Пример сочинения на литературную тему 11

6 вариантов

  1. Какие герои живут по чести?
    Честь и бесчестие. Два нравственных понятия, которые абсолютно противоположны друг другу. Но живущие рядом, а иногда идущие рука об руку.
    Как жить по чести? Что под этим подразумевается? И действительно ли «честь дороже жизни», – как сказал известный немецкий поэт Ф. Шиллер?
    Очень ярко представлен человеком чести герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – Пётр Гринёв. Вырасти бесчестным ему было практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.  Отправляя сына служить Отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … И помни пословицу: береги платье снову, а честь –  смолоду”.
    И Петр берег. По дороге к месту службы он проигрался в карты, но честно отдал долг, не слушая уговоров Савельича.
    Будучи честным человеком, Гринёв не мог терпеть неправду. Ложь Швабрина о семье капитана Миронова, в том числе и о Маше, которую любил Гринёв, воспринимается им как оскорбление. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Что касается Швабрина, то он в произведении — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятие “честь” вовсе не существует. Ему ничего не стоит присягнуть другому государю, оклеветать человека, и даже выстрелить в спину, в то время как Гринев и тут благороден.
    Ещё один герой чести – Остап из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
    Два брата: Остап и Андрий… Их обоих Тарас Бульба воспитывает одинаково, в первую очередь внушая каждому, что превыше всего – любовь к Родине, к родной земле.
    Для Остапа главное – не потерять своей чести, служить на благо Отчизны. В бою со шляхами он показывает неистовую храбрость, уважение к своим товарищам, верность своей Отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергают его страшным мукам, он не говорит ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умирает как верный сын своей Родины.
    Для Андрия главным оказалась любовь, но не к Отечеству, а к женщине, которая толкнула его на предательство, а значит на бесчестие. Эта любовь отняла у него дом, брата, отца, и самое главное – честь.  Андрий же кроме презрения вызывает ещё боль и страх, от того, что он не одинок в своих поступках, приводящих к предательству. И погибает он не на поле боя, а от руки своего отца, Тараса Бульбы. Тарас произносит крылатую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью». Андрий сам обрёк себя на забвение, сделав себя бесчестным среди своих товарищей.
    Таким образом, мы понимаем, что человек чести всегда остаётся победителем. Такие качества как честность, благородство, смелость помогают пройти все испытания с достоинством.

  2. Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.
    Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
    Вступление ? в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
    Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ? это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
    Заключение ? обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.
    Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

    Пример сочинения

    Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
    (279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.
    Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.
    Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.
    В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

    Критерии оценки

    Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.
    Рекомендуемый объем ? 150 ? 200 слов.
    Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ? 1 балл. Сочинение написано не по теме ? 0 баллов.
    Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ? двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ? если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ? две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
    Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ? если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
    Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ? замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ? нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
    Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ? три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ? 0 баллов.
    Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ? 14.
    Автор: Алёна Бузькевич

  3. Речевые клише для написания выпускного сочинения.
    Вступление
    Тема-вопрос
    Как вы понимаете значение слов “честь” и “бесчестие”?
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(ответ на вопрос).
    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (ответ на вопрос)
    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос)
    Тема-утверждение
    “Береги честь смолоду”, – утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с народной мудростью. Действительно,…
    “Честь – вот истинная красота!” – утверждал Р.Роллан. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно,…
    Жизнь дороже чести… Трудно не согласиться с этой мыслью. Действительно, …
    Тема – ключевые слова (номинативное предложение)
    Путь чести и путь бесчестия… Что значит идти путем чести или путем бесчестия? (далее см. тема-вопрос)
    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит идти путем чести или путем бесчестия. На мой взгляд, …
    Каждый человек задавался вопросом: что же значит идти путем чести или путем бесчестия?(далее см. тема-вопрос)
    Основная часть
    Тезис
    Формулировка главной мысли сочинения
    Для солдата выбрать путь чести значит умереть с достоинством, но не изменить присяге. Путь бесчестия – это путь предательства.
    Обращение к произведению
    Многие писатели обращались к этой теме. Так, в романе….
    К теме… обращались многие русские и зарубежные писатели. Так, в романе….
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении… Так, в романе….
    Обратимся к роману… (автор, название).
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе … (автор, название).
    Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении…(автор, название).
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и … (имя писателя) в … (название произведения).
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении … (автор, название).
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    Вспомним героя повести … (автор, название).
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
    Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
    Автор повествует о…
    Автор описывает…
    Поэт показывает…
    Писатель размышляет о…
    Писатель обращает наше внимание…
    Писатель заостряет наше внимание на …
    Он акцентирует внимание читателя на…
    Он осуждает….
    Он ставит нам в пример…..
    Автор подчеркивает…
    Пушкин утверждает…
    Промежуточный вывод в конце каждого аргумента
    Писатель считает, что…
    Автор хочет донести до нас мысль о….
    Писатель подводит нас к мысли:
    Заключение
    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    В заключение хочется призвать людей к…
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    Хочется верить, что…
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

  4. 4
    Текст добавил: Чувство юмора

    Примеры работ учащихся по заданию С5.1, С5.2, С5.3 с комментариями экзаменатора.
    Орфографические и пунктуационные ошибки, неправильные написание имен и т.п. в работах учащихся намеренно сохранены.
    Почему в финале шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
    «Евгений Онегин»… Это «собранье пестрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую художественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «энциклопедией русской жизни», ведь в нем автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского общества начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность представляет роман «Евгений Онегин».
    Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз-гувернер. Затем Евгений стал вести светскую жизнь: ездить на балы, в театры… Но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отправился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось все на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.
    В это время из-за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт-романтик. Это мечтательный жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни. Онегин и Ленский стали друзьями. «Они сошлись; волна и ка­мень, стихи и проза, лед и камень не столь различны меж собой», — пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимодополнении характеров.
    Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Дело в том, что Ленский предложил Евгению поехать на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать, потому что знал, что из себя представляют подобные торжества. Но Ленский все же уговорил его при­сутствовать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ничего нового для Евгения, и он решил отомстить Ленскому: стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он потребовал от Онегина явиться на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял Ленский. Вот почему А.С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и романтизмом. Человек умер, и его уже не вернешь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился великий поэт.
    Анализ работы:
    Работа Ирины Т. обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, однако автор объясняет ее смысл поверхностно: связывает лейтмотив прощания с молодостью только с сюжетом романа (убийством Ленского), совершенно не рассматривая образ, ми­роощущение и позицию Автора.
    В соответствии со сказанным по первому критерию работа может быть оценена 1 баллом.
    Автор не владеет в достаточной степени теоретико-литературными понятиями, не использует специальных терминов, необходимых для анализа литературного произведения (авторская позиция, лирические отступления и т.д.).
    По второму критерию работа может быть оценена 1 баллом.
    Ирина Т. развивает свою мысль, пересказывая текст романа и даже включая отдельные цитаты, но использование текста не может считаться целесообразным: пересказ уводит автора работы в сторону от проблемы, в некоторых случаях отсутствует комментарий текста.
    Следовательно, по третьему критерию ответ можно оценить 2 баллами.
    Созданный ученицей текст вполне логичен, имеются вступление и заключение, нет нарушений последовательности развития мысли.
    С учетом сказанного по четвертому критерию работа может быть оценена 3 баллами.
    Автор работы свободно владеет речью, не допускает грубых речевых ошибок. Использованная в работе лексика и синтаксические конструкции достаточно разнообразны.
    Четвертый критерий — 3 балла.
    По пятому критерию за работу можно поставить 2 балла.
    В целом работа Ирины Т. может быть оценена 10 баллами.
    Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?
    Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватнической французской армии во главе с Наполеоном. Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Родину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.
    Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своём романе, но он намеренно избегает героизации полководца.
    Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое, в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продвижение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец — не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план действий, который лишь нужно претворить в жизнь.
    В основном у Кутузова лишь одна забота поддержать дух войска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он произносит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он и говорит об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героизации Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из парода, боль его души из-за страданий народа России, и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.
    Анализ работы:
    Автор работы обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет ее смысл поверхностно. Во-первых, Михаил К. ничего не говорит об исторических взглядах Толстого, об отношении писателя к проблеме роли личности в истории, а это крайне важно для об тиснения авторской позиции в изображении Кутузова. Во-вторых, автор работы упоминает только войну 1812 года, а это существенно суживает рассматриваемую проблему
    Следовательно, по первому критерию ответ можно оценить 1 баллом.
    Автор сочинения не употребляет литературоведческие термины, необходимые для анализа литературного материала (образ, средства создания образа, авторская позиция и др.).
    По второму критерию работу можно оценить 0 баллов.
    Михаил К. привлекает текст романа для подтверждения своих мыслей, однако использует лишь поверхностный пересказ общеизвестных мест романа.
    По третьему критерию за работу можно поставить 1 балл.
    Текст ответа логичен, нет повторов и нарушений последовательности развития мысли. Четвертый критерий — 3 балла.
    Стиль работы соответствует ее жанру. Использованные синтаксические конструкции достаточно разнообразны. Автор в целом следует речевым нормам, не допускает грубых речевых ошибок (в работе есть три негрубые речевые ошибки).
    По пятому критерию работу можно оценить 2 баллами.
    В целом работа Михаила К. Может быть оценена 7 баллами.
    Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Сатин к пьесе Максима Горького «На дне» является идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: «Человек — свободен!»
    И пусть Сатин больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствует о том, что вера в жизнь, сама искра жизни нe погасла «на дне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — Бог свободного человека».
    Взгляды, мировоззрения обоих персонажей очень важны. С появлением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захотелось более светлой жизни, хотя они, вероятно, понимали это смутно.
    Если не толкнуть колесо, оно не покатится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и честный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: «Человек — вот правда!» Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.
    Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывает. Есть периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решительное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.
    Лука и Сатин – философы, поэтому они друг друга понимают. И один просто обязан защищать другого. Вот и ответ.
    Анализ работы:
    Автор, безусловно, понимает проблему, предложенную в вопросе, и предлагает объяснение ее смысла. Следует отметить, что Елена П. строит рассуждения от аргументов к тезису, в результате тезис оказывается несколько поверхностным («философы понимают друг друга», «один просто обязан защитить другого»). Рассуждения автора работы достаточно глубоки, они могли бы завершиться более емким тезисом (о близости философских взглядов героев).
    С учетом сказанного по первому критерию за работу можно поставить 2 балла.
    К сожалению, автор сочинения не использует в достаточной мере литературоведческие понятия и термины, особенно необходимые при анализе драматического произведения (конфликт, реплика, авторская позиция и др.). Выпускница ограничилась терминами «афоризм», «идейные противники» Поэтому второй критерий — 1 балл.
    Елена П. хорошо знает текст пьесы, привлекает его достаточно разносторонне и обоснованно (комментируются приведенные цитаты, кратко пересказывается текст).
    По третьему критерию работа может быть оценена 3 баллами.
    Текст логичен, мысль развивается последовательно, без повторов и отступлений от темы.
    По четвертому критерию работу можно оценить 3 баллами.
    Автор текста хорошо владеет речью, речевые ошибки и недочеты отсутствуют. Выпускница использует разнообразные языковые средства для выражения своих мыслей — 3 балла.
    Поэтому по пятому критерию можно поставить 3 балла.
    Таким образом, в целом работа заслуживает 12 баллов.
    Что общего и что различно в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу? (По комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    “Горе от ума” – первая реалистическая драма в русской литературе, завязавшись сначала как любовный конфликт, осложняется противостоянием обществу. Любовная интрига получает развязку, а разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения. Чацкий, хоть и изгнан из фамусовского общества, остался верен своим убеждениям. Сцена диалога Фамусова и Чацкого является завязкой общественного конфликта, выразившегося в противостоянии идей “века нынешнего” (Чацкий) и “века минувшего” (Фамусов и его сторонники). В первом действии Фамусов и Чацкий встречаются как близкие люди, ведь Фамусов воспитывал Александра Андреича после смерти отца, был его опекуном. Сам факт появления Чацкого в доме Фамусова завязывает драматический узел. Чацкий и Софья находятся “по разные стороны барикады”. Софья отвергает Чацкого по тем же причинам, по каким отвергает его Фамусов (вольнодумец, человек другого круга, язвителен, насмешлив, “не свой”). “Да эдакий ли ум семейство осчастливит”, – прямо говорит Софья Чацкому. И далее Софья пользуется теми методами борьбы, которые приняты в ее среде, в ее обществе: клеветой, сплетней, ложью. В итоге интимный, любовный конфликт перерастает в конфликт общественный.
    Софья любит Молчалина за то, что “дружбу всех он в доме приобрел”, что он “уступчив, скромен, тих”. Чацкий не воспринимает признание Софьи всерьез, потому что у него едина норма оценок, которую он считает общеобязательной. Софья живет по принципам своего отца и его сторонников, единственное, в чем она не согласна с ним, что выбор жениха, здесь отец и она расходятся во мнении.
    Софья – составная часть фамусовского общества, а Чацкий – изгнанник этого общества.
    Комментарий экзаменатора
    Экзаменуемый не обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе, он истолковал вопрос упрощенно, в своих рассуждениях не вышел на анализ общей проблематики произведения. Ответ на вопрос практически заключен в последней фразе работы. Части высказывания недостаточно связаны между собой, мысль не развивается, есть логические ошибки (“Софья отвергает Чацкого по тем же причинам, по каким отвергает его Фамусов”), повторы.
    Экзаменуемый в ответе на вопрос обращается к теоретико-литературным терминам (“конфликт”, “диалог”, “завязка”, “развязка”), но часто это обращение не уместно и приводит к фактическим ошибкам. Так, неверно определен жанр произведения (учащийся называет пьесу А.С. Грибоедова драмой, тогда как это комедия). В работе много фактических ошибок, а именно: неверно указана завязка общественного конфликта в пьесе, ошибочно утверждение, что “разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения”.
    Отвечая на вопрос, экзаменуемый достаточно обосновано привлекает текст произведения в виде цитат, при этом сама речь учащегося изобилует большим количеством ошибок (например, “сцена диалога”, “…у него едина норма оценок, которую он считает общеобязательной”, “Софья – составная часть этого общества…” и т. д.). Развернутый ответ оценен 5 баллами.
    Почему повесть “Фаталист” завершает роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”?
    Роман “Герой нашего времени” это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин – герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.
    Открывает повесть “Бэла” где Печорин представляется читателям со слов штабс-капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием “Максим Максимыч”. В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы – дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.
    Последней расположена повесть “Фаталист”. В ней Печорин находится в обществе офицеров-пограничников и заключает пари с одним из них – Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин утверждает, что видит в лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.
    В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в “Фаталисте” получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельсвует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни получил положительный ответ. И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?
    Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов в предисловии заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. “Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечения”.
    Комментарий экзаменатора
    Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, четко формулирует свою позицию, однако в конце работы приходит к ложным выводам. Странно звучит мысль о том, что автор “не помощник” читателю в постижении характера Печорина. Экзаменуемый не разбирается в том, что такое авторская позиция, и не знает, как она может проявляться в произведении.
    В работе есть фактические ошибки, а именно: неверен вывод о роли автора в романе, а также утверждеие, что Печорин находился в кругу офицеров-пограничников, неверны утверждения, что роман это “прежде всего психологическое произведение” и что только в повести “Фаталист” дано представление о мировоззрении Печорина.
    Части работы логически связаны между собой, но высказанные мысли не всегда находят подтверждение и обоснование. Так, рассказывая о пари с Вуличем, экзаменуемый не объясняет, почему второй выстрел был сделан в воздух. В основной части работы пересказ текста преобладает над анализом, текст рассматриваемого произведения привлекается единожды и не вполне целесообразно.
    Отвечая на предложенный вопрос, экзаменуемый показал владение теоретико-литературными терминами, необходимыми для анализа литературного материала. Он использует такие термины, как “роман”, “повесть”, “глава”, “герой”, “психологический портрет”.
    В работе допущен ряд речевых ошибок (“где Печорин представляется”, “Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир”, “обнажает все свои недостатки”, “получили представление о его мировоззрении”, “глава наиболее философская”). Развернутый ответ оценен 8 баллами.
    Какой художественный образ ярче воплощает “жестокость нравов” города Калинова: Дикой или Кабаниха? (По пьесе А.Н. Островского “Гроза”).
    Образы Дикого и Кабанихи, описанные в драме Островского “Гроза” являются одними из центральных во всей системе образов. Именно благодаря этим двум нравственно умершим людям, автор смог раскрыть главную тему пьесы – это жизнь человека в обществе, и как оно способно давить на личность.
    Рассуждать о том, какой образ воплощает “жестокость нравов” города Калинова можно благодаря их действиям и поступкам. Лично я считаю, что это образ Кабанихи, ведь она следует принципам и правилам, царящим в обществе, если она знает, что принята плакать и убиватьсяя когда любимый человек уезжает из дома, то именно этим она заставляет заниматься свою невестку. Благодаря своим репликам она показывает свое невежество и неграмотность. Даже сын ее – Тихон узнав о измене Катерины с Борисом, племянником Дикого, готов простить все жене, но мать наоборот заставляет поколотить жену. Но почему? Да потому что так принято. О многом говорит ее говорящая фамили Кабанова, прозвище – Кабаниха она наверняка придумала себе сама, так ее называет общество, показывая свое отношение к ней. Поступок, совершивший Катерина, не из-за любви к Борису, не из-за того, что он не соглашается брать ее с собой, а из-за окружения. Она не хочет идти домой, считает, что лучше пойти в могилу и идет на самоубийство.
    Многие люди в наше время не понимают своей сути этой проблемы, для меня она близка, так как собственными глазами наблюдала за историей человека, жизнь которого оборвало общество. Надеюсь, что в наши дни не будут править “Кабанихи” со своими жестокими правами.
    Комментарий экзаменатора
    Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объяснил ее смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения. Части высказывания недостаточно связаны между собой, мысль перескакивает с одной проблемы на другую, выдвинутые тезисы не получают должного развития и подтверждения. В работе есть логические ошибки. Так, ошибочно утверждать, что “главная тема… пьесы – это жизнь человека в обществе, и как оно способно давить на личность”. Естественно, пьеса многограннее, чем это представляет себе автор работы.
    Отвечая на вопрос, учащийся не обращается к тексту произведения, суждения текстом не подкрепляются. Однако он демострирует владение теоретико-литературными терминами, хотя не всегда уместное (“тема”, “реплика”, “образ”, “драма”, “говорящая фамилия”).
    Использованные в ответе лексические и синтаксические средства бедны, речевые ошибки затрудняют понимание смысла сказанного (“Поступок, совершивший Катерина, не из-за любви к Борису, не из-за того, что он не соглашается брать ее с собой, а из-за окружения”). Данный ответ оценен 5 баллами.
    Почему Ольге Ильинской не удалось “воскресить” Обломова? (По роману И.А. Гончарова “Обломов”)
    Роман И.А. Гончарова “Обломов” – произведение, заслуживающее особого внимания читателя. Ведь на первый план реалитического произведения автор выдвигает социально-философскую проблематику, которая актуальна в наше время. Это произведение является некой галерей, которая изображает тип героя, опустившегося на дно своей жизни.
    Илья Ильич Обломов – герой лет тридцати – пяти, который ведет скучную и однообразную жизнь, ничем важным не занимаясь, который проводит большинство времени лежа на диване. Еще в юности Обломов строил планы на будущее, мечтал о карьере, но постепенно желание трудиться исчезло у него. Трудностей, выпадающих на его путь, Илья Ильич боялся и отступал от них. Некоторое время ему помогал его друг, Андрей Штольц, который наполнял его энергией и желанием творить, что-то свершать. Но постепенно угасало… Обломов превратился в человека, у которого нет цели и смысла жить. Знакомство с Ольгой Ильинской – важный этап в жизни героя. Она привлекает его внимание, Ольга видит состояние Облома и пытается вернуть его к жизни. И действительно, главный герой начинает осознавать, что ведет бездумную жизнь. Он берется за дела, выезжает на балы, появляется мысль о женитьбе на Ольге, потому что Илья Ильич влюблен и готов пойти на многое. Но идеи, мысли рушатся, как только он попадает в квартиру Пшеницыной, которая, пожалуй, ведет одноообразную жизнь. Обломов ломается и поддается давлению этой женщины. Ольга перестает его интересовать и он забывает насовсем о том, о чем так недавно мечтал. Ольге Ильинской не удалось “воскресить” Обломова. Виной тому общество, среда, люди, которые окружали его; влияние Пшеницыной, Тараньтева, которые сами не знали смысла жизни, у них не было стремления добиться успеха, они боялись изменений в своей жизни. Всё тоже происходило и с Обломовым, который просто напросто не понимал смысла жизни и не стремился к этому. Но русская литература в своей проблематике е ограничивается лишь этим произведением. В пример можно привести произведение “герой нашего времени”, где главный герой – Печорин тоже опускается на дно своей жизни, драма Островского “Гроза”, где быт города, общество губят главную героиню Катерину.
    Порожденный обществом, Обломов ничего не добивается в жизни и вскоре умирает. Воскрешение героя так и не произошло, несмотря на усилия Ольги Ильинской, и причиной тому, по словам И.А. Гончарова, является, “обломовщина”.
    Комментарий экзаменатора
    Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в задании. Он выдвинул необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, но ответить полноценно на вопрос не смог. В работе присутствуют фактические и логические ошибки, вызванные тем, что учащийся не до конца разобрался в проблематике романа и не понял сложный противоречивый образ Обломова во всей его полноте. Гончаров не пытался изобразить героя, опустившегося на дно жизни, как утверждает автор работы. Замысел романа был в другом – показать Россию на рубеже двух эпох: патриархально-крепостнической и буржуазно-пореформенной – и нарисовать еще одного героя времени, ощущающего себя лишним в новой жизни. Также ошибочно утверждение, что давление Пшеницыной заставило Обломова отказаться от своей любви, а также сравнение Обломова с Тараньтевым, который якобы тоже боится изменений в своей жизни. Неверно утверждение учащегося, что Обломов забыл о своей любви к Ольге, тогда как он хранил это глубокое чувство всю жизнь. Вывод, который делает учащийся в конце работы, также нельзя считать правомерным, так как слова об “обломовщине” Гончаров как раз вкладывает в уста своего героя. Обломов, прощаясь с Ольгой, сам выносит себе приговор. Есть в работе и мелкие фактические ошибки, не связанные с пониманием проблематики произведения (например, утверждение, что Обломов, познакомившись на даче с Ольгой, стал выезжать на балы).
    Части высказывания логически связаны между собой, но поверхностное понимание произведения снижает впечатление от ответа экзаменуемого. Надо отметить, что в своем ответе учащийся почти не обращается к теоретико-литературным понятиям (“герой”, “роман”). Текст произведения в ответе не привлекался ни в виде прямого цитирования, ни в виде необходимого пересказа эпизодов. В работе допущены речевые ошибки (“Трудностей, выпадающих на его путь”, “… произведение является некой галерей, которая изображает тип героя, опустившегося на дной свой жизни”, “…проводит большинство времени лежа на диване”, “…которые сами не знали смысла жизни”. Развернутый ответ оценен 5 баллами.
    В чем вы видите причины одиночества Базарова: в реальных общественных условиях жизни или в нем самом? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров одинок. Трудно однозначно ответить на вопрос, в чем причины этого одиночества. Это и реальные общественные условия жизни, также и взгляды, мировоззрение, склад ума самого Базарова…
    Евгений Базаров в силу своих взглядов отвергает все авторитеты, отрицает искусство, презирает поэтов. Он против существующего государственного устройства, против самодержавия, крепостного права, хотя открыто об этом и не заявляет. Подобное отношение к государственному устройству отделяет его от государства.
    Базаров – человек дела. Он может принимать только то, что приносит реальную пользу, движет жизнь вперед. Вот почему герой романа утверждает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта”.
    В природе для Евгения главное не красота, поэтому он говорит: “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Но в природе есть красота, а не только круговорот химических веществ, как думает Базаров. Любовь и все человеческие чувства он также считает “гнилью” и “романтизмом”.
    Такой сугубо практичный, материальный подход к окружающему миру и людям держит его на большой дистанции от того, что вносит в душу теплоту, покой, радость, лишает взаимопонимания.
    Базаров бросает вызов непреходящим жизненным ценностям, и это ставит его в трагическое положение. Несчастная любовь к Одинцовой, возмездие за то, что Базаров искусственно отгородил себя от всех и от всего.
    Комментарий экзаменатора
    Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе, сформулировал свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, но не всегда подкрепляя их необходимыми доводами, при этом части высказывания логически связаны между собой. Использованные синтаксические конструкции и лексика соответствуют жанру высказывания, однако в работе есть речевые недочеты.
    Отвечая на вопрос, учащийся обоснованно привлекает текст произведения в виде прямого цитирования. Теоретико-литературными понятиями почти не пользуется. Данный ответ оценен 10 баллами.
    Почему В.В. Маяковский называл свои сатирические произведения “кавалерией острот”?
    Владимир Владимирович Маяковский – один из самых замечательных поэтов двадцатого века. Он жил и творил в крайне тяжелую эпоху для России. Революция, Гражданская война, начало массовых репрессий – все это не могло не волновать писателя такой величины.
    Особое место в творчестве Владимира Маяковского занимают сатирические произведения. Сам поэт называл свои сатирические стихи “кавалерией острот”. Действительно, автор устремляет “отточенные пики” своей сатиры в двух направлениях: на борьбу с мещанством и на борьбу с бюрократией.
    Его излюбленным приемом в сатирических стихах становится гротеск (совмещение реального и фантастического) и метафора. Вспомним одно из самых известных стихотворений Маяковского “Адище города”:
    Адище города окна разбили
    На крохотные сосущие светами адки.
    Рыжие дьяволы вздымались на автомобили,
    Над самым ухом взрывая гудки.
    Только Маяковский смог со всей точностью запечатлеть картину городской суеты и суматохи, которую не приемлет автор.
    Используя метафору и остроты, в стихотворении “Прозаседавшиеся” осуждает Маяковский бюрократию, новое зародившееся чиновничество. В один ряд с этим произведением становятся стихотворения “Фабрика бюрократов”, “Бумажные ужасы”, “Канцелярские привычки”.
    Маяковский задыхается в городе, в котором живет, он протестует против существующих беспорядков. Под прицел попадают не только чиновники “крупного калибра”. Многие произведения обнажают мелочную сущность мещанства.
    В пьесах “Клоп” и “Баня” Маяковский продолжает борьбу с мещанством новой советской окраски. Сам художник слова говорил о пьесах так: “Обработанный и вошедший в комедии материал – это громада обывательских фактов”. Главный персонаж пьесы “Клоп” Пьер Скрипкин (Присыпкин) – мещанин нового типа, порождение советских условий жизни. В образе Победоносикова (пьеса “Баня”) Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения аппаратно-управленческого свойства, к тому времени исказившее демократическую систему народовластия. Да, нас, читателей, просто поражает, с какой силой, остротой автор раскрывает злободневные проблемы!
    Жизнь постоянно сталкивала поэта с бюрократией, польку она врастала в систему власти. Для поэта, который таки неистово торопил время, считая, что скоро придет коммунизм, окружающая действительность не должна была быть неестественной, жестокой. Не случайно, наверное, после поэмы “Хорошо!” он собирался написать поэму “Плохо”. Замысел, увы, не был осуществлен, но его сатирические стихи возмещают этот пробел.
    Несмотря на мощную критическую атаку, Маяковский остался верен своим идеалам. Он вступил в противоречие с бюрократической системой, показал ее несостоятельность и бесполезность, раскрыл всю сущность мещан. Маяковский хотел вывести страну на истинный путь, полный веры, добра, правды и справедливости. В этом его заслуга.
    Комментарий экзаменатора
    Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе, он четко сформулировал свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы. Учащийся продемострировал хорошее знание произведений Маяковского, текст рассматриваемых произведений привлекается обоснованно. Экзаменуемый показал хорошее владение теоретико-литературным аппаратом. Части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части. Учащийся раскрывает предложенную проблемы на примере стихотворений Маяковского, а затем обращается к анализу поэм. Использованные синтаксические конструкции и лексика разнообразны и соответствуют жанру высказывания. Развернутый ответ оценен 15 баллами.
    Что для героев рассказов А.И. Солженицына значит “жить не по лжи”? (На примере одного из произведений писателя)
    На примере рассказа А.И. Солженицына “Матренин двор” я могу сказать, что “жить не по лжи” это значит жить в согласии со всеми односельчанами, никому не желать плохого, ни на кого не обижаться, права свои не предъявлять в наглом виде.
    Первоначально название рассказа “Не стоит земля без праведника”. А кто такой праведник? Это человек, который живет по законам, сохраняя обычаи и традиции, такова Матрена. Сколько она помогала соседям на огороде, сестрам по хозяйству, колхозу, в котором состояла. (“Придет жена управляющего колхоза и просит чтобы помогла на сенокосе, да чтоб приходила со своими вилами”). А к зиме от колхоза никакой помощи. Вот и ходила за восемь километров на торфоразработки. А сырой торф оченя тяжелый и нести его тяжело. Одного мешка хватало на один зимний день.
    А если нужна какая-нибудь справка, Матрена идет за три километра в другую деревню, оттуда посылают в райцентр за подписью. А бывало придет Матрена за справкой в другую деревню, просидит целый день, а ей скажут, что секретаря сегодня не будет. И идет Матрена обратно домой без справки. Так и жила Матрена, ни на кого обиду и зла не держала.
    Давайте обратим внимание на заголовок рассаза “Матренин двор”, может быть в нем и заключается смысл высказывания “жить не по лжи”. Весь колхоз был ее двором. Всем она помогала и ни на кого обиду и зла не держала. Матрена – праведник.
    Комментарий экзаменатора
    Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объяснил ее поверхностно, не выходя на анализ общей проблематики произведения. В своем ответе учащийся привлекает текст произведения, однако это не является достоинством работы, так как в ней преобладает пересказ. Теоретико-литературными понятиями автор работы не пользуется. Допущена одна речевая ошибка (“…права свои не предъявлять в наглом виде”). Ответ оценен 8 баллами.

  5. ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ
    Для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».
    Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).
    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
    Сочинение оценивается по пяти критериям.
    Критерии №1 и № 2 являются основными.
    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям  1 и  2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).
    При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.В подсчет включаются все слова, в том числе и служебные. Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
    Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
    Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
    Критерий № 1 «Соответствие теме»
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 4 «Качество письменной речи».
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий №5 «Грамотность»
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  6. Было то время, когда я сам сдавал ЕГЭ по литературе и хотел увидеть воочию те идеальные сочинения, за которые ставят максимальный балл. Нынешнему поколению я предоставляю эту возможность. Ниже представлены сочинения части С5. Авторы составители сочинений Е.Л. Ерохина, М.А. Аристова, Е.В. Зуева, Е.М. Крамчаткина. Год выпуска издания 2011.
    Жуковский В.А
    С какой целью В.А. Жуковский вносит русские фольклорные мотивы в традиционный балладный сюжет? (по балладе «Светлана»)
    Грибоедов А.С
    Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Можно ли утверждать, что Чацкий обречен на одиночество?
    Комедия или драма? (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Почему Фамусов и его гости так охотно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого?
    Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
    Какую роль в раскрытии темы ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет образ Молчалина?
    В чем беда и вина Софьи? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий: победитель или побежденный?
    Есть ли «лишние герои» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    Пушкин А.С
    Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти?
    В чем проявляется избранничество поэта? (По лирике А.С. Пушкина)
    Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в лирике Пушкина?
    В чем смыл пушкинского определения: «Цель поэзии — поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина)
    Почему «Евгений Онегин» назван Пушкиным «свободным романом»?
    В чем новаторство образа автора в романе «Евгений Онегин»?
    Чем похоже и чем различается столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»?
    Почему именно дуэль Онегина и Ленского является центральным эпизодом сюжета романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    «Недуг» Онегина: проблема дворянина начала XIX века или «вечная проблема»?
    Как в образе Евгения Онегина воплощается традиционная для пушкинского творчества тема свободы?
    Как соотносятся интересы личности и государства? (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)
    Что является главной причиной изменения героев в романе «Евгений Онегин»?
    В чем заключается «разность» между Автором и героем в романе «Евгений Онегин»?
    С какой целью Пушкин в романе «Евгений Онегин» изображает особенности литературной жизни начала XIX века?
    Почему в финале шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
    Характер Татьяны: цельность или противоречивость? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    В чем заключается нравственный выбор героя в романе Пушкина «Капитанская дочка»?
    Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является стихия?
    Согласны ли вы с утверждением, что тема милосердия — ведущая тема в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
    Почему в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» русский бунт назван «бессмысленным и беспощадным»?
    Пугачев в изображении Пушкина: злодей или жертва исторических обстоятельств? (по роману «Капитанская дочка»)
    С какой целью в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изображает конфликт между героями разных эпох?
    Лермонтов М.Ю
    Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова)
    Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)?
    «Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?
    Как вы понимаете слова В.Г. Белинского: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью»?
    Является ли Печорин трагическим героем?
    В чем заключается противоречивость характера Печорина?
    Что является самым важным для Печорина: честь, долг, совесть, свобода?
    С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Является ли Печорин фаталистом? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Гоголь Н.В
    Почему «Мертвые души» — поэма?
    Почему Н.В. Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма?
    Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков — подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»?
    В чем заключается символизм повести «Шинель»?
    Трагичен или смешон Акакий Акакиевич? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
    С кем из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соотносится понятие «хлестаковщина»?
    Островский А.Н
    В чем главное отличие Катерины от других жителей города Калинова? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Можно ли назвать Катерину трагической героиней? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Тургенев И.С
    В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
    Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?
    Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?
    В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)
    Гончаров И.А
    На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    В чем причина бездеятельности Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Фет А.А
    Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?
    Некрасов Н.А
    В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?
    Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Салтыков-Щедрин М.Е
    В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?
    Достоевский Ф.М
    Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-нравственных исканий героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Чем «маленький человек» в изображении Достоевского отличается от своих литературных предшественников?
    Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся с главными событиями духовной жизни героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев?
    Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского — полноправный герой романа?
    Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание»?
    Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении?
    Толстой Л.Н
    Кто из героев, по вашему мнению, ближе к толстовскому пониманию национального характера — Тихон Щербатый или Платон Каратаев?
    Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?
    Чехов А.П
    Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?
    Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)
    Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования?
    Чем смешны и чем страшны герои в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?
    Можно ли говорить о разрушении традиции изображения «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»?
    Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    В чем заключается символическое значение образа вишневого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»?
    Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности — «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Бунин И.А
    Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
    Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?
    Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»?
    Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени и психологии?
    Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма?
    Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала XX века?
    Горький М.
    Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Шолохов М.А
    Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
    Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
    Булгаков М.А
    В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
    Другие сочинения по литературе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *