Сочинение герой нашего времени на тему печорин герой времени

14 вариантов

  1. Печорин — главный персонаж романа М. Ю. Лермонтова. Именно его Лермонтов называет героем нашего времени. Лермонтов говорил: «Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорина нельзя назвать ни положительным героем, ни отрицательным. Он типичный представитель своего поколения, своего времени.
    В описании внешности и манер героя автор выражает внутренние качества Печорина. Аристократичность выдают: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». При ходьбе он не размахивает руками — так выражается скрытность его натуры. Печорин физически выносливый и сильный человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение,?способное переносить все трудности кочевой жизни… непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». Тем не менее, «…глаза не смеялись, когда он смеялся» — эта черта показывает его душевное неспокойствие. Печорин говорит: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». Общий образ Печорина очень противоречив.
    Лермонтовский Печорин схож с пушкинским Онегиным. Его так же раздражает «водяное общество», но в отличие от Онегина, он пытается бороться со своей судьбой, которую в конечном итоге разменивает на мелочи. Любовь тоже не приносит ему радости. Он понимает, что доставляет своим близким горе и разочарование, от этого страдает еще больше, но осознание этого не избавляет Печорина от эгоизма. Так он вмешивается в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры.
    Трагедия Печорина — это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе. Таких «Печориных» в то время было много, сегодня мы можем найти примеры подобного «героизма» и в нашем обществе, и в будущем люди тоже будут задаваться теми же вопросами, что и Печорин. Поэтому его можно назвать не просто героем времени, того времени, а именно героем нашего времени.

  2.  Вечный герой своего времени Григорий Печорин
    Роман Лермонтова, написанный в 30 – е годы, поистине величайшее произведение на все времена. Многие критики отмечали, что Печорин недостоин такого высокого звания, его безнравственность нетипична для того времени и образ героя в лице всей молодежи России совершенная выдумка. Как считал сам писатель, в Печорине были собраны все недостатки молодого поколения тех времен. После выхода романа читатели отнеслись к нему спорно. Высшее общество и литераторы посчитали его весьма негативным. Многие критики считали также, что главным героем романа был сам Лермонтов. Но поэт, недолго думая, написал в предисловии ко второму роману, что это совершенно нелепое сравнение. Повествование о герое происходит из разных источников, вначале о нем рассказывает Максим Максимыч, потом мы узнаем о нем от автора, а затем от самого героя. Лермонтов старался самым объективным методом раскрыть внутреннее состояние героя и присущие ему черты характера. Для этого в каждом отдельном рассказе, Печорин оказывается в различных обстоятельствах и сталкивается с разными людьми.
    Печорин выступает в роли персонажа дворянского происхождения, который находится в центре событий в переломное время после поражения декабристов. Молодой и веселый парень был бесконечно увлечен светскими приемами, пока они ему не надоели. Занимался наукой, но, к сожалению, тоже не очень долго и пришло время непробудной скуки. Осознание того, что занятий больше нет, разочарование в жизни и отсутствие цели приводило не только его одного в то время в замешательство. Практически вся молодежь в те времена металась от одного дела к другому, так и найдя своего пути.
    Ни один герой в романе по характеристикам не похож на Печорина. Хотя с кем бы ему ни приходилось общаться, у него всегда получалось произвести впечатление на человека без особого труда. Грушницкий же наоборот очень старается, чтобы привлечь внимание на себя. Поэтому он так и раздражал Печорина. Ведь наш герой влюбил в себя Мэри лишь для того, чтобы Грушницкий поволновался. Впоследствии эти скандалы привели к дуэли, на которой трагично погиб Грушницкий.
    Печорин понимает, что от него нет пользы для общества, он ощущает себя ничтожным и ненужным. Ему нравится то, что он может всегда и везде делать то, что ему хочется, при этом никому не помогая и не мешая. И только когда он остается совсем один – он понимает всю трагичность в его жизни. Главная мысль романа в том, что человек сильного ума и таланта не смог найти применения своим возможностям, не сделал никакого вклада в развитие общества.У Печорина достаточно непростой характер, все мы осуждаем его за отношение к Мэри, Бэле, Грушницкому. Но в то же время к нам приходит поддержка и понимание в его изречениях об аристократах и “водяном обществе.”
    Он скептически относится к жизни. В нем находятся как будто бы две личности та, что совершает необдуманные поступки и та, которая над ними размышляет и судит его. Он причиняет много страданий людям – все же из-за него умирает Бэла, Грушницкий. Возникает вопрос: способен ли этот человек любить кого-то кроме себя? Столько боли и страданий внес в жизнь Бэлы, недолгая влюбленность в Веру испугала его настолько, что он убежал от этого чувства. Герой олицетворял людей с чувством внутреннего неудовлетворения, стремления во всем к идеалу. У него множество недостатков – эгоизм, равнодушие к людям. Но этот герой, почему-то волнует читателей, за него переживают.
    Лермонтов понимал, что человек без цели, без действий и с множеством сомнений обречен на смерть. В своем романе поэт не осуждал и не выводил на чистую воду героя за его поступки. Этим занимался сам герой. Общество в рассказе выставляется как пустое, бесчеловечное и лицемерное. Самые лучшие качества в человеке поддаются высмеиванию. Лермонтов стремился показать нам, что такое общество не может выдвинуть на поступки настоящих, вечных героев. Для них чуждо понятие о героизме и жизненных ценностях. Даже если появляются люди, которые обладают большими возможностями и талантом, общество их тут же губит.
    И все-таки вечный герой своего времени Григорий Печорин существует и в наши дни. Произведение глубокое и вечное, к сожалению, в человеке всегда будут присутствовать: стремление познать бытие, незнание как проявить свой талант не только во благо себе, но и обществу. Автор старался показать, как это отражается на личности – человек уходит в себя, замыкается. Эгоистические качества натуры приносят страдания не только человеку владеющим ими, но и тем людям, которые его окружают. Лермонтов прекрасно смог заглянуть в самые потаенные уголки души, оказался психологом и реалистом, описав общество не только своего времени, но и нашего тоже. А героические качества, которые все же запомнились читателям в Печорине, были: бесстрашие, непокорность судьбе и чувство гордости. Именно такими чертами, по мнению людей и должен обладать герой своего времени.
    ?Сочинение на тему: “Печорин – герой своего времени” (вариант 2)???
    ?Сочинение на тему: “Печорин – герой своего времени” (вариант 3)???

  3. Печорин. Лермонтовский роман — произведение, рожденное после де­кабристской эпохи. Попытка «ста прапорщиков» изменить обще­ственный строй в России обернулась для них трагедией. В «Герое нашего времени» получили преломление напряженные раз­думья писателя об общих закономерностях развития человечест­ва и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихо­творении «Дума», внимание Лермонтова сосредоточено на совре­менной автору эпохе.
    В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего по­коления в полном их развитии».
    Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвре­менья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
    Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общест­ва привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судь­бы незаурядных людей и о невозможности найти для них приме­нение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания «в гордом одиночестве» (Белинский). В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорива не могли найти себе примене­ния. Он растрачивается на мелкие похождения. В дневнике за­писывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, пото­му что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
    Печорин — натура богато одаренная. Он рвется к действию, по­стоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного вы­хода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появля­ется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душев­ная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, ко­го любил…»
    Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему «было назначение высокое», позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутрен­не близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал про­жить ее, как Александр Великий или лорд Байрон: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Ве­ликий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титу­лярными советниками». Он категорически отрицал для себя возможность пройти через жизнь титулярным советником, меч­тал о славе и о счастье.
    Одна из основных черт характера его — противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была толь­ко цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассуд­ку», — записывает он. Противоречиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, дру­гой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравствен­ной «болезнью».
    Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин — жертва не только непосредственно окру­жающей его среды, но и того общественного строя, в котором лю­ди незаурядной одаренности морально задыхаются.
    Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоиз­ма, все-таки центральной идеей образа Печорина является выде­ление его из окружающей среды как сильной, яркой, действен­ной и в то же время трагической личности.
    Не случайно Белинский говорил о том, что «…в самих поро­ках Печорина поблескивает что-то великое, как молния в чер­ных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, ког­да человеческое чувство восстает на него».
    Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей «разработан и очерчен», по выражению Черны­шевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человече­ские страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего време­ни является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться «от болезни» и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
    Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возможности. Печорин — логическое звено в ряду «странных людей» в русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина.
    «Печорин, — писал Белинский, — это Онегин нашего време­ни». Как и пушкинский Онегин, Печорин — явление чисто рус­ское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возво­дящие его в ранг необыкновенного человека, исключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимает­ся в едином ряду общеевропейской плеяды «сыновей века».

    читать похожие:

    ПЕЧОРИН ( «Герой нашего времени» )
    Печорин — вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова)
    Печорин и контрабандисты анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин: многогранный и противоречивый характер (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  4. Лермонтов дает подробную характеристику своему герою. Умный, воспитанный мужчина, не лишенный тщеславия, что так не редко присуще молодым людям. За кажущейся незатейливостью образа скрывается утонченная натура, для которой темы добра и зла, жизни и смерти, религии и предназначения человека — не пустой звук, а почва для постоянного размышления.
    В своем дневнике Печорин задает вопросы: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?», и сам дает на эти вопросы ответ: «А верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Он чувствует, он знает, что во многом превосходит  сверстников, но, не найдя понимания среди своего окружения, ожесточается и прячет свои чувства за маской безразличия.
    Его жизненный путь отмечен несколькими победами над женскими сердцами. При этом он быстро охладевает к объектам своих недавних вожделений и с легкостью расстается с ними. Однако за показным безразличием к судьбам других людей скрыта сильная привязанность к Вере. Вера – женщина замужняя, но полюбила Григория Печорина всем сердцем и понимает его мятежную душу.
    Станет ли спасением для нашего героя эта любовь? Увы, нет! Чувства Григория и Веры приводят к новой трагедии. Муж Веры, узнав о ее связи с Печориным, увозит ее из Пятигорска. Григорий бросается в погоню, но его планам не суждено было осуществиться и он теряет свою возлюбленную.
    Этот «прожигатель жизни» искренне страдает. Мы видим его стенания и безутешные слезы. Именно тогда мы понимаем, что Печорин не такой плохой человек, каким хотел казаться. Общество, в котором царили жестокие нравы, во многом изменило взгляды нашего героя на жизнь, но не смогло убить в его душе человечность. Он просто был одним из многих — героем своего времени!

  5. Михаил Юрьевич Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» отобразил 30-ые годы 19-ого века. Это были достаточно сложные для всей страны времена. Всего несколько лет миновало после подавления царскими войсками восстания декабристов. Тогдашний правитель Николай I решил сделать из страны казарму, и за малейшие попытки проявить свободомыслие мгновенно и беспощадно преследовались и карались.
    Ведущим персонажем романа «Герой своего времени» является Григорий Александрович Печорин, молодой офицер, в возрасте двадцати пяти лет .На некоторых страницах романа автор описывает внешность героя: «… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», тем самым, указывая на некое сходство внешности с характером.
    Судьба Григория Печорина оказалась трагичной. Он был выслан из Петербурга за какую-то «историю» на Кавказ. Григорий путешествует по миру, а по возвращению из Персии домой, умирает. За все это время он достаточно много пережил сам и во многом повлиял на жизнь окружающего общества. За свою непродолжительную, но интересную жизнь Печорин разрушил множество человеческих судеб – княжны Мери Лиговской, Бэлы, Веры, Грушницкого… Герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Возможно, Григорий уже действительно не способен чувствовать. Сам Печорин оправдывал свои поступки, так как считал, что его участь была таковой с самого детства. Также он считал, что на его лице многие рассматривали признаки дурных свойств, которых, по его мнению, не было. Именно поэтому Григорий стал скрытным, злопамятным, завистливым, научился обманывать, ненавидеть.… Сделался нравственным калекой.
    Печорина можно назвать весьма волевым и неординарным человеком. Он быстро и верно судит о людях, а также о жизни в целом. Печорин никогда не считался с чувствами и переживаниями других людей. Вполне ясно можно сказать, что поступки этого человека эгоистичны.
    Я думаю, что, родись он в другое время, Григорий смог бы реализовать свои таланты. Не случайно именно этот человек занимает центральное место в галерее литературных образов «лишних» людей. Но с другой стороны, Печорин – это герой своего времени, так как в трагедии его жизни отразилась трагедия целого талантливого поколения людей, которые не смогли найти себе достойного нужного примечания.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  6. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – одно из самых знаменитых во всем мире произведений. Этот роман изучают в школах, по нему снимают фильмы. Так ли актуально это произведение для наших дней?
    Назвав главного героя, Печорина, героем времени, автор, скорее всего не имел в виду его героическую личность. Как можно назвать героем эгоистичного, взбалмошного молодого человека? Печорин был типичным представителем молодежи того времени. Ища приключения, он запросто переступает через судьбы людей, ломая их.
    При этом нельзя не заметить, что главный герой искренен в своих поступках, похоже, он даже не может осознать их разрушительную силу. Влюбившись в Бэлу, Печорин добивается ее любви, а когда девушка его полюбила, просто бросает ее, как не интересную игрушку.
    Примерно так же поступает Печорин и с другими людьми его окружающими. Максим Максимович, выручавший героя, оказывается забытым и не нужным. История с Верой и Мери вообще характеризует Печорина, как безответственного и беспринципного человека.
    Все поступки Печорина: дуэль, ухаживание за Мери, сломанная жизнь Веры, — все это череда приключений героя. Его раскаяние и желание все исправить не вызывает доверия. Так почему же Печорин герой?
    Потому, что он – это собирательный образ типичных молодых людей. Насколько этот образ применим к нашему времени?
    Разные времена, разные технологии, разный уровень жизни, но люди прежние. И в наше время хватает людей, бездушно следующих своим желаниям. Равнодушие к чужим чувствам, эгоизм и безответственность – черты многих современных людей. И не важно, что Печорина и нас разделяет почти полтора века, «Печорины» встречаются и сейчас.
    Как тогда, так и сейчас большинство людей все-таки искренние и добрые. Большинству не чужды жалость и ответственность. Именно таких людей я считаю героями, на них держится общество и им следует подражать.
    Изучение великого произведения показывает нам, какими не надо быть. Думаю, что Лермонтов назвал Печорина героем с долей иронии. Во всех частях произведения автор с сочувствием относится к тем, кого сломали поступки главного героя. Только в конце, в «Фаталисте» у Печорина проглядывает душа, он рассуждает о смерти, и возможно начинает задумываться о жизни.
    Я надеюсь, что тем, кто прочитает «Героя нашего времени», станет понятна разница между добром и злом, разница между равнодушием и сочувствием. Сломав жизнь другому, невозможно остаться в стороне, приходит время и становится стыдно за какие-то поступки. Может быть, стоит их просто не совершать?

  7. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”
    “Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Почему же так получилось?
    Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…”
    Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”
    Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.
    В дневнике Печорина мы читаем: “…Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.
    Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.
    Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин…
    В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?
    Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

  8. Роман «Герой нашего времени» — вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин — порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ Печорина — одно из величайших художественных открытий русской литературы. По мнению Лермонтова, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
    Печорин — герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. Он одаренный и глубокий человек, вынужденный жить в мрачные годы николаевской реакции. В молодости Печорин гонялся за светскими развлечениями, пресытившись ими, пытался заняться наукой, но «науки тоже надоели», и наступила скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких общественных идеалов — черта многих мыслящих людей того времени.
    Печорин приходит к сознанию своей ничтожности, ненужности. Вот его высказывания о самом себе: «моя жизнь была только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»; «я давно уже живу не сердцем, а головою»; «во мне душа испорчена светом».
    Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем обернулась для него эта свобода. В конце романа мы видим его совершенно одинокого, без друзей (вспомним его холодную встречу с Максимом Максимычем), без любимой.
    Печорин — скептик. Рассудочность борется в нем с чувством, ум с сердцем (вот уж точно «ум с сердцем не в ладу»!) «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других?»; «У меня несчастный характер… если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив», — говорит он о себе. Действительно, Печорин — причина несчастий многих людей. Погибает Бэла, застрелен на дуэли Грушницкий, по вине Печорина разрушен быт «мирных контрабандистов», разбиты сердца Веры и княжны Мери. Печорин признается, что в нем живут два человека: один совершает поступки, другой их судит. Но нужно ли так строго судить Печорина? Ведь он до последней минуты верил в благородство Грушницкого, в то время как тот с друзьями хладнокровно готовился убить его на дуэли. Печорин, безусловно, виновен в смерти Бэлы, но лишь косвенно. При этом он сам глубоко страдает, хотя и прячет свои чувства под маской равнодушия. Что касается Мери, то любовь к Печорину разбудила душу светской барышни, ведь любовь — не только радость, но и (чаще всего) страдания! Так что не такой уж он «злодей», Григорий Александрович Печорин.
    Да, нам совершенно очевидны недостатки героя Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает, волнует нас. Мы сочувствуем его словам: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные». Для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.
    Лермонтов сделал образ Печорина собирательным для своего поколения, наделив его чертами, типичными не только для своего времени, но и для самого себя. Одним из первых, кто осознал непреходящее значение лермонтовского романа, был В. Г. Белинский. «Вот книга, которой суждено никогда не стариться… — писал он. — Эта старая книга всегда будет нова».
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  9. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”
    “Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Почему же так получилось?
    Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…”
    Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”
    Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.
    В дневнике Печорина мы читаем: “…Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.
    Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.
    Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин…
    В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?
    Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.
    Беру!

  10. В русской литературе XIX-го века роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема была центральной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману Лермонтов показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей.
    Так же как и в пушкинском “Онегине”, в романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.
    В отличие от Онегина, Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен.
    Конечно, нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
    В образе Печорина мало однозначного, его характер сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…”, — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине.
    Как и автору романа, Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа.
    В сковывающих творческий потенциал общественно-политические условия 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб под чеченские пули, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться.
    Он понимает, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человек, привыкший смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” — как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
    В то же время, Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия.
    Черты характера, которые более всего раздражают окружающих — равнодушие, черствость —лишь маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
    Печорин предстает перед нами во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.
    Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”, а в самом Печорине — кипучую натуру в “эпоху безвременья”.

    Похожие сочинения

    Выяснение читательских впечатлений учащихся о «Герое нашего времени»

  11. Михаил Лермонтов является основателем нового направления в русской литературе. Классик первым представил в отечественной прозе психологический роман. Свое знаменитое произведение «Герой нашего времени» он написал в период 1838-1840 гг.
    Главным героем романа является петербуржец Печорин, которого Лермонтов описывает в качестве человека, сильного телом и духом, способного переносить тяжелый климат и неустроенность кочевой жизни. Печорин – это лермонтовский Евгений Онегин. Печорин, как и Евгений, приезжает в провинцию из Петербурга. Будучи молодым, стреляется с Грушницким. Он идет дорогой героя Пушкина. Он равнодушен к светской жизни, не страдает «бурями душевными». Фамилия героя происходит от названия реки Печоры (как бы намек на Онегина с Онегой).
    Но между двумя героями и немало различий. Молодой прапорщик любит военное дело, доволен своей службой (насколько может быть доволен такой человек). В отличие от Онегина, Печорин очень самокритичен. Он сурово осуждает себя, но все равно не может удержаться от зла. И не очень-то стремится. «Неужели зло так привлекательно?» – раздумывает герой.
    Критики называют этот образ художественным открытием. Образ Печорина – сложнее, чем портрет Онегина. Такой тип мог появиться только под влиянием декабристов. Лермонтов сделал своего героя неординарным и сумбурным. То он не выносит сквозняков, то скачет на коне против врага с шашкой.
    Печорин — личность спорная. Герою Лермонтова присуща противоречивость. Как многие молодые люди с хорошим образованием, он понимает несправедливость общества, но ничего не может изменить. Противоречивость героя выражается во всем: от поступков до внешности Печорина. Автор говорит о моложавости и детскости лица своего героя, и тут же описывает его морщины.
    Лермонтов и сам пишет, что его герой составлен «из пороков всего нашего поколения». Портрет Печорина демонстрирует весь негатив в жизни молодого человека в начале XIX века. Он показывает «едкие истины», как молодые члены общества растрачивают знания и силы на пустые занятия, демонстрирует их пороки. Лермонтов и сам понимает, что после подавления восстания декабристов Россия переживает нелегкие времена. Поэтому не осуждает бездействие молодых, а с помощью образа героя показывает всю печальную сторону их существования. Его герой сам много пережил, ещё сломал жизнь и другим людям: Вере, Мери, Бэле и Грушницкому.
    Неординарный и образованный человек, умная и волевая личность в конце повести умирает разочарованным. Печорин понимает, что потратил свою жизнь на недостойные дела и знает, чем все это закончится. Он пишет в своем дневнике, что «…должен умереть или сойти с ума…».

  12. Действительно ли Печорин является героем своего времени
    печорин герой время достоинства автор
    Я думаю да, в Печорине мы можем увидеть героя своего времени. Причем героя не в смысле человека, совершающего подвиги, а человека, персонажа, как один из эпизодов жизни.
    Он, как персонаж очень символичен, я вижу в нем не только личность, а отражение эпохи, всего общества. Мне кажется, автор пытался в одной личности уместить все, и достоинства, и недостатки: ум, проницательность, фатализм, любовь, соперничество, зависть, ревность – словом, абсолютно все, что присуще обществу и каждому индивиду в отдельности. Благодаря такому воплощению, намного проще понять и увидеть, что из себя представляет тот «мир», в котором все живут, в этом, считаю, огромнейшая заслуга.
    Сам герой очень интересен. Он индивидуален, видимо, этим и привлекает сильное внимание. Он шел против системы, против толпы, рамок, можно было бы назвать это нигилизмом, однако же, все вполне объяснимо с его стороны. В нем уживаются совершенно несовместимые качества, практичность, рациональность, расчет, и привычка рассчитывать только на себя и в тоже время, вера в судьбу, предназначение. Кажется, будто такие люди появляются с некоторой периодичностью, когда общество особенно в них нуждается, для того чтобы понять, что что – то не так, надо повернуть, изменить жизнь… Автор не стремится проявить отношение или настроить читателя, он просто повествует, причем с разных точек зрения, от лица разных героев, чтобы у каждого возникли свои ассоциации, и каждый понял, что в его время тоже обязательно найдется «герой».
    Если внимательно прочитать, то даже можно заметить некоторую психологическую рекурсию. Автор отражает в Печорине то, что сам Печорин видит в других людях.
    Думаю, да, безусловно он был, есть и останется героем не только своего, но и нашего времени.

  13. В первой половине XIX века Лермонтов написал «Героя нашего времени», выведя в нем типичный портрет представителя молодежи того времени, в котором, по его словам свел воедино все пороки поколения.
    Печорин – представитель потерянного поколения
    Главным персонажем романа Лермонтов вывел Григория Печорина. Это необычная личность, к которой нельзя применить окончательный эпитет – плохой или хороший. Он волевой, умный, имеет много талантов, обладает неистощимой энергией. По происхождению Печорин был из богатой семьи, приятен на внешность. Все данные говорят о том, что главный герой – незаурядная во многом натура. Однако все его способности оказываются растраченными впустую.
    В ранней юности это была пылкая натура, жившая страстями. Печорин верил в то, что судьбой ему предначертано прожить интересную жизнь. Он боролся с обществом, навязывавшим свои критерии, презирал его, стремился быть выше пустого существования. Однако борьба была проиграна. В тех условиях, которые его окружали, для умной и прогрессивной натуры невозможно было найти достойной цели. Печорин отвергает старое, но и не может примкнуть к новому.
    Хотя Григорий был сильной личностью со многими талантами, он сам себя называет нравственным калекой. Неоднозначность натуры проявляется в противоречивости характера. Даже внешность отражает его внутренний облик – невысокий, но сильный, с глазами, не умеющими смеяться, когда он улыбается.

    Противоречия во всем
    Лермонтов считает, что главная проблема молодежи – противоречивость характера, вызванная однобоким воспитанием и отсутствием подходящей среды для развития личности.
    Противоречия видны во всем образе персонажа. Его отношение к собственному существованию и жизни других людей двояко. С одной стороны, Печорин предстает перед нами как скептически настроенный человек, разочарованный в людях и в самом бытие. С другой – он борец, который не сдается перед судьбой, отчаянно желает действовать, испытывать сильные чувства. Он обладает трезвым, холодным умом, и в то же время живет страстями, порывами сердца.
    Противоречиво ведет он себя и по отношению к женщинам, встречающимся на его пути. Он хочет нравиться им, хочет добиться любви во что бы то ни стало.
    Сам Григорий говорит, это всего лишь неудовлетворенное честолюбие, потому что ему хочется подчинить себе всех, кто его окружает – то есть любовь в его глазах всего лишь способ властвовать и подчинять. Но героя нельзя назвать законченным эгоистом. В нем все же есть живое сердце, которое может страдать и сочувствовать. Получив последнее отчаянное письмо от Веры, он, как безумный, загоняет лошадь, пытаясь успеть еще раз увидеть княжну.
    Символ потерянного поколения
    Двойственность характера не дает шанса герою на полноценное бытие. Он сам себя считает нравственным калекой, существующим с наполовину мертвой душой. Великодушные порывы и душевная щедрость уживаются в персонаже с мелкими, подлыми поступками. Стремление любить весь мир не приносит никому счастья, а только лишь зло.
    Еще больше страдает герой от того, что в нем уживаются два разных человека. Один действует, не сожалея об окружающих, а другой осуждает поступки первого. Это страдающий эгоист, гибнущая душа, пропадающая из-за пустой жизни. Равнодушное общество взрастило равнодушную личность – и это вина не Григория, а всей общественной жизни.
    Он жадно впитывает эмоции других людей, потому что без них он пуст и холоден, они дают ему силы существовать дальше. Против собственной воли Печорин старается получать от каждого человека положительные или отрицательные чувства, ибо сам он холоден. Без страданий и радостей окружающих он сам не умеет уже чувствовать, и бытие его с каждым днем становится все беспросветнее и скучнее.

  14. Каким же является Печорин? Он склонен к эгоизму, самовлюбленный и ставит свои интересы превыше других. Он любит плести интриги, хотя при этом понимает, что из-за них страдают невинные люди. Я считаю, что он достаточно несчастный человек, ведь ему очень быстро все надоедает. Он влюбляется, но вскоре влечение к той или иной женщине пропадает. У него нет настоящих друзей, ведь на самом деле этот человек не способен ни любить, ни дружить. Печорин не ценит свою жизнь и поэтому он много путешествует, зная, что когда-то в том или ином краю его и застанет смерть.
    Но не следует думать, что Печорин олицетворяет только плохие качества. Это не так. Он честный человек. Он честный перед женщинами и, вообще, теми людьми, с которыми ведет общение. Мне кажется, что он по-настоящему не любил никого. Он к Вере чувствует какую-то привязанность и только тогда, когда ему становится известно, что она уезжает, то бросает все и мчит к ней, вроде как понимая, что он может потерять свою любовь. Однако на самом деле, мне кажется, что он просто осознает: Вера хочет начать новую жизнь без него и это ему не по душе.
    Вот такие непростые черты характера имеет герой своего времени, которыми его наградил великий русский писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *