Презентация на тему как писать сочинение егэ

5 вариантов

  1. 7
    Типы проблем –Философские –Социальные –Политические –Нравственные –Психологические –Экологические –Эстетические
    8
    Способы формулирования проблемы 1.Сформулировать самостоятельно (своими словами). 2.Процитировать. 3.Указать номера предложений из текста.
    9
    Два способа формулирования проблемы своими словами Проблема чего? – Одним словом или словосочетанием: -Одиночества -Милосердия -Экологии -Взаимоотношений «отцов и детей» и т.д. В форме вопроса: -Что важнее – закон или совесть? -Может ли прогресс быть человечным? -Необходимо ли милосердие в нашей жизни? -Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? и др.
    10
    Типовые конструкции(клише) для формулирования проблемы Проблема (какая?) сложная важная серьезная глубокая актуальная нерешенная острая мучительная неразрешенная
    11
    Типовые конструкции(клише) для формулирования проблемы Проблема (чего?) воспитания смысла жизни образования отцов и детей патриотизма формирования личности героизма сохранения родного языка благородства влияния красоты и природы на интеллигентности человека Вопрос (о чем?) о воспитании о смысле жизни об образовании об отцах и детях о патриотизме о формировании личности о героизме о сохранении родного языка о благородстве о влиянии красоты и природы на об интеллигентности человека
    12
    Типовые конструкции(клише) Автор размышляет над проблемой… Автор текста затрагивает проблему… В центре внимания автора стоит проблема… В тексте (имя и фамилия автора в Р.п.) поднимается проблема… Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в Р.п.) посвящен проблеме… Текст (имя и фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой… (Имя и фамилия автора в И.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой… Как (зачем, почему и т.д. )..? Именно эта проблема привлекла автора.
    13
    Комментарий к проблеме Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
    14
    Комментарий Текстуальный «от текста к действительности» Объяснение текста, следование за автором в раскрытии темы. Ученик связывает мысли автора со своими знаниями о жизни Концептуальный «от действительности к тексту» Ученик, опираясь на понимание проблемы, дает различного родя интерпретации.
    15
    Создаем текстовый комментарий На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
    16
    Создаем концептуальный комментарий К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
    17
    Типы информации в тексте Фактуальная – сообщение о фактах, событиях и процессах действительности. Концептуальная – субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается.
    18
    Введение цитат в текст Прямая речь Вольтер однажды метко сказал: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Косвенная речь Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке. Предложение с вводной конструкцией По словам Вольтера, «словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Цитата как часть предложения Не случайно Вольтер считал, что «словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.
    19
    Клише текстового комментария художественного текста Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем) Не случайно автор изображает (кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что… Слова (мысли) героя показывают, что… Автор осуждает/одобряет поступок (поступки)героя (героев)… Автор сочувствует своему герою (своим героям)… Симпатии автора на стороне (кого)…
    20
    Клише комментариев (текстовый комментарий публицистического текста) Проблема раскрывается автором на примере… В качестве примера автор рассматривает… Автор заставляет читателя задуматься (над чем) Автор текста обращает внимание на… В размышлениях автора звучит мысль о том, что… Автор доказывает, что… Автор убежден в том, что… Автор разделяет мнение (кого)… Автор искренне восхищен, огорчен (чем)… Автор приводит нас к выводу о том, что…
    21
    Клише комментариев (концептуальный комментарий) Проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где и когда) Как и большинство из нас, автор считает, что… Автор полемизирует (с кем)… Автор подробно рассматривает … Автор обращает наше внимание на… Таким образом, автор убеждает нас в том, что…
    22
    Автор… (что делает?) … отмечает; описывает; подчеркивает; останавливается на…; приводит пример того, как…; отмечает важность; считает; цитирует; подтверждает свои мысли цитатами; опирается на мнение; анализирует; рассматривает; сопоставляет; противопоставляет; доказывает; убеждает; приходит к выводу.
    23
    Позиция автора Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Иными словами, если проблем – вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, то, в видит автор решение проблемы.
    24
    Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется: в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении; в соотношении персонажей; в языковом оформлении текста.
    25
    Языковые средства выражения позиции автора Слова- маркеры: главное, самое важное, надо, нужно, необходимо и др. Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности. Например: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка. Любящий человек – это великое благо.
    26
    Языковые средства выражения позиции автора Средства выразительности Как много во всем этом ума и чувства красоты! (риторическое восклицание) Вводные слова: к сожалению, к несчастью, к счастью, ко всеобщей радости и др. К несчастью, не все люди понимают это. Побудительные предложения Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
    27
    Клише для выражения позиции автора Автор считает, что… Автор подводит читателя к тому, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора такова… Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… Автор призывает нас (к чему)… Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого/что, за что)… Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что… Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
    28
    Аргументация собственной позиции Рассуждение Тезис (положение, которое надо доказать) Аргументация (доказательство, выводы) Вывод (общий итог)
    29
    Пример аргументации Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрации к аргументу 1. Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух? Аргумент 2. Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики. Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод. Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.
    30
    Виды аргументов Аргументы рациональные (логические) иллюстративныессылки на авторитет реальные фактыконкретные примеры из жизни мнения выдающихся людей статистикапримеры из художественных произведений цитаты из авторитетных источников законы природыпредположительны е примеры мнение очевидцев положения официальных документов общественное мнение
    31
    Виды аргументов «аргументы к обещанию» «аргументы к угрозе» содержат указание указывают на негативные на положительные последствия принятия последствия принятия (или игнорирования) тезиса
    32
    Способы аргументации 1.Поддерживающая – ученик, соглашаясь с мением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. 2.Опровергающая – учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами. Аргуме
    33
    Оценивание аргументов Аргументы, оцениваемые 2 баллами: 1.примеры из художественной литературы; 2.примеры из публицистической литературы; 3.примеры из научной (научно-популярной) литературы. Аргументы, оцениваемые 1 баллом: 1.примеры из жизни; 2.собственные наблюдения и выводы; 3.предположительные примеры; 4.ссылки на авторитет; 5.пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения); 6.Примеры из кинофильмов.
    34
    Заключение

  2. Подробности по всем абзацам сочинения в ЕГЭ.
    1 абзац – вступление и формулировка проблемы. (Как правильно сформулировать проблему, можно посмотреть здесь). Вариант начала: “Автор приглашает нас задуматься…”
    2 абзац – комментарий проблемы с привлечением 2 авторских аргументов. Можно использовать такие фразы: “В доказательство своей мысли автор приводит такие примеры (цитаты, воспоминания)…”.
    3 абзац – изложение авторской позиции: “Автор убеждён (уверен) в том, что…”.
    4 абзац – согласие\несогласие с авторской позицией: “Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…”
    5 абзац – “В художественной литературе можно найти немало примеров в подтверждение данной позиции”. (Привести пример 2-3 предложения, не просто называя произведение или героя, но и указав поступок или мнение героя по данному вопросу).
    6 абзац – ещё один пример из художественной литературы или на основе личных наблюдений.
    7 абзац – вывод. “В заключение хочется подчеркнуть, что проблема, поднятая автором (вернитесь к вступлению), актуальна и в наши дни и заставляет задуматься над тем, что…”
    > ab-s.pptx
    > Другие материалы к сочинению.

  3. Учимся писать сочинение (ЕГЭ)
    ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
    Долинина Т. А.,
    заведующий кафедрой филологического
    образования ИРО
    Общая схема
    Проблема (К1)
    Комментарий (К2)
    Аргументация собственного мнения (К4)
    Вывод
    Позиция автора (К3)
    Собственное отношение к проблеме

    Первая часть сочинения

    Проблема (К1)
    Композиционная разводка (К2)
    Объяснение примера из
    текста
    своими словами (К2)
    пример из текста,
    возможна небольшая
    цитата (К2)
    Объяснение примера из
    текста
    своими словами (К2)
    пример из текста,
    возможна небольшая
    цитата (К 2)
    Позиция автора (К3)

    Вторая часть сочинения

    Позиция автора (К3)
    Собственное отношение к проблеме
    Обоснование собственного отношения
    к проблеме (К4)
    Объяснение примера из
    художественного произведе-
    ния своими словами (К4)
    пример из художественного
    произведения (К4)
    Объяснение примера из
    социального опыта
    своими словами (К4)
    пример из социального
    опыта (К 4)
    Заключение (обобщение двух частей
    сочинения)
    Анализ текста
    При анализе текста, предлагаемого на экзамене, необходимо определить конфликт, основное противоречие.
    Очень важно понять отношение автора к описываемому.
    Для успешности этой работы можно использовать следующие приемы:
    Приемы анализа текста
    с одной стороны – с другой стороны;
    было – случилось – стало;
    черты характера героя;
    анализ смысловых частей.
    Отношение автора,
    авторская оценка
    Приемы анализа Отношение автора
    с одной стороны – с другой стороны…
    На чьей стороне автор?
    Было – случилось – стало
    Как автор относится к произошедшим переменам?
    Черты характера героя
    Нравятся ли автору эти черты, какие именно нравятся/не нравятся? Почему?
    Анализ смысловых частей: выделяем все смысловые части, каждую анализируем.
    Герои и события каждой части (в публицистическом – основная информация, основная мысль каждой части).
    Затем определяем общую идею, объединяющую все части.
    Сколько смысловых частей?
    Как автор относится к героям и событиям каждой части?
    В публицистическом – как автор относится к основной информации, основная мысли каждой части?
    Какая идея важна для автора? Какую мысль он хотел бы донести до слушателей?
    Комментарий
    В комментарии отражается правильность и глубина понимания содержания текста. Комментарий должен сделать текст понятным. Необходимо объяснить, как автор раскрывает проблему. Комментарий должен опираться на исходный текст, поэтому важно привести не менее 2-х примеров из прочитанного текста, значимых для понимания проблемы, эти примеры необходимо объяснять, так как важно именно комментировать, а не пересказывать текст.
    Композиционная разводка
    Очень удобно комментарий начинать с композиционной разводки.
    Композиционная разводка – это предложение, в котором мы объясняем в обобщенной форме, что делает автор в тексте.
    Автор называет несколько причин…
    Автор рассуждает о …
    Чтобы мы поняли актуальность (значимость) поднимаемой проблемы, автор рассказывает о …
    Доказывая, что проблема существует, автор приводит несколько примеров того…

    Первая часть сочинения

    Проблема (К1)
    Композиционная разводка (К2)
    Объяснение примера из
    текста
    своими словами (К2)
    пример из текста,
    возможна небольшая
    цитата (К2)
    Объяснение примера из
    текста
    своими словами (К2)
    пример из текста,
    возможна небольшая
    цитата (К 2)
    Позиция автора (К3)
    Как может быть выражена позиция автора?
    Категоричное утверждение
    Совет, рекомендация
    Иногда автор не выражает прямо своего мнения, он предлагает читателю самому сделать вывод: «каждый выбирает сам». Однако всем содержанием текста он показывает, какой выбор сделал бы он. В этом и заключается позиция автора
    Может быть и так, что он утверждает что-то, но всем текстом показывает противоположное. Его позиция выражается как бы «от противного»
    Проблема – это вопрос, который волнует автора.
    Позиция автора – это ответ на этот вопрос, возможные пути решения проблемы, предлагаемые автором, тот вывод, к которому он приводит читателя.
    Комментарий – это объяснение того, как автор эту проблему раскрывает, как он приводит нас к необходимому выводу. Это доказательство, что такая проблема в тексте действительно есть.
    Проблема, комментарий к ней и позиция автора содержательно связаны между собой.
    Нельзя путать тему и проблему текста.
    Например, может быть предложена тема «отцы и дети», а проблемы могут быть разными: проблема непонимания, проблема необходимости заботиться о постаревших родителях, о связи поколений и т.п.
    В теме «милосердие» тоже могут быть затронуты разные проблемы: проблема исчезновения милосердия в современном мире, проблема возрождения милосердия, проблема вечности милосердия и т.п.
    Способы формулировки проблемы
    1. Можно оформить проблему в виде вопроса:
    Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Д. Гранин в своей статье.
    Как влияют сериалы о бандитах на формирование нравственных идеалов? Об этом размышляет А. Андреев.
    Г. Горин ищет ответ на вопрос: «Почему человек бывает порой неоправданно жесток?»
    Способы формулировки проблемы
    2. Можно использовать ключевое слово «проблема», тогда для названия проблемы используется форма родительного падежа существительного:
    Д. Гранин поднимает проблему исчезновения милосердия из нашей жизни.
    А. Андреев ставит проблему влияния сериалов о бандитах на формирование безнравственных взглядов.
    Б.Екимов рассматривает проблему влияния жизни природы на жизнь человека

    Если мы используем для формулировки проблемы родительный падеж, то нам необходимо отглагольное существительное в родительном падеже (проблема влияния, необходимости, отсутствия, возрождения и т.п.)
    В такой формулировке не должно быть предлогов.
    Что может стать проблемой?
    Проблемой, волнующей автора, может стать какое-то негативное явление.
    Проблема исчезновения милосердия.
    Проблемой может стать позитивное явление.
    Проблема возрождения милосердия
    Проблемой может стать вопрос, интересующий автора.
    Почему водоемы зимой не замерзают до дна?
    Как влияет искусство на человека?
    Обоснование собственного мнения
    Я убежден, что чтение обогащает человека.
    Чтение книг позволяет освоить интеллектуальный опыт человечества.
    Книги помогают понять свое место в социуме, научиться выстраивать отношения с другими людьми.
    Книги обогащают душу человека, способствуют духовному развитию.
    Книги дают возможность эмоционального сопереживания.
    Чтение дает эстетический опыт.
    Чтение развивает воображение.
    Обоснование собственного мнения
    Я тоже считаю, что без памяти о прошлом невозможно наше будущее.
    Людям необходим интеллектуальный опыт их предшественников.
    Знание прошлого помогает овладеть социальным опытом предшествующих поколений.
    Очень важно сохранять нравственные законы, веками выработанные человечеством.
    Необходимо учитывать ошибки прошлого, чтобы не повторять их в будущем.
    Необходимо помнить о великих делах предков. Это формирует чувство гордости за свой народ и стремление подражать героям.
    Обоснование собственного мнения
    Я убежден, что без милосердия невозможна жизнь людей.
    Милосердие необходимо тому, кому нужна помощь, но оно значимо и для того, кто эту помощь оказывает.
    Для человека, которому помогли, доброе отношение других значимо, так как решаются его проблемы. Но, самое главное, милосердное к нему отношение позволяет этому человеку по-новому посмотреть на окружающих людей. Он понимает, что он не один, что он кому-то нужен, что в мире много добрых людей.
    Обоснование собственного мнения
    Для человека, который оказывает помощь, милосердие тоже очень важно. Он понимает, что кому-то нужен, что он поступил хорошо.
    Доброе дело позволяет проявить свои лучшие качества, потому что способность сопереживать, сочувствовать – это то, что принято называть человечностью.
    Сознание, что ты отказал другому в помощи, может долго мучать человека. Совесть не позволяет нам быть равнодушными к чужой беде.

    Вторая часть сочинения

    Позиция автора (К3)
    Собственное отношение к проблеме
    Обоснование собственного отношения
    к проблеме (К4)
    Объяснение примера из
    художественного произведе-
    ния своими словами (К4)
    пример из художественного
    произведения (К4)
    Объяснение примера из
    социального опыта
    своими словами (К4)
    пример из социального
    опыта (К 4)
    Заключение (обобщение двух частей
    сочинения)
    Учимся выстраивать собственную аргументацию в соответствии с проблемой и позициея автора прочитанного текста
    Типичной ошибкой ученических сочинений является то, что собственные аргументы часто подбираются к теме текста, проблема понимается достаточно широко, при этом не учитывается позиция автора исходного текста. Нечеткая формулировка позиции автора ведет к нарушению логики при выборе собственных аргументов.
    Д. Лихачева волнует вопрос: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры?» (К1)
    Автор видит несколько причин величия Пушкина и непреходящего значения его творчества для русской культуры. (Композиционная разводка)
    Одна из причин, по мнению Д. Лихачева, в том, что Пушкин сумел создать идеал нации.
    Очень важным для автора оказывается и то, что, о чем бы поэт ни писал, он умел создавать в своей поэзии «наивысшие явления», особое творческое напряжение.
    Самое же главное, как отмечает Д. Лихачев, в том, что Пушкин не просто описывал чувства любви, дружбы, печали, он их «преобразовывал», создавал идеал этих чувств. (К2)
    Именно поэтому, по мнению автора, мы и можем утверждать, что «Пушкин наше все». (К3)

    Работаем с текстами, построенными по последовательной (цепной) логической схеме

    Тезис (новое)
    Довод/ тезис (старое – новое)
    Довод/тезис (старое – новое)
    Довод/вывод (старое – новое)
    Схема текста

    Людей всегда мучают сожаления
    Самое сильное сожаление
    о стремительности времени
    Из-за стремительности времени
    не удается увидеть мир
    Но это не страшно, если будешь
    видеть необыкновенное
    рядом с собой
    1. К. Паустовский в своем тексте размышляет о сожалениях, которые мучают человека постоянно. Можно ли как-то от них избавиться? Ответ на этот вопрос и ищет автор. (К1)
    Сначала автор с горечью отмечает, что нет такого снотворного, чтобы усыпить сожаления. Он даже называет два самых сильных сожаления: о чрезмерной стремительности времени и о том, что «не удалось… увидеть весь мир». (К2)
    Казалось бы, от сожалений избавиться невозможно, но К. Паустовский знает, как разрешить проблему. Необходимо научиться видеть необыкновенное рядом с собой. По мнению автора, если человек научится ценить впечатления не по количеству, а по качеству, то он перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющей ему видеть многое. (К3). .
    2. К. Паустовский поднимает проблему быстротечности времени. (К1)
    С горечью он отмечает, что время столь стремительно, что человек и оглянуться не успевает, как и детство, и юность незаметно проходят. Самое же печальное, по мнению автора, в том, что из-за этой быстротечности времени человек «не может увидеть весь мир», даже свою страну он не успевает узнать по-настоящему. (К2)
    Однако, по мнению К. Паустовского, все не так уж печально. Необходимо только научиться ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Человек, замечающий чудо в капле воды и листьях ольхи, перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющем ему видеть многое. (К2) (К3)
    3. К. Паустовского волнует проблема того, что человек очень мало успевает увидеть в своей жизни. (К1)
    По его мнению, это связано с тем, что время очень стремительно. Именно эта стремительность времени не позволяет человеку увидеть мир во всем его ошеломляющем и таинственном разнообразии. (К2)
    Можно ли помочь разрешить эту проблему? Автор убежден, что да. Достаточно только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Например, заметить, что листья ольхи «похожи на детские ладони», а в капле воды «отражается калейдоскоп света и красок». (К2, К3)
    К. Паустовский убежден, что «можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много» (К3)
    Почему так важно уметь видеть чудо рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству? Ответ на этот вопрос ищет К. Паустовский в своем тексте. (К1)
    Он размышляет о сожалениях, которые делают жизнь человека невыносимой, и называет два самых сильных: сожаление о чрезмерной стремительности времени и сожаление о том, что «не удалось… увидеть весь мир». Но этот рассказ нужен автору только затем, чтобы помочь нам понять, как от сожалений можно избавиться. (К2)
    К. Паустовский убежден, что справиться с ними поможет именно умение видеть чудо рядом с собой, так как способность ценить впечатления не по количеству, а по качеству позволят перестать сожалеть о том, что мало увидел, а значит, и о быстротечности времени. Вот почему так важно такое умение. (К3)
    Учимся читать и понимать художественный текст
    Цель публицистического стиля – дать информацию о каком-то предмете, явлении и прямо воздействовать на читателя, убедив его.
    Цель художественного стиля – воздействовать косвенно, прежде всего этически – через конкретизацию идеи в образах, композиционном решении, эстетически значимом речевом оформлении.
    В публицистическом тексте автор обычно достаточно прямо формулирует проблему, а также и свою позицию.
    В художественном тексте автор как бы «прячется» за образы героев, развитие событий, авторские отступления и пр. Читая о событиях, вы должны понимать, над какой проблемой заставляют задуматься все события текста.
    При работе с художественным текстом нужно помнить, что речь идет не о проблемах героев, а о тех общечеловеческих проблемах, которые автор раскрывает через образы героев.
    В художественных текстах, как правило, бывает несколько проблем. Пишущий сочинение должен выбрать одну и писать сочинение по ней.
    Нельзя забывать, что комментарий к проблеме художественного текста несколько отличается от комментария к проблеме публицистического текста. В художественном тексте автор раскрывает проблему через образы героев, их поступки, характеры. Именно поступки, характеры героев необходимо объяснять в комментарии.
    При написании второй части сочинения важно проследить связь между сформулированной проблемой, комментарием, позицией автора и аргументацией собственного мнения.
    Можно соглашаться или не соглашаться с мнением автора, но рассуждение необходимо выстраивать в единстве с заявленной проблемой и позицией автора.
    Если в качестве аргумента используются примеры из художественных произведений, то лучше сначала представить произведение, назвать его и автора, затем дать очень краткое объяснение того, как это произведение (его фрагмент) связано с рассматриваемой в тексте проблемой (позицией автора).
    Не нужно пересказывать произведение (фрагмент произведения) используемое в качестве примера.
    Завершить сочинение лучше заключением, позволяющим объединить две части экзаменационной работы, показывающим, что используемый пример подтверждает (или опровергает) позицию автора первичного текста.
    1. Мне очень понравилась мысль К.Паустовского о том, что необходимо научиться видеть необыкновенное рядом с собой и что именно это поможет избавиться от многих сожалений.
    Еще Л. Толстой предлагал нам научиться простому взгляду на жизнь. Вспомните, как тяжело было князю Андрею, когда он понял несостоятельность своей мечты о славе, когда он чувствовал себя виновным в смерти жены. Но встреча с Наташей в Отрадном научила его ценить радости каждого мгновения жизни, заставила по-новому посмотреть на жизнь и избавиться от многих сожалений.
    Конечно, можно сказать, что не было у князя сожалений о быстротечности времени, о том, что мало удалось увидеть. Но спастись от любых сожалений можно, достаточно научиться видеть жизнь рядом с собой, радоваться ее проявлениям.
    И в этом К. Паустовский прав.
    2. Конечно же, проблема быстротечности времени очень актуальна. Не случайно у человека всегда была мечта остановить мгновение. Вспомните Фауста, героя произведения Гете. Но какое мгновение останавливать? Какое будет самым прекрасным?
    Я согласен с К. Паустовским, что самыми прекрасными оказываются мгновения обычной жизни. Увидел когда-то С.Есенин, как «у плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром», показал красоту этого нам, навечно запечатлев в своих стихах, и время оказалось не властно над обычным мгновением.
    Думаю, именно умение ценить впечатления не по количеству, а по качеству и способно остановить время.
    3. Я согласна с К. Паустовским, что нужно научиться ценить впечатления не по их количеству, а по их качеству
    Давайте задумаемся, много или мало успел увидеть А.С. Пушкин. Если количество его впечатлений сравнить с количеством впечатлений современного человека, то видел чудес в своей жизни великий поэт очень мало. Но как он умел видеть самое обычное! Вспомните: «Дорога промерзает, журча еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл». Как просто, но в то же время прекрасно.
    Сожалел ли поэт о том, что мало чудес увидел? Думаю, ему на это даже времени не оставалось, так много удивительного было совсем рядом.
    Сказанное мной о Пушкине, как и текст К.Паустовского, помогает учиться видеть многое в малом, в том, что рядом.
    4. Анализируя текст К. Паустовского, я вспомнила, как недавно, гуляя в парке, услышала, как маленькая девочка спросила у мамы, показывая на кленовые листики в луже: «А эти кораблики смогут до моря доплыть?» Наивный вопрос заставил задуматься о том, что детское восприятие мира позволяет видеть необычное в самом привычном. Как жаль, что потом такое умение исчезает.
    Согласитесь, этот дар очень важно сохранить всем. Помните у С. Есенина: «Я учусь, я учусь моим сердцем / цвет черемух в глазах беречь…» Думается, именно умение в сердце сохранять красоту самого обычного и насыщает нашу жизнь неповторимыми впечатлениями и позволяет не сожалеть ни о стремительности времени, ни о том, что мало чудес увидел.
    Подобрать примеры к тексту Д.Лихачева о том, что патриотизм – это уважение других наций
    1. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. Подлинный патриот любит весь мир. Маяковский писал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Любовь к Парижу не заставила его отступиться от родной Москвы, но любовь к Москве помогла поэту полюбить и оценить Париж. Нельзя, открыв величие родной земли, возненавидеть Вселенную… Наш патриотизм помогает нам любить другие, далекие народы, понимать чужую культуру.
    (И. Эренбург)
    2. Князь Андрей казался теперь взволнованным.
    – Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Мы сказали себе очень рано, что проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться… А завтра мы этого не скажем.
    И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра!
    Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял ту скрытую, как говорится в физике, скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
    (Л.Н. Толстой. Война и мир)
    3. Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что произошло в Москве. Как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось.
    Те, которые выезжали, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
    Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть.
    (Л.Н. Толстой. Война и мир)
    4. Из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие странно одетые фигуры.
    Это были два прятавшиеся в лесу француза, один казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю.
    Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
    Ослабевший французский офицер был Рамбаль. Он отказывался от еды и молча лежал у костра. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал.
    Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
    – О, мои добрые друзья! Вот люди!
    (Л.Н. Толстой. Война и мир)
    Успехов в работе!
    Благодарю за внимание!

  4. Вот и стали дни длиннее,
    Солнышко уже греет теплее,
    Приближается весна,
    Приближается красна!
    Вместе с ней идет ЕГЭ,
    И нам сдавать экзамены пора!
    Учимся писать сочинение на ЕГЭ
    Цель: рассмотреть порядок работы над 2 частью ЕГЭ
    1. Читаем задание второй части ЕГЭ.
    2. Что нам важно сделать, выполняя 2 часть?
    -Сформулировать проблему
    -Прокомментировать проблему
    -Сформулировать позицию автора
    – Выразить свое согласие с точкой зрения автора прочитанного текста.
    -Аргументировать свое мнение с опорой на читательский опыт
    Задание 1 . Внимательно прочитайте текст. Определите о чем говорится в тексте, то есть выразите тему текста.
    Задание 2. Разбейте текст на смысловые части. Составьте план текста, желательно составить вопросный план. Работая над составлением вопросного плана, пользуйтесь следующей схемой.
    Схема составления вопросного плана текста
    Прочитайте смысловой блок( это может быть один или несколько абзацев, объединенных одним смыслом);
    Найдите ключевые слова и словосочетания в каждом смысловом блоке, подчеркните их;
    Составьте смысловой вопрос и запишите его. Это должны быть законченные, полные, грамматически правильные предложения.
    Задание 3. Проанализируйте внимательно полученные записи. Выберите два тезиса: один для формулирования проблемы текста, другой- для формулирования главной мысли.
    Задание 4 . Сформулируйте проблему текста. Если вы сделаете это корректно, вы удовлетворите критерию 1.
    К -1
    Важно помнить:
    Проблема – это вопрос, который автор задает в своем тексте.
    Можете использовать следующие обороты речи для оформления данной части сочинения:
    В анализируемом тексте (ФИО автора) известный писатель рассматривает проблему ( какую?, чего?) + род. пад._________________
    Предложенный для анализа текст В.М. Пескова рассматривает чрезвычайно важную проблему (какую?,чего?) + род.пад.__________
    или связанную с (чем?)____________________
    Задание 5. Подумайте, можно ли считать поставленную автором проблему актуальной?
    – В чем заключается её актуальность?
    -Напишите об актуальности проблемы в одном, двух предложениях. Данный тезис можно считать переходным к комментирующей части вашего сочинения
    Актуальность затронутой автором проблемы состоит в том, что_____ Безусловно, данная проблема актуальна, ибо ____________ Проблема, поднятая автором чрезвычайно злободневна, поскольку связана _________________
    Задание 6. Напишите небольшой комментарий данного текста в аспекте затронутой проблемы
    Имейте ввиду! Важно написать комментарий таким образом, чтобы он шел логически от проблемы к позиции автора!
    Комментарий – это К- 2
    Задание 7. Сформулируйте позицию автора текста и запишите её.
    Если вы справились с поставленной задачей, вы удовлетворили критерию К3 оценивания сочинения.
    Воспользуйтесь следующими клише:
    Автор высказывает мысль о том, что____
    Точка зрения автора состоит в следующем: ____________
    Авторское послание в данном тексте сводится к следующему:____________
    Позиция автора состоит в утверждении мысли, что _____________________
    Задание 8. Напишите «переход»к аргументирующей части сочинения. Это будет ваше согласие или корректное несогласие с позицией автора. Можете использовать следующие конструкции «перехода»:
    Я совершенно согласен(согласна) с позицией автора, поскольку___________________
    Мне близка точка зрения автора , утверждающего,что_________________
    Размышляя над позицией автора, мне хотелось бы возразить, так как _____________________
    Задание 9 . Оформите вторую ступеньку «перехода»- переход к собственной аргументации. Для того, чтобы сделать это, закончите следующие предложения. Присоедините одно из этих предложений к вашему сочинению:
    Существует множество примеров, подтверждающих_______________________
    Можно привести следующие примеры из литературных произведений, в которых_______
    Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из художественной литературы. Так в произведении(ФИО автора, название произведения)
    Задание10. Ищем аргументы. Подумайте, какие примеры из литературно-художественных произведений вы могли бы привести, чтобы подтвердить мысль о том, что человеческое неравнодушие способно преодолеть любые препятствия, что человек рожден для того, чтобы стремиться к высоким идеалам.
    Задание 11. Подводим итог. Сделайте вывод и напишите заключение к сочинению. Помните в заключении необходимо обобщить основные мысли автора текста по поднятой проблеме, отразить личностное отношение к проблеме текста и авторской позиции. Воспользуйтесь следующими типовыми конструкциями, организующими начало вашего заключения:
    В заключении хочу подчеркнуть__________
    В заключении важно отметить__________
    Обощая все сказанное, можно сделать вывод_________________________
    Таким образом, ____________________
    Иными словами______________________
    Следовательно____________________
    Не забывайте, что в заключении можно использовать пословицы, высказывания великих людей, фразеологизмы, по данной проблеме.

  5. Написание сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку
    с помощью шаблона
    Кудинова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская СОШ №3»

    Сочинение на ЕГЭ 2017

    Часть 2 (задание 25)
    Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
    Сочинение на ЕГЭ 2017
    Часть 2 (задание 25)
    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
    Объём сочинения – не менее 150 слов.
    Сочинение на ЕГЭ 2017
    Часть 2 (задание 25)
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    1.ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
    Назывное предложение, в котором формулируем тему текста (например: Честь… Человеческое достоинство…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие? Или : Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста (Например: Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в … )
    2. КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

    На мой взгляд, проблема …………. актуальна (укажи, в какое время, в каких ситуациях). Автор по-своему (по-новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументированно) осмысливает и раскрывает тему ………… . Чтобы помочь читателю разобраться в поднятых вопросах, NN обращается к (воспоминаниям о…, эпизоду из…). Он, во-первых, рассказывает нам о ………… . Во-вторых, NN обращается к точке зрения автроритетных людей (цитирует того-то, повествует о том-то, размышляет над тем-то; размышляет о ……, вступает в полемику с …, вспоминает о …, вступает в диалог с …; во …части звучит его взволнованный монолог, он цитирует мыслей великих людей, описывает картины природы и т. д.
    3. ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
    Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Она, как мне кажется, наиболее чётко сформулирована им в предложении: «(Цитируй!)».
    ИЛИ
    Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. (если текст художественного стиля)
    4. Аргументируем свою точку зрения на поднятую проблему

    Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне, потому что каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.).
    Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.
    4. Аргументируем свою точку зрения на поднятую проблему
    В этом убеждает нас и классическая литература (приведи два примера из книг; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т.д).
    Вспомним героя (героев) книги ……………… Его поступки (мысли, размышления) ещё раз убеждают нас в том, что…………….. , подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста).
    Подобным образом оформляем и второй литературный аргумент!
    5. ДЕЛАЕМ ВЫВОД
    1) В заключение всего вышесказанного хотелось бы еще раз отметить … (Логический вывод по данной проблеме)
    2) Итак, все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод … (Логический вывод по данной проблеме)
    Удачи на экзамене!
    Источник шаблона
    Ранько Елена Алексеевна
    учитель начальных классов
    МАОУ лицей №21
    г. Иваново

    Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
    Интернет – ресурсы:
    http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
    рамка

    http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
    перо, чернильница

    http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
    книги
    http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
    открытая книга с пером

    http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
    свитки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *