Сочинение на тему любовь в жизни пушкина

13 вариантов

  1. В 1819 году в Петербурге на светском балу Пушкин увидел прекрасную Анну Керн. Она поразила его своей красотой и блестящим умом. Анна была замужем за генералом Ермолаем Керн, который был намного старше её. Пушкин влюбился в неё с первого взгляда и увлёкся. Анна вдохновила его на поэтические подвиги. В душевном лирическом стихотворении «Я помню чудное мгновение» он непревзойдённо описал чудесное явление Анны перед ним. Композитор М.И. Глинка написал на эти слова великолепную музыку, посвятив её дочери Анны Керн, Екатерине. Исполняют этот романс певцы и в наше время!
    Анна Оленина, двоюродная сестра А. Керн была также музой и возлюбленной Пушкина. Она прекрасно пела, писала музыку, служила фрейлиной у императора. Ей посвящены разные стихи поэта.
    Самой дорогой и любимой женщиной на свете стала для поэта Наталья Николаевна Гончарова, на которой он женился. Свою единственную супругу он боготворил, нежно о ней заботясь, воспевая в своей лирической поэзии. Одно из самых лучших стихотворений для неё стала «Мадонна», в котором он поэтически окружил любимую супругу ореолом святой Божьей Матери.
    Пушкинская тема любви всегда интересна и прекрасна! Она несёт духовность, романтические представления о жизни, красоту и гармонию художественного слова. Искусство поэзии Пушкина безгранично! Оно дарит нам волнующее, чувственное восприятие мира, добро и земную любовь.

    Сочинение Любовь в лирике Пушкина

    У каждого человека наступает момент, когда он влюбляется. Не исключением был и Александр Сергеевич. Свои стихи на любовную тематику он начал писать еще во время учебы в лицее. Но множество из этих произведений отличались высокопарностью. Однако, работы «Певец» и «Желание» с легкостью можно отнести к ранней лирике поэта. Также, можно заметить, что  в трудах  этого периода отражаются радостные встречи и времяпровождение с друзьями, сопровождающиеся разочарованиями и наполненные игривым тоном.  Прочитав произведения «Красавице, которая нюхала табак», «Монах»,  «К Наташе», можно заметить, что строчки написаны в шутливой форме.
    Творчество Пушкина во время южной ссылки наполнено  любовными чувствами. Его работы наполнены непосредственностью и зрелыми переживаниями в любовных отношениях. Так, произведение «Простишь ли мне ревнивые мечты…», посвященное  Амалии Ризнич показывает глубокие переживания автора. В Михайловский период любовная лирика проникнута таким же психологизмом, но уже чувствуется зрелость Пушкина. Здесь представлена работа, посвященная Е.К.Воронцовой, под названием «Желание славы». Автор с особым мастерством сумел изобразить то возвышенное чувство, которое называется любовью. Необычайная правдивость и точность рассуждений заставляет нас перенестись от образа возлюбленной Пушкина к его любимой.
    Гениальным трудом в интимной поэзии остается знаменитое стихотворение, посвященное А.П. Керн «Я помню чудное мгновенье…». С Керн у Александра Сергеевича  произошло знакомство в 1819 году у совместных друзей. Они сказали друг другу только несколько слов, но красота женщина так взбудоражила поэта, что  ему еще долго снилось ее лицо. Многочисленные ссылки заставили Пушкина покинуть светское общество, он не мог ее больше увидеть. Однако,  к изумлению Александр Сергеевича он встречает ее через долгих 5 лет на ужине у Осиповых. Забытые чувства вновь вернулись к поэту,  и любовь вдохновила его на прекрасные строки.  В произведениях Пушкина после 1824 года мы видим лишь анализ его похождений, где не видно   образа возлюбленной. Все любимые женщины  автора  показаны в воспоминаниях  и снах.  В работе «Я вас любил» все чувства уже пропали. Пушкин пишет о моменте, когда это чувство угасло. Это произведение поистине шедеврально. На его стихи написан прекрасный романс. И пусть проходит время, но работы великого поэта продолжат  вызывать в наших сердцах  только хорошие чувства.

  2. В жизни А.С. Пушкина (1799 – 1837) было очень много женщин. Большинство его увлечений мимолетны. Но из этого не следует, что поэт был не способен к настоящей глубокой любви. Он испытал все оттенки любовных чувств: случайный каприз и напряженную, мучительную страсть, грубую телесную похоть и романтический порыв, легкий флирт и восхищенное обожание. И очень редко его чувство было настолько серьезным и тайным, что он даже не решался поведать о нем возлюбленной. Особенно в тех случаях, если чувство было связано с глубоким уважением к женщине и не давало ему шанса на физическое обладание. И в таких случаях его любовь, из-за невозможности сдерживаться в должных рамках, протекала, как тяжелая болезнь, сопровождающаяся приступами бурных эмоций и состоянием умопомрачения. Плотское начало любовных порывов Пушкина имело первостепенную важность. А женская нога ярче всего зажигала его сексуальную фантазию. В многочисленных стихах и рисунках черновиков можно найти свидетельства его своеобразного пристрастия: «Ходит маленькая ножка…» (об А.А. Олениной), «И быстрой ножкой ножку бьет» (о балерине Истоминой), «Коснуться милых ног устами!» (о Марии Раевской, будущей кН. Волконской) и др.
    Физиологически страстные люди с живым воображением бывают очень ревнивы. Исключительно ревнивым был и Пушкин. Если ему случалось переживать любовь подобно болезни, то ревность сопровождала ее как злокачественное осложнение. С годами способность ревновать по поводу и без повода только возрастала. О.С. Павлищева, родная сестра Пушкина, в письме к мужу рассказывает не без горечи о том, что брат чувствует себя несчастным и близким к сумасшествию, когда его жена Натали танцует с каким-нибудь красивым молодым человеком. Прикосновение чужих рук к ее рукам вызывает у него едва контролируемое бешенство, мысль о том, что жена, которой он бесконечно доверял, оставаясь физически верной, может изменять ему в мыслях, не давала покоя, выводила из равновесия. Ревность, укореняющаяся в душе человека, часто влечет за собой как следствие – пренебрежительное и дурное мнение вообще о женщинах:
    Нечисто их воображенье,
    Не понимает нас оно,
    И признак Бога, вдохновенье
    Для них и чуждо, и смешно.
    Но если женщина затрагивает его воображение и зажигает сердце испепеляющей страстью, голос поэта обретает новые интонации. Он сразу забывает о своей цинической мудрости, о своем сластолюбивом эпикурействе, о своей дальновидной стратегии хладнокровного соблазнителя. В Южной ссылке Пушкин жил в доме генерала Н.Н.Раевского, у которого было шестеро детей. С его сыном Николаем поэт дружил, а две его дочери – Мария и Елена – ранили его сердце безответной любовью. Елена была самой красивой из четырех дочерей Раевского. Пушкин искренне любовался ею, а Мария вызывала нежное чувство обожания. Об этом свидетельствуют стихи. В письме к Анне Петровне Керн он хоть и пишет о жестокости женщин, кружащих голову, «кому ни попало» и радующихся оттого, что кто-то страдает «в честь и во славу» их, но вместе с тем, называет ее «божественной». А чего стоит его невольный возглас: «Ах, вы, чудотворка или чудотворица!» Но лучшим доказательством сильного и искреннего чувства являются его знаменитые стихи «Я помню чудное мгновенье…» Любовь рождает вдохновенье, умножает жизненные силы, пробуждает душу поэта. Вот в чем смысл любви для Пушкина. «Ты рождена воспламенять воображение поэтов» пишет он в стихотворении «Гречанка», посвященное Калипсо Полихрони, на некоторое время вызвавшая у поэта сердечный жар. Как видим, ни одно из многочисленных любовных приключений Пушкина, не полонило его сердце целиком. Он многим говорил о любви, но по-настоящему любил лишь музу, которая посещала его вместе с любовью к женщине.

  3. Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» – это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек – один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.
    С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь – высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность. У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума. Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.
    По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.
    Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

    Заключение

    Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь – это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ – это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.
    Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

  4. Тема любви в лирике А. Пушкина (2)

    И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
    Что не любить оно не может.
    А. С. Пушкин
    Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
    Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
    Жизнью дайте ж насладиться;
    Жизнь, увы, не вечный дар!
    В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него &#151 это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.
    Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта &#151 это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
    У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:
    Молись и Вакху, и любви
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Здесь любовь &#151 это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина &#151 это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
    Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
    В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил…” поэт провозглашает бескорыстную любовь:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк &#151 в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, &#151 уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, &#151 как страстное и прощальное пожелание.
    В стихотворении “На холмах Грузии…” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.
    Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
    Что не любить оно не может.
    Великий русский поэт показал, что любовь &#151 это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье…”, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье.
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период &#151 это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
    Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. “Как женщину, ты родину любил”, &#151 говорит он в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Также это свойственно Блоку (“Россия”) и Маяковскому (“Письмо Татьяне Яковлевой”). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

    Пушкин А. С.

    “Поэт гармонии, согласия и счастья” На вопросы журнала “Костер” отвечает Юрий ПРОЗОРОВ &#151 директор Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук
    Стихи
    Биография А. С. Пушкина
    Статья о жизни А. С. Пушкина в Петербурге “Демутов трактир”
    Случаи из жизни лицеистов
    Анна Керн. “Когда великие были маленькими”

    Сказки

    А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
    А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
    А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
    А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

    Сочинения

    Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение
    Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение
    Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
    А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Сочинение
    Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сочинение
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
    Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни”. Сочинение
    Онегин и Ленский. Сочинение
    Онегин и Татьяна. Сочинение
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
    “…Я так люблю Татьяну милую мою” Сочинение
    “Татьяна русская душою…” Сочинение
    Статья о поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
    По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Материалы к сочинению
    Где живет Черномор?
    “Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина
    О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Тема любви в лирике А. Пушкина (2)
    Тема дружбы в лирике Пушкина (2)
    “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни” (2)
    Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
    “Татьяны милый идеал”
    “Лишний человек” Онегин
    Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
    Мой первый друг… Статья о Пущине

  5. Любовь в творчестве А.С. Пушкина – великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски. В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком:
    Я Вас любил, так искренно, так нежно,
    Как дай Вам Бог любимой быть другим.
    Не секрет, что Александр Сергеевич Пушкин был любвеобильным мужчиной, ему нравились женщины, он был пылок, влюбчив. Внешнюю красоту ему заменяли обаяние, общительность, веселость, умение привлекать внимание противоположного пола.
    Находясь в Одессе, в южной ссылке, поэт пережил сильные чувства, оставившие глубокий след в его душе, к жене начальника – генерала Воронцова – Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Это была красивая и умная женщина. Прощаясь с Пушкиным, она подарила поэту кольцо–«талисман» и свой портрет в золотом медальоне.
    Пушкин поэтически отразил чувства к этой женщине в стихотворениях «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание славы».
    В далеком теплом краю, «там, где море вечно плещет», «волшебница, ласкаясь», ему «вручила талисман», сказав, что «в нем таинственная сила», которая спасет его «от недуга, от могилы», от любой беды («Талисман»).
    Южный край – намек на южную ссылку поэта, а таинственная волшебница – это и есть Е.К. Воронцова.
    Живя в Михайловском, Пушкин нередко получал письма от Елизаветы Ксаверьевны и тогда надолго запирался в своем кабинете. Он все еще не мог забыть этой женщины, но их дороги были разными, и они оба это понимали. Наверное, именно в эти минуты уединения и родились проникновенные строки стихотворения «Сожженное письмо»:
    Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
    Как долго медлил я! как долго не хотела
    Рука предать огню все радости мои!..
    Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
    Поэт сжигает дорогое его сердцу письмо, пытаясь убедить себя, что это необходимо: надо забыть прошлое, так как у этого прошлого нет будущего. Письмо сгорело, осталась горка пепла. Этот пепел не что иное, как воспоминания, память о любви. От памяти нельзя уйти. Да лирический герой этого и не хочет:
    … Пепел милый,
    Отрада бедная в судьбе моей унылой,
    Останься век со мной на горестной груди.
    Лирическому герою дороги эти воспоминания о былом счастье.
    В 1819 году в Петербурге на одном из светских балов Пушкин заметил среди гостей молоденькую незнакомку, в которой было что-то притягательное. Хозяйка дома поведала поэту: это ее племянница, Анета Керн, жена генерала Ермола Керна. Муж намного старше ее, живут они в глуши, где стоит полк генерала. Весь этот вечер Пушкин был занят только Анетой. Спустя шесть лет, в 1825 году, Пушкин, живя в ссылке в Михайловском, часто посещал имение соседей Осиповых – Тригорское, где вновь встретил Анету. Эта встреча привела поэта к непродолжительному, но сильному увлечению. Прощаясь с Анетой, поэт подарил ей экземпляр второй главы романа «Евгений Онегин». Между листами этого произведения Анета обнаружила листок бумаги со стихотворением «Я помню чудное мгновенье».
    Композитор Глинка написал на слова этого стихотворения красивую музыку. В произведении запечатлен скорее не образ женщины, а ощущение от него, но очень сильное. Нам представляется что-то хрупкое, возвышенно-прекрасное. Правда, встреча с этим прекрасным «видением» была мимолетной (поэт имеет в виду первую встречу с Керн). Далее последовала шестилетняя разлука, но в памяти лирического героя «звучал голос нежный», «снились милые черты». Однако годы шли, и образ понравившейся женщины постепенно тускнел. «Я забыл твой голос нежный, твои небесные черты», – признается лирический герой. Но судьба даровала ему еще одну встречу с Анетой:
    Душе настало пробуждение,
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное видение,
    Как гений чистой красоты.
    Встреча снова была мимолетной, но и этого оказалось достаточно, чтобы душе поэта «настало пробуждение». В стихотворении тема любви стоит рядом с темой поэтического вдохновения: для поэта нет любви без вдохновенья и нет вдохновенья без любви.
    Одним из самых красивых стихотворений в творчестве Пушкина является стихотворение «Мадонна», которое он посвятил своей будущей жене Наталье Николаевне Гончаровой:
    Исполнились мои желания, Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    Светлый образ любимой женщины поэт окружает ореолом святости.
    Итак, для поэта важна не только внешняя красота любимой (хотя, безусловно, он неравнодушен к женской красоте). Любимая женщина – это еще и олицетворение духовной красоты; он относится к ней по-рыцарски пылко.

  6. Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
    В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье – / Пускай умру, но пусть умру любя!»
    В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.
    Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, – это любовь.
    В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому что в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.
    Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.
    Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть – убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.
    Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.

  7. Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведениям Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    Сочинение по теме “Тема любви в творчестве А.С. Пушкина”
    Любовь…. Что это? Чувство, которое способно окрылять и делать человека счастливым или губительная страсть, затмевающая разум и освобождающая главные пороки души? Что порождает она в каждом из нас? Быть может вдохновение и стимул к моральному развитию? Или ревность, способную уничтожить все на своем пути? Или все же любовь – это нечто неопределенное, то, ради чего нет смысла менять привычный образ жизни и отказываться от свободы?
    На мой взгляд, однозначного ответа на этот вопрос нет. Любовь видится для каждого из нас по-своему, исходя из полученного опыта и системы мировоззрения. По-разному предстает это бессмертное чувство и в творчестве писателей и философов всех времен и народов. Любовь к родной земле, к матери, к братьям по духу, к мужчине и женщине, к единомышленникам и даже к животным есть ничто иное как притяжение, которое испытывает человек к чему-то определенно.
    Противоречивость любви ярко прослеживается в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, который описывал это чувство и как наивысшую радость, и как боль души и страдание. В его знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновение» перед нами предстает любовь как воспоминание о чудесном миге, подаривший автору вдохновение. Это чувство в понимании поэта олицетворяет саму жизнь, а время без него он сравнивает с существованием, лишенным смысла. В строках:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    он выражает идею о том, что только любя человек может в полной мере раскрыть всю полноту бытия. Образ возлюбленной автор олицетворяет с абсолютной красотой.
    Не менее интересная линия любви прослеживается и в романе «Евгений Онегин». Сюжет поэтического романа рассказывает о сложной истории взаимоотношений +между молодым ловеласом и простой девушкой из сельской глубинки, которая была безответно в него влюблена. В постоянной череде новых возлюбленных Евгений Онегин не сразу различил истинную любовь, и только после того, как увидел ее в обществе собственного мужа, он понял насколько она ему дорога. В строках Татьяны Лариной к своему возлюбленному:
    Я вышла замуж. Вы должны,
    Я вас прошу меня оставить,
    Я знаю в вашем сердце есть
    И гордость и прямая честь.
    Я вас люблю (к чему лукавить)
    Но я другому отдана
    Я буду век ему верна
    перемешаны с одной стороны обреченность от того, что она больше не свободна, а с другой стороны безответная любовь, которая вызывает в ее душе ворох грусти и печаль.
    Роман «Евгений Онегин» наиболее близок мне по духу, потому как образ главного героя во многом отражает дух нашего времени. Деградация семейных ценностей, прививает нашему обществу новые стереотипы поведения, отличительной стороной которого есть непостоянство в любви. И это обесценивает само чувство, ставя его на один уровень с менее значимыми. Однако, и сейчас можно встретить любовь в ее истинном проявлении, многогранность и сила которой не может не вызывать восторга.

  8. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «Тема любви в творчестве Пушкина»
    Пушкин – все сочинения
    Любовь — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство. Именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. С любовью приходит и поэтическое вдохновение. Проникновенно и страстно писал о любви А. С. Пушкин. Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера только человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”, посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Керн. Пушкин передал ей это стихотворение, когда Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Каждая строчка этого трогательного произведения наполнена искренностью и мыслями поэта о том, что любовь для него — не просто наслаждение и радость, но и живительный источник вдохновения — творческой и жизненной энергии. Когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение “Я вас любил…”. Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — “Талисман”, “Храни меня, мой талисман”, “Сожженное письмо” — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворения “Талисман” и “Храни меня, мой талисман”. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:
    В бурю, в грозный ураган,
    Головы твоей, мой милый,
    Не спасет мой талисман.
    В стихотворении “Храни меня, мой талисман” более серьезно относится к талисману:
    Храни меня, мой талисман,
    Храни меня во дни гоненья,
    Во дни раскаянья, волненья:
    Ты в день печали был мне дан.
    Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении “Сожженное письмо” (1825 г.):
    Уж перстня верного утратя впечатленье,
    Растопленный сургуч кипит…
    О провиденье! Свершилось!
    Темные свернулися листы;
    На легком пепле их заветные черты
    Белеют… Грудь моя стеснилась.
    В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение “Мадонна” (1830 г.), посвященное будущей жене поэта — Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Женщина для него — “чистейшей прелести чистейший образец”. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни:
    …и сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

  9. Поэты смертны, их стихи о любви – нет…
    План.
    1. Тема любви – одна из важнейших тем в творчестве Пушкина.
    2. Любовная лирика Пушкина:
    1) стихотворение ««К***» – виртуозное сочетание простоты и философской глубины;
    2) «На холмах Грузии…» – «легкая» зарисовка, исчерпывающе передающая эмоциональное состояние влюбленного человека.
    3. Любовная лирика учит нас ценить чувство любви, которое является смыслом жизни каждого человека.
    Тема любви – одна из важнейших тем в творчестве А.С. Пушкина. Именно любовь вдохновляла поэта на творчество и на жизнь. Поэтому в стихотворениях, посвященных этой теме, рассматриваются и решаются все проблемы бытия – от философских до бытовых.
    Стихотворение Пушкина «К***» – образец гениальной любовной лирики. Оно было написано в 1825 году. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн (1800 – 18790).
    Стихотворение написано в жанре послания. Об этом говорит и его название – «К***». Оно посвящено возлюбленной, которая всколыхнула в лирическом герое все самое светлое, настоящее, возродила его к жизни.
    Основная мысль стихотворения заключается в том, что в лирической героине для поэта сосредоточена сама жизнь. Без нее, без ее обаяния, молодости, красоты, лирический герой потерял ощущение прелести жизни. Он больше не чувствовал «божества, вдохновенья, слез, жизни, любви». И только с новым появлением героини поэт почувствовал, что он живет, он вновь возродился к жизни.
    Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.
    Стихотворение построено как описание жизни героя, освященной двумя событиями: двумя встречами с лирической героиней. Первая встреча была для героя «чудным мгновением»:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать.
    Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл.
    Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.
    Таким образом, в стихотворении можно выделить два основных образа – лирической героини и героя. Мы не знаем внешности героини, поэту важны ее внутренние характеристики, вдохновляющие его, дающие ему силы. Это «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты».
    О герое мы узнаем, что жизнь его была нелегка, наполнена житейскими бурями, невзгодами, тягостными переживаниями. В стихотворении много автобиографических мотивов: есть здесь, например, и намек на ссылки поэта («В глуши, во мраке заточенья»). Свою жизнь герой делит на несколько периодов: встреча с лирической героиней, жизнь без нее, новая встреча с героиней.
    Стихотворение «На холмах Грузии…» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.
    Таким образом, любовная лирика Пушкина – образец любовной лирики. Это признавали уже современники поэта. Она учит нас превыше всего ценить чувство любви, которое является смыслом жизни каждого человека.

  10. Институт экономики,
    управления и права.
    Эссе на тему:
    «Любовь в жизни и творчестве
    А.С.Пушкина».
    Выполнила: студентка I курса
    группы Д 921у  Ибрагимова Л.Я.
    Преподаватель:
    Яковлева Е.Л
    Казань 2013 год.
    Пушкин… Наверное, трудно найти
    человека, который не знал бы этого
    имени. Пушкин входит в нашу жизнь
    в раннем детстве со своими добрыми,
    мудрыми сказками и остается с
    нами до конца, с каждым годом даруя
    нам все больше мыслей и переживаний,
    которые мы черпаем из его произведений.
    И с каждым новым прочитанным
    творением великого поэта мы открываем
    для себя иного Пушкина. Каждый находит
    в нем что-то свое, быть может, близкое
    и понятное только ему. Для кого-то
    Пушкин — учитель, помогающий идти
    по нелегкой дороге жизни. Кто-то ищет
    в его произведениях ответы на
    многочисленные вопросы. А кто-то видит
    в нем просто друга, которому можно
    поведать самые сокровенные тайны
    своей души. Но так или иначе каждый
    из нас в различные периоды своей жизни
    обращался к бессмертным творениям Пушкина,
    черпая в них новые душевные силы, находя
    успокоение израненному сердцу или просто
    отдыхая от житейских проблем в волшебном
    мире стихов Александра Сергеевича.
    Для Пушкина любовь была
    одной из важнейших жизненных
    ценностей. В трагической по мироощущению
    «Элегии», написанной в 1830 году, он высказывает
    свою заветную мечту:
    И может быть —
    на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою
    прощальной.
    Дружба, творчество и свобода
    были для поэта одними из главных
    ценностей человеческой жизни, ценностями,
    без которых жизнь превращается
    в существование. И все же лучшее,
    наиболее возвышенное из всего, что
    может подарить человеку судьба, —
    это любовь. Самое чистое и самое
    прекрасное чувство, которое может
    испытывать человек. Чувство, которое
    отделяет нас от всего остального
    живого мира. Только любовь дает возможность
    прикоснуться к основе бытия и
    познать основу мироздания, с предельной
    силой ощутить себя живущим. Именно
    поэтому духовное начало любви, чистота
    и возвышенность, скрытые в этом чувстве,
    постоянно притягивали к себе поэта. Любовь
    была источником и самых сильных его переживаний,
    и самых совершенных из написанных им
    лирических стихотворений.
    Вся творческая биография
    поэта неотделима от его любовной
    лирики. В изображении А.С. Пушкина,
    как и в самой жизни, любовь
    многолика и многогранна. Ей сопутствуют
    самые разнообразные и противоречивые
    переживания. Все их невозможно перечислить.
    Это и слепая страсть, кипящая
    в крови, и ревность, и робость,
    и уязвленная гордость, вызванные
    неразделенным чувством… Это печаль
    и радость, увлечение и разочарование
    и многое-многое другое…
    К теме любви Пушкин обращался
    на протяжении всей своей творческой
    жизни. Темпераментный стих раскрывает
    любовь поэта к жизни во всем ее
    многообразии, полифонии и многоголосье.
    Он восхищается духовной и физической
    красотой человека. Стихотворение «Я
    помню чудное мгновенье…» пронизано
    грустью, воспоминанием, горестным
    сознанием утраты, счастьем встречи.
    Строки:
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы,
    и любовь —
    раскрывают красоту, пылкость,
    полноту внутреннего мира человека,
    когда он влюблен. Стихотворение
    «Я вас любил…» поражает и трогает
    до глубины души силой человеческого
    достоинства, самопожертвования во
    имя любимого человека. Добровольный
    отказ от личного счастья, амбиций
    ради самого дорогого и единственно
    близкого человека на всем белом свете
    невольно вызывает уважение и восхищение,
    преклонение перед душевной мощью
    автора этих строк.
    Любопытно проследить, как
    изменяются любовные переживания поэта
    и его лирического героя по
    мере их взросления. Вот стихотворение
    1825 года «Желание славы». Вспоминая
    об оставившей его возлюбленной, о
    том счастливом времени, когда «…я
    на тебя глядел и думал: ты моя…», лирический
    герой горделиво заявляет:
    …И ныне
    Я новым для меня
    желанием томим:
    Желаю славы я, чтоб
    именем моим
    Твой слух был поражен
    всечасно, чтоб ты мною
    Окружена была, чтоб
    громкою молвою
    Все, все вокруг
    тебя звучало обо мне…
    Четыре года спустя подобная
    ситуация вызовет уже иные ощущения
    в душе поэта. Во время путешествия
    в Арзрум он создает лирическое восьмистишие,
    ставшее шедевром мировой любовной
    лирики:
    На холмах Грузии
    лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко;
    печаль моя светла;
    Печаль моя полна
    тобою,
    Тобой, одной тобой…
    Унынья моего
    Ничто не мучит,
    не тревожит,
    И сердце вновь горит
    и любит — оттого,
    Что не любить оно
    не может.
    Итак, теперь утрата возлюбленной
    не вызывает в душе лирического героя
    эгоистических переживаний. Он желает
    счастья прежде всего для любимой женщины,
    и, если ока нашла его с другим мужчиной,
    значит, тот ее достоин.
    Пушкин — тонкий психолог.
    С какой искренностью, правдивостью
    смог он передать чувства молодой
    девушки в письме Татьяны к
    Онегину! Любовная лирика поэта не позволяет
    ни одному сердцу оставаться холодным.
    Любовь в поэтическом
    мире Пушкина — это упоительное
    чувство, которому невозможно сопротивляться.
    Это закон природы, закон человеческого
    сердца. Не раз обманувшись в своем пылком
    порыве, не раз разочаровавшись в любимой
    женщине, поэт снова и снова возвращается
    к любви, не задумываясь он ныряет в ее
    омут, всецело и беззаветно отдаваясь
    вновь захлестнувшему его чувству.
    И хоть порой уже и «не
    к лицу» и «не по летам», но
    «болезнь любви» опять берет сердце
    в плен, заставляя его «пылать
    и забываться». Сила жизни неизменно
    побеждает разочарование, жажду
    спокойствия, стремление к трезвому
    взгляду на законы реальности: «И сердце
    вновь горит и любит — оттого,
    что не любить оно не может».
    Большое число своих стихов
    Пушкин посвятил весне. Весна — пора
    любви, пора надежд и разочарований,
    встреч и разлук, радостей и горечи.
    Стихотворения, посвященные возлюбленным,
    наполнены чистотой и нежностью:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась
    ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой
    красоты.
    Любовь не всегда бывает
    разделенной, счастливой. Кого-то счастье
    само встречает, а кто-то должен пройти
    тернистый путь, ведущий к нему.
    Однако даже в разочаровании нет
    злости и ненависти:
    Я вас любил: любовь
    еще, быть может,
    В душе моей угасла
    не совсем;
    Но пусть она вас
    больше не тревожит;
    Я не хочу печалить
    вас ничем.
    Разлука, разочарование, отсутствие
    взаимности в зрелой пушкинской лирике
    редко оборачиваются безысходным
    унынием, тоской и неприязнью. Поэт
    умел «подниматься над обстоятельствами»,
    находить в любви «светлое» начало,
    невзирая ни на какие барьеры, преграды
    и трудности. Любовь — сама по себе
    уже есть настоящее счастье, одно
    ее присутствие доставляет истинное,
    ни с чем не сравнимое наслаждение.
    Любить — значит быть счастливым независимо
    от того, взаимная это любовь или нет. Это
    истина, понять которую могут многие, а
    принять и следовать ей — единицы. Удивительная
    вера в жизнь, искреннее преклонение перед
    обаянием и красотой женщины давали Пушкину
    возможность и силы вместо уныния испытывать
    «светлую печаль», вместо упреков — благословлять.
    Покончив с беспутными
    похождениями юности, А.С. Пушкин земной
    идеал нашел в своей жене Н.Н.
    Гончаровой, И ее образ в воображении
    поэта оказался слит со светлым ликом
    Божьей Матери, Мадонны. Именно так
    обращается он к Наталье Николаевне
    в стихотворении «Мадонна»:
    Исполнились мои желания.
    Творец
    Тебя мне ниспослал,
    тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести
    чистейший образец.
    Говоря о любовной лирике
    А.С. Пушкина, нельзя обойти молчанием
    самое совершенное его творение
    — роман в стихах «Евгений Онегин».
    Разумеется, сам роман по жанру
    не относится к лирике, но в нем
    очень сильно лирическое начало, и
    это касается не только так называемых
    «лирических отступлений», но и строк,
    посвященных любовным отношениям героев.
    Здесь можно выделить два «письма»:
    Татьяны к Онегину и Онегина
    к Татьяне. Их несомненная лирическая
    природа подчеркнута, в частности,
    тем, что каждое из них поэт наделяет
    собственным заголовком, отказываясь
    от разработанной им для основной
    ткани романа «онегинской строфы».
    «Письмо Татьяны к Онегину» — это эмоциональный
    выплеск первого любовного чувства, зародившегося
    в сердце юной девушки, неопытной, неискушенной,
    полностью доверившейся своему избраннику.
    Заканчивая его, она восклицает:
    Но так и быть! Судьбу
    мою
    Отныне я тебе вручаю,
    Перед тобою слезы
    лью,
    Твоей защиты умоляю…
    …………………………….
    Кончаю! Страшно перечесть…
    Стыдом и страхом
    замираю…
    Но мне порукой ваша
    честь,
    И смело ей себя
    вверяю…
    Письмо Онегина Татьяне
    носит иной характер. Оно написано
    зрелым человеком, много испытавшим
    на поприще «науки страсти нежной».
    Но и для него новая неожиданная
    любовь становится толчком к душевному
    перевороту, заслоняет собой весь
    мир. Если бы кто-то решил вывести
    «формулу любви», то ее поэтическим
    выражением вполне могли бы стать
    слова Евгения Онегина из его
    письма Татьяне:
    Нет, поминутно видеть
    вас,
    Повсюду следовать
    за вами,
    Улыбку уст, движенье
    глаз
    Ловить влюбленными
    глазами,
    Внимать вам долго,
    понимать
    Душой все ваше совершенство,
    Пред вами в муках
    замирать,
    Бледнеть и гаснуть:
    вот блаженство!
    С тех пор как были написаны
    эти строки, прошло много десятилетий,
    сменилось несколько эпох. Но они
    волнуют меня так, как будто написаны
    нашим современником. А чувства,
    выраженные в этих прекрасных стихах,
    такие же, какие может пережить
    каждый из нас, молодых людей начала
    XXI века. Поэтому я считаю, что, может
    быть, некоторые стихотворения А.С.
    Пушкина, связанные с политическими
    и историческими событиями его
    времени, не очень важны и интересны
    для нашего поколения. Зато его любовная
    лирика будет читаться и нами, и
    нашими детьми и внуками. Ведь любовь
    — это вечное чувство, которое
    всегда будет освещать жизнь человека.
    Тема любви в поэзии
    Пушкина выходит за рамки лирической
    исповеди о конкретных переживаниях,
    превращается в своеобразную философию
    чувства, в размышление о смысле
    человеческой жизни.
    Любовь сама по себе есть
    целый мир, и жить в этом мире —
    есть счастье, даруемое нам щедрой судьбой,
    счастье, которое требует от человека
    искренности, открытости, чистоты и
    благородства. Но понять эту простую
    истину может только влюбленный…
    Без вдохновения, созданного
    любовью, Пушкин не смог бы творить
    свои прекрасные произведения о любви.
    Поэтому поэту требовалось постоянное
    состояние влюбленности. Его муза
    — любовь. Свою поэтическую энергию
    Пушкин черпал именно в ней:
    Пройдет любовь, умрут
    желанья;
    Разлучит нас холодный
    свет;
    Кто вспомнит тайные
    свиданья,
    Мечты, восторги прежних
    лет?

  11. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
    Мир лирики Пушкина богат и разнообразен. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим чувствам. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный период. В это время Пушкиным были написаны южные поэмы. В поэме “Цыгане” два необычайных героя. Алеко — человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане — дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. Но впоследствии у Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени.
    Пушкин проповедует самоотречение в любви. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Любовь — это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Поэт осуждает Алеко за его ревность к Земфире, отмечая, что нельзя лишать жизни другого человека.
    Оставь нас добрый человек!
    Мы дики, нет у нас законов,
    Мы не терзаем, не казним.
    Не нужно крови нам и стонов
    Но жить с убийцей не хотим…
    В “Бахчисарайском фонтане” Пушкин также выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за ревностную любовь к хану.
    Кроме южных поэм, Пушкин написал немало стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина — это радость и утонченное наслаждение для души. Любовь у Пушкина — это животворящая сила. Поэт проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Содержание стихотворения “Я вас любил…” отражает эти убеждения Пушкина:
    Но пусть она вас больше не тревожит
    Я не хочу печалить вас ничем…
    Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.
    Как дай вам бог любимой быть другим…
    Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в то же время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение.
    Великолепным образцом интимной лирики Пушкина является стихотворение “К***”, написанное в Михайловском, где поэт встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых:
    Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…
    Пушкин очень романтично раскрывает образ своей возлюбленной: “чудное мгновенье”, “гений чистой красоты”. Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее передать черты своей возлюбленной.
    Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни поэта. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством. Пробужденная душа раскрылась для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое состояние души, когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил. Второе состояние проявляется в момент душевного угнетения — воспоминание утрачено. Третье — красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами.
    Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами: Н.А. Некрасовым, А.А. Блоком, В.В. Маяковским… Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества М.Ю. Лермонтова.

  12. Тема любви в лирике А. С. Пушкина.

    Стихотворения поэта, написанные в жанре любовной лирики, отличаются особым гуманизмом и обладают философским началом. Поэт считает, что любовь – одно из самых ярких проявлений человеческой натуры.
    В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написанном в 1829 году, автор говорит о том, что жизнь без любви не может быть полноценной. Даже в том случае, если это чувство повергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить», потому что «не любить оно не может»:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою,
    Тобой, одной тобой… Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит – оттого,
    Что не любить оно не может.
    Тему неразделённого чувства поэт затрагивает в стихотворении «Я вас любил…». Печаль автора вызвана не приходом любви, а расставанием с любимой женщиной. Поэт готов пожертвовать собой ради её счастья:
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В послании Е. А. Полторацкой автор способен преодолеть любые трудности, чтобы оказаться рядом с возлюбленной:
    Когда помилует нас бог,
    Когда не буду я повешен,
    То буду я у ваших ног,
    В тени украинских черешен.
    Поэт уверяет читателя, что любовь может околдовать своими чарами не только юношу, но и уже зрелого, искушённого жизненным опытом человека. В стихотворении «Признание» Пушкин говорит, что «болезнь любви» неизлечима:
    Без вас мне скучно, – я зеваю;
    Без вас мне грустно, – я терплю;
    И, мочи нет, сказать желаю,
    Мой ангел, как я вас люблю!
    В стихотворении «К***» (послание А. П. Керн) образ возлюбленной предельно обобщён. Такими эпитетами, как «милые черты», «голос нежный», можно наделить любую красивую женщину:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Любовь ассоциируется у Пушкина с вдохновением. Светлые чувства рождают у поэта желание творить, создавать новые шедевры:
    И сердце бьётся в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слёзы, и любовь.
    Лирические произведения Пушкина представляют собой образец идеального отношения к женщине. Стихотворения, написанные в этом жанре, вызывают у читателя только положительные эмоции. Простота и музыкальность пушкинского стиха позволяет нам переживать всю полноту этого великого чувства вместе с поэтом.

  13. Любовь — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство. Именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. С любовью приходит и поэтическое вдохновение. Проникновенно и страстно писал о любви А. С. Пушкин. Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера только человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”, посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Керн. Пушкин передал ей это стихотворение, когда Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Каждая строчка этого трогательного произведения наполнена искренностью и мыслями поэта о том, что любовь для него — не просто наслаждение и радость, но и живительный источник вдохновения — творческой и жизненной энергии. Когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение “Я вас любил…”. Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — “Талисман”, “Храни меня, мой талисман”, “Сожженное письмо” — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворения “Талисман” и “Храни меня, мой талисман”. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:
    В бурю, в грозный ураган,
    Головы твоей, мой милый,
    Не спасет мой талисман.
    В стихотворении “Храни меня, мой талисман” более серьезно относится к талисману:
    Храни меня, мой талисман,
    Храни меня во дни гоненья,
    Во дни раскаянья, волненья:
    Ты в день печали был мне дан.
    Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении “Сожженное письмо” (1825 г.):
    Уж перстня верного утратя впечатленье,
    Растопленный сургуч кипит…
    О провиденье! Свершилось!
    Темные свернулися листы;
    На легком пепле их заветные черты
    Белеют… Грудь моя стеснилась.
    В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение “Мадонна” (1830 г.), посвященное будущей жене поэта — Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Женщина для него — “чистейшей прелести чистейший образец”. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни:
    …и сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *