Примерные темы на итоговое сочинение

15 вариантов

  1. Что такое месть?
    Что такое великодушие?
    Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
    Что такое «кровная месть»?
    Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
    Можно ли отомстить врагу?
    Можно ли оправдать месть?
    Чем великодушие отличается от благородства?
    Чем великодушие отличается от доброты?
    Как убедить человека отказаться от мести?
    продолжение списка тем

    Искусство и ремесло

    Что такое настоящее искусство?
    Как отличить настоящее искусство от ремесла?
    Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
    Кого можно назвать истинным творцом?
    Почему люди путают искусство и ремесло?
    Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
    Что такое талант?
    Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
    Что можно считать подлинным искусством?
    В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
    продолжение списка тем

    Отцы и дети

    Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
    Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
    Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
    Быть похожим на родителей – это достоинство или недостаток?
    Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
    Быть родителями – это счастье или обязанность?
    Что такое «конфликт поколений»?
    Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?
    Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?
    Почему молодое поколение зачастую не принимает прежние взгляды?
    продолжение списка тем

  2. 2
    Текст добавил: МУЛЬТприрода

    Комплект №3 “Месть и великодушие” (В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане)
    Что такое месть?
    Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
    Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
    Что такое великодушие?
    Можно ли отомстить врагу?
    Можно ли оправдать месть?
    Что такое «кровная месть»?
    Чем великодушие отличается от благородства?
    Как убедить человека отказаться от мести?
    Чем великодушие отличается от доброты?
    Как научить подрастающее поколение великодушию?
    Что значит достойно пережить поражение?
    Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
    Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?
    Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
    Может ли мстительный человек быть счастливым?
    Почему месть разрушает душу?
    Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
    Какого человека можно назвать великодушным?
    Какие качества присущи великодушному человеку?
    Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
    Великодушие – это сила или слабость?
    Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
    Что общего между великодушием и состраданием?
    Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
    Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
    Когда нужно отказаться от мести?
    Комплект №4 “Искусство и ремесло” (Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу)
    Что такое настоящее искусство?
    Как отличить настоящее искусство от ремесла?
    Почему люди путают искусство и ремесло?
    В чём ценность искусства?
    Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
    Над каким искусством время невластно?
    Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
    Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
    Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
    Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
    Что такое талант?
    Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
    Почему искусство называют вечным?
    Можно ли научиться искусству?
    Кого можно назвать истинным творцом?
    Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
    Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
    Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
    Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
    Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?
    Что можно считать подлинным искусством?
    В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
    В чем разница между ремеслом и искусством?
    Может ли ремесленник стать художником?
    Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
    Могут ли способности превратиться в талант?
    Кто такой талантливый человек?
    Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
    Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
    Какова роль искусства в развитии человечества?
    Чем настоящее искусство привлекает человека?
    Комплект №5 “Доброта и жестокость” (Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения)
    Что такое доброта?
    Что такое жестокость?
    Почему люди бывают жестоки друг к другу?
    Чем доброта отличается от милосердия?
    Почему человек должен быть добрым?
    Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
    Может ли доброта принести человеку разочарование?
    Почему доброта и жестокость встречаются вместе?
    Нужно ли сдерживать в себе доброту?
    Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?
    Как человек может воспитывать в себе доброту?
    Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
    Кого можно назвать добрым человеком?
    Кого можно назвать жестоким человеком?
    Уместна ли жестокость на войне?
    Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
    Какими качествами обладает добрый человек?
    Можно ли оправдать жестокость?
    Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    Доброта – это проявление силы или слабости?
    Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    Может ли доброта причинить вред человеку?
    Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    Кого можно назвать жестоким?
    В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
    Нужно ли бороться с жестокостью?
    Что может сделать человека добрее?

  3. 3
    Текст добавил: Оч.ЗаБаВнАя.Я


    Какие темы будут на итоговом сочинении 2017-2018, выпускники узнают только за 15 минут до начала экзамена. Но не стоит паниковать! Вы можете потренироваться в написании сочинений, используя примерные темы от школы «САМАРУС».  Скачать тренировочные темы декабрьского сочинения 2017-2018 можно здесь.
    «Верность и измена»
    1. Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
    2. Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
    3. « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский)
    4. Лучше красота верности или красота внешности?
    5. Можно ли простить измену?
    «Равнодушие и отзывчивость»
    1. Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
    2. Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
    3. Согласны ли Вы с утверждением Н.С.Лескова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»?
    4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
    5. Что, на ваш взгляд, может быть хуже равнодушия?
    «Цели и средства»
    1. Как Вы понимаете мысль Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель»?
    2. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
    3. Как найти цель своей жизни?
    4. Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
    5. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай
    «Смелость и трусость»
    1. Согласны ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
    2. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
    3. Трусливый друг страшнее смелого врага?
    4. Где смелость, там и победа.
    5. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
    «Человек и общество».
    1. Человек для общества или общество для человека?
    2. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
    3. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
    4. «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
    5. Может ли один человек изменить общество?
    Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС» (при использовании материала, указывайте, пожалуйста, авторство).
    No related posts.

  4. 01.09.2018

    РЕАЛЬНЫЕ ТЕМЫ “ОТЦЫ И ДЕТИ” от 5 декабря:

    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – «Отцы и дети».
    Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.
    Другая информация по направлению «Отцы и дети»
    Первым делом в вопросе о темах по направлению ОТЦЫ И ДЕТИ обратим внимание на итоговое сочинение в 2015 году – именно тогда прозвучала тема “Спор поколений: вместе и врозь”. Эта тема практически полностью перекликается с актуальной “Отцы и дети”, поэтому мы смело можем обратиться к РЕАЛЬНЫМ темам 2015 года по направлению “Спор поколений”.

    Реальные темы 2015 года (Спор поколений: вместе и врозь”):

    Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
    Почему так важно сохранять связь между поколениями?
    Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
    «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
    Роль родительского наставления в жизни человека.
    Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
    В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
    Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
    Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
    Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
    Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
    Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
    Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
    Является ли вечным спор поколений?
    Всегда ли ценны заветы отцов?
    «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
    В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
    Трудно ли быть взрослым?
    Какую роль в становлении личности может играть семья?
    Рождается ли истина в споре поколений?
    «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
    Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
    Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
    Почему «отцы и дети» – вечная тема?
    Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
    Что значит быть взрослым?
    Важно ли человеку получить родительское напутствие?
    В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
    Родители и дети: спор или диалог?
    «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

    Возможные темы сочинений:

    Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
    Спор поколений — вечный или временный?
    Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
    Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
    Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
    В чем заключается конфликт между поколениями?
    Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
    Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
    Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
    Почему конфликт отцов и детей вечен?
    Что такое преемственность поколений?
    Почему отцы всегда поучают детей?
    Почему разные поколения не понимают друг друга?
    Почему нужно уважать старших?
    К чему ведет конфликт отцов и детей?
    Как помирить отцов и детей?
    Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
    Кто такие дети в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”?
    Смысл названия романа “Отцы и дети”
    Дети и детство в русской литературе
    Современные проблемы детей
    Любовь и дети
    Роль семьи в жизни человека
    «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
    «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
    Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
    «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
    «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
    «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
    «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

  5. 01.09.2018

    РЕАЛЬНЫЕ темы по направлению «Мечта и реальность»

    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    213. Что помогает мечтам сбываться?
    Ниже – примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – «Мечта и реальность».
    Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.
    Другая информация по направлению «Мечта и реальность»

    Темы сочинений:

    Что такое мечта?
    Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
    Что общего между мечтой и реальностью?
    Чем отличается желание от мечты?
    Почему люди убегают от реальности?
    Чем отличается мечта от цели?
    Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
    Почему люди предают мечту?
    Нужно ли быть верным своей мечте?
    Как меняются ли мечты с возрастом?
    Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
    Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
    Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
    Может ли осуществление мечты принести разочарование?
    Может ли целеустремленный человек мечтать?
    Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
    Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
    Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
    Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
    Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
    Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
    Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
    Что такое «бегство от реальности»?
    Все ли мечты должны сбываться?
    Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
    Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?
    О каком человеке говорят, что он «витает в облаках»?
    Как связаны между собой мечта и реальность?
    Почему мечты не всегда становятся реальностью?
    Что означает «высокая мечта»?
    Когда реальность разрушает мечту?
    Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
    Почему не все мечты сбываются?
    В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
    Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
    Когда мечта превращается в цель?
    Можно ли убежать от реальности?
    Мечтают ли реалисты?
    Какого человека можно назвать «мечтателем»?
    Может ли реальность порождать мечту?
    Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
    Как мечты меняют мир науки, искусства? Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
    Для чего нужны мечты?
    Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
    О чем мечтают герои русской литературы?
    Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
    Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
    Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
    Мечтатель – это фантазер или глупец?

  6. 103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калиниградская область
    112.Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    204.«Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    406.Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    509.Что разрушает дружбу?

    Уральский федеральный округ

    111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Томская область
    101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306.Всегда ли победа возвышает победителя?
    403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Бурятия
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?
    Омская область
    104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    Забайкальский край, Иркутская область
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область, Хабаровский край
    108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край
    105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213.Какими качествами должен обладать человек чести?
    304.Что значит достойно пережить поражение?
    410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

  7. 01.09.2018

    РЕАЛЬНЫЕ темы по направлению «Доброта и жестокость»

    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    508. Что значит быть добрым?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Ниже – примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – «Доброта и жестокость».
    Другая информация по направлению «Доброта и жестокость»
    Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.
    Что такое доброта?
    Что такое жестокость?
    Почему люди бывают жестоки друг к другу?
    Чем доброта отличается от милосердия?
    Почему человек должен быть добрым?
    Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
    Может ли доброта принести человеку разочарование?
    Почему доброта и жестокость встречаются вместе?
    Нужно ли сдерживать в себе доброту?
    Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?
    Как человек может воспитывать в себе доброту?
    Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
    Кого можно назвать добрым человеком?
    Кого можно назвать жестоким человеком?
    Уместна ли жестокость на войне?
    Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
    Какими качествами обладает добрый человек?
    Можно ли оправдать жестокость?
    Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    Доброта – это проявление силы или слабости?
    Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    Может ли доброта причинить вред человеку?
    Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    Кого можно назвать жестоким?
    В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
    Нужно ли бороться с жестокостью?
    Что может сделать человека добрее?

  8. 08.09.2017
    Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
    Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
    Какого человека можно назвать «равнодушным»?
    Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
    Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
    Чем опасно равнодушие?
    Может ли отзывчивость принести разочарование?
    Что значит быть отзывчивым?
    Может ли равнодушие ранить человека?
    Нужно ли учиться сочувствию?
    Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
    Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
    Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
    Всегда ли нужно быть отзывчивым?
    К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
    Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
    Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
    Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
    Можно ли научиться отзывчивости?
    Когда отзывчивость может навредить?
    Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
    Как привить чувство сотрадания детям?
    Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
    Что значит “быть бескорыстным” человеком?
    Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
    Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
    Важно ли уметь прощать?
    Сочувствие и доброта – это синонимы?
    Нужно ли бороться с несправедливостью?
    Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
    Что можно привести  к равнодушию?
    Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
    Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
    Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
    Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
    Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
    Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
    Чем опасно равнодушие к своей стране?
    Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
    Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
    Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
    Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
    только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
    Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
    Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
    Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
    Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
    Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
    По материалам сайта http://rustutors.ru

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
    Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
    Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”

  9. 01.09.2018

    РЕАЛЬНЫЕ темы по направлению «Месть и великодушие» от 5 декабря:

    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    302. Важно ли уметь прощать?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    304. Какого человека называют великодушным?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
    Ниже – примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – «Месть и великодушие».
    Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.
    Другая информация по направлению «Месть и великодушие»

    Темы сочинений:

    Что такое месть?
    Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
    Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
    Что такое великодушие?
    Можно ли отомстить врагу?
    Можно ли оправдать месть?
    Что такое «кровная месть»?
    Чем великодушие отличается от благородства?
    Как убедить человека отказаться от мести?
    Чем великодушие отличается от доброты?
    Как научить подрастающее поколение великодушию?
    Что значит достойно пережить поражение?
    Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
    Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?
    Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
    Может ли мстительный человек быть счастливым?
    Почему месть разрушает душу?
    Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
    Какого человека можно назвать великодушным?
    Какие качества присущи великодушному человеку?
    Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
    Великодушие – это сила или слабость?
    Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
    Что общего между великодушием и состраданием?
    Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
    Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
    Когда нужно отказаться от мести?

  10. 08.09.2017
    Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – Цели и средства.
    Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
    Оправдывает ли цель средства?
    Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?
    Почему важно иметь цель в жизни?
    Для чего нужна цель?
    Согласны ли вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?
    Как вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?
    Достижение какой цели приносит удовлетворение?
    Подтвердите или опровергните высказывание А. Эйнштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?
    Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?
    Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?
    Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
    Что значит «великая цель»?
    Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?
    Как вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
    Может ли человек жить без цели?
    Как вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?
    Можно ли добиться цели, если все против тебя?
    К чему приводит отсутствие цели в жизни?
    Какая разница между истинной и ложной целью?
    Чем мечта отличается от цели?
    Чем опасно бесцельное существование?
    Как вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».
    Как достигнуть цели?
    Согласны ли вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?
    Можно ли судить о человеке по его цели?
    Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
    Как общество влияет на формирование целей?
    Согласны ли вы с утверждением А. Эйнштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?
    Существуют ли недостижимые цели?
    Как вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?
    Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?
    Согласны ли вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?
    В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?
    На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?
    Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
    Какова цель существования человека?
    Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?
    Как вы понимаете словосочетание «идти по головам»?
    Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?
    Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?
    Как вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?
    Список тем предоставлен проектом rustutors.ru

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Цели и средства”
    Понятия и определения для “Цели и средства”
    Как раскрыть тему “Цели и средства”
    Список литературы для направления “Цели и средства”
    Цитаты по направлению “Цели и средства”

  11. 08.09.2017
    Примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по направлению “Человек и общество”.
    В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
    Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
    Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
    Может ли человек существовать вне общества?
    Может ли человек изменить общество?
    Как общество влияет на человека?
    Несет ли общество ответственность за каждого человека?
    Как общество влияет на мнение личности?
    Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.
    Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
    Что такое толерантность?
    Почему важно сохранять индивидуальность?
    Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
    Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
    Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
    Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?
    Нужны ли общественные нормы поведения?
    Какого человека можно назвать опасным для общества?
    Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?
    Можно ли назвать любого человека личностью?
    Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Почему общество должно помогать обездоленным?
    Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
    Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
    В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
    Какова роль личности в истории?
    Как социум влияет на решения человека?
    Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
    Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
    Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
    Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?
    Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Один в поле не воин?
    Что важнее: личные интересы или интересы общества?
    К чему ведет равнодушие общества к человеку?
    Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
    Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
    Почему человек стремится быть оригинальным?
    Нужны ли обществу лидеры?
    Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?
    Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
    Кто такой мизантроп?
    Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
    К чему приводит неравенство в обществе?
    Меняются ли общественные нормы?
    Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?
    Человек ответственен перед обществом?
    Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
    Как человек может изменить историю?
    Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
    Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
    Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
    Можно ли нарушать общественные нормы?
    Каково место человека в тоталитарном государстве?
    Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?
    Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
    Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
    Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
    мужества жить один»?
    Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»
    Что такое равноправие в обществе?
    Для чего нужны общественные организации?
    Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
    Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
    Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
    Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?
    Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
    Чего не хватает современному обществу?
    Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
    Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?
    Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
    По материалам проекта http://rustutors.ru
    Больше информации смотрите в разделе “Итоговое сочинение 2018”.

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Человек и общество”
    Понятия и определения для “Человек и общество”
    Как раскрыть тему “Человек и общество”
    Список литературы для направления “Человек и общество”
    Цитаты по направлению “Человек и общество”

  12. А теперь изучите список тем по регионам:

    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

    106. Когда хочется остановить мгновение?
    202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
    301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
    406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
    503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
    211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
    309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
    409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
    509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калининградская область
    102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
    210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
    304. Почему в любви важно понимать и прощать?
    402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
    504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
    Уральский федеральный округ
    104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
    203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
    303. Что такое «любовь к жизни»?
    405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
    513. Почему некоторые книги люди перечитывают?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область
    105. Как судьба человека связана с историей народа?
    212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
    305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
    407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
    Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
    204. Война и дом.
    312. Можно ли быть счастливым без любви?
    408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
    511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
    Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область
    101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
    201. Что значит в жизни человека родительский дом?
    310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
    412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
    508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область
    108. Может ли человек влиять на ход истории?
    213. Что в доме самое главное?
    313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
    411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
    506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
    205. Дом – это место или люди?
    308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
    413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
    510. Какие произведения становятся классическими?
    Северо-Курильский городской округ
    111. Какие вопросы называют «вечными»?
    209. Может ли человек прожить без Дома?
    306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
    403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
    512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
    206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
    311. Светлые и трагические стороны любви.
    401. Что значит идти дорогой чести?
    502. Почему литературу часто называют «человековедением»?

  13. В 2018-2019 учебном году официально были утверждены пять направления итоговых сочинений по русскому языку. Для написания итогового сочинения Вам будут предложены следующие направления.
    1. «Отцы и дети»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно вечных проблем взаимоотношения отцов и детей, смены поколений.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Отцы и дети». 2. «Мечта и реальность»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно понятий «мечта» и «реальность». Сравнить эти категории, объяснить как они взаимосвязаны и соотносятся друг с другом.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Мечта и реальность». 3. «Месть и великодушие»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет необходимо высказать свои мысли относительно понятий «месть» и «великодушие».
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Месть и великодушие». 4. «Искусство и ремесло»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно понятий «искусство» и «ремесло».
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Искусство и ремесло». 5. «Доброта и жестокость»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет необходимо высказать свои мысли относительно понятий «доброта» и «жестокость». Определить могут ли эти качества уживаться в одном человеке и, как они влияют на формирование личности.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Доброта и жестокость». 6. Общие темы
    В этом направлении представлены сочинения, темы которых будут актуальны всегда.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (<- кликабельно) по направлению «Общие темы».

  14. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ГОД ЛИТЕРАТУРЫ”
    ТЕМА-ВОПРОС
    Что для меня значат книги?
    Какую роль в становлении личности играЮт книги?
    Почему нужно читать?
    Можно ли обойтись без книг?
    Какую книгу я бы порекомендовал прочесть?
    Чем чревато отсутствие интереса к книге?
    Что значит быть талантливым читателем?
    Что значит уметь читать?
    ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
    «Книги суть реки, напояющие вселенную».
    Книга – источник мудрости.
    «Всем хорошим во мне я обязан книгам». (М.Горький)
    Каждый много и вдумчиво читающий человек среди сотен прочитанных им книг без труда назовет те, которые оставили в его сердце самый заметный след.
    «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». (А.С.Пушкин)
    «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать». (Д.И.Писарев)
    «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И.Герцен).
    «Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». (П.А.Павленко)
    «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник». (Э.М. Хемингуэй)
    «Каждую книгу нужно уметь читать».( Б.Паскаль)
    «Мир без книги подобен телу без души».(Цицерон)
    ТЕМА – НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Любимые книги.
    Человек и книга.
    Золотая полка.
    Бессмертие книги.
    Роль литературы в обществе.

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ПУТЬ”

    ТЕМА-ВОПРОС
    Что поможет в выборе правильного пути?
    Что определяет выбор пути?
    Что предстоящий путь нам готовит?
    Чему нас может научить дорога?
    Что может стать преградой на пути к успеху?
    Что мы теряем и что находим по пути?
    Почему образ дороги часто встречается на страницах литературных произведений?
    ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
    «Одним дорога — Млечный путь, Другим — трамвайное кольцо». (Константин Арбенин)
    «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». (О.Генри)
    Благими намерениями вымощена дорога в ад.
    «Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека».(Д.С.Лихачёв)
    Жизнь – путь к счастью.
    Как легко сбиться с пути…
    «На пути своих исканий не бойся бед – в свое время они сменятся радостью». (Хафиз из Шираза)
    Дорогу осилит идущий.
    «Через тернии к звездам…»(Сенека)
    Любая дорога – это неизвестность.
    Каждый человек выбирает свой путь.
    «Каждый идёт своим путём, но не каждый – собственным». (Леонид С. Сухоруков)
    «Мы… отыскиваем свой путь посредством проб и ошибок». (М.Борн)
    «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери)
    Истина — это дорога.
    «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». (Лао-цзы)
    «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе». (Герман Гессе)
    Есть у дороги начало, нет у дороги конца.
    ТЕМА – ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Долгая дорога к дому.
    Путь к себе.
    Дороги, которые мы выбираем.
    Начиная путь…
    Пройти своим путем…
    Путь побед и поражений.
    Путь к успеху.
    Путь в вечность.
    Путь познания и самопознания.
    Поиски пути.
    Ложный путь и путь истинный.
    Своя колея.
    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ВРЕМЯ”
    ТЕМА-ВОПРОС
    Над чем не властно время?
    Что может победить время?
    ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
    Время все меняет…
    Время меняет людей.
    Время покажет…
    «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии…» (С.Есенин)
    «Все течет, все меняется».(Гераклит)
    «Только время принадлежит нам».(Сенека)
    Время -это единственное, что имеет ценность.
    Память – машина времени.
    «Чуткая человеческая память. Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности». (Р. Савинов)
    «Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное: Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения”. (Р.Рождественский)
    «История проходит через дом человека, через его частную жизнь». (Ю.М. Лотман)
    «Самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов». (В.Солоухин)
    «Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени». (к.г.Паустовский)
    «Времена не выбирают, в них живут и умирают». (А.С.Кушнер)
    «Время — кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас — его черты и складки, Приглядевшись, можно взять». (А.С.Кушнер)
    «Что ни век, то век железный». (А.С.Кушнер)
    «Други! время скоротечно, И не видишь, как летит!» (И. И. Дмитриев)
    «Время — это испытанье».(Александр Кушнер)
    «Мгновенья раздают кому позор, Кому бесславье, а кому бессмертие».(Р.Рождественский)
    «Время разбрасывать камни, и время собирать камни».(Экклезиаст)
    «Время, увы, на земле скоротечно… Наша жизнь для Вселенной лишь миг».
    ТЕМА – НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Река времени.
    Человек и эпоха.
    Время жить и время умирать.
    Время выбирать.
    Пора взросления.
    Человек и время.
    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ЛЮБОВЬ”
    ТЕМА-ВОПРОС
    Что важнее: любить или быть любимым?
    Как влияет на сущность человека любовь?
    Почему тема любви не уходит из литературы?
    В чём счастье и драма любви?
    Можно ли обойтись в жизни без любви?
    Есть ли место любви на войне?
    Любовь: поединок без победителей?
    Какую роль в становлении личности может играть любовь?
    Как в любви раскрывается характер человека?
    Что значит «любить»?
    Почему «любовь» – вечная тема?
    В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
    ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
    «Я люблю, и значит – я живу…» (В.С. Высоцкий)
    «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь…» (Аристотель)
    «Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей». (Д. Боккаччо)
    «Любовь — это находить в счастье другого свое собственное счастье». (Г. Лейбниц)
    «Тот, кто любит, должен испытать участь того, кого он любит». (М. А.Булгаков)
    «Любовь никогда не требует, она всегда дает». (М. Ганди)
    «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». (И. С. Тургенев)
    «Истинная любовь очищает, возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». (Н. Г. Чернышевский)
    «Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его». (А.С. Пушкин)
    «Какое это огромное счастье – любить и быть любимым». (А. П. Чехов)
    «Любовь – это сердце всего». (В.В.Маяковский)
    «Краше солнца — нету в мире бога, нет огня — огня любви чудесней!» (М. Горький)
    «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». (Ф. М. Достоевский)
    «Что такое было бы все цели, все труды человека без любви?» (М. Ю. Лермонтов)
    «Любовь смиряет гордые сердца, учит высокомерных снисхождению, но главное ее свойство — все возвышать и облагораживать». (Майн Рид)
    «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека». (В. А. Сухомлинский)
    «Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит». (Л. Н. Толстой)
    «Любить — значит жить жизнью того, того любишь». (Л. Н. Толстой)
    «Все начинается с любви…» (Р. Рождественский)
    «Я дышу – и, значит, я люблю! Я люблю – и, значит, я живу!» (В.С. Высоцкий)
    ТЕМА – НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Любовь и война.
    Сила любви.
    Любовь и честь.
    Первая любовь.
    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ДОМ”
    ТЕМА-ВОПРОС
    Что для меня есть дом и семья?
    Какую роль в становлении личности играет дом и семья?
    Почему образ дома занимает важное место в творчестве писателей?
    ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ
    «Дом – это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом -Это твой дом». (В. Ахундова)
    «Дом там, где мама. Где мама — там твой дом».
    «Где любят нас — лишь там очаг родимый». (Дж.Г. Байрон)
    «Родительский дом – начало начал…» (Ю.Антонов)
    «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».(Ф.А. Абрамов)
    Дом – портрет души.
    Мой дом – моя крепость.
    «Нет места милее родного дома». (Цицерон)
    «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет внаклон». (В. Распутин).
    «История проходит через дом человека, через его частную жизнь». (Ю.М. Лотман)
    Земля – наш общий дом.
    «Всему начало – отчий дом».(А.Дементьев)
    «Свет родимых окон Вечно не померкнет для меня».(А.Дементьев)
    «Здравствуй, милый отчий дом! Будь за нас спокоен. Где б я ни был – ты всегда, Всегда со мною, Я согрет твоим теплом.»(А.Дементьев)
    Дом – понятие многозначное.

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ПУТЬ”

    ТЕМА – НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Возвращение домой.
    Дом и его роль в жизни человека
    Отчий дом
    Память об отчем доме.

  15. 08.09.2017
    Примерный список тем, которые могут использоваться при написании итогового сочинения в 2017/2018 учебном году.
    Какое предательство самое страшное?
    Согласны ли вы с утверждением : «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?
    Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
    Может ли быть неверным благородное сердце?
    Подтвердите или опровергните слова Ф.Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?
    Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?
    Как, по-вашему, связаны верность и дружба?
    Чем опасна измена?
    Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».
    Можно ли простить предательство?
    В чем причины измен и предательств?
    Как вы понимаете слово «верность»?
    Когда возникает выбор между верностью и предательством?
    Важно ли быть верным слову?
    Что толкает человека на измену?
    Может ли быть неверным благородное сердце?
    Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: « Верная любовь помогает переносить все тяготы»?
    Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? ?(К. Мелихан)
    Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?
    Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?
    Можно ли назвать собаку самым верным другом?
    Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?
    Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»?
    Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)
    Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?
    Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».
    Нужно ли быть верным самому себе?
    Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?
    Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)
    Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?
    Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным, значит быть верным самому себе»? (Ошо)
    Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность – это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?
    Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?
    Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?.
    Может ли верность принести человеку разочарование?

    Дополнительные ссылки

    Аргументы “Верность и измена”
    Понятия и определения для “Верности и измены”
    Как раскрыть тему “Верность и измена”
    Список литературы для направления “Верность и измена”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *