План сочинения на свободную тему по русскому языку

9 вариантов

  1. Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    Как писать школьные сочинения:

    Как написать сочинение рассуждение? – Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? – Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
    Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
    Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
    Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

    Подборка материала для сочинений:

    Поэзия
    Литература
    Искусство
    Сочинения на свободную тему

  2. Схема по написанию сочинения по заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.
    1. Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
    2. Проблема, которую поднял автор текста
    3. Комментарий
    4. Позиция автора текста
    5. Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка.
    6. Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
    7. Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).
    С чего лучше начать сочинение C1
    Есть несколько удачных вариантов:
    1) с короткой информации об авторе текста или его творчестве, если это уместно
    Например:
    К. Г. Паустовский является одним из истинных мастеров художественного слова. Его душевные рассказы учат нас видеть окружающем мире прекрасное, трепетно относиться к природе. Так и в прочитанном мной тексте автор размышляет о неразрывной связи человека с природой.
    2) с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)
    Например:
    Верность, взаимопомощь, милосердие, дружба (и т.д.) – без этих нравственных понятий нельзя представить себе духовную жизнь человека. В своей статье известный публицист размышляет о том, что…
    3) с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)
    Например:
    Каким образом в столь противоречивое время, наполненное социальными потрясениями, не разучиться отличать ложь от истины? Как узнать, что влияет на душу благотворно, а что – пагубно? В чем отличие культуры от «псевдокультуры»? Над этими непростыми вопросами в своей статье размышляет…
    4) с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста
    Например:
    Я много раз задумывался о том, как сложно бывает объяснить словами самые важные понятия в человеческой жизни. Счастье, вера, любовь – мы не можем прожить без этих нравственных категорий, но дать им «определение» – совсем не просто. В данном тексте автор размышляет о роли…
    Комментарии
    – В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: …
    – В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет и т.п.) о …
    – В данном тексте автор говорит не только о …, но и о ….
    – Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
    – Содержание статьи оказалось значительно более широким, чем ее тема. Рассказывая о …, автор подразумевает …
    Как правильно прокомментировать авторскую позицию
    Хорошим дополнением к комментарию будет частичное цитирование
    Например:
    а) С.Соловейчик говорит читателю, что вера— это «важнейшая функция души». Автор, не будучи навязчивым, доказывает, что без веры, «передаточного механизма» между сердцем и умом, «высохнет душа» человека.
    б) Автор делает неожиданный и интересный вывод: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
    Речевые образцы, выражающие мнение ученика о прочитанном
    Ключевые фразы к тексту на злободневную тему:
    • Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему …, мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
    • Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
    • Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный публицист высказывает свои мысли о…
    Ключевые фразы к тексту научно-популярного стиля:
    • Сначала текст показался мне сложным, но, после второго прочтения, я понял…
    • Признаться, я раньше никогда не читал о …, поэтому текст …меня очень заинтересовал, из него я узнал много нового о…
    • Автор очень доступно освещает сложные научные понятия, используя для этого общенаучные термины.
    Ключевые фразы к тексту на тему, которая является далекой от интересов ученика:
    • Я никогда раньше не задумывался над этой непростой проблемой, поэтому боюсь, что моя позиция может показаться несколько расплывчатой.
    • Очень неожиданной и интересной мне показалась мысль автора о …
    • Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы иметь четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что …
    Как удачно закончить сочинение
    Закончить сочинение нужно фразой, подводящей общий итог вышесказанному, а также логически связывающей сочинение с прочитанным текстом.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    Аргументация проблем в сочинении С1

  3. Более ценно, когда экзаменуемый приводит его не из жизни своих знакомых, а из истории или реальных событий известных людей. В сочинении-рассуждении потребуется:
    Раскрыть значение понятия «совесть».
    Прокомментировать определение, выдвинув основной тезис.
    Аргументировать его двумя способами (из текста и жизненного опыта).
    Обосновать вывод.
    Соразмерность частей во всех трёх вариантах заданий одинакова. Вводная часть и заключение состоят из одного абзаца по 3–4 предложения, а наиболее значительна по объёму – основная часть (два солидных абзаца). В чём особенности экзамена в 11 классе?

    ЕГЭ: план сочинения-рассуждения по литературе

    25-е задание предлагается на экзамене по русскому языку, но разбирается фрагмент литературного текста. К 11 классу учащиеся подходят с определённым багажом знаний и пониманием, как строится рассуждение. Им предстоит:
    Выдвинуть проблему исходного текста. Как правило, их несколько, но экзаменуемому следует сосредоточиться на одной, наиболее близкой для него.
    Дать свои комментарии по проблеме. Подчеркнуть актуальность, описать, как она раскрывается в тексте.
    Выделить основную мысль автора.
    Выдвинуть собственный тезис, согласившись или полемизируя с писателем.
    Подтвердить тезис примером из литературы (аргумент № 1).
    Подтвердить тезис примером из жизни (аргумент № 2).
    Сформулировать вывод.
    В результате более развёрнутого плана работа будет состоять из 7 абзацев.

    Выводы

    План сочинения-рассуждения остаётся стабильным, независимо от задания, возраста экзаменуемых и требуемого объёма.
    ОГЭ ( 15.1)ОГЭ (15.2)ОГЭ (15.3)ЕГЭ1. Введение1. Тезис автора1. Собственный тезис1.1 Раскрытие понятия
    1.2. Личный комментарий
    1.3. Собственный тезис
    1.1. Выдвижение проблемы
    1.2. Личный комментарий
    1.3. Авторская позиция
    1.4. Собственный тезис
    2. Основная часть
    2.1. Аргумент 1 (текст).
    2.2. Аргумент 2 (текст)
    2.1. Аргумент 1 (текст)
    2.2. Аргумент 2 (текст)
    2.1. Аргумент 1 (текст)
    2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт)
    2.1. Аргумент 1 (текст)
    2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт)
    3. Заключение3. Выводы3. Выводы3. Выводы3. ВыводыОн состоит из трёх элементов, представленных в сравнительной таблице выше.

  4. Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.
    Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:

    Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)

    Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
    Комментарий к проблеме.
    Позиция автора по проблеме.
    Ваша позиция по затронутой проблеме.
    5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).
    7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
    Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).
    Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».

    Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора

    Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
    Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?
    Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.
    Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.
    Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?
    Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).
    Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.

    Ваша позиция, аргументы

    Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
    Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.
    Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).
    В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).
    Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.

    Вывод

    Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.
    https://сезоны-года.рф

  5. Написать сочинение на свободную тему проще простого. Только Вы определяете для себя, что лучше выбрать (какую тему, какой стиль, тип текста, объем, жанр), а не стараетесь подогнать свой опус под рамки требований, установленных системой образования.
    А писать можно хоть о чем! О любви, о добре и зле, о каких-то жизненных ценностях, о родителях и т.д. То есть о темах, которые всегда актуальны для человечества.
    Можно красиво оформить сочинение.
    Необычно его начать, прибегая к метафорам, олицетворению. Использование тропов на протяжении всего сочинения очень выгодно и многообещающе.
    Можно вставлять цитаты из разных произведений или использовать такой прием, как аллюзия (это некий намек на литературное произведение или речевой источник из текста. Своими словами, можно ту же цитату немного изменить, добавить в нее оттенок своего смысла).
    Можно сделать так, чтобы сюжет и фабула развивались в разном направлении (т.е. не обязательно писать: родился, жил, умер. Можно сделать так: уже умер, когда-то родился и жил, принося людям и обществу то-то. Тривиальный пример, но, думаю, кто пишет сочинения, поймут ход моих мыслей).
    Сделать финал своего творения открытым (т.е. каким-то неоконченным, дающим надежду на продолжение или заставляющим читателя додумать конец событий по-своему, в зависимости от того, как он хочет, чтобы все закончилось).
    Можно использовать риторические вопросы. Они тоже ой как заставляют задуматься!
    Знаете, сколько таких вот еще можно?) Очень много!
    Главное – полет фантазии и умение красиво оформлять эти мысли. И все получится.
    И, да. Наверное, самый мой главный прием в написании сочинения – это умение говорить с читателем. Пожалуй, это главное и неотъемлемое качество автора.

  6. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

  7. Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

  8. План сочинения по русскому языку
    Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.
    Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
    Объём сочинения – не менее 150 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    План написания экзаменационного сочинения
    1.Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста.
    2. Комментарий сформулированной проблемы ( как автор раскрывает эту проблему в тексте):
    а) приведение первого примера из прочитанного текста, который, по вашему мнению, важен для понимания проблемы исходного текста;
    б) приведение второго примера из прочитанного текста, который, по вашему мнению, важен для понимания проблемы исходного текста.
    3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.
    4. Заявление вашего согласия или несогласия с позицией автора исходного текста.
    5. Высказывание собственного мнения по этому поводу ( это тот ТЕЗИС, на который приводятся два аргумента).
    6. Первый аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на читательский опыт (желательно из русской или зарубежной литературной классики).
    7. Второй аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на знания и жизненные впечатления или читательский опыт.
    8. Краткий итоговый вывод ( не является строго обязательным, но придаёт тексту сочинения законченный вид).
    Примеры возможного начала сочинения.
    Прочитав текст NN, невольно задаёшься вопросом: « Что хотел сказать читателям автор? К какой проблеме он стремится привлечь наше внимание?» Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти в своём сочинении.
    В предложенном для анализа тексте затронута проблема бережного отношения к книге.

    2) Упоминание о войне никого не оставляет равнодушным. Страшные испытания, бедствия, гибель, ранения, страдания, разрушение – именно такие ассоциации вызывает это слово. О войне, о её разрушительных последствиях в судьбе человека говорится в приведённом отрывке из произведения замечательного русского писателя Леонида Андреева.
    В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему нравственной оценки факта войны и душевного состояния человека, участвующего в ней.
    Формулируем проблему
    Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
    Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
    Следует сосредоточиться на проблеме, которая
    находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является главной, а не второстепенной (по поводу именно главной проблемы отчётливо высказывает автор свою позицию автор исходного текста, так что на это тоже можно ориентироваться, начиная работу над сочинением);
    даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).

    Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,
    задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте;
    опираясь на остальные смысловые части сочинения.
    Сформулировать проблему можно двумя способами:
    1. Вопросительным предложением:
    в виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения), после которого делается отсылка к исходному тексту.
    Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящён текст NN.

    Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему поднимает в своём тексте NN.
    2. Повествовательным предложением:
    Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?)
    В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?) отцов и детей.

    Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.

    В тексте NN поднимается проблема (чего?) одиночества.

    Запомните!
    Формулируя проблему, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», например: «В статье NN поднимается проблема роли книги в жизни человека», «В предложенном для анализа очерке автор затрагивает проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN».
    Лучше употреблять слово «текст»
    2) НЕЛЬЗЯ формулировать проблему следующим образом: «Проблема этого текста в том, что…» .
    Это грубая речевая ошибка!
    3) Предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По С.Л.Львову».
    Поэтому НЕЛЬЗЯ: «В тексте по С.Л.Львову
    поднимается проблема равнодушия».
    Это серьёзная грамматическая ошибка!

    НАДО: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимается проблема равнодушия».
    4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические конструкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существительных, употреблённых в Р.п.:
    «В тексте В.Никляева затрагивается проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира».

    Лучше сформулировать в виде вопроса:
    «Почему у некоторых людей отсутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN».
    5) ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА!
    «В тексте Львова Сергея Львовича поднимается
    проблема равнодушия».
    В сочинении публицистического характера имя и отчество автора (его инициалы) должны предшествовать фамилии:
    «В тексте Сергея Львовича Львова поднимается проблема равнодушия».
    6) Некорректно указывать фамилию автора без
    инициалов:
    «В тексте Львов поднимает проблему равнодушия».
    7) Избегайте фамильярности, упоминая об авторе исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии:
    « В предложенном для анализа текста автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равнодушия».
    ЗАПОМНИТЕ!
    Проблема (ЧЕГО?)
    Вопрос (о ЧЁМ?)

    Возможные способы формулировки проблемы исходного текста и начала сочинения.
    1. Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы.
    Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя клишированные фразы:
    «Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)…»
    Например:
    Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго мы храним память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л.Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
    2. Сочинение можно начать с назывного предложения, содержащего ключевое понятие исходного текста, а затем в виде вопроса сформулировать проблему, выбранную для комментария.
    Например:

    Жадность. Как этот один из самых отвратительных нравственных пороков влияет на души людей? Именно такую проблему поднимает В.Солоухин в предложенном для анализа тексте.
    Виды проблем.
    Нравственные
    Философские
    Социальные
    Экологические
    Научные
    ЗАПОМНИТЕ!
    Проблема роли (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) в жизни человека
    Проблема влияния (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) на человека
    Проблема вытеснения (ЧЕГО-ТО ) (ЧЕМ-ТО)
    Проблема восприятия (ЧЕГО-ТО) (КЕМ-ТО)
    Проблема проявления (ЧЕГО-ТО) (В КАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ)


  9. 9
    Текст добавил: Во МнЕ ЖиВёТ ANGEL

    Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *