потому в одном я позволю себе не согласиться с поэтессой: ни я, ни кто-либо другой, как мне кажется, не сможем “легко забыть” ее — поэта! Ее невозможно забыть. Она всегда будет идти рядом с нами, освещая нас лучом своего неповторимого таланта. Да и не об этом ли говорила сама Цветаева:
    Как луч тебя освещает!
    Ты весь в золотой пыли…
    — И пусть тебя не смущает
    Мой голос из-под земли.
    Этот волшебный голос чарующей музыкой звучит в моем сердце. И, я думаю, будет звучать еще долгие годы. Как и в сердцах всех тех, кто прочел и смог понять эту удивительную поэзию — поэзию Марины Цветаевой.

  8. Однажды мне посчастливилось услышать песню в исполнение моей из любимых певиц о любви:
    Мне нравится, что вы больны не мной
    Мне нравится, что я больна не вами,
    Что никогда тенимый шар земной
    Не уплывет под нашими ногами…
    Так великая поэтесса вошла в мою жизнь. Мною было прочитано многое стихов. Меня заинтересовала не только ее поэзия, но и жизнь.
    В истории русской литературы М.Цветаева появилась как талантливая поэтесса..
    На ее долю выпали горечь разлук, одиночество и тоска.. Однако лирически героине не когда не была слаба. Никакое горе не сможет сломить ее. Основной мотив ее творчества – это «буйство чувств», страсть. Лежу я сразу между всех дорог!
    Всего хочу; с душой цыгана
    Идти под песни на разнобой,
    За всех страдать под звук органа
    И амазонкой рваться в бой…
    Еще в юности, она была уверена в своем поэтическом успехе: « Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я – поэт, сорвавшийся, как брызги из фонтана, как искра из ракет.. разбросанным в пыли по магазинам, моим стихам, как драгоценных винам. Настанет свой черед!»
    Много лет Цветаева провела далеко от Родины, за границей, нов ее сердце не переставала жить любовь к родному краю. Все – таки волею судьбы она вернулась на родину и, казалась, была счастлива. Но это продолжалось не долго. Вскоре арестовали ее мужа и дочь. Она осталась с сыном. Ей не хотелось жить, она была доведена до отчаяния… сколько бы не была трагична судьба талантливой поэтессы, она прекрасна.
    Марина Цветаева отдала нам самое большее, что у нее было – свои мысли чувства, сердце, прожитые дни. Ее поэзия помогает нам отвечать на многие вопросы, помогает находить друзей, единомышленников, учит нас проникновению в самые сокровенные стороны духовной жизни. Итак, для меня Марина Цветаева – это путеводитель женской души.
    «Но только не стой угрюмо,
    Главу, опустив на грудь,
    Легко обо мне подумай,
    Легко обо мне забудь».
    Автор сочинения Раднаева М. 11 класс.

  9. К
    Вам душа так
    радостно влекома…
    О,
    какая веет
    благодать
    От
    страниц «Вечернего
    альбома»!
    Кто
    Вам дал такую
    ясность красок?
    Кто
    Вам дал такую
    точность слов?
    Смелость
    все сказать
    – от детских
    ласок
    До
    весенних, новолунных
    снов?
    Ваша
    книга – это
    весть «оттуда»,
    Утренняя,
    благостная
    весть…
    Я
    давно уж не
    приемлю чуда…
    Но
    как сладко
    слышать: «Чудо
    есть!»
    М. Волошин
    План
    Марина
    Цветаева –
    великий романтик
    Серебряного
    века.
    Особенности
    раннего творчества
    Цветаевой.
    Своеобразие
    тем и средств
    их воплощения
    в сборнике
    «Вечерний
    альбом».
    Особенности
    лирики в сборнике
    «Волшебный
    фонарь». Отклики
    в критике.
    Черты
    сходства и
    различия двух
    сборников
    Поэта.
    Место
    ранних сборников
    в поэтическом
    наследии.
    III.
    Значение ранней
    лирики в формировании
    Поэта
    М.
    Цветаевой.
    Марина
    Цветаева –
    великий романтик
    Серебряного

    века.
    Творчество
    Марины Цветаевой
    – выдающееся
    и самобытное
    явление как
    культуры серебряного
    века, так и всей
    истории русской
    литературы.
    Она принесла
    в русскую поэзию
    небывалую
    дотоле глубину
    и выразительность
    лиризма. Благодаря
    ей русская
    поэзия получила
    новое направление
    в самораскрытии
    женской души
    с ее трагическими
    противоречиями.
    Сегодня
    Марину Цветаеву
    знают и любят
    миллионы людей:
    не только у
    нас, но и во всем
    мире. Ее поэзия
    вошла в культурный
    обиход, сделалось
    неотъемлемой
    частью нашей
    духовной жизни.
    Сколько цветаевских
    строчек мгновенно
    стали крылатыми!
    На горизонте
    русской поэзии
    неожиданно
    вырисовывалась
    романтическая
    тень Поэта. То
    была стремительная
    женская фигура
    – с крыльями
    стихов за плечами
    и гордым профилем.
    Если Ахматову
    сравнивали
    с Сафо, то Цветаева
    была Никой
    Самофракийской:
    Ноши
    не будет у этих
    плеч,

    Кроме
    божественной
    ноши – Мира!

    Нежную
    руку кладу на
    меч:

    На
    лебединую шею
    Лиры.

    Жизнь
    посылает некоторым
    поэтам такую
    судьбу, которая
    с первых же
    шагов сознательного
    бытия ставит
    их в самые
    благоприятные
    условия для
    развития
    природного
    дара. Такой
    яркой и трагической
    была судьба
    Марины Цветаевой,
    крупного и
    значительного
    поэта первой
    половины ХХ
    века. Все в ее
    личности и в
    ее поэзии (для
    нее это нерасторжимое
    единство) резко
    выходило за
    рамки традиционных
    представлений,
    господствующих
    литературных
    вкусов. В этом
    была и сила, и
    самобытность
    ее поэтического
    слова.
    Марина
    Ивановна Цветаева
    родилась в
    Москве 26 сентября
    1892 года. По происхождению
    она принадлежала
    к кругу научно
    – художественной
    интеллигенции.
    Огромное влияние
    на формировании
    взглядов будущего
    Поэта оказала
    ее мать. «После
    такой матери
    мне осталось
    только одно:
    стать поэтом»,
    – скажет позже
    Цветаева.
    С
    раннего детства
    Марина жила
    в мире героев
    прочитанных
    книг: исторических
    и вымышленных,
    литературных
    и реальных,
    одинаково
    страдая за
    всех. В жизни
    юная Цветаева
    была диковата
    и дерзка, застенчива
    и конфликтна.
    Илья Эренбург,
    хорошо знавший
    ее в молодости,
    говорил: «Марина
    Цветаева совмещала
    в себе старомодную
    учтивость и
    бунтарство,
    пиетет перед
    гармонией и
    любовью к душевному
    косноязычию,
    предельную
    простоту. Ее
    жизнь – клубок
    прозрений и
    ошибок».
    Удивительная
    личностная
    наполненность,
    глубина чувств
    и сила воображения
    позволяли
    Цветаевой на
    протяжении
    всей жизни, –
    а для нее характерно
    романтическое
    ощущение единства
    жизни итворчества
    – черпать поэтическое
    вдохновение
    из безграничной,
    непредсказуемой
    и в то же время
    постоянной,
    как море, собственной
    души. Иными
    словами, от
    рождения до
    смерти, от первых
    стихотворных
    строчек до
    последнего
    вдоха она оставалась,
    если следовать
    ее собственному
    определению,
    «чистым лириком».
    Лирическая
    героиня Цветаевой
    полностью
    отражает чувства
    и переживания
    самой Марины,
    так как она
    принципиально
    поставила знак
    равенства между
    собой и ее лирической
    героиней. Поэтому
    стихи Цветаевой
    очень личностные,
    им она доверяла
    свои чувства,
    свою жизнь.
    Цветаева всегда
    говорила, что
    она не поэтесса,
    а «поэт Марина
    Цветаева», она
    не относила
    себя не к одному
    литературному
    течению, так
    как всегда
    считала, что
    поэт в своем
    творчестве
    индивидуален.
    Со страстной
    убежденностью
    она утверждала
    провозглашенный
    ею еще в ранней
    юности жизненный
    принцип: быть
    только самой
    собой, ни в чем
    не зависеть:
    ни от времени,
    ни от среды.
    В
    своих стихах,
    в жизни, в быту,
    в любви она
    была романтиком.
    Все, что попадало
    в поле ее зрения,
    тотчас чудесно
    и празднично
    преображалось,
    начинало искриться
    и трепетать
    с какой – то
    удесятеренной
    жаждой жизни.
    Однажды Марина
    случайно обмолвилась
    по чисто литературному
    поводу: «Это
    дело специалистов
    поэзии. Моя же
    специальность
    – жизнь». Эти
    слова можно
    сделать эпиграфом
    к ее творчеству.
    Марина
    была очень
    жизнестойким
    человеком. Она
    жадно любила
    жизнь и, как
    положено поэту
    – романтику,
    предъявляла
    ей требования
    громадные,
    часто непомерные.
    Своеобразие
    тем и средств
    их воплощения
    в сборнике «
    Вечерний альбом
    ».
    Стихи
    Цветаева начала
    писать с шести
    лет (не только
    по-русски, но
    и по-французски,
    по-немецки). В
    1910 году еще не
    сняв гимназической
    формы, тайком
    от семьи, собрала
    стопку стихов
    – исповедь за
    последние два
    года и отнесла
    в типографию
    А. И. Мамонтова.
    Заплатив за
    печатанье 500
    экземпляров,
    через месяц
    уже держала
    в руках довольно
    неказистую
    книгу в сине-зеленой
    картонной
    обложке под
    названием
    «Вечерний
    альбом».
    По
    сути, это был
    дневник очень
    одаренного
    и наблюдательного
    ребенка. Но от
    многих своих
    сверстниц, тоже
    писавших стихи,
    юная Цветаева
    отличалась
    в своем альбоме,
    по крайней
    мере, двумя
    чертами: во
    первых, ничего
    не выдумывала,
    то есть почти
    не впадала в
    сочинительство,
    и, во вторых,
    она никому не
    подражала.
    Первым,
    кто сразу же
    прочитал «Вечерний
    альбом» и тотчас
    на него откликнулся,
    был Максимилиан
    Волошин. По его
    мнению, до Цветаевой
    никому в поэзии
    не удавалось
    написать о
    детстве из
    детства. О детстве
    обычно рассказывали
    взрослые –
    сверху вниз.
    «Это очень юная
    и неопытная
    книга, – писал
    Волошин.
    – Многие
    стихи, если их
    раскрыть случайно
    посреди книги,
    могут вызвать
    улыбку. Ее нужно
    читать подряд,
    как дневник,
    и тогда каждая
    строчка будет
    понятна и уместна.
    Если же прибавить,
    что ее автор
    владеет не
    только стихом,
    но и четкой
    внешностью
    внутреннего
    наблюдения,
    импрессионистической
    способностью
    закреплять
    текущий миг,
    то это укажет,
    какую документальную
    важность представляет
    эта книга,
    принесенная
    из тех лет, когда
    обычно слово
    еще недостаточно
    послушно, чтобы
    верно передать
    наблюдение
    и чувство…».
    Для
    гимназистки
    Марины Цветаевой,
    тайком выпустившей
    свой первый
    сборник, такой
    отзыв был великой
    радостью и
    поддержкой.
    В Волошине она
    нашла друга
    на всю жизнь.
    Одобрительно
    отозвался о
    «Вечернем
    альбоме» и Н.
    Гумилев. «Марина
    Цветаева внутренне
    талантлива,
    внутренне
    своеобразна…эта
    книга, – заключил
    он свою рецензию,
    – не только милая
    книга девических
    признаний, но
    и книга прекрасных
    стихов».
    Строгий
    Брюсов, особенно
    похвалил Марину
    за то, что она
    безбоязненно
    вводит в поэзию
    «повседневность»,
    «непосредственные
    черты жизни»,
    предостерегая
    ее в опасности
    впасть в «домашность»
    и разменять
    свои темы на
    «милые пустяки»,
    сообщил о своих
    надеждах увидеть
    впредь в стихах
    Цветаевой
    чувства «более
    острые» и мысли
    более «нужные»,
    что задело
    самолюбие
    Марины. На его
    пугающий отзыв
    Цветаева
    ответила
    стихотворением:
    Улыбнись
    в мое «окно»,

    Иль
    к шутам меня
    причисли, –

    Не
    изменишь все
    равно!

    «Острых
    чувств» и «нужных
    мыслей»

    Мне
    от Бога не дано.

    Нужно
    петь, что все
    темно,

    Что
    над миром сны
    нависли…

    -Так
    теперь заведено.

    Этих
    чувств и этих
    мыслей

    Мне
    от Бога не дано!

    Стихи
    юной Цветаевой
    были еще очень
    незрелы, но
    подкупали своей
    талантливостью,
    известным
    своеобразием
    и непосредственностью.
    На этом сошлись
    все рецензенты.
    Хотя оценки
    М. Волошина, В.
    Брюсова, Н. Гумилева
    и казались
    завышенными,
    Цветаева их
    вскоре оправдала.
    В
    этом альбоме
    Марины Цветаевой
    появляется
    лирическая
    героиня – молодая
    девушка, мечтающая
    о любви. «Вечерний
    альбом» – это
    скрытое посвящение.
    Перед каждым
    разделом –
    эпиграф, а то
    и по два: из Ростана
    и Библии.
    Таковы
    столпы первого
    возведенного
    Мариной Цветаевой
    здания поэзии.
    Какое оно еще
    пока
    ненадежное,
    это здание; как
    зыбки его некоторые
    части, сотворенные
    полудетской
    рукой. Немало
    инфантильных
    строк – впрочем,
    вполне оригинальных,
    ни на чьих не
    похожих:
    «Кошку
    завидели, курочки

    Стали
    с индюшками
    в круг…»

    Мама
    у сонной дочурки

    Вынула
    куклу из рук.

    Но
    некоторые стихи
    уже предвещали
    будущего поэта.
    В первую очередь
    – безудержная
    и страстная
    «Молитва»,
    написанная
    Мариной в день
    семнадцатилетия,
    26 сентября 1909
    года:
    Христос
    и Бог! Я жажду
    чуда

    Теперь,
    сейчас, в начале
    дня!

    О,
    дай мне умереть,
    покуда

    Вся
    жизнь как книга
    для меня.

    Ты
    мудрый, ты не
    скажешь строго:

    «Терпи,
    еще не кончен
    срок».

    Ты сам
    мне подал – слишком
    много!

    Я
    жажду сразу
    – всех дорог!

    ……………………………………….
    Люблю
    и крест, и шелк,
    и каски,

    Моя
    душа мгновений
    след…

    Ты
    дал мне детство
    – лучше сказки

    И
    дай мне смерть
    – в семнадцать
    лет!

    Нет,
    она вовсе не
    хотела умереть
    в этот момент,
    когда писала
    эти строки; они
    – лишь поэтический
    прием. В стихотворении
    «Молитва»
    скрытое обещание
    жить и творить:
    «Я жажду всех
    дорог!». Они
    появятся во
    множестве –
    разнообразные
    дороги цветаевского
    творчества.
    В
    стихах «Вечернего
    альбома» рядом
    с попытками
    выразить детские
    впечатления
    и воспоминания
    соседствовала
    не детская
    сила, которая
    пробивала себе
    путь сквозь
    немудреную
    оболочку
    зарифмованного
    детского дневника
    московской
    гимназистки.
    «В Люксембургском
    саду», наблюдая
    с грустью играющих
    детей и их счастливых
    матерей, завидует
    им: «Весь мир
    у тебя», – а в конце
    заявляет:
    Я
    женщин люблю,
    что в бою не
    робели

    Умевших
    и шпагу держать,
    и копье, –

    Но знаю,
    что только в
    плену колыбели

    Обычное
    – женское –
    счастье мое!

    В
    «Вечернем
    альбоме» Цветаева
    много сказала
    о себе, о своих
    чувствах к
    дорогим ее
    сердцу людям;
    в первую очередь
    о маме и о сестре
    Асе. Н. Гумилев,
    прочитав «Вечерний
    альбом» (1910), заметил,
    что «мама»
    почти не сходит
    с его страниц.
    В стихотворении
    «Ricordo
    di
    tivoli»
    (Воспоминание
    о Тиволе» – итал.)
    Марина писала
    о сестре Анастасии,
    с «высоты»
    взрослого
    человека.
    Мальчик
    к губам приложил
    осторожно
    свирель,

    Девочка,
    плача, головку
    на грудь уронила…

    -Грустно
    и мило! –

    Скорбно
    склоняется
    к детям столетняя
    ель.

    Темная
    ель в этой жизни
    видала так
    много

    Слишком
    красивых, с
    большими глазами,
    детей.

    Нет
    путей

    Им
    в нашей жизни.
    Их счастье, их
    радость – у
    бога.

    Море
    синеет вдали,
    как огромный
    сапфир,

    Детские
    крики доносятся
    с дальней лужайки,

    В
    воздухе – чайки…

    Мальчик
    играет, а девочке
    в друге весь
    мир…

    Ясно
    читая в грядущем,
    их ель осенила,

    Мощная,
    мудрая, много
    видавшая ель!

    Плачет
    свирель…

    Девочка,
    плача, головку
    на грудь уронила.

    Легко
    ли поверить,
    что эти стихи
    написала девушка,
    едва перешагнувшая
    порог отрочества:
    такова была
    Марина. Она все
    знала заранее.
    Ее грусть, в
    ней заложенная
    еще в детстве,
    чуя все, что
    придет потом,
    делала ее еще
    в пятнадцать
    лет тою столетнюю
    елью над теми
    детьми.
    В
    «Вечернем
    альбоме» встречаются
    переклички
    с
    Брюсовым.
    Это мотивы
    встречи, экзотики,
    чародейства,
    городская тема,
    стихотворения,
    образцом для
    которых послужили
    брюсовские
    баллады.
    В
    первом сборнике
    Цветаевой
    критика отметила
    «хорошую школу
    стиха», его
    музыкальность
    и изящество.
    Модная тогда
    напевная декламация
    отразилась
    в звукозаписи
    и синтаксисе
    стихотворений:
    приемы синтаксического
    параллелизма,
    лексические
    повторы, восклицания.
    В основе композиции
    большинства
    стихотворений
    лежат строфические
    повторы и кольцевое
    строение. Строку
    она, повинуясь
    интонации и
    музыкальным
    синкопам, безжалостно
    рвет на отдельные
    слова и даже
    слоги, но и слоги
    своевольно
    переносит из
    одного стихового
    строчечного
    ряда в другой,
    даже не переносит,
    а словно отбрасывает,
    подобно музыканту,
    изнемогающему
    в буре звуков
    и едва справляющемуся
    с этой стихией.
    Д. Бродский в
    одной из своих
    статей говорил
    даже о «фортепианном»
    характере
    цветаевских
    произведений.
    Эмоциональный
    накал стихотворений
    повышается
    инверсиями
    («брат нежный
    мой», «ход замедлялся
    головы»), патетическими
    обращениями
    и восклицаниями.
    «Оборванные
    фразы» заставляют
    читателя замереть
    на высоте
    эмоциональной
    кульминации,
    особое значение
    имеют символы
    воды, моря, неба.
    Одна
    из главных черт
    лирики Цветаевой
    – самодостаточность,
    творческий
    индивидуализм
    и даже эгоцентризм,
    они проявляются
    в постоянном
    ощущении
    собственной
    непохожести
    на других,
    обособленности
    своего бытия
    в мире быта. В
    ранних стихах
    это отъединенность
    гениального
    ребенка – поэта,
    знающего свою
    правду, от мира
    взрослых:
    Мы
    знаем, мы многое
    знаем

    Того,
    что не знают
    они!

    Ранее
    осознание
    противостояния
    поэта и «всего
    остального
    мира» сказалось
    в творчестве
    молодой Цветаевой
    в использовании
    излюбленного
    приема контраста.
    Это контраст
    вечного и
    сиюминутного,
    бытия и быта.
    «Вечерний
    альбом» завершается
    стихотворением
    «Еще молитва».
    Цветаевская
    героиня молит
    создателя
    послать ей
    простую земную
    любовь.
    В
    лучших стихотворениях
    первой книги
    Цветаевой уже
    угадываются
    интонации
    главного конфликта
    ее любовной
    поэзии: конфликта
    между «землей»
    и «небом», между
    страстью и
    идеальной
    любовью.
    Особенности
    лирики в сборнике
    «Волшебный
    фонарь». Отклики
    в критике.

    Знакомство
    с Максимилианом
    Волошиным в
    конце 1910 г. значительно
    расширяет круг
    литературных
    интересов
    Цветаевой.
    Сказывается
    это и на стихотворениях
    следующего
    сборника, который
    вышел в 1912 году.
    В это время
    Цветаева –
    «великолепная
    и победоносная»
    – жила очень
    напряженной
    душевной
    жизнью.
    Устойчивый
    быт уютного
    дома в одном
    из старомосковских
    переулков,
    неторопливые
    будни профессорской
    семьи – все это
    было внешностью,
    под которой
    уже зашевелился
    «хаос» настоящей,
    не детской
    поэзии.
    К
    тому времени
    Цветаева уже
    хорошо знала
    себе цену как
    поэту, она уже
    догадалась,
    что ее поэзия
    по духу своему
    – мятеж, пожар,
    ракета, что она
    по сути своей
    – вперекор
    всему: и покою
    сна, и тишине
    святилищ, и
    фимиаму славы,
    и даже пыли
    забвения, которую,
    может, на сто
    лет покроются
    ее книги. Она
    была уверена
    – пожар разгорится:
    ведь искра
    брошена и бег
    задан! Ее молодые
    строчки рассекали
    воздух молниеносно,
    как крылья
    ласточки. Первая
    книга «Вечерний
    альбом» и в
    особенности
    вторая, «Волшебный
    фонарь», вышли,
    словно подчиняясь,
    бегу автора,
    друг за другом.
    Характерно
    обращение к
    читателю, которым
    открывался
    этот сборник
    «Волшебный
    фонарь»:
    Милый
    читатель! Смеясь,
    как ребенок,

    Весело
    встреть мой
    волшебный
    фонарь.

    Искренний
    смех твой, да
    будет он звонок

    И
    безотчетен,
    как встарь.

    Все
    промелькнут
    в продолжение
    мига:

    Рыцарь,
    и паж, и волшебник,
    и царь…

    Прочь
    размышленья!
    Ведь женская
    книга –

    Только
    волшебный
    фонарь!

    В
    «Волшебном
    фонаре» мы
    видим зарисовки
    семейного быта,
    очерки милых
    лиц мамы, сестры,
    знакомых, есть
    пейзаж Москвы
    и Тарусы.
    Марина
    очень сильно
    любила город,
    в котором родилась,
    Москве она
    посвятила много
    стихов:
    Над
    городом отвергнутым
    Петром,

    Перекатился
    колокольный
    гром.

    Гремучий
    опрокинулся
    прибой

    Над
    женщиной отвергнутой
    тобой.

    Царю
    Петру, и вам, о
    царь, хвала!

    Но
    выше вас, цари:
    колокола.

    Пока
    они гремят из
    синевы –

    Неоспоримо
    первенство
    Москвы.

    И
    целых сорок
    сороков церквей

    Смеются
    над гордынею
    царей!

    Сначала
    была Москва,
    родившаяся
    под пером юного,
    затем молодого
    поэта. Во главе
    всего и вся
    царил, конечно,
    отчий «волшебный»
    дом в Трехпрудном
    переулке:

    Высыхали
    в небе изумрудном

    Капли
    звезд и пели
    петухи.

    Это
    было в доме
    старом, доме
    чудном…

    Чудный
    дом, наш дивный
    дом в Трехпрудном,

    Превратившийся
    теперь в стихи.

    Таким
    он предстал
    в этом уцелевшем
    отрывке отроческого
    стихотворения.
    Дом был одушевлен:
    его зала становилась
    участницей
    всех событий,
    встречала
    гостей; столовая,
    напротив, являла
    собою некое
    пространство
    для вынужденных
    четырехкратных
    равнодушных
    встреч с «домашними»,-
    столовая осиротевшего
    дома, в котором
    уже не было
    матери. Мы не
    знаем из стихов
    Цветаевой, как
    выглядела зала
    или столовая,
    вообще сам дом,
    – «на это есть
    архитектура,
    дающая». Но мы
    знаем, что рядом
    с домом стоял
    тополь, который
    так и остался
    перед глазами
    поэта всю жизнь:
    Этот
    тополь! Под ним
    ютятся

    Наши
    детские вечера

    Этот
    тополь среди
    акаций,

    Цвета
    пепла и серебра…

    В
    этой книге у
    Марины, впервые,
    появилась тема
    любви.
    Книга
    Цветаевой
    «Волшебный
    фонарь» встречена
    была более
    сдержанно: «
    те же темы, те
    же образы, только
    бледнее и суше…стих
    уже не льется
    весело и
    беззаботно,
    как прежде; он
    тянется и
    обрывается…»
    – писал Н. Гумилев.
    Сдержанность
    критиков заставляет
    Цветаеву задуматься
    над своей поэтической
    индивидуальностью,
    она начинает
    поиск нового
    поэтического
    «я».
    Черты
    сходства и
    различия двух
    сборников
    Поэта.

    Темы
    и образы двух
    первых книг
    Цветаевой
    объединяет
    «детскость»
    – условная
    ориентация
    на романтическое
    видение мира
    глазами ребенка.
    Это подчеркивает
    и название
    вымышленного
    издательства
    « Оле – Лукойе»,
    по имени героя
    андерсоновской
    сказки, навевающего
    детям сказочные
    сны. Детская
    влюбленность,
    непосредственность,
    бездумное
    любование
    жизнью по-новому
    преломляли
    мотивы Брюсова,
    Бальмонта,
    Блока, освобождая
    их от идеологических
    элементов
    символизма.
    Поэтический
    язык этих сборников
    универсален
    и включает
    традиционный
    набор символов
    литературы
    первого десятилетия
    ХХ века. Стихотворения
    «Волшебного
    фонаря» менее
    подражательны,
    хотя и продолжают
    избранную
    вначале тему
    «детскости».
    Однако во второй
    книге на фоне
    пристрастия
    поэтессы
    героического,
    обреченного
    проступает
    ироническое
    отношение к
    быту. Именно
    иронию как
    основное качество
    поэзии Цветаевой
    отмечает Михаил
    Кузмин, сопоставляя
    ахматовский
    «Вечер» и цветаевский
    «Волшебный
    фонарь».
    Композиционная
    структура
    первых книг
    Цветаевой,
    их
    исповедальность
    целиком реализуют
    представление
    о символистском
    сборнике. Вся
    архитектоника
    книг: название
    разделов, эпиграфы,
    служащие ключом
    к их содержанию,
    заголовки
    стихотворений
    – раскрывает
    последовательность
    этапов пути
    героини от
    безмятежного
    счастья детства
    к утрате изначальной
    цельности. В
    таком строении
    сборников
    угадывается
    из традиционных
    мифов символистов
    – миф о потерянном
    рае.
    В
    этих книгах
    она определила
    свое жизненное
    и литературное
    кредо – утверждение
    собственной
    непохожести
    и самодостаточности,
    обеспеченных
    глубиной души.
    Именно тогда,
    в тех первых
    наивных, но уже
    талантливых
    книжках, выявилось
    драгоценнейшее
    качество ее
    как поэта –
    тождество между
    личностью
    (жизнью) и словом.
    Быть самой
    собой, ни у кого
    ничего не
    заимствовать,
    не подражать,
    не подвергаться
    влияниям –
    такою Цветаева
    вышла из детства
    и такою осталась
    навсегда.
    Место
    ранних сборников
    в поэтическом
    наследии.

    «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь» интересны
    для нас сейчас
    как книги –
    предвестия
    будущей Марины
    Цветаевой. В
    них она вся –
    как в завязи:
    со своей предельной
    искренностью,
    ясно выраженной
    личностью, и
    даже нота трагизма,
    в целом для
    этих книг не
    характерная,
    все же глухо
    прозвучала
    среди детски
    – простодушных
    и наивно – светлых
    стихов:
    Ты
    дал мне детство
    лучше сказки

    И
    дай мне смерть
    в семнадцать
    лет…

    Значение
    ранней лирики
    в формировании
    Поэта М.Цветаевой

    Марина
    Цветаева –
    Поэт, которого
    не спутаешь
    ни с кем другим.
    Ее стихи можно
    безошибочно
    узнать – по
    особому распеву,
    неповоротным
    ритмом, необщей
    интонацией.
    С юношеских
    лет уже начала
    сказываться
    особая цветаевская
    хватка в обращении
    со стихотворным
    словом, стремление
    к афористической
    четкости и
    завершенности.
    Подкупала также
    конкретность
    этой домашней
    лирики.
    Марина
    Цветаева –
    большой поэт,
    и вклад ее в
    культуру русского
    стиха ХХ века
    значителен:
    она вписала
    новаторскую,
    выразительную
    и исполненную
    высокого драматизма
    страницу. Наследие
    Цветаевой
    велико и трудно
    обозримо. Ее
    не впишешь в
    рамки литературного
    отрезка. Она
    необычайно
    своеобразна,
    трудноохватима
    и всегда стоит
    особняком.
    Одним
    близка ее ранняя
    лирика, другим
    – лирические
    поэмы; кто – то
    предпочтет
    поэмы – сказки
    с их могучим
    фольклорным
    разливом; некоторые
    станут поклонниками
    проникнутых
    современных
    звучанием
    трагедий на
    античные сюжеты;
    кому – то окажется
    ближе философская
    лирика 20-х годов,
    иные предпочтут
    прозу или
    литературные
    письмена,
    вобравшие
    в себя неповторимость
    художественного
    мироощущения
    Цветаевой.
    Однако все ею
    написанное
    объединено
    пронизывающей
    каждое слово
    могучей силой
    духа.
    И
    ранние ее сборники
    «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь» – заявили
    о Поэте Цветаевой
    как о самом
    ярком романтике,
    устремленном
    в Будущее, жаждущем
    нового светлого
    мира, не принимающем
    мира быта, серости
    и сытости. И
    это ее главная
    черта будет
    ее особенностью
    на протяжении
    всего творчества.
    Творчество
    Марины Цветаевой
    – выдающееся
    и самобытное
    явление всей
    русской литературы.
    Она принесла
    в русскую поэзию
    небывалую
    дотоле глубину
    и выразительность
    лиризма. Благодаря
    ей, русская
    поэзия получила
    новое направление
    в самораскрытии
    женской души
    с ее трагическими
    противоречиями.
    Марина
    Цветаева родилась
    в Москве 26 сентября
    1892 года. С раннего
    детства Марина
    жила в мире
    героев прочитанных
    ею книг, в жизни
    же юная Цветаева
    была диковата
    и дерзка, заносчива
    и конфликтна.
    Для нее характерно
    ощущение единства
    жизни и творчества.
    Лирическая
    героиня Цветаевой
    полностью
    отражает чувства
    и переживания
    самой Марины,
    так как поэтесса
    изначально
    принципиально
    поставила знак
    равенства между
    собой и своей
    лирической
    героиней. Исходя
    из этого стихи
    Цветаевой очень
    личностные.
    Цветаева всегда
    считала, что
    поэт в своем
    творчестве
    должен быть
    индивидуален.
    Из этого принцип:
    быть только
    самой собой,
    ни в чем не зависеть
    ни от времени,
    ни от пространства.
    В данной
    работе 3 главы:
    Первая
    глава «Марина
    Цветаева –
    великий романтик
    серебреного
    века». Здесь
    освещается
    автобиография,
    основные лейтмотивы
    творчества
    и жизненные
    принципы поэтессы.
    Вторая
    глава «Особенности
    раннего творчества
    Марины Цветаевой».
    В этой главе
    излагаются
    суть своеобразия
    тем и средства
    их воплощения
    в сборниках
    «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь». Рассматриваются
    черты сходства
    и различия этих
    сборников.
    Третья
    глава «Значение
    ранней лирики
    Цветаевой».
    В ней рассматривается
    значение ранних
    сборников в
    формировании
    главной черты
    творчества
    Цветаевой.
    Цель
    данной работы
    заключается
    в том, чтобы
    рассмотреть
    подробнее
    основные аспекты
    раннего творчества
    Марины Цветаевой
    на примере
    «Вечерний
    альбом» и «Волшебной
    фонарь».
    Марина
    Цветаева начала
    писать с 6 лет.
    В 1910 году тайком
    от семьи, заплатив
    за печатанье
    500 экземпляров,
    через месяц
    держала в руках
    книгу «Вечерний
    альбом».
    С одобрительной
    критикой этой
    книги выступили
    М. Волошин и Н
    Гумилев. А Брюсов
    предостерег
    ее об опасности
    впасть в «домашность»
    и разменять
    свои темы на
    «милые пустяки».
    В этом сборнике
    стихи Цветаевой
    еще очень незрелы,
    но уже появляется
    образ лирической
    героини: Молодая
    девушка, мечтающая
    о любви.
    Некоторые
    стихотворения,
    например «Молитва»
    (26 сентября 1908г.),
    предвещали
    большое будущее
    поэту. В «Вечернем
    альбоме» наряду
    с детскими
    впечатлениями
    и воспоминаниями
    запечатлена
    не детская
    сила.
    Критики
    отмечают хорошую
    школу стиха,
    музыкальность
    и изящество
    первого сборника.
    И уже здесь
    вырисовывается
    интонация
    главного конфликта
    ее любовной
    поэзии: конфликта
    между «небом
    и землей», между
    страстью и
    идеальной
    любовью
    В 1912 году
    выходит второй
    сборник «Волшебный
    фонарь». Цветаева
    уже хорошо
    знает себе цену
    как поэту, она
    уверена – пожар
    разгорится,
    ведь искра
    брошена, и бег
    уже задан.
    В «Волшебном
    фонаре» много
    зарисовок
    семейного быта,
    очерки милых
    лиц, мамы, сестры,
    посвящено
    несколько
    стихов Москве.
    Но эта книга
    заставляет
    Цветаеву начать
    поиск нового
    поэтического
    «я», так как
    нет новых тем,
    стих тянется
    и обрывается,
    говорил Гумилев.
    Основное
    сходство двух
    первых сборников
    Марины Цветаевой
    заключается
    в том, что их
    объединяет
    «детскость»;
    детская влюбленность,
    непосредственность,
    бездумное
    любование
    жизнью. Но, тем
    не менее, стихи
    из второго
    сборника менее
    подражательны,
    и на фоне пристрастие
    поэтессы к
    обреченному
    героизму проступает
    ироническое
    отношение к
    быту.
    В первых
    сборниках
    формируется
    основное жизненное
    кредо Марины
    Цветаевой: быть
    самой собой.
    Марина
    Цветаева –
    поэт, которого
    не спутаешь
    ни с одним другим,
    ее стихи обладают
    особым распевом,
    ритмом и интонацией.
    Подкупает
    четкость,
    конкретность
    и завершенность
    ее стихов.
    Я считаю,
    что ранние
    сборники «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь» заявили
    о Цветаевой,
    как о самом
    ярком романтике,
    устремленным
    в будущее, жаждущем
    нового и светлого
    в мире, который
    не принимает
    мира быта, серости
    и сырости. И
    эта ее главная
    черта будет
    ее особенностью
    на протяжении
    всего творчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *