Сочинение богомолова на тему иван

11 вариантов

  1. Произведение В.Богомолова «Иван» рассказывает об одном из эпизодов Великой Отечественной войны. Книга дает понять, что война – это плохо, потому что она коверкает людские судьбы, забирает жизни, несет смерть. Война – это суровое испытание не только для взрослых, но и для детей.
    Главный герой книги – мальчик Иван. Он – разведчик, для штаба армии выполняет особое задание: на оккупированной немцами территории наблюдает за расположением и передвижением вражеских частей и боевой техники. Иван осознает, что кроме него никто не принесет таких ценных сведений, от которых зависят судьбы многих людей и даже судьба страны. Мальчик не щадит себя, не хнычет, а ведь в тылу врага он один и не с кем посоветоваться. Он делает то, что не каждому взрослому под силу. А ведь ему всего двенадцать лет и ему страшно! Но поступить по-другому он не может. Его душа переполнена местью. В первые дни войны Иван потерял все родное, что было у него на земле.
    Взрослые на войне опекают мальчика. Все понимают, что Иван – это, прежде всего, ребенок, которому хочется и поиграть, и почитать, и поесть сладкого. Они заботятся о нем, хотят, чтобы Иван учился, а не подвергался опасности.
    Каждый день, проведенный Иваном на оккупированной врагом территории, — это подвиг. Читая книгу, я задавал себе вопрос о том, мог бы я поступить так же, как Иван. Однозначного ответа у меня нет. Но я четко знаю, что сделал бы все, что в моих силах, чтобы помочь стране освободиться от фашистских гадов. Ведь можно не только сражаться на фронте, но и ковать победу в тылу: выпускать снаряды, вязать варежки для фронтовиков, работать в госпитале. Это тоже подвиг.

  2. 2
    Текст добавил: свободный ангел

    Я прочитала повесть Владимира Богомолова «Иван». Нелегко читать эту повесть. Не раз сожмется сердце старого солдата, которому она напомнит «о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах». Не останется равнодушным любой читатель, встретивший в повести своего сверстника, как будто совсем другого, не похожего на нас и полного веры в счастливое завтра, но так же любящего жизнь. Герой этой повести – Иван. Он настолько молод, что подчас весь его жизненный опыт ограничивается воинскими навыками, обусловлен постоянной готовностью к опасности, а прошлое (довоенное прошлое!) вспоминается как нечто нереальное, почти как сон.…
    Юность Ивана была жестоко прервана войной. И весь его жизнелюбивый мир, мир несбывшихся надежд был разрушен войною. Иван был партизаном – разведчиком. У него совсем не было родственников, только его мама, которую он хотел разыскать. Он часто ходил в разведку и не хотел оставлять свою опасную службу, хотя его друзья-разведчики не раз предлагали учебу в суворовском училище. Однажды он пошел в разведку, попал в немецкий плен и был расстрелян.
    Герой повести вызвал у меня чувство восторга от проявленного героизма. Он любит свою родину и верит в её победу. Мне запомнился эпизод «Первая встреча с Иваном». На первый взгляд он, маленький мальчик, не знающий, что такое война. Но Ваня прекрасно знает, что война –это трудно и страшно. Он проявляет смелость, мужество, храбрость, смелость и решительность. Такие люди как Иван с большим запасом отваги и доброты в сердце всегда первыми поднимаются в атаку. Во имя Победы они не жалели самого дорогого – жизни! Прочитав повесть, я поняла, что война – это страшное безумие, которое придумали люди.
    Химичева Влада, ученица 5 «А» класса

  3. ОБРАЗ ЮНОГО РАЗВЕДЧИКА В ПОВЕСТИ В. О. БОГОМОЛОВА «ИВАН»

    Автор строит сюжет повести так, что образ героя раскрывается не сразу, а постепенно. Вначале Иван не производит хорошего впечатления. Правда, он вызыва­ет, скорее, сострадание, а не презрение и насмешку. Мальчик нервный и злой, командир батальона Гальцев, знает что делать. Вместе с тем мальчик чересчур са­моуверенный и нагловатый, упрямый и скрытный. Не­смотря на жалкий, измученный вид, он разговаривает с офицером уверенно и властно, не просит, а требует. Старшего лейтенанта это, естественно, коробит, и он нехочет исполнять необоснованные, как ему кажется, требования задержанного.
    Мальчик настолько угрюмый и сосредоточенный, что выглядит старше своих лет. Кажется, у него отсут­ствуют такие нормальные для ребенка качества, как общительность, любознательность, непосредствен­ность. Трудно представить его играющим со сверстни­ками, увлеченно читающим интересную книгу, безза­ботно смеющимся, радующимся новой игрушке. Маль­чик похож на Кая из «Снежной королевы» после того, как осколок стекла пронзил его, — такой же само­влюбленный, жестокий, с холодным сердцем.
    Но при встрече с офицером разведки Холиным Иван преображается, становится оживленным, улыб­чивым. Его сердце как будто оттаивает, и он нуждает­ся во внимании, участии. Оказывается, жесткость и сдержанность мальчика — не природные качества. Ему довелось пережить смерть отца и сестры в концентрационном лагере в Тростянце. И ненависть к захват­чикам захлестнула душу, а боль утраты близких ожес­точила сердце. Постороннему человеку трудно про­биться сквозь броню настороженности и недоверия мальчика.

  4. Веб – квест «О войне
    узнали мы из книг»
    Задание №2 «По одёжке
    встречают»
    Команда «Искорки» 6
    «А» класс МБОУ
    «Ляховская СОШ»
    Сочинение
    «Эта незабытая далёкая война»
    (по повести В.О.Богомолова «Иван»)
    Автор: Викульева Александра
    Владимир Осипович Богомолов – известный писатель, автор коротких
    повестей и романов о войне. Он родился третьего июля 1926 года в деревне
    Кирилловка Московской области. Богомолов написал много книг, по
    которым сняты кинофильмы. Но сейчас перед о мной повесть «Иван».
    Эта повесть про подростка Ивана Бондарева (настоящая фамилия Буслов),
    у которого погиб на фронте отец, а мать угнали фашисты. Мальчик был
    очень добрый, он горячо любил отца, сестрёнку, маму. Автор о нём говорит,
    что «ненависть ему душу жжёт». Наверное, то, что он увидел и пережил, не
    поддаётся словам. Нужно отомстить фашистам за родителей, за его
    искалеченное детство.
    Ему было всего – навсего двенадцать лет. Однажды он попадает к молодому
    старшему лейтенанту Гальцеву. И мы видим мальчика глазами этого
    доброго человека, так построена повесть. Бондарев в то время был на
    задании и переплывал через Днепр. Его заметила охрана. В скором времени
    Ивана забрали в пятьдесят первый штаб. И после этого случая подполковник
    Гальцев стал очень часто видеть подростка, всё больше и больше привыкал
    он к нему, восхищался им. Как печально, горько, но взрослые редко
    называют мальчика Ванюшкой, Ванюшей. Они сдержанны, ласковые слова
    малоуместны: но нельзя же жалеть мальчонку, а потом отпускать, снаряжать
    туда, где ему предстоит рисковать жизнью. Гальцев, глядя на Ивана, очень
    много рассуждает, ему неловко, беспокойно, не по себе. В нём живёт горькое
    знание: мы – то сильные, вооружённые, среди своих, а он голодный,
    полураздетый, беззащитный, скитается там, по вражьему тылу, за вершок от
    смерти. Иван каждый раз отправляется на задание и должен возвращаться.
    Иван вместе с Холиным и Гальцевым пошли в разведку на задание. Но это
    задание стало последним для мальчика. Потерялась связь Гальцева и Ивана.
    Он долго вспоминал маленького разведчика, думал, что он всё – таки
    вернётся, и они обязательно свидятся. Очень хотелось узнать о его судьбе.
    В великий День Победы, разбирая документы тайной полевой полиции,
    Гальцев увидел папку с бумагами, случайно открыл её, у него сжалось
    сердце: с фотографии, приклеенной к бланку, на него смотрел Иван
    Буслов…Он узнал его по большим, широко расставленным глазам, по
    скуластому лицу. На левой щеке ниже скулы темнел кровоподтёк. Иван был
    взят немцами при выполнении боевого задания, на допросах держал себя,
    ничего не сказал, никого не выдал. Но не скрывал своей ненависти и
    враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.
    Мы восхищаемся Иваном. Автор заставляет наши сердца сжиматься от
    горечи и любви, от смешанного чувства горечи и жалости к этому
    маленькому человеку, у которого проклятая война отняла жизнь. Дети и
    война несовместимы. Дети не должны воевать! Пусть будет мир на всей
    Земле!

  5. МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»
    Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».
    Выполнила:Акулова Алина, 8класс.
    Руководитеь:Максименко Любовь Васильевна,
    учитель русского языка и литературы.
    2012-2013
    Введение.
    Цели и задачи работы: Показать, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны. Раскрыть  мужество  характера  главного  героя,  который,  по  мысли  автора,  «в  великом  фронтовом  братстве  в  свои  двенадцать  лет  труженик,  а  не  иждивенец». Доказать, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Наши ровесники тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.
    Актуальность темы в современном обществе:  Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
    Современная молодежь не то что про войну, а вообще книгу в руках редко держит. Я считаю, что книги о войне необходимо читать. Ведь в них описан  героизм нашего народа, отдавшего жизнь за свою страну. Мы обязаны знать о подвигах наших дедушек и бабушек. Современные подростки должны знать своих героев, покланяться им, учиться у них патриотизму, нравственной чистоте, гордости за тех, кто отстоял Победу!
    Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.
    Тема войны в русской литературе затрагивалась еще  с древних временах. С тех времен эта тема не потеряла своей актуальности, так как война — немаловажная часть жизни Российского государства.
    Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и…писали. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.
    Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
    Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне  «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.
    В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, – о том, что война безжалостна и бесчеловечна.
    Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.
    Идея-  Война – это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.
    Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.
    Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта  Гальцева,  временно исполняющего обязанности командира батальона,  разбудили среди ночи.  Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати,  весь мокрый и дрожащий от холода.  На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только,  что его фамилия Бондарев,  и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.  Но Гальцев,  не сразу поверив,  докладывает о мальчике,  лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров.  Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень»,  ему нужно «создать все условия»  и «обращаться поделикатнее».  Как и было приказано,  Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила.  Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы.  Полученные данные срочно отправляются в штаб.  Гальцев чувствует себя виноватым за то,  что кричал на мальчика,  теперь он готов ухаживать за ним.
    Приезжает Холин,  рослый красавец и шутник лет двадцати семи.  Иван (так зовут мальчика)  рассказывает другу о том,  как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне.  На форме,  привезённой Ивану Холиным,  орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».  После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
    В первом  эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?
    В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.
    Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.
    Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», – говорит Иван.
    Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик  один.  Он  весь  красный,  разгорячён  и  возбуждён.  В  руке  у него  Котькин  нож,  на  груди  мой  бинокль,  лицо  виноватое.  В  землянке  беспорядок:  стол  перевёрнут  вверх  ногами  и  накрыт  сверху  одеялом,  ножки  табурета  торчат  из – под  нар.».  Да,  мальчишка  остаётся  мальчишкой:  играет,  как  его  сверстники,  собирает  ножички,  вооружается  биноклем,  как  настоящий  командир…   Он  хотел  бы  гонять  голубей,  радоваться  первому  снегу,  а  он  каждый  день  смотрит  в  глаза  смерти…
    Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.
    По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.
    Холин  любит  Ивана: «О  таком  мальчишке  можно  только  мечтать».  Хочет  усыновить  его, но  в  то  же  время  понимает,  что  пока не  может  стать  ему  настоящим  отцом:  не  созрел  душевно,  бесшабашен,  порой  грубоват.  Холин  сам  как  бы  большой  ребёнок  и  относится  к  мальчику  как  к  родному,  а  в  чём – то  даже  побаивается  его,  беспрекословно  выполняет  просьбы  и  указания  юного  разведчика.
    Катасоныч  относится  к  мальчику  по – отцовски,   всё  готов  для  него  сделать.  Когда  Гальцев  спрашивает  у  него  об  Иване,  Лицо  Катасонова  «озаряется  нежной,  необыкновенно  тёплой  улыбкой.
    –  Чудный  малец!  Только  характерный,  беда  с  ним!»
    Он  один  из  всех  окружающих  называет  мальчика  Ванюшкой. Тихий,  скромный,  спокойный,  лучший  в  армии  охотник  за  языками,  Катасоныч  как  никто  из  взрослых  понимает,  как  опасна  работа,  которую  выполняет  ребёнок  для  штаба  армии.
    Любит  мальчика  и  Гальцев.  Он  ищет  подходы  к  характеру  Ивана,  сделал  ему  кинжал,  провожает  его  в  тыл  врага.  Хочет  поцеловать  на  прощание,  да  не  решается…  Гальцев  пронёс  память  о  мальчике  через  всю  войну.  Ему  досталась  тяжкая  доля  прочитать  в  архивах  фашистов  сообщение  начальника  тайной  полиции  о  гибели  юного  разведчика.
    Иван  подолгу  живёт  на  оккупированной  территории,  ходит  по  деревням,  посёлкам,  одетый  в  тряпьё,  как  побирушка,  а  сам  зорко  всматривается  в  любое  скопление  живой  силы  врага  и  его  вооружение,  всё  видит,  всё  запоминает.  Сведения,  добытые  им,  очень  ценны.
    Положение  мальчика в  тылу  врага очень сложное:  опасные  ситуации  возникают  ежедневно,  ежечасно,  а  он  может  надеяться  только  на  себя.  Никого  рядом:  ни  командира,  ни  товарищей,  ни  связи.  Только  ты  и  враг.  Это,  конечно,  непосильная  нагрузка  на  детские  плечи.
    И,  понимая  всю  тяжесть  этих  переживаний  и  опасностей,  взрослые  всё – таки  посылают  мальчика  в  разведку.  Почему же? Главная  причина – горькая  и  страшная.
    А  дело  было  в  том,  что  шла  жестокая  война,  от  исхода  которой  зависела  не  только  судьба  отдельного  человека,  но и  будущее  нашей  Родины.  Гибли  люди,  разрушались  города, горели  сёла.  За  победу  сражались  и, случалось,  погибали  старики  и  дети.  Как  ни  больно  и  ни  горько  об  этом  говорить.  Холин,  переправив  Ивана  на  другой  берег  реки,  в  тыл  врага,  разговаривает  в  землянке  с  Гальцевым:
    « – Третий  год  воюешь?- спросил  он,  закуривая. – И  я  третий…  А  в  глаза  смерти –  как  Иван! – мы,  может,  и  не  заглядывали…  За  тобой  батальон,  полк,  целая  армия…  А  он  один! – Ребёнок!» Ребёнок…
    Но  почему  у  него  такое  строгое,  взрослое  имя – Иван?  И  повесть  называется  не  «Ванюша»,  не  «Ваня»,  а  «Иван»?
    Наверное,   этого  мальчика  иначе  и  не  назовёшь:  так  много  на  его  долю  выпало  взрослых,  мужских  дел  и  обязанностей.  Он  сделал  свой  выбор  в  жизни – выбор  защитника  Отечества. Повесть  В. Богомолова изначально  трагична  по  своему  звучанию,  на  её  страницах  нет  места  шуткам,  проказам  мальчика,  здесь  редки  даже  улыбки.
    И  в  самом  деле:  война – это  тяжёлое,  жестокое  время,  она  ломает  человеческие  судьбы,  не  щадя  никого – ни  старых,  ни  малых.
    Последние  страницы  книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов.  В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.  В донесении сказано,  что в декабре 1943 г.  после яростного сопротивления был задержан «Иван»,  наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне.  После допросов,  на которых мальчик «держался вызывающе»,  он был расстрелян.
    Иван  погиб.  Есть  и  его  капля  крови  на  знамени  Победы.    Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…
    В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
    Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения.             Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
    У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля “Золотой лев”.
    Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.

  6. ОБРАЗ ЮНОГО РАЗВЕДЧИКА В ПОВЕСТИ В. О. БОГОМОЛОВА «ИВАН»
    Автор строит сюжет повести так, что образ героя раскрывается не сразу, а постепенно. Вначале Иван не производит хорошего впечатления. Правда, он вызыва­ет, скорее, сострадание, а не презрение и насмешку. Мальчик нервный и злой, командир батальона Гальцев, знает что делать. Вместе с тем мальчик чересчур са­моуверенный и нагловатый, упрямый и скрытный. Не­смотря на жалкий, измученный вид, он разговаривает с офицером уверенно и властно, не просит, а требует. Старшего лейтенанта это, естественно, коробит, и он нехочет исполнять необоснованные, как ему кажется, требования задержанного.
    Мальчик настолько угрюмый и сосредоточенный, что выглядит старше своих лет. Кажется, у него отсут­ствуют такие нормальные для ребенка качества, как общительность, любознательность, непосредствен­ность. Трудно представить его играющим со сверстни­ками, увлеченно читающим интересную книгу, безза­ботно смеющимся, радующимся новой игрушке. Маль­чик похож на Кая из «Снежной королевы» после того, как осколок стекла пронзил его, — такой же само­влюбленный, жестокий, с холодным сердцем.
    Но при встрече с офицером разведки Холиным Иван преображается, становится оживленным, улыб­чивым. Его сердце как будто оттаивает, и он нуждает­ся во внимании, участии. Оказывается, жесткость и сдержанность мальчика — не природные качества. Ему довелось пережить смерть отца и сестры в концентрационном лагере в Тростянце. И ненависть к захват­чикам захлестнула душу, а боль утраты близких ожес­точила сердце. Постороннему человеку трудно про­биться сквозь броню настороженности и недоверия мальчика.
    С близкими людьми Иван совсем не такой. Он по- детски восторженно любуется богато отделанным ножом Гальцева и просит подарить ему понравившуюся вещь. Старший лейтенант уже стал для него своим. Лед недоверия и отчужденности растоплен.
    Иван очень нуждается в человеческом тепле. Как он переживает, что старший товарищ не пришел его проводить, как трогательно обижается на него. Своим произведением автор утверждает, что детство и вой­на — противоестественны и несовместимы.

  7. 7
    Текст добавил: Богдан_Добрый

    «Офицером стать я ещё успею. А пока война,
    отдыхать может тот, от кого пользы мало».
    В.О. Богомолов «Иван»
    Повесть В.Богомолова «Иван» о 12-летнем мальчике-разведчике показалась мне не похожей на другие произведения о войне, о детях на войне. На первый взгляд, какая-то она мрачная, очень трагичная. И постоянно льющийся дождь, и ветер, и «нервность», тревожность всех героев, – все это придает ей серые тона. Но самое большое впечатление производит финал повести. Я читал и надеялся на счастливый исход, а узнал о гибели Ивана, взятого в плен немцами и расстрелянного ими. Грустно… Неожиданно…
    Автор книги Владимир Богомолов, написавший повесть в 1957 году, сам воевал на фронте с 15 лет. Был разведчиком, имеет много  медалей. И сюжет повести он мог  «подсмотреть» на войне. А значит и судьба его героя не выдумка, не фантазия, а реальность. Так мне показалось.
    О мальчике Иване рассказывает командир батальона Гальцев, к которому тот попал случайно. Из его рассказа мы узнаем о первых впечатлениях о герое: «вид жалкий и измученный», а «держится независимо; «говорит властно» и  «взгляд сосредоточенный».
    Впоследствии мы узнаем, почему такое странное впечатление произвел Иван Буслов на комбата. Нам станет известно, что он уже «многое пережил» (смерть отца и сестры, исчезновение матери, немецкий лагерь, голод и холод). И эти переживания заставили его повзрослеть. Но даже не это главное. Трагичные события его короткой жизни заставили его ожесточиться. «Ему  ненависть душу жжет», – говорит об Иване разведчик Катасонов. Мы узнаем  также и о том, что у мальчишки в разведке, где он теперь «служит», много товарищей, настоящих друзей. Они заботятся о нем, переживают за него, потому что понимают: воевать не детское дело, тем более в разведке. «Его в школу посылают,  в суворовскую. Приказ командующего. А он уперся и ни в какую». «Надо мстить немцам, а школа подождет, школа после войны». Гальцев  «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся.
    На протяжении всего рассказа о Ванюше Буслове только один раз мы слышим, как его называют «за глаза» Ванюшкой. Обращаются к нему «Иван». Подчеркивая этим  свое уважение к нему как к равному. Один из разведчиков Холин объясняет это так: «Не каждому взрослому привелось сделать столько, сколько ему».
    Воевать страшно и взрослым разведчикам. Недаром Гальцев рассказывает о том, как дрожат перед разведкой руки Холина. И сам он дрожит, когда отправляется к немцам в тыл на задание. А каково мальчишке 11-12 лет? Вот он и тост произносит: «Пока война – за то, чтоб я всегда возвращался!».
    И любят и уважают Ивана за эту храбрость, за мужество, за взрослые поступки.
    Один эпизод произвел на меня особенное впечатление.  Вроде обычный эпизод. Холин   дал Ивану шоколадные конфеты. А «он взял одну, не спеша». С равнодушием. Не как ребенок,  радостно и оживленно. И так, по-взрослому, он проявляет себя во всем…
    …Иван погибает. Об этом мы узнаем в конце повести. Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.К Гальцеву в конце войны попадают документы гестапо, в которых «обнаружилось дело» на Ивана Бондарева (Буслова), из которого он узнает подробности ареста и смерти Ивана. Судьба мальчика потрясает. Но больше всего потрясает её финал. А хотелось света, счастливого конца повести.  Трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
    Но в этом, наверное, и кроется замысел автора – заставить нас, 12-летних, задуматься о своих поступках. А еще понять, что такое война и как страшно на ней детям.
    Книгу я прочитал с удовольствием. А потом узнал от мамы, что еще давно, в 1961 году, известный режиссер Андрей Тарковский поставил фильм по этому произведению – «Иваново детство», – ставший шедевром киноклассики. Осталось его посмотреть.
    Автор сочинения:
    воспитанник  ОДО «Юный журналист»
    Арсений Козин.
    Руководитель ОДО:
    М.И. Козина

  8. Сочинение на тему : Богомолов В.О. Произведение “Иван”
    Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командирабатальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весьмокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что егофамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своем прибытии в штаб. Но Гальцев, несразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабныхофицеров. Подполковник Грязнов на самом деле подтверждает: “Это наш парень”, ему нужно”создать все условия” и “обращаться поделикатнее”. Как и было приказано, Гальцев даетмальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зернышки ихвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себявиноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
    Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика)рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как струдом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезенной Ивану Холиным, орденОтечественной войны и медаль “За отвагу”. После совместной трапезы Холин и мальчикуезжают.
    Спустя некоторое час Гальцев ещё встречается с Иваном. Сначала в батальонепоявляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он “смотритнемца”, целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин совместно с Гальцевым осматриваетместность и траншеи. Немцы на иной стороне Днепра постоянно держат наш берег подприцелом. Гальцев должен “оказывать всяческое содействие” Холину, но ему не хочется”бегать” за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая леди.
    Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоитпереправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о егопогибшем лучшем друге.Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о егопогибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнает о судьбе Ивана Буслова (этонастоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестренка.Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти.Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в суворовское училище, но тот хочет тольковоевать и мстить. Холин “даже не думал, что ребенок может так ненавидеть…”. А когда Иванарешили не посылать на поручение, он ушел сам. То, что может сделать тот самый мальчик, и взрослымразведчикам редко удается. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, егоусыновят Катасоныч или подполковник.
    Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен:почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперьтретьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его вразведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются наоперацию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелегкая и оченьрискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На любой случайон одет как “бездомный отрепыш”. Страхуя Ивана, Холин и Гальцев приблизительно часа проводят взасаде, а далее возвращаются назад.
    Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Черезнекоторое час встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утвержденный в должностикомандира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окон-
    чательно решили отправить в училище, он самовольно ушел. Грязнов неохотно говорит омальчике: чем меньше людей знает о “закордонниках”, тем дольше они живут.
    Но Гальцев не может позабыть о маленьком разведчике. После тяжелого ранения он попадает вБерлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полицииГальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и просторно расставленнымиглазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г.В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления былзадержан “Иван”, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. Последопросов, на которых мальчик “держался вызывающе”, он был расстрелян.

  9. Война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.
    Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятники погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
    Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.
    Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.
    Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
    Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне  «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.
    В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, – о том, что война безжалостна и бесчеловечна.
    Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.
    Идея-  Война – это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.
    Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.
    Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта  Гальцева,  временно исполняющего обязанности командира батальона,  разбудили среди ночи.  Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати,  весь мокрый и дрожащий от холода.  На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только,  что его фамилия Бондарев,  и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.  Но Гальцев,  не сразу поверив,  докладывает о мальчике,  лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров.  Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень»,  ему нужно «создать все условия»  и «обращаться поделикатнее».  Как и было приказано,  Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила.  Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы.  Полученные данные срочно отправляются в штаб.  Гальцев чувствует себя виноватым за то,  что кричал на мальчика,  теперь он готов ухаживать за ним.
    Приезжает Холин,  рослый красавец и шутник лет двадцати семи.  Иван (так зовут мальчика)  рассказывает другу о том,  как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне.  На форме,  привезённой Ивану Холиным,  орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».  После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
    В первом  эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?
    В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.
    Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.
    Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», – говорит Иван.
    Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик  один.  Он  весь  красный,  разгорячён  и  возбуждён.  В  руке  у него  Котькин  нож,  на  груди  мой  бинокль,  лицо  виноватое.  В  землянке  беспорядок:  стол  перевёрнут  вверх  ногами  и  накрыт  сверху  одеялом,  ножки  табурета  торчат  из – под  нар.».  Да,  мальчишка  остаётся  мальчишкой:  играет,  как  его  сверстники,  собирает  ножички,  вооружается  биноклем,  как  настоящий  командир…   Он  хотел  бы  гонять  голубей,  радоваться  первому  снегу,  а  он  каждый  день  смотрит  в  глаза  смерти…
    Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.
    По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.
    Холин  любит  Ивана: «О  таком  мальчишке  можно  только  мечтать».  Хочет  усыновить  его, но  в  то  же  время  понимает,  что  пока не  может  стать  ему  настоящим  отцом:  не  созрел  душевно,  бесшабашен,  порой  грубоват.  Холин  сам  как  бы  большой  ребёнок  и  относится  к  мальчику  как  к  родному,  а  в  чём – то  даже  побаивается  его,  беспрекословно  выполняет  просьбы  и  указания  юного  разведчика.
    Катасоныч  относится  к  мальчику  по – отцовски,   всё  готов  для  него  сделать.  Когда  Гальцев  спрашивает  у  него  об  Иване,  Лицо  Катасонова  «озаряется  нежной,  необыкновенно  тёплой  улыбкой.
    –  Чудный  малец!  Только  характерный,  беда  с  ним!»
    Он  один  из  всех  окружающих  называет  мальчика  Ванюшкой. Тихий,  скромный,  спокойный,  лучший  в  армии  охотник  за  языками,  Катасоныч  как  никто  из  взрослых  понимает,  как  опасна  работа,  которую  выполняет  ребёнок  для  штаба  армии.
    Любит  мальчика  и  Гальцев.  Он  ищет  подходы  к  характеру  Ивана,  сделал  ему  кинжал,  провожает  его  в  тыл  врага.  Хочет  поцеловать  на  прощание,  да  не  решается…  Гальцев  пронёс  память  о  мальчике  через  всю  войну.  Ему  досталась  тяжкая  доля  прочитать  в  архивах  фашистов  сообщение  начальника  тайной  полиции  о  гибели  юного  разведчика.
    Иван  подолгу  живёт  на  оккупированной  территории,  ходит  по  деревням,  посёлкам,  одетый  в  тряпьё,  как  побирушка,  а  сам  зорко  всматривается  в  любое  скопление  живой  силы  врага  и  его  вооружение,  всё  видит,  всё  запоминает.  Сведения,  добытые  им,  очень  ценны.
    Положение  мальчика в  тылу  врага очень сложное:  опасные  ситуации  возникают  ежедневно,  ежечасно,  а  он  может  надеяться  только  на  себя.  Никого  рядом:  ни  командира,  ни  товарищей,  ни  связи.  Только  ты  и  враг.  Это,  конечно,  непосильная  нагрузка  на  детские  плечи.
    И,  понимая  всю  тяжесть  этих  переживаний  и  опасностей,  взрослые  всё – таки  посылают  мальчика  в  разведку.  Почему же? Главная  причина – горькая  и  страшная.
    А  дело  было  в  том,  что  шла  жестокая  война,  от  исхода  которой  зависела  не  только  судьба  отдельного  человека,  но и  будущее  нашей  Родины.  Гибли  люди,  разрушались  города, горели  сёла.  За  победу  сражались  и, случалось,  погибали  старики  и  дети.  Как  ни  больно  и  ни  горько  об  этом  говорить.  Холин,  переправив  Ивана  на  другой  берег  реки,  в  тыл  врага,  разговаривает  в  землянке  с  Гальцевым:
    « – Третий  год  воюешь?- спросил  он,  закуривая. – И  я  третий…  А  в  глаза  смерти –  как  Иван! – мы,  может,  и  не  заглядывали…  За  тобой  батальон,  полк,  целая  армия…  А  он  один! – Ребёнок!» Ребёнок…
    Но  почему  у  него  такое  строгое,  взрослое  имя – Иван?  И  повесть  называется  не  «Ванюша»,  не  «Ваня»,  а  «Иван»?
    Наверное,   этого  мальчика  иначе  и  не  назовёшь:  так  много  на  его  долю  выпало  взрослых,  мужских  дел  и  обязанностей.  Он  сделал  свой  выбор  в  жизни – выбор  защитника  Отечества. Повесть  В. Богомолова изначально  трагична  по  своему  звучанию,  на  её  страницах  нет  места  шуткам,  проказам  мальчика,  здесь  редки  даже  улыбки.
    И  в  самом  деле:  война – это  тяжёлое,  жестокое  время,  она  ломает  человеческие  судьбы,  не  щадя  никого – ни  старых,  ни  малых.
    Последние  страницы  книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов.  В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.  В донесении сказано,  что в декабре 1943 г.  после яростного сопротивления был задержан «Иван»,  наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне.  После допросов,  на которых мальчик «держался вызывающе»,  он был расстрелян.
    Иван  погиб.  Есть  и  его  капля  крови  на  знамени  Победы.    Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…
    В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
    Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения.             Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
    У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля “Золотой лев”.
    Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной вой ?гу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

  10. Веб – квест «О войне узнали мы из книг»
    Задание №2 «По одёжке встречают»
    Сочинение
    «Детство, опалённое войной…»
    (по повести В. О.Богомолова «Иван»)
    Авторы:команда «Искорки» – Дорофеева И.,Каленченко А.
    Мы познакомились с повестью В.О.Богомолова «Иван». Молодого старшего
    лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира
    батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет
    двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы
    Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует
    немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу
    поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии
    штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает:
    «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться
    поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу
    и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки
    и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев
    чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов
    ухаживать за ним.
    Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так
    зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти
    к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр
    на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной
    войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик
    уезжают.
    Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала
    в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч.
    С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя
    у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность
    и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег
    под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину,
    но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами,
    проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то,
    что перед ним красивая молодая женщина.
    Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью
    ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает
    журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может
    подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге.
    Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая
    фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец
    и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах,
    и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана
    поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить.
    Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана
    решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот
    мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после
    войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
    Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван подетски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч
    только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это
    нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается.
    Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются
    на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит
    нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев
    пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш».
    Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем
    возвращаются назад.
    Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему
    понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев,
    уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож
    мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить
    в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем
    меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
    Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого
    ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных
    документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото
    со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.
    В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления
    был задержан Иван, наблюдавший за движением немецких эшелонов
    в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался
    вызывающе», он был расстрелян.
    Эта повесть нам очень понравилась. Мы восхищаемся бесстрашием Ивана,
    совсем ещё юного разведчика.

  11. Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех.
    Проблемы:
    > Проблема влияния войны на личность ребенка.
    > Проблема раннего взросления детей в годы войны.
    > Проблема жестокого обращения с детьми на войне.
    > Проблема влияния на человека желания отомстить.
    > На что толкает человека жажда мести?
    > Почему людям дороги вещи, которые не представляют собой материальной ценности?
    > Проблема сохранения памяти о близких.
    bogomolov_vladimir_ivan.rtf
    Краткое содержание
    Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
    Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
    Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.
    Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
    Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.
    Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
    Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *