Сочинение на тему хохломская роспись

9 вариантов

  1. Хохлома – роспись деревянной  посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.
    Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось « деревянное золото».
    Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.
    Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.
    Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.

  2. 7
    Истоки народного промысла Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы-пчёлы? Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком – сколько их, похожих и непохожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки муравки, и узорчатая бахрома тысячелистника, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звёздочки, чашечки цветов – голубых, лиловых, жёлтых, белых.
    8
    Истоки народного промысла Разве не останавливались вы в восхищении где-нибудь на полянке или в глухом заповедном уголке леса, заглядевшись на нежную весеннюю зелень, на чёрное кружево полуобнажённых ветвей среди багреца и золота осенних лип, берёз, кленов? Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
    9
    Распространение народного промысла По Волге направлялись суда, груженные щепным товаром на ярмарки, в Среднюю Азию, Персию, Индию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
    10
    Элементы хохломской росписи Традиционные элементы Хохломы травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    11
    Волшебная красота Как волшебница Жар- птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входим в царство Берендея, В мир волшебной красоты.
    12
    Волшебная красота Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой.
    13
    Матрена Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…
    14
    Матрешка Владелица усадьбы в подмосковном Абрамцеве привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
    15
    Матрешка – путешественница До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир – расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла не было. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывалась в ситуацию. А статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего.
    16
    Ай да матрешечки! Погляди скорее – Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.
    17
    Предметы с хохломской росписью
    18
    19
    Изделия с хохломской росписью
    20
    Жизнь народных традиций в современном мире Мужской галстукДамская сумочка и платок
    21
    Жизнь народных традиций в современном мире Рамка для фотографий Колюще-режущие предметы
    22
    Жизнь народных традиций в современном мире Компьютерная клавиатура Машина под «хохлому»
    23
    Жизнь народных традиций в современном мире Стилизованное кафеМебель для дошкольников
    24
    Русские традиции Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
    25
    ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ. ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ. ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД? РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА. И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
    26
    Композиция описания 1.Часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него. 2. Часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета. Если описание в художественном стиле, то в первой части может быть выражена основная мысль, которая внутренне скрепляет все элементы описания в единое целое.
    27
    Слова-помощники Черный фон, сусальное золото, рдеющие кисти рябин, золотые трилистники, тонкие изящные стебельки, цветочки-звездочки, похожие на перо жар-птицы листья, пунцовые ягодки земляники, длинные волнистые листья с закруглениями и кольцами.
    28
    Оригинальная шкатулка (Пример сочинения школьницы ) Маме на день рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она в форме бочонка. Бочонок украшен хохломской росписью. Внутри он золотисто- огненный, а внешний его фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво. Шкатулка-бочонок стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».

  3. Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».
    Хохломская Жар-птица.

    История

    Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.
    История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.
    Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.
    Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
    Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.
    Ложки, плошки и всё на свете.
    Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
    Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
    обилие леса;
    близость Волги — главной торговой артерии;
    распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
    местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.
    Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

    Техника росписи

    Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
    Этапы производства хохломской посуды:
    изготовление посуды нужной формы;
    сушка;
    грунтовка белой глиной;
    нанесение на поверхность олифы;
    затирка алюминиевого порошка;
    роспись;
    нанесение несколько раз специального лака;
    закаливание в печи до получения золотистого цвета.
    При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
    Мастер наносит роспись на большующую ложку.
    Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:
    спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
    стеблей;
    цветов;
    листиков.
    Растительный орнамент.
    Основные виды орнамента:
    «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
    «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
    «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
    Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
    Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.
    На Нижегородской ярмарке.
    Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.

  4. Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.
    На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.
    Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.
    Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.
    Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.

    Цвета хохломской росписи

    (роспись на белом фоне)
    Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.
    (роспись на черном фоне)
    Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.
    (роспись на аллом-красном фоне)
    Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

    Основные цвета

    Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:
    Черный (#000000);
    Красный (#FF0000);
    Белый (#FFFFFF);
    Оранжевый (#FF4F00);
    Отборный желтый (#FFBA00);
    Зеленый (#00FF00);
    Коричневый (#964B00);
    Изумрудный (#50C878);
    Голубой (#00BFFF).

    Элементы и мотивы хохломской росписи

    Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.
    (ветки и кустики)

  5. Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
    Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
    Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят – втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком – золотистой. Расписывают посуду “под хохлому” масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    Красный, черный, золотой и зеленый – цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
    Роспись бывает «верховая» – на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» – сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота 🙂
    Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там – берите в руки кисть и краски и вперёд!
    Травка – узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
    Травный орнамент.
    Узор листочки – стебельки и листики.
    Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
    Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
    В росписи “под фон” чаще используется элемент “кудрИна”. Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
    Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

  6.   
     
    Холодными,бесприютными вечерами  хорошо сидеть на теплой кухне и пить ароматный чай. Мы все хотим и стараемся сделать нашу кухню красивой и уютной . Посуда с хохломской росписью придаст ей неповторимый колорит. Неистощима Земля Русская мастерами прикладного  искусства. Необыкновенно легкие,изящные,красочные изделия  хохломских мастеров являются  национальной гордостью России.  
         Впервые хохломской росписью стали заниматься в Нижегородской области. Очень интересна легенда появления хохломы и откуда взяла она свои огненные краски.   
        В давние времена жил в Москве очень талантливый мастер-иконописец.Царь ценил его работы и высоко награждал за труды.Но мастер всегда мечтал о вольной жизни и однажды тайно покинул царский двор.  
        Он поселился в глухих лесах и стал заниматься любимым ремеслом.А еще он стал мечтать о таком искусстве,которое стало бы родным и нужным всем и чтобы отразилась в ней красота родной земли.Так появились первые хохломские чашки,украшенные пышными цветами и тонкими веточками.   
    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле .Отовсюду приезжали люди полюбоваться на его мастерство.Многие строили избы и оставались жить рядом с ним.    Услышав об этом, гневный царь повелел отряду стрельцов найти беглеца и вернуть.Но народная молва долетела до мастера быстрее  стрелецких ног. Узнал мастер о своей беде,собрал односельчан и раскрыл им секрета своего мастерства.   
       Утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели как горит ярким пламенем изба мастера,а сам он исчез.На земле возле избы лежали его краски,которые будто вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.   
        Такова история «хохломы». В современном мире она высоко ценится не только в нашей стране, но и за рубежом. А самые богатые и влиятельные люди планеты  считают престижным украшать свои жилища изделиями с чудесной хохломской росписью.

  7. Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой – декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами.
    Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью.
    В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.
    Хохломская роспись: история становления и развития промысла
    Родина хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Выточенные из легкой сухой древесины чашки, братины (Бра?тина — сосуд для питья, предназначенный, как указывает и само название, для братского, товарищеского питья; братина имела вид горшка с покрышкою; была медной или деревянной), солонки мастера делали похожими на драгоценные золотые изделия и украшали орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.
    Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома – крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в характерной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать хохломой.
    Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII – начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церкви.
    Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры.
    Хохлома весьма разнообразна, однако по приему письма ее принято делить на два основных вида росписи – «верховую» и «фоновую».
    Особенностью «верховой» росписи – нанесение изображения мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающийся сквозь легкий ажурный рисунок, делает рисунок похожим на золотое. Тонкие ритмичные узоры с мотивами трав, ягод, колосьев, цветов свободно размещается на поверхности предмета. К типу «верховой» росписи относятся композиции под «листок», со стеблями, вокруг которых располагаются листья, написанные плотными, крупными мазками зеленой и желтой краски, и мелкие красные ягоды.
    При «фоновой» росписи золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер первоначально наводит кистью контуры элементов композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая роспись, он добавляет травную приписку – легкий узор из трав и листьев, нанося его уже поверх фона.

  8. Хохлома – это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.
    Давайте-ка с ней познакомимся
    Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
    Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
    Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
    Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.
    Основы орнаментов:
    На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».
    При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.
    Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.
    Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.
    В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.
    Иметь в доме изделие с Хохломской росписью – значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.
    В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.
    Спасибо,что прочитали эту статью
    С уважением JulyaUlya

  9. Урок развития речи. 5 класс
    Тема: Описание предмета.
    Цель: обучить написанию связного текста – описанию предмета;
    Задачи:
    – познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
    – сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
    – развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь обучающихся.
    План и ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Работа по теме.
    – Какие стили речи вы знаете?
    – Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
    – Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)
    Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
    Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. С механическим заводом”
    – Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)
    Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Существует ли схема описаний предметов?
    Схемы на все случаи жизни нет, но мы с сегодня попробуем понять, как рождается описание.
    Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.
    Ему стало страшно, что прекрасный яркий мир вокруг пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, веник .
    Романов предлагает такие вопросы;
    Где находится
    В кладовке или в углу кухни
    В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни
    Форма
    Треугольный или овальный
    Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, перетянутый ленточкой, прутики как колючки ежа
    Цвет
    Серый или тёмно– коричневый.
    Материал
    Из травянистых прутиков. Из берёзы.
    Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой
    Возраст
    Свежий или старый
    Когда-то молодой, задорный, весёлый
    История
    Принесли с базара
    Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся
    В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
    -Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу?
    У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.
    Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
    Сегодня мы тоже попробуем применить «прием напряжённого зрения». Он потребуется нам для описания замечательного изделия из хохломы.
    Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок на плошке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уже подумали, что сказка началась. А это быль.
    Будем мы сегодня говорить о самобытном художественном промысле, в котором выражен талант русского народа, его мастерство, сделаем описание одного из предметов этого промысла.
    Говорят, будто давным-давно поселился в лесу веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица задела крылом чашку с кашей, и появились на ней разноцветные узоры с цветами, ягодами, золотыми листьями.
    Но это легенда (сказка). Правда в ней то, что эта посуда сделана из дерева, но расписывала ее не жар-птица, а простые люди, мастера-умельцы, которые изготавливали ее из дерева и подвергали долгому процессу обработки: покрывали глиной, чтобы дерево сильно не впитало краску, выдерживали на солнце, покрывали олифой, льняным маслом, шлифовали, высушивали в печи, а затем начинали свое художественное творчество. Покрывали посуду черной или золотой краской и принимались за работу. Тончайшими кистями выводили узоры из цветов, трав, растений. Процесс изготовления одного изделия занимал около месяца. И получались вот такие нарядные, яркие, праздничные предметы. Жили эти талантливые люди в 17 в. в Нижегородском торговом селе Хохлома. По имени села роспись получила название хохломской. Так появилась посуда с хохломской росписью, посуда, которая не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем. Этот народный промысел существует и сегодня, и красивые предметы домашней утвари радуют многих. Утварь – посуда
    – Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы.
    – Какие основные цвета в росписи?
    (цвета природы: красный, золотой, зелёный, чёрный)
    – 
    Какие чувства символизируют эти цвета?
    (красный-радость; золотой-тепло, счастье, богатство, красота, и чистота; зелёный-цвет жизни, природы; чёрный – торжественность)
    3.Работа над словом.
    Красивые золотые блюда, миски, ковши, ложки стали любимыми в простом русском народе, и он их назвал по месту продажи хохломской или хохломой.
    Хохлома – село, хохлома – посуда.
    С каким языковым явлением столкнулись?
    (Имя собственное, название села Хохлома, стало употребляться в значении нарицательного).
    Очень меткими и выразительными словами называет народ хохломскую роспись. О ней говорят, что она “пламенная” и “золотая”.
    – В прямом или переносном значении употребляются эти слова? Почему хохлому называют пламенной?
    (Пламенной хохлома называется потому, что основным в росписи является красный цвет, а еще эта посуда называется пламенной потому, что закаляется она в горячей пламенной печи. Своей красотой она со­гревает, как пламя).
    – Почему хохлому называют золотой?
    (За цвет, прочность, красоту).
    – В выражении “золотая хохлома” прилагательное “золотая” употреб­лена в переносном значении.
    На основе чего произошёл перенос?
    (по цве­ту высоко ценится, как золото).
    Словарная работа. (распечатано каждому)
    Пламе(н,нн)ый,
    Иску(с,сс)тво
    Уд…вительный
    Иску(с,сс)ный
    Пр…чудливый
    Орнамент
    Ре(з,с)чики
    Иску(с,сс)твенный
    Нат…рать
    Роспись
    Деревя(н,нн)ый, стари(н,нн)ый
    Гамма
    Огне(н,нн)ый, з…л…тистый
    Мета(л,лл)ический
    4.Работа над основной мыслью сочинения.
    – Почему прошло уже так много лет, а изделия продолжают иметь большой спрос?
    (Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель может украсить не только крестьянскую избу, но и на­шу современную квартиру, создавая в доме тепло и уют, ведь она отражает красоту природы, красоту мастерства. Достойное место занимает хохлома и на международных выставках прикладного искусства).
    – Чем привлекают вас хохломские изделия?
    (Яркая, излучающая свет хохлома радует глаз. На душе становится хорошо. Она словно улыбается своим незатейливым рисунком).
    – Что вы можете сказать о мастерах, которые делают эти изделия? (Мастер вкладывает в каждое своё изделие душу, поэтому оно излучает только добрую энергию. Глядя на чашку, ложку или миску, испытываешь только положительные эмоции. Современные мастера не отступают от тра­диций прошлого и хранят красоту и своеобразие хохломской росписи).
    – Какая мысль в сочинении будет главной? Сформулируйте её, опи­раясь на предыдущую беседу.
    (Хохлома дорога сердцу русского человека, так как она украшает наш быт, радует глаз, она раскрывает душу рус­ского мастера).
    5.Творческая работа.
    У вас текст типа описание в художественном стиле чаши из Семенова. В сочинении вы увидите пропуски, на месте которых нужно будет вставить средства выразительности (тропы). Восстанови последовательность предложений. (Тексты раздаются каждому).
    -Отлакированная, …, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее(2).
    Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в …
    чашу(1).
    … красной смородины как бы разбрызганы по краям этой … вещи(3).
    А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!(5)
    На … листьев присела … птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь(4).
    Средства выразительности.
    Поистине сказочную; кустики; удивительной; на розетки из изумрудных; сказочная; блещущая золотом и алой киноварью;
    Исходный текст.
    Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в поистине сказочную чашу. Отлакированная, блещущая золотом и алой киноварью, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее. Кустики красной смородины как бы разбрызганы по краям этой удивительной вещи. На розетки из изумрудных листьев присела сказочная птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь. А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!
    -Послушайте стихотворение:
    ***
    …И этот русский колдовской орнамент
    На чаше, что сейчас держу в руках,
    Мне берег Волги приведет на память
    В прозрачных росах, травах и цветах.
    …Я чашу подниму с вином багряным
    За те луга, озера и холмы,
    Где зори всходят огненным приданным
    Искусниц и красавиц Хохломы.
    Такую чашу «с колдовским орнаментом» мы сегодня рассмотрим на уроке и попробуем описать. Это будет непросто, ведь вам предстоит быть и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны увидеть в самом простом предмете нечто замечательное, необычное, свойственное только этому предмету. Это непросто – нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти нужные слова тоже непросто. Давайте учиться. Итак, перед нами ковш-утица с ковшичками.
    Обратимся к текстам. Перед вами сочинения-описания ковша с ковшичками.
    Текст № 1.
    Ковш-утица – изделие художественного промысла. Изготовлен в городе Семенове Нижегородской области. Имеет форму птицы. Предназначен для хранения напитков и меда. Раскрашен традиционным орнаментом «кудрина». Профессиональные мастера выполнили посуду в форме водоплавающей птицы-скобкаря. (из школьного сочинения)
    Текст № 2.
    Большой ковш-утица с ковшичками напоминает добрую сказочную птицу. Огненно-красный цвет ковша и золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени огня. С круглых золотых бочков хлебосольной чаши свисают маленькие ковшички, все разрисованные узорами. Как жар, горят причудливые перья в распушенном хвосте. Хорошо бы отведать душистого меда из этого чуда-ковша! (из книги «Росписи Хохломы)
    О каких признаках предмета сообщается в первом тексте?
    (Форма, предназначение, место изготовления; дается точная, лаконичная информация. Цель этого описания – объяснение, сообщение точной информации о предмете описания. Это признаки текста научного стиля).
    О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?
    (Каждая деталь описывается образно: хвост распушенный, бочка золотые, перья причудливые, т.е. автор текста использует средства художественной выразительности. Они помогают образно нарисовать картину и выразить тем самым авторское отношение к предмету описания. Это черты текста художественного стиля).
    -Почему так различаются эти описания? (Разные по стилю).
    -Итак, тексты типа описания могут быть как художественного стиля, так и научного.
    6.Работа над сочинением.
    Используя весь собранный материал, напишите сочинение об этом чудном предмете.
    7.Подведение итогов урока.
    6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *