План к сочинению на тему

14 вариантов

  1. Схема по написанию сочинения по заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.
    1. Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
    2. Проблема, которую поднял автор текста
    3. Комментарий
    4. Позиция автора текста
    5. Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка.
    6. Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
    7. Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).
    С чего лучше начать сочинение C1
    Есть несколько удачных вариантов:
    1) с короткой информации об авторе текста или его творчестве, если это уместно
    Например:
    К. Г. Паустовский является одним из истинных мастеров художественного слова. Его душевные рассказы учат нас видеть окружающем мире прекрасное, трепетно относиться к природе. Так и в прочитанном мной тексте автор размышляет о неразрывной связи человека с природой.
    2) с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)
    Например:
    Верность, взаимопомощь, милосердие, дружба (и т.д.) – без этих нравственных понятий нельзя представить себе духовную жизнь человека. В своей статье известный публицист размышляет о том, что…
    3) с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)
    Например:
    Каким образом в столь противоречивое время, наполненное социальными потрясениями, не разучиться отличать ложь от истины? Как узнать, что влияет на душу благотворно, а что – пагубно? В чем отличие культуры от «псевдокультуры»? Над этими непростыми вопросами в своей статье размышляет…
    4) с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста
    Например:
    Я много раз задумывался о том, как сложно бывает объяснить словами самые важные понятия в человеческой жизни. Счастье, вера, любовь – мы не можем прожить без этих нравственных категорий, но дать им «определение» – совсем не просто. В данном тексте автор размышляет о роли…
    Комментарии
    – В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: …
    – В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет и т.п.) о …
    – В данном тексте автор говорит не только о …, но и о ….
    – Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
    – Содержание статьи оказалось значительно более широким, чем ее тема. Рассказывая о …, автор подразумевает …
    Как правильно прокомментировать авторскую позицию
    Хорошим дополнением к комментарию будет частичное цитирование
    Например:
    а) С.Соловейчик говорит читателю, что вера— это «важнейшая функция души». Автор, не будучи навязчивым, доказывает, что без веры, «передаточного механизма» между сердцем и умом, «высохнет душа» человека.
    б) Автор делает неожиданный и интересный вывод: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
    Речевые образцы, выражающие мнение ученика о прочитанном
    Ключевые фразы к тексту на злободневную тему:
    • Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему …, мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
    • Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
    • Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный публицист высказывает свои мысли о…
    Ключевые фразы к тексту научно-популярного стиля:
    • Сначала текст показался мне сложным, но, после второго прочтения, я понял…
    • Признаться, я раньше никогда не читал о …, поэтому текст …меня очень заинтересовал, из него я узнал много нового о…
    • Автор очень доступно освещает сложные научные понятия, используя для этого общенаучные термины.
    Ключевые фразы к тексту на тему, которая является далекой от интересов ученика:
    • Я никогда раньше не задумывался над этой непростой проблемой, поэтому боюсь, что моя позиция может показаться несколько расплывчатой.
    • Очень неожиданной и интересной мне показалась мысль автора о …
    • Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы иметь четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что …
    Как удачно закончить сочинение
    Закончить сочинение нужно фразой, подводящей общий итог вышесказанному, а также логически связывающей сочинение с прочитанным текстом.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    Аргументация проблем в сочинении С1

  2.  
    Мне сейчас вспомнилось, как иногда поступали мои ученики при работе над сочинением.
    Написав текст, они начинали писать план (строгая учительница, т. е. я, требовала – обязательно! — наличие плана в письменной работе).
    Заметьте, они писали план не в НАЧАЛЕ работы над сочинением, а ПОСЛЕ!!!
    Этому есть свое объяснение. Ведь прежде чем ученик приступит к работе над своим сочинением, он учится анализировать готовый текст-образец. Учится составлять план текста, делить его на абзацы, т. е. структурировать текст.
    Есть и такое упражнение: для анализа предлагается текст, где намеренно перепутаны местами части текста. Ученик должен суметь восстановить справедливость и все расставить по своим местам.
    Признаться, это неплохой способ сделать свой текст логически выдержанным! Но этот способ хорош только при проверке написанного, т.к. позволяет увидеть: а все ли у меня логично? Есть ли начало, соответствует ли оно основной теме? А заключение? Нет ли повторов и т.д. и т.п.? Но лучше всего сделать набросок плана ДО начала написания текста.
    Великий Пушкин тоже работал над планом своего сочиненияСамое главное для любого текста: ВСЕ должно быть подчинено ОСНОВНОЙ МЫСЛИ, идее автора. И структура текста стоит в этом списке на первом месте. Читатель не должен запутаться и потерять «нить», т.е. основную мысльТекст должен быть понятным читателю для восприятия…
    Не начинай работу над сочинением, имея перед собой только чистый лист. Идешь в магазин, моешь посуду, пылесосишь, выгуливаешь собаку, прокручивай в уме тему сочинения, прикидывай «в уме» порядок того, о чем ты будешь писать. Хорошо бы всегда иметь под рукой записную книжку для того, чтобы сразу же записывать пришедшую в голову мысль. Когда сядешь за сочинение, напиши план текста. Обязательно. Ведь любая идея имеет начало и конец.

  3. Короткий план к заданию C1 по русскому языку.
    1. Введение:
    Объем – 2-3 предложения.
    Задача: подвести читателя к проблеме
    Пример:
    – Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.
    2. Постановка проблемы
    Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
    Объем: 2-4 предложения.
    Пример:
    – Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.
    3. Комментарий к проблеме
    Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее
    Объем: 4-7 предложений
    Пример:
    Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.
    4. Позиция автора
    Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
    Объем: 1-2 предложения.
    Пример:
    Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.
    5. Ваша позиция
    Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
    Объем: 1-2 предложения.
    Пример:
    Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.
    6. 1-й аргумент+литературный пример.
    Аргументами могут быть:
    1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.
    2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)
    То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте]
    Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].
    7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки.
    Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше:
    Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений..
    Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.
    8. Заключение
    В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.
    2-3 предложения.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    • Другой план сочинения
    • Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку
    • 2 лекции с консультациями по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку
    • Аргументация проблем в сочинении С1

  4. Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план.
    Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль “бродит по кругу”.
    Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план.
    А это не так просто.
    Составить план сочинения – значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль.
    Каждый такой фрагмент – это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких.
    Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана.
    Важно, чтобы он был объединён главной мыслью, имеющей в его границах своё начало, развитие и завершение.
    В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развёрнутые словосочетания.
    Отдельные слова – слишком “узки”, конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно.
    Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершённую мысль.
    Всё, что хотели сказать, – сказано.
    Именно словосочетание более подходит для плана.
    Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свёрнутом виде.
    А в самом сочинении эта информация “разворачивается”, мысль раскрывается.
    Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
    Важно помнить, что план несёт информацию о том, как построено ваше сочинение.
    Конкретную информацию о содержании каждой его части.
    Сочинение должно “просматриваться” через план.
    Любое сочинение состоит из трёх частей.
    I. Вступление.
    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
    III. Заключение.
    Но сами слова “вступление”, “основная часть”, “заключение” не являются названиями пунктов плана.
    Они не должны быть прописаны в плане.
    Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
    Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
    Алгоритм написания сочинения.
    Вступление.
    3-4 предложения. Задаются вопросы и “вода” по теме.
    – Основная проблема (вопрос, задача).
    – Именно об этом заставляет нас задуматься рассказ писателя, в котором он затрагивает проблему…
    – Автор обращает внимание на то, что… (далее цитата из текста)
    – Основной проблемой, рассмотренной в данном тексте является…
    – Проблема может быть актуальна или нет (обязательно пишем почему она актуальна или нет)
    – Проблема традиционна или нова.
    – Она встречалась в творчестве… (Толстого, Некрасова… и др. писателей).
    Категории проблемы:
    – нравственно-этическая (практически все проблемы даваемые в ЕГЭ относятся к этой категории),
    – главная,
    – жгучая,
    – злободневная,
    – насущная,
    – острая,
    – первоочередная,
    – политическая,
    – серьёзная,
    – социальная,
    – требующая немедленного решения и т.д.
    – философская,
    – экологическая,
    (а вообще не стоит бояться выбирать нестандартные варианты проблем)
    Позиция автора:
    Позиция автора такова…
    Ваше мнение:
    Два аргумента (один из личной жизни, придумайте всё, что угодно, только знайте меру,
    второй берём из раздела “аргументы для сочинения”)
    Заключение:
    3-4 предложения.
    В заключение хочу сказать, что… проблема высказанная автором…
    Дополнительный материал:
    Цитаты.
    Как настоящий гражданин своего Отечества, автор не остался безразличен к этой проблеме.
    Автор не безразличный наблюдатель, а человек активной гражданской позиции.
    Автор может:
    Стремясь сделать читателя своим союзником, автор утверждает, что…
    Стремясь заставить читателя задуматься над проблемой, автор…
    Стремясь показать злободневность рассматриваемой им темы, автор…
    Стремясь подчеркнуть остроту проблемы, автор…
    Пытаясь понять почему… .
    Интересно писать о старых проблемах…
    Автор может (привести в качестве примера цитату)…
    Приглашая к разговору о непростых проблемах нашей жизни, автор…
    Иронически (саркастически, возмущённо) повествуя о героях и событиях, автор…
    С тревогой говорить о том, что…
    Стараясь объяснить почему…
    Побуждать, искать истину…
    Дать новую жизнь старым проблемам…
    Авторская позиция:
    – двойственная,
    – ироничная,
    – небезразличная,
    – неоднозначная,
    – осуждающая,
    – отрицательная,
    – положительная,
    – саркастическая,
    – скептическая,
    – суровая,
    – юмористическая.

  5. Любой текст, будь то дипломная работа, реферат, статья, рассказ или эссе, должен иметь четкую структуру. Даже запись в бложике, самом ядерном «лытдыбре», имеет свою структуру. Что уж говорить об эссе.
    От многих других студенческих работ эссе отличается «свободой творчества». Увы, все мы знаем: чем больше свободы, чем больше ответственности. Получая эту самую свободу, вы должны продумать структуру будущего эссе самостоятельно. Структура во многом зависит от целей, формы, типа, объема работы. Эссе-повествование начнется с завязки, эссе-иллюстрация – с одного или нескольких тезисов. Эссе типа «причинный анализ» придется выстраивать в соответствии с законами логики. И никак иначе.
    Структуру можно просто продумать. Но лучше взять лист бумаги и набросать примерный план. План – «скелет» текста, на который вы в последующем будете наращивать «плоть». План нужен любому тексту, эссе он нужен в первую очередь.

    Составляем план

    Любая письменная работа, любой текст имеет:
    Введение
    Под «введением» и «заключением» можно подразумевать первый и последний абзац. Формально относиться к этим элементам текста не следует. Первый абзац или первая часть текста вводит читателя в курс дела, подводит его к проблеме, которой посвящено эссе. Не нужно долгого вступления – одного-двух абзацев будет вполне достаточно.
    Основную часть
    Основная часть требует наибольшего внимания. Особенно при составлении плана. Она может иметь разную структуру:
    Тезис-аргументация, тезис-аргументация, тезис-аргументация и т.д. В этом случае сначала фиксируем мысль, затем ее доказываем;
    Обратная структура (факты-вывод). Описываем ситуацию или приводим факты, делаем вывод. И так – несколько раз.
    Тезис и несколько аргументов (фактов). В данном случае одну мысль подтверждаем несколькими иллюстрациями. Тезис может быть как в начале, так и после этих иллюстраций.
    Под «тезисом» мы подразумеваем короткую законченную мысль, которую хочет донести автор до читателя эссе. Под аргументом – некое доказательство тезиса. Это может быть ситуация из жизни, новость, мнение ученого, научная теория или доказанный наукой факт.
    В идеале один тезис должны подтверждать два аргумента. Одно читателю может показаться неубедительным, а три перегрузят текст. Впрочем, вы вольны приводить к своему тезису любое количество аргументов – многое зависит от самой мысли, логики повествования, объема, плана текста. Важно сохранить логичность, лаконичность и образность текста.
    Заключение
    В заключении, как правило, резюмируют все, о чем было сказано в эссе. Автор вместе с читателем подводит итоги. Важно, чтобы выводы не были надуманными и не возникали «ниоткуда». В заключении – только то, к чему должен прийти читатель, ознакомившись с основной частью вашей работы.

    Структура основной части текста

    Важно, чтобы основная часть была построена по законам логики. Можно идти от простого к сложного, можно проводить анализ или синтез, использовать метод дедукции и индукции. Для того, чтобы построить логичный текст:
    — зафиксируйте тезисы;
    — подберите к каждому тезису несколько аргументов;
    — выстройте тезисы в логической последовательности: одна мысль должна вытекать из другой.
    Перед вами будет уже подробный план. Останется «нарастить» на него текст – и ваше эссе будет почти готово. Но перед тем, как начинать работать над текстом, проверьте, выстроены ли тезисы в логической последовательности и достаточно ли убедительны доказательства.

    С чего начать?

    Лучше всего – с основной части текста. Введение и заключение проще дописать после – после того, как вы убедитесь, что основа вашего эссе логична и понятна читателю. Если вы позаботились о подробном плане, можно писать и по порядку – будет просто.
    Бывает и так, что писать эссе лень, нет времени или желание. В этом случае можно его заказать. Несколько часов – и все будет готово.
    Читайте также по теме:
    Эссе: «сочинение» для взрослых
    Эссе: разновидности работ
    Эссе: правила написания
    Эссе: план и структура текста
    Эссе: типичные ошибки
    Эссе: проверка на «вшивость»

  6. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до
    12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана
    Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много
    маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать
    вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по
    маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
    Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану
    действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «…я и без
    плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится
    само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!
    ».
    Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не
    раз говоривших нечто подобное.
    Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы
    действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный
    план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
    Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной
    работы, когда приступите непосредственно к сочинению.

  7. Помнится, что в моё школьное время обычно в первые дни сентября требовали написать сочинение по теме «Как я провел лето». Тема конечно простая, но бывает так, что написать то и нечего, так как всё лето просидел дома, и, вроде бы, ничего интересного за каникулы не произошло. Приходится сочинение, что называется, высасывать из пальца.
    Я надеюсь, что этот общий план-шпаргалка облегчит написание сочинения «Как я провел лето». Не надо писать по каждому пункту. Обязательными будут только пункты «Вступление» и «Заключение», а между ними достаточно будет на выбор два-три пункта.
    Вступление. Опишите погоду. Было жарко/прохладно? Как часто были дожди/гроза? Такая погода тебе нравится? Чем отличалось это лето от прошлых?
    Поездки. У тебя были поездки в другие города/страны? На чем (автобус, автомобиль, поезд, самолет)? Нравится тебе путешествовать на этом транспорте?
    Культурные мероприятия. Посещал ли ты театр, кинотеатр, аквапарк или экскурсию? С кем? Что ты видел там? Что тебе больше всего понравилось/не понравилось?
    В летнем лагере. Ты был/отдыхал в лагере? Это первая твоя поездка? Было ли там весело? Какие соревнования/конкурс­ы проводились? Вожатые тебе понравились? Появились ли у тебя новые друзья?
    В деревне. Был ли ты в деревне этим летом? Чем городская жизнь отличается от деревенской? Каких животных ты видел в деревне (собаки, кошки, куры, козы, овцы, коровы, быки и т.п.)? Ты помогал ухаживать за ними?
    В лесу. С кем ходил в лес? Что ты собирал в лесу (грибы, ягоды, шишки)? Какие? Как много насобирал?
    На речке. Этим летом удалось ли тебе искупаться? Как и где это было? Умеешь ли ты плавать? Тебе нравится купаться?
    Необычный случай. Расскажи про интересный, необычный случай, произошедший с тобой в это лето.
    Заключение. Тебе жалко, что каникулы и лето так быстро закончились? Кратко расскажи о планах на будущее лето.

  8. Сочинение – это письменная творческая работа, направленная на развитие умения связно излагать мысли и логично строить текст. Выделяют 3 вида сочинений:
    описание;
    повествование (рассказ);
    рассуждение.
    Для написания сочинения нужно составить его план и продумать следующие этапы:
    определить тему и жанровую специфику (рассказ, рассуждение, послание, описание и т. д.);
    отталкиваясь от вида текста, определить его структуру;
    подобрать ключевые слова, цитаты, примеры, подходящие к каждому пункту плана.

    Сочинение на ЕГЭ и ОГЭ

    При подготовке к итоговому сочинению по русскому языку нужно помнить, что методистами уже выработан определенный шаблон его написания:
    при помощи вопросительного предложения либо существительного в родительном падеже вводится проблема, которую следует найти в тексте (например, проблема любви, проблема памяти поколений или «Что такое любовь?», «Почему последующие поколения забывают подвиги своих отцов?»);
    дается небольшой комментарий к этой проблеме и формулируется тезис, который далее будет доказываться;
    приводятся доказательства из художественной литературы и жизненного опыта;
    подводятся итоги своих рассуждений.

    Сочинение по произведению

    Общий план написания сочинения по рассказу либо по произведению любого другого жанра обычно состоит из 3 пунктов:
    введение;
    тезис;
    основная часть (аргументы, примеры);
    заключение (выводы).

    Сочинение по картине

    План сочинения по картине выглядит примерно также, только в основной части необходимо отдельно рассказать про особенности изображения:
    введение;
    основная часть (передний план, задний план, центр рассматриваемой картины, техника изображения);
    заключение.

    Сочинение-рассуждение

    План сочинения-рассуждения от предыдущих жанров отличается, что в основной части необходимо привести аргументы – доказательства тезису, вводимому в начале текста.

    Нужен ли эпиграф?

    Эпиграф, отражающий суть темы, является необязательным элементом сочинения. Он может как удачно подчеркнуть достоинства текста, так и испортить общее впечатление от него.
    Таким образом, чтобы удачно справиться с написанием красивого, композиционно стройного текста, необходимо составить его схему и четко ее придерживаться.
    После того, как вы составите план сочинения, можно приступать к его написанию. Как писать сочинение — читайте здесь.

    Скачать пример сочинения

  9. Работа над планом сочинения – одно из условий систематизации материала, последовательности его расположения, а значит, и наиболее полного раскрытия темы сочинения.
    «План – это конкретизация идеи» (В. Никольский) сочинения и одновременно путь реализации творческого замысла автора сочинения.
    И хотя написание плана сочинения не является обязательным требованием, но при работе над черновым вариантом сочинения без плана обойтись достаточно трудно.
    Планы могут быть двух  видов: предварительный (краткий) и развёрнутый (сложный)
    Предварительный (краткий) план сочинения даёт возможность наметить основной ход мысли, выделить главные вопросы темы. Это, по существу, наброски плана. На его основе в процессе дальнейшей работы создаётся развёрнутый, сложный план.
    Развёрнутый (сложный) план, прежде всего, отражает основные структурные части сочинения: вступление, главная часть, заключение (они обозначаются римскими цифрами). В пределах этих общих разделов подразделы, необходимые для конкретизации выдвигаемых положений, обозначаются в соответствии с их объёмом арабскими цифрами, буквами и т.д.
    Поскольку сложный план должен точно выражать основное содержание будущего сочинения, то необходимо, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
    1) соответствовал теме и наиболее полно охватывал вопросы, связанные с её раскрытием,
    2) был целенаправленным и отличался логической последовательностью, стройностью,
    3) имел единое основание в формулировках всех выделенных пунктов, был стилистически однотипным (пункты плана должны единообразно и последовательно иметь форму назывных или двусоставных вопросительных предложений).

    Примерные планы к сочинению

    Тема: Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Краткий (предварительный) план.
    1. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе до Достоевского (Пушкин, Гоголь).
    2. Семейство Мармеладовых.
    3. Семейство Раскольниковых.
    4. Трагедия униженных и оскорблённых – порождение русской жизни.
    5. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».
    Развёрнутый (сложный) план
    I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»). Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
    а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
    б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
    в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
    Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
    а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
    б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни.
    III. Заключение. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

    Тренировочное задание 1.

    Составьте сначала предварительный план к предложенным темам, а затем сделайте на основе краткого развёрнутый (сложный) план:
    Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»).
    Человек и война в рассказах А. Платонова «Одухотворённые люди» и «Возвращение».

    Тренировочное задание 2.

    Проверьте соответствие темы сочинения и плана к нему. Ошибки исправьте:
    Тема: Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    План.
    I. Вступление. Сатира – «оружие любимейшего род» в русской литературе 19 века.
    II. Главная часть. Проблематика и поэтика сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    Постановка в сказках острых проблем современности:
    а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
    б) сатира на правителей («Медведь на воеводстве»;
    в) протест против смирения и мнимых «народных заступников» («Коняга», «Либерал»);
    г) осмеяние мещанина-обывателя в сказке «Премудрый пескарь»;
    д) художественные средства выражения сатирической направленности содержания сказок («эзопов язык», гротеск, ирония, гипербола и т.д.).
    III. Заключение. Общечеловеческий и философский смысл сказок.
    Виды школьных сочинений
    Типы сочинений по жанру
    Структура сочинения
    Работа над сочинением
    Эпиграф к сочинению
    Цитаты в сочинении

  10. План написания С1 по русскому языку
    Эта страница часто нужна при написании сочинения. Вам также поможет сочинение ЕГЭ – шаблон на 5-ege.ru.
    1. Вступление
    –    приглашение к разговору;
    – определение темы (проблемы) текста;
    – представление автора;
    – переход к основной части, связь с ней.
    Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 3-4 предложения.
    2. Проблема, затронутая в тексте. Достаточно одной. Даже если вы укажете десять проблем, максимальный балл по этой позиции – 1. Постарайтесь не спутать понятия “тема” (о чем текст) и “проблема” (конфликт или вопрос). К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
    3. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали. По сути – краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами. (2 балла) В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты.  Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании старайтесь избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста, так как за это вы можете вместо заслуженных 2 баллов за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста получить “0?. Также избегайте фактических ошибок: не старайтесь приписать автору то, чего он не говорил.

    4. Авторская позиция. Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? (1 балл)

    5. Ваша точка зрения. Она может совпадать с авторской, может отличаться от нее. Заявить “Я согласен/не согласен с автором” мало. Требуется привести 2 аргумента (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
    А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственникамми/соседями, подтверждающее вашу мысль.
    Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научние факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
    В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)
    Будьте осторожны в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку. Больше всего баллов (2б.) вам принесет аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию – 3. Таким образом, если вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.д.
    Можно провести анализ языковых средств выразительности (эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя):
    а) проверьте, представлен в вашей работе только перечень средств выразительности или дан их анализ;
    б) приведены ли примеры (допустимо в скобках, но обязательно в кавычках);
    в) достаточно ли корректны приемы введения в сочинение языкового анализа (нежелательно писать “автор использует, употребляет” то-то и то-то, избегайте общих слов: “для большей выразительности, чтобы придать эмоциональность” и т. п.).
    Перечитайте черновик, проверьте логику работы: нет ли смысловых несоответствий, правильно ли поделили текст на абзацы. (2 балла)
    За богатый словарь, разнообразие грамматических конструкций, точность при выражении мысли можете получить еще 2 балла.
    Больше всего баллов можно получить за грамотность (максимально – 8): отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок высоко оценивается, но редко встречается.
    2 балла почти дарятся: 1 за соблюдение этических норм (то есть отсутствие хамства, нецензурной и вульгарной лексики) и 1 за фактологическую точность.
    Не уходите в красивые рассуждения ни о чем: пишите только о том, что требуется. Объем в 150 слов – вполне достаточно для того, чтобы выполнить задание. Конечно, напишете больше – хуже не будет. А вот меньше – баллы снизят, и если уж совсем мало (меньше 70 слов) то вообще не оценят.
    6. Заключение
    https://5-ege.ru/plan-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku/
    Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Схематично твое сочинение должно быть похоже на форму круга, т.е. должно быть замкнутым. С чего начал писать тем надо и закончить, подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Можно и так: в первой части сочинения задаем вопросы, а в третьей даем ответы.
    В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
    – завершенность работы;
    – связь заключения с текстом, с его проблематикой.
    Объем заключения – 2-3 предложения.

    Еще один план сочинения

    С чего начать?
    (1 абзац)
    Привести общие сведения об обсуждаемой проблеме.
    Сослаться на авторитетное мнение.
    Создать эмоциональный настрой.
    Оформляем постановку проблемы
    (1 абзац)
    Поставить проблемный вопрос:
    Автор ставит перед читателями (какую?) проблему…
    Автор рассуждает над (какой?) проблемой…
    В данном тексте поднимается (какая?) проблема…
    Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…
    Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.
    Поставленная автором проблема заставляет читателя: глубоко задуматься / серьезно размышлять / переосмыслить свое отношение к…
    Оформляем комментарий (2 абзац)
    Автор раскрывает проблему на примере…
    В центре внимания автора…
    Автор убеждает читателя в том, что…
    Следует обратить внимание на мысль автора о том, что…
    Автор посвящает свою статью…
    Автор обращается к литературе для аргументации своей позиции…
    В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?
    Оформляем позицию автора
    (3 абзац)
    Позиция автора такова:
    Позиция автора вполне конкретна:
    Я вижу авторскую позицию в следующем:
    Выражаем соглашение с автором
    (4 абзац)
    С мнением автора трудно не согласиться.
    Я полностью согласен с автором.
    Приводим 2 аргумента: литературный (4 абзац)
    + жизненный (можно отвести отдельный абзац – 5)
    Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…
    В жизни эта проблема коснулась и меня лично.
    Мы часто можем встретить людей, которые…
    Последний абзац
    Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)
    Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

    Другой план сочинения

    1 абзац. Вступление. 2-3 предложения, касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой Вы представляете текст:
    Как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, Ф.И.;
    Именно этой теме и посвящен текст Ф.И.;
    2. абзац. Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.
    В статье (тексте, очерке, рассказе, отрывке из… и т.д.) рассказывается (разрабатывается, трактуется и т.д.) тема…;
    Тема … относится к числу вечных (общих, особенно любимых публицистами, писателями и т.д.);
    В статье (рассказе и т.д.) автор поднимает (формулирует, решает) (сложную, серьезную, злободневную, острую, неразрешимую) проблему…;
    Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного читателя. К таким проблемам относится и вопрос о …;
    На первый взгляд, проблема кажется странной (банальной, узкой, частной, избитой, незначительной), но автор сумел в ней увидеть (рассмотреть, показать)…;
    В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста;
    Почему мы не всегда обращаем внимание на …?;
    Актуальность статьи благодаря затронутой теме (поднятой проблеме) не вызывает сомнения;
    3 абзац. Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».
    Позиция автора такова …;
    Позиция автора четко сформулирована во фразе …;
    Автор высказывает (формулирует, выражает) (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую и т.д.) мысль …;
    По мнению автора …;
    Автор (писатель, публицист и т.д.) убежден, что …
    4 абзац. Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.
    Я согласен с позицией автора;
    Мне близка и понятна позиция автора;
    Безусловно, автор прав в своем убеждении;
    5 абзац. 2 (или более) аргумента (каждый новый аргумент с нового абзаца).
    Доказательства из художественной литературы (название произведения, герои, конкретный эпизод), личного опыта и т. д.
    6 абзац. Заключение (перефразированное вступление). Вывод.
    Действительно, автор затронул актуальную тему…
    Рекомендуем:
    Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
    Шаблоны сочинений ЕГЭ
    Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку. Советы
    Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения
    ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение (лингвистическое)

  11. 1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

  12. Известно, что любое сочинение в принципе состоит из из трех обособленных частей – это ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    То есть самый простой план сочинения – это три этих части, стоящие друг за другом. Ну можно Основную часть разбить на несколько подпунктов.
    Понятно, что написать по такому плану какое-либо сочинение нереально. План должен быть конкретным.
    Я например любой план сочинения предлагаю начинать с эпиграфа. Иногда эпиграф словно сам тянет за собой тему и аргументы. Но если этого не происходит переходим к Вступлению. В этой части описываем суть проблемы, ее видение, предысторию какого-то события. Это отражаем в плане.
    Пример плана Вступления: Конец учебного года, какие чувства это вызывает.
    Пример Вступления: Ну вот и закончился учебный год. Завершились долгие часы сидения за партой, больше не надо делать домашние задания и корпеть над учебниками. Впереди нас ждет солнечное беззаботное лето.
    И далее идет Основная часть, то есть непосредственно сочинение. Если это сочинение рассуждение, мы выдвигаем некоторые аргументы в поддержку основной идеи высказанной во вступлении и доказываем их. В плане отражаем какие аргументы можно выдвинуть.
    Если это сочинение на свободную тему, мы просто описываем некоторые события и те чувства, которые они вызывают. В плане кратко отмечаем основные события, про которые хотелось бы сказать.
    И конечно Заключение подводит итог. Итог рассуждениям, итог событиям, итог описания. Это конец. а конец сочинения редко бывает счастливым и потому его лучше не растягивать. Пара предложений и достаточно.
    Примерно такой план я бы составила.

  13. Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
    I Введение.
    II Основная часть.
    III Заключение.
    Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
    I Введение. Самые известные теории происхождения человека.
    В конце формулировки ставится точка.
    Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
    II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
    В конце формулировки ставится точка.
    Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
    1. Теория Дарвина:
    2. Креационизм:
    Ставим двоеточие.
    Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
    а) противоречия в теории Дарвина;
    После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

    Важные моменты

    Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.
    В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.
    Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.

  14. Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *