Сочинение егэ на тему маленького человека

11 вариантов

  1. «Маленький человек». Эта тема появилась в русской классической литературе ещё в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»,  в творчестве А.С.Пушкина она нашла дальнейшее раскрытие и развитие, затем стала одной из основных в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Со второй половины 19 века эта тема стала раскрываться во многих произведениях писателей .
    Каждый автор вносил своё понимание проблемы. Образ человека, занимающего низкое социальное положение в обществе, униженного и оскорблённого , не мог не волновать писателей. Каждый писатель внёс в данную тему своё восприятие её. Но всех объединяет гуманистический пафос их произведений, жалость, сочувствие к этим людям .
    Поднимая проблему «маленького человека» , они стремились привлечь к ней внимание общества, заставить понять несправедливость отношения к людям не по их моральным качествам, а по положению в обществе. Авторы пытались своими образами показать противоестественность такого устройства общества.
    Произведения по теме , которые могут быть приведены в качестве аргументов в задании № 9.
    Н.М.Карамзин « Бедная Лиза»
    А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
    А.С.Пушкин «Медный всадник»
    Н.В.Гоголь «Шинель»
    Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
    Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»
    Л.Н.Толстой « Война и мир»
    Н.Лесков « Очарованный странник»
    А.Н.Островский «Бесприданница»
    А.П.Чехов « Смерть чиновника», «Торжество победителя», «Толстый и тонкий», «Хамелеон».
    А.И.Куприн « Гранатовый браслет»
    А.М.Горький « На дне»
    Примечание: по каждому произведению будет отдельная статья.
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  2. Образ «маленького человека» характерен для реализма и встречается во многих произведениях русских и зарубежных писателей. Они пытались этим приемом показать равнодушие государства к обычным, маленьким, людям. По моему мнению, маленький человек – это герой, роль которого в обществе незначительна: обычный рабочий, служащий или крестьянин. Таких людей не любила верхушка общества, потому что они не имели достаточного количества средств и влияния. Чиновники не замечали, что именно благодаря этим людям и строится общество, они – его сила.
    Наиболее известным образцом «маленького человека» в литературе является Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина. Герой этого произведения спокойный и добродушный мужчина. Из-за долгой разлуки с дочерью он медленно умирает. А обществу и государству все равно. Они даже не попытались решить эту проблему. Ушел из жизни неприметный человек, а этого никто даже и не заметил. Пушкин говорит читателям, что нужно быть более внимательными к окружающим. Именно Александр Сергеевич впервые ввел понятие «маленького человека» в литературе.
    В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого Тушину уделено не так много времени, это объясняется тем, что он и есть «маленький человек» в этом произведении. Все видят его смешным и несуразным. Однако в бою проявляются его лучшие качества: бесстрашие, желание сражаться. Л.Н. Толстой уверяет, что нельзя судить о человеке сразу, лучше узнать его получше.
    Семен Семенович Мармеладов из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» живет на самой окраине Петербурга в глубоко нищете. Этот герой – спившийся чиновник, который сам осознает свою никчемность и бесполезность. Мармеладов убивает себя духовно, он не стремится подняться в обществе, он сдается и умирает. Трагическая судьба этого персонажа, который нигде никому не нужен, не выдерживает всех испытаний. Мечта Семена Семеновича приносить пользу обществу так и не стала реальностью. Мне кажется, Достоевский образом этого героя обрисовал огромное количество людей по всей России. Люди сторонятся их, не желают помочь, а ведь никто не знает настоящие причины такой их жизни. Такие люди вынуждены спиваться и деградировать.
    Образ «маленького человека» является центральным в литературе русского реализма. Описывая тяжкую жизнь таких героев, писатели пытались обрисовать настоящее существование простых граждан того времени, вызвать протест государству.

  3. Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе. Проблеме человека в свое время уделяли большое внимание Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и другие. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие.
    А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но А. С. Пушкин указывает нам на «маленького человека», которого мы обязаны заметить.
    Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут.
    Н. В. Гоголь целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. У Н. В. Гоголя человек целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха.
    У Ф. М. Достоевского «маленький человек» — это прежде всего личность безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Акакий Акакиевич. Ф. М. Достоевского так и называет свой роман «Бедные люди». Автор предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят их духовно богатую натуру. Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об взыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен и на высокие глубокие чувства. Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе “Преступление и наказание”. Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.
    Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, — он сам.

  4. «Маленький человек» в русской литературе

    Автор: Разное
    Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.
    Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».
    Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.
    Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.
    Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».
    Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».
    В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! —//Шепнул он, злобно задрожав, —//Ужо тебе!..»
    Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.
    В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.
    Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».
    Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.
    Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
    Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.
    Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию… Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.
    Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.
    Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».
    Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой — высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»
    Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета — порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.
    Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».
    Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», — он становится страшной фигурой в городе.
    Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души
    страхом.
    С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.
    Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.
    «Маленькие люди» — люди низших сословий, и язык их — народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).
    Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».
    В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое — красоту хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.
    Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».

  5. ТEMA «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Образ «маленького человека» — это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас­тую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.
    Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).
    Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.
    Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается «петербургским». Образ «маленького человека» яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши­нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

  6. 6
    Текст добавил: Частица Вселенной

    Более глубокую трактовку темы маленького человека мы находим в поэме Пушкина «Медный всадник». Здесь пробле­ма решается уже в социально-философском ключе, а цен­тральным конфликтом становится противоречие между ма- леньким человеком и государством. Мелкий петербургский чиновник Евгений в результате наводнения теряет любимое существо, сходит с ума и в конце концов погибает. Казалось бы, какое отношение имеет эта история к проблеме государст­ва? Оказывается, имеет: ведь судьба Евгения решается в Пе­тербурге, который волею самодержца Петра построен на бере­гу Невы. Выходит так, что если бы Петр не основал этого города, то и Евгений остался бы жив. Эту парадоксальную, но по сути очень глубокую мысль Пушкин воплощает при помо­щи всей образной системы поэмы. Не случайно и не только в результате сумасшествия видит Евгений своего врага и про­тивника в «кумире на бронзовом коне» — Медном всаднике, не случайно этот всадник гонится за сумасшедшим Евгением по улицам Петербурга и в конце концов убивает его. В симво­лической форме Пушкин делает отчетливой мысль о противо­положности интересов отдельного, частного, маленького че­ловека интересам государства, которое мыслит слишком масштабно и не учитывает судеб конкретного человека.

  7. 7
    Текст добавил: Беньковская Алёна))*

    «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова», – говорил А. М. Горький. Для меня истинными художниками слова являются А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь. Именно их произведения заставляют меня заново всё увидеть, пережить, оценить, открывают красоту мира, заставляют радоваться, грустить, волноваться.
    Окунаясь в мир произведений Пушкина и Гоголя, я каждый раз нахожу что-нибудь новое для себя, важное, стараюсь понять мысли авторов, их рассуждения, задачи, которые они перед собой ставят.
    Знакомясь с творчеством Пушкина и Гоголя, меня заинтересовала тема, которую они так ярко раскрывают в повестях «Станционный смотритель» и «Шинель». Это тема «маленького человека». Перечитывая их произведения, я постоянно задумывалась: что объединяет героев, почему их называют «маленькими людьми», каковы причины их появления, – ведь главных героев разделяет почти десятилетие. А как актуальна эта тема в наши дни! Именно поэтому я и приступила к выполнению исследовательской работы по теме « тема «маленького человека» в русской литературе».
    Это действительно звучит гордо. Вряд ли каждый из нас хотя бы раз не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляет собой, каков он – человек. Стоит посмотреть в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нём отражается человек. Но все люди разные по характеру, привычкам, образу жизни, и каждый из них имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на окружающую его действительность. Среди них есть забытые, всеми униженные люди, которые всегда не привлекают особое внимание окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей называют в русской литературе «маленькие люди».
    В литературе образ «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Это человек, не имеющий служебного чина, и ввиду этого ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.
    Такое отношение к «маленькому человеку» выработала не одна эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию. Но именно такие люди, иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира, взывать к справедливости, прекращали быть униженными.
    «Маленькими людьми», их жизнью заинтересовывались писатели. Они предлагали людям обратить внимание на таких людей, задуматься над их проблемами, помочь им.
    С темой «маленького человека» в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Она поднимается многими писателями: А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, М. Ю. Лермонтовым, Ф. М. Достоевским. Эта тема всегда была актуальна, потому что ее задача – отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями.
    Писатель берет на себя тяжкий труд – показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.
    Перечитывая произведения, в которых затрагивается эта тема, мне все яснее и правдивее показывалась жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле, «начали выходить из тени, окружающей мир блистательных зал».
    Первым тему «маленького человека» затронул А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» и в поэме «Медный всадник». Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле «Петербургских повестей»: «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» и «Шинель». Каждый из авторов, обращающихся к этой теме, увидел и показал нам в своих героях что-то новое, незамеченное раньше.
    Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников. Евгений, герой “Медного всадника”, похож на Самсона Вырина.
    Наш герой
    Живет в Коломне, где-то служит,
    Дичится знатных
    Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.
    О чем же думал он? О том,
    Что был он беден, что трудом
    Он должен был себе доставить
    И независимость, и честь;
    Что мог бы бог ему прибавить
    Ума и денег.
    Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.
    Жениться? Мне? Зачем же нет?
    Оно и тяжело, конечно,
    Но что ж, я молод и здоров,
    Трудиться день и ночь готов;
    Уж кое-как себе устрою
    Приют смиренный и простой
    И в нем Парашу успокою.
    Пройдет, быть может, гоу-другой –
    Местечко получу, Параше
    Препоручу семейство наше
    И воспитание ребят.
    И станем жить, и так до гроба
    Рука с рукой дойдем мы оба,
    И внуки нас похоронят.
    Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.
    Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.
    «Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем станционный смотритель А. С. Пушкина. Акакий Акакиевич беден и в социальном и в духовном плане, он был совершенно принижен и забит жизнью. Но Гоголю интересен внутренний мир своего героя, «маленького человека», хотя он и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других несчастным человеком.
    «Записки сумасшедшего», несомненно, – одна из наиболее трагических повестей цикла «Петербургские повести». Весь рассказ ведется от лица главного героя и автора «Записок» — Аксентия Ивановича Поприщина — мелкого, обижаемого на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Поприщин — человек дворянского происхождения, но очень бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья «его высокопревосходительству». «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет. Какая важность в глазах. Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин, по мнению которого, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги — так считает Аксентий Иванович. Поприщин имеет свои общественно узаконенные вкусы, свои культурные и политические интересы, свои представления о чести и личном достоинстве, свои привычки и даже заветные мечты. В пределах этого мирка он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь — фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством.
    Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «Почему именно титулярный советник?» Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает о том, почему он так бесправен, почему все, «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». Высший взлет безумной мысли Поприщина — его убеждение в том, что он испанский король. Сама эта идея является фантастической проекцией извращения понятий, свойственного окружающей его жизни. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!. Что я сделал им? За что они мучают меня?» Блок заметил, что в этом вопле слышен «крик самого Гоголя».
    «Записки сумасшедшего» — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. И вместе с тем, избирая своим героем мелкого чиновника, Гоголь старается не только раскрыть жалкие и комические черты его внутреннего мира, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.
    Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя (“Все мы из гоголевской “Шинели” вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: “Новый Гоголь явился!”.
    Ф. М. Достоевский продолжил исследования души “маленького человека”, углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что “маленький человек” не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе “Бедные люди”. Это был первый роман в русской литературе, где “маленький человек” заговорил сам.
    Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в “маленьком человеке” – это его натура.
    “Маленький человек” по Достоевскому осознает себя “маленьким”: “Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?. “. Главный герой “сентиментального романа” “Белые ночи”(1848) – “мечтатель”. Понимая ужас своего положения, “маленький человек” пытается уберечь себя от унизительной, серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения. Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу». Это слова «маленького человека», лишенного любви. Чистота и бескорыстность возвышают его.
    Наивную прелесть народного характера воссоздал М. Ю. Лермонтов в образе Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени». Поэта привлек этот образ, он понимал неразвитость народного характера, но верил в его будущее. Писатель проявил огромное чувство симпатии к своему герою. Герой Лермонтова его «маленький человек», отличается от всех предыдущих. Это уже не пассивный человек как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это человек, в душе которого уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором он живёт.
    Таким образом, «маленький человек» – это микромир, это целая вселенная в микромасштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди» малы только в социальном положении, а не в их внутреннем мире.
    Герои Пушкина и Гоголя- яркие представители «маленьких людей»
    В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни”. Именно такими писателями, писателями, потрясающими души изображением порой самых ничтожных картин существования человека в мире, являются для меня А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь. Я считаю, что именно в произведениях «Станционный смотритель» и «Шинель» ярко раскрыт образ «маленькогочеловека».
    Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
    Повесть «Станционный смотритель» относится к циклу повестей, названных Пушкиным «Повести покойного И. П. Белкина», которые были созданы в 1830году. В каждой из этих повестей присутствует сквозная тема неизбежности судьбы и подчинения человека своей участи. Наиболее четко эта тема прослеживается в повести «Станционный смотритель».
    Из этой повести мы узнаем о нелегкой жизни ее главного героя Самсона Вырина, зависимого по долгу службы от расположения и настроения многих проезжающих через его станцию людей.
    Беседу с читателем А. С. Пушкин начинает не со знакомства с главными героями повести, не с завязки сюжета, а с вопроса, отражающего причины трагедий и бед одного из героев: «Что такое станционный смотритель?» «И очень скоро мы ясно понимаем, что участь этих людей далеко не завидная», ведь работа — «настоящая каторга», «покою ни днем, ни ночью».
    Должность станционного смотрителя подразумевает больше обязанностей и ответственности, чем прав и привилегий, поэтому-то и называет их А. С. Пушкин «сущими мучениками четырнадцатого класса, огражденными своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Это человек, на котором каждый проезжающий считает своим долгом выместить гнев и раздражение от неприятностей, случившихся в дороге. И в то же время, по свидетельству автора, «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Таков и Самсон Вырин.
    Долгие годы службы развили в нем терпение и наблюдательность, а неприятности и страдания не смогли вытеснить из его сердца доброту и доверие к людям. Жена у него умерла, и всю свою любовь Самсон отдавал подрастающей красавице дочери, с нею же связывал и свое счастье. На Дуне не только «дом держался», но она также умела успокоить сердитых и раздражительных постояльцев. По воле судьбы случается так, что проезжающий через станцию гусар Минский влюбляется в девушку и обманом увозит ее из отцовского дома. От горя и сознания собственной беспомощности Вырин тяжело заболевает, а выздоровев, решает пешком отправиться за своей дочерью в Петербург.
    Разыскав похитителя Дуни, отец просит его вернуть Дуню, но Минский пытается убедить старика, что он девушку не обидит и сделает ее счастливой, и, дав денег, выпроваживает Вырина на улицу. Имея все основания не верить Минскому, смотритель предпринял еще одну неудачную попытку увидеть Дуню, после чего «подумал, махнул рукой и решился отступиться». Так он вернулся домой, к службе. Горький жизненный опыт говорит ему о плачевном будущем Дуни: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжающий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе и бархате, а завтра поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
    Потеряв дочь, смотритель утратил и смысл своей жизни. Кто же виноват в его смерти? Конечно, общество, система, при которой человек остается одиноким среди других людей, ощущая на себе весь гнет их равнодушия и свою беззащитность перед ними. Несомненно, виноват Минский, решивший, что от отцовских чувств можно просто-напросто откупиться.
    Нельзя снимать ответственности за смерть отца и с Дуни, потому что судьба ее на самом деле сложилась счастливо, девушка вышла замуж по любви за обеспеченного человека, родила детей — что же мешало ей если не приехать, так хотя бы послать отцу весточку о себе? Наверно, так случилось лишь потому, что у Дуни не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась. Войдя в другой мир, она принуждена была порвать с отцом все связи. Стена классовых предрассудков разлучила ее с ним навсегда. «Зачем тебе ее? – говорит смотрителю Минский. – Она отвыкла от прежнего своего состояния».
    Как и в других произведениях из «Цикла покойного И. П. Белкина», вес произведения накапливается к развязке, о которой мы узнаем неожиданно в самом конце повести – из наивного рассказа мальчика о «барыне», приехавшей на могилу смотрителя! Если бы Минский бросил Дуню, то получилась бы жалостная сентиментальная история, и весь смысл повести сводился бы к обличению безнравственного соблазнителя.
    Произведение Пушкина не только глубже, тоньше, но и реалистичнее: на первом плане социальные условия, сословные перегородки, различия классовой психологии. Несмотря на «счастливую» развязку, повесть сохраняет трагическую окраску.
    Сам Пушкин жалеет своего героя, ему же и посвящает эту повесть, желая тем самым показать, что любой человек, невзирая на его общественное положение, имеет право на чуткость и сострадание со стороны окружающих, тем более со стороны близких.
    Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Пушкин умышленно вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.
    Особую роль в произведении играет символика. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки “изображали историю блудного сына”. На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына – это образ самого главного героя. Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне.
    В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: “отдайте мне. бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”. В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе. Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Ониполюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь.
    “Что такое станционный смотритель?” – спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. “Сущий мученик четырнадцатого класса”,потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”. И, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится.
    Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “Чего ж ты боишься?. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери. Но тут присутствует и другая символика
    На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”. Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.
    На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь.
    Последняя же картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище. “Коллежский регистратор. Почтовой станции диктатор”, – слова Вяземского, приведенные Пушкиным как эпиграф к произведению. Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора. Ограниченность Самсона Вырина – это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин, тем не менее, жалеет того, рассказывая о трагедии его неудавшейся жизни.
    “Станционный смотритель” – это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”. В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Достоевский, Толстой, Гончаров.
    Создание образа “маленького человека” – это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему.
    Заостряя внимание на проблемах «маленьких людей», А. С. Пушкин тем самым внес свой неоценимый вклад и в их разрешение, ведь не зря говорят, что правильная постановка вопроса — уже половина решения.
    Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого “маленького человека”, а пытается вызвать к нему сочувствие, в отличие от Гоголя в “Шинели”.
    Изображение «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
    В ряду величайших художников слова, составляющих гордость русской литературы, стоит имя Николя Васильевича Гоголя, мировое значение творчества которого давно признано всем прогрессивным человечеством.
    Творчество Гоголя занимает новую ступень в развитии русской литературы. Гоголь продолжил и приумножил лучшие традиции русской литературы – ее связь с жизнью, ее народность, ее благородные передовые идеалы.
    Гоголем был написан цикл повестей, названных им «Петербургские повести», в которых он продолжил развитие темы, начатой еще А. С. Пушкиным – темы «маленького человека». Гоголь дал новую трактовку образу жертвы эгоистичного светского общества и писал свои произведения в соответствии с принципами пушкинского реализма.
    Гоголь продолжил тему «маленького человека» в петербургских повестях (“Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Шинель”). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.
    Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург — город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут.
    Это город, где, «. кроме фонаря, все дышит обманом». Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу Башмачкину, главному герою повести «Шинель». Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
    Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия – главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. В «Шинели» Гоголь передал трагизм бедняка-разночинца, гневный протест против его унижения, против несправедливости общественных отношений. В этом произведении автор выступил как борец за попранное человеческое достоинство слабого человека, страдающего от жестоких законов общества, в котором он живет.
    Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”, – так говорит о Башмачкине Гоголь.
    Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин – робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев».
    Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал.
    Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к “значительному лицу”. Отчаянье, охватившее при этом несчастного бедняка, пробуждает в нем чувство протеста. Правда, этот протест робкий, неосознанный, бессильный. “Значительное лицо” – обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”.
    Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”.
    Несправедливость всего окружающего – наглое воровство, безразличие частного пристава и, наконец, холодное бездушие “значительного лица”, к которому обратился бедняк-чиновник, конечно, не осознаны им как единая цепь. Однако эти конкретные проявления поведения общества и полного равнодушия к горю “маленького человека” ожесточили даже кротчайшего Акакия Акакиевича. Но Акакий Акакиевич не был способен на борьбу, он не мог отстоять свои права.
    Ничтожный чиновник, он бессилен перед лицом бездушного эгоистичного общества и в конце концов погибает – так же незаметно и жалко, как и жил.
    «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»- говорит о его смерти Гоголь. Эти слова звучат не только грустной эпитафией, но и обвинением в адрес окружающего общества.
    Сочувствие судьбе Акакия Акакиевича усиливало разоблачительный пафос повести, суровое осуждение значительных лиц»- виновников его гибели.
    Гоголь создал сатирический образ значительного лица, чьими отличительными чертами являются не только эгоистическое бездушие и мелочное тщеславие, но и упоенность своей властью.
    Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Белинский считал «Шинель» произведением, «отличающимся глубиною идеи и чувства, зрелостию художественного резца». Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”. Критик Апполон Григорьев – “любовь общую, мировую, христианскую”. А Чернышевский назвал Башмачника “совершенным идиотом”.
    В “Шинели” нарушены границы разума и безумия, и размыты границы жизни и смерти. И в конечном итоге мы видим не просто “маленького человека”, а человека вообще. Перед нами человек одинокий, неуверенный, лишенный надежной опоры, нуждающийся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.
    В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”. Акакий Акакиевич – настоящий “маленький человек”. Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного.
    Таким образом, Пушкин и Гоголь с состраданием показали несправедливость и деспотичночть общества по отношению к “маленькому человеку” и призвали это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.
    Самостоятельно разрешать вопросы – занятие увлекательное! Нельзя всё знать, но необходимо уметь найти нужные ответы на возникшие вопросы. Умение задумываться над отдельными фактами, явлениями, поиски ответа на вопросы – это путь к углублению знаний, развитию своих способностей для дальнейшего изучения художественной литературы. Именно поэтому я нашла ответы на поставленные в моей работе вопросы.
    Для этого я проанализировала критические статьи В. Г. Белинского, русскую литературу первой половины XIX века, художественные произведения А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
    Таким образом, в первой главе реферата я ознакомилась с эпохой, в которой жили герои произведений Пушкина и Гоголя, определила причины, которые способствовали появлению «маленького человека», дала понятие «маленьких людей» в произведениях.
    Во второй главе рассмотрела образы Самсона Вырина в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и Акакия Акакиевича в повести «Шинель» А. С. Пушкина. Проанализировав произведения, каждое в отдельности, я раскрыла внутренний мир «маленьких людей», объяснила их бессилие перед обществом, в котором они существовали, и которое их сделало такими. Опираясь на материалы, собранные из различных источников: сети Интернет, электронных энциклопедий, художественной литературы,- я лучше поняла роль человека как личности в любом обществе, которое нас окружает.
    И поэтому, я думаю, что и А. С. Пушкин, и Н. В. Гоголь в своих произведениях, действительно, доказали, что всякий человек, кто бы он ни был и как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. «Все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – личность». К такому выводу приходит каждый, кто знакомится с произведениями писателей-классиков.
    Прекрасный мир, шагнувший со страниц произведений Пушкина и Гоголя, учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям. Повести написанные Пушкиным и Гоголем более ста пятидесяти лет назад, по-прежнему интересны, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами.

  8. Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обра­тился к теме маленького человека Гоголь. В его произведени­ях усилился социальный мотив противопоставления малень­кого человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек — это тоже по преимуществу мелкий чи­новник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Ака­киевича (повесть «Шинель») Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой шинели. Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень ско­ро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму. Гоголь с огромной силой дал почувствовать, что и в жизни маленького человека есть присутствие души, божест­венного начала, чего не видят равнодушные окружающие. Ка­залось бы, незначительное обстоятельство — кража новой шинели — становится для маленького человека подлинной жизненной трагедией, и мастерство Гоголя в том, что он заставляет читателя переживать эту трагедию, как свою собст­венную. В развитии сюжета повести большое значение приоб­ретает конфликт между Акакием Акакиевичем и «значитель­ным лицом», даже не названным по имени, к которому тот идет за помощью и которое высокомерно в этой помощи отка­зывает — еще бы, ведь «значительному лицу» совершенно безразличны и непонятны страдания мелкого чиновника, да и утруждать себя лишний раз не хочется. Гоголь делает так, что фактически именно «значительное лицо», а не неизвестные похитители шинели становится непосредственной причиной смерти Акакия Акакиевича. Тема чиновного равнодушия к че­ловеку, извращения подлинных человеческих отношений в чиновной среде — одна из важнейших в «Шинели». И в про­тивовес этому равнодушию в повести громко звучит тема со­вести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю не­притязательность и даже комичность какого-то отдельного че­ловека. Одной из лирических кульминаций повести является случай с молодым чиновником, который по примеру прочих начал было издеваться над Акакием Акакиевичем и услышал в ответ лишь беспомощное «Зачем вы меня обижаете?». Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на моло­дого чиновника: «он вдруг остановился, как будто пронзен­ный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила от­толкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, сре­ди самых веселых минут, представлялся ему низенький чи­новник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих прони­кающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

  9. Проблема «маленького человека» проходит красной нитью по циклу «Петербургские повести» Николая Гоголя. Писателя возмущало то, как сильные и богатые люди могли обидеть простого человека. Это считалось правилами хорошего тона.
    Стоит отметить, что образ «маленького человека» был не нов для русской литературы, но наиболее ярко он был раскрыт в повести «Шинель».
    Выражение «маленький человек» не стоит воспринимать в прямом смысле. Оно применимо к мелким чиновникам, которые не обладали богатством, социальным статусом, были молчаливой «серой» массой. Кроме всего прочего, «маленький человек» обладает скудным внутренним миром.
    Главный герой повести «Шинель» – Акакий Башмачкин, будучи мелким чиновником, даже не задумывался над своей деятельностью. Он из дня в день переписывает бумаги. Акакия волнуют лишь ровные строчки. Более того, он ни чего больше не умеет. Когда нужно проявить инициативу, он просто говорил: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
    Самое страшное то, что главный герой не пытается что-то изменить в своей жизни. Порой складывается мнение, что Башмачкин сам не понимает, зачем живет.
    Смыслом его жизни стала новая шинель. Чтобы приобрести новую вещь, он полгода отказывал себе во всем, собирая необходимую сумму денег. Покупка шинели стала для него настоящим праздником, возможно единственным в его жизни. А кража столь ценной для него шинели, обернулась трагедией.
    Никто из его окружения даже не пытался понять Акакия Акакиевича, а тем более чем-то помочь. Его смерть заметили только на четвертый день.
    Повесть «Шинель» заставляет задуматься о том, что и в нашем обществе есть такие «маленькие люди». Они также обижены и не поняты. Гоголь, показывая такое бессердечное общество, попытался донести до нас мысль о таких людях. Мы должны научиться обращать на них внимание и протягивать руку помощи.
    Стоит отметить, что подшучивая над такими людьми, мы прекрасно осознаем свои поступки, но понимая их низость, продолжаем совершать. Иногда мы раскаиваемся, иногда нет.
    Концовка повести «Шинель» показала нам, что даже маленькие люди умеют постоять за себя. Привидение Башмачкина успокаивается только тогда, когда мстит генералу, который обидел его. Это и является кульминационным моментом повести, моментом, когда восторжествовала справедливость.
    Актуальность повести Гоголя «Шинель» заключается в том, что она заставляет задуматься над проблемой «маленького человека» в современном обществе и оценить свои поступки по отношению к таким людям.

  10. Тема «маленького человека» явилась продолжением традиций Пушкина и Гоголя, «Станционного смотрителя» и «Шинели». «Бедные люди» Достоевского показывают того же «маленького человека».
    Признание это произведение получило задолго до того, как было опубликовано. В 1845 году Достоевский решил прочитать только что законченный роман Григоровичу. Восхищенный Григорович показал рукопись Некрасову, тогда начинающему поэту. Некрасов отнес ее Белинскому. После прочтения тот сказал: «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?.. Вот служение художника истине. Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем». Эти слова оказались пророческими.
    Само название романа — «Бедные люди» указывает на его основных героев. Это действительно бедные, влачащие жалкое существование люди. У них низкие должности, мелкие чины, обычно не выше титулярного советника. Таков и Макар Девушкин. Бедные люди Достоевского живут на окраине, ютятся в дешевых квартирах, вечно голодают, мерзнут в сыром и неотапливаемом помещении. Они страдают от болезней и хвори, не вылезают из долгов, забирают ‘Жалованье вперед. У Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не все осыпались. Для таких людей было найдено впоследствии специальное определение — «маленький человек». Девушкин говорит: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек».
    Но Достоевский не просто продолжает традиции, он привносит много своего, неповторимого, что присуще только ему и никому другому. Уже в первом произведении на эту тему видна оригинальность писателя. Раньше о «маленьких людях» повествовал автор. У Достоевского герои рассказывают о себе сами, поверяя нам свои переживания и думы. Роман «Бедные люди» весь составлен из писем, лишь небольшой фрагмент описания прошлого Вареньки написан в виде воспоминаний, но приложен к очередному письму. «Бедные люди» — роман в письмах. Ведь письмо — это личный документ, в нем можно высказать все, что наболело и что предназначено для ушей единственного человека — того, кому оно адресовано. Поэтому только в письмах человек бывает предельно откровенным.
    Внешние жизненные обстоятельства способствуют тому, что Макар Девушкин берется за перо и бумагу. Макар — чистая и честная душа. Он боится, что его встречи с Варей дадут повод для сплетен. Поэтому только в письмах он может дать волю нежным чувствам. Переписка возникла случайно. Сначала Макар дал Вареньке какую-то книжку. Но Варе, обладающим развитым вкусом, сочинение не понравилось, она вернула книжку. Тогда Макар прислал произведение Ратазяева, в котором тот описал нечто, имеющее малое отношение к реальной жизни. Варенька прислала «Повести Белкина» и «Шинель» Гоголя. Эти произведения очень понравились Девушкину. В пушкинской повести «Станционный смотритель» рассказывается о Вырине, который очень привязан к своей дочери, души в ней не чает. Это напомнило Макару о его чувствах к Вареньке. «Словно сам написал, точно это мое сердце», — говорит он.
    Бедняки у Достоевского обычно косноязычны, они плохо умеют высказать свою мысль. Таков и Макар Девушкин. Но виновата в этом их бедность.
    Роман «Униженные и оскорбленные» продолжает тему «маленького человека». В нем изображен Петербург, город контрастов, где рядом с блеском и богатством уживаются бедность и нищета. Бедняки оказываются выброшенными на улицу. Теперь они, согласно Достоевскому, — «униженные и оскорбленные». Их очень много, и от этого становится еще тревожнее. Жизнь в романе предстает «вздыбленной», она как бы выходит из привычного русла. Добролюбов говорит: «Люди, которых человеческое достоинство оскорблено, являются у Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие — это те, кто не протестует и смиряется со своим положением. Таковы в романе Наташа Ихменева, ее отец Николай Сергеевич. Ожесточенные хотят бросить вызов тем, кто их унижает и оскорбляет. Но этот бунт трагичен, он приводит к гибели. Такова в романе Нелли. Наташу обманул Алеша Волковский, отец выгнал ее из дому. Но эта любящая девушка смиряется со своей участью. Совсем другая Нелли. Гордая, не по-детски серьезная девочка, прошедшая через все муки унижения и тиранства Бубновой, одержима жаждой мести. Но ее бунт трагичен.
    Бедные люди Достоевского не могут победить, потому что этот мир слишком жесток для них. Все, что они могут, — влачить жалкое существование. Любые попытки изменить устройство мира не приносят желаемых результатов. Это показано в романе «Преступление и наказание». Маленькими людьми здесь выступают семья Мармеладовых. Глава семьи Семен Мармеладов оказался выброшенным на улицу. Он пьет, чтобы забыться. Соня вынуждена торговать собой. Маленький человек и сам Раскольников, живущий в похожей на гроб каморке и от бедности вынашивающий идею убийства.
    Тема маленького человека будет звучать позже и в «Братьях Карамазовых», и в романе «Идиот». Достоевский вошел в мировую культуру как величайший художник-психолог. Его любимые герои — маленькие люди, но полноправные и ценные члены общества, жаль вот только, что само общество об этом порою даже не догадывается.

  11. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
    В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своём оскорблённым всё общество. Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе. А в доказательство приложил к просьбе преогромнейший том какого-то романтического сочинения, где чрез каждые десять страниц является капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном виде. Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идёт дело, мы назовем одним департаментом. Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным. Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени…
    Н. В. Гоголь «Шинель»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *