Сочинение мцыри на тему одиночество

10 вариантов

  1. Творчество М.Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII — начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма – предшествовавшего направления, провозглашавшего культ естественности, единение с природой, идеализацию жизни; таким образом и появился романтизм.
    Герой романтических произведений – всегда личность яркая. Неординарность его характера заключена в его героических поступках, которые он совершает, попадая в невероятные (а потому и требующие глубокого размышления над проблемой сложного нравственного выбора) ситуации. Герой, что бы с ним ни случилось, выходит из них с честью и всегда являет собой образчик идеального героя, по мнению автора. Впрочем, черты героев всех романтических произведений практически совпадают. Чаще всего герой стоит перед выбором: честь или позор, свобода или неволя. Несмотря на то, что его решение нередко грозит ему смертью, он поступает так, как следует человеку высокой идеи.
    Как можно догадаться, единообразие главных персонажей влечет за собой и идентичность идей произведений, или мотивов. Под понятием “мотив” подразумеваются характерные черты как целой литературной эпохи, направления, так и основных проблемных тем, раскрытых в творчестве одного автора. Так, М.Ю. Лермонтов, достойный ученик достойных учителей – В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, следуя по их стопам, в полной мере использовал и дал развитие мотивам, встречающимся у них.
    Мотивы романтического творчества формируются, главным образом, из основных положений, можно сказать, законов романтизма, а именно: романтический герой неординарен, он не приемлет окружающий его несовершенный мир, или же мир не понимает его (что, в общем, взаимосвязано), он ищет лучшую жизнь и, в зависимости от успеха или неудачи, либо еще более разочаровывается, либо погибает (кстати, смерть у романтиков не есть несчастье для героя; зачастую он практически мечтает о ней, именно после смерти он обретает долгожданный “рай”).
    Один из наиболее популярных мотивов творчества Лермонтова, которым проникнуты, можно сказать, все его произведения, – одиночество. В целом, одиночество – центральная тема для Лермонтова (что напрямую связано с его биографией). Если взять его классическое романтическое произведение – поэму “Мцыри”, то на ее примере можно легко проследить характерную для Лермонтова взаимосвязь мотивов или, как ее еще называют, цепочку мотивов. Как уже было отмечено выше, отправным пунктом, началом цепочки, является одиночество.
    Герой Мцыри, пленный мальчик, с шести лет не видевший ничего, кроме стен монастыря да далеких гор Кавказа, несомненно одинок. От монахов, окружающих его, он, вероятнее всего, слышит лишь проповеди, молитвы и призывы принять монашеский обет. Символично в поэме то, что в ее продолжении читатель не встречает ни одного слова, сказанного монахом, что является деталью, лишний раз подчеркивающей одиночество героя. Юноша фактически сирота – его родные давно забыли о нем и даже не подозревают, что он жив. Мцыри одинок и в своей “идеологии”: монастырь находится в горах, и здесь, кроме монахов, нет больше никого, а они, естественно, никак не разделяют его воззрений.
    Стоит заметить, что Лермонтов подразделяет одиночество на добровольное (бегство, странничество) и вынужденное (изгнанничество, узничество). Мцыри был узником “волею судеб”:
    Я долго жил, и жил в плену.
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог.
    Его тяготил мир “келий душных и молитв”. Нетерпимость к этому положению заставляет его начать путь в поиске лучшего. Мотив пути – также типично лермонтовский. Мцыри бежит из кельи, являющейся символом ограничения его свободы, темницей его души, на природу, представляющуюся ему местом абсолютной вольности. Таким образом, свобода для него неотделима от естественности лесов, горных вершин, высокого неба. Он считает, что природа – это
    …тот чудесный мир тревог и битв,
    Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    Нельзя не заметить, что, ища свободы, герой в определенной степени приравнивал ее к своей родине. Конечно, шестилетний мальчик не мог хорошо запомнить свой аул, отца, сестер, но в его воображении жизнь с семьей в родном доме полностью слилась с понятием воли, и теперь родина в его понимании – тот лучший, неотразимый мир, который создала его душа, стремясь вырваться из “тесного” монастыря.
    В “Мцыри” Лермонтов использовал свой любимый прием – изображение яркого контраста: пока Мцыри в монастыре, он видит горы (то есть, в его понимании, свободу) вдалеке, он лишь смутно догадывается о том наслаждении, которое доставляет “тот” мир, и все же стремится туда всей душой. Когда же юноша наконец вырывается из своих оков, он вдыхает полной грудью пьянящий аромат свободы. Такого резкого противопоставления автор добивается для того, чтобы максимально разграничить эти два мира, подчеркнуть уродливую однообразность одного и великолепие другого.
    Порывы Мцыри в какой-то степени благородны – он стремится покинуть то вязкое и стоячее болото, каким ему видится монастырь. Он преследует цель найти человека – любого, лишь бы не монаха. Он ведет борьбу, чтобы познать счастье, покой. И получает покой – в смерти. Мцыри, искавший счастья и свободы и в конце концов оказавшийся опять в монастыре, умирает, что не случайно: только смерть избавляет его от разочарования в своем бунте. Завещав похоронить себя вне монастырских стен, он, таким образом, в итоге становится свободным, хотя и не в этой жизни.
    Итак, можно сделать вывод, что мотивы лирики Лермонтова, выделенные на основе анализа его стихотворений, весьма успешно прослеживаются и в других, более крупных его произведениях, что лишний раз доказывает, что Лермонтов по своему творческому мировоззрению все-таки прирожденный романтик.

  2. «Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
    Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна…» Наконец, одно из последних стихотворений поэта начинается строкой: «Выхожу один я на дорогу…»
    Мцыри, как Печорин, как Арбенин («Маскарад»), как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится ее жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.
    Я мало жил и жил в плену Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог
    Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (как у Демона), жажда приключений (как у Печорина), жизнь по совести (как у Калашникова)… Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел и сам Лермонтов. Но одиночество было с ним всегда.

  3. Помогите с сочинением на тему: “тема одиночества в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” “. Даю 30 баллов.

    Ответы:

    «Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
    Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна…» Наконец, одно из последних стихотворений поэта начинается строкой: «Выхожу один я на дорогу…»
    Мцыри, как Печорин, как Арбенин («Маскарад»), как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится ее жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.
    Я мало жил и жил в плену Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог
    Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (как у Демона), жажда приключений (как у Печорина), жизнь по совести (как у Калашникова)… Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел и сам Лермонтов. Но одиночество было с ним всегда.

  4. Нам очень мало известно о жизненном пути героя. Мцыри – это грузинский ребенок, который попал на Северном Кавказе в плен к русским. Его забрали с собой, но по дороге он заболел и попал на излечение к монахам. Когда ребенок начал понимать русский язык, его стали готовить к постригу. Большое значение Лермонтов придает внутреннему миру мальчика, его душе, что находит наиболее полное отражение в исповеди Мцыри перед старым монахом.
    Мцыри – из горцев, которые свободолюбие впитывают с молоком матери. Скучные унылые монахи непонятны ему, они тоже не могут понять душу мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темнецей, из которой не выбраться. Одиночество мальчика усиливается тем, что он не знает своей родины, родных:
    … Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    От своих предков, которых никогда не видел, мцыри унаследовал “могучий дух”, смелость, выносливость и жажду свободы. Эти природные качества несовместимы с заточением в монастыре. Мцыри не выдерживает. Тоска по дому, по вольной жизни становится невыносимой:
    Сначала бегал он от всех,
    Бродил безмолвен, одинок,
    Смотрел, вздыхая на восток,
    Томим неясною тоской
    По стороне своей родной.
    Мцыри видел монахов, которые добровольно отказывались от полноценной жизни, от свободы и обрекали себя на безрадостное существование в монастыре, среди серых стен, унылых пейзажей и безликих людей. Мальчиком овладевает желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Мцыри решает бежать и бежит темной грозовой ночью, когда никто из монахов не выходил и не мог его увидеть. Сама природа помогает мальчику совершить этот побег. Родство с ней юноша чувствует на воле. Недаром Лермонтов сравнивает его с бледным тепличным цветком, выросшим среди серых и угрюмых стен. Но наслаждаться свободой юноше пришлось всего только три дня. Заблудившись в непроходимом лесу, он вернулся к монастырю. За эти три дня, проведенные на воле, юноша понял, что все люди рождены свободными. В ответ на увещевания старого монаха звучит исповедь Мцыри. Он пытается рассказать, что сумрачные стены монастыря – это иллюзия жизни, настоящая жизнь может быть только на воле. Теперь, когда он это испытал, умирать совмем не страшно, единственно чего жаль, так это умирать молодым.
    Меня могила не страшит:
    Там, говорят, страданье спит
    В холодной, вечной тишине;
    Но с жизнью жаль расстаться мне.
    Я молод, молод…
    Мцыри умирает потому, что не может жить в тюрьме, когда глотнул воздуха свободы. Поэтому он должен навсегда расстаться с мечтой о ней. В этом заключается основная идея поэмы. В уста Мцыри Лермонтов вложил свои заветные мысли и чувства. Он тоже рвался душой на свободу, мечтал о ней.

  5. Поэма “Мцыри” – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.
    Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог.
    Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега стали для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.
    И лирический герой стихотворения “Парус” не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой…
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Разве не так же Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”? В этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь недостижимого. Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стремление к активному действию – вот в чем поэт видел смысл жизни. Именно этим высоким смыслом автор наполнил и поэму “Мцыри”: хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, “где люди вольны, как орлы”, Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели.
    Образ Мцыри схож также с лирическим героем стихотворения “Листок”, оторванным от “ветки родимой” и не находящим покоя нигде. Недаром умирающий говорит сам о себе: “Грозой оторванный листок”. Близка Мцыри и тема одиночества, красной нитью пронизывающая все творчество Михаила Юрьевича. Одинок белеющий “в тумане моря голубом” парус, “один и без цели” носится по свету дубовый листок… И герой поэмы одинок:
    Сначала бегал он от всех,
    Бродил безмолвен, одинок… — причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым “не сойтиться никогда”. Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…”, выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной “прекрасной пальме”. Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен “немолчный ропот”, “вечный спор” потока “с упрямой грудою камней”, дума скал, жаждущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит “зубцы далеких гор” и бледную полосу “меж темным небом и землей”. Природа настолько пробуждает “прилежный взор” Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить “ангела полет” . Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…”. Он воспринимает пейзаж “сладостным”, приветливым, его душа находится в гармонии с природой, великой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога…
    Но самой большой любовью для Мцыри была та “одна- но пламенная страсть”, что “изгрызла душу и сожгла”, — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет,
    Пришлет с прохладным ветерком…
    Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении предсмертный монолог героя стихотворения “Завещание”. Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его “судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен”. Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к “родному краю”, ему единственному раненый посылает свой последний поклон.
    Таким образом, поэма “Мцыри” идейно – тематически связана с лирикой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и “позорно-малодушному” поколению Лермонтова, которое “вянет без борьбы” и о котором великий поэт сказал горькие слова:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    ?

  6. Категория: Сочинения по поэме Мцыри (Лермонтов М.Ю.)
    «Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
    Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна…» Наконец, одно из последних стихотворений поэта начинается строкой: «Выхожу один я на дорогу…»
    Мцыри, как Печорин, как Арбенин («Маскарад»), как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится ее жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.
    Я мало жил и жил в плену Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог
    Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (как у Демона), жажда приключений (как у Печорина), жизнь по совести (как у Калашникова)… Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел и сам Лермонтов. Но одиночество было с ним всегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *