Произведения на темы итогового сочинения

11 вариантов

  1. Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.
    НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА
    Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР
    1 “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…”
    2 “Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.”
    3 “Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…”
    4 “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”
    Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
    1 “Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?”
    2 “Какова роль надежды в жизни человека?”
    3 “Надежда — лучший врач из всех, какие известны”
    4 “Бывают ли надежды напрасными?”
    5 “Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться”
    6 “К чему может привести отчаяние?”
    Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО
    1 “Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”
    2 “Когда Добро бессильно, оно – Зло»
    3 “Искусство – одно из средств различения доброго от злого»
    4 “Высшая мудрость – различать добро и зло”
    5 “Делать добро легче, чем быть добрым ”
    6 “Что помогает человеку верить в добро? ”
    Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
    1 “Гордость без смирения – тщеславие; смирение без гордости – униженность”
    2 “Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость”
    3 “Гордость – это положительное или отрицательное чувство?”
    4 “Чем отличается гордость от гордыни”
    Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА
    1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
    2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
    3 “Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит”
    4 “Может ли любовь изменить человека?”
    Итоговое сочинение. Направления 2018-2019 года
    Направление “Доброта и жестокость”
    Тема сочинения: “Кого можно назвать идеально добрым человеком?”
    Направление “Мечта и реальность”
    Тема сочинения: “Как связаны между собой мечта и реальность”
    Тема сочинения: “Всегда ли мечта становится реальностью?”
    Тема сочинения: “Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?”
    Тема сочинения: “Всегда ли достижение мечты приносит челвоеку счастье?”
    Направление “Отцы и дети”
    Тема сочинения: “Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?”
    Тема сочинения: “Кого называют “отцами” и “детьми” в науке и искусстве?”
    Тема сочинения: “Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?”
    Направление “Искусство и ремесло”
    Тема сочинения: “Что такое истинное искусство?”
    Тема сочинения: “Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?”
    Направление “Месть и великодушие”
    Тема сочинения: “Может ли отмщение принести счастье”
    Направление 2017-2018 года
    Направление “Верность и измена”
    Тема сочинения: “Что значит быть верным?”
    Направление “Смелость и трусость”
    Тема сочинения: “Может ли смелый человек бояться?”
    Направление “Цель и средства”
    Тема сочинения: “Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства”
    Направление “Равнодушие и отзывчивость”
    Тема сочинения: “Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?”
    Направление 2016-2017 года
    Направление “Разум и чувства”
    Тема сочинения: “Должен ли разумный человек жить чувствами?”

  2. Темы со всех регионов страны.
    Открыть темы по направлениям:
    Отцы и дети
    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    Мечта и реальность
    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    213. Что помогает мечтам сбываться?
    Месть и великодушие
    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    302. Важно ли уметь прощать?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    304. Какого человека называют великодушным?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
    Искусство и ремесло
    403. Почему нужно учиться понимать искусство?
    404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
    405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
    406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
    407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
    408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
    409. Как искусство помогает понять действительность?
    410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
    411. Что такое вечная тема в искусстве?
    412. Какова роль искусства в жизни общества?
    413. Какое искусство называют настоящим?
    Доброта и жестокость
    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    508. Что значит быть добрым?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    409. Как искусство помогает понять действительность?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    403. Почему нужно учиться понимать искусство?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
    411. Что такое вечная тема в искусстве?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    Уральский федеральный округ
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    213. Что помогает мечтам сбываться?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    412. Какова роль искусства в жизни общества?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    Омская область
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Иркутская область
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    Дальневосточный федеральный округ
    Забайкальский край
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    413. Какое искусство называют настоящим?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    Магаданская область
    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    304. Какого человека называют великодушным?
    405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
    508. Что значит быть добрым?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    302. Важно ли уметь прощать?
    404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    Как выглядит задание: temi18-19.docx

  3. Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подсказали, какие книжки надо прочитать (или перечитать) при подготовке к сочинению.
    1. Отцы и дети

    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    Какие книги стоит перечитать: И.С. Тургенев. “Отцы и дети”, Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”, В. Шекспир “Король Лир”.
    2. Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
    В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    Какие книги стоит перечитать: А. Н. Островский. “Гроза”, А. П. Чехов. “Ионыч”, Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”
    3. Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
    Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    Какие книги стоит перечитать: Л. Н. Толстой “Война и мир”, А. Дюма “Граф Монте Кристо”

  4. Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
    Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
    Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.
    Алгоритм написания эссе:
    Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!
    Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».
    Доброта и жестокость
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    В.П. Астафьев, «Людочка»;
    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    В.М. Шукшин, «Чудик»;
    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»
    Месть и великодушие
    В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    В.М. Гаршин, «Трус»;
    А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».
    Мечта и реальность
    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    Отцы и дети
    А.Н. Островский, «Гроза»;
    Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    И.А. Гончаров, «Обломов»;
    В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    Искусство и ремесло
    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    М. Горький: «На дне»;
    А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2018-2019

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:
    Доброта и жестокость;
    Мечта и реальность;
    Искусство и ремесло;
    Отцы и дети;
    Месть и великодушие.

    Критерии оценивания

    Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.
    Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:
    Соответствие теме. «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
    Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
    Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
    Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
    Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
    Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.
    Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:
    Самостоятельность. Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
    Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
    Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
    Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
    Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
    Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
    Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.
    Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:
    от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
    от 5 до 6 – 1 балл;
    от 7 до 8 – 2 балла;
    от 9 до 10 – 3 балла;
    от 13 до 14 – 5 баллов;
    от 15 до 16 – 6 баллов;
    17 – ровны 7 баллам;
    18 – 8 баллам;
    19 – 9 баллам;
    20 – 10 баллам.

    Результаты и апелляция

    Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.
    Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
    Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

  5. 2019-2020 учебный год
    Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
    Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
    1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    2. Надежда и отчаяние
    3. Добро и зло
    4. Гордость и смирение
    5. Он и она

    Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ;  обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
    Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
    Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
    Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  6. Для того, чтобы справиться с первым испытанием экзаменационного марафона  2019-2020 года, опытные педагоги рекомендуют тщательно проработать все возможные темы итогового сочинения. Но, если вы понимаете, что не успеете качественно подготовиться по всем пяти направлениям, выберите два наиболее близких и понятных, и максимально подготовьтесь именно по ним.
    Почему именно два? Все просто – в рамках каждого из направлений есть как простые и легкие темы, так и более сложные, с «подводными камнями». Если готовиться целенаправленно по одному направлению, не исключена возможность того, что выпадет именно не самая удачная тема, но выбора уже не будет.
    Итак, предлагаем ознакомиться с тем, какие направления и темы могут встретится 11-классникам на экзамене 2019-2020 года, а также списком литературы, который эксперты рекомендуют рассматривать в качестве источников аргументов для итогового сочинения.

    Добро и зло

    Разбор тем мы не случайно начнем именно этого направления. Если вы ищите максимально простой путь, то рассуждение о добре и зле – ваш вариант.
    Все просто – практически в каждом литературном произведении, большом или маленьком, пера отечественного или зарубежного автора, поднимается проблематика борьбы добра и зла. А это значит, что подобрать аргументы будет максимально просто.
    Среди тем данного направления, которые могут быть вынесены на итоговое сочинение 2020 года, представлены:
    Что такое добро?
    Доброе – это объективное или субъективное понятие?
    Добрыми рождаются или становятся?
    Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
    Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
    Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
    Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причиненное другим?
    Может ли зло помочь человеку понять себя?
    Можно ли оправдать зло?
    Всегда ли зло совершается намеренно?
    Могут ли злые люди совершать добрые поступки?
    Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
    Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
    Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
    Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям).
    Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского Родиона Раскольникова?
    Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
    Согласны ли вы с Сократом в том, что «высшая мудрость – различать добро и зло»?
    Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла – бездействие доброго человека»?
    Согласны ли вы со словами У. Шекспира «путем зла не доходят до добра?»
    В качестве источника аргументов можно использовать такие произведения:

  7. Темы для тренировки к новым направлениям 2018/19 учебного года.
    Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала ИС.
    Отцы и дети
    1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
    2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
    3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
    4. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
    5. Быть похожим на родителей – это достоинство или недостаток?
    6. Что значит преемственность поколений?
    7. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
    8. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
    9. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
    10. Быть родителями – это счастье или обязанность?
    11. Что такое «конфликт поколений»?
    Мечта и реальность
    1. Что означает «высокая мечта»?
    2. Когда реальность разрушает мечту?
    3. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
    4. Почему не все мечты сбываются?
    5. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
    6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
    7. Когда мечта превращается в цель?
    8. Можно ли убежать от реальности?
    9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
    10. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
    11. Мечтатель – это фантазер или глупец?
    Месть и великодушие
    1. Почему месть разрушает душу?
    2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
    3. Какого человека можно назвать великодушным?
    4. Какие качества присущи великодушному человеку?
    5. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
    6. Великодушие – это сила или слабость?
    7. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
    8. Что общего между великодушием и состраданием?
    9. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
    10. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
    11. Когда нужно отказаться от мести?
    Искусство и ремесло
    1. Что можно считать подлинным искусством?
    2. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
    3. В чем разница между ремеслом и искусством?
    4. Может ли ремесленник стать художником?
    5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
    6. Могут ли способности превратиться в талант?
    7. Кто такой талантливый человек?
    8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
    9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
    10. Какова роль искусства в развитии человечества?
    11. Чем настоящее искусство привлекает человека?
    Доброта и жестокость
    1. Какими качествами обладает добрый человек?
    2. Можно ли оправдать жестокость?
    3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    4. Доброта – это проявление силы или слабости?
    5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    6. Может ли доброта причинить вред человеку?
    7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    8. Кого можно назвать жестоким?
    9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
    10. Нужно ли бороться с жестокостью?
    11. Что может сделать человека добрее?

  8. Допуск на ЕГЭ старшеклассники получают не автоматически: каждому из них предстоит написать итоговое сочинение по литературе, это будут делать даже те выпускники, которые решили связать свое дальнейшее обучение с точными, а не с гуманитарными науками. Сочинение пишется в конце второй учебной четверти (в конце первого учебного семестра, если школа работает по семестровому графику). Во второй половине учебного года проводятся еще два испытания – для пересдачи. Их приблизительные даты – начало февраля и середина мая. Пересдачи предназначены для написания сочинения теми учащимися, которые не проходили основное испытание, например, из-за болезни. Повторный шанс дается также тому, кто получил «незачет» на первом экзамене или был вынужден покинуть его по любой причине. Испытание проходит одновременно во всех школах страны в 10.00 по местному времени. Его продолжительность ограничена 235 минутами – это 3 часа 55 минут. Время, выделенное на инструктаж учеников и заполнение ими регистрационного бланка, в этот срок не входит.
    Официального списка тем итогового сочинения до начала экзамена не знает никто, кроме его разработчика – института ФИПИ. Известны только пять тематических направлений: “Война и мир – к 150-летию великой книги”, “Надежда и отчаяние”, “Добро и зло”, “Гордость и смирение”, “Он и она”. Все опубликованные на интернет-ресурсах темы являются лишь примерными либо такими, что были использованы в предыдущие годы.
    Произведение должно содержать минимум 250 слов, максимальное их количество не регламентируется, но разработчик рекомендует писать сочинение, состоящее минимум из 350 слов. Работа получает одну из двух оценок: «зачет» или «незачет». Параметры оценки не отличаются от тех, по которым оцениваются рядовые сочинения в школе. Это соответствие теме, логика рассуждений, правильность построения композиции, аргументация, степень привлечения литературного материала. Кроме того, эксперты обратят внимание на качество письменной речи, обязательно учитывается и грамотность ученика.
    Важен и такой критерий, как самостоятельность написания. Списывание сочинения или его фрагментов из любого источника, как и воспроизведение чужого содержания по памяти (работы другого участника или уже опубликованного текста) не допускается. А вот цитирование, прямое или косвенное, не только допустимо, но и приветствуется, при этом нужно обязательно указывать источник. Количество цитат может быть любым, но их суммарный объем должен быть меньше, чем объем текста, написанного собственно учеником.
    Выше приведен перечень из пяти направлений тем итогового сочинения на 2019/2020 учебный год, подготовленный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Декабрьское сочинение – необходимое испытание, которое необходимо преодолеть для получения допуска к ЕГЭ (нужно получить “зачет”).
    Специалисты ФИПИ подготовили следующие комментарии к тематическим направлениям этого года:
    1. «Война и мир – к 150-летию великой книги».
    «Война и мир» – энциклопедия русской жизни. Это многогранное произведение, в котором показываются различные взаимоотношения между людьми на фоне развития исторических событий. Как важно народное единство? В чем заключается патриотизм? Каковы истинные семейные ценности? Как отражается война на судьбах народа? Как можно найти себя? Ответы на все эти вопросы даны в романе-эпопее Л.Н. Толстого.
    2. «Надежда и отчаяние»
    Как противостоять ударам судьбы? Чем отчаяние опасно для человека? Что помогает человеку преодолеть страх? Что мешает человеку быть счастливым? В чем смысл пословицы «Надежда умирает последней»? Что может привести человека к бесчестному поступку? Почему надежда важна для человека? Какие ориентиры не дают заблудиться на жизненном пути?
    3. «Добро и зло»
    В каких поступках человека проявляется доброта? Почему месть не помогает искоренить зло? Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»? Какого человека можно назвать злым? Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»? Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    4. «Гордость и смирение»
    В чем разница между гордостью и гордыней? Согласны ли вы с утверждением Н.А. Островского: «Гордость — вечная помеха в любви человека»? Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других? Как вы понимаете высказывание Б. Шоу: «Смиренно склони голову перед фактами, но гордо подними её пред лицом чужих мнений»? Когда родители могут гордиться детьми? Важно ли уметь смиряться со своими ошибками? Важно ли уметь прощать?
    5. «Он и она»
    Почему в любви важно понимать и прощать? Что важнее: любить или быть любимым? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Светлые и трагические стороны любви. Какие качества раскрывает в человеке любовь? Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра: «Мужчины от природы равнодушны друг к другу, а женщины от природы враги»? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?

    Как писать итоговое сочинение?

    Алгоритм написания итогового сочинения.
    Выбираем понятную тему, по которой сможем привести аргумент из литературы.
    Ставим вопрос, который содержится в теме.
    Формулируем тезис, то есть ответ на вопрос. Идея должна быть четкой.
    Подбираем произведения, с помощью которых сможем доказать свою точку зрения. Можно использовать контраргументы.
    Продумываем план сочинения и содержание каждого абзаца.
    Пишем сочинение на черновике.
    Редактируем работу: понятен ли смысл, нет ли отступлений от темы, нет ли нарушений логики; исключаем повторы и неверные формулировки предложений; редактируем орфографию и пунктуацию.
    Переписываем сочинение в бланк ответов аккуратным разборчивым почерком.

    Критерии оценивания итогового сочинения.

    Экзамен оценивается по системе «зачет-незачет».
    В первую очередь необходимо соблюдать два главных требования:
    Объем сочинения. Эксперты рекомендуют 350 слов. Но это не значит, что меньше писать нельзя. Минимальный объем – 250 слов (с учетом всех союзов, предлогов и частиц). Если будет меньше, то сочинение не проверяется, поэтому обязательно пересчитывай слова в работе.
    Сочинение нельзя списывать. Если сочинение (или даже его фрагменты) взяты из какого-то другого источника, то оно не проверяется, и за всю работу ставится «незачет». В сочинении разрешено приводить цитаты, но обязательно с указанием источника.
    Если эти два требования соблюдены, работа проверяется по пяти критериям:
    Соответствие теме. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Аргументация. Привлечение литературного материала. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Композиция и логика рассуждения. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Качество письменной речи. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Грамотность. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
    Для получения «зачета» работа должна быть не менее 250 слов, написана самостоятельно и соответствовать трём критериям, причем первые два являются обязательными.
    Время написания сочинения составляет 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Проверяют сочинения Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
    Источник: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
    Прошлогодние темы сочинений: Отцы и дети, Мечта и реальность, Месть и великодушие, Искусство и ремесло, Доброта и жестокость

  9. Все темы итогового сочинения 6 декабря 2017 года.
    Открыть темы по направлениям:
    «Верность и измена»
    101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
    102. Как и почему становятся изменниками?
    104. Кого можно назвать верным другом?
    106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
    107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
    108. Что значит быть верным долгу?
    109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
    110. Можно ли изменить мечте?
    111. Когда измену можно простить?
    112. Какие причины могут привести человека к измене?
    113. Могут ли быть оправдания у измены?
    «Равнодушие и отзывчивость»
    201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
    202. Какого человека называют отзывчивым?
    203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
    204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
    205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
    206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
    208. Равнодушие – вина человека или его беда?
    209. Когда равнодушие бывает показным?
    210. Чем опасно равнодушие?
    211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
    213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
    «Цели и средства»
    303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
    304. Какие цели в жизни можно считать главными?
    305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
    306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
    307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
    308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
    310. Какого человека называют целеустремленным?
    311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
    312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
    313. В чём разница между целью и мечтой?
    «Смелость и трусость»
    401. Что помогает человеку стать смелым?
    402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
    403. Чем смелость отличается от безрассудства?
    404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
    405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
    406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
    407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
    409. Как связаны трусость и слабость?
    411. Что помогает человеку преодолеть страх?
    412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
    413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
    «Человек и общество»
    502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
    505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
    506. Может ли человек ставить себя выше общества?
    507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
    508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
    510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
    511. Конфликт поколений как общественная проблема.
    512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    111. Когда измену можно простить?
    201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
    305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
    403. Чем смелость отличается от безрассудства?
    508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
    Сочинения по этим темам
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    113. Могут ли быть оправдания у измены?
    209. Когда равнодушие бывает показным?
    311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
    405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
    511. Конфликт поколений как общественная проблема.
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
    211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
    308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    411. Что помогает человеку преодолеть страх?
    513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
    Уральский федеральный округ
    108. Что значит быть верным долгу?
    204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
    310. Какого человека называют целеустремленным?
    402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
    507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
    202. Какого человека называют отзывчивым?
    313. В чём разница между целью и мечтой?
    412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
    503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    Омская область
    101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
    205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
    304. Какие цели в жизни можно считать главными?
    409. Как связаны трусость и слабость?
    504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
    Иркутская область
    110. Можно ли изменить мечте?
    206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
    309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
    407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
    510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
    Забайкальский край
    102. Как и почему становятся изменниками?
    208. Равнодушие – вина человека или его беда?
    303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
    413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
    512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    Дальневосточный федеральный округ
    Магаданская область
    107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
    203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
    312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
    406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
    502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    112. Какие причины могут привести человека к измене?
    210. Чем опасно равнодушие?
    306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
    404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
    506. Может ли человек ставить себя выше общества?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    104. Кого можно назвать верным другом?
    213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
    307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
    401. Что помогает человеку стать смелым?
    505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
    Как выглядит задание: moskva17-18.docx
    Количество участников итогового сочинения 6 декабря – 654 тысячи человек.

  10. Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
    Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    Список приблизительных тем
    Список литературы
    Цитаты для итогового сочинения
    Аргументы

    2. Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
    В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    Список приблизительных тем
    Список литературы
    Цитаты для итогового сочинения
    Аргументы

    3. Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
    Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    Список приблизительных тем
    Список литературы
    Цитаты для итогового сочинения
    Аргументы

    4. Искусство и ремесло

    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
    Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
    Список приблизительных тем
    Список литературы
    Цитаты для итогового сочинения
    Аргументы

    5. Доброта и жестокость

    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
    Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
    Список приблизительных тем
    Список литературы
    Цитаты для итогового сочинения
    Аргументы

  11. Совсем скоро выпускникам предстоит первое итоговое испытание – на 6 декабря 2017 года назначено написание итогового сочинения. В этом учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах выделил пять открытых направлений тем, которые в эфире телеканала «Россия 1» объявили министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
    Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»
    Здесь выпускникам будет предложено противопоставить верность и измену, порассуждать об этих понятиях с точки зрения философии, этики, психологии, привести примеры из литературных произведения и личного опыта.
    «Равнодушие и отзывчивость»
    В основу рассуждения в этом направлении должно лечь сопоставление разных типов отношения человека к миру: от безразличия и нежелания вникать в чужие беды до стремления бескорыстно помочь и порадоваться за успехи других. На одном полюсе – люди с большим сердцем, на другом – эгоисты.
    «Цели и средства»
    Оправдывает ли благая цель любые средства для ее достижения? Выпускники оценят важность осмысленной постановки цели и этичности методов ее реализации. С такой проблемой сталкиваются многие литературные персонажи: у одних якобы благие намерения прикрывают низменные планы, для других неприемлемо отступить от принципов морали.
    «Смелость и трусость»
    Проявить отвагу, рискуя собственным здоровьем и жизнью? Или переждать опасность и уклониться от испытания? Эти противоположные стороны человеческой натуры легли в основу данного направления. Школьникам предстоит ответить, что проявляли герои: смелость или безрассудство, осторожность или трусость.
    «Человек и общество»
    Человек неотделим от социума. С одной стороны, общество формирует его личность, с другой – сам человек способен изменить окружающих. На каком уровне происходит это взаимодействие по шкале от гармоничного сотрудничества до непримиримого конфликта? Когда человеку стоит учитывать социальные нормы, а когда обществу надо пойти навстречу личным интересам?
    Как и в прошлые годы, итоговое сочинение будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». «Зачет» станет допуском для ученика к сдаче ЕГЭ. Для тех, кто заболел или не смог справиться с заданием с первого раза, предусмотрен резервный день – 7 февраля 2018 года. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья разрешается вместо сочинения написать изложение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *