Скачать бесплатно сочинение на тему преступление и наказание

12 вариантов

  1. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: Кисько Виталий
    Дата: 19 апр 2017
    Формат: RTF
    Размер: 5 Кб
    Страниц: 1
    Слов: 479
    Букв: 3124
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 2
    За все время: 99

    Тезисы:

    Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.
    Раскольников считает, что возможно, так как это “простая арифметика”.
    Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества.
    Деньги – спасение для обездоленных людей, считает Раскольников.
    Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения.
    “Мы одного поля ягоды”,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.
    Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца.
    Писатель считал, что “есть один закон – закон нравственный”.
    “Их воскресила любовь…”.
    Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.

  2. «Преступление и наказание» – один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. С первых страниц события переносят нас в один из бедных кварталов Петербурга 1860-х годов. Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, который по идейным соображениям бросил университет. Родион обладает привлекательной внешностью, но живет в полной нищете в комнатке, которую сам автор называет «клетушечка», на чердаке. Жизненные обстоятельства вынуждают его заложить старухе – ростовщице последнюю, хоть сколько-нибудь ценную вещь. Наполненный ненавистью к несправедливости устройства бытия, герой решает совершить самый страшный грех – убить ростовщицу.
    Встреча с опустившимся чиновником Мармеладовым, который рассказывает Раскольникову о горемычной судьбе своей дочери Сони, бедняжку мачеха вынудила заниматься проституцией, чтобы прокормить семью. Полученное письмо из дома, где мать написала ему об унижениях, выпавших на долю сестры Дуни от помещика Свидригайлова. Два последних события прочно укрепили мысль в голове молодого человека – убить ненавистную старуху. Раскольников видит себя избавителем – ведь он собирается на деньги старухи помочь обездоленным девушкам и юношам, прозябающим в нищете.
    Преодолев личное отвращение к насилию, Раскольников расправляется с ростовщицей, кроме нее он убивает и ее ни в чем неповинную сестру Лизавету. Прихваченные старушечьи богатства он прячет в первом удобном месте.
    После совершенного преступления главный герой переживает глубокие душевные страдания, от которых вскоре заболевает. Впоследствии, он узнает, что за его преступление наказание получил ни в чем не повинный Миколка. Раскольников остро реагирует на разговоры об убийстве и его реакция не остается незамеченной.
    Впоследствии герой пытается оправдать свое деяние, и тем самым найти душевный покой, но сам с этим справиться не в состоянии. Единственной отрадой для героя в это время становится Соня Мармеладова, которая и выводит его на свет и указывает на путь искупления и раскаяния.
    Чтобы избавиться от душевных мук и переживаний, Родион Раскольников все же сдается с повинной в полиции. За свое преступление он будет сослан в Сибирь. Самоотверженная Соня и здесь не оставляет главного героя и следует за ним. Они ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Преступление и наказание Раскольникова» читают:
    Сочинение на тему: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

  3. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: USER
    Дата: 20 авг 2003
    Формат: RTF
    Размер: 5 Кб
    Страниц: 2
    Слов: 494
    Букв: 3198
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 1
    За все время: 28

    Тезисы:

    Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.
    Раскольников считает, что возможно, так как это “простая арифметика”.
    Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества.
    Деньги спасение для обездоленных людей, считает Раскольников.
    Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения.
    “Мы одного поля ягоды” , говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.
    Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца.
    Писатель считал, что “есть один закон – закон нравственный”.
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта.
    Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.

  4. Сочинение ученицы 10-го класса Макиевской Кьяры  «Свобода и своеволие» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Ф.М. Достоевский поднимает множество важных и актуальных во все времена проблем. В произведении рассматриваются различные социальные, психологические и философские проблемы. Из всех поднятых автором проблем наиболее меня привлекла проблема свободы и своеволия.
    Главным героем романа является бывший студент Родион Раскольников, абсолютно погрязший в нищете. Раскольников – интересная личность, добрый, отзывчивый молодой человек. Задавленный нищетой и трудными жизненными обстоятельствами, Раскольников начинает видеть во всем окружающем его мире исключительно бесправие, бедность и «грязь». В такой угнетающей обстановке в голове Раскольникова рождается бесчеловечная теория. Теория Раскольникова представляет собой идею о разделении человечества на две основные группы: “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Первый тип – это люди, которые созданы для того, чтобы подчиняться. Их существование не приносит обществу пользу, а в отдельных случаях даже вредит. Вторая группа людей противоположна первой. Это сильные и талантливые личности, способные к достижению любых целей. Ярким примером «право имеющих» Раскольников представляет себе Наполеона. Теория Раскольникова очень быстро овладевает его разумом, превращается в навязчивую идею: «…Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Изначально Родион желал думать, что относится к тем самым «право имеющим». В основе теории лежит утверждение о том, что обретение счастья для большинства возможно при уничтожении меньшинства, вредящего обществу. Тогда Раскольников решает «взять пробу» и убить старуху-процентщицу. По мнению Раскольникова, убийство старушки должно было пойти во благо обществу. Однако, убив процентщицу, а впоследствии еще и ее беременную невиновную сестру, Раскольников не получает ожидаемого результата. Убийство послужило началом всех нравственных страданий и мук Родиона Раскольникова. Идея Родиона заключалась в том, что сильная личность свободна от окружающих, независима, способна на преступление во благо, однако, совершив преступление, Раскольников окончательно утратил свою свободу. Раскольников начал постоянно испытывать разного рода страх, его поступок не принес пользу обществу. И все равно главный герой не отказывается от своей теории, а лишь убеждается в том, что он «тварь дрожащая», принимая угрызения совести за проявление слабости, к которой , по его мнению, «право имеющий» не может быть способен.
    В романе автор не раз возвращается к теме свободы и своеволия и рассматривает эту проблему не только с позиции теории Раскольникова, но и со стороны его психологических двойников. Так что же такое свобода? Что такое своеволие? В чем различие этих похожих друг на друга терминов?
    Своеволие есть вседозволенность. Вседозволенность в поведении человека не гарантирует ему наличие внутренней свободы, что лишний раз доказывает исход проверки теории Раскольникова. Также вседозволенность, как принцип жизни, была избрана Свидригайловым и Лужиным и отлично применялась в их собственных теориях. Теория Свидригайлова схожа с теорией Раскольникова.  Свидригайлов верил, что ради главной цели можно делать зло и забыть о чести и порядочности. Разница лишь в мотивах преступлений. Раскольников верил, что убивает во благо отдельных людей, Свидригайлов же преступал закон из скуки. Крайняя и извращенная вседозволенность Свидригайлова пугала даже Раскольникова. А в конечном итоге она измучила и самого Свидригайлова, окончательно потерявшего смысл жизни, решившего покончить с жизнью самоубийством. Теории Лужина по большей мере имели практический, отчасти деловой смысл. Одна из его теорий основывалась на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желании жить для себя одного, используя для этого все возможности, силы и абсолютно любые средства. Свою точку зрения Лужин подкрепляет гипотетическим примером существования двух людей, один из которых был бы одет в кафтан, а другой стоял бы рядом голый. Существует выбор, при котором первый либо разорвал бы кафтан и поделился со вторым, вследствие чего замерзли бы оба, либо оставил бы кафтан себе, но выжил бы только он сам. Лужин склонен ко второму варианту. Примечательно, что хоть теории Лужина и Свидригайлова в чем-то напоминают теорию Раскольникова, Раскольников не одобряет Свидригайлова и Лужина, а также их теории и отношение к жизни. Если Свидригайлов еще интересен Раскольникову, то Лужина он считает омерзительным.
    Что же тогда свобода? Кто в романе Ф.М. Достоевского является свободным человеком? Я считаю, что по-настоящему сильной личностью, обладающей внутренней свободой, можно считать Сонечку Мармеладову. Она, как и многие герои романа, совершила преступление, но, в отличие от всех выше описанных теорий и принципов жизни, она выбрала путь самопожертвования, ее действия обусловлены альтруизмом. Преступление было ее сознательным и свободным выбором, не ограничивающим ничью свободу. Соне чужда мысль убийства кого-либо, даже тогда, когда первоначальные мотивы направлены на благую цель. Соня готова пожертвовать собой, но не кем-либо другим. Девушка не принимает «правду» Раскольникова, его теорию, причины преступления. Правда Сони заключается в ее вере в Бога, в надежде и смирении. Вера помогает оставаться Соне чистой душой, несмотря на всю «грязь» вокруг нее, нищету, бедственное положение ее семьи и ее самой. Лишь благодаря Соне у Раскольникова есть шанс начать новую жизнь, отказаться от своей теории, заново увидеть истинный смысл жизни.
    Таким образом, Ф.М. Достоевский не случайно формулирует теорию Раскольникова практически в самом начале романа, а дальше с каждой новой страницей опровергает, разрушает теорию главного героя, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор заставляет читателя задуматься о роли преступлений в нашей жизни, об их влиянии на человеческие души. Ф.М. Достоевский убеждает читателя в том, что убийство, казалось бы, не влияющего ни на что человека, является тяжким грехом, не дарует свободу, а лишь калечит душу, отнимая все, что было до этого. По мнению автора, каждый человек способен исправиться, измениться, изменить свою жизнь, начать сначала, но по окончании пути не у каждого найдутся на это силы, не каждого сможет кто-либо поддержать, наставить на путь истинный. Человеческая свобода заключается в сохранении своих принципов при любых обстоятельствах, в вере, чистоте души, способности к самопожертвованию. Лишь такая свобода может считаться истинной, только к такой свободе стоит стремиться на протяжении всей своей жизни.

  5. Согласно этой теории сверхчеловек стоит выше законов и моральных принципов, он имеет право на убийство во имя великой цели и всеобщего блага. Таким образом, Раскольников разделил людей на «сильных» и «тварей дрожащих».
    Все действие романа происходит в Петербурге. Город по замыслу самого автора становится не просто декорацией для разворачивающейся драмы, но и, своего рода, соучастником преступления. Этот душный каменный город с тесными грязными улочками давит на человека, ломает его, рождая в его мозгу мысли о смерти – чужой либо своей. Даже присутствие каналов и рек не дает ощущения близости природы, все здесь кажется искусственным. О пагубном влиянии Петербурга говорит также большое количество самоубийств.
    Раскольников, желая доказать состоятельность своей теории, прежде всего самому себе, решается на убийство. В качестве жертвы он выбирает неприятную особу – старуху процентщицу. Герой уверен, что делает одолжение миру, избавляя его от «вши». Но он не учел того, что переступая законы природы, он навсегда отрезает себя от общества. Кроме старухи, случайно погибает ее беременная сестра. Так Раскольников навсегда ставит на себе клеймо убийцы.
    Этот поступок не дает ему спокойно жить. Раскольников всего боится, сторонится людей, отгораживается от них. Пока под влиянием Сони не признается в содеянном. Он, не чувствуя раскаяния, отправляется на каторгу и уже там видит сон, где под влиянием его теории вымирает все человечество. Это полностью меняет его взгляд.
    Достоевский хотел показать мучения убийцы, его душевные терзания после содеянного. Он красочно изобразил зарождение страшной мысли в голове у человека и к чему она привела. Основную идею романа несложно уловить – нет ничего дороже человеческой жизни.

  6. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.
    1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
    (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
    II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
    а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
    б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
    в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
    2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
    а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
    б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
    III.  Мир насилия и грабителей в романе:
    а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
    б) мир Лужина и Свидригайлова.
    IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества – единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем  самом.
    2. Теория идеи Раскольникова и её крах
    I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
    II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
    1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
    а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
    б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
    2. Наказание Раскольникова за преступление
    а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
    б) смерть матери;
    в) всенародное осмеяние и осуждение;
    г) каторга – юридическое наказание и очистительное страдание.
    3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
    а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
    в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
    г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
    III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
    3. Сочинение-рассуждение
    «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»
    (Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)
    4. Сочинение-рассуждение
    «На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»
    5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    I. Образ Сони  как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
    II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
    Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
    – относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
    – неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
    – решение пожертвовать собой во имя семьи.
    2. Характер героини:
    – жертвенность;
    – высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
    – религиозность;
    – чуткость, доброта;
    – беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
    3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
    – сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став  проституткой, – саму себя;
    – несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
    – контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
    – героиня Сони – это судья и спасение Раскольникова.
    4. Отношение других персонажей – признание высокой нравственности героини, которая выражается:
    – в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
    – в стремлении опорочить  ее перед героем (Лужин);
    – в стремлении помочь (Свидригайлов).
    5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
    – идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
    – единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
    – любовь к Соне – возрождение героя по законам Евангелия.
    III.  Героиня Сони – любимый  идеал Достоевского, рупор его идей  о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.

  7. Для него совершенно ясно, что разрешением этой альтернати­вы может быть только преступление, ведь право убивать никем не дается; человек может взять это право сам, совершив убийство.
    Позже, излагая собственные взгляды следователю Порфирию Петровичу и единственному другу Разумихину, Раскольников ут­верждает, что «необыкновенная» личность имеет право на «кровь по совести». Герой считает, что можно перешагнуть через жизнь человека, если она мешает осуществлению идеи. Следовательно, эта «необыкновенная» личность, подобно Господу Богу, решает, кому жить и кому не жить. И эта сторона теории героя является преступной.
    Наказанием для героя является само совершение убийства. Что­бы убедиться в этом, достаточно вспомнить состояние героя в этот момент — ужас, отвращение к себе испытывает он. У него «немеют и деревенеют руки», кружится голова.
    С момента, когда Раскольников возвращается из квартиры уби­тых им женщин, начинается новая полоса его внутреннего бытия. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми: такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску чувствует он. Достоевский прямо указывает на совершившуюся метаморфозу: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и от­чуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Теперь Расколь­ников не может жить по-старому. Новые думы, страхи, боли терза­ют его. Преступить закон жизни — значит, выключить себя из тече­ния жизни. Вот главный итог отчуждения. Содеянное стало непре­одолимой преградой между Раскольниковым и окружающими. Он понимает, что преступление сломило его как личность. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — таков итог пре­ступления героя.
    Автор «Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности преступного сознания. Роман предо­стерегает: преступление — это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно лишь си­лой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.[/sms]

  8. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: Каледин Дмитрий
    Дата: 1 июн 2001
    Формат: RTF
    Размер: 5 Кб
    Страниц: 2
    Слов: 542
    Букв: 3383
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 6
    За все время: 119

    Тезисы:

    Именно детям, искупая свои грехи, помогает в “Преступлении и наказании” Свидригайлов.
    Дети – беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни.
    Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы – это ясно отражено в романе.
    Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка.
    Весь роман ребенок в Раскольникове борется со взрослым, доброта – с жестокостью и самолюбием.
    Следующее впечатление – встреча с Катериной Ивановной и ее детьми.
    Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми.
    Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня.
    Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова.
    Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне.

  9. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: USER
    Дата: 20 дек 2002
    Формат: RTF
    Размер: 6 Кб
    Страниц: 2
    Слов: 740
    Букв: 4544
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 3
    За все время: 292

    Тезисы:

    Роман “Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества.
    Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.
    Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали.
    Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром.
    Не знали, кого обвинять, кого оправдывать.
    Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе … Все и всё погибало.
    Человек, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром.
    Задача не в простом соединении всех частей человечества и всех дел человечества в одно общее дело.
    Достоевский видел, что человечество не может уйти с этого пути, пути насилия над личностью.
    Сколько всевозможных идей пленяли ум человечества: бонапартизм, большевизм, фашизм.

  10. С первых страниц этого произведения мы видим аналог социального кризиса, который с новой силой разгорелся в России в наше время. Нищета, болезни, плохие жилищные условия, деградация общества – все это отражает нестабильную ситуацию в стране. Как следствие – прогрессирует преступность.
    Достоевский в своем произведении повествует о жизни и терзаниях “маленького” человека – Родиона Раскольникова. Безысходность приводит к изменению моральных ценностей и Родион решает проверить, кто он есть?! Презирая людей другого социального уровня, он берет на себя роль Бога – вершителя человеческих судеб. Вот только теория главного героя романа “о праве сильного” оказалась не только ошибочной, но и губительной для него самого. “Я не старуху убил, я себя убил”, – признается он Сонечке Мармеладовой, и оказывается прав! Вправе ли мы судить его? Думаю, что нет! Кто и как из нас поступил бы на его месте – неизвестно.
    Описывая жизненный путь Раскольникова, автор ненавязчиво знакомит нас с другими персонажами романа. Так сестра Роскольникова – Дуня, готова ради получения братом достойного образования пожертвовать своим счастьем и молодостью, выйдя замуж за обеспеченного дельца. Желание выбраться из нищеты любой ценой, стремление помочь близким, побуждение покарать недостойных… Цели у всех разные, но насколько благородными они бы не были, далеко не всегда они оправдывают средства и могут привести к страшным последствиям. Помните, если есть преступление, значит последует и наказание!

  11. Федор Достоевский являлся человеком интеллигентным, он умен и добр, ему не чужда жизнь обычных людей.
    В произведении “Преступление и наказание” писатель выделяет идею доброты и сострадания к бедным людям. Он повествует нам о нищете, безвыходности, болезнях, проблемах с которыми каждый день сталкиваются герои этого романа.
    Главный герой Родион Раскольников является человеком необыкновенным, думающим, сочувствующим тяжелой жизни бедных людей, пытающимся найти выход из любых ситуаций. В ходе событий романа он меняется, меняются
    его приоритеты. Изначально на первом месте для него были деньги. Начиная читать, нам кажется, что преступление совершено именно из-за денег, но если вдуматься и поразмышлять, то видно, что проблема не только в них.
    Главный герой пребывает в плохом настроении, он чувствует безнадежность, ему кажется, что выхода нет. А так же все его окружение находится в таком же расположении духа. Поэтому чувствуется гнетущая атмосфера и всем, кажется, что они движутся по кругу и выход не найдется.
    Размышляя, он приходит к выводу, что нельзя ставить деньги превыше всего. Раскольников видит, что он не имел права на убийство,
    не имел права лишать кого-то жизни. На протяжении всего романа героя терзают эти мысли, и в конце романа, когда у него не остается сил испытывать муки совести, он раскаивается в том, что невозможно изменить, исправить.
    Автор показал в произведении бедственное положение в то время. Везде были бедные люди, они не имели возможности зарабатывать. Общество деградирует, погрязает в воровстве, проституции, они катятся на самое дно. Герой романа Мармеладов совершенно не заботиться о семье и тратит последние копейки на алкоголь. Соня Мармеладова из-за нехватки денег начинает заниматься проституцией.
    Но, несмотря на это, людям в романе известны такие чувства как любовь, сострадание, забота об других. Соня самой чистой любовью, любит Раскольникова, делает все, чтобы помочь ему, она доверяет ему и даже отправилась вместе с ним на каторгу.
    Население, достаточно богатое, удивляет своей жестокостью, бездушностью, жадностью, им плевать на чужие проблемы, их заботят только их собственные. А нищие люди, наоборот, думают не только о себе, но и проявляют сострадание к чужим проблемам. Федор Достоевский достаточно точно передал проблемы общества того времени. Хотя эти проблемы актуальны и в наше время.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ВЧЕМ НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” – один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека. Герой романа – Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм,…
    Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем:…
    “Я себя убил…” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот…
    Противоречия теории Раскольникова по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых…
    “Их воскресила любовь” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Достоевский Ф. М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям…
    “В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это тайна, в…
    Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа…
    Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную,…
    Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория…
    “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими…
    Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” главный герой, Родион Раскольников, бьется над решением нравственного вопроса: “вошь” он или “право имеющий”, и, если он не “тварь дрожащая”, то дано ли ему право…
    СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом…
    ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”….
    ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ РАСКОЛЬНИКОВА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и…
    “ОЧЕЛОВЕЧИТЬ” ЧЕЛОВЕКА! (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” Достоевского, как и большинство работ этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование неспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в…
    “ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?” (ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”) Я себя убил, а не старушонку… Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются…
    Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Русская литература 2-й половины XIX века Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В устах величайшего русского писателя, классика, признанного не только…
    УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так…
    РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX века, вопрос о религии занимает особое место. Для Ф. М. Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов, любви к…
    ДУХОВНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере… Ф. М. Достоевский В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает…
    Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) План I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”. 1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. 2. Беды и несчастья…
    ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА: “ТВАРИ ДРОЖАЩИЕ” И “ПРАВО ИМЕЮЩИЕ” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о неоспоримой гениальности Достоевского, М. Горький сравнивал его по силе изобразительности…
    Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) “Красота спасет мир”, – написал Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот”. Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти…
    ВЕЧНЫЙ СПОР ДОБРА И ЗЛА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил…
    ТРАГИЗМ КРУШЕНИЯ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА (ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”) Общественная правда не выдумывается отдельными людьми, а коренится во всенародном чувстве. Б. С. Соловьев “Преступление и наказание” сложилось у Достоевского из двух замыслов, движимых идеями художника. А идеи были подсказаны…
    СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это Роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем…
    ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в…
    ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче…
    Женские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевский в романе “Преступление и наказание” знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того,…
    ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. “Преступление и наказание” многие критики и писатели…
    Сочинение по роману “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского

  12. По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду. А взгляд… Какой-то затравленный, отрешенный… Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку с повинной». Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось?
    Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — книга великой боли за человека и великой тревоги о нем, о его будущем.
    Заглавие очень точно указывает на содержание произведения. Совершено страшное преступление: молодой человек, измученный унизительной бедностью, вынужденный оставить университет, боящийся встречи с квартирной хозяйкой, ибо нечем заплатить за комнатушку-«шкаф», мечтающий облагодетельствовать нищих и несчастных, убивает «бесполезную», вредную старуху процентщицу, а заодно (так уж вышло) и ее безобидную сестру. Он собирается с помощью старухиных денег сделать много добра для обездоленных, для любимых матери и сестры, закончить университет и всю жизнь честно трудиться, помогая людям.
    Но даже не это главная причина его преступления. Раскольников создает теорию о праве «сильной личности», индивидуалистическую теорию «сверхчеловека». История, считает он, доказывает, что извечно существовали две категории людей: первая — «твари дрожащие», которые безропотно и покорно принимают любой порядок вещей, любые нравственные нормы и законы, и вторая — люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью и история их оправдывает. Раскольников, естественно, причисляет себя ко второй группе, к «избранным». Его протест против жестокого, несправедливого мира отравлен ядом индивидуализма, стремлением господства. «Свобода и власть, а главное, — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!..» Он признается Сонечке:
    «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?..»
    Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе. Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью». Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Больше всего на свете любил он мать и сестру — и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» — говорит Раскольников. Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи». Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. Для него настоящая пытка — осознавать, что теперь он чужой людям, что его удел — ужас и пустота, агония и смерть человеческой души. Он жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно еще жить, чувствовать себя человеком. После смерти Мармеладова он, как ему показалось, получил эту возможность, взяв на себя заботу о его семье, о детях.
    Но Раскольников слишком «поспешил с заключением». Придя домой и увидев там приехавших к нему мать и сестру, он понял, что не смеет обнять их, говорить с ними. Переживание было таким острыми и таким мучительным, что он «ступил шаг, покачнулся и рухнул на пол в обмороке».
    Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово — удар, рана, боль. Одиночество среди людей — это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой. Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.
    Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия. Перед ним — тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной. Это прекрасно видит умный Порфирий Петрович. В его словах: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать», — ключ к пониманию трагедии «идейного» убийцы. Раскольникову кажется: вся беда в том, что он ошибся, причисляя себя к «избранным», «властелинам», что он оказался слабым, «тварью дрожащей», как все. Но автор романа, а вслед за ним и читатель видят другое: «натура» героя выше, человечнее, благороднее его «идеи».
    Пусть Раскольников и не признается себе в этом, но нравственными мучениями, разъединенностью с людьми, одиночеством он наказал себя так, как никакой суд не накажет. Я думаю, именно поэтому о суде над убийцей в романе сказано мимоходом. Ведь внутренний суд уже свершился, а приговор юридический не имеет значения для героя. Его приговор в том, что победила «правда» Сони Мармеладовой, ее готовность смиренно, покорно нести свой крест.
    Вот почему он идет «делать явку с повинной». Вот почему от сострадания к нему, беспощадно наказавшему себя, стремящемуся во что бы то ни стало вернуться к людям, сжимается сердце читателя. Болью за человека, но и гордостью за его неистребимую душу проникнут великий роман Ф. М. Достоевского. В беспощадном наказании, которому подвергнул себя Раскольников, — надежда на его возвращение к людям, на новую жизнь. Тот, кто способен так покарать себя, не безнадежен, он может возродиться и прийти к гуманизму, к человечности — с такой мыслью мы закрываем книгу.

    Похожие сочинения

    Теория Раскольникова и жизнь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *