Сочинение миниатюра на тему юмор и сатира

2 варианта

  1. Почему мы смеемся? Что делает ситу­ации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто. Неслучайно над подобными вопросами размышляли известнейшие философы мира. Так, немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724—1804) утверждал, что смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженно ожидаемого происходит нечто совер­шенно незначительное, то есть случается то, о чем говорит посло­вица: «Гора родила мышь». Похожую мысль высказал английский философ Герберт Спенсер (1820—1903): «Смех… естественно является только тогда, когда сознание неожиданно обращается от великого к малому». Однако смеемся мы не только над превращением «великого» в «малое», но и над разными другими несообразностями, вызванными резкими и забавными изменениями ситуации. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384— 322 гг. до н.э.) определял смешное как «некую ошибку или безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное». Иной угол зрения на комичное продемонстрировал немецкий философ Артур Шопен­гауэр (1788—1860), заявив, что смех возникает там, где совершенно разные явления обнаруживают неожиданное, парадоксальное сходство. А француз­ский философ Анри Бергсон (1859—1941) отмечал, что комичным становится все, что принимает косные, окаменевшие формы. Наконец, следует пом­нить также о том, что смех может выступать орудием протеста. Ведь, вы­смеивая определенные традиции, законы, нравы, суеверия, мы тем самым проявляем свое несогласие с ними. Смех отделяет смеющихся от тех, над кем смеются, и таким образом дает ощущение освобождения от угнетающей повседневной жизни.
    Смех располагает своей палитрой изобразительных средств. Одно из са­мых распространенных среди них — гиперболизация, или преувеличение (от древнегреч. hiperbole — излишек, преувеличение). Этим приемом охотно пользуются карикатуристы: берется какая-нибудь характерная черта внешности человека и доводится до крайности. Скажем, большой нос или живот на рисунке выглядят неправдоподобно громадными. Иногда гипер­болизируются отдельные слова и обороты речи, свойства характера и т.д. При этом важно помнить, что гиперболизация не подразумевает никакого скрытого смысла.
    Но существует и другой способ комического высказывания. «Какой добрый, щедрый человек!» — можем сказать мы, подразумевая прямо про­тивоположное, то есть жадность, прижимистость. Такой прием называется иронией (от древнегреч. eironeia — притворство). Он построен на иносказа­нии и требует определенной культуры восприятия.
    Когда ирония становится злой, издевательской, она переходит в сарказм. Сарказм не прибегает ни к какой маскировке, ни к какому иносказанию. Он не знает пощады. Недаром этот термин происходит от древнегреческого слова «sarkazo», означающего «рву мясо».
    Словом, смех в художественном произведении может быть разным: доб­родушным, легким, мрачным, злым, мстительным, беспощадным… В зави­симости от оттенков смеха различают виды комического. К числу основных видов принадлежат юмор и сатира.
    Отделить юмористические произведения от сатирических довольно трудно. Обычно только в произведениях малых жанров удается полностью выдержать юмористический или сатирический тон. Чем крупнее произве­дение, тем более сложными и многосторонними оказываются переживания как автора, так и читателя.

  2. “Нужна ли сатира сегодня?” – вопрос, ответ на который для меня очевиден. Невозможно поверить в наступление времён, когда критиковать будет нечего и некого. Сатира – это, по сути, критика, разбавленная юмором. На мой взгляд, сатира будет жить вечно.
    Основоположником русской обличительной литературы можно по праву считать Салтыкова-Щедрина. Он немало пострадал за своё вольнодумие и острый язык. Именно многочисленные гонения заставили его прибегнуть к сатире, облечь свою критику России того времени в иную форму. Он, как никто, умел изобразить пороки тогдашней России в комической форме. В его сказках нелицеприятное тесно переплетается со смешным, жуткое с комическим, а настоящее с нереальным. Романы, сборники очерков, рассказы Салтыкова-Щедрина, бесспорно, занимают не менее достойное место в русской литературе. Но именно в сказках нашёл своё воплощение многолетний и очень богатый жизненный опыт писателя.
    В своих сказках Салтыков-Щедрин всё время противопоставляет народ и представителей высших сословий общества. Широко используя гиперболу и гротеск, писатель высмеивает эксплуататоров. Угнетателей крестьян он изображает в образах хищников, а простых мужиков – в образах беззащитных зверей и птиц. Все сказки Салтыкова-Щедрина имеют политический подтекст. В них он выступает ярым противником мужицкой безвольности и сторонником всяческих проявлений народного самосознания.
    На сегодняшний день использование сатиры не утратило популярности. К ней прибегают многие писатели и поэты. Она звучит с экранов телевизоров, мелькает на страницах социальных сетей. А всё потому, что на многие проблемы современного общества членам этого общества куда проще смотреть через призму сатиры. Ведь проблемы-то остались теми же, что и во времена Салтыкова-Щедрина. И порой кажется, что искоренить их вовсе невозможно. А юмор – отличное средство не отчаиваться окончательно.
    P. S Такое сочинение писал ещё в классе 7, надеюсь ещё актуально …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *