Русский язык 2 класс сочинение на тему

4 варианта

  1. Осень.
    В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают. Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая. Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы.
    Прохорова Ольга.
    Осень в парке.
    Осенью в парке очень красиво. Деревья одеты в жёлтые и оранжевые наряды. Земля тоже нарядилась и укрылась опавшими разноцветными листочками.                                                              Для осенней прогулки в парке люди одеваются теплее. Дети бегают в ярких курточках и нарядных шапочках. А на ножках – сапожки.                                                                                     Маленькие ребятишки рады приходу осени. Они берут охапки листьев и подбрасывают вверх. Или загребают их ногами. А бывает, и падают прямо в собранные кучи листьев разного цвета как на мягкую подушку.                                                                                                                                                      Для меня осень прекрасна своей яркостью и разноцветьем,  своей переменчивостью  и непостоянностью. Осень – это прекрасно!
    Володин Вадим
    Сочинение – сравнение                                                                                                                                                           Лето и осень.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Летом на деревьях яркие зелёные листья. А с приходом осени все деревья становятся разноцветными: жёлтыми, красными, оранжевыми… Только ели и сосны не меняют своих платьев. Лето несёт нам тепло, даже жарко. Осень же наоборот – холод, пронзительный ветер, дожди и изморозь. Лето нас радует купанием в реке, загаром и долгими играми на улице. Осенью так бывает редко из-за прохлады и ненастья.
    Ершов Георгий
    Лето – самое лучшее время года. Солнышко согревает всех своим теплом. Кругом красота, всё цветёт. В это время года все люди больше времени проводят на свежем воздухе: купаются, загорают.    Но после лета наступает осень. Погода меняется – становится холоднее, идут дожди. Листочки на деревьях меняют свой цвет. А потом совсем опадают. С приходом осени все дети отправляются в школу и снова начинают ждать лета.
    Володин Вадим
    Лето – тёплое и весёлое время года.  Летом хочется купаться и гулять. Кругом зелено. Разноцветные луга и поля радуют глаз. Наша одежда лёгкая, а на голове обязательно шляпа или панама.                                                                                                                                                                   Осень – яркое время года. Листочки падают и шелестят под ногами. Появляются грибы и люди отправляются в лес на прогулки  с корзинками. Но небо уже не яркое, а пасмурное. Чаще идут дожди, хотя появляется и солнце.  Я очень люблю и осень, и лето!
    Герасимова Елена
    Лето – это самое удивительное время года.  Дни очень длинные, а ночи короткие. Природа красочная: деревья в зеленом наряде, вокруг много красивых и ярких цветов. Солнце светит ярко. Удивляют своим размахом летние грозы. Дети любят лето – время каникул и веселых игр.              Но приходит осень. Чаще идут дожди. Небо надолго  остается серым, голубые просветы и солнечные лучики проглядывают редко и несмело. На земле лежит ковер из разноцветных листьев. Дети идут в школу. Там они вспоминают о лете.                                                                                                                                 Мне нравятся все времена года!
    Морарь Ксения
    В летнюю пору  на улице стоит жаркая погода. Ярко светит солнце. Временами идёт дождь, но очень тёплый. Кругом зелено, яркие цветы. Слышатся голоса поющих птиц. Летают и поднимают настроение бабочки, стрекочут кузнечики, стрекозы, жужжат жучки. Можно наблюдать за насекомыми: муравьишками – тружениками, ленивыми гусеницами.   А когда наступает осень солнышко греть начинает слабее. Чаще идут уже холодные дожди. С деревьев опадают листья. На юг улетают перелетные птицы. А насекомые прячутся по своим жилищам.
    Муравская Валерия
    Лето – это самое жаркое и веселое время года. Летом можно купаться, кататься на велосипеде и роликах. Летом в школе каникулы! Я люблю лето!      Осень – это грустная пора. Часто идёт дождь. Птицы улетают в тёплые края. Но зато можно ходить в лес за грибами. Осенью можно собирать листья и делать из них гербарий и интересные поделки, которые потом можно отнести в школу. Осень я тоже люблю!
    Живоглядов Никита
    Лето – моё любимое время года. Я очень люблю, когда на улице тепло. Можно целыми днями гулять, купаться, играть. В школе и в спортивной секции у меня каникулы. Я могу кататься на роликах, скейте, велосипеде. У меня есть время  почитать книги.  В это время года мы с родителями уезжаем путешествовать. Я  люблю лето и всегда жду его.                                                                                                                      А вот осень я не очень люблю. Ведь осень приходит всегда вслед за летом, и это немного грустно.  Тоскливо смотреть на улетающих птиц, наблюдать, как становится короче день. Льют сильные дожди, на улице грязно и холодно, опадают листья. Но я считаю, что все времена года хороши!
    Силаева Елизавета
    Лето  – самое тёплое время года. Летом можно купаться, загорать, долго гулять. Но в конце лета немного грустно, потому что заканчиваются самые длинные каникулы. С приходом осени чаще идут дожди, становится холодней. Дни осенью короче, чем летом. Лето и осень хоть и идут друг за другом, но слишком разные.
    Руднев Павел
    Хочу сравнить два времени года – лето и осень. Летом тепло, а осенью – прохладно. Летом можно купаться и загорать, собирать цветы и играть на свежем воздухе. А осенью купаются только закаленные люди, ведь очень часто идут дожди. Но зато осенью мы можем собирать грибы. Летом у нас каникулы, а осенью мы идём в школу. Я больше люблю лето!
    Кочетов Александр                                                                                                                                                                Лето очень красивая пора. Это пора каникул, отпусков, путешествий. Летом солнышко очень высоко, дни длинные и жаркие. Поэтому прогреваются озёра, реки, моря и манят своими водами.  Природа в это время отдаёт всю свою красоту цветением душистых трав, цветов и деревьев. Одаривает вкусными фруктами и ягодами, напитывая их плоды солнцем.                                                     Но природа понемногу начинает уставать и ей хочется отдохнуть.  Становятся дни короче, ветер холоднее, а небо пасмурнее. Начинается пора дождей, опадания листьев. Желтеет трава на лугах. Птичкам меньше корма, поэтому они улетают в тёплые края. С каждым днём всё увядает и наступает глубокая осень с первыми заморозками, первым инеем, и корочкой льда в водоёмах.
    Куценко Яков
    Лето – самое тёплое время года. Погода стоит ясная, жаркая. А осень – пора унылая. Погода пасмурная и холодная. Часто идут дожди. Летом травка зелёная, всё цветёт и пахнет. Осенью трава желтеет, начинает вянуть. Бывает, даже выпадает снег. Люди одеваются тепло, чтобы не заболеть.                                                                                                                                                                     Летом можно загорать. Купаться и весь день проводить на  свежем воздухе.  А осенью погода дождливая, хочется сидеть дома в кресле, укрыться тёплым пледом и читать интересные книги. Летом мы с родителями ходим в лес собирать ягода, а осенью – грибы. У моего папы день рождения летом, а у мамы – осенью. Поэтому мне эти времена года нравятся одинаково.
    Малютина Яна
    Летом солнце светит ярко. Птички песенки поют. Деревья в зеленых платьишках. Ребятишки резвятся, через  скакалки прыгают.  А осенью всё по другому:  дети реже появляются на улице, листья поменяли платьишки на жёлтые. Да и солнце реже светит, чаще идут дожди.
    Власенко Евгения                                                                                                                                                                                       Лето для меня самое лучшее время года. Особенно мне нравится, когда жарко и нет дождей. Природа летом очень красивая: леса зелёные, луга и поля разноцветные. Люди стараются проводить время в лесу, у водоёмов. Но лето быстро заканчивается и начинается осень. Это время года тоже красиво. Ведь не зря оно имеет название «золотая» осень. Приятно наблюдать за желтыми листьями на деревьях, осколочками голубого неба и кругами от капелек дождика по лужам.
    Прохорова Ольга
    Я буду сравнивать да времени года, которые следуют одно за другим. Летом дни длинные. А ночи короткие.  Яркое солнце сильно греет. Деревья покрываются густой листвой, а земля – травой. В садах и лесах пестреют разные цветы. Поют птицы.                                                                                                 Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце греет мало. Часто моросит мелкий дождь. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава вянет. Птицы улетают на юг.                                                                     Я люблю тёплое лето, а серая осень наводит грусть.
    Львов Егор
    Лето – самое красивое время года. Летом цветут большое количество разных цветов, созревают фрукты и овощи. Можно купаться в пруду, гулять по цветущей лужайке босиком и радоваться очень тёплому дождику. И самое главное – летом начинаются долгожданные каникулы для детей и период отпусков для родителей, когда можно отдыхать всей семьёй. Я так хочу, чтобы лето никогда не кончалось.                                                                                                                                                   Ещё тепло. Но уже грустно от запаха уходящего лета. Деревья тихонько сбрасывают листву, и вся земля оказывается усыпана золотым ковром. Это наступает осень. С последними тёплыми деньками улетают на юг перелётные птицы. Наступает школьная пора. Мы нарядные и красивые идём в свой любимый лицей за знаниями и навстречу любимой учительнице.
    Касько Илья
    Лето – это самое тёплое и весёлое время года.  Летом можно ходить на рыбалку и загорать. Но однажды Лето подумало, что пора на отдых. Стало звать лето себе на смену Осень. Все дети расстроились, что тёплые дни уходят.  А Лето пообещало, что и Осень принесёт с собой много интересного. И правда, пришла Осень и принесла много грибов и разноцветных листьев. Все ребята были очень довольны.
    Епифанов Владислав
    Лето и осень мои любимые времена года! Лето я люблю за то, что появляются яркие цветы, созревают ягоды и фрукты, а у детей летние каникулы.   Осень же мне нравится  за разноцветные и яркие листья на деревьях. Летом дни длинные, светлые и тёплые. Поэтому и настроение весёлое. А осенью из-за дождей и хмурой погоды, настроение грустное, тоскливое.
    Гудинова Юлия
    Между весной и  осенью есть чудесное время года – лето. Летом тепло, распускаются цветы, быстрее растут деревья. Всё вокруг  зелёное и яркое.                                                                                                           А осенью созревают овощи и фрукты. Но при этом осень – это пора грусти, когда опадают листья и кругом становится всё жёлтым, оранжевым, очень ярким. Но всё – таки, мне больше нравится лето с его долгими играми во дворе с ребятами, походами на пруд и коричневым загаром на теле!
    Чалый Никита
    Сочинение – рассуждение «Берёза».
    Мне кажется, что летом берёза самая красивая: вся изумрудная, как изящная принцесса. Зимой она надевает новый наряд.                                                                   Чалый Никита
    Я считаю, что берёза очень яркое, изящное и солнечное дерево. А запорошённое снегом зимой оно становится сказочным. Молодая, изумрудная, нежная – весной, берёзка кажется всегда такой тонкой и родной.                    Касько Илья
    Мне кажется, что берёза – самое родное мне дерево. Ведь она так красива в своём белоснежном наряде зимой. Я очень люблю берёзу.
    Куценко Яков
    Я люблю берёзу. Она в моей душе. Берёза мне нравится потому, что она похожа на алмаз.
    Кочетов Александр
    Моё мнение таково, что берёза изящное, тонкое, сказочное деревце. Зимой она меняет свой наряд на белое платье. Летом родная берёзка стоит вся изумрудная. Весной берёзка- красавица как принцесса. Я считаю, что она великолепна в любое время года.
    Гудинова Юлия
    Я считаю, что берёза самое красивое дерево. Зимой принцесса – берёзка стоит на поле, запорошенная снегом, в серебристом сказочном наряде.  Весной у лебёдушки – берёзоньки появляются свежие, нежные листики. Летом она радует нас изумрудными капельками – листочками. А осенью берёзка покрывается золотыми монетками. Вот по этому, мне кажется, что берёза – это непредсказуемое деревце!                                        Герасимова Елена
    Я считаю, что берёза красива из – за того, что она меняет каждый сезон. И ещё у берёзоньки красивая одежда: платье белого цвета с чёрными отметинами. Вот это и говорит о её красоте.                                                                Епифанов Владислав
    Мне кажется, что зимой берёза очень изящная. Стоит снежной лебёдушкой, серебряный наряд накинув на хрупкие плечики. А весной берёзонька становится милой, свежей и нежной принцессой. С приходом лета, модница – берёзка превращается в изумрудную царицу и повелительницу лета. Ну а осенью, по моему мнению, мы можем увидеть королеву, одетую во все золотое.                                                                               Малютина Яна
    Сочинение – сказка
    «О чём мне рассказал осенний лист»
    Наступила осень. Начали опадать листья с деревьев. Я стоял возле дерева и смотрел на листья, которые ещё не опали. Было интересно смотреть как они отделяются от дерева и падают. Но один листик крепко держался на дереве. Было видно, что он не хочет падать на землю. Ветер дул, срывая другие листья, а этот всё держался. Тут ветер взвыл ещё сильнее, и мой лист улетел с дерева. Он закружился так, как будто прощался со мной.                                    Руднев Павел
    Осень –  красивое время года и золотая пора. Однажды осенью со мной произошла одна удивительная история. Я с родителями пошёл лес, который был сказочно красив. Мы шли по золотым листьям, мягко наступая на них и не заметили, как оказались у маленькой берёзки. Деревце было в жёлтом красивом наряде. Я хотел сорвать листок, но берёзка вдруг заговорила со мной. Она попросила не срывать листьев потому, что я испорчу её красивый сказочный  наряд, и весь лес будет смеяться над ней. Я я догнал своих родителей и всё им рассказал. Папа и мама улыбнулись, обняли меня и сказали:                                                                                      – Ты не удивляйся. Ведь осенью лес становится сказочным и волшебным!                                                                                                        Чалый Никита
    Шёл я осенью по лесу. Подул сильный ветер и стали опадать листья с огромных деревьев. Проходя мимо столетнего дуба, маленький листочек, сорвавшись с веточки, угодил мне прямо в капюшон. Придя домой,  я его обнаружил и хотел выбросить, но тут услышал тоненький голосочек, который умолял меня не бросать его. Он стал рассказывать о том, какой он хороший, красивый и полезный. Рассказал о том, что когда – то ранней весной он был маленькой почечкой, которая  с каждым днём становилась всё больше и больше. Благодаря тёплому солнышку он превратился в листочек. А уже жарким летом стал зелёным и красивым листом. Как братья и сёстры листочка, все вместе приносили людям пользу: спасая под своей тенью людей.  Как выделяли кислород и очищали воздух. Но настала осень и все листочки стали опадать. Вот так этот листочек попал в мой капюшон. Он предложил мне оставить его для моей икебаны. Я подумал – подумал и оставил его, а ещё и его братьев и сестёр. Теперь все они украшают мою икебану в комнате.              Касько Илья
    Однажды я гуляла в осеннем лесу. Под ногами шуршали опавшие листья. Сквозь шорох листвы мне показалось, что со мной кто-то говорит. Я прислушалась и поняла, что это разговаривают листья. Они мне рассказали, как ранней весной из маленькой почки они появляются на свет. Летом деревья стоят с пышными, ярко-зелёными кронами. А осенью листья желтеют и опадают на землю, стелясь ярким ковром. Так они ждут первого снега, чтобы он укрыл их под своим покрывалом от холодной зимы.                               Власенко Евгения
    Как – то раз я гуляла в лесу. На глаза мне попался лист лимонного цвета. Я подняла его, а он вдруг заговорил со мной. И вот что он мне рассказал. Оказывается, он вырос на дереве, которое называется клён. Летом он зелёного цвета, но с приходом осени произошло чудо: осень разукрасила все деревья в яркие красочные наряды. А ему достался совершенно необыкновенный цвет – лимонный. Листик знает, что это осеннее солнышко подарило ему такой цвет. Я взяла лист домой. Теперь он лежит у меня на столе как маленькое тёплое солнышко.                                                Малютина Яна
    Однажды я гуляла в парке с друзьями. Был чудесный день. Под ногами шуршали листья. Я подняла один из них и поднесла его к уху. И этот листочек рассказал о жизни со своими друзьями. Как им было весело и тепло. Но наступила осень и похолодало, стало сыро, подул ветер. Этот ветер и уронил моего листочка. Как теперь этому листочку грустно и одиноко. Мне стало жалко его и я решила забрать его к себе домой.                                                                           Гудинова Юлия
    Наступает весна и всё в природе просыпается. Распускаются зелёные листочки на деревьях. Они украшают деревья своей красотой.                                                                                                                        Когда приходит осень, листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми. Они опять радуют всех своей яркостью.                         Но подул осенний ветер, льёт дождь.  Листочки из последних сил держатся за веточки, чтобы не оторваться.   Пришло время им опадать. Кружась в воздухе, у них есть только одно желание – накрыть собой клочок родной земли. Осенний листок дал мне понять, что жизнь дана на добрые дела.                                                   Володин Вадим
    В осеннюю пору листья с деревьев золотым дождём падают на землю. Когда ветер налетит – закружат листья пёстрым смерчем. Идёшь по лесу, а листья шуршат, скребутся, как будто лопочут и что-то хотят прошептать. Они шепчут, что наступила осень, что на улице стало холодно. Иногда они подсказывают где под листочком спрятался гриб. Шуршанием листья подсказывают то, кто проходит рядом, недалеко от меня.                                                                             Муравская Валерия
    Я гулял по осеннему лесу. На земле кругом были листья: жёлтые, красные и оранжевые. Я увидел необычный осенний лист. Он понравился мне потому, что был самым ярким. Он – то мне и рассказал свою историю: как будучи почкой боялся замёрзнуть, как его чуть не сгрызла гусеница, как только осенью он стал украшением леса – золотым ковром.                                                      Буриш Александр
    Однажды я гулял по осеннему лесу. В воздухе кружились разноцветные листья. Мне стало интересно, куда они летят? Один жёлтый листок рассказал мне свою историю.              Был листок маленькой почкой, потом распустился и стал красивым зелёным листком и всё лето грелся на солнышке. Пришла осень и все листики раскрасила разными цветами. Налетел ветер, и теперь мой листок отправился в далёкое путешествие. Когда листок вернется, он обещал мне рассказать много интересного о дальних странах. Епифанов Владислав
    Гуляя по парку, мне на руку упал осенний листок и рассказал мне свою историю. Весной когда он родился, видел как некоторые птицы возвращались с юга. А летом листок увидел, как взрослые птицы учили своих птенчиков летать и добывать еду. Теперь, когда наступила осень, он поменял свою одежду с зелёной на ярко- оранжевую. И скоро он упадет, укроет землю и будет спать.                 Ершов Георгий
    Осенью я гулял по лесу. Налетел яростный холодный ветер. Он безжалостно срывал с деревьев листья. На тонкой ветке одной берёзы я заметил крепко сидящий жёлтый листок. Он словно хотел сказать мне, что появился весной из маленькой почки и одел с собратьями берёзку в кудрявый зелёный наряд. Летом я грелся на тёплом солнышке и радовался красоте и свежести берёзки, наслаждался пением птиц. С приходом осени мне стало холодно, скучно. И вот очередным порывом ветра листок сорвался и медленно полетел на землю.                                                                         Львов Егор
    Осенью, гуляя по дубовой роще, под ногами шелестела листва. Казалось листочки весело хихикали и шептались между собой. Я посмотрел вверх и увидел необыкновенно красивый листок.              – Послушай, дружок! – тихонько шепнул он мне. Я удивился, что он разговаривает.                                                                                                                   – Тебе не грустно там, наверху? – спросил я.                                                                – Нет, что ты! У меня столько друзей. Птички поют мне песни. Ветер приносит хорошее настроение. Солнышко меня согревает, а дождик – умывает. Посмотри, сколько у меня сестёр и братьев! Все мы очень дружны.                                                                                                              – А зимой вы чем занимаетесь?                                                                                 – Укроем землю золотым ковром. А весной все проснёмся и дружно зазеленеем.                                                                                                                     – Ну, до свидания, листок! Встретимся весной! – прошептал я напоследок.                                                                                                               Куценко Яков
    Шла я осенью по парку и увидела осенний листок. Он переливался разными цветами. Подул осенний ветер. Листок поднялся и полетел, а я побежала за ним. Мне было очень интересно, куда он летит. Ветер утих и листок опустился на лавочку. Я присела рядом и стала разглядывать его. Сидела достаточно долго. И вдруг листок заговорил. От испуга я подскочила, но листок остановил меня и сказал, что он волшебный. А потом он рассказал о своей жизни: как появился и подрос, как шелестел под тёплым летним дождём, как в летний зной укрывал в своей тени бабочку, а сейчас он уставший, но счастливый отдыхает на лавочке. Сижу я рядом с листочком, любуюсь им и вдыхаю мягкий аромат осени.                                   Герасимова Елена
    Стоял осенний день. И вдруг порыв ветра сорвал с дерева жёлтый лист. Он падал красиво кружась. Им залюбовалась белочка, которая пробегала мимо. Листику белочка понравилась. Он рассказал ей свою историю.     Дерево, на котором он рос, было большим и красивым. Весной птицы свили на нём гнёзда. Вскоре вылупились птенцы. Часто слышались весёлые трели. Под деревом находился муравейник, поэтому трудолюбивые муравьи были частыми гостями у листика. Но вскоре наступила осень. Птицы улетели на юг. Муравьи попрятались. Листику стало скучно без друзей. И когда подул ветер. Он с удовольствием отправился в путешествие. Внизу, на земле, его уже ждали такие же листики как он.                                                                                                                      Морарь Ксения

  2. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЯМИ
    В данном разделе раскрываются общие
    подходы к методике обучения написанию сочинений в системе Л. В. Занкова.
    При
    четырехлетнем начальном обучении учащиеся начинают пробовать писать
    сочинения со 2 класса.
    На сочинения
    отводится 1 ч каждую неделю в течение учебного года.
    Методика
    обучения написанию сочинений отличается от общепринятой в начальной
    школе. Понятно, что такой вид работы, как письменное сочинение,
    неразрывно связан с развитием речи школьников. Успех уже первых
    сочинений учеников 2 класса будет зависеть от того, насколько
    глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи
    первоклассников, по формированию умений устного высказывания как
    необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями;
    насколько пробуждались творческая инициатива учеников, стремление к
    самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.
    Непосредственно
    перед написанием сочинения не проводится обычно принятая в практике
    учителя подготовительная работа: составление на уроке общего плана,
    проговаривание содержания каждого его пункта, словарная и
    орфографическая подготовка, устное составление всего связного текста
    и его последующая запись в тетради. При такой методике проведения
    сочинений остаются невостребованными живая мысль ребенка,
    собственное отношение к предмету высказывания, эмоциональное
    самовыражение, работы получаются похожими одна на другую.
    С первого дня
    пребывания ребенка в школе весь процесс по системе развивающего
    обучения подчинен задаче достижения оптимального общего развития
    каждого ученика, составной частью которого является развитие связной
    речи.
    Активная речевая
    деятельность вырастает из потребности рассказать о своих
    впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая
    потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка
    наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами,
    богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство
    многогранности методики. С наибольшей силой внутренне мотивированное
    будет выражено во внешней речи при условии, если в классе существует
    атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому.
    С языковой точки
    зрения в методике развития речи принято выделять три направления:
    работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием
    и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание
    нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к
    синтаксическому; работа над связной речью.
    Для речевой
    работы в учебниках по русскому языку используются тексты,
    сопровождаемые первоначальными сведениями о монологе и диалоге.
    В 1—2 классах раскрываются
    основные признаки текста: целостность и законченность сообщения
    (единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, строение
    (структура) текста, его связность и членимость на микротемы —
    абзацы). Указанная работа должна служить осознанному подходу
    учащихся к написанию сочинений. Прежде всего нужно учить детей
    находить основную мысль в готовом тексте.
    В задачу обучения написанию
    сочинений входит обогащение речи школьников средствами образности
    на примерах сравнений, переносного значения слова, синонимов,
    антонимов, эпитетов, фразеологизмов, данных в упражнениях
    учебников. На уроках русского языка дети получают представление
    о стилях речи (разговорный, научно-деловой, художественный),
    о типах речи (повествование, описание, рассуждение). Все эти
    сведения о речи должны помогать в работе над сочинениями и
    служить совершенствованию умений их написания.
    Одним из важных
    источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений
    во 2 классе являются экскурсии.
    Вот в первые дни
    сентября первоклассники идут на первую экскурсию в парк,
    останавливаются на аллее (на поляне, у пруда, на опушке и т. п.).
    — Посмотрите на
    небо, — говорит учительница.
    — Ой, глазам
    ярко!
    — Солнце слепит!
    — Оно как
    золотое!
    Затем дети
    всматриваются в небо. Одним оно кажется синим, другие уточняют:
    «Небо голубое», а кто-то видит его белым. Нужно помочь детям
    увидеть, что небо над ними светлое, вдали голубое, безоблачное и
    очень высокое. Предложить вдохнуть воздух и помочь найти точные
    слова: воздух свежий, теплый, чистый и прозрачный.
    Потом рассматриваются деревья и кусты, листва, трава, цветы,
    насекомые. Ребята слушают голоса птиц. Наконец, можно определить
    время года — ранняя осень. Дети находят сохранившиеся приметы лета и
    подмечают, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и
    сравнение — необходимые приемы активизации мыслительной и речевой
    деятельности учащихся, диктуемые свойством многогранности.
    На экскурсии в
    природу дети придут и в разгар осени, и в позднюю ее пору, попробуют
    потоптаться по насту и потом здесь же увидят, как «змейкой вьется по
    земле легкая поземка». На знакомых местах они порадуются первым
    проталинам и первой травке, приходу весны и началу лета.
    Много
    интересного дети могут увидеть во время коротких экскурсий на
    школьный двор: осенью послушать шуршание листвы, зимой разглядеть
    изморозь, иней, полюбоваться запорошенными снегом деревьями, а
    весной следить за капелью, набухающими почками тополя и березы.
    Совместные
    наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным
    наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.
    Особенно много
    экскурсий должно быть в первые два года обучения. Детям необходимо и
    интересно знать все: как работает башенный кран на стройке,
    снегоочистительные машины, как делаются игрушки на фабрике, как
    автоматы замешивают, пекут и заворачивают печенье, как печатаются
    книги, работает почта, как выдают информацию компьютеры, как
    взлетают и садятся самолеты, как работают сельскохозяйственные
    машины на полях, как выращивают телят на ферме, как шьют костюмы для
    артистов цирка и т. д.
    В самой школе
    проходят утренники, сборы, встречи с интересными людьми. Также
    необходимо водить детей в театры, музеи, на выставки.
    Все впечатления
    школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребенка появляется
    естественная потребность поделиться своими новыми знаниями,
    открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Он выражает себя в
    рисунке, игре и, конечно, в слове.
    Дети хотят
    говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Это и будет
    реализацией свойства вариантности методики, т. е. обеспечения
    активного участия на уроке всех учеников с учетом возможностей
    каждого. Задача учителя — научить их пользоваться словом, учить речи
    точной и стройной, правильной и последовательной, ясной и
    выразительной. Такое учение, в процессе которого накапливается
    некоторый навык устных высказываний, является непременной основой
    перехода от устной речи к письменной с элементами литературного
    творчества.
    На первых порах
    во 2 классе следует один раз в неделю на уроке давать ребятам
    задание: составить несколько предложений на определенную тему, чаще
    всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе. Например:
    «Осенний воздух», «Снег на солнце», «Капризный апрель» и т. д. Дети
    пишут эти небольшие работы без всяких подсказок. Кроме указанных
    заданий, нужно практиковать сочинения-миниатюры: «Опиши цветок»
    (любой, по своему выбору) и др.
    Исключительное
    значение имеет разбор сочинений. Учитель читает, дети слушают и
    участвуют в обсуждении. Отмечается в первую очередь умение
    рассказать в сочинении о своем восприятии темы, избегая
    общеизвестных описаний. При этом условии сочинения будут отличаться
    своеобразием. Чтение и обсуждение написанных работ преследует прежде
    всего цель привить любовь к искусству слова и желание писать.
    Случается, что ребята составляют рифмованные предложения.
    Приведем примеры работ на тему «Снег
    на солнце».
    Володя Н. «Когда
    на снег падает луч солнца, то кажется, что снег начинает играть
    красками. Он становится то ослепительно белым, то розовым, под
    деревьями — синим».
    Настя П. «Лучик
    проскользнул сквозь тучи, осветил землю и зажег на снегу веселые
    маленькие искорки».
    Алена Л. «Снег
    на солнце засверкает
    Белым, синим огоньком
    И под елочкой струится
    Серебристым ручейком».
    При разборе сочинений можно записать
    на доске предложение из работы на тему «Осень» и коллективно
    поработать над ним: Осенний воздух пахнет опавшими листьями.
    Надо попробовать уточнить, когда и как пахнут опавшие осенние
    листья. Ребята предлагают варианты:
    — В разгар
    осени…
    — В разгар
    листопада…
    — Во время
    листопада…
    — Когда листья
    падают дождем…
    — Когда
    наступает (начинается, приходит) листопад…
    Варианты к слову
    пахнет,
    которые назвали дети:
    — Воздух
    наполняется запахом…
    — Воздух
    пропитан…
    — Воздух
    наполнен…
    — Воздух насыщен
    запахом свежим и сырым…
    — Я жадно
    вдыхаю…
    — Я наслаждаюсь…
    В результате
    всех поисков дети составляют предложение: Когда приходит
    листопад, воздух наполняется свежим и сырым запахом опавших листьев.

    Наиболее важен
    здесь сам процесс работы над словом и предложением, поиск,
    вариативность. Но еще важнее то, что благодаря свойству
    процессуальности развитие речи идет как непрерывный процесс
    коллективного познания, в который включаются живая мысль и чувства
    каждого ученика.
    Говоря об
    экскурсиях как источнике детских сочинений на основе наблюдений,
    нужно остановиться на последовательности шагов учителя в организации
    работы над сочинениями. Выше было сказано, что дети пишут сочинения
    без непосредственной подготовительной работы на том уроке, который
    отводится для его написания. Но до написания сочинения после
    проведенной экскурсии, не допуская большого разрыва во времени между
    экскурсией и сочинением, в классе проводится обмен впечатлениями об
    экскурсии с акцентом на выбранное учителем направление обсуждения
    (его темы). После такого обсуждения детей предупреждают, что на
    следующем уроке они будут писать сочинение на основе проведенной
    экскурсии. Тему сочинения учитель сообщит на уроке.
    Работая над
    сочинениями по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они
    стремятся, по каким показателям оцениваются их работы:
    1) соответствие теме; 2) полнота и последовательность изложения;
    3) не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а
    самостоятельность, свое понимание, собственные чувства и свой
    рассказ, т. е. творчество; 4) стилистическая и орфографическая
    грамотность.
    Учитель доводит эти требования
    до учащихся на понятном им языке. Нужно объяснить, в частности,
    что требование стилистической грамотности предполагает следование
    в описании выбранному стилю речи. Если, к примеру, в сочинении
    дети используют художественное описание, то не следует включать
    какие-либо научные (предметные) сведения, так как происходит
    смешение стилей речи. А такие случаи бывают. Вот сочинение
    Ани К. на тему «Моя снежинка»1:
    «Однажды я поймала снежинку. Она была похожа на плюс, только
    с иголочками. Снежинка переливалась розовым, белым и голубым
    цветом. А теперь я хочу рассказать о ее путешествии.
    На облаке родилась снежинка по имени Плюсик. Когда она выросла,
    полетела на землю и опустилась на подоконник нашего класса
    и смотрела, как дети занимаются математикой. А потом
    началась оттепель, и Плюсик растаяла, превратилась в капельку,
    потом в пар, а затем вернулась в свой дом на облако». Как
    видно, заключительная часть представлена в форме научно-делового
    описания, что не соответствует сказочному сюжету.
    Значительную
    помощь в уяснении учащимися стилей, типов речи, изобразительных
    средств языка, способов анализа готового и создаваемого текстов
    окажут, кроме наших учебников русского языка, тетради на печатной
    основе, прилагаемые к учебникам, и методические рекомендации к
    тетрадям (М.: Центр общего развития).
    Но вот сочинения
    написаны. Учитель проверяет их. Стилистические погрешности
    исправляются прямо по тексту. Что касается орфографических ошибок
    (естественно, что второклассники могут испытывать затруднения в
    написании некоторых слов), то ученик может проверить работу,
    используя свой словарик или орфографический школьный словарь.
    Обращение к словарю позволяет ребенку сосредоточиться на работе с
    текстом.
    Орфографические
    ошибки на непройденные правила следует исправлять учителю, а ошибки
    на изученные правила помечать для последующей работы над ошибками.
    Иногда можно сообщить в предварительном виде (без грамматического
    обоснования) некоторые правила написания, например о написании
    -тся
    и -ться
    в глаголах, проверяя подстановкой
    вопросов: что делает? (кружится),
    что делать? (кружиться).
    Ошибки, допущенные учащимися, целесообразно включать в зрительные
    диктанты. При проведении зрительного диктанта дети должны
    внимательно всматриваться в написание слов в течение короткого
    времени (примерно 10—12 с). Зрительный диктант записывается в
    тетрадях по частям, а затем, когда учитель открывает запись на
    доске, проверяется учащимися. Ошибочно написанные слова или буквы
    можно аккуратно зачеркнуть, дети не должны бояться делать
    исправления.
    После проверки
    сочинений учителем наступает этап их обсуждения в классе. Учитель
    дает общую оценку выполненной работы (щадящую, поощрительную). Затем
    зачитывает 2—3 удачных, по его мнению, сочинения и привлекает детей
    к обсуждению, побуждая их высказываться в соответствии с теми
    показателями-требованиями, которые приведены выше.
    Можно зачитать
    отдельные удачные выдержки из ряда сочинений, стараясь охватить
    обсуждением возможно большее число работ. И на этом этапе дети
    высказывают свои суждения.
    В ситуации не
    очень удавшихся сочинений не нужно персонально называть авторов.
    В этом случае можно выписать на доске 1—2 неудачных предложения,
    выражения и разобрать, в чем их недостатки. Например, в сочинении
    «Зима и весна» (в конце учебного года) ученик написал о зиме:
    «Посыпался пушистый снег. Зимой солнышко светит мало. Щеки у них
    красные, как яблоки». Здесь налицо непоследовательность описания,
    «скачки мысли», а образное сравнение не на месте.
    В другом
    сочинении на ту же тему: «Когда они покатались с горки, они стали
    играть в снежки и лепить снежные бабы». Учитель спрашивает детей,
    как лучше написать (повторяется слово «они», вряд ли на самом деле
    лепили нескольких снеговиков).
    Среди сочинений
    есть немало работ, в которых ярко проявляется настроение детей,
    эмоциональное отношение к событию, ребята подмечают превращения в
    окружающей природе.
    Дима Ф. написал сочинение о снежинках:
    «Почему снежинки бывают разные? Потому
    что они, когда летят, тогда попадают в холодную тучу. Там с ними
    происходят загадочные вещи, и они падают на землю. Об одной из них я
    хочу рассказать.
    Однажды я шел по
    улице, падал тихий снег. Я остановился, протянул руку. На варежку
    упало несколько снежинок, но одна из них была загадочно красива.
    Казалось, что это звездочка, упавшая с неба. Ее лучи были покрыты
    колючками. Вот какая была красивая снежинка! Жалко, что она
    растаяла».
    Какое прекрасное
    сожаление, заставляющее читателя проникнуться таким же настроением!
    А вот сочинение
    на тему «Весна» Гали А.:
    «Ах, какая
    радость! Лед на Волге тронулся! Вода в Волге мутная. По мутной воде
    плывут громадные льдины.
    Прилетели грачи.
    Они вьют гнезда. Один грач летит, и у него в клюве веточка. Хорошо
    весной!»
    Ведь заметила!
    Веточка в клюве! А ледоходу как радуется! И как сумела выразить свой
    восторг!
    Вместе с духовным ростом ребенка
    качественно меняется его устная и письменная речь по
    содержательности и выразительности, глубине и самостоятельности,
    больше проявляется индивидуальность автора. Все эти изменения можно
    проследить по сочинениям учащихся. Наблюдения и впечатления детей
    дают самый широкий круг тем для устных рассказов и сочинений: «Мои
    друзья», «Любимые игры», «Мое любимое занятие», «Как я провожу
    выходной день (каникулы)», «Мои трудовые обязанности в семье (как я
    помогаю дома, что я умею делать)», «Мой дом (моя улица, мой двор)»,
    «Мои рыбки (хомячки, кошка, собака, попугай)», «Зима и весна»,
    «Снежинки», «Природа весной», «Что мне рассказала капелька дождя»
    и т. д. — на выбор учащихся.
    Приведем сочинение «Моя любимая
    игрушка»: «У меня есть зайчик Петя. Я его очень люблю. Весь он
    серый, только кончики лап белые. Уши у него очень длинные. У него
    красные глазки и носик. Носик ему вышила я. Потому что нос у него
    оторвался. А кончики лап закругленные».
    Задача работы
    заключалась, возможно, в более точном описании предмета. В данном
    сочинении несколько нарушена последовательность описания (о лапах в
    начале и в конце). Но в сочинении отчетливо проявляется соответствие
    задаче, направленность внимания на точное описание наблюдаемых
    признаков, их сравнительную характеристику. И слова найдены точные,
    подходящие именно к данному предмету: кончики лап закругленные;
    весь он серый, кончики лап белые.
    Сама тема подсказывает выбор
    стиля и типа речи: деловое повествование с эмоциональным отношением.
    Видно, что учительница сумела развить у детей установку на
    наблюдение, что является основой развития наблюдательности как
    качества личности, а также на поиск речевых средств, чтобы выразить
    наблюдаемое в слове.
    На данном возрастном этапе дети любят
    загадочные, сказочные сюжеты, им нравится фантазировать и сочинять
    сказки. Тему может предложить учитель или дать задание придумать
    сказку на свою тему.
    Сочинение на самостоятельно
    придуманную тему «Солнце и тюльпан»:
    «Однажды
    выглянуло Солнце и увидало цветок небывалой красоты. Это был
    тюльпан. Он еще не распустился, но все равно был очень красив.
    Солнце спросило Землю:
    — Что это?
    — Это тюльпан, —
    отвечала Земля.
    — Но почему он
    такой грустный, не распускается?
    — Солнца мало, —
    отвечает Земля, — вредные жучки, паучки разъедают.
    — Будет ему
    тепло! — крикнуло Солнце.
    И теперь Солнце и
    тюльпан встречаются каждый день. Это пришло лето».
    Если учитель выбирает в качестве
    тематики сочинений придумывание сказок, то нужно дать детям
    некоторые разъяснения об особенностях сказочного сюжета.
    Из публикаций2
    следует, что сказка определяется как особый повествовательный
    жанр. Главным признаком сказок является их неправдоподобность,
    занимательность и развлекательность. Конечно, они имеют и
    воспитательное значение. Описываются жанровые разновидности
    сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отличительной особенностью
    сюжетной композиции сказок о животных является то, что в них
    широко используется диалогическая речь. Диалог потому так
    широко применяется в сказках, что он наделяет животных человеческими
    признаками (прежде всего речью). Нужно еще отметить, что характерным
    для сказки как жанра является само действие.
    Однако дети, не
    зная указанных особенностей, чувствуют жанр сказки, стремятся
    показать удивительное, невероятное, фантастическое в ее сюжете. Они
    придумывают действие и героев (как в приведенной сказке
    разговаривают Солнце и Земля).
    Фантазия детей
    проявляется и в других типах речевой деятельности, в частности в
    умении дать описание по выбору из предложенных тем.
    В классе были
    предложены темы о каникулах, о любимых домашних животных, о зиме.
    Ася К. и Аня Д. написали о снежинках.
    «Снежинки бывают
    разные: в виде цветка, звезды, утенка и шарика. Они переливаются
    разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в
    виде звезды. У нее есть история. Когда она появилась на свет, ей мир
    показался большим. Она очень долго летала, и наконец ветер перестал
    дуть. Выглянуло солнце, и снежинка спустилась на землю. Был мороз.
    Она сверкала огоньками».
    «В среду, во
    время урока труда, мы всем классом пошли на прогулку. Шел снег.
    Учительница поймала на ладонь снежинку, и мы ее рассматривали.
    Я представила ее путешествие. Снежинка родилась на небе. Она любила
    мечтать, и ей очень хотелось увидеть сказочный мир. Незаметно
    налетел ветер, он подхватил Нельси, так звали снежинку, и она вместе
    с ним полетела над землей. Она была в восторге, что наконец-то
    исполнилось ее желание. Рядом с собой она заметила свою подругу
    Моли. Они порхали, кружились в воздухе и были очень счастливы. Мимо
    них проносились тысячи снежинок и падали на землю. Вот как интересно
    было двум снежинкам!»
    Первая работа —
    это описание снежинок, в котором используются образные сравнения: «в
    виде цветка, звезды, утенка и шарика», снежинки характеризуются по
    цвету. Описываемый, предмет в основном отражается в статике.
    Во втором
    сочинении — переход от действительности (на прогулке) к придумыванию
    путешествия снежинки. Здесь фантазия-описание соединяется с
    фантазией-повествованием (появляется сюжет, действие, герои, они
    показываются в динамике).
    Обсуждая с детьми эти сочинения,
    учительница подчеркнула указанные особенности, связав их с типами
    речи: в повествовании есть сюжет, в описании нет сюжета (действия).
    В исследованиях по развитию
    речи3
    указывается, что повествовательный текст насыщен формами глаголов
    прошедшего времени, они позволяют передавать последовательность
    действий. Эта их особенность играет роль в создании (написании)
    повествовательного текста, если учитель на примерах покажет
    преобладающие формы слов в этом типе текста и укажет, что
    не нужно смешивать употребление времен глагола в тексте. Например,
    в приведенном сочинении-сказке «Солнце и тюльпан» употребляется
    и прошедшее, и настоящее время глагола: «Солнце спросило»,
    но «отвечает Земля». Лучше придерживаться формы глагола прошедшего
    времени, так как описываются «бывшие» события: «Однажды…»,
    т. е. начало указывает на прошедшее время.
    Кроме сказок, детям нравится
    сочинять басни. В ходе обучения они узнают, что слово
    «басня» означает «говорить, рассказывать».
    Басня — это короткий рассказ, стихотворение. В баснях
    под видом животных изображаются люди, их недостатки. Поэтому
    басни имеют иносказательный, переносный смысл.
    Сочинение басен
    учащимся дается труднее: нужен конфликт и мораль басни.
    У Оли Л. басня называется «Роза и
    Воробей»: «Захотел Воробей подружиться с Розой, но Роза сказала:
    «Нет… Ты такой грязный и взъерошенный!»
    Однажды на Розу
    взобрался червяк. А Воробей пролетал мимо. Роза жалобно просила ей
    помочь, и Воробей позвал своих товарищей…» Но это басня, и Оля
    вынуждена изменить концовку: «Но Воробей ответил: «Ты не хотела в
    дружбе жить со мной, и я не помогу тебе в беде».
    Доброго и
    отзывчивого воробья пришлось переделать в строгого и злопамятного.
    Таковы законы жанра.
    Данный пример
    показывает, что детям при подготовке к сочинению нужно учиться с
    помощью учителя продумывать сюжет сочинения от начала до конца в
    соответствии с его жанром.
    Учитель организует работу по
    написанию сочинения заранее, включая знания о том литературном
    жанре, над которым предстоит работать на уроке сочинения
    (ознакомление с понятием «жанр» на неоднократном разборе
    произведений разных жанров).
    Сочинения как
    показатель
    продвижения ребенка в развитии

    Анализ сочинений имеет важное значение
    не только для выводов о развитии речи, но и об общем развитии детей.
    Обычно применительно к начальной школе указываются такие критерии
    качества сочинений, как последовательность и логическая связь
    мыслей, стилистически грамотное изложение. Нет сомнения, что такие
    критерии качества сочинений, как последовательность, логичность
    изложения, стилистически грамотное оформление, важны. Однако не
    менее важны и такие показатели качества сочинений, как их
    эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Если
    учитель в сочинениях учеников своего класса обнаруживает ростки
    разностороннего развития детей — не только их ума (мышления,
    наблюдательности), но и формирования чувств, это и будет
    свидетельствовать о продвижении учащихся в общем развитии.
    Рассмотрим
    сочинения на тему «Мои друзья». Мы выбрали для анализа сочинения
    учащихся разных групп по успеваемости в конце учебного года.
    Валя М. (слабая
    по успеваемости) — «Мои друзья, товарищи».
    «Моих друзей очень много. Но самые дружные — это ребята нашего
    класса Лена, Таня и Валя. Однажды мы гуляли во дворе. Около котельни
    была яма, и там был уголь, который ссыпался в котельню. У меня
    что-то упало, и я полезла доставать и застряла, а Таня вытащила
    меня. Конечно, у меня ноги были в угле, но было тепло, солнце
    высушило уголь, он стал хорошо очищаться, и мама об этом не узнала.
    Конечно, бывают случаи, когда мы поссоримся, но бывает это очень
    редко. Юра мне тоже друг. Вот, например, вчера я не знала, что
    написано по естествознанию. Он дал мне тетрадь, и я теперь не получу
    замечание».

    Женя Л.
    (слабый
    ученик) — «Мой друг».
    «У меня есть мой друг Игорек. Он
    никогда не оставляет меня без внимания. Я часто дерусь с ним, но на
    следующий же день он меня прощает и остается со мной заниматься.
    Иногда на уроке он решит задачу, и я его прошу помочь мне, и он
    помогает. Один раз я не записал домашнее задание, а Игорь сказал мне
    недовольно: «Вот какой у меня товарищ».
    Игорек часто
    болеет, и мне очень жалко, что он мало ходит в школу, но если он
    придет, то быстро догоняет ребят».
    Нина Ф. (слабая
    ученица) — «Мои друзья».
    «Я не помню, как и где познакомилась с
    Галей и Верой. Но я радуюсь, что дружу с ними. Они честные и
    скромные. Они помогают мне в учебе. Мне они самые близкие друзья в
    классе.
    Когда мы
    поссоримся, то только на пять минут, а потом опять начинаем
    разговаривать. Скоро каникулы, но я не хочу расставаться с ними.
    У меня есть
    плохие черты, поступки. Я обязательно исправлюсь за это лето. Чем
    больше мы растем, тем больше дружим».

    Леша М.
    (средний
    ученик) — «Мои друзья и наши приключения».
    «Мой друг, по-моему, самый хороший,
    это Юра. И еще я дружу с Наташей, но не так, как с Юрой. С ним я
    дружу давно и знаю, что он хороший товарищ, он у меня проверенный.
    Вот один случай.
    Мы играли в мяч. Я сильно ударил, и мяч улетел в другой двор.
    Я залез на забор и стал смотреть, куда он попал. Оказалось, что он
    попал в корзинку, которую несла старушка. А когда бабушка пришла к
    нам во двор жаловаться, Юра попросил прощения, хотя и не он бросил
    мяч».

    Нина X.
    (средняя
    ученица) — «Мои друзья».
    «В классе у меня подруга Ира. Мы с ней
    дружили до школы. Играли, кушали друг у друга. И нас было не разлить
    водой. У Иры и у меня был разный характер, и мы ссорились, но сразу
    мирились и забывали, из-за чего поссорились. Часто мы просто
    уступали друг другу, потому что игры были интересные. Мы ходили в
    рощу, там играли в прятки. В роще было очень хорошо: деревья стояли
    зеленые, а солнце грело очень тепло, даже я бегала в одном платье.
    Иногда моя
    бабушка диктовала диктанты, а мы их писали, соревнуясь, у кого
    меньше ошибок».
    Вера С. (средняя
    ученица) — «Мои друзья».
    «У нас в классе все ребята дружат и
    все по-своему хороши, у каждого есть своя черта. Некоторые ребята
    переехали и не пришлют даже открытку, а это очень плохо, значит, они
    забыли нас.
    У нас бывает
    очень интересно: утренники, эстафеты: кто вперед пришьет пуговицу,
    вденет нитку в иголку, зашнурует шнурок, тот и выиграл. А еще мы
    пели и танцевали. Но время пролетело, и наш маленький утренник
    кончился. Мы вышли на школьный двор. Там было очень красиво. Деревья
    стояли в зеленых платьях, как будто весна-портниха одела их».

    Саша Р.
    (сильный
    ученик) — «Мои товарищи».
    «Я дружу с тремя ребятами. Это Боря,
    Женя и Володя. Но Борю почему-то не все ребята любят. Правда, у него
    вспыльчивый характер, но все равно с ним интересно. До школы я их не
    знал, но в классе я с ними подружился. Мы не только вместе играем в
    разные игры, но и читаем книжки. А когда гуляем, особенно зимой, то
    строим пещеры из снега, катаемся на санках с горки, на коньках на
    маленьком дворовом катке. А еще мы любим догонять друг друга. Вовку
    очень трудно догнать. И тут я немножко хитрю: я просто бегу за ним,
    а когда он устанет, я его и хватаю».

    Оксана Д.
    (сильная
    ученица) — «Мои друзья из класса».
    «У нас в классе очень хорошие ребята,
    отзывчивые, всегда помогут и за добро всегда отплатят добром.
    Я дружу с Зоей. Мне хочется, чтобы она хорошо училась. Я ей помогаю,
    и она стала лучше писать. Мне в ней нравится ее доброта. Она отдает
    все последнее, что у нее есть. Она очень веселая и отзывчивая, и
    поэтому я ее люблю».
    Лена С. (сильная
    ученица) — «Наши ребята».
    «Когда я утром
    вхожу в класс, то слышу, что все кричат и смеются. И мне тоже
    становится весело. И все неплохо ко мне относятся. Вот, например,
    Галя. Она мне нравится всем, но она чересчур серьезная.
    За ней сидит
    Нина. Это очень скромная, застенчивая девочка. Боря — умный мальчик,
    но вспыльчивый. Чуть что не по его, он сразу в ход пускает руки.
    Потом идет Верочка. Я ее давно знаю, и она мне никогда не грубила,
    как некоторые. Потом вижу очень веселого мальчика, это Володя. Он
    честный, никогда не обманывает. Мне он этим нравится. Потом видна
    голова Оксаны. Она мне нравится всем, но особенно своей простотой.
    С ней так легко!»
    Как видно из сочинений, работы
    отличаются довольно тонкими наблюдениями характеров и душевных
    качеств. В них мы встречаемся с критическими замечаниями и
    самокритикой. Детям присущи прямота, искренность и
    непосредственность чувств.
    Ребята рисуют
    образы своих друзей, насыщенные переживаниями различных эмоций. Хотя
    прямо дети не говорят, но видно, что они ценят справедливость,
    взаимопомощь, честность. Например, Женя с чувством нежной
    признательности за внимание и требовательное отношение говорит о
    своем друге Игоре.
    Все это
    свидетельствует о постепенном развитии у школьников осознанного
    подхода к оценке качеств личности. Эта оценка выражается пока
    по-своему, по-детски. Но это указывает на подлинность испытываемых
    чувств, побуждающих к размышлениям, выводам, оценке своих поступков
    и поведения товарищей. Ребята с чувством гордости отзываются о своих
    друзьях, выражают чувство привязанности к ним.
    Некоторые дети с
    увлечением пишут о своих приключениях. От окружающего мира они ждут
    чего-то нового, необычного, интересного.
    В сочинении
    ученицы Лены совершенно другое мироощущение. Вот она рисует картину
    обычных, ежедневных встреч в классе. В этом описании сквозит
    радостное чувство близости к своим товарищам, от которых ей
    передается хорошее, веселое настроение, и проявляется
    доброжелательное, но в то же время критическое отношение к друзьям.
    В работах
    учащихся разнообразные по построению предложения — это говорит об
    успехах школьников. Следует также сказать о характере использования
    языковых средств. Язык разнообразный, встречаются уместные образные
    сравнения (деревья в зеленых платьях,
    весна-портниха, не разлить водой
    ). Хотя сочинения написаны на одну тему, они все разные по
    конкретному содержанию.
    Рассмотренные
    факты указывают на существенные результаты в общем развитии
    учеников.
    В чем это
    проявляется?
    Материал
    сочинений свидетельствует о развитии эмоциональной сферы учащихся.
    Явления, с которыми дети сталкиваются в жизни, в учебе, не
    оставляют их равнодушными, они как бы пропускаются через призму их
    внутреннего мира. Сочинения свидетельствуют также о развитии умения
    наблюдать, проявляющегося в тенденции к умозаключениям на основе
    подмечаемых свойств. Соответствие теме, последовательность
    изложения, достаточно правильное построение предложений
    характеризуют мыслительную деятельность. Таким образом, сочинения
    указывают на результаты по всем трем основным показателям общего
    развития: наблюдательность, мышление, чувства.

  3. Обучающее сочинение по серии сюжетных картинок “Спасение зайчика”.
    Цель: продолжать работу над развитием письменной речи.
    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать сочинения по серии картинок, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II.Актуализация знаний
    Орфографическая минутка (на доске записаны слова)
    желтый, ветер, яблоко, заяц, мальчик, ученик, посуда.
    – Что объединяет эти слова?
    Обобщение знаний о переносе слов.
    -Запишите слова разделив их на слоги для переноса.
    III.Физкультминутка
    IV.Работа по теме урока
    Упр.114 (с.74)
    -Что изображено на рисунках?
    -Какая тема сочинения? (Мальчик вылечил зайца)
    -Как озаглавите сочинение? (Спасение зайчика)
    -Ответьте на первый вопрос, пользуясь словами для справок. (Однажды в лесу мальчик увидел зайца)
    -Прочитайте второй вопрос. Какие слова для справок используете для ответа? (Сломана лапка)
    -Составьте предложение. (У зайца была сломана лапка.)
    -Запишите ответы на вопросы.  (Каждая часть записывается с красной строки. Заголовок пишется перед текстом.)
    Коллективная или самостоятельная (по усмотрению учителя) запись текста. Дети по желанию читают сочинения. Учитель и остальные учащиеся дают рекомендации.
    V. Рефлексия
    -Вам понравилось писать сочинение?
    -Что в работе над сочинением показалось трудным?
    VI. Подведение итогов урока
    -Чему сегодня вы научились?
    – О чем бы вы хотели написать сочинение?
    Литература:
    -Учебник “Русского языка” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс.; Москва “Просвещение” 2012
    -Поурочные разработки по русскому языку к КМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 2 класс.; Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева., Москва “Вако” 2012

  4. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – ОПИСАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ
    Первая группа упражнений раскрывает такой признак текста, как цельность (тема, заголовок, соотношение темы и заголовка).
    Упражнение № 1. О чем говорится в тексте? Озаглавьте текст, согласно теме.
    « Таня и Витя жили в лесной сторожке. Она стояла на опушке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Зверек стал брать лапками рябину и ловко объедать ягодки. Ребята сделали для белочки столик. Каждый день прибегала она к кормушке».
    Упражнение № 2.Устно составьте рассказ на заданную тему: «Приход весны». Определите главную мысль вашего рассказа.
    Упражнение № 3. Прочитайте текст. Раскрыта  или нет тема этого текста? Какова его основная мысль? Заголовок соответствует теме или основной мысли?
    Летний дождь.
    День был очень жаркий. Мы отдыхали  в тени берез. Птицы не переставали петь. Вдруг посыпались капли дождя. Трава стала жадно поглощать воду.
    Вторая группа упражнений раскрывает такой признак текста, как связность.
    Упражнение № 1. Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.
    «Мальчик сидел за столом. Мальчик читал книгу». «На небе появились тучи. Ветер пригнал тучи». «В гостях мы пили чай с вареньем. Бабушка принесла нам варенье».
    Упражнение № 2. Отредактируйте текст.
    «Любит он спать и мурлыкать. Это кот Мурзик. Шерсть у Мурзика  серая. Хорошо бы мышку поймать, да лень вставать. Хвост у него пушистый».
    Упражнение № 3. Определите границы предложения. Запишите.
    «Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы». «Красиво в лесу высокие сосны и ели тихо шумели». «Тень от деревьев. Легла на клумбы и дорожки».
    Третья группа упражнений направлена на обучение формулированию мыслей. Процесс формулирования мыслей и есть, собственно, создание высказывания. Одна из задач обучения младших школьников и состоит в том, чтобы научить их правильной, точной и выразительной речи.
    Упражнение № 1.Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами или местоимениями.
    «Мы сидели в тени. Но и в тени было жарко». «У нас живет кот Васька. Наш кот большой проказник».
    Упражнение № 2.Прочитай. Найди повторяющиеся слова и исправь ошибку. «К весне зелень зазеленела. Липа пахнет запахом меда. Наступила холодная стужа».
    Упражнение № 3. Прочитайте. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.
    «1.Толя подошел к дому. Он был такой высокий. 2.Снегпадал в лесу. Он весь искрился».Все вышеперечисленные упражнения использовались как фрагменты обычных уроков русского языка.
    Четвертая группа заданий направлена на формирование умения создавать текст- описание. Для ознакомления с понятием «текст – описание» и стилевой работы, проводились специальные уроки развития речи, предусмотренные программой.  Тема первого урока посвящена типу речи – описание. Его цель: дать понятие о тексте – описании (как типе речи); познакомить со схемой такого текста. Урок состоял из двух этапов. На первом этапе дети читают текст о петухе и отвечают на вопросы учителя. Постепенно учитель подводит детей к определению текста – описания. На втором этапе урока идет ознакомление со схемой такого текста. Данная схема соотносится с текстом, который читали в начале урока. Логическим завершением урока становится вывод о том, что в описательном типе речи преобладают слова, отвечающие на вопрос «какой? и, что для такого текста нужна только одна картинка.
    Закрепление полученных знаний о типе речи – описании – это тема второго урока. Его цель: закрепить умение определять текст- описание; повторить его схему; устно составить описание животного по аналогии.
    Урок включает в себя три структурные части. Первая часть – повторение изученного на предыдущем уроке. Дети, отвечая на вопросы учителя, вспоминают, что такое текст, тема, главная мысль, текст – описание, его признаки и схему. Вторая часть урока – работа с рассказом о волке. Прочитав текст, определяем его тему, главную мысль и к какому типу речи он относится. Дальнейшая коллективная работа направлена на разбор текста по схеме и запись опорных слов. На последнем этапе урока дети составляют устно описание волка с опорой на схему и выписанные слова.
    На уроках русского языка используются упражнения, в которых нужно отобрать признаки предмета, в зависимости от основной мысли высказывания. Например: основная мысль текста – съедобные грибы. Нужно отобрать такие отличительные признаки этих грибов, чтобы было ясно, что они съедобные. Или, представить себе, что вы на птичьем рынке. Вы хотите кого-то себе купить. Опишите его так, чтобы было понятно о ком идет речь.
    Интересным  и очень эффективным является составление загадок. Сначала учитель дает несколько загадок, дети их отгадывают. А затем им предлагается самим составить загадку. «О чем может быть загадка? О чем угодно: о книге, о мяче, о карандаше. Выбери какой-нибудь хорошо знакомый предмет, внимательно присмотрись к нему. Подумай, какие у него отличительные признаки: каков он по величине, форме, цвету, на что похож, что может делать, зачем нужен. Отбери несколько таких признаков и назови товарищам. Только смотри, не проговорись; не произнеси название задуманного предмета».
    Пятая группа заданий направлена на наблюдение за употреблением средств языка в художественном и научном текстах. Место этих упражнений – на уроках чтения, русского языка, при проведении списывания. «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий. На уроках детям даются  высказывания, написанные в научном и художественном стиле. В результате их анализа, выяснили, что художественная речь – речь образная, ее отличает эмоциональность. Если, воспринимая научные высказывания, мы лишь узнаем какие-то факты, сообщаем информацию, то художественные дают возможность представить себе, как бы увидеть то, о чем пишет человек.
    Третий урок развития речи – итоговый в системе уроков. Его цель: составить текст – описание игрушки в художественном стиле. В качестве предмета описания была выбрана игрушка-матрешка. Это благодатный материал для приобщения школьников к истокам русской национальной культуры, усвоение опыта эмоциональной и культурной жизни народа. Яркое эмоциональное начало, заложенное в игрушке, окажет положительное воздействие на характер работы над описанием матрешки.
    На первом ориентировочном этапе дети знакомятся с деревянным народным промыслом. На уроке использовалась выставка фотографий, справочный материал. В процессе беседы учитель отмечает вечную тему отношений человека с природой, связи с землей. Дети внимательно рассматривают все детали одежды, лицо, волосы. На втором этапе урока идет коллективное обсуждение плана предстоящей работы, то есть соотнесение схемы описания с предметом описания. В результате на доске вывешиваются опорные слова, которые помогут детям составить предложения. Так же ребята пользуются словариками, в которые они записывали трудные или понравившиеся слова и выражения. Здесь же проводиться орфографическая работа. Ребята могут воспользоваться орфографическими словариками, если в этом есть необходимость. Третий этап урока – запись текста на черновик. Учитель работает с  неуспевающими учениками в индивидуальном порядке. Записанный на черновик текст, дети проверяют, исправляют речевые недочеты, орфографические ошибки. На чистовик текст переписывается на втором уроке. По желанию дети в конце второго урока зачитывают свое сочинение.
    Сочинение вызвало большой интерес и много положительных эмоций у детей. Работа им очень понравилось. На уроке труда ребята делали аппликацию матрешки, используя описание, по которому работали на уроке развития речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *