Прочитайте фрагмент сочинения ученика на тему город калинов в драме

7 вариантов

  1. Драматические события пьесы А.Н. Островского “Гроза” разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется “, — восторгается местный механик-самоучка Кулигин.
    Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне “Среди долины ровныя”, которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городка, с другой.
    Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле — вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором — катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц — тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, — с другой.
    Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновские улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются “благородные семейства” и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.
    Жители Калинова ведут сонное, размеренное существование: “Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь”. По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но “и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать”. Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, “калики перехожие”. Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! — говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. — В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…” Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: “А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям”.
    Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, “ругатель” и “пронзительный мужик”, как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал “по чердакам и чуланам”), терроризирует племянника Бориса, который “достался ему на жертву” и на котором он, по словам Кудряша, постоянно “ездит”. Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, “куражится” над ними, “как его душе угодно”, справедливо полагая, что “унять-то” его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни.
    Другим олицетворением “жестоких нравов” города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, “ханжа”, как характеризует ее все тот же Кулигин. “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, “как ржа железо”, “точит” своих близких.
    Дикой и Кабанова (один — грубо и открыто, другая — “под видом благочестия”) отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к “воле”.
    Особая роль в “темном царстве” принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она “странствует” по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории — об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, — благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.
    Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов “темного царства” является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие, словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье “Луч света в темном царстве” Н.А. Добролюбов писал: “В “Грозе” особенно видна необходимость так называемых “ненужных лиц”: без них мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…”
    Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня — представители старшего поколения — являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.
    Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.
    Борис, “молодой человек, порядочного образования”, единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни “противиться пакостям, которые делают другие”. Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине — ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что “Борис — не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье”.
    Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона — жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Она приспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест — побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко, не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: “Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”, на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам “темного царства” и по-своему обретает согласие с ним.
    Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает “обличителем пороков”, сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, получив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
    Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.
    Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. “Помимо их, не спросясь их, — говорит Н.А. Добролюбов, — выросла другая жизнь, с другими началами…”
    Из всех действующих лиц только Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма — устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, “Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности”. Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец “темного царства”. Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть “народный характер поразительной красоты и силы”, вера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
    Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное — эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир “темным царством”. Этот фразеологизм — сказочного происхождения, но купеческий мир “Грозы”, мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. “Жестокие нравы” царят в этом городе, жестокие…

  2. Урок 33. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
    Цель урока:
    – дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди,
    – ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?
    Ход урока
    1.Проверка д/з: наизусть отрывок.
    2. Образ города Калинова.
    Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?
    Задания для анализа двух монологов Кулигина
    (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3)
    1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
    «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.
    2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
    «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.
    Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами».
    Вопросы для обсуждения
    1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
    2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Прием контраста.)
    3. Каковы жители, обитающие здесь? (Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (действие 3, явл. 1); о других странах (действие 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (действие 4, явл. 1), боятся грозы (действие 4, явл. 4).)
    4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.)
    5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Драматург использует сценический прием подготовленного появления — вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
    6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
    7. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?
    Дикой
    Кабаниха
    О нем:
    «ругатель»; «как с цепи сорвался»
    О ней:
    «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
    Он сам:
    «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.
    Она сама:
    «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
    Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми
    Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом
    Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
    Результаты действий этих героев:
    — талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
    — добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
    — Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
    — образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
    Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
    3. Готовимся к ЕГЭ
    Почему, если судить по рассказам Катерины, мир, в котором она выросла, так непохож на калиновский? Какие варианты ответа кажутся вам предпочтительнее?
    1) Как это обычно свойственно человеку, Катерина идеализирует прошлое и родительский дом.
    2) Островский вводит рассказ о детстве Катерины для того, чтобы еще более оттенить тягостную атмосферу ее теперешней жизни, жизни в Калинове вообще.
    3) Островский хочет показать, что Россия переживает времена исторического слома; патриархальные бесконфликтные отношения остались в прошлом; пришло время, когда человеческая личность стремится к свободе.
    Итог урока. Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.
    Домашнее задание
    Охарактеризовать Катерину;
    ответить на вопрос: против чего протестует героиня и как выражается её протест?

  3. Предлагаю вашему вниманию уникальную экскурсию по городу Калинову.
    Чтобы добраться до этого города, надо проехать по живописному берегу Волги. Прекрасна река, прекрасны ее берега.
    Город Калинов находится на берегу реки. Мы зайдем в город и пройдемся по бульвару, его главной улице. Затем зайдем в дом Кабановых, побываем в местной церкви и пройдем на Катеринин обрыв. Позже я расскажу вам о том, почему обрыв получил такое название.
    В городе много частных домов. У каждого дома есть большой двор и сад. Но сады за высокими заборами. Дело в том, что жители Калинова очень опасаются воров, поэтому и заборы здесь высокие, а ворота крепкие.
    Вот мы подошли к красивому дому за высоким забором. Это дом Дикого. Слышите, как ругается хозяин, а ему никто не отвечает. Все его домочадцы знают, что в такие моменты на глаза ему лучше не попадаться. Они спрятались, мы тоже не рискнем сюда зайти.
    А вот дом Кабановых. Раньше здесь жили вдова Кабанова, ее дочь Варвара, ее сын Тихон, его жена Катерина. Теперь в этом доме доживает свой век Кабаниха и Тихон. Варвара покинула родительский дом после трагических событий.
    Теперь мы идем к Катерининому обрыву. Дело в том, что Катерина была женой Тихона. Но свекровь невзлюбила ее, она всячески изводила молодую невестку. В конце концов, Катерина не выдержала и спрыгнула с этого обрыва в реку. Катерина утонула, а обрыв с тех пор называют Катеринин.

  4. Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.
    Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове.
    Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.
    Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным.
    В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
    Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.
    Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.
    Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.
    Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.
    Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».
    «Гроза» город Калинов и его обитатели в пьече – сочинение на тему | источник

  5. Город Калинов — провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места — так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
    В этой паутине, в своем «тёмном царстве», господствуют сплошь самодуры и тираны, опутывающие город сетью обманов и лжи. Они настолько утвердили свою власть, что вторая половина жителей, так называемых — «угнетенных», ничего не препринимает для своего же собственного освобождения, и предпочитает отступить в сторону, покориться жестокой стихии.
    Не нужно говорить, что в городе царит корысть и жадность; ведь именно с помощью денег угнетатели заполучили свой сомнительный авторитет. Всё: разрозненность общества, страх, алчность и уверенность в собственной силе — всё это по вине денег, которых у кого-то много, а у кого-то — слишком мало для того, чтобы упрочить свое положение. Общество прогнило насквозь, и оно не стремится, а значит — никогда не достигнет, красоты чувств и широты ума; большее пожирает меньшее, и невежды с «тёмной стороны» города тянут немногих, кто ещё сохранил в себе какую-то искренность, на дно. И те не смеют сопротивляться.
    Единственное, что сохранило свою первозданную чистоту — это природа, которая здесь набирает всю свою силу, и в конце концов разражается сильнейшими грозами, словно в знак протеста против очерствевших изнутри людей.

  6. Тема. Город Калинов и его обитатели.
    Цель: сформулировать представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; проанализировать образы героев драмы.
    Ход урока:
    Организационный момент.
    Мотивация.
    Показ эскиза к постановке драмы «Гроза» – набережная горда Калинова
    Беседа:
    Что изображено на  картинке?
    В каком городе происходит действие драмы?
    Каким вы представляете себе город Калинов?
    Каков уклад жизни его обитателей?
    От какого слова произошло название этого города?
    В чем особенность этой ягоды? (горькая)
    Когда эта ягода становится сладкой? (когда ударят морозы)
    Что может стать причиной каких-либо изменений в жизни города? (какие-либо встряски, происшествия, которые ударят как гром среди ясного неба).
    Определение темы и постановка целей урока.
    Викторина по содержанию драмы
    Работа в группах по анализу художественных образов. История одной семьи.
    Членов какой семьи мы будем рассматривать? Почему сюда включен Дикой и не включена Катерина?
    1 группа: Дикой
    2 группа: Кабанова
    3 группа: Тихон.
    4 группа: Варвара
    Отчет групп
    Вывод по работе групп: хотя этих персонажей окружает одна и та же среда, они не похожи друг на друга по характеру. Они разобщены. Именно в этой обстановке и будет жить Катерина.
    Рефлексия
    Домашнее задание на выбор:
    а) проанализировать по данной таблице образ Катерины.
    б) мини-сочинение «Какой я увидел Катерину»
    Приложение
    Савел Прокофьевич Дикой

    Прием создания художественного образа
    Подсказка (где найти)
    Ответ
    1
    Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж
    2
    Характеристика героя другими действующими лицами
    д. 1, яв. 1
    д.1, яв. 3
    3
    Сопоставление героя с другими действующими лицами
    4
    Речевая характеристика (индивидуальная речь героя)
    д.1, яв.2
    д.3, яв.2
    д.4, яв.2
    5
    Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя
    д.1, яв.2
    Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
    Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
    Марфа Игнатьевна Кабанова

    Прием создания художественного образа
    Подсказка (где найти)
    Ответ
    1
    Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж
    2
    Характеристика героя другими действующими лицами
    д.1, яв.3, 6
    д.2, яв. 2, 4, 10
    д.3, яв. 1, 2, 4
    д.4, яв. 3
    д.5, яв.1, 7
    3
    Сопоставление героя с другими действующими лицами
    4
    Речевая характеристика (индивидуальная речь героя)
    д.1, яв.5
    д.2, яв.3, 5
    д.3, яв.1, 2
    д.4, яв. 4, 6
    д.5, яв. 6, 7
    5
    Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя
    д. 1, яв. 5
    Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
    Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
    Тихон Иваныч Кабанов

    Прием создания художественного образа
    Подсказка (где найти)
    Ответ
    1
    Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж
    2
    Характеристика героя другими действующими лицами
    д.1, яв. 5
    д.2, яв. 2
    д.3, яв. 6
    д.4, яв.1
    д.5, яв. 3
    3
    Сопоставление героя с другими действующими лицами
    4
    Речевая характеристика (индивидуальная речь героя)
    д. 1, яв. 5
    д.2, яв. 2, 4
    д. 5, яв. 1, 6, 7
    5
    Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя
    д. 1, яв. 5
    Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
    Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
    Варвара

    Прием создания художественного образа
    Подсказка (где найти)
    Ответ
    1
    Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж
    2
    Характеристика героя другими действующими лицами
    д.2, яв. 10
    д.3, яв.2, 4
    д.5, яв.1
    3
    Сопоставление героя с другими действующими лицами
    4
    Речевая характеристика (индивидуальная речь героя)
    д.1, яв. 7, 9
    д.2, яв. 2, 9
    д.3, яв. 4, 5
    д.4, яв.3
    5
    Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя
    д.1, яв. 5
    Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
    Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
    Катерина

    Прием создания художественного образа
    Подсказка (где найти)
    Ответ
    1
    Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж
    2
    Характеристика героя другими действующими лицами
    3
    Сопоставление героя с другими действующими лицами
    4
    Речевая характеристика (индивидуальная речь героя)
    5
    Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя
    Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
    Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.

  7. Образ провинциального Калинова перекликается с образом сонного, заколдованного царства. Калинов изображается автором духовно самодостаточным и географически замкнутым. Жителей не интересует то, что происходит вне Калинова. Странницы становятся для местных основным источником информации. Одной из них выступает Феклуша, она описывает места, населенные людьми с собачьими головами, и все верят ее словам, как непреложной истине.
    Один из отрицательных героев – Дикой, который все время стремится унизить окружающих. Он использует ругань в качестве самозащиты, особенно если вопрос заходит о деньгах. Под стать ему Марфа Игнатьевна Кабанова, домашний уклад которой силой вынуждает членов семьи слепо следовать устаревшим обычаям, подстроенным под нужды самой Марфы. Ее дочь Варвара – умная и хитрая женщина, которой удалось подстроиться под требования «тёмного царства» и она во многом похожа на мать.
    Но «заветам патриархальной нравственности» осталось недолго, они начинают разрушаться: «…тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут».
    В произведении есть один персонаж, который может поспорить с Диким – это Кудряш. Варвара сбегает вместе с ним из «тёмного царства», однако изжить старый уклад совсем, скорее всего, не удастся.
    Больше всех от самоуправства пострадали Катерина и ее мягкотелый муж Тихон – он целиком и полностью подчинился материнской диктатуре и в конечном итоге спился. Катя же хочет истинных чувств и влюбляется в другого. Объектом ее страсти становится Борис – племянник Дикого. Эта женщина честна и решительна. Она больше не может находиться в доме свекрови. Она не видит другого способа решить свои проблемы, кроме как наложить на себя руки.
    Противостояние личности и окружающей среды в виде «темного царства» города Калинова – вот на чем строится конфликт данной пьесы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *