Презентация на тему сочинение рассуждение

5 вариантов

  1. Учимся писать
    сочинение-рассуждение
    Часть 15.3
    1. Как написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
    1. Как написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
    2. Какова роль языковых единиц в тексте.
    3. Какие способы обработки информации использовать при написании сочинения.
    1. Тезис и комментарий к нему.
    1. Тезис и комментарий к нему.
    2. Аргументы:
    а) из предложенного текста,
    б) из жизненного опыта.
    3. Вывод – заключение.
    Каждая часть сочинения пишется с красной строки!
    Тезис – основная мысль,
    Тезис – основная мысль,
    которая требует объяснения и доказательства.
    ПОНЯТИЙНЫЙ ДРУЖБА – ЭТО БЕСКОРЫСТНЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛЮБВИ, ДОВЕРИИ, ИСКРЕННОСТИ, ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЯХ, ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ.
    ПОНЯТИЙНЫЙ ДРУЖБА – ЭТО БЕСКОРЫСТНЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛЮБВИ, ДОВЕРИИ, ИСКРЕННОСТИ, ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЯХ, ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ.

    СИНОНИМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – ЭТО ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ.

    ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ДОБРО – ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ.

    КОМБИНИРОВАННЫЙ СОСТРАДАНИЕ – ЭТО ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ВЫЗЫВАЕМОЕ НЕСЧАСТЬЕМ ИЛИ БЕДОЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЖИВОТНОГО.
    Что такое совесть?
    Что такое совесть?
    Были ли у Вас минуты, когда «совесть гложет», испытывали ли Вы муки совести?
    Когда такое бывает?
    Как Вы обычно ведете себя, если чувствуете свою неправоту?
    Напишите об этом несколько предложений.
    Попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Что такое совесть?»
    Прокомментируйте его.
    Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
    Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

    (Избегайте формулировки: совесть – это когда…)
    Комментарий – это интерпретация, объяснение, размышление, подводящее к основной части сочинения. Например,…
    Комментарий – это интерпретация, объяснение, размышление, подводящее к основной части сочинения. Например,…
    Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.
    (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. (2)Ещё никогда литературу нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3)Его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4)С нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил его:
    (5)– Ну и что же вы нам сегодня расскажете?
    (6)Он достал из помятого портфеля книгу и начал читать. (7)Это была повесть Катаева «Сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8)Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке. (9)Кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно. (10)В каком-то месте учитель нашёл у Катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.
    (11)– А вы-то откуда знаете? – язвительно спросил я.
    (12)– Я воевал, – ответил он, и я сразу умолк.
    ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
    (13)Однажды Иван Васильевич раздал тетради с домашними работами. (14)Я открыл свою и увидел «тройку». (15)У Витальки Кулешова, моего соседа по парте, стояла «четвёрка». (16)Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.
    (13)Однажды Иван Васильевич раздал тетради с домашними работами. (14)Я открыл свою и увидел «тройку». (15)У Витальки Кулешова, моего соседа по парте, стояла «четвёрка». (16)Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.
    (17)– Ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18)– Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»?!
    (19)В классе стало тихо. (20)Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь. (21)Он взял её, поднес к самым глазам.
    (22)- Да чего там смотреть! (23)Всё и так ясно!
    (24) Учитель взглянул на меня. (25)Мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в глыбу снег. (26)Старик кивнул, как бы соглашаясь сдаться, и тихо произнёс:
    (27)- Я прошу у тебя прощения!
    (28)Что-то словно нашло на меня…
    (29)Я не был жестоким и бесчувственным, но желание минутного превосходства заглушило во мне жалобный вскрик совести.
    ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА
    (30)- Да на что мне ваши извинения, вы оценку исправьте! – насмешливо бросил я.
    (30)- Да на что мне ваши извинения, вы оценку исправьте! – насмешливо бросил я.
    (31)Он взял ручку и исправил мне оценку: зачеркнул «тройку» и поставил «четвёрку». (32)Так я одержал свою победу, а на душе стало сумеречно и пусто. (33)Я дал себе слово, что завтра же непременно при всём классе извинюсь перед учителем. (34)Однако на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из нашей школы.
    (35)Наверное, дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. (36)Но когда на следующий день вместо Ивана Васильевича пришла завуч, строгая, властная женщина, моё сердце упало. (37)Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег. (38)Он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со своей позорной победой…
    (39)Я уставился в окно. (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА
    1. Как герой отнёсся к новому учителю?
    1. Как герой отнёсся к новому учителю?
    2. Что двигало учеником, когда он задавал «неудобные вопросы» учителю?
    3. Чего хотел добиться?
    4. Обрадовала ли его победа? Какие слова подбирает автор?
    5. В каких строчках звучит осознание собственной неправоты?
    6. В каких словах выражена основная мысль текста?
    7. Зачем необходимо было показать, что учителем был пожилой человек, фронтовик?
    Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
    Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
    Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что герой…
    В данном тексте есть яркий пример…
    Докажем это, обратившись к тексту…
    Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика, и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, на душе его становится «сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удаётся, учитель увольняется из школы.
    Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика, и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, на душе его становится «сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удаётся, учитель увольняется из школы.
    1.Это Ваша жизненная история, история, произошедшая с другом или родственником.
    1.Это Ваша жизненная история, история, произошедшая с другом или родственником.
    2. Это обращение к прочитанной книге, просмотренному фильму, спектаклю.
    3. Это могут быть исторические факты.

    С примером проявления (понятие) нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например,…
    С примером проявления (понятие) нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например,…
    Подобные примеры можно встретить и в жизни.
    Еще одним подтверждением сказанному может служить поведение (герой, произведение, автор).
    Ещё один пример можно привести из повести В.Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою Володе стыдно было быть сытым, когда вокруг все голодали. Он пытался избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя нашёл бродячую собаку и стал подкармливать её, чтобы успокоить мучившую его совесть.
    Ещё один пример можно привести из повести В.Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою Володе стыдно было быть сытым, когда вокруг все голодали. Он пытался избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя нашёл бродячую собаку и стал подкармливать её, чтобы успокоить мучившую его совесть.
    Вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией.
    Вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией.
    Вводные слова:
    итак, таким образом, следовательно,…
    Речевые формулы:
    Мы пришли к выводу…
    Подводя итог, можно сказать, что…
    Делая выводы из сказанного, мы видим…
    Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она помогает осознать вину, удерживает от дурного поступка, очищает, нравственно оздоравливает человека.
    Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она помогает осознать вину, удерживает от дурного поступка, очищает, нравственно оздоравливает человека.
    Вступление
    Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.
    Аргумент 1
    Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н.Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, «на душе становится сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всем классе. Но совершить добрый поступок ему не удалось, учитель уволился из школы.
    Аргумент 2
    Ещё один пример проявления совести можно привести из повести В.Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою, Володе, стыдно было быть сытым, когда вокруг все голодали. Он пытался избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя нашёл бродячую собаку и стал подкармливать её, чтобы успокоить мучившую его совесть.
    Вывод
    Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она удерживает от дурного поступка, помогает совершить добро, осознать вину, очищает, нравственно оздоравливает человека.
    1. РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕННОГО В ЗАДАНИИ 15.3.
    1. РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕННОГО В ЗАДАНИИ 15.3.
    2. ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ДАННОЕ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
    3. ПРИВЕСТИ ДВА АРГУМЕНТА:
    – ПЕРВЫЙ – ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ВАМ ТЕКСТА,
    – ВТОРОЙ – ИЗ ЖИЗНЕННОГО ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.
    4. СДЕЛАТЬ ВЫВОД.
    5. СОБЛЮДАТЬ ОБЪЕМ СОЧИНЕНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 70 СЛОВ).
    6. НЕ ЗАБЫВАТЬ О СОРАЗМЕРНОСТИ ЧАСТЕЙ.
    1.ПРИВОДЯ ПРИМЕРЫ, НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ.
    1.ПРИВОДЯ ПРИМЕРЫ, НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ.
    2.ПИШИТЕ РАБОТУ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ.
    3.НАЧИНАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ С РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА.
    4.ПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
    1.РУССКИЙ ЯЗЫК.ТЕОРИЯ.5-9 КЛ.: УЧЕБНИК ДЛЯ
    1.РУССКИЙ ЯЗЫК.ТЕОРИЯ.5-9 КЛ.: УЧЕБНИК ДЛЯ
    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / В.В. БАБАЙЦЕВА,
    Л.Д. ЧЕСНОКОВА, – М.: ДРОФА, 2014.-319 с.
    2. ОГЭ 2015. РУССКИЙ ЯЗЫК. ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ
    ВАРИАНТЫ / ПОД РЕДАКЦИЕЙ И.П.ЦЫБУЛЬКО.-М.:
    НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 2014.
    3. http: http://www.fipi.ru (ПРОЕКТ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ВАРИАНТА
    КИМ ОГЭ – 9, 2015.)
    4. http://alfring.ru/zadaniya/
    5. http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/

  2. Сочинение – рассуждение  «Зачем человеку речь?»
    Цели: развивать речь учащихся путём расширения словарного запаса; учить составлять план и работать  с ним; рассуждать, сопоставлять, приводить примеры для доказательства темы. Воспитывать интерес к русскому языку, истории.
    1. Слово учителя.
    «Всякий знает, что превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. Литератор, работая, одновременно превращает и дело в слово, и слово в дело. Основной материал, с которым он работает – слово.
    Народная мудрость очень чутко и метко в форме загадки определяет  значение слова: «Что такое: не мед, а ко всему льнет?»
    Что же такое слово? Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». Заглянем в толковый словарь: «Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение  понятия о предмете». Когда мы произносим какое-нибудь слово,- пишет В.Г.Белинский,- то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком-нибудь предмете, так например, произнося  слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т.е. светом, жгучестью и горением.
    2. Беседа о функции речи, о роли слова.
    – Для чего нужна речь? (ответы)
    М.В. Ломоносов говорил: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».
    – Объясните как вы это понимаете? (ответы)
    Вывод учителя: т.е. речь является средством общения между людьми.
    Великий Л.Н.Толстой  писал: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно  служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
    – Объясните, как слово может быть оружием мира и войны (ответы)
    К.Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
    В.И.Ленин: «Это язык Тургенева, Толстого, Добролюбова,Чернышевского- велик и могуч».
    – Приведите примеры, где через слово великие поэты передавали свою любовь к Родине, бескрайним лесам и рекам…(ответы)
    А.И.Куприн писал: «Язык – история народа»
    – Порассуждайте об этом (ответы)
    Продолжим мысль Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
    А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
    3. Работа над планом (дать готовый план).
    1. Слово – единица речи
    Дать определение речи, можно из словаря.
    Из чего состоит речь?
    2. Функция речи и слова:
    а)  средство общения между людьми
    Как люди общаются?
    б)  средство выражения мыслей
    Можно ли думать без языка?
    в)  оружие мира и войны
    Как может влиять слово на мир во всём мире? Может ли слово разжечь войну?
    г)  история народа
    Что мы знаем об истории, традиции народа
    3. язык великих
    Напишите  какое  высказывание вам понравилось и почему?
    4. индивидуальная работа над сочинением
    Из детских сочинений
    «Русский язык велик и могуч»
    В.И.Ленин
    Речь – это выражение наших мыслей словами. Множество слов, взаимосвязанных между собой по смыслу, составляют речь человека.
    В первую очередь речь помогает людям говорить друг с другом. При встрече двух друзей  завязывается разговор, который называется диалог. Речь бывает устная и письменная. Существует поговорка «что написано пером, то не вырубить топором». В древности люди общались с помощью жестов. Со временем народы разных стран придумали свой язык общения. Поэтому в мире очень много различных языков, которые являются достоянием каждой нации. Речь помогает странам и людям договариваться о мире. Но неосторожная грубая речь может разжечь войну между ними. Поэтому общаясь друг с другом нужно следить за своей речью, чтобы неосторожным словом не обидеть человека. Ведь «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
    Мне очень понравились слова А.И Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
    Атауллина Эвелина

  3. 7
    доказательства, приводимые в поддержку приводимые в поддержку тезиса тезиса должны быть Убедительными, яснее суждение и бесспорнее вывод яснее суждение и бесспорнее вывод потому что
    8
    Этапы работы над заданием 15.2 Напишите сочинение- рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: ” – Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг!”. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. ШАГ 1. Пишем вступление. ШАГ 2. Приводим два аргумента из текста. ШАГ 3. Формулируем вывод. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    9
    Пишем вступление: Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина – Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.
    10
    Приводим 2 аргумента из текста: Аргумент 1 Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина “дивным”. Аргумент 2 Во-вторых, Вильгельм объясняет критику в свой Адрес тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения ).
    11
    Формулируем вывод: Таким образом, “добрый” друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза.
    12
    Этапы работы над заданием 15.3
    13
    Структура сочинения Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления. 2. Основная часть: а) формулирование тезиса; б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта). 3. Заключение (вывод).
    14
    Вступление: Дружба – это разновидность отношений между людьми, основанных на общности интересов, взаимном доверии, привязанности. Это умение защитить, понять и простить того, кого считаешь другом. Это способность пожертвовать многим ради друга. Попробую доказать справедливость моего утверждения, опираясь на отрывок из повести В.Железникова и собственный жизненный опыт.
    15
    Аргумент 1: Одноклассникам Лены Бессольцевой неведомо, что такое дружба, ведь никто из ребят не способен ни понять, ни поддержать, ни посочувствовать. Не только Дима Сомов, которому они единогласно решили объявить бойкот, предал Лену – они все предатели по отношению к ней. А Лена на предательство не способна. Вот что она говорит в финале фрагмента: (Предложения 53 – 55) Эти слова доказывают: дружба – это неспособность на предательство.
    16
    Аргумент 2: Настоящая дружба не раз помогала людям в трудных жизненных ситуациях. Вспомним лицейского друга Пушкина – Ивана Пущина, навестившего опального поэта в Михайловской ссылке и скрасившего его одиночество. Вспомним военные годы, когда солдаты, рискуя собственной жизнью, выносили с поля боя раненых товарищей. Вспомним, как в нашей собственной жизни беда, разделённая с друзьями, уже не казалась такой непоправимой.
    17
    Вывод: Так что же такое дружба? Это особая разновидность отношений между людьми, известная человеку с давних времён. Дружба делает нас сильнее, помогает преодолевать трудности. Да и радость, разделённая с другом, удваивается.
    18
    Фразы – связки: При введении аргументов в сочинение, помимо слов во- первых, во-вторых, можно использовать такие фразы: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста… Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,… Итак,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… В заключение могу сказать, что… Мы убеждаемся в том, что… Обобщая сказанное,… Из этого следует, что…
    19
    Что такое дружба? Дружба – это близкие отношения двух людей, основанные на общности интересов, привязанности друзей. Настоящая дружба не знает ни зависти, ни подлости, ни предательства, но она знает, что такое взаимопонимание, прощение, верность. В тексте Ю.Олеши рассказывается об отношениях двух лицеистов, Виленьки и Пушкина. Это настоящие друзья, готовые понять друг друга. Когда Пушкин в стихах написал обидные строки в адрес Виленьки, тот не обиделся, не стал упрекать друга, а воскликнул: «А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта». У меня тоже есть друг! Его зовут Петром, что в переводе с греческого обозначает «камень». Я часто называю его так: Камень, Камушек, Камнище! И Петька не обижается на меня. Имя очень подходит другу, потому что он тверд в своих решениях, умеет достигать той цели, которую поставил перед собой. Вот только один пример: Петя плохо подтягивался, и за это ему всегда доставалось на уроках физкультуры. Однажды он сказал, что через месяц будет подтягиваться так, как я. И точно! Камень сдержал свое слово! Но и я не стоял в стороне, а помогал ему советом, поддерживал, устраивал соревнование с ним. И мы вместе победили! Таким образом, дружба заключается в том, чтобы друзья шли по жизни нога в ногу, чтобы друг одобрял мои цели, а я – его.(206 слов)
    20
    Что такое дружба? Дружба – это близкие отношения двух и более людей, основанные на общности интересов, привязанности друзей. Настоящая дружба не знает ни зависти, ни подлости, ни предательства, но она знает, что такое взаимовыручка и самопожертвование ради друга. В тексте А.Иванова рассказывается о том, как туристы попали в сложную ситуацию: на реке затор. Катамаран, обойдя одну «расческу», другую, упирается в дерево, а течение реки вот-вот его перевернет. Людям грозит гибель. И всех спасает Овечкин, который, не исполнив команды командира рубить сучья снизу, рискуя жизнью, оседлал ствол и мощными ударами топора отсек его. Катамаран свободен! Друзья спасены! В газете «Комсомольская правда» помещён рассказ о том, как восьмиклассник Александр Канайкин из Оренбурга, когда его друг провалился в полынью, не растерялся, бросился на помощь и вытащил товарища из ледяной воды. Вот это настоящий друг! Таким образом, дружба заключается в том, чтобы друзья всегда были готовы помочь друг другу в беде, а если потребуется, то и спасти!
    21
    22

  4. Сочинение-рассуждение
    6 класс
    Урок развития речи
    Чаплыгина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
    Цель урока:
    Повторить типы речи, вспомнить их различия;
    Научить написанию сочинения-рассуждения: показать структуру рассуждения;
    Развивать понятие честный поступок;
    Формировать культуру письменной речи;
    Мотивация учебной деятельности
    Вопросы к обучающимся:
    Какие три типа речи вы знаете?
    2. Как различаются типы речи?
    3. Что вам известно о тексте повествования?
    4. Какие особенности имеет рассуждение?
    Словарная работа
    В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
    Чаще всего в рассуждении используются наречия
    Практическая работа
    Задание. Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
    Текст 1:
    Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело сто звоном: “Весна пришла!”
    (А. Толстой)
    Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.
    Текст 2:
    На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи не растаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
    (А. Толстой)
    Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).
    Текст 3
    Самое лучшее время года – весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
     
    Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
    Давайте подумаем, из каких составных должен состоять текст типа рассуждения. (записываем)
    Тезиз
    Доказательство (аргументы)
    Вывод
    Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?
    Найдите тезис и доказательства в последнем тексте.
    А сейчас обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. Прочтем его по ролям. Василий Шукшин ДЯДЯ ЕРМОЛАЙ
    Какая проблема затронута в этом тексте?
    К какому типу текста принадлежит текст? Обоснуйте свой ответ.
    Сформулируйте тему текста.
    Правильно ли поступили ребята?
    Как вы считаете, всегда ли надо говорить правду? Почему?
    Закрепление изученного материала
    – Я предлагаю вам подискутировать на эту тему (Работа в группах и с родителями).
    1-ая группа: Правду надо говорить всегда (5-7 аргументов)
    2-ая не стоит всегда говорить правду (5-7 аргументов)
    3-ья группа (родители): правильно ли поступили мальчики (5-7 аргументов).
    Аргументы записываем в таблицу, которая у вас на партах.
    Домашнее задание.
    Сочинение-рассуждение. Дома вы будете рассуждать на тему честности: нужна ли она нам, для чего, что было бы, если бы люди бы всегда говорили неправду, а самое главное, подумайте над вопросом: что лучше горькая правда или сладкая ложь? Приведите аргументы и сделайте вывод.

  5. 5
    Текст добавил: александровна

    7
    Вывод заключительная часть рассуждения может содержать идею рассуждения (то есть перекликаться с тезисом) может содержать риторический вопрос или призыв к чему-то
    8
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 1. Напиши небольшое вступление (связанное с темой сочинения, с тем, о чем пойдет речь) 2. Сформулируй тезис (ответь на поставленный в задании вопрос)
    9
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 3. При переходе к аргументам используй выражения: это можно доказать так… докажем это в этом можно легко убедиться и вот почему (и др.) Можно использовать вопросительное предложение со словами почему, для чего…
    10
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА ) 4.При написании аргументов используй вводные слова, указывающие на порядок мыслей и их связь: во-первых, во-вторых… наконец 5. Каждый аргумент подтверди примером из текста и обязательно объясни.
    11
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 6. При переходе к примеру используй слова: например, приведем пример, обратимся к примеру из текста, вот один из ярких примеров…
    12
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 7. Вывод может состоять из одного или нескольких предложений, может подвести итог всего рассуждения, а может предложить читателю сформулировать итог самому
    13
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 8. Вывод свяжи с аргументами при помощи слов: поэтому, вот почему, сделаем вывод, из всего сказанного следует, следовательно (и др.)
    14
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) Итак, план сочинения-рассуждения: 1. Вступление. 2. Тезис ый аргумент +пример из текста + его анализ 4. 2-ой аргумент +пример из текста + его анализ 5. Вывод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *