Сочинение егэ на тему трусость

5 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Не перибевай меня

    Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
    Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
    Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».
    Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.
    Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.
    Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
    Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно  не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
    Комментарий педагога:
    Сочинение о трусости и предательстве легко написать взрослому человеку. Опираясь на свой жизненный опыт, проще различить добро и зло. А как справиться с этим школьнику, у которого за плечами только небольшой жизненный отрезок, и все еще впереди? Как найти в тексте проблему, о которой он будет писать?
    Определить тему можно с помощью вопроса: о чем текст? И выделить проблему, которую обсудите. Она должна быть одна. В тексте же может быть отражено их несколько.
    В контрольном варианте автор четко называет вещи своими именами, поэтому трудностей с выбором определений не может возникнуть. Посоветовать можно вот что: определитесь, что будете обсуждать — трусость и предательство или мужество.
    Когда будете работать над сочинением, не стесняйтесь писать эмоционально. Пусть ваши душевные порывы отразятся на бумаге. Потому, что о трусости и предательстве невозможно писать сухим языком. Но не увлекайтесь излишней экспрессией, не употребляйте громких слов. Сочинение не письмо лучшему другу, а документ публицистический.
    Если не можете сосредоточиться на примерах из жизни, вспомните литературу. В художественных произведениях можно найти много примеров на эту тему. И обязательно составьте план, определите, в какой последовательности будете писать.
    Исходный текст для написания сочинения:
    (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
    – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
    (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
    (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
    (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
    (25)Мальчишка разбил стекло.
    – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
    (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
    (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
    (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
    (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
    (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
    (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
    (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
    (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –  советская писательница, журналист. (Из Открытого банка ФИПИ)
    Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
    No related posts.

  2. М. Булгаков “Мастер и Маргарита”

    Понтий Пилат – трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость – один из серьезнейших грехов (по роману “Мастер и Маргарита”).

    А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

    Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

    А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

    Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого – трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость – синоним предательства. Только трусливый человек мог без зазрения совести встать в один строй с врагами. Швабрин – безнравственный человек, для которого слово “честь” не является значимым.

  3. 08.09.2017
    Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – Смелость и трусость.
    Что значит быть храбрым?
    Для чего человеку нужна смелость?
    К чему приводит трусость?
    На какие поступки толкает человека трусость?
    Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
    В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
    Нужна ли смелость в любви?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
    Смелость — начало победы
    Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
    Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
    Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
    Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
    Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
    Какие поступки можно назвать смелыми?
    В чем разница между наглостью и смелостью?
    Кого можно назвать трусом?
    Можно ли воспитать в себе смелость?
    Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
    Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
    Каковы причины возникновения страха?
    Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
    Трусливость –это приговор?
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
    Можно ли любить того, кого боишься?
    Может ли смелый человек бояться чего-либо?
    Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
    Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
    Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
    Чем отличается истинная смелость от ложной?
    Всегда ли смелость выражается в поступках?
    Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
    Стыдно ли испытывать страх?
    Как экстремальные условия влияют на смелость?
    Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
    умирают только один раз»?
    Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
    Почему важно быть смелым в жизни?
    Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
    Что значит быть смелым в повседневной жизни?
    Какая разница между смелостью и рискованностью?
    Чем отличается страх от трусости?
    Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
    Как сила воли связана со смелостью?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
    Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
    Почему важно иметь смелость при принятии решений?
    Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
    Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
    совершенно лишенными желаний»?
    Может ли трусость тормозить развитие личности?
    Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
    Как влияет смелость на формирование личности?
    Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
    Как влияет трусость на формирование личности?
    Чем отличается трус от смельчака?
    Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
    Почему люди боятся высказать свое мнение?
    Как проявляется смелость на войне?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
    Какие качества человек проявляет на войне?
    Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
    Почему творчество требует смелости?
    Почему люди на войне проявляют трусость?
    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
    Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
    Как мнительность связана с трусостью?
    Нужна ли смелость в любви?
    Может ли трус быть счастливым?
    Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?
    Материал предоставлен http://rustutors.ru – смотрите там больше тем.

    Дополнительные ссылки

    Аргументы “Смелость и трусость”
    Понятия и определения для “Смелость и трусость”
    Как раскрыть тему “Смелость и трусость”
    Список литературы для направления “Смелость и трусость”
    Цитаты по направлению “Смелость и трусость”

  4. 4
    Текст добавил: / смотри и завидуй. ©/

    Вступление

    Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

    Проблема

    Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

    Тезис №1

    Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

    Аргументация

    Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

    Вывод

    Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

    Тезис №2

    Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

    Аргументация

    В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

    Вывод

    Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

    Тезис №3

    Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

    Аргументация

    В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

    Вывод

    Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

    Общий вывод (заключение)

    С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

  5. Страшно быть трусом, а ещё страшнее ни меняться, ни пытаться бороться со своими страхами и учиться противостоять им. Из-за трусости одного человека могут пострадать многие, поплатиться своей жизнью. Трусость тесно пересекается с малодушием. Ведь человек с большой душой будет сильным всегда и во всем, не стесняясь, проявляет смелость.
    Поступки труса всегда порицались обществом, с таким человеком избегали общения, не сотрудничали с ним в ответственных делах, ведь такой человек может подвести без зазрения совести. Таких примеров много и в жизни, и в истории и литературе. Трусливые люди запоминаются навсегда, о них говорят не с добротой в глазах. Этих персонажей создавали с целью показать, к чему приводит трусость.
    Литературным примером является поступок Швабрина из повести «Капитанская дочка». Он был хорошим знакомым главного героя, но в отличие от него, он не отличался смелостью. Когда отряд Пугачева захватывал крепость, Швабрин испугался и изменил принципам дворян: отказался защищать сторону власти. Этот пример показывает как человек, переживая за свою жизнь и судьбу, предаёт высшую власть.
    Трусость представлена также в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Есть множество примеров, но самый яркий из них был момент, когда Понтий Пилат казнил философа ни за что. А поступил он так потому, что не мог не соответствовать своему образу. Вот до чего доводит общественное мнение. Был бы Понтий смелым, не боялся своих поступков, то смог бы сберечь жизнь неповинного человека.
    Итак, трусость – самый страшный порок человеческого характера. Поступая как трус, никто не задумывается о последствиях. Неумение ежеминутно принимать верные решения, к тому же, смелые, может закончиться трагично для всех. Смелость проявляется в достаточно серьёзных ситуациях, иногда может требовать и самопожертвование, к которому нужно идти, быть готовым сделать добро другим людям, оставить о себе приятное впечатление и светлую память.
    Трусость заключается не только в решениях, касающихся чьей-то жизни, но и в любовных делах. Человеку, которому не хватает смелости, трудно подойти к понравившейся девушке, завязать первым разговор. Таким людям сложно устроить свою личную жизнь, ведь трусость совмещается с робостью, является ее высшим проявлением. Возможно, трусы не готовы к отношениям, ведь они не смогут заступиться за даму сердца, отстоять ее мнение в обществе. Такие люди думают только о себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *