Сочинение миниатюра на тему без имени нет человека

13 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: #ЗаЧаРоВаННаЯ КаКаЯ-тО#

    Пьеса «На дне» – одно из самых значительных произведений Горького. Её успеху сопутствовало то, что автор, как и его обездоленные герои, прошёл суровую школу труда, вместе с ними, простыми мужиками, ремесленниками, босяками, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету». Уже тогда он видел, как люди с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого существования, мучительно ищут ответы на социальные и этические вопросы, вплоть до смысла жизни и назначения человека. И одной из блистательных сторон творчества Горького стало художественное воссоздание процесса этих великих исканий. В его пьесе герои , один другого униженнее, разорвавшие все связи с обществом и начисто отвергнутые им, ведут нескончаемые споры о таких категориях, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность. Своеобразие этого произведения состоит в тесном переплетении двух линий – обличительной и философской. Жизнь обитателей ночлежки, безысходность их положения и трагичность судьбы – это обличение социальной действительности. Философское содержание пьесы заключается в главном вопросе, который поставил автор: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. И вместе со своими героями Горький стремится найти такую истину, которая даст человеку реальный выход из тупика.
    Действие пьесы происходит в ночлежке Костылёвых, которая напоминает собой тюрьму. Автор рисует нам настоящую трагедию раздавленных жизнью людей, у которых ничего нет, всё отнято, потеряно, втоптано в грязь. Настоящее этой ночлежки ужасно. Голод, болезни, нищета и пьянство – вот её характерные черты. Обитатели пришли сюда разными путями из всех слоёв общества. Барон был дворянином, Актёр играл на сцене, Бубнов имел красильную мастерскую, а Клещ был простым рабочим. Путь этих людей на «дно» индивидуален, но закономерность этого пути одинакова. В трудный момент общество не поддержало их, отвергло, растоптало их души, их личности, превратило в босяков, обрекло на гибель. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем. И на самом «дне», продолжают действовать неумолимые законы общества. Здесь существуют свои короли и подданные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники, но их взаимоотношения гораздо обнажённее, чем там, на верху жизни. В таких условиях у людей проявляются самые низменные черты характера: ненависть к окружающим, чёрствость, бессердечие, А ведь когда-то они знали и другую жизнь. «Нет у меня здесь имени…Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? » – с горьким чувством восклицает Актёр. И в этом возгласе отчаяния слышится нестерпимая боль, обида человека, выброшенного за борт жизни. У этих людей отобрали всё, даже имя, но веру в будущее не смогли отнять.
    Несмотря на своё положение, они не теряют надежду найти в жизни какую-то опору, дающую силы выдержать всё. В труде пытается отыскать выход из тупика Клещ, в любви ищет свою защиту от реальности Настя, к Богу обращено сердце Анны, спившийся, потерявший своё имя Актёр живёт надеждой на возвращение утраченного таланта. О тайных своих желаниях эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивая слова. Но автор с удивительной чуткостью относится к их мечтам, вносящим некоторое чувство одухотворённости в столь безрадостное существование. Правда, в пьесе присутствует и другой тип характеров. В чём-то близки друг к другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением босяков, откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачеством ближних, равнодушны к преступлениям. Но ,одновременно, эти люди верно и глубоко судят о жизни и о человеке. Природный ум, обречённый на бездействие, – вот противоречие их исходной позиции. Все герои пьесы , конечно, достойны лучшей участи. Но рисуя обитателей ночлежки и подчёркивая в них человеческие черты, вызывающие чувство сострадания, Горький вместе с тем показывает их полное бессилие. Они живут надеждами, но сделать что-нибудь, изменить своё положение не могут, да и не пытаются.
    И тут появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж – Лука. Кто он такой? Бродяга, прошедший через все жизненные трудности и невзгоды, но сохранивший при этом доброту и интерес к людям. Он принёс с собой то, чего так остро не хватало этим несчастным: желание понять другого человека и помочь ему сочувствием. И, действительно, очень скоро Лука начинает понимать всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности. Оценки старика точны, остроумны, образны. Но его влекут загадки и более широкого свойства: он стремиться постичь человеческую природу. На этом нелёгком пути Лука приходит к ряду мудрых наблюдений: «Есть – люди, а есть иные –человеки». «Есть земля неудобная для посева…и есть урожайная земля…что ни посеешь на ней – родит», – смело говорит старик Костылёву, чем, естественно, вызывает гнев кровопийцы-хозяина. С его появлением в тёмной, грязной, сырой ночлежке становится намного светлее. Лука – это утешитель, старающийся поднять человека в собственных глазах или же примирить его с безрадостным, рабским, нищенским существованием. В речах старца слышатся добрые слова, адресованные всем обитателям ночлежки. Он утешает умирающую Анну, вселяя в неё веру, что в ином мире она обретёт покой и счастье. Спившемуся Актёру дарит надежду на скорое излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. А Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убеждён, что главное – пробудить в человеке стремление изменить свою жизнь, и неважно, что для этого предложить. Именно в этом смысле в его речах нет границы между правдой и ложью. Но реальная жизнь опровергает «теорию» Луки. Всплеск ложных иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки. И в этой ослабленной перед жестокой действительностью позиции они терпят полный крах своих надежд, начинается цепная реакция: Василиса избивает Наташу, Пепел убивает в драке Костылёва, за этим следует его арест, испытывает глубокое потрясение всё потерявший Клещ. А потом происходит более страшная трагедия: так и не сумев найти ответы на волнующие его вопросы, обрывает свою жизнь Актёр. Утешительная ложь Луки стала опасной игрушкой в руках обречённых людей. Она всего лишь на время подарила им успокоение, лишь на мгновение увела их от тяжёлой и грязной действительности в сказочный мир надежд. Поясняя своё отношение к героям пьесы, Горький не раз утверждал, что Лука – жулик, обманщик. Он, собственно, ни во что не верит. Но не следует воспринимать эти высказывания буквально. Ведь ложь не приносит Луке никаких выгод. Просто он видит, как страдают и мечутся люди, и ему очень жалко их. Конечно, его доброта оказывается бессильной перед сложными проблемами общества и человеческих отношений. Примиряя людей с жизнью, рисуя им лучшее будущее, он сам не знает каким путём его достигнуть. В образе Луки воплощается идея мнимого гуманизма, который призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие.
    Автор пьесы выступает не на стороне проповедников лжи и сострадания, а на стороне тех, кто стремится к истине. И как бы горька и печальна эта истина ни была, она нужнее и лучше самой красивой лжи. Высокое назначение человека состоит в том, что он должен не примиряться с существующей жизнью, а активно бороться против всего чуждого правде, против окружающей несправедливости. Подлинный гуманизм воплощается в образе Сатина. Как и все его сотоварищи по несчастью, он лишён идеалов и цели в жизни. Но в то же время Сатин единственный, в чьи уста Горький смог вложить свои мысли. Из всех ночлежников только он способен сказать: «Я знаю, я читал».И только он понимает, что Лука лжёт из жалости к людям. Начиная, казалось бы, с защиты старика, Сатин развенчивает его философию. Ложь, по его мнению, – преступление. Он называет её «религией рабов и хозяев», считая, что следует не примирять человека с действительностью, а поставить её саму на службу человеку. Именно таков высокий смысл слов Сатина: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Этот монолог звучит с самого дна жизни, звучит как вызов обстоятельствам, породившим нищенское существование народа в ночлежках, подобных ночлежке Костылёвых. И всё-таки речь Сатина о «человеке – правде» бледна. Горький сам чувствовал, что такое выступление неорганично для характера героя. Однако, кроме Сатина её некому сказать ярче и лучше. Эта речь не воспринимается как прямой революционный призыв, потому что обитателям дна не присуще чувство протеста, чувство, заставляющее народ подниматься на борьбу. Но зато она вызывает ненависть к несправедливости и злу и заставляет думать.
    Вопрос об утешительной лжи и беспощадной правде решается в пьесе как категорическое требование уничтожить всю ложь, разрушить социальную почву, на которой она возникает. Что делать, чтобы миллионы людей честного труда не скатились «на дно», а стали достойны великого имени – Человек? Ответ на этот вопрос сам Горький нашёл не сразу. Ему пришлось пройти суровую школу. И пребывание на дне жизни, среди «отбросов общества», породило у него, кроме испепеляющей ненависти к существующему строю, непоколебимую веру в исключительную талантливость простого человека. Он открыто прославляет людей независимых, дерзких, умеющих брать от жизни полной мерой, способных на героизм в любви, дружбе. Добро, отзывчивость, человечность, тоску по необыкновенному и, вместе с тем, ненависть ко лжи, лицемерию, эгоизму – вот что видит Горький на дне тогдашней жизни.

  2. Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. М.Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.
    В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека.
    Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое “дно” жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.
    Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.
    Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-‘него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.
    Для Горького сила — в стремлении вперед, “к свободе, к свету”. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.

  3. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем
    произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных,
    людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что
    жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить
    собственное имя.
    «Без имени – нет человека». В прямом смысле эти слова воспринимать
    нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой – нет
    человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит,
    бесчестит свое имя.
    Вот и жители ночлежки, каждый в отдельности, потеряли свое имя. Сатин –
    потому то карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс с
    сомнительным прошлым, Настя – потому что девочка-проститутка, Клещ и его
    жена Анна – потому что обозлены на весь мир, Актер – потому что спился и
    потерял имя, Васька Пепел – потому что вор и бандит. Единственный лишь
    светлый образ – это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него
    нет паспорта. Нет паспорта – нет имени.
    Имя должно звучать гордо. Имя определяет человека. Оно либо
    превозносит его, либо обнаруживает его недостатки. А у большинства жителей
    ночлежки это не имена, а клички: Пепел, Барон, Клещ, Актер…Что лишний раз
    символизирует то, что, как к людям, к ним больше не относятся. Как будто у
    них кто-то отобрал имена за проступки и назвал по-новому, в соответствии с
    их грехом. Настя, Наташа, Лука, Анна имеют имена. Это, возможно,
    обозначает, что у них есть шанс вылезти со дна, вновь носить имя, вновь
    стать «человеками».

  4. Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. М.Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.
    В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека.
    Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое “дно” жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончае мый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.
    Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.
    Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-‘него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.
    Для Горького сила — в стремлении вперед, “к свободе, к свету”. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.

  5. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем
    произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных,
    людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что
    жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить
    собственное имя. «Без имени – нет человека». В прямом смысле эти слова воспринимать
    нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой – нет
    человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит,
    бесчестит свое имя.
    Вот и жители ночлежки, каждый в отдельности, потеряли свое имя. Сатин –
    потому то карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс с
    сомнительным прошлым, Настя – потому что девочка-проститутка, Клещ и его
    жена Анна – потому что обозлены на весь мир, Актер – потому что спился и
    потерял имя, Васька Пепел – потому что вор и бандит. Единственный лишь
    светлый образ – это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него
    нет паспорта. Нет паспорта – нет имени. Имя должно звучать гордо. Имя определяет человека. Оно либо
    превозносит его, либо обнаруживает его недостатки. А у большинства жителей
    ночлежки это не имена, а клички: Пепел, Барон, Клещ, Актер…Что лишний раз
    символизирует то, что, как к людям, к ним больше не относятся. Как будто у
    них кто-то отобрал имена за проступки и назвал по-новому, в соответствии с
    их грехом. Настя, Наташа, Лука, Анна имеют имена. Это, возможно,
    обозначает, что у них есть шанс вылезти со дна, вновь носить имя, вновь
    стать «человеками».

  6.  
    «Без имени — нетчеловека». (По пьесе М.Горького «На дне».)
     
    Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. Всвоем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных,людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, чтожители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носитьсобственное имя.
    «Без имени – нет человека». В прямом смысле эти словавоспринимать нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой –нет человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит,бесчестит свое имя.
    Вот и жители ночлежки, каждый в отдельности, потеряли своеимя. Сатин – потому то карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс ссомнительным прошлым, Настя – потому что девочка-проститутка, Клещ и его женаАнна – потому что обозлены на весь мир, Актер – потому что спился и потерялимя, Васька Пепел – потому что вор и бандит. Единственный лишь светлый образ — это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него нет паспорта. Нетпаспорта – нет имени.
    Имя должно звучать гордо. Имя определяет человека. Онолибо превозносит его, либо обнаруживает его недостатки. А у большинства жителейночлежки это не имена, а клички: Пепел, Барон, Клещ, Актер…Что лишний разсимволизирует то, что, как к людям, к ним больше не относятся. Как будто у нихкто-то отобрал имена за проступки и назвал по-новому, в соответствии с ихгрехом. Настя, Наташа, Лука, Анна имеют имена. Это, возможно, обозначает, что уних есть шанс вылезти со дна, вновь носить имя, вновь стать «человеками».

  7. Горький, Алексей Максимович –
    На дне
    “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
    «Без имени – нет человека». В прямом смысле эти слова воспринимать нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой – нет человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит, бесчестит свое имя.
    Вот и жители ночлежки, каждый в отдельности, потеряли свое имя. Сатин – потому то карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс с сомнительным прошлым, Настя – потому что девочка-проститутка, Клещ и его жена Анна – потому что обозлены на весь мир, Актер – потому что спился и потерял имя, Васька Пепел – потому что вор и бандит. Единственный лишь светлый образ – это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него нет паспорта. Нет паспорта – нет имени.
    Имя должно звучать гордо. Имя определяет человека. Оно либо превозносит его, либо обнаруживает его недостатки. А у большинства жителей ночлежки это не имена, а клички: Пепел, Барон, Клещ, Актер…Что лишний раз символизирует то, что, как к людям, к ним больше не относятся. Как будто у них кто-то отобрал имена за проступки и назвал по-новому, в соответствии с их грехом. Настя, Наташа, Лука, Анна имеют имена. Это, возможно, обозначает, что у них есть шанс вылезти со дна, вновь носить имя, вновь стать «человеками».

  8. Во все века человек стремился к познанию своего «Я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература.
    В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека.
    Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.
    Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.
    Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.
    Для Горького сила — в стремлении вперед «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех,’ кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.

  9. “Без
    имени – нет
    человека”. (По
    пьесе М.Горького
    “На дне”.)

    Драматическая
    пьеса «На дне»
    была написана
    в 1902 году. В своем
    произведении
    автор изображает
    социальные
    низы, униженных
    и оскорбленных,
    людей без имени,
    которые оказались
    на дне. Так уж
    судьба распорядилась,
    что жители
    ночлежки стали
    лишними людьми,
    не имеющими
    права с честью
    носить собственное
    имя.
    «Без
    имени – нет
    человека». В
    прямом смысле
    эти слова
    воспринимать
    нельзя. Думаю,
    имеется в виду
    то, что с грязной,
    грешной душой
    – нет человека.
    Он перестает
    им быть в лицах
    окружающих,
    как только
    позорит, бесчестит
    свое имя.
    Вот
    и жители ночлежки,
    каждый в отдельности,
    потеряли свое
    имя. Сатин –
    потому то карточный
    шулер, Барон
    – потому что
    авантюрист-альфонс
    с сомнительным
    прошлым, Настя
    – потому что
    девочка-проститутка,
    Клещ и его жена
    Анна – потому
    что обозлены
    на весь мир,
    Актер – потому
    что спился и
    потерял имя,
    Васька Пепел
    – потому что
    вор и бандит.
    Единственный
    лишь светлый
    образ – это Лука,
    но и у него в
    жизни не все
    так безгрешно:
    у него нет паспорта.
    Нет паспорта
    – нет имени.
    Имя
    должно звучать
    гордо. Имя определяет
    человека. Оно
    либо превозносит
    его, либо обнаруживает
    его недостатки.
    А у большинства
    жителей ночлежки
    это не имена,
    а клички: Пепел,
    Барон, Клещ,
    Актер…Что
    лишний раз
    символизирует
    то, что, как к
    людям, к ним
    больше не относятся.
    Как будто у них
    кто-то отобрал
    имена за проступки
    и назвал по-новому,
    в соответствии
    с их грехом.
    Настя, Наташа,
    Лука, Анна имеют
    имена. Это, возможно,
    обозначает,
    что у них есть
    шанс вылезти
    со дна, вновь
    носить имя,
    вновь стать
    «человеками».

  10. (По пьесе Максима Горького “На дне”)
    Версия для печати
    Пьеса «На дне» – одно из самых значительных произведений Горького. Её успеху сопутствовало то, что автор, как и его обездоленные герои, прошёл суровую школу труда, вместе с ними, простыми мужиками, ремесленниками, босяками, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету». Уже тогда он видел, как люди с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого существования, мучительно ищут ответы на социальные и этические вопросы, вплоть до смысла жизни и назначения человека. И одной из блистательных сторон творчества Горького стало художественное воссоздание процесса этих великих исканий. В его пьесе герои , один другого униженнее, разорвавшие все связи с обществом и начисто отвергнутые им, ведут нескончаемые споры о таких категориях, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность. Своеобразие этого произведения состоит в тесном переплетении двух линий – обличительной и философской. Жизнь обитателей ночлежки, безысходность их положения и трагичность судьбы – это обличение социальной действительности. Философское содержание пьесы заключается в главном вопросе, который поставил автор: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. И вместе со своими героями Горький стремится найти такую истину, которая даст человеку реальный выход из тупика.
    Действие пьесы происходит в ночлежке Костылёвых, которая напоминает собой тюрьму. Автор рисует нам настоящую трагедию раздавленных жизнью людей, у которых ничего нет, всё отнято, потеряно, втоптано в грязь. Настоящее этой ночлежки ужасно. Голод, болезни, нищета и пьянство – вот её характерные черты. Обитатели пришли сюда разными путями из всех слоёв общества. Барон был дворянином, Актёр играл на сцене, Бубнов имел красильную мастерскую, а Клещ был простым рабочим. Путь этих людей на «дно» индивидуален, но закономерность этого пути одинакова. В трудный момент общество не поддержало их, отвергло, растоптало их души, их личности, превратило в босяков, обрекло на гибель. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем. И на самом «дне», продолжают действовать неумолимые законы общества. Здесь существуют свои короли и подданные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники, но их взаимоотношения гораздо обнажённее, чем там, на верху жизни. В таких условиях у людей проявляются самые низменные черты характера: ненависть к окружающим, чёрствость, бессердечие, А ведь когда-то они знали и другую жизнь. «Нет у меня здесь имени…Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? » – с горьким чувством восклицает Актёр. И в этом возгласе отчаяния слышится нестерпимая боль, обида человека, выброшенного за борт жизни. У этих людей отобрали всё, даже имя, но веру в будущее не смогли отнять.
    Несмотря на своё положение, они не теряют надежду найти в жизни какую-то опору, дающую силы выдержать всё. В труде пытается отыскать выход из тупика Клещ, в любви ищет свою защиту от реальности Настя, к Богу обращено сердце Анны, спившийся, потерявший своё имя Актёр живёт надеждой на возвращение утраченного таланта. О тайных своих желаниях эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивая слова. Но автор с удивительной чуткостью относится к их мечтам, вносящим некоторое чувство одухотворённости в столь безрадостное существование. Правда, в пьесе присутствует и другой тип характеров. В чём-то близки друг к другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением босяков, откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачеством ближних, равнодушны к преступлениям. Но ,одновременно, эти люди верно и глубоко судят о жизни и о человеке. Природный ум, обречённый на бездействие, – вот противоречие их исходной позиции. Все герои пьесы , конечно, достойны лучшей участи. Но рисуя обитателей ночлежки и подчёркивая в них человеческие черты, вызывающие чувство сострадания, Горький вместе с тем показывает их полное бессилие. Они живут надеждами, но сделать что-нибудь, изменить своё положение не могут, да и не пытаются.
    И тут появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж – Лука. Кто он такой? Бродяга, прошедший через все жизненные трудности и невзгоды, но сохранивший при этом доброту и интерес к людям. Он принёс с собой то, чего так остро не хватало этим несчастным: желание понять другого человека и помочь ему сочувствием. И, действительно, очень скоро Лука начинает понимать всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности. Оценки старика точны, остроумны, образны. Но его влекут загадки и более широкого свойства: он стремиться постичь человеческую природу. На этом нелёгком пути Лука приходит к ряду мудрых наблюдений: «Есть – люди, а есть иные –человеки». «Есть земля неудобная для посева…и есть урожайная земля…что ни посеешь на ней – родит», – смело говорит старик Костылёву, чем, естественно, вызывает гнев кровопийцы-хозяина. С его появлением в тёмной, грязной, сырой ночлежке становится намного светлее. Лука – это утешитель, старающийся поднять человека в собственных глазах или же примирить его с безрадостным, рабским, нищенским существованием. В речах старца слышатся добрые слова, адресованные всем обитателям ночлежки. Он утешает умирающую Анну, вселяя в неё веру, что в ином мире она обретёт покой и счастье. Спившемуся Актёру дарит надежду на скорое излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. А Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убеждён, что главное – пробудить в человеке стремление изменить свою жизнь, и неважно, что для этого предложить. Именно в этом смысле в его речах нет границы между правдой и ложью. Но реальная жизнь опровергает «теорию» Луки. Всплеск ложных иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки. И в этой ослабленной перед жестокой действительностью позиции они терпят полный крах своих надежд, начинается цепная реакция: Василиса избивает Наташу, Пепел убивает в драке Костылёва, за этим следует его арест, испытывает глубокое потрясение всё потерявший Клещ. А потом происходит более страшная трагедия: так и не сумев найти ответы на волнующие его вопросы, обрывает свою жизнь Актёр. Утешительная ложь Луки стала опасной игрушкой в руках обречённых людей. Она всего лишь на время подарила им успокоение, лишь на мгновение увела их от тяжёлой и грязной действительности в сказочный мир надежд. Поясняя своё отношение к героям пьесы, Горький не раз утверждал, что Лука – жулик, обманщик. Он, собственно, ни во что не верит. Но не следует воспринимать эти высказывания буквально. Ведь ложь не приносит Луке никаких выгод. Просто он видит, как страдают и мечутся люди, и ему очень жалко их. Конечно, его доброта оказывается бессильной перед сложными проблемами общества и человеческих отношений. Примиряя людей с жизнью, рисуя им лучшее будущее, он сам не знает каким путём его достигнуть. В образе Луки воплощается идея мнимого гуманизма, который призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие.
    Автор пьесы выступает не на стороне проповедников лжи и сострадания, а на стороне тех, кто стремится к истине. И как бы горька и печальна эта истина ни была, она нужнее и лучше самой красивой лжи. Высокое назначение человека состоит в том, что он должен не примиряться с существующей жизнью, а активно бороться против всего чуждого правде, против окружающей несправедливости. Подлинный гуманизм воплощается в образе Сатина. Как и все его сотоварищи по несчастью, он лишён идеалов и цели в жизни. Но в то же время Сатин единственный, в чьи уста Горький смог вложить свои мысли. Из всех ночлежников только он способен сказать: «Я знаю, я читал».И только он понимает, что Лука лжёт из жалости к людям. Начиная, казалось бы, с защиты старика, Сатин развенчивает его философию. Ложь, по его мнению, – преступление. Он называет её «религией рабов и хозяев», считая, что следует не примирять человека с действительностью, а поставить её саму на службу человеку. Именно таков высокий смысл слов Сатина: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Этот монолог звучит с самого дна жизни, звучит как вызов обстоятельствам, породившим нищенское существование народа в ночлежках, подобных ночлежке Костылёвых. И всё-таки речь Сатина о «человеке – правде» бледна. Горький сам чувствовал, что такое выступление неорганично для характера героя. Однако, кроме Сатина её некому сказать ярче и лучше. Эта речь не воспринимается как прямой революционный призыв, потому что обитателям дна не присуще чувство протеста, чувство, заставляющее народ подниматься на борьбу. Но зато она вызывает ненависть к несправедливости и злу и заставляет думать.
    Вопрос об утешительной лжи и беспощадной правде решается в пьесе как категорическое требование уничтожить всю ложь, разрушить социальную почву, на которой она возникает. Что делать, чтобы миллионы людей честного труда не скатились «на дно», а стали достойны великого имени – Человек? Ответ на этот вопрос сам Горький нашёл не сразу. Ему пришлось пройти суровую школу. И пребывание на дне жизни, среди «отбросов общества», породило у него, кроме испепеляющей ненависти к существующему строю, непоколебимую веру в исключительную талантливость простого человека. Он открыто прославляет людей независимых, дерзких, умеющих брать от жизни полной мерой, способных на героизм в любви, дружбе. Добро, отзывчивость, человечность, тоску по необыкновенному и, вместе с тем, ненависть ко лжи, лицемерию, эгоизму – вот что видит Горький на дне тогдашней жизни.
    Текст сочинения перенесён на наш новый сайт – «Без имени – нет человека».
    Версия для печати
    Древние города Руси. Вологда.
    Вологда, основанная в 1147 году, является одним из древних городов России. Её уникальные архитектурные произведения зодчих не один век привлекают любителей истории.
    Основные архитектурные достопримечательности и памятники Вологды находятся в историческом центре города. Здесь можно посетить музеи, сохранившиеся застройки XIX — начала XX века, Софийский собор, архитектурный ансамбль Архиерейского двора Кремлёвской площади и многие другие интересные места. А расположенные в пяти минутах ходьбы от исторического центра гостиницы Вологды предоставляют современные, комфортабельные условия для проживания и отдыха.
    Всё вместе делает Вологду привлекательным городом для посещения и ознакомления с древней историей Руси.

  11. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
    «Без имени – нет человека». В прямом смысле эти слова воспринимать нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой – нет человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит, бесчестит свое имя.
    Вот и жители ночлежки, каждый в отдельности, потеряли свое имя. Сатин – потому то карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс с сомнительным прошлым, Настя – потому что девочка-проститутка, Клещ и его жена Анна – потому что обозлены на весь мир, Актер – потому что спился и потерял имя, Васька Пепел – потому что вор и бандит. Единственный лишь светлый образ – это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него нет паспорта. Нет паспорта – нет имени.
    Имя должно звучать гордо. Имя определяет человека. Оно либо превозносит его, либо обнаруживает его недостатки. А у большинства жителей ночлежки это не имена, а клички: Пепел, Барон, Клещ, Актер…Что лишний раз символизирует то, что, как к людям, к ним больше не относятся. Как будто у них кто-то отобрал имена за проступки и назвал по-новому, в соответствии с их грехом. Настя, Наташа, Лука, Анна имеют имена. Это, возможно, обозначает, что у них есть шанс вылезти со дна, вновь носить имя, вновь стать «человеками».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *