Островский гроза сочинение на тему любви

12 вариантов

  1. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает множество тем – тема отцов и детей, тема нравственного выбора, тема религиозности, тема внутренней борьбы с собой, тема свободы и многие другие. Но все они раскрываются на примере самой главной линии в пьесе – теме любви.

    Любовь как свобода

    Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.
    До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.

    Кабаниха

    Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.
    Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.

    Тихон

    Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.
    Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

    Новая любовь

    Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка. Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.
    Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.

    Эпилог

    Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.
    Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.
    Сочинения по пьесе А.Н. Островского «Гроза»:

  2. ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО
    Любовь покрывает множество грехов.
    Ев. от Петра, IV, 8
    «Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского – Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А Катерина сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими.
    Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится». Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни, но… Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же Катерины, в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее — сердце.
    Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не летают?» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых», «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей…
    Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь. Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.
    Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
    Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое сильное ее чувство – любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает — о его, не о своем бесчестии — о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
    В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один — смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось…». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире он. Но боль его громаднее Вселенной».
    Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете — полете вниз, но полете…

  3. Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
    Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
    Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
    Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
    Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
    Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
    Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

  4. Островский А. Н.

    Сочинение по произведению на тему: Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского

    ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО
    Любовь покрывает множество грехов.
    Ев. от Петра, IV, 8
    «Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского – Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А Катерина сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими.
    Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится». Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни, но. Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же Катерины, в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее — сердце.
    Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не летают?» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых», «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей.
    Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь. Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.
    Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться.» То же подтверждает и Кулигин: «.а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
    Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое сильное ее чувство – любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает — о его, не о своем бесчестии — о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
    В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один — смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось.». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире он. Но боль его громаднее Вселенной».
    Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете — полете вниз, но полете.
    ostrovskiy/groza30

  5. Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в „Грозе“, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
    Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только».
    Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
    Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
    Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
    Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
    Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

  6. Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”. Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
    Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
    Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
    Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
    Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
    Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
    Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

  7. Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
    Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое сильное ее чувство – любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает — о его, не о своем бесчестии — о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
    В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один — смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось…». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире он. Но боль его громаднее Вселенной».
    Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете — полете вниз, но полете…

  8. Тема: – Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского

    ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО
    Любовь покрывает множество грехов.
    Ев. от Петра, IV, 8
    «Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского – Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А Катерина сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими.
    Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится». Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни, но… Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же Катерины, в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее — сердце.
    Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не летают?» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых», «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей…
    Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь. Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.
    Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
    Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое сильное ее чувство – любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает — о его, не о своем бесчестии — о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
    В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один — смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось…». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире он. Но боль его громаднее Вселенной».
    Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете — полете вниз, но полете…


  9. Сочинения по литературе:
    Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского

    ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО
    Любовь покрывает множество грехов.
    Ев. от Петра, IV, 8
    «Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся
    под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней
    Островского – Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила
    идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то
    был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже
    становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или
    изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А Катерина сохранила его
    неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на
    компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими.
    Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит
    попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится». Она
    необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может
    быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы
    требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы
    пророчество барыни, но… Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и
    образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же Катерины, в отличие
    от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой,
    и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее — сердце.
    Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы
    возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не
    летают?» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах
    поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным
    чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования
    рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение,
    чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых»,
    «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь
    становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей…
    Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто
    милые народные праздники и хождение в церковь. Для нее это закон, но не
    жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою
    устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и
    исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под
    влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки
    совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей
    самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же
    высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что
    не может быть понята ими.
    Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное
    христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет
    молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она
    теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян
    смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа
    человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее
    существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у
    нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
    Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого
    достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху:
    ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это
    обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у
    Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила
    чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее
    достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского
    достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно
    проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое
    сильное ее чувство – любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к
    природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед
    смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется,
    что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем
    миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи»,
    даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир
    был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в
    небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому
    такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и
    Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то
    особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее
    чувством. Любовь ее — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не
    простила Тихону, — трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать
    малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает — о
    его, не о своем бесчестии — о его «вечном покоре», Не молится она перед
    гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может
    думать.
    В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение
    Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их
    представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит!
    Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И
    это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к
    тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из
    этого тупика в мире Калинова выход один — смерть. И поэтому Катерина с
    самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений
    ей «умереть захотелось…». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир
    христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста,
    «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто».
    Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки
    Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую
    муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире
    он. Но боль его громаднее Вселенной».
    Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же
    положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете — полете вниз, но
    полете…
    Сочинения по литературе:
    Островский А. Н.
    Луч света в темном царстве
    Отчего люди не летают
    Решительный, цельный, русский характер катерины
    Я любви искала и не нашла
    “Отчего люди не летают!”.
    “Темное царство” в пьесе А. Островского “Гроза”
    «Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия
    «Луч света» и «Темное царство» в пьесе «Гроза»
    «Отцы» и «Дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся»
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» дикой и кабаниха
    «Темное царство» в пьесе островского «Гроза»
    А) дикой и кабаниха. Основные черты самодурства.
    А) что отличает катерину от обывателей города калинова
    А. Н. Островский
    А. Н. Островский. *Снегурочка*.
    А. Н. Островский. Путь греха катерины кабановой и катерины измайловой
    Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского
    Авторские ремарки в пьесе А. Н. Островского
    Александр николаевич островский
    Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского *Гроза*.
    Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни*. Л. Н. Толстой.
    Был ли выход у катерины кабановой
    Быт и нравы «Темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города калинова
    Быт и нравы города калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
    Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского *Гроза*
    В 1878 Г. Островским была написана одна из его известнейших пьес, *Бесприданница*
    Варвара и катерина в драме А. Н. Островского “Гроза”
    Великий русский драматург
    Второстепенные персонажы в драме островского *Гроза*.
    В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»
    В чем заключается символический смысл заглавия пьесы *Гроза*
    Вызов дикой силе
    Героини А. Н. Островского
    Героиня пьес островского *Гроза*, *Бесприданница*, *Снегурочка*
    Город калинов
    Город калинов. Климат, географическое положение и обычаи
    Дикой и кабаниха
    Дикой и кабаниха. Основные черты самодурства
    Дикой и кабаниха — «Самодуры русской жизни»
    Дикой и кабаниха — основные черты самодурства
    Душевная драма катерины
    Душевная драма катерины.
    Душевная драма катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
    Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Женские образы
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»
    Жертвы *Темного царства* в пьесе *Гроза
    Жестокие нравы города калинова
    Жизнь города калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Значение второстепенных персонажей в драме островского *Гроза*
    Значение ремарки в пьесе А. Н. Островского
    Идея обреченности *Темного царства* в драме *Гроза*
    Идея обреченности «Темного царства» в драме «Гроза»
    Изображение купеческого быта и нравов вдрамеа. Н. Островского «Гроза»
    Каким представляла катерина бориса, и каким он оказался
    Катерина – луч света в темном царстве
    Катерина – луч света в темном царстве
    Катерина в кругу героев пьесы
    Катерина и борис в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина и варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина и варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе
    Катерина и лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Катерина и лариса кто сильнее
    Катерина и марфа игнатьевна кабановы в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Красота души катерины
    Кто же катерина слабое существо или сильная женщина
    Луч света в темном царстве.
    Любовь или неспособность выстоять в мире «Золотого тельца»
    Люди с горячим сердцем
    Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского *Гроза*
    Мир героев островского
    Можно ли кулигина считать положительным героем
    Молодое поколение в драме «Гроза»
    Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Народные истоки характера катерины
    На чьей стороне драматург
    Новаторство А. Н. Островского
    Нравы дома кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза».
    Обличение чиновничества на страницах пьесы А. Н. Островского«Доходное место»
    Образ «Жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского
    Образ екатерины, его идейный смысл в драме А. Н. Островского *Гроза*
    Образ катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского «Гроза».
    Особенности конфликта в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
    Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского
    Осуждение нравственной слабости драме отровского «Гроза»
    Отражение времени на страницах произведений xix века
    Повторит ли варвара судьбу своей матери
    Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского
    Последнее свидание катерины с борисом
    Почему добролюбов назвал характер катерины “Русским сильным характером”
    Почему катерина – «Луч света в темном царстве»
    Почему катерина названа добролюбовым «Лучом света в темном царстве»
    Почему кулигина нельзя назвать «Лучом света в темном царстве»
    Почему Н. А. Добролюбов назвал катерину *Сильным русским характером*
    Почему Н. А. Добролюбов назвал катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «Сильным русским характером»
    Почему Н. Добролюбов назвал катерину “Сильным русским характером”
    Почему погибла катерина
    Почему страдала в семье кабановых впечатлительная и пылкая катерина
    Поэтическая сказка А. Н. Островского «Снегурочка»
    Преступление и наказание катерины кабановой и катерины измайловой
    Причины гибели катерины
    Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза»
    Проблема покаяния в пьесе А. Н. Островского
    Проблематика пьесы островского “Гроза”
    Проблема человеческого достоинства
    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»
    Проблемы нравственности в пьесах А. Н. Островского
    Протест катерины в драме А. Островского “Гроза”
    Прощание катерины с тихоном.
    Психологизм драмы А. Н. Островского *Бесприданница*
    Пути греха катерины кабановой и катерины измайловой.
    Пьеса А. Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А. Н. Островского «Лес»
    Роль внутреннего монолога в создании характера героя.
    Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Роль природы в переживаниях действующих лиц
    Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии xix века.
    Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского
    Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского
    Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии xix века.
    Русский характер катерины
    Русское купечество в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Семья и общество в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера катерины
    Сила характера катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера катерины и трагическая острота ее конфликта с *Темным царством* в драме А. Н. Островского *Гроза*. Образ катерины в оценке Н. А. Добролююбова
    Символика в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Символика имен в пьесах А. Н. Островского “Гроза”, “Бесприданница” и “Лес”.
    Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Слабые и сильные характеры в драме гроза
    Смысл названия драмы «Гроза»
    Смысл названия драмы А. Н. Островского *Гроза*
    Смысл названия драмы А. Островского “Гроза”
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Способы отражение авторского взгляда на мир в комедии А. Н. Островского
    Судьба бесприданницы
    Судьба и душевная трагедия катерины
    Судьба катерины
    Судьбы дворянства в комедии А. Н. Островского «Лес»
    Тёмное царство в драме островского «Гроза» дикой и кабаниха.
    Такие разные женские лица
    Театр в театре в комедии А. Н. Островского «Лес»
    Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского
    Темное царство* в драме А. Н. Островского *Гроза* дикой и кабаниха.
    Темное царство в драме *Гроза*
    Темы «Горячего сердца» и «Темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Трагедия женской судьбы (по пьесе А. Н. Островского)
    Трагическая судьба ларисы в «Темном царстве»
    Фольклорная основа пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»
    Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского “Гроза”
    Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Характеры «Темного царства» в пьесах А. Н. Островского
    Хозяева и жертвы “Темного царства”
    Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н. Островского *Гроза* и А. П. Чехова *Вишневый сад*
    Что означает самоубийство катерины – ее победу или поражение
    Чья точка зрения мне ближе
    Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы*. Ф. Достоевский.
    Как понимал счастье корчагин и как понимаю его я
    О комедии А. Н. Островского “Горячее сердце”
    Павел корчагин и его героическое поколение в романе Н. Островского «Как закалялась сталь»
    Проблема авторства романа “Как закалялась сталь”
    Уроки жизни романа Н. Островского *Как закалялась сталь*,
  10. 10
    Текст добавил: СеРДцЕ_РаЗБиТо_ТоБоЙ

    Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
    Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
    Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
    Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
    Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
    Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
    Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

  11. Судьба девушки оказалась очень печальной, счастливое детство резко сменилось взрослой реальностью того времени. Наталья, как и все ее сверстницы рано выходит замуж, конечно не по любви, а по надобности родителей. Тогда Наталью это не сильно беспокоило, она понимала, что другого выхода у нее нет, поэтому быстро смирилась со своей судьбой. Она не представляла другой жизни, считала что слое и жестокое обращение это норма жизни любой молодой замужней девушки. Озарение снизошло на нее вместе с любовью к Борису Григорьевичу. Она влюбляется в него сразу же, даже толком не перекинувшись и парой фраз. Девушка заворожена его обликом, который так сильно не похож на то общество, которое ее окружает. К тому же любовь, которую она испытывает, является ее первым сильным чувством. Хотя у нее и есть муж, любить по-настоящему она некогда не смела.
    Ее любовь олицетворяет свободу, о которой она так сильно мечтает. Наталья очень религиозна, поэтому в первое время она не могла позволить своим чувствам существовать. Долгое время она пыталась закрыть их в себе, так как любить другого мужчину, не своего мужа, являться истинным грехом. Но что она могла сделать против любви, когда сердце всем своим естеством требовало Бориса. Но выбор девушки оказывается ошибочным, ведь то, что она полюбила в Борисе, оказалось полнейшей ложью. Он казался ей другим, воспитанным и образованным, в отличие от Тихона и Кабановой, но отличие от них несет лишь внешний характер. В действительности же, Борис находиться в таком же положении, как и ее муж. Он зависит от Дикого, в руках этого человека судьба Бориса и его младшей сестры. А именно от зависимости и гнета других людей, девушка и искала спасение.
    Любовь Катерины оказывается трагичной. После супружеской измены она во всем признается своему мужу, все это время ее гложет совесть и чувство безысходности. Она надеется найти помощь у своего любимого, надеясь на то, что мужчина не оставит ее в беде, а заберет с собой. Но Борис не являлся тем человеком, который сможет бросить все ради любимой женщины, на мольбу Натальи он отвечает равнодушием, так как боится лишиться своих денег. Наталья огорчена предательством Бориса, но это не мечтает ей, находясь на пороге смерти, простить его, что говорит о серьезности ее чувств.
    После того, как девушка прощается с Борисом, она решает покончить жизнь самоубийством. Она понимает, что это самый страшный грех, но продолжать жить среди этих людей она уже не в силах. Но не только это является главной причиной ее решения. Своей смертью она отдает себя на растерзание Богу, готовая ответить за все свои грехи. Ее смерть, является ключевым моментом в произведении Островского. Она означает, что на купечество надвигается буря перемен, которая изменит обычный уклад жизни дворянства. Так оно и было, ведь спустя несколько лет, в России происходит знаменательное событие, Александр 2 отменяет крепостное право.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *