Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали. Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его “пробуждение” нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.
Жукова Светлана,
ученица 11 класса,
участница конкурса «Лучший
ученик года»
Эссе на тему: «Что такое равнодушие?»
Равнодушие — это состояние безучастия человека, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Мне кажется, это очень точное определение. Равнодушному человеку неважны происходящие вокруг него и в жизни окружающих людей события. Ему не понятно чувство сострадания, сочувствия, жалости, отсутствует эмоциональность. Такой человек не в состоянии оценивать сложные ситуации со стороны, так как ему это чуждо. Быть равнодушным безнравственно и страшно.
Мне известна ситуация, где равнодушие проявилось в полной мере. В знакомой семье заболел ребенок и срочно нужны были деньги на лечение. Знакомые решили поделиться со своей проблемой и попросить помощи у хорошо знакомого влиятельного человека, а тот, в свою очередь, не проявил никакого интереса к просьбе, не понял горя своих друзей и постарался как можно скорее закончить беседу. В данном случае, не важно, чем закончилась эта история, но это яркий пример человеческого равнодушия и безнравственности.
Каждый человек должен уметь сострадать и быть милосердным. Я думаю, что равнодушие можно предотвратить. Причем, это не так уж и сложно, главное, вовремя понять, что ты уже не чувствуешь сострадания и жалости. Тогда можно, работая над собой, изменить свой внутренний мир, поменять установки, научиться понимать других, точнее, их чувства, мысли. Если вдруг вы начали осознавать, что внутренний мир меняется не в лучшую сторону, то срочно проанализируйте то, как раньше реагировали на ту или иную ситуацию и как это у вас происходит сейчас. Подумайте, как можно исправить это?
Я бы рекомендовала постараться вникнуть и понять ощущения человека, которому сейчас очень тяжело и представить, что эта ситуация произошла с вами. Нужно продумать все мелочи, все детали ваших чувств и проделывать это как можно чаще. Также можно представить радостные моменты, либо вспомнить что-то хорошее. Слушайте более внимательно того, кто доверяет вам, помогите ему хотя бы дельным советом. Кому-то это очень поможет. К чему ведет равнодушие?
Как следствие, равнодушие чаще всего приводит к одиночеству, грусти, тоске. Человек со временем понимает, что с ним уже никто не желает общаться. Ему не с кем поговорить о жизни. В основном, у таких людей нет семьи. Его все считают эгоистом. Но сам он не понимает происходящего. Осознание одиночества и есть понимание равнодушия. Сейчас каждый второй человек на планете отключает эмоции. Но как бы не было частым это явление, чаще люди осознают свою проблему и меняют свою позицию.
Итак, я считаю, что равнодушие ускоряет процесс разрушения личности, которая лишена сострадания и великодушия. Я желаю всем людям встречаться с отзывчивыми и добрыми людьми. Хочу сказать всем: «Берегите и проявляйте свои чувства, и тогда вам будет проще жить».
Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.
(336 слов)
Равнодушие и отзывчивость — это две ключевые и диаметрально противоположные точки в отношениях между человеком и окружающим его обществом. Безразличие по отношению к людям, на мой взгляд, гораздо хуже ненависти, ведь даже жестокие порывы души являются её движением. А равнодушие есть не что иное, как смерть души. К сожалению, равнодушие, порой, формируется под натиском некоторых обстоятельств. Однако и в трудной ситуации можно остаться человеком в полном смысле слова и чувствовать чужую боль, как свою.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, я прибегну к помощи классической русской литературы. Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет собой типичного эгоиста: он озабочен лишь собственным благосостоянием, живёт ради себя и не интересуется жизнью других людей. Дело в том, что общество, в котором обитает богач, проповедует подобные ценности, и именно поэтому стремительно направляется к гибели на своей «Атлантиде». После смерти господина из Сан-Франциско мы видим эти страшные проявления холодности и безразличия во всей красе: без денег и власти он становится никому не нужным, и тело его получает лишь коробку из-под воды, в которой и отправляется в свой последний путь.
Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.” Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”
Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость
А. П. Чехов «Тоска» Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача»
Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор» Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти»
Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка» Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование»
Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова» Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка»
Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма» Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка»
Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист» Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла» Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
Другие направления итогового сочинения:
Верность и измена
Человек и общество
Смелость и трусость
Цели и средства
Направление «Равнодушие и отзывчивость».
Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?
Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.
Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.
Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.
Равнодушие – одна из эмоций человека или даже черта характера флегматиков. Это такое состояние, когда человек не радуется чужим победам, не сочувствует чужому горю. С виду такие люди спокойные, безучастные, унылые. Также такого человека можно назвать эгоистичным. Как можно не помочь нуждающимся? Обойти стороной просящего? Ведь человек просит помощь по крайней надобности, когда нет возможности справиться саму. Бесчеловечно проявлять равнодушие в таких ситуациях. Нужно всегда помнить, что сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Только бездушным людям никто не помогает, их обходят стороной, дабы вообще исключить их присутствие в своей жизни.
Литературные деятели показывали равнодушие в своих произведениях крайне жестоко. После прочтения книг с такой задумкой, хочется переосмыслить своё поведение и подумать о том, похож ли я на равнодушных персонажей?
В романе-эпопее «Война и мир» затронуто множество аспектов характера человека. Одним из таких является и равнодушие. Подходящим примером для «опасного» равнодушия, является поведение самого Наполеона. Он видел, что бой идёт не в его пользу и бросился бежать, оставив свою преданную армию в самых тяжёлых условиях. Таким образом, его равнодушие привело к гибели многих людей, которых он не повёл за собой.
Что значит быть отзывчивым?
Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.
В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан. Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель. Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника. Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы. Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.
Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть. Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману. Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома. Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер. Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.
(452 слова) Трудно ли быть отзывчивым? Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.
Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.
Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.
(458 слов)
Н.Г.Люфахуан
Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали. Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его “пробуждение” нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.
Жукова Светлана,
ученица 11 класса,
участница конкурса «Лучший
ученик года»
Эссе на тему: «Что такое равнодушие?»
Равнодушие — это состояние безучастия человека, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Мне кажется, это очень точное определение. Равнодушному человеку неважны происходящие вокруг него и в жизни окружающих людей события. Ему не понятно чувство сострадания, сочувствия, жалости, отсутствует эмоциональность. Такой человек не в состоянии оценивать сложные ситуации со стороны, так как ему это чуждо. Быть равнодушным безнравственно и страшно.
Мне известна ситуация, где равнодушие проявилось в полной мере. В знакомой семье заболел ребенок и срочно нужны были деньги на лечение. Знакомые решили поделиться со своей проблемой и попросить помощи у хорошо знакомого влиятельного человека, а тот, в свою очередь, не проявил никакого интереса к просьбе, не понял горя своих друзей и постарался как можно скорее закончить беседу. В данном случае, не важно, чем закончилась эта история, но это яркий пример человеческого равнодушия и безнравственности.
Каждый человек должен уметь сострадать и быть милосердным. Я думаю, что равнодушие можно предотвратить. Причем, это не так уж и сложно, главное, вовремя понять, что ты уже не чувствуешь сострадания и жалости. Тогда можно, работая над собой, изменить свой внутренний мир, поменять установки, научиться понимать других, точнее, их чувства, мысли. Если вдруг вы начали осознавать, что внутренний мир меняется не в лучшую сторону, то срочно проанализируйте то, как раньше реагировали на ту или иную ситуацию и как это у вас происходит сейчас. Подумайте, как можно исправить это?
Я бы рекомендовала постараться вникнуть и понять ощущения человека, которому сейчас очень тяжело и представить, что эта ситуация произошла с вами. Нужно продумать все мелочи, все детали ваших чувств и проделывать это как можно чаще. Также можно представить радостные моменты, либо вспомнить что-то хорошее. Слушайте более внимательно того, кто доверяет вам, помогите ему хотя бы дельным советом. Кому-то это очень поможет. К чему ведет равнодушие?
Как следствие, равнодушие чаще всего приводит к одиночеству, грусти, тоске. Человек со временем понимает, что с ним уже никто не желает общаться. Ему не с кем поговорить о жизни. В основном, у таких людей нет семьи. Его все считают эгоистом. Но сам он не понимает происходящего. Осознание одиночества и есть понимание равнодушия. Сейчас каждый второй человек на планете отключает эмоции. Но как бы не было частым это явление, чаще люди осознают свою проблему и меняют свою позицию.
Итак, я считаю, что равнодушие ускоряет процесс разрушения личности, которая лишена сострадания и великодушия. Я желаю всем людям встречаться с отзывчивыми и добрыми людьми. Хочу сказать всем: «Берегите и проявляйте свои чувства, и тогда вам будет проще жить».
Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.
(336 слов)
Равнодушие и отзывчивость — это две ключевые и диаметрально противоположные точки в отношениях между человеком и окружающим его обществом. Безразличие по отношению к людям, на мой взгляд, гораздо хуже ненависти, ведь даже жестокие порывы души являются её движением. А равнодушие есть не что иное, как смерть души. К сожалению, равнодушие, порой, формируется под натиском некоторых обстоятельств. Однако и в трудной ситуации можно остаться человеком в полном смысле слова и чувствовать чужую боль, как свою.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, я прибегну к помощи классической русской литературы. Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет собой типичного эгоиста: он озабочен лишь собственным благосостоянием, живёт ради себя и не интересуется жизнью других людей. Дело в том, что общество, в котором обитает богач, проповедует подобные ценности, и именно поэтому стремительно направляется к гибели на своей «Атлантиде». После смерти господина из Сан-Франциско мы видим эти страшные проявления холодности и безразличия во всей красе: без денег и власти он становится никому не нужным, и тело его получает лишь коробку из-под воды, в которой и отправляется в свой последний путь.
Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”
Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость
А. П. Чехов «Тоска»
Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача»
Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор»
Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти»
Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка»
Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование»
Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница»
Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова»
Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка»
Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма»
Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка»
Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист»
Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла»
Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
Другие направления итогового сочинения:
Верность и измена
Человек и общество
Смелость и трусость
Цели и средства
Направление «Равнодушие и отзывчивость».
Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?
Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.
Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.
Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.
Равнодушие – одна из эмоций человека или даже черта характера флегматиков. Это такое состояние, когда человек не радуется чужим победам, не сочувствует чужому горю. С виду такие люди спокойные, безучастные, унылые. Также такого человека можно назвать эгоистичным. Как можно не помочь нуждающимся? Обойти стороной просящего? Ведь человек просит помощь по крайней надобности, когда нет возможности справиться саму. Бесчеловечно проявлять равнодушие в таких ситуациях. Нужно всегда помнить, что сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Только бездушным людям никто не помогает, их обходят стороной, дабы вообще исключить их присутствие в своей жизни.
Литературные деятели показывали равнодушие в своих произведениях крайне жестоко. После прочтения книг с такой задумкой, хочется переосмыслить своё поведение и подумать о том, похож ли я на равнодушных персонажей?
В романе-эпопее «Война и мир» затронуто множество аспектов характера человека. Одним из таких является и равнодушие. Подходящим примером для «опасного» равнодушия, является поведение самого Наполеона. Он видел, что бой идёт не в его пользу и бросился бежать, оставив свою преданную армию в самых тяжёлых условиях. Таким образом, его равнодушие привело к гибели многих людей, которых он не повёл за собой.
Что значит быть отзывчивым?
Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.
В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан. Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель. Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника. Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы. Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.
Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть. Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману. Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома. Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер. Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.
(452 слова)
Трудно ли быть отзывчивым?
Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.
Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.
Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.
(458 слов)
Н.Г.Люфахуан