Сочинение кто написал слово о полку игореве на тему

13 вариантов

  1. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  2. Кто написал «Слово о полку Игореве»
    Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — «Слово о полку Игореве» — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным- Пушкиным. Высокие художественные достоинства «Слова» послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой. После того как было найдено произведение более позднего периода «Задонщина» с явным влиянием «Слова», подлинность поэмы была доказана. Исследованием «Слова» занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы. Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: «За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник». Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма «Слово о полку Игореве», написанная в конце XII века. Вместе с открытием «Слова » возник вопрос об авторе произведения. К сожалению, история не сохранила нам имени автора «Слова», но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.
    Автором «Слова» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «Вещий Боян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова». Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии. Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал». Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми суще ствами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.
    Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: «Лучше быть убитыми, чем полоненными». Искренна и задушевна речь Всеволода: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи».
    Пушкин, восхищаясь красотой «Слова», считал, что ни в одном произведении XVIII века нет «столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства» Игоря. Автором «Слова», безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы. Почему «солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою»? Нарастают зловещие признаки: «хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу». Усиливают тревогу восклицания: «Русская земля! Ты уже за холмом!» Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она «ищет себе чести, а князю — славы». Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — «ярый тур» — символ мужества.
    Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров «сокращалась жизнь человеческая». В «Слове» даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла. Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор «Слова» подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда. Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.
    Но прежде всего автор «Слова» был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей «Слова» является «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ» (Маркс). Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги полов цев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам. «Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.
    Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор «Слова» желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую. Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: «Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона». Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова». Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, «Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода». Отвага, храбрость, воин ская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин. Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы». Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены». Храбры «русичи», храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.
    Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле».
    В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы. «Грозный и великий» Святослав в борьбе с кочевниками «притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота». Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.
    В «золотом слове», произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: «Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать». Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить «в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича». Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.
    < Предыдущая Следующая >

  3. Во время расцвета культуры Киевской Руси, а именно, в XI-XII веках, неизвестным автором было написано знаменитое произведение «Слово о полку Игореве». Автор бессмертного «Слова» был скромен он не назвал себя, не намекнул на свое место в киевском обществе, но это достаточно почетное место угадывается по характеру самой его речи – поэмы. Он очевидно принадлежит к киевским боярам высшего ранга, имевшим право советовать великому князю идти на войну (Дон ти, княже кличет и зовет князя на победу!). Вот в этих-то кругах могущественного боярства и следует вести поиск нашего Автора. Ни политические симпатии, ни знание военного дела не могут нам в этом поиске. Одинаково мысливших и опытных в войне бояр были десятки. Нам нужен какой-то особый, индивидуальный признак, выделяющий автора из общей массы боярской верхушки. Когда мы читаем «Слово о полку Игореве» этот особый признак определяется сразу – любовь Автора к истории, глубочайшее знание славянской истории вплоть до трояновых веков и несомненный историзм мышления, заставляющий его рассматривать не события, а исторические явления. Среди тогдашних историков – летописцев XII века мы видим исключительно церковников: Поликарп, безымянный летописец Святослава, игумен Выдубицкого монастыря Моисей и др. Все они ведут счет дней по святцам, переполняют летописные листы цитатами из церковной литературы. Половцы для них – библейские «агоряне» измаильтяне.
    Ничего подобного в Слове нет. Его герои не крестятся ни перед походом, ни перед боем, ни после победы. Судьбой людей и природой управляют славянские боги Стрибог, Велес, Даждьбог.
    Успенская церковь упомянута не как храм для молитвы, а как типографический ориентир определяющий отъезд Игоря из Киева.
    Единственным исключением из длинного списка летописцев-церковников является киевский боярин Петр Борислович, назвавший себя (правда в третьем лице) в подробном описании посольства к галицкому князю Владимиру, отцу Ярослава Осмомысла, в 1152-1153 году когда она резко обрывается, очевидно, за смертью преклонных лет. Его многолетний труд попал в руки его единомышленника аргумента Моисея, который из самых разных летописей XII века составил 1198 года общий летописный свод ,сильно сокращая свои источники. Главное место в материалах свода 1198 года. Принадлежит Петру Бориславовичу. Судя по тому, что Петр щедро насыщал свою летопись различными документами из княжеского архива (переписка князей, копии договоров, дневники военных походов, дипломатические документы иноземных королей и др.), но по всей вероятности, в средине XII века был чем-то вроде канцлера великого князя Изяслава, внука Манамаха, сопровождав его в походе и на съездах. В конце 1160-х годов он упоминается как киевский тысятский то есть он являлся тогда главой столичного боярства. Оценки Петра в летописи совпадают с оценками Автора «Слова» Описание похода 1168 года сделано еще рукой Петра точные типографические детали сведения о разведке у половцев, поименное перечисление убитых бояр, все это характерные черты боярина-летописца. Даже упрек самому великому князю в том, что он взял большую часть трофеев, подтверждает авторство Петра Бориславовича (брата Нестора). Он относится к князьям почти как к равным.
    В 1986 году вышла в свет очень важная для темы книга В.Ю.Франчук, посвященная киевскому летописанию. Время ведения летописи Петром Бориславовичем (1146-1196) пишет исследовательница, – установленное Б.А.Рыбановым на основании других данных подтверждается с точностью до одного года. Специальный раздел посвящен в книге В.Ю.Франчук выяснению возможности идентификации автора «Слова» и Петра Бориславовича. Вывод приведенные доказательства… достаточно убедительно свидетельствуют о том, что в той части киевской летописи, которая может быть приписана этому автору, сконцентрирована большая часть общей со «Словом» лексики и грамматических конструкций. Лингвистический анализ велся только на материалах созданных на древнерусском языке (Ипатьевская летопись), но для осмысления мы располагаем интереснейшим источником частично переложенным на язык XVIII века. Это так называемый раскольничий манускрипт, приобретенный В.Н.Татищевым в Сибири у одного старообрядца. В этой рукописи находилась, по-видимому полная летопись П.Б. из которой В.Н. Татищев сделал множество выписок. Раскольничий манускрипт дает дополнительные аргументы в пользу сближения киевского боярина, дипломата, историка и поэта – автора Слова с киевским боярином, дипломатом и историком Павлом Бориславовичем.

  4. Ты родину любил!
    Н. А. Некрасов
    Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — “Слово о полку Игореве” — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным-Пушкиным. Высокие художественные достоинства “Слова” послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой. После того как было найдено произведение более позднего периода “Задонщина” с явным влиянием “Слова”, подлинность поэмы была доказана. Исследованием “Слова” занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы. Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: “За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник”. Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма “Слово о полку Игореве”, написанная в конце XII века. Вместе с открытием “Слова ” возник вопрос об авторе произведения. К сожалению, история не сохранила нам имени автора “Слова”, но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.
    Автором “Слова” мог быть певец-сказитель. “Слово” начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. “Вещий Боян” пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”. Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — “от Старого Владимира до нынешнего Игоря”. Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник “Слова”. Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии. Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: “Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал”. Как подлинный народный поэт древнего времени, автор “Слова” отвлеченные понятия представляет как бы живыми существами: “Завопила Карна, и скорбная Желя поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге”. Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.
    Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: “Лучше быть убитыми, чем полоненными”. Искренна и задушевна речь Всеволода: “Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи”.
    Пушкин, восхищаясь красотой “Слова”, считал, что ни в одном произведении XVIII века нет “столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства” Игоря. Автором “Слова”, безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы. Почему “солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою”? Нарастают зловещие признаки: “хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу”. Усиливают тревогу восклицания: “Русская земля! Ты уже за холмом!” Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она “ищет себе чести, а князю — славы”. Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — “ярый тур” — символ мужества.
    Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров “сокращалась жизнь человеческая”. В “Слове” даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла. Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор “Слова” подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда. Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.
    Но прежде всего автор “Слова” был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей “Слова” является “призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ” (Маркс). Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано “Слово”, Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги половцев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам. “Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую”. Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.
    Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор “Слова” желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую. Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: “Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона”. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора “Слова”. Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, “Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода”. Отвага, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин. Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: “Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы”. Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; “А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены”. Храбры “русичи”, храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.
    Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. “И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле”.
    В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы. “Грозный и великий” Святослав в борьбе с кочевниками “притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота”. Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.
    В “золотом слове”, произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: “Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать”. Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить “в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича”. Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.

  5. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.
    В это время половцы близко подошли к
    южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь
    Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их
    дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в
    степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Север-
    ский, собравший небольшое войско, пошел в поход на
    половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам
    князь был взят в плен. Благодаря этому событию, по-
    ловцы, почувствовавшие разобщенность русских кня-
    зей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим
    походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” является историческим
    памятником древнерусской литературы. Это величайшее
    произведение своего времени. “Словом о полку Игоре-
    ве” нам с дольшой точностью передан образ Древней
    Руси. В него входят характеры русских людей, описа-
    ния природы, мирного труда. Главным чувством, вол-
    новавшим автора “Слова о полку Игореве”, была лю-
    бовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор
    скорбит о разъеденении Великой Руси. Он-великий
    русский мыслитель- рисует разные слои народа XII
    века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и
    трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие
    дружиннники, куряне им описаны как “сведоми къме-
    ти”, воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ заса-
    пожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-
    деднюю славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны
    страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступ-
    ление князя Игоря Новгород-Северского в поход про-
    тив половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хо-
    чет избавить Русь от ее давних врагов. В день выс-
    тупления происходит солнечное затмение. Несмотря на
    это зловещее предзнаменование, несмотря на все
    опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не
    изменяет своего решения. Он остается тверд в своей
    воле.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь
    Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку
    Игореве” он описывается как великий воин:”Куда ты,
    Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом,
    там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и Буй-Тур
    Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю.
    Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери.
    Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к слав-
    ной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами
    князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву
    с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в тума-
    нах”, русское войско побеждает половцев, взяв много
    золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает,
    что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает
    идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли
    в степь и собирают новое войско, больше прежшего.
    Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он
    остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод
    предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте
    отступил, но они решают сразиться с половцами, во
    много раз превосходящей их силой.
    На утро сама природа предвещает тяжелую развяз-
    ку:
    “Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.”
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не
    было. С огромным мужеством и отвагой сражались рус-
    ские войска. Во время боя проявляется ратная доб-
    лесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял
    в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.
    Половцы одолели русское войско своим несметным коли-
    чеством. Много русских воинов полегло в той битве.
    Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли
    в плен. После описания неудачного похода Игоря и его
    дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль,
    горе всего русского народа, русской земли. Разгром
    русского войска приободрили половцев. Их набеги на
    Русь стали бусчисленными. Остановленные Святославом,
    отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь.
    Разлилась печаль по русской земле:”…стонет Киев
    над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали
    собирать дань с городов ” по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу
    Великому. Он описывается как умный, рассудительный
    правитель и полководец. Он не одобряет поступков
    Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это при-
    вело к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как
    предзнаменование. Великий киевский князь собирает
    бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают
    ему, что главный смысл сна в том, что два сына Свя-
    тослава с небольшим войском, отправившись на полов-
    цев, потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к
    мысли , что половцев можно победить только общими
    силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В
    него вложен призав объединить свои силы ко всем
    князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суз-
    дальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав
    призывает прекратить все распри между собой, иначе
    половцев не победить, призывает защитить Русь от вра-
    гов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Нов-
    город-Северского из половецкого плена. В Путивле го-
    рюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру,
    Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из
    половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает
    всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев.
    И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура
    вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он до-
    бирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к не-
    му, как к великой реке:”О река. Немало в тебе величья!”.
    Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с
    Русью, которая представляется ему единой, неделимой
    Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но
    она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца
    и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается
    ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвра-
    щения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся
    Русь должна быть единой, а не разделенной на множество
    мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приво-
    дит сильное государство к неминуемой гибели. На примере
    князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке
    крупного врага не победить. Это можно сделать только об-
    щими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророчес-
    ким произведением.Оно предсказало дальнеийшее историчес-
    кое развитие России в последующую эпоху.

  6. Сочинение – Литература

    Другие сочинения по предмету Литература

    Автор Слова о полку Игореве
    До их пор ученые и искусствоведы спорят, кем же был автор Слова…. Возможно, он был князем, возможно дружинником, но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени. Для него было важно показать пагубность поступков князей. По этой причине автор ставит своей целью произнести слово. Он желает убедить читателей в надобности объединения. Именно поэтому он отказывается слагать хвалу им, как делал великий Боян.
    Начаться же той песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову.
    Автор человек чести, он обладает мужеством рассказать всю правду. Автор не боится показать взаимной жестокости врагов. Победившие грабят своих врагов, а что не могут унести топчут.
    Спозаранку в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты.
    Описывая князей, он показывает решимость Игоря, одобряя его стремление к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря:
    О, далеко залетел сокол, избивая птиц, – к морю. А Игорева храброго полка не воскресить!
    Вслед ему завопила Карна, и Жля помчалась по Русской земле, сея горе людям из огненного рога.
    Автор – свидетель событий, он описывает не только сам поход на половцев, но и отношение князей друг к другу. Ему больно осозновать то, что происходит в стране, больно от того, что русские князья, вместо того, чтобы защищать родную землю, враждуют между собой.
    Это мое, и то мое же.
    И стали князья про малое
    это великое говорить
    и сами на себя крамолу ковать.
    Поэтому он призывает всех князей объединиться и закончить все эти войны:
    Ярослав и правнуки Всеслава!
    Преклоните стяги! Бросьте меч!
    Вы из древней выскочили славы,
    Коль решили честью пренебречь.
    полк летопись патриотический автор
    Автор Слова… гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе и желает для неё блага. Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, населяющий Русскую землю. Автор говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
    Автор патриот, ради блага Роднины он набирается смелости сообщить жестокую правду князьям.
    Помимо патриотизма к Родине, автор обладает широкими историческими познаниями, он понимает, что лишь объединение приведет к победе и сохранению свободы. Именно ради этого автор говорит своё взволнованное слово князьям.
    Спев песнь старым князьям, потом – молодым петь! Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур
    Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!.
    Аминь.
    Несмотря на то, что доподлинно неизвестно имя автора, читатель легко может представить себе этого мудрого, храброго, патриотичного человека с невероятным литературным талантом.

  7. 7
    Текст добавил: я И еСтЬ сМыСл

    “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – вариант 4
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
    «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Историческая основа «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
    Каким я представляю себе автора «Слова…»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Композиция “Слова о полку Игореве”
    Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 2
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 3
    Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
    Образы князей в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Отзыв на «Слово о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
    Русская земля в «Слове о полку Игореве»
    Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
    Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
    Человечность “Слова о полку Игореве”

  8. Как известно, летописи в Древней Руси создавались мона­хами в степах монастырей — религиозно-культурных центрах жизни той эпохи. В связи с этим возникает вопрос о том, мог ли автор «Слова» быть одним из таких религиозных деятелей. Но еще в начале XIX века, когда было открыто «Слово», исто­рик и писатель Н. М. Карамзин высказал мнение, что этот па­мятник древнерусской литературы написан «без сомнения, мирянином ибо монах не дозволил бы себе говорить о богах языческих и приписывать им действия естественные» («История государства Российского»). Но такой точки зрения при­держиваются далеко не все, убедительно доказывая, что упо­минания в художественном произведении языческих богов не может быть доказательством веры в них автора. В «Слове» они олицетворяют силы природы, являясь художественными образами, а не отражением религиозных представлений авто­ра. Многие исследователи убедительно обосновывали именно христианские по своей сути взгляды автора «Слова». Так, Д. С. Лихачев пишет: «Автор “Слова”— христианин старые же дохристианские верования приобрели для него новый по­этический смысл. Он одушевляет природу поэтически, а не религиозно. В ряде случаев… он отвергает христианскую трактовку событии, но отвергает ее не потому, что он чужд христианства, а потому, что поэзия связана для нею еще пока с языческими дофеодальными корнями. Языческие представ­ления для него обладают эстетической ценностью, тогда как христианство для него еще не связано с поэзией, хотя сам он — несомненный христианин (Игорю помогает бежать из плена Бог, Игорь по возвращении едет к Богородице Пирогощей и т.д.)».
    Большинство исследователей сходятся в том, что по сво­ему социальному положению автор «Слова» принадлежал к феодальным верхам общества. Это подтверждается его высо­кой образованностью и осведомленностью в политических де­лах и родовых связях князей и княжеств, его прекрасным зна­нием военного дела. Но это не противоречит тому, что автор «Слова» отразил в своем произведении интересы и чаяния всего русского народа. Академик Б. Д. Греков в этой связи от­мечает, что автор «…вполне объективно рисует перед нами картину тогдашней Руси и, насколько позволяет характер его труда, по-своему совершенно правильно передает нам причины, приведшие Русь к состоянию феодальной раздроб­ленности».
    Наибольшие расхождения между исследователями вызы­вает вопрос о том, к какому из княжеских «гнезд» мог при­надлежать автор «Слова». Это связано с двойственностью по­зиции автора. С одной стороны, он осуждает безрассудность похода князя Игоря, следствием которого явилось усиление напора со стороны половцев. С дрогой стороны, очевидна и симпатия автора к князьям из «Олегова гнезда»: князю Игорю, его брату «буй-туру» Всеволоду и другим участникам похода. Последнее обстоятельство явилось источником достаточно распространенной версии о том, что автор «Слова» сам являлся дружинником черниговских князей, скорее всего членом дружины Игоря Святославича. Сторонниками этой гипотезы из наиболее известных исследователей являются О. Огоновский, Д. И. Иловайский, М. Д. Приселков, М. П. Тихомиров.
    Близкой к этой гипотезе является точка зрения тех исследователей (О. Партыцкий, А. С. Пегрушевич, А. С. Орлов, Л. В. Черепнин), которые предполагают, что автор «Слова» был дружинником Ярослава Осмомысла, а в Новгород-Северский к князю Игорю попал, находясь в свите жены кня­зя — дочери Ярослава Осмомысла. Подтверждением галицко-волынского происхождения автора является язык произ­ведения, близкий по стилю Галицко-Волынской летописи, а также ярко выраженное в «Слове» восхваление Ярослава Осмомысла.
    Другая группа исследователей выстраивает гипотезу на основе того, что автор «Слова» осуждает поход князя Игоря, преувеличивая при этом заслуги Киевского князя Святослава как проводника идеи объединения Руси. Такие исследователи, как В. Каллаш, П. В. Владимиров, А. И. Лященко и некоторые другие, делают исходя из этого вывод о том, что автором «Слова» был киевлянин, близкий к Киевскому князю Свято­славу Всеволодовичу, а само произведение создавалось имен­но в Киеве.
    Наиболее ярким сторонником этой версии является акаде­мик Б. А Рыбаков. Ученый называет имя киевского боярина и воеводы Петра Бориславовича, указывая, что именно этому человеку принадлежит целым ряд фрагментов в Киевской ле­тописи относящейся к середине — второй половине XII века. Применив математические методы анализа текста и выявив стилистическое родство текстов летописи и «Слова», Рыбаков пришел к выводу, что Петр Бориславович мог быть автором «Слова». Но такая вероятность, по мнению ряда других иссле­дователей, не может быть признана точным доказательством. Как отмечает Л. Д. Дмитриев, «…если мы более или менее можем быть уверены в причастности этого государственного и политического деятеля XII в. к летописанию, то вопрос о принадлежности ему Слова все же гипотетичен…» У многих вызывает сомнение в версии Рыбакова и тот факт, что он приписывает Петру Бориславовичу не только фрагменты из подлинной Киевской летописи XII века, сохраненные в Ипать­евском списке XV века, но и летописные фрагменты, цити­руемые в «Истории Российской», составленной в первой по­ловине XVIII века В. Н. Татищевым. В настоящее время ученые имеют веские основания полагать, что эти фрагменты более позднего происхождения или даже, как считает А. П. Толочко, сочинены самим В. Н. Татищевым.
    Небольшая группа исследователей отстаивает идею о том, что у «Слова» было два разных автора. Так, еще в конце XIX века М. С. Грушевский утверждал, что до рассказа о бег­стве Игоря из плена (до слов «Прысну море полунощи ») ав­тором был один человек — представитель киевской дружины и сторонник Святослава, а с этих слов и до конца — другой, близкий к Игорю, так как в этой части произведения, по мне­нию М. С. Грушевского, идет явно преувеличенное восхвале­ние Игоря, противоречащее первоначальному осуждению.
    Учитывая все изложенные обстоятельства ряд ученых (С. А. Адрианов, А. В. Соловьев и др.) выдвинул точку зрения, в которой учитываются обе гипотезы. Они считают, что автором «Слова» действительно был черниговец по происхожде­нию, но само произведение он написал в Киеве. Так, А. В. Соловьев даже называет имя предполагаемого автора: это придворный певец Святослав Всеволодович Ученый отмеча­ет, что Святослав княжил сначала в Чернигове, а на Киевский престол он взошел в 1180 году, именно тогда из Чернигова вместе с ним и мог попасть в Киев будущий автор «Слова». Подтверждением своей версии Соловьев считает то, что автор хорошо осведомлен о состоянии дел Полоцкого княжества. Известно, что жена Святослава была правнучкой Всеслава I Полоцкого, поэтому придворный певец был внимателен и к семейным полоцким традициям княгини Марии.
    Версия о том, что автор «Слова» был певцом-сказителем, достаточно популярна среди ученых, но при этом они выдви­гают разные предположения о его происхождении и возмож­ном имени. Так, И. И. Малышевский считал, что автор «Слова» происходил из южной Руси, был странствующим певцом, а потому прекрасно знал Тьмуторокань и бывал во многих дру­гих местах Древней Руси. Такие певцы-книжники, подобные упоминаемым в Галицко-Волынской летописи Орю и Тимо­фею, были не редкостью в ту эпоху.
    Версия о книжнике Тимофее как авторе «Слова» возник­ла еще в 1846 году: ее выдвинул исследователь Н. Г. Головин. Уже в середине XX века писатель И. А. Новиков предположил, что автор «Слова» книжник Тимофей — сын тысяцкого Рагуила, побывавшего в плену у половцев вместе с Игорем, как сказано о нем в Ипатьевской летописи. Сторонникам этих версий дал резкий отпор Н. П. Сидоров: «…Мы не можем представить себе автора “Слова” типичным для того времени книжником, начетчиком, каким был Тимофей». Материал с сайта //iEssay.ru

  9. Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
    В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
    На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.

  10. Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Иго- реве» до сих пор вызывает восхищение у читателей и споры у исследователей. В основе сюжета «Слова» положен неудачный поход русского князя Игоря Святославича в 1185-м году на половцев. Автор подробно описывает географию похода, снаряжение и оружие воинов, словно сам ходил с князем Игорем на врага. Можно сделать вывод, что неизвестный летописец состоял на службе в дружине у князя. Причем в 12-м веке еще могла не угаснуть традиция древнескандинавских скальдов, поэтов-воинов, которые воспевали подвиги своего властителя. Путь «из Варяг в Греки» тогда еще не пресекся, обрусевшие потомки норманнских дружинников могли помнить поэтическую традицию своих предков. Таких войн и мелких стычек в многострадальной русской истории было немало, но о них не осталось красочных и поэтических описаний, равных «Слову»: «…летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы. Трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой». Но потомка варягов вряд ли так бы опечалила междоусобная смута на Руси. Частный эпизод русско-половецких войн в «Слове о полку Игореве» претворен в событие общерусского масштаба. Голос неведомого автора звучит как призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Скорей всего, князя сопровождал в походе летописец из числа дворовых «книжников», воспитанных при монастыре. Он мог даже укорять князей: «Из-за усобиц ведь настало насилие от земли Половецкой».
    Древнерусский писатель Феодосий Печерский был игуменом Киево-Печерского монастыря за сто лет до похода князя Игоря. Он автор многих поучений и посланий, чей стиль близок «Слову». Возможным автором текста мог быть ученик школы «книжности», созданной преподобным Феодосием в Киеве. То есть написать художественную хронику похода мог бы «полковой» священник. Святой Кирилл Туровский, древнерусский писатель, проповедник – «русский златоуст» – по годам жизни мог быть автором «Слова». Многие исследователи древнерусских текстов находят немало схожих приемов красноречия в «словах» Кирилла Туровского и «Слове о полку Игореве».
    Древнерусская повесть как устоявшаяся жанровая форма русской литературы объединяла повествовательные произведения разного характера (собственно повесть, житие, летописная повесть, сказание, «слово»). А общерусские летописные памятники излагали историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения. Возможно, автор «Слова» участвовал в составлении и переписке летописных сводов. Отсюда у него объединительная традиция считать все русские княжества составными частями единой Руси, где в то время: «Сказал брат брату: «Это мое, и это мое же». С моей точки зрения, написать «Слово о полку Игореве» мог и древний летописец в более позднее время, как это сделал, например, Лев Толстой, который через полвека по свидетельствам живых современников и документам написал эпопею «Война и мир». Споры спорами, но «Слово» – это наша единственная литературная весточка из глубины веков. Другой нам история не оставила. Можно поспорить, можно засомневаться, но нельзя перечеркнуть. Иначе мы ни с чем останемся в компьютерный век, которому за математикой и радиоэлектроникой и дела нет до древнерусской литературы.

  11. Неизвестный автор –
    Слово о полку Игореве
    Сочинение по произведению “Слово о полку Игореве”.
    Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве”, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он – великий русский мыслитель- рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как “сведоми къме-ти”, воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-деднюю славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    На утро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    “Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.”
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле:”…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “ по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке:”О река. Немало в тебе величья!”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

  12. Сочинения по этому произведению пишут каждый год и несмотря, что “Слово о полку Игореве” проходят в младших классах, сочинение по нему писать сложно. Без плана не обойтись, в нем должны быть начальная мысль , основа и итог сочинения. Пишем по произведению, поэтому план строим по произведению.
    В начале пишем о том. какое место занимает поэма в мировой и русской литературе, считается ли это произведение памятником литературы и почему. Указываем автора и когда поэма стала известной.
    Далее приступаем к основе, разбирая по частям поэму.
    1 Много витязей прекрасных знавала русская земля, но особые невзгоды выпали на долю князя Игоря. В неспокойные времена, когда набеги половцев угрожали ежедневно мирному течению жизни, князь Игорь невзирая на грозное предзнаменование решает выступить первым против врага. Недаром в самом начале рассказчик славит Игоря, упоминая его славные удалые деяния. Князь решает постоять за свою Отчизну, не боясь сложить голову в бою. Очень красочные образы представлены в первой части поэмы, описание курян, дружины Игоря и Всеволода , заставляет восхититься силой и мужеством русских витязей, наших предков. Отвага Игоря и его брата Всеволода подстегнула броситься им на помощь Святослава, другого русского князя. Взаимовыручка, бесстрашие русских воинов служит примером как надо защищать свою Родину. Автор поэмы рассказывает о той битве с гордостью за своих современников, он также поражен их смелостью. Но печальные нотки все-таки проскальзывают в повествовании, автор не может оставить без внимания факт некоторой необдуманности поступков князя Игоря. И здесь видна мудрость автора, который вынес на всеобщий суд свое суждение, ставшее последствие народной мудростью, без единства сильный очень уязвим, без единства победы не добиться.
    Игорь бросился в бой в одиночку, не посоветовавшись с другими воинами, пренебрегая грозным знамением и потерпел поражение. Гордость за смелость духа Игоря и горечь от поражения в битве – основной леймотив произведения. Главная мысль поэмы заключается в воззвании автора ко всем русским племенам и княжествам, к объединению, чтобы не было напрасных жертв, чтобы русское государство было сильным, надо иметь скоординированные решения и только тогда Русь будет непобедимой.
    “Слово о полку Игореве” носит не только назидательный характер, это прежде всего художественное повествование, но написанное очень ярким и живым языком. Автор находит слова, бьющие по самому сердцу, здесь и описание воинских дел князя, и описание грозных половцев и плач Ярославны. Жена Игоря настолько живая в своем проявлении чувств, автору настолько точно удалось воссоздать ее образ, что невольно проникаешься огромным сочувствием к нелегкой женской доле, быть женой воина.
    Вот таким образом немного дописать о “Плаче Ярославны”, подвести итого всему произведению в целом и все.

  13. Впервые рукопись “Слова о полку Игореве” обнаружил в хранилищах Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле граф Мусин-Пушкин в конце 1780 года. Как известно, данное произведение повествует о неудачном походе на половцев князя Игоря Святославовича в 1185 году. Само произведение было написано в конце 12 века. С виду это простое описание событий произошедших во время похода и после него.
    Однако на самом деле в тексте “Слова”, написанном на древнерусском языке, содержатся ключи к расшифровке всех славянских былин, сказаний и песен. Наподобие тайных буддийских мантр, вызывавших энергию, с помощью которой древние могли передвигать на любые расстояния каменные глыбы и возводить сооружения, до сих пор вызывающие трепет и уважение современных строителей, так и в “Слове” зашифрованы тайные знания древних славян. Здесь зашифрованы рецепты живой воды, как научиться видеть сквозь стены, способы исцеления от любых болезней. Сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка из русских народных сказок были на самом деле и расшифровка их тоже находится в “Слове”. И тогда становится понятным, как князь Святослав с горсткой воинов смог разбить сильнейшее, в то время, Хазарское царство. Если учесть, что его воины могли становиться невидимыми, могли переноситься на большие расстояния, имели латы нетленные, то все становится на свои места. Недаром ведь Мусину-Пушкину английский посол предлагал любые деньги за рукопись “Слова о полку Игореве”. Однако получил категорический отказ. Спустя несколько лет войско во главе с Наполеоном сожгло Москву и рукопись сгорела при пожаре 1812 года. Подобный факт уже был в истории. Александр Македонский выступил в поход на Индию с единственной целью уничтожить индийские священные Веды. Еще одну священную книгу славян – Весту, он уничтожил в Иране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *