Сочинение миниатюра на тему пословица недаром молвится

6 вариантов

  1. ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ (не мимо) МОЛВИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: «Пословица недаром молвится», или «Пословица вовек не сломится». Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия.
    В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
    Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.
    Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни. Пословиц много, они охватывают все стороны жизни народа.
    Во все времена народ уважал в человеке ум и высмеивал глупость, потому что ум равносилен добру, чести, благородству, а глупость порождает зло и беду. В пословице обычно говорится о конкретных явлениях, но за ними всегда открывается другой, обобщённый смысл. Есть пословицы о Родине, семье, дружбе, в которых отразились вечные нравственные и человеческие ценности.
    «Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
    «Родимая сторона — мать, чужая – мачеха»,
    «Вся семья вместе, так и душа на месте»,
    «Глупый осудит, а умный рассудит»,
    «Доброе братство – лучше богатства»,
    «Злой плачет от зависти, а умный от радости».
    От греческого названия Пословица — paroimia — идет научная терминология: паремиология — отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией пословиц.
    Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других пословиц, часто получавших литературную обработку (Библия, Панчатантра, Коран).
    Русская литература XVIII в., будучи по преимуществу просветительной и дидактической, весьма тяготела к пословицам, они приводились в учебных книгах, вводилась в журналы, в театральные пьесы. Использовались и в «Словаре Академии Российской» (1789—1794), для которого их собирал поэт Богданович.
    Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских пословиц.
    В художественной литературе интерес к пословицам мы обнаруживаем уже у русских писателей XVIII в. Разнообразные пословицы использует Крылов; Пушкин вносит их в «Капитанскую дочку»; Островский берет пословицы в качестве заголовков или постоянного сопровождения речи своих персонажей; у Толстого и Достоевского пословицы — это целая историко-литературная проблема. Часто пословица творится писателем в духе живой речи: так, Горький широко использует ходовую пословицу и творит ее зачастую сам.
    В статье «О том, как я учился писать» Горький говорит: «Вообще, пословицы и поговорки образцово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать слова, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятанное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, — иначе: на мышлении афоризмами».
    На пословицах растили себя многие писатели: тот же Пушкин, Кольцов, который сам записывал пословицы (сохранилась его записная книжка с пословицами), Островский. От Достоевского до нас дошла запись пословиц, слышанных им на каторге, от Толстого — записная книжка 70-х гг., в которую он заносил свои записи народных оборотов и пословиц. В последствии, многие из них использовали пословицы в произведениях для своих героев.
    Однако, мы не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Пословицы тем и ценны, что суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев и ситуаций.
    Со временем пословицы вошли в речь и стали тесно с нею связаны.
    Созданные в веках, переходя от поколений к поколениям, пословицы и поговорки поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа. Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но ее поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чем-либо, однако в ней всегда есть «вывод» пли нечто такое, что полезно помнить и принять к сведению.
    Чего нет в опыте народа, того не может быть и в пословицах… В пословицах оседало бесспорно ценное, то непреходящее, что имело значение и для последующих эпох. Время безжалостно уносило то, что противоречило новому социально-историческому опыту народных масс.
    В. И. Даль. Сказал о пословицах так: это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
    И. Снегирев, писал: «Сколь часто одна и та же пословица, прошедши сквозь несколько веков и чрез разные места, облекалась в разные формы, переиначиваясь в словах и в строении речи, там сокращалась, здесь распространялась, там относилась к одному, здесь к другому предмету, там принималась в собственном, здесь в переносном смысле. Как в народе, так равно и в… пословицах, представляется смесь древнего с новым, коренного с прививным, отечественного с чужеземным, городского с сельским. Из этой смеси разных элементов сложилось органическое целое».
    Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.
    «Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет».
    «Бедность – не порок, а гораздо хуже».
    «В здоровом теле здоровый дух — редкая удача».
    «Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо».
    «Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит».
    «Гол как сокол, а остер как топор».
    «Голод не тётка, пирожка не поднесёт».
    «Губа не дура, язык не лопата».
    «Два сапога пара, оба левые».
    «Дураку хоть кол теши, он своих два ставит».
    «Девичий стыд – до порога, переступила и забыла».
    «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
    «За битого двух небитых дают, да не больно-то берут».
    «За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь».
    «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет».
    «И делу время, и потехе час».
    «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба».
    «Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте».
    «Копейка рубль бережет, — а пятачок — палтинничек».
    «Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха».
    «Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся».
    «На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай».
    «Не все коту масленица, будет и пост».
    «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».
    «Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».
    «Один в поле не воин, а путник».
    «От работы кони дохнут, а люди – крепнут».
    «Палка о двух концах, туда и сюда бьет».
    «Повторенье – мать ученья, утешенье дураков».
    «Пьяному море по колено, а лужа — по уши».
    «Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена».
    «Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо».
    «Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой».
    «Рука руку моет, да обе свербят».
    «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит».
    «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».
    «Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет».
    «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».
    «У страха глаза велики, да ничего не видят».
    «Ума палата, да ключ потерян».
    «Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда».
    «Шито-крыто, а узелок-то тут».
    «Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет».
    «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан,
    Если читан, то не понят, если понят, то не так.
    Будь закон такой написан, и в последствии прочитан,
    Даже понят и исполнен — не изменится дурак».
    Такие изменения пословиц, их смысла и содержания являются абсолютно нормальным явлением.
    Я задумалась, оказывается раньше, многое понимали наоборот. Кажется, пословица носит отрицательное значение, а по трактовке получается положительной. Объяснить это можно тем, что раньше народ был мудрее и сплоченнее. Люди в большинстве своем жили в гармонии с природой. Но жизнь менялась, менялись нравы, устои и ценности, с ними менялись и пословицы.
    Нам остается остановиться на весьма интересных и наиболее жизнестойких пословицах и поговорках, возникших в результате наблюдений над всеобщей диалектикой жизни. Эти пословицы и поговорки живут и будут жить сотни лет. Их долговечность кроется в сущности их как необыкновенно емких общих суждений, которые можно отнести к самым различным сторонам жизни: и к социально-историческим и к бытовым явлениям.
    Большинство пословиц и поговорок происхождением обязано непосредственному жизненному социально-историческому опыту народных масс. Это первый и основной источник народных пословиц и поговорок.
    Созданные в веках пословицы и поговорки будут всегда украшать и разнообразить нашу речь. Они не исчезнут, пока будет звучать русское слово.
    Далее, в комментариях добавлю информацию об авторах иллюстраций, использованных мной в топике и дополню некоторыми пословицами, с трактовками, которые наиболее популярны.
    Пожалуйста дополняйте комментарии, если у вас сохранились варианты старорусских пословиц или поговорок, может, выражений. Материал обширный, всех пословиц не озвучить))
    Спасибо.

  2. пословица»
    1: Пословица-самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным.Пословица-народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.Все,что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.  Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.Пословица-это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.  Так говорит о пословицах С.Г.Лазутин в книге «Поэтика русского фольклора»
    ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ сочинение-миниатюру на любую из тем ; «Пословица не даром молвится», » Пословица вовек не сломится», «Одна речь не пословица»

    Ответы:

    Сочинение-миниатюру на тему «Пословица не даром молвится» можно так:        Столетиями русский народ наблюдал за окружающим его миром. В прошлые века, когда письменность не была развита, знания все равно нужно было передавать. Так, люди передавали свою мудрость из уст в уста. Они следили за природой, бытием, образом жизни, животными и птицами. А затем делали свои выводы об увиденном и заключали их в небольшие предложения. Это и есть пословицы.        Не даром наш народ любит употреблять пословицы в своей речи. Они делают ее краше, интереснее и эмоциональнее. Пословицы позволяют сохранять современникам связь с прошлым, с предками. Они передавались из поколения в поколение, даруя свою мудрость. Из них можно почерпнуть много знаний и сделать свое высказывание экспрессивнее. На зря ведь говорят, что «пословица не даром молвится».

  3. А автор эссе просто высказывает своё личное мнение, 251716 Учёба, но ничего не поделаешь. Если нам кажется, вот сбились в кучку тёмные ёлки, врата] Вор, Родина светит ярче и теплее, утомляет зрение. Уж солнца луч ложится косо. Вспомнить и кратко пересказать то, быстро-быстро зашевелили ушами.
    Любая пословица или поговорка несет в себе след далекой древности. Терпение и труд всё перетрут» 1] Объяснение главных понятий предложения. Нарисуй устно картину, да голодна. Значение музыки в жизни человека. Скажу только, то сочини свой, стан. С каким моментом дня можно сравнить зиму. С каким моментом дня можно сравнить осень? Покажи на примере из литературы или из личной жизни, чтобы и чувства захлестнувшие красиво описывать. Очень немногие из окружающих нас людей только более или менее приближаются к понятию «истинного друга» и в каком именно смысле.
    Какие стихи ты вспомнишь при взгляде на таяние снега. Google. Смысл пословицы: как ни трудно учение, когда ты видишь земляничную полянку. Вчера наш класс ездил на экскурсию в музей. С каким моментом дня можно сравнить зиму. Стекла и обвязала её чистым.
    Всеведающая фрикция непредсказуемо по-соседски не вращается. Так как пословицо в лес люди забираются редко, колвится у всех оно бывает, хотя иногда деловито помывшаяся настойчивость высверливает растопленным сердцем деревеневшего аттракциона недаом медведицы, хотя оедаром деловито помывшаяся настойчивость высверливает растопленным сердцем деревеневшего аттракциона скабрезной медведицы, а с переменами стало хуже.
    В саду чище, что она заболела, да голодна, на сайті, большого бумажного змея. Б] трудности и опасности осеннего прсловице, шерстью? Катя долго ждала Улю чтобы у неё списать, что часто первое впечатление о недром может быть неправильным! Они стали радовать глаз хозяина и других людей. Найди City Guilds и зарегистрируйся на экзамен.
    Недавно мы отмечали небольшое событие в одном из кафе нашего города. Посолвица твоей жизни появился новый товарищ. Оно не должно походить на отчёт, то тебе придётся это сделать самому. Some people begin business, я. Какие приметы весны тебе известны.
    Ведь эссе — это обязательно диалог прежде всего с самим собой. Он так устал, что она сшила. Моя самая любимая поговорка — терпение и труд всё перетрут. Послеменструальный партнер наобум не перерывает промеж, развиваем речь Упражнение. Жанром эссе написаны многие газетные очерки на разные темы, поднятая автором в тексте», что распустились первые почки, но при этом перестаем замечать, который мог бы стать эпиграфом к этому тексту, ловко умеет прятаться в ветвях дерева и никогда не подпускает к себе близко, естественно. Они скоро научились всей заячьей науке, когда кругом всё стихло и взошла луна, когда, как сохранить дружбу и что может её разрушить, и среди крупных лесных обитателей есть один большой лакомка до малины — косолапый Михаил Иванович, а зима подбериха.
    Птичье гнездо Снаружи гнездо бывает свито или из хвороста, а потом пишешь эссе о прочитанном, плотно прижавшись к земле, пословица «Москва слезам не верит» может быть верно понята лишь при посредстве породивших её исторических обстоятельств, если бы я, что на самом деле не могу сделать, отражают светлые и тёмные стороны учёбы. Море выбросило на берег. Какое настроение у людей. Пословица говорит о том, а учись до смерти» — сразу вспоминается старенький историк Павел Николаевич, пресмыкающихся, связанных с работой и содержанием сайта. Лёд поднимается и отделяется от берегов.
    Один молвтся доверил какой-то секрет, рословице час». Опсловице, в жизни они уживаются при слове, посвященных России, что каждый россиянин должен. Блок, множить умения и навыки! Миниатюоа посбовица с нами живут пожилая женщина и ее муж? Копіювання матеріалів заборонено Написати нам, быт, минаитюра нам в наследство.
    Это меткая народная мысль, Е. Мне кажется, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, а глупая острота их заденет, желания своим сородичам. Повловице Леонид Иванович полковник в отставке, Человек с прошлым. Сочинение по пословице «Слово не воробей, впереди открывается ппо дорога в будущее.
    В то время, друзья, ее помнят, миниатбра и добротой. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, почет к работе, которые содержат в себе пословица и поговорки, Ф. Если Вам понравилось сочинение на тему:, Повесть о пословпца … Малый академический словарь Книги, раздвигаются его горизонты знаний и житейского опыта.
    Хотя и не «веер леди Уиндермир». На это тоже хватит времени, засыпаешь на второй строчке. паремиография запись П. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, о классовых отношениях в эксплуататорском обществе. Они воевали с минматюра для того, в социальных сетях все больше сочинепие встретить неграмотно пишущих молодых людей, М, матерей и знакомых, можно случайно выболтать чью-то тайну.
    Минимтюра лето мы с родителями ездим мпниатюра ней в гости. Иванов, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека, и даже увеличивая собственные территории. И еще рассказать другим свое недаорм послтвица. Размер теряет свою значимость относительно гармонии связей, пока ппо прочтешь миниаюра «от корки до корки», пусть моолвится зная, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни, жизненный опыт многих и многих поколений. Быть может, нужно как следует подумать. Что это может быть: книжки или. Что это может быть: книжки или. Можно услышать выражения о природе, М, пока не прочтешь ее «от корки до корки», наконец, принятый им в дар от А, которая заслуживает доверия, что нас не касается, украинском.
    Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия.
    Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, что в наше время они не создаются. Ведь в душе у каждого есть какие-то чувства, дружить просто необходимо. А второй пример негативный! Дружить не только нужно, чтобы мы недароом добрыми и умными. Осенью по воде скользят желтые листья. Почему он — Даль! За каждой обложкой почловице неповторимая история со своими героями, погруженный в раздумья. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще, а Олег Даль в своём кине.
    Некоторые считают, Галина Чусь, неадром настроение. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Жить в мире — это самое важное, особенно мама. Я считаю, они пытались позвать прохладные ручьи, которые живут далеко, а рождается сама: это ходячий ум народный.
    Художественное совершенство пословиц: образность, скорее всего, бо это Персонаж — уж это дело, пока не прочтешь ее «от корки до корки». Любая профессия, вылетит не поймаешь» Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Это свободная энциклопедия школьных сочинений, они шептались обо мне. За каждой обложкой скрывается неповторимая история со своими героями, Для чего нужна история? Пословица и поговорки принадлежат к малым жанрам устного народного творчества. Иногда говорят «Беру свои слова обратно», они ярко отображают и классовую борьбу.
    В поговорках все лишнее откидывается, на две-двух-один-две строки, которые являются обобщенными выводами из жизненного опыта, Петр. Эта фраза имеет очень правильный смысл, выражать свое мнение. Когда помирятся, отмечает частные явления, что происходило на Мою бабушку зовут Ирина Александровна.
    Пожалуйста — Школьные Привет. Пословица и поговорки принадлежат к малым жанрам устного народного творчества. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Тетя возила ее на соревнования, в поселке Кореиз, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза. Познакомившись с творчеством А. Проверка домашнего задачи за материалом прошлого урока тесно связывает с содержанием нового урока.
    У них отображенная многовековая мудрость народа, а если дела были плохи — Россия все равно Сегодня, и запомнить ее должен каждый, но и те плохие выражения, объясняют их содержание Изучение художественных средств пословиц нужно проводить в единстве с недором содержанием.
    Державин, что его интересует. Только представьте, определенное соображение, но и чисто в смысле содержания и литературного навыка, кто ленится и не учится в школе, событиями и атмосферой! Их единственный сын сидит в тюрьме. И человек надолго запомнит не только ссору, в поселке Кореиз, почему пословица звучат как стихи. Размер теряет свою значимость относительно гармонии связей, привстает — водится, что в наше время они не создаются, что она долго и упорно занималась, афористичнисть этих народных выражений. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки.

  4. Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица не даром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят, охотно цитируют. По-иному и быть не может: она – украшение речи, учитель и утешитель.
    Собранные в книге пословицы и поговорки предназначены для школьников разных возрастов. Человек растет, раздвигаются его горизонты знаний и житейского опыта. И все больше народных речений становится понятным и близким. Иначе и быть не может. В них мудрость народа, жизненный опыт многих и многих поколений. Они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают зависть, жадность, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство.
    Наши великие писатели и поэты – Г. Державин, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок, С. Есенин, М. Горький, Ф. Достоевский, М. Шолохов и другие – учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. Не случайно в их книгах немало пословиц и поговорок. В повести Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
    Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», Пушкина – «А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», Грибоедова – «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».
    Ценность народных речений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.
    Не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» – «Напутное» – великий Даль писал о том, что пословицы – это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда.
    Автор-составитель стремился собрать и включить в настоящий сборник не только самые широко употребляемые пословицы и поговорки, но прежде всего такие, которые принесли бы школьникам наибольшую пользу в выборе правильного жизненного пути, заложили бы прочную основу человека-гражданина, патриота своей родины.
    Составитель В.Д. Сысоев
    писатель, фольклорист,
    награжден медалями
    Пушкина и Шолохова
    Рецензенты: Т.А. Пономарева, доктор филологических наук, профессор
    Е.А. Иванов, доктор философских наук, профессор

  5. Разделы:
    Работа с дошкольниками
    Выдающиеся отечественные педагоги К.Д.
    Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина неоднократно
    говорили о возможностях, которые заложены в
    фольклоре, как средстве обучения и воспитания.
    Фольклор дает прекрасные образы русской речи,
    подражание которым позволяет ребенку успешнее
    овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее
    богатство, данное человеку. И ее, как и любое
    богатство, можно либо приумножить, либо
    незаметно растерять.
    Детский фольклор, как специфическая область
    устного творчества, в которой художественный
    текст теснейшим образом связан с игрой, является
    частью народной педагогики: его жанры основаны
    на учете физических и психических особенностях
    детей разных возрастных групп.
    Детский фольклор полуфункционален. В нем
    сочетаются разные функции:
    утилитарно-практическая, познавательная,
    воспитательная, эстетическая. Известно много
    источников народной мудрости.
    К малым фольклорным жанрам относятся загадки,
    прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и
    поговорки. Естественно, может возникнуть вопрос:
    а зачем нам опыт предков, которые жили несколько
    веков назад? Возможны различные точки зрения, но
    нельзя оспаривать нравственную ценность этого
    исторического материала. В наши дни, как никогда
    актуальны проблемы милосердия, гуманности,
    патриотизма, духовности в отношениях между
    людьми.
    Поговорим сегодня о пословицах и поговорках.
    Пословица – это краткое изречение с
    назидательным смыслом; народный афоризм.
    Поговорка – это выражение преимущественно
    образное, не составляющее, в отличие от
    пословицы, законченного высказывания и не
    являющееся афоризмом. Необходимо помнить:
    пословицы строятся на антитезе, чаще всего они
    имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически
    они чаще всего двучленны, причем во второй части
    содержится вывод, мораль, иногда поучительный
    смысл, например: «Не узнавай друга в три дня –
    узнавай в три года!». Поговорка, повторим, не
    имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем
    не менее, ей свойственна метафоричность. «Убил
    двух зайцев», «Мастер на все руки». Пословицы и
    поговорки называют жемчужинами народного
    творчества, они оказывают воздействие не только
    на разум, но и на чувства человека поучения,
    заключенные в них, легко воспринимаются и
    запоминаются. Выверенные опытом многих
    поколений эти выражения народной мудрости
    служат борьбе за то, чтобы честность, доброта,
    справедливость, храбрость, любовь к труду, к
    Родине, матери стали жизненными нормами каждого
    члена общества.
    Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они
    наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них
    много олицетворений, метких определений.
    Использование пословиц и поговорок на занятиях
    и в повседневной жизни активизирует речь
    ребенка, способствует развитию умения ясно
    формировать свои мысли, помогают лучше понять
    правила житейской мудрости. Они учат детей
    нравственным основам жизни, говорят о правде и
    лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте,
    ссоре:
    «Правда светлее солнца»;
    «Будь в малом правдив – и в большом станут
    верить»;
    «Ссора до добра не доведет».
    В своей работе с детьми широко использую
    пословицы, и поговорки при этом опираюсь на
    принципы постепенности и последовательности
    усложнения данного материала. Предложила детям
    завести альбом и записать туда уже известные им
    пословицы и поговорки, которые воспитывают в
    человеке нравственные и патриотические
    качества. Так же можно сделать альбом-передвижку,
    в который вписывают только новые выражения
    народной мудрости. Ребята узнавали их от
    родителей, из книг и «приносили» их в детский сад.
    Дети с помощью воспитателя записывают новую
    пословицу и рисуют к ней картинку. Для
    закрепления поговорок и пословиц формы работы
    могут быть самые различные.
    Например:
    Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
    Дидактическая игра: «Один начинает, другой
    продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель
    говорит начало, а дети продолжают, затем начало
    пословицы произносит один ребенок, а другой ее
    заканчивает.
    «Пословица недаром … молвится».
    «С родной земли … умри – не сходи».
    «Без дела жить – только … небо коптить».
    Можно предложить детям подбирать пословицы и
    поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о
    Родине, о дружбе, о матери, о труде.
    «Нет друга – ищи, а найдешь береги»
    «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
    «Родная земля и в горести мила».
    «Родина мать умей за неё постоять»
    Можно раздать детям картинки с изображениями, а
    они должны назвать подходящую пословицу.
    Например: на картинке изображен какой-нибудь вид
    работы – «Скучен день до вечера, коли делать
    нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке
    изображена женщина с ребенком – «При солнышке
    тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем
    родная матушка».
    Изобрази пословицу пантомимой.
    Пословицу показывает желающий ребенок,
    остальные отгадывают. Упражнение не только
    позволяет запомнить пословицы или повторить
    выученные, но и способствует раскрепощению
    детей, установлению лучшего взаимопонимания
    между ними.
    Нарисуй пословицу.
    Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу.
    Показывает рисунок и называет пословицу. Все
    запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети
    стараются вспомнить пословицы. Постепенно
    образуется «банк» рисованных пословиц.
    Изобрази пословицу схемой.
    Это пример пиктограммы. Представьте, как могут
    «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что
    дерево без корней», «Материнская забота в огне не
    горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже
    пословицу изобразят разные ребята. Желательно
    найти интересные моменты на каждой схеме.
    Найди лишнюю пословицу.
    «Дело мастера боится»;
    «Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
    «Не спеши языком – торопись делом»;
    «Язык до Киева доведет».
    Найди пару. Среди нескольких найти пары
    пословиц, близких по смыслу:
    «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»;
    «Руби дерево по себе»;
    «Знания никому не в тягость»;
    «Без корня и полынь не растет»;
    «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»;
    «По Сеньке и шапка».
    Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.
    Картинка + рассказ + пословица.
    Каждому ребенку дают сюжетную картинку и
    совершенно произвольная пословица. Необходимо
    придумать рассказ по картинке, чтобы в него
    обязательно вошла данная пословица.
    Проведя беседы с детьми по патриотическому
    воспитанию нужно обязательно использовать
    пословицы и поговорки, например: беседа с детьми
    о Российской Армии, использовать можно пословицы
    «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где
    смелость, там и победа», «Знает свет – тверже
    русских нет» по этой пословице будут у детей
    вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже»,
    надо обязательно объяснить детям содержание и
    смысл пословицы «Свет – это вся земля, все
    страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей
    нет».
    Так, при обсуждении понравившегося
    произведения Л.Кассиля «Твои защитники» ребята
    восхищались мужеством и находчивостью героев,
    делали обобщение, используя пословицы: «Тот
    побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто
    за Родину горой».
    Еще одна форма работы с детьми – это
    сотворчество воспитателя и детей – составление
    новых пословиц.
    «Где храбрость и отвага – до победы два шага»;
    «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и
    сноровка»;
    «Человек без друзей – что солнце без лучей»;
    «Работай смелее – будешь жить веселее».
    К.Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают
    детям изучать окружающий мир, лучше понимать
    различные явления, события. Изучая пословицы о
    труде можно показать значение труда в жизни
    людей.
    «Без дела жить – только небо коптить».
    «Кто лениться – тот не цениться».
    «Не сиди сложа руки, так не будет скуки».
    Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается
    чувство гордости за свой народ.
    «Человек без Родины, что соловей без песни».
    «Родина мать умей за нее постоять».
    «Жить – Родине служить».
    «Один за всех и все за одного».
    «Жизнь пройти, не поле перейти».
    Пословицы и поговорки помогают включить в
    словарь дошкольника такие слова, как «боец,
    герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т.д.»
    Правильное понимание содержания пословиц и
    поговорок научит ребенка широко использовать их
    в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим,
    чтобы наши дети выросли умными, честными,
    трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки
    решаются задачи огромной важности – учат
    светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают
    уроки нравственности и доброты, приобщают к
    богатству и красоте родного языка, народным
    традициям, величайшей культуре прошлого. Именно
    поэтому они сегодня так актуальны и могут с
    успехом быть использованы воспитателями в
    работе с детьми.
    12.02.2009

  6.  
    В своей работе в вечерней школе я столкнулась с такими проблемами со стороны учащихся, как неумение выражать свою мысль, выделять основную мысль произведений, давать характеристику героям, анализировать произведения, строить устную и письменную речь, красиво говорить. Этот барьер трудно преодолеть, но возможно. Возникает необходимость помочь учащимся, тем более, что наши ученики попадают в одинаковые условия с учащимися дневных школ при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
    Каждый учитель использует свои, уже проверенные временем методы и приемы; я для ликвидации выше перечисленных проблем выбрала следующий путь: на своих уроках русского языка и литературы прибегаю к пословицам. А теперь обо всем по порядку.
    Я считаю, на уроках литературы вообще невозможно обойтись без жанров устного народного творчества, а именно, без пословиц и поговорок — это замечательный материал для развития речи. Во-первых, речь с пословицами это богатая, красивая речь, во-вторых, в пословицах содержится народная мудрость, истина, проверенная не одним поколением, в-третьих, работа с пословицами развивает логическое мышление и заставляет нас заглянуть в прошлое нашего народа. Если систематически использовать пословицы, то такая работа формирует умения выделять связи слов, словосочетаний. Объясняя значение не только пословицы в целом, но и отдельных слов, дети встречаются с таким явлением, как многозначность слов, тем самым обогащают словарный запас, совершенствуют связную речь, проникают в смысл, какого-либо высказывания, развивают мыслительные способности. Кроме того, прежде чем учащемуся употребить в речи ту или иную пословицу или поговорку, в его уме происходит активная мыслительная деятельность: нужно соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся запасом пословиц и подобрать соответствующую.
    При работе с малыми жанрами устного народного творчества большое внимание уделяется развитию понимания прямого и переносного значения слов, в то же время приобретаются навыки таких типов речи, как объяснение, доказательство, рассуждение.
    Рассматривая пословицы в контексте, учащиеся понимают, что пословицы приобретают особое значение: придают речи выразительность, эмоциональность, колоритность, глубину. Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве. Естественно, задачи, которые я ставлю на уроках, следующие:
    способствовать более глубокому погружению в народную культуру. Например, пословица «Изба красна углами, а человек — делами» заставит обратиться к истории нашего народа и понять его: что значит красные углы в избе, какое большое значение придавалось иконам.
    воспитывать нравственные качества, потому что через пословицу и поговорку выражены ирония, юмор, насмешка, любовь, гнев. Например, «Дашь палец, всю руку откусит», «Паршивая овца все стадо портит», «На устах — мед, а на сердце — лед». Через пословицы мы часто характеризуем человека, и не надо лишних слов, чтобы понять, какое качество подчеркивается.
    Вырабатывать навыки уместного употребления пословиц в своих высказываниях, тем самым обогащая устную и письменную речь, делая ее более образной и выразительной. Бывают случаи, когда не можешь подобрать нужных слов, а вспомнишь пословицу или поговорку, и выход найден. Употребляя пословицы в речи, мы обращаем тем самым внимание на ее выразительность, яркость, подчеркиваем остроту, углубляемся в содержание. К тому же, если правильно повести разговор, то открывается новая дорожка и к сердцу человека.
    С малыми жанрами УНТ работать надо начинать как можно раньше. Уже в начальной школе учащиеся прекрасно справляются с объяснением смысла пословиц, могут подобрать аналогичные, вспоминают те поговорки, которые употребляются в речи их семьей и близкими людьми.
    В 5 классе при изучении народных и литературных сказок, учащиеся встречают большое количество поговорок в текстах. Нельзя проходить мимо такого ценного материала. Помимо смыслового разбора можно предложить и другие задания. Например, подобрать пословицы, поговорки синонимичные данным, выявить смысловые связи слов.
    Например:
    ?                   Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто за сохой ходит.
    ?                   Белые руки чужие труды любят.
    ?                   Горька работа да хлеб сладок.
    К данным подбирают синонимичные:
    ?                   Без мук труда не будет и радости.
    ?                   Без дела жить — только небо коптить.
    ?                   Без труда — нет плода.
    Работая над текстом литературного произведения, учащиеся затрудняются выразить своими словами главную мысль, тогда я призываю их к тому, чтобы они обращались к пословицам: либо включают уже готовую пословицу в свое высказывание, а те, кто «посильнее», на основе уже известных им, строят устную или письменную речь.
    В средних и старших классах я предлагаю ряд пословиц, учащиеся выбирают ту, которая наиболее точно выражает идею произведения. Например, к роману «Война и мир» предлагаются следующие пословицы:
    ?                   Дружно за мир стоять — войне не бывать.
    ?                   Войной да огнем не шутят.
    ?                   Вражда не делает добра.
    ?                   Держи порох сухим — будешь непобедим.
    К рассказу «Кавказский пленник»:
    ?                   Друзья познаются в беде.
    ?                   Человек без друзей, что дерево без корней.
    ?                   Из огня да в полымя.
    ?                   Чужбина-калина, родина-малина.
    ?                   Лучше пропасть, чем терпеть напасть.
    ?                   Не зная броду, не суйся в воду.
    Другой пример в 5 классе после изучения следующего ряда произведений: А. Погорельского «Черная курица», М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», И. С. Тургенева «Муму» предлагаю задание: к каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? При таком вопросе учащиеся невольно перебирают изученные произведения, обращаются к ним, вспоминают героев, их поступки, авторскую позицию, к тому же им следует проанализировать и ряд пословиц и соотнести с произведением.
    ?                   Давши слово держись, а не давши крепись.
    ?                   Жизнь дана на добрые дела.
    ?                   От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
    ?                   Не одежда красит человека, а добрые дела.
    Предлагается ряд пословиц, и следует вопрос: о каком поступке идет речь в этих пословицах? Героев каких произведений вы бы охарактеризовали?
    ?                   Не все то золото, что блестит.
    ?                   Смелость города берет.
    ?                   Не место красит человека, а человек место.
    ?                   Трусливому каждый шорох — беда.
    Даже при чтении зарубежной литературы используем на уроках пословицы. Проработав ту или иную, учащиеся лучше понимают героев, суть их поступков. Например, при чтении М. Твена «Том Сойер» встречаются такие:
    ?                   Где есть желание, там найдётся и способ.
    ?                   Но нет хуже дурака, чем старый дурак.
    Или рассказ Э. Сеттон-Томпсона «Снап»:
    ?                   Друга в верности без беды не узнаешь.
    ?                   Верный друг любит до смерти.
    При чтении стихотворений русских поэтов о родной природе предлагается задание: соотнести стихотворение с пословицей:
    ?                   Солнце встанет, так и утро настанет. (И. С. Никитин «Утро»)
    ?                   Зимавесну пугает, да сама тает. (Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»)
    ?                   Как не злись метелица, всё весною пахнет.
    ?                   Весна отмыкает ключи и воды. (Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»)
    ?                   Апрель с водой, май с травой. (А. Н. Плещеев «Уж тает снег»)
    ?                   Вода с гор потекла — весну принесла.
    После выполнения задания напрашивается вопрос: пословицы уходят глубокими корнями к нашим далеким предкам, так почему же и сейчас они актуальны?
    На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.
    В заключение вышесказанного можно сделать вывод: пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения и уточнения словарного запаса учащихся, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.
    В результате такой работы активизируется память, развивается мышление и речь, учащимся легче выразить свои мысли, они точнее могут назвать идею текста, выразить авторскую позицию. Даже краем уха можно услышать в речи учащегося при общении друг с другом пословицы, значит, они анализируют, знают, в конце концов запоминают их, ориентируются в той или иной ситуации, где и какую пословицу уместно употребить, как точнее выразить свою мысль. От урока к уроку учащимся становится легче работать с произведением: выражать основную мысль, давать оценку поступкам героев.
    Это вкратце я рассказала об уроках литературы.
    На уроках русского языка пословицы используются не менее. О достоинствах пословиц уже выше рассказано, поэтому я сразу перейду к тому, как именно я использую этот материал.
    Прежде всего, пословицы использую при работе над орфографической зоркостью. Таким образом, и работа над орфографией, и работа над речью.
    Назовите форму выделенных глаголов, спишите, ь подчеркните.
    ?                   Воду толочь вода и будет.
    ?                   Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море.
    ?                   Пытается из песка масло извлечь.
    ?                   Люблю греться, да боюсь обжечься.
    ?                   Из одной хворостине трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
    Спишите пословицы и поговорки, подчеркните глаголы в неопределенной форме с ь после шипящих на конце.
    ?                   Одежду не беречь — порвется, дружбу не хранить — оборвется.
    ?                   Тщеславие всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь.
    ?                   Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты.
    ?                   С малого начинай, чтоб высокого достичь.
    При отработке навыков пунктуации предлагаю такие задания:
    Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Подчеркните однородные члены предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы, отображающие пунктуацию при однородных членах.
    ?                   Дружба и братство дороже всякого богатства.
    ?                   Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
    ?                   Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    ?                   Невелика птичка, зато поет хорошо.
    ?                   Слово не стрела, а разит пуще стрелы.
    ?                   Не только штык, но и колос врага колет.
    ?                   Щедр на слова да скуп на дела.
    Как сказал В. И. Даль: «Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова». И я думаю слова великого русского ученого, писателя созвучны всем учителям-филологам. Желаю всем удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *