Сочинение на тему в чем своеобразие типа купринского героя
8 вариантов
Творчество Александра
Ивановича Куприна формировалось
в годы революционного подъема.
Ему всю жизнь была близка тема
прозрения простого русского
человека, который жадно искал
правду жизни. Все свое
творчество Куприн и посвятил раз
разработке этой сложной
психологической темы. Его
искусству, по выражению
современников, была присуща
особая зоркость видения мира,
конкретность, постоянное
стремление к познанию.
Познавательный пафос
купринского творчества сочетался
со страстной личной
заинтересованностью в победе
добра над всяким злом. Поэтому
большинству его произведений
присуща динамика,
драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на
роман приключений. По обилию
встреч с людьми, жизненных
наблюдений она напоминала
биографию Горького. Куприн много
странствовал, выполнял
разнообразную работу: служил на
заводе, работал грузчиком, играл
на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества
Куприн испытал сильное влияние
Достоевского. Оно проявилось в
рассказах “Впотьмах”, “Лунной
ночью”, “Безумие”. Он пишет о
роковых мгновениях, роли случая
в жизни человека, анализирует
психологию страстей человека. В
некоторых рассказах того периода
говорится о том, что человеческая
воля беспомощна перед стихийной
случайностью, что разум не может
познать таинственные законы,
которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении
литературных штампов, идущих
от Достоевского, сыграло
непосредственное знакомство с
жизнью людей, с реальной русской
действительностью.
Он начинает писать очерки. Их
особенность в том, что писатель
обычно вел неспешную беседу с
читателем. В них были хорошо
видны четкие сюжетные линии,
простое и детализированное
изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-
очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания
Куприна завершились наиболее
крупной вещью, которая отражала
реальность. Это была повесть
“Молох”. В ней писатель
показывает противоречия между
капиталом и подневольным
трудом человека. Он сумел
уловить социальные особенности
новейших форм
капиталистического производства.
Гневный протест против
чудовищного насилия над
человеком, на чем основан в мире
“Молоха” промышленный расцвет,
сатирический показ новых хозяев
жизни, разоблачение
беззастенчивого хищничества в
стране чужеземного капитала —
все это ставило под сомнение
теории буржуазного прогресса.
После очерков и рассказов повесть
была важным этапом в творчестве
писателя.
В поисках нравственных и
духовных идеалов жизни, которые
писатель противопоставлял
уродству современных
человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг,
нищих, спившихся артистов,
голодающих непризнанных
художников, детей неимущего
городского населения. Это мир
безымянных людей, которые
образуют массу общества. Среди
них и старался найти Куприн своих
положительных героев. Он пишет
рассказы “Лидочка”, “Локон”,
“Детский сад”, “В цирке” — в этих
произведениях герои Куприна
свободны от влияния буржуазной
цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет
повесть “Олеся”. Схема повести
традиционна: интеллигент,
человек обыкновенный и
городской, в глухом углу Полесья
встречает девушку, которая
выросла вне общества и
цивилизации. Олеся отличается
непосредственностью, цельностью
натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь,
неограниченную современными
социальными культурными
рамками. Куприн стремился
показать явные преимущества
“естественного человека”, в
котором он видел духовные
качества, утраченные в
цивилизованном обществе.
Творчество Александра
Ивановича Куприна формировалось
в годы революционного подъема.
Ему всю жизнь была близка тема
прозрения простого русского
человека, который жадно искал
правду жизни. Все свое
творчество Куприн и посвятил раз
разработке этой сложной
психологической темы. Его
искусству, по выражению
современников, была присуща
особая зоркость видения мира,
конкретность, постоянное
стремление к познанию.
Познавательный пафос
купринского творчества сочетался
со страстной личной
заинтересованностью в победе
добра над всяким злом. Поэтому
большинству его произведений
присуща динамика,
драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на
роман приключений. По обилию
встреч с людьми, жизненных
наблюдений она напоминала
биографию Горького. Куприн много
странствовал, выполнял
разнообразную работу: служил на
заводе, работал грузчиком, играл
на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества
Куприн испытал сильное влияние
Достоевского. Оно проявилось в
рассказах “Впотьмах”, “Лунной
ночью”, “Безумие”. Он пишет о
роковых мгновениях, роли случая
в жизни человека, анализирует
психологию страстей человека. В
некоторых рассказах того периода
говорится о том, что человеческая
воля беспомощна перед стихийной
случайностью, что разум не может
познать таинственные законы,
которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении
литературных штампов, идущих
от Достоевского, сыграло
непосредственное знакомство с
жизнью людей, с реальной русской
действительностью.
Он начинает писать очерки. Их
особенность в том, что писатель
обычно вел неспешную беседу с
читателем. В них были хорошо
видны четкие сюжетные линии,
простое и детализированное
изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-
очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания
Куприна завершились наиболее
крупной вещью, которая отражала
реальность. Это была повесть
“Молох”. В ней писатель
показывает противоречия между
капиталом и подневольным
трудом человека. Он сумел
уловить социальные особенности
новейших форм
капиталистического производства.
Гневный протест против
чудовищного насилия над
человеком, на чем основан в мире
“Молоха” промышленный расцвет,
сатирический показ новых хозяев
жизни, разоблачение
беззастенчивого хищничества в
стране чужеземного капитала —
все это ставило под сомнение
теории буржуазного прогресса.
После очерков и рассказов повесть
была важным этапом в творчестве
писателя.
В поисках нравственных и
духовных идеалов жизни, которые
писатель противопоставлял
уродству современных
человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг,
нищих, спившихся артистов,
голодающих непризнанных
художников, детей неимущего
городского населения. Это мир
безымянных людей, которые
образуют массу общества. Среди
них и старался найти Куприн своих
положительных героев. Он пишет
рассказы “Лидочка”, “Локон”,
“Детский сад”, “В цирке” — в этих
произведениях герои Куприна
свободны от влияния буржуазной
цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет
повесть “Олеся”. Схема повести
традиционна: интеллигент,
человек обыкновенный и
городской, в глухом углу Полесья
встречает девушку, которая
выросла вне общества и
цивилизации. Олеся отличается
непосредственностью, цельностью
натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь,
неограниченную современными
социальными культурными
рамками. Куприн стремился
показать явные преимущества
“естественного человека”, в
котором он видел духовные
качества, утраченные в
цивилизованном обществе.
Творчество Александра
Ивановича Куприна формировалось
в годы революционного подъема.
Ему всю жизнь была близка тема
прозрения простого русского
человека, который жадно искал
правду жизни. Все свое
творчество Куприн и посвятил раз
разработке этой сложной
психологической темы. Его
искусству, по выражению
современников, была присуща
особая зоркость видения мира,
конкретность, постоянное
стремление к познанию.
Познавательный пафос
купринского творчества сочетался
со страстной личной
заинтересованностью в победе
добра над всяким злом. Поэтому
большинству его произведений
присуща динамика,
драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на
роман приключений. По обилию
встреч с людьми, жизненных
наблюдений она напоминала
биографию Горького. Куприн много
странствовал, выполнял
разнообразную работу: служил на
заводе, работал грузчиком, играл
на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества
Куприн испытал сильное влияние
Достоевского. Оно проявилось в
рассказах “Впотьмах”, “Лунной
ночью”, “Безумие”. Он пишет о
роковых мгновениях, роли случая
в жизни человека, анализирует
психологию страстей человека. В
некоторых рассказах того периода
говорится о том, что человеческая
воля беспомощна перед стихийной
случайностью, что разум не может
познать таинственные законы,
которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении
литературных штампов, идущих
от Достоевского, сыграло
непосредственное знакомство с
жизнью людей, с реальной русской
действительностью.
Он начинает писать очерки. Их
особенность в том, что писатель
обычно вел неспешную беседу с
читателем. В них были хорошо
видны четкие сюжетные линии,
простое и детализированное
изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-
очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания
Куприна завершились наиболее
крупной вещью, которая отражала
реальность. Это была повесть
“Молох”. В ней писатель
показывает противоречия между
капиталом и подневольным
трудом человека. Он сумел
уловить социальные особенности
новейших форм
капиталистического производства.
Гневный протест против
чудовищного насилия над
человеком, на чем основан в мире
“Молоха” промышленный расцвет,
сатирический показ новых хозяев
жизни, разоблачение
беззастенчивого хищничества в
стране чужеземного капитала –
все это ставило под сомнение
теории буржуазного прогресса.
После очерков и рассказов повесть
была важным этапом в творчестве
писателя.
В поисках нравственных и
духовных идеалов жизни, которые
писатель противопоставлял
уродству современных
человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг,
нищих, спившихся артистов,
голодающих непризнанных
художников, детей неимущего
городского населения. Это мир
безымянных людей, которые
образуют массу общества. Среди
них и старался найти Куприн своих
положительных героев. Он пишет
рассказы “Лидочка”, “Локон”,
“Детский сад”, “В цирке” – в этих
произведениях герои Куприна
свободны от влияния буржуазной
цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет
повесть “Олеся”. Схема повести
традиционна: интеллигент,
человек обыкновенный и
городской, в глухом углу Полесья
встречает девушку, которая
выросла вне общества и
цивилизации. Олеся отличается
непосредственностью, цельностью
натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь,
неограниченную современными
социальными культурными
рамками. Куприн стремился
показать явные преимущества
“естественного человека”, в
котором он видел духовные
качества, утраченные в
цивилизованном обществе.
III вариант
А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и “любви, верной до смерти”. Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.
Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. В повести “Суламифь” писатель показал чистое и нежное чувство: “Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!”
Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Герой этого повествования, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: “Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”. Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.
“Молчать и гибнуть”… Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милей жизни. “Маленький” человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.
В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Повесть “Олеся” построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — “дитя природы”, человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.
“Олеся” — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн по называет человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.
Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы человечества — проблемы любви.
Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.
Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.
В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.
Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.
Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.
В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.
Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к “маленькому” человеку. Так возникает повесть “Гранатовый браслет”, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.
У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.
Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.
Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.
Творчество Александра
Ивановича Куприна формировалось
в годы революционного подъема.
Ему всю жизнь была близка тема
прозрения простого русского
человека, который жадно искал
правду жизни. Все свое
творчество Куприн и посвятил раз
разработке этой сложной
психологической темы. Его
искусству, по выражению
современников, была присуща
особая зоркость видения мира,
конкретность, постоянное
стремление к познанию.
Познавательный пафос
купринского творчества сочетался
со страстной личной
заинтересованностью в победе
добра над всяким злом. Поэтому
большинству его произведений
присуща динамика,
драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на
роман приключений. По обилию
встреч с людьми, жизненных
наблюдений она напоминала
биографию Горького. Куприн много
странствовал, выполнял
разнообразную работу: служил на
заводе, работал грузчиком, играл
на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества
Куприн испытал сильное влияние
Достоевского. Оно проявилось в
рассказах “Впотьмах”, “Лунной
ночью”, “Безумие”. Он пишет о
роковых мгновениях, роли случая
в жизни человека, анализирует
психологию страстей человека. В
некоторых рассказах того периода
говорится о том, что человеческая
воля беспомощна перед стихийной
случайностью, что разум не может
познать таинственные законы,
которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении
литературных штампов, идущих
от Достоевского, сыграло
непосредственное знакомство с
жизнью людей, с реальной русской
действительностью.
Он начинает писать очерки. Их
особенность в том, что писатель
обычно вел неспешную беседу с
читателем. В них были хорошо
видны четкие сюжетные линии,
простое и детализированное
изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-
очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания
Куприна завершились наиболее
крупной вещью, которая отражала
реальность. Это была повесть
“Молох”. В ней писатель
показывает противоречия между
капиталом и подневольным
трудом человека. Он сумел
уловить социальные особенности
новейших форм
капиталистического производства.
Гневный протест против
чудовищного насилия над
человеком, на чем основан в мире
“Молоха” промышленный расцвет,
сатирический показ новых хозяев
жизни, разоблачение
беззастенчивого хищничества в
стране чужеземного капитала —
все это ставило под сомнение
теории буржуазного прогресса.
После очерков и рассказов повесть
была важным этапом в творчестве
писателя.
В поисках нравственных и
духовных идеалов жизни, которые
писатель противопоставлял
уродству современных
человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг,
нищих, спившихся артистов,
голодающих непризнанных
художников, детей неимущего
городского населения. Это мир
безымянных людей, которые
образуют массу общества. Среди
них и старался найти Куприн своих
положительных героев. Он пишет
рассказы “Лидочка”, “Локон”,
“Детский сад”, “В цирке” — в этих
произведениях герои Куприна
свободны от влияния буржуазной
цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет
повесть “Олеся”. Схема повести
традиционна: интеллигент,
человек обыкновенный и
городской, в глухом углу Полесья
встречает девушку, которая
выросла вне общества и
цивилизации. Олеся отличается
непосредственностью, цельностью
натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь,
неограниченную современными
социальными культурными
рамками. Куприн стремился
показать явные преимущества
“естественного человека”, в
котором он видел духовные
качества, утраченные в
цивилизованном обществе.
Творчество Александра
Ивановича Куприна формировалось
в годы революционного подъема.
Ему всю жизнь была близка тема
прозрения простого русского
человека, который жадно искал
правду жизни. Все свое
творчество Куприн и посвятил раз
разработке этой сложной
психологической темы. Его
искусству, по выражению
современников, была присуща
особая зоркость видения мира,
конкретность, постоянное
стремление к познанию.
Познавательный пафос
купринского творчества сочетался
со страстной личной
заинтересованностью в победе
добра над всяким злом. Поэтому
большинству его произведений
присуща динамика,
драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на
роман приключений. По обилию
встреч с людьми, жизненных
наблюдений она напоминала
биографию Горького. Куприн много
странствовал, выполнял
разнообразную работу: служил на
заводе, работал грузчиком, играл
на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества
Куприн испытал сильное влияние
Достоевского. Оно проявилось в
рассказах “Впотьмах”, “Лунной
ночью”, “Безумие”. Он пишет о
роковых мгновениях, роли случая
в жизни человека, анализирует
психологию страстей человека. В
некоторых рассказах того периода
говорится о том, что человеческая
воля беспомощна перед стихийной
случайностью, что разум не может
познать таинственные законы,
которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении
литературных штампов, идущих
от Достоевского, сыграло
непосредственное знакомство с
жизнью людей, с реальной русской
действительностью.
Он начинает писать очерки. Их
особенность в том, что писатель
обычно вел неспешную беседу с
читателем. В них были хорошо
видны четкие сюжетные линии,
простое и детализированное
изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-
очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания
Куприна завершились наиболее
крупной вещью, которая отражала
реальность. Это была повесть
“Молох”. В ней писатель
показывает противоречия между
капиталом и подневольным
трудом человека. Он сумел
уловить социальные особенности
новейших форм
капиталистического производства.
Гневный протест против
чудовищного насилия над
человеком, на чем основан в мире
“Молоха” промышленный расцвет,
сатирический показ новых хозяев
жизни, разоблачение
беззастенчивого хищничества в
стране чужеземного капитала —
все это ставило под сомнение
теории буржуазного прогресса.
После очерков и рассказов повесть
была важным этапом в творчестве
писателя.
В поисках нравственных и
духовных идеалов жизни, которые
писатель противопоставлял
уродству современных
человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг,
нищих, спившихся артистов,
голодающих непризнанных
художников, детей неимущего
городского населения. Это мир
безымянных людей, которые
образуют массу общества. Среди
них и старался найти Куприн своих
положительных героев. Он пишет
рассказы “Лидочка”, “Локон”,
“Детский сад”, “В цирке” — в этих
произведениях герои Куприна
свободны от влияния буржуазной
цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет
повесть “Олеся”. Схема повести
традиционна: интеллигент,
человек обыкновенный и
городской, в глухом углу Полесья
встречает девушку, которая
выросла вне общества и
цивилизации. Олеся отличается
непосредственностью, цельностью
натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь,
неограниченную современными
социальными культурными
рамками. Куприн стремился
показать явные преимущества
“естественного человека”, в
котором он видел духовные
качества, утраченные в
цивилизованном обществе.
Творчество Александра
Ивановича Куприна формировалось
в годы революционного подъема.
Ему всю жизнь была близка тема
прозрения простого русского
человека, который жадно искал
правду жизни. Все свое
творчество Куприн и посвятил раз
разработке этой сложной
психологической темы. Его
искусству, по выражению
современников, была присуща
особая зоркость видения мира,
конкретность, постоянное
стремление к познанию.
Познавательный пафос
купринского творчества сочетался
со страстной личной
заинтересованностью в победе
добра над всяким злом. Поэтому
большинству его произведений
присуща динамика,
драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на
роман приключений. По обилию
встреч с людьми, жизненных
наблюдений она напоминала
биографию Горького. Куприн много
странствовал, выполнял
разнообразную работу: служил на
заводе, работал грузчиком, играл
на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества
Куприн испытал сильное влияние
Достоевского. Оно проявилось в
рассказах “Впотьмах”, “Лунной
ночью”, “Безумие”. Он пишет о
роковых мгновениях, роли случая
в жизни человека, анализирует
психологию страстей человека. В
некоторых рассказах того периода
говорится о том, что человеческая
воля беспомощна перед стихийной
случайностью, что разум не может
познать таинственные законы,
которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении
литературных штампов, идущих
от Достоевского, сыграло
непосредственное знакомство с
жизнью людей, с реальной русской
действительностью.
Он начинает писать очерки. Их
особенность в том, что писатель
обычно вел неспешную беседу с
читателем. В них были хорошо
видны четкие сюжетные линии,
простое и детализированное
изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-
очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания
Куприна завершились наиболее
крупной вещью, которая отражала
реальность. Это была повесть
“Молох”. В ней писатель
показывает противоречия между
капиталом и подневольным
трудом человека. Он сумел
уловить социальные особенности
новейших форм
капиталистического производства.
Гневный протест против
чудовищного насилия над
человеком, на чем основан в мире
“Молоха” промышленный расцвет,
сатирический показ новых хозяев
жизни, разоблачение
беззастенчивого хищничества в
стране чужеземного капитала –
все это ставило под сомнение
теории буржуазного прогресса.
После очерков и рассказов повесть
была важным этапом в творчестве
писателя.
В поисках нравственных и
духовных идеалов жизни, которые
писатель противопоставлял
уродству современных
человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг,
нищих, спившихся артистов,
голодающих непризнанных
художников, детей неимущего
городского населения. Это мир
безымянных людей, которые
образуют массу общества. Среди
них и старался найти Куприн своих
положительных героев. Он пишет
рассказы “Лидочка”, “Локон”,
“Детский сад”, “В цирке” – в этих
произведениях герои Куприна
свободны от влияния буржуазной
цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет
повесть “Олеся”. Схема повести
традиционна: интеллигент,
человек обыкновенный и
городской, в глухом углу Полесья
встречает девушку, которая
выросла вне общества и
цивилизации. Олеся отличается
непосредственностью, цельностью
натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь,
неограниченную современными
социальными культурными
рамками. Куприн стремился
показать явные преимущества
“естественного человека”, в
котором он видел духовные
качества, утраченные в
цивилизованном обществе.
III вариант
А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и “любви, верной до смерти”. Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.
Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. В повести “Суламифь” писатель показал чистое и нежное чувство: “Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!”
Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Герой этого повествования, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: “Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”. Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.
“Молчать и гибнуть”… Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милей жизни. “Маленький” человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.
В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Повесть “Олеся” построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — “дитя природы”, человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.
“Олеся” — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн по называет человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.
Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы человечества — проблемы любви.
Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.
Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.
В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.
Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.
Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.
В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.
Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к “маленькому” человеку. Так возникает повесть “Гранатовый браслет”, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.
У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.
Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.
Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.