Сочинение на егэ на тему человек и природа

12 вариантов

  1. Аргументы для сочинения ЕГЭ

    Подборка аргументов на тему «Природа» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Проблема взаимоотношения живой природы и человека; человек и окружающий его мир; кто или что остановит человека в его разрушительном порыве?

    «Марсианские хроники». Р. Брэдбери
    Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.
    «Царь-рыба». В. Астафьев
    В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии  своего внутреннего мира с гармонией мира,  существующего рядом с нами.
    «Все лето в один день». Р. Брэдбери
    Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.
    «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери
    Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем — безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.
    «Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов
    Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» — под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.
    «Плаха». Ч. Айтматов
    Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.
    «Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо
    Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.
    «О всех созданиях — больших и маленьких». Дж. Хэрриот
    С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.
    «Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл
    Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж.  Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных — о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.
    «Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев
    Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.
    «Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон
    Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.
    «Арктур — гончий пес». Ю. Казаков
    Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.
    Теги: Аргументы ЕГЭ, Природа

  2. Человек и природа

    Человек не может существовать отдельно без природы. Земной шар это дом для человека. Здесь у него есть все необходимое для жизни; воздух, вода, еда. Но к сожалению, человек часто забывает об этом, и относится к своей планете словно поразит, он уничтожает окружающую природу, забывая о том, что именно она дает ему жизнь. Зачем пилить сук, на котором сидишь?
    Раньше человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемы, и можно брать от природы все, при этом в огромном количестве. Но оказалась все не так. Никто не задумывался, как можно столько много брать, при чем ничего не отдавая взамен? О нет, взамен конечно, природа получала горы мусора, ядовитые выбросы в атмосферу, почву, воду.
    Сейчас человек начинает осознавать свою ошибку. Он понимает, что нужно заботиться о своем доме, ведь многие поколения еще хотят жить на этой земле. Они хотят дышать чистым воздухом, пить чистую воду, и восхищаться окружающим миром.
    Самая главная задача человечества — это забота об окружающем мире. Наш земной шар должен по-прежнему оставаться голубым, он не должен быть серым. Сохранить природу это достаточно сложная задача в наше время, так как люди ведут себя легкомысленно по отношению к ней, но хочется верить, что все измениться в лучшую сторону.

  3. Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
    В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
    Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
    В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
    Борьба Игнатьича и царь-рыбы – метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
    В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
    Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

    ↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») 

    Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе.
    Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету.
    Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека.

    ↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха») 

    В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
    Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.
    Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.
    Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.
    Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.
    Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.
    Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии.

    ↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день») 

    Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит “никогда не видеть солнца”, Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце – это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем.

    ↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы») 

    Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.
    Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек – хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.

    ↑ Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья») 

    “Человек, который сажал деревья” – это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности.
    На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье.
    Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.

    ↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”) 

    Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».

    ↑ Отношение человека к природе, взаимосвязь человека и природы, ответственность человека за его поступки перед миром природы. (Рэй Брэдбери «И грянул гром») 

    Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение.

    ↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов “Неизвестный цветок”) 

    В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.

    ↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (И.С. Тургенев «Отцы и дети») 

    Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье.
    ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ

    ↑ Как природа влияет на характер человека? (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”) 

    Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  4. Природа и человек особенно связаны между собой. Без даров природы человек бы не смог существовать. Она дала людям многое: чистый, свежий воздух, продукты питания, воду, без которой человек не прожил бы и дня.
    Но к сожалению, человек иногда пренебрегает дарами, и наносит незаменимый ущерб на матушку-природу. И она в свою очередь отвечает тем же. Постоянные бури, ураганы, смерчи и катаклизмы. Стоит только посмотреть, в нашем мире, каждый угол земли обязательно пострадал.
    Каждый раз природа пытается показать то, что здесь хозяйка она, а не человек.
    Природа наделила каждую страну своими достопримечательностями. Кого то красивыми полями, кого то – реками, кого то морями и океанами. На одном континенте безумно красивая пустыня, а на другом – ледники. Поэтому каждый год туристов все больше и больше, они пытаются объездить всю страну, что бы посмотреть на дары природы.
    Природа – наша самая большая аптечка. Именно большинство лекарств ищут свои начала именно в природной структуре. Все растения по своему влияют на организм человека, и являются базой в лекарствах.
    Люди всегда просили продукты питания у морей и рек. Более миллиарда людей зависят от вылова рыбы. Это дает им не только очень важный белок, а и работу.
    Наша природа регулирует климат земного шара. Именно по этому мы видим такое разнообразие лесов и гор, тундр, пустынь, рек, морей. Они связаны цепочкой между собой, и держат равновесие земли.
    Влияние природы на человека также большое и в экономическом вопросе. Ведь каждая страна багата тем, чем ее наградила природа. Люди научились брать с этого максимум. Полезные ископаемые продаются, перерабатываются, и являются незаменимым звеном экономики стран.
    А как можно представить искусство без природы? Нас наградили превосходными пейзажами, а красивые цветы, сады, леса всегда служили вдохновением для написания поэзий, сказок и других произведений искусства.
    Наши предки вкладывали в природу всю духовность. Это у них были боги огня, солнца, ветра, воды. Люди поклонялись природе, и она их щедро благодарила.
    В нынешнем обществе люди выжали с природы все. Меняется климат, благодаря постоянным выбросам в атмосферу отходов от производства из заводов и фабрик, постоянные катаклизмы, которые забирают с собой много жизней.
    Поэтому нам нужно лучше относится к природе, и давать хоть какое то время на восстановление.
    ЕГЭ 11 класс

  5. Готовимся к сочинению ЕГЭ
    2017
    По проблеме
    „Человек и природа“
    Автор работы:
    учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ» Садчикова Ю.Н.
    План к сочинению
    1. Небольшое вступление
    2. Комментарий к проблеме
    3. Четкое определение авторской позиции
    4. Комментарий художественных особенностей текста
    5. Определение собственной позиции
    6. Вывод

    1. Небольшое вступление.
    Обозначаем проблему, поставленную автором.
    Постановка проблемы исходного текста может быть в виде вопроса.
    Например:
    Как книга влияет на душу человека?
    Какова роль книги в детстве?
    Как природа влияет на человека?
    Что определяет взаимоотношения человека и природы? Каким должен быть настоящий учитель, ученый?
    Что такое настоящая мужественность ?
    Может быть в виде повествовательного предложения.
    В данном тексте затронута
    … проблема сохранения чистоты и богатства русского языка,
    … проблема взаимоотношений отцов и детей,
    … проблема поведения человека на войне,
    … проблема детской жестокости и т.д.
    2. Комментарий к проблеме.

    Отметим здесь цель автора привлечь внимание общества, молодежи к данной проблеме, заставить читателя поразмышлять над понятием …
    Упомянуть фамилию автора.
    Актуальность данной проблемы для нашей современности, привести примеры.
    3. Четкое определение авторской позиции.

    Какова позиция автора по данным проблемам?
    Какие факты, примеры он приводит?
    На что обращает особое внимание?
    Что вызывает у автора особую тревогу, опасения?
    С чем он не согласен?
    Как должны быть разрешены данные проблемы (по мнению автора)?
    Какие выводы он делает ?
    Употребляем выражения: «автор убежден», «автор считает», называем фамилию автора, приводим цитаты из текста
    4. Комментарий художественных особенностей текста.

    Определяем стиль текста (публицистический обычно), присутствует ли описание, рассуждение, повествование? Особую яркость, эмоциональность, точность, выразительность речи придают художественные средства, используемые автором: метафоры, сравнения, эпитеты, ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, многосоюзие, фразеологизмы, цитаты, парцелляция, градация.

    Приводим примеры средств художественной выразительности
    5. Определение своей позиции.

    Вы согласны с автором.
    Доказательство своей позиции.
    Аргументы.
    Приведите 2 примера из произведений литературы.
    Либо один литературный пример, второй – из нашей культуры, истории.
    В крайнем случае – второй пример может быть из собственного жизненного опыта.
    6. Вывод:
    Таким образом, ориентиром для автора в разрешении данной проблемы текста являются
    … абсолютные нравственные ценности,
    … культурные и исторические традиции России,
    … философское восприятие мира и места в нем человека,
    … традиционное понимание роли русского языка в развитии страны и общества,
    …анализ и осмысление ситуаций собственной жизни с моральной позиции и т.д. (в зависимости от тематики вашего текста).
    В финале приводим отрывок из стихотворения по данной теме или афоризм.
    Невольно вспоминаются следующие строки: …
    Примерные проблемы текста
    Проблема памяти, уважения к нашему прошлому.
    Каково значение дома и семьи в жизни ребенка?
    Проблема разрыва связей между поколениями.
    Проблема самовоспитания и нравственного самосовершенствования.
    Пробпема сострадания, помощи ближнему.
    Проблема отношения человека к языку.
    Проблема постижения человеком прекрасного.
    Проблема нашей вины перед близкими людьми, проблема покаяния.
    Проблема грубости, хамства в общении людей.
    Примерные проблемы и аргументы
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
    Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы.
    Ф.И. Тютчев – стихотворения «Природа-сфинкс», «Певучесть есть в морских волнах…» , «От жизни той, что бушевала здесь…».
    И.С. Тргенев – повесть «Поездка в Полесье», стихотворение в прозе «Природа».
    В. Астафьев – повествование в рассказах «Царь-рыба».
    Ч. Айтматов – роман «Плаха».
    Б. Васильев -повесть «Не стреляйте в белых лебедей».
    Примерные проблемы и аргументы
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
    Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармоничного сосуществования?
    Поэма неизвестного автора – «Слово о полку Иrореве».
    К.Г. Паустовский – сказка «Растрепанный воробей».
    Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир.
    Л.Н. Толстой – роман-эпопея «Война и мир».
    Ю. Яковлев – рассказ «Разбуженный соловьями».
    Ю. Нагибин – рассказ «Зимний дуб».
    Примерные проблемы и аргументы
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
    Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе любовь к Родине.
    С.А. Есенин – стихотворения «О пашни, пашни, пашни …», «Спит ковыль, равнина дорогая».
    Н.М. Рубцов – стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны …», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы».
    К.Г. Паустовский – рассказ «Ильинский омут».
    Проблема восприятия человеком красоты природы.
    В. Солоухин – сборник «Трава: Этюды о природе».
    Примерные проблемы и аргументы
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
    К.Г. Паустовский – сборник «Мещерская сторона».
    К.Г. Паустовский – рассказ «Ильинский омут».
    Какова осень в России? Почему это время года столь любимо писателями и художниками?
    А.С. Пушкин – стихотворение «Осень».
    Картина И. Левитана «Золотая осень».
    Проблема отношения человека к «братьям нашим меньшим». Животные – наши верные друзья и помощники
    А.П. Чехов -рассказ «Каштанка».
    С.А. Есенин – стихотворения «Табун», «Сукин сын», «Лебедушка».
    Афоризмы о природе и человеке

    «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует»
    Иоганн Гёте
    «Природа может все и все творит» Мишель Монтень
    «Предзнаменований не существует. Природа не посылает нам вестников — для этого она слишком мудра или слишком безжалостна» Оскар Уайльд
    «Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы» Артур Шопенгауэр


    Афоризмы о природе и человеке

    «Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях» Александр Радищев
    «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром» Александр Герцен
    «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей» Фрэнсис Бэкон


    «Природа — как фокусник: за ней нужен глаз да глаз» Сэмюэл Батлер
    «Природа наделила женщину огромной властью, и нет поэтому ничего удивительного, что законы эту власть ограничивают»
    Самюэл Джонсон


    Афоризмы о природе и человеке

    «Жизнь природы есть непрерывное творчество, и хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» Николай Станкевич
    «Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка» Жюль Ренар
    «Природа проста и не роскошествует излишними причинами»
    Исаак Ньютон
    «Природа, должно быть, не создавала еще женщины, настолько уродливой, чтобы она могла остаться совершенно равнодушной к похвале, воздаваемой ее наружности» Филип Честерфилд
    «Природа ничего не делает просто так» Томас Браун


    Определение понятия слова „природа“

    Экологический энциклопедический словарь.
    ПРИРОДА,
    1. Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
    2. Совокупность естественных условий на Земле или в какой-либо ее части, включающая рельеф, растительный и животный мир, климат.
    3. Основные свойства, сущность.


    Тезисы о природе
    Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.


    Тезисы о природе

    «Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть».
    Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.
    Необходимо бережно относиться к природе.
    Изучение природы приучает подчиняться ее законам.
    Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.
    Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил.



    Аргументы
    Перу Пришвина принадлежат повести, сказки, очерки, дневники, автобиографический роман, где он пишет о природе. В книгах проявилась оригинальность пришвинского таланта: он сочетает реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире. В произведении «Кладовая солнца» объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с велики­ми сокровищами жизни». Пришвин видит реальность, ее темные и светлые стороны, но наполняет ее новым смыслом и доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно.



    Аргументы
    В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Природа может отомстить. О справедливом возмез­дии взывает Царь-рыба, израненная человеком. Перед угрозой «потребительства», оказалась и природа, и сам человек. Но толь­ко природные натуры способны выстоять под напором агрессив­ного, браконьерского образа жизни современного человека.



    Аргументы
    Герои Чехова в комедии «Вишневый сад» растеряны и не понимают хода жизни. Это непонимание выявляется в отношении к саду. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, связан с судьбами нескольких поколений – прошлых, настоящих и будущих. Многогранно символическое наполнение образа: красота, прошлая культура, наконец, вся Россия… Одни видят сад таким, каким он был в невозвратном прошлом. Для других разговор о саде – только повод для амбиций, третьи, думая о спасении сада, на самом деле, губят его, четвертые гибель сада приветствуют… Гибель сада – это гибель человека, гибель культуры.



    Аргументы
    В небольших по объему рассказах Рэя Брэдбери «И грянул гром» и «Земляничная поляна» звучит предупреждение о том, что может случиться с нашей цивилизацией, если нарушится связь человека и природы. Автор, путешествуя во времени,
    рассказывает нам две разные истории: одна – из прошлого, другая – из будущего, Но объединяет их одна мысль. Может случиться катастрофа, если мы нарушим хрупкое равновесие в природе.



    Источники:
    Амелина Е. В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С)
    И.П. Цыбулько Отличник ЕГЭ Русский язык
    http://egerus.ru/composition/getArgumentsFree.html?themeid=21
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/6151/%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%90
    http://www.bankoboev.ru/fons/NjM3OQ==/Bankoboev.Ru_otkrytaya_kniga.jpg
    http://portfoliobib.ucoz.ru/shablon/fon_v_linejku.jpg

  6. Общество неразрывно связано с природой, под ее влиянием оно медленно, постепенно, но неизбежно складывалось. Так появился современный человек, ставший угрозой для окружающего мира, для природы, которая дала ему возможность существовать и развиваться.
    Автор предложенного для анализа текста ставит перед читателем как никогда актуальную проблему взаимоотношений человека и природы. В. Солоухин недоумевает: почему человечество целенаправленно день за днем уничтожает свой собственный дом?
    Для того, чтобы показать читателю всю абсурдность сложившейся в современном мире ситуации, автор текста сравнивает нашу планету с космическим кораблем, а ее жителей – с космонавтами внутри этого корабля, сознательно разрушающими его. Он говорит о том, что нет никакой разницы между маленьким кораблем и огромной планетой: это “вопрос только размеров и времени”.
    В. Солоухин убежден: человек для планеты – своеобразная болезнь, каждый день наносящая ей непоправимый вред.
    С автором текста невозможно не согласиться. Люди забывают о том, что природа – их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе.
    Моя точка зрения находит подтверждение в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Главный герой этого произведения, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Именно таким И. С. Тургенев видит “нового” человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.
    Современное общество начинает осознавать важность заботы о природе. Глобальное потепление, расширение территорий существующих пустынь и возникновение новых, дефицит энергетических ресурсов и другие проблемы, уже перешедшие в категорию международных, заставляют человека задуматься о том, где он будет жить через сто или тысячу лет. В связи с этим проводятся многочисленные конференции, на которых обсуждаются возможные пути выхода из экологического кризиса.
    Человечество всегда будет зависеть от природы и ее состояния. На данном этапе обществу необходимо пересмотреть свое небрежное отношение к окружающему миру и перестать изо дня в день разрушать свой единственный дом.
    Добавил: sam50

  7. Проблемы взаимодействия природы и человека существуют давно. Люди над этим задумываются с возрастом, когда накапливается опыт, зрелая мудрость.  Эту проблему пытаются решить многие поколения.
    Многие поэты в стихотворной форме поднимали данную проблему. А. Усачёв в стихотворении «Хоть трава не расти» призывает одуматься и стать защитником природы. Эту тему продолжает С. Михалков «Будь человеком», отмечая отрицательные поступки людей, халатно относящихся к ограниченным частицам природы.  Писатель – натуралист В. Бианки В рассказе «Анютина утка» хочет указать на то, что дикие птицы не смогут жить в неволе. Инстинкт их зовёт на природу в специальные участки, спрятанные от глаза человека. Птицы боятся людей потому, что они разоряют гнёзда, убиваю их.
    До сих пор, приятно читать поэтов: Пушкина А.С., Фета А. А., Некрасова Н. А., которые воспевают красоту всей природы в различный период времени.
    Отрицательные поступки, варварское отношение к животному миру, вызывает возмущение с её стороны. На человечество обрушиваются смерчи, ураганы, землетрясения. Нельзя принимать позицию: «Мне всё равно», завтра беда может настигнуть вас или ваших детей, внуков.
    Все люди должны быть защитниками родных сокровищ нашего края. Всегда знать и помнить, дары природы – матери не беспредельны, и их надо пополнять. Подсаживать деревья, кустарники, травы и цветы. Стараться не рвать растения, а если сорвал, то сохранять в земле корень, в том числе и грибы. Тогда на этом месте вырастет новый цветок и грибок. Сохранять животных, занесённых в Красную книгу.
    Помнить, что истребляя их, могут исчезнуть многие виды ценных животных и лекарственных растений. Не засорять реки и моря, леса и поля. Не разводить костры. Ведь пламя может истребить множество животных и растений. Учить друг друга, как сберечь и увеличить ископаемые, растения, популяции птиц и животных.
    «Сохранять природные богатства – означает беречь и защищать Родину».
    Нужно передавать опыт и любовь к Краю, где ты вырос и родился. Чистый воздух, вода и земля зависят от нас. Нужно уважать и защищать всё живое в мире. Учиться наблюдать, познавать со стороны, без ущерба окружающим просторам.
    Больше читать книг, вместе восхищаться с авторами. Обогащать жизненный опыт предков, пополнять словарный запас. Человек, делающий добро испытывает счастье. Заступаться за животных, которые не могут себя защитить. Бороться с грубостью и жестокостью.
    ЕГЭ 11 класс

  8. 8
    Текст добавил: СеРДцЕ_РаЗБиТо_ТоБоЙ

    «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», – так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.
    Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние? Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели. Не одно десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В. Распутина природа погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает мстить человеку за все страдания.
    С первых строчек романа «Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы перед сокрушающей деятельностью человека. «Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая: область не выполняет план по мясосдаче. В результате решено выполнить его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются сайгаки.
    Читателю хочется найти ответы на многие вопросы. Главный из них -совместимы ли поступки человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.
    В романе «Плаха» природу олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные. Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас природа. Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает, сжигает, похищает волчат. Потеряв три выводка,
    волки начинают мстить человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка: «Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети – смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел, который зачеркивает обе жизни.
    Трагедия семьи Бостона приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».
    В каждую строчку романа писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия, страдания человечества, занятого самоуничтожением. Нарисовав глобальное противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и ответственности каждого. «Плаха» звучит трагическим предупреждением: если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.
    Проблема «человек и природа» – нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире.
    Проблема «человек и природа» и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им цвести край родной,
    Раскрывая эти аспекты проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.
    Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить:
    «Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с
    камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….»
    (620 слов)
    Автор Анна Цыпаева

  9. Взаимоотношения человека и природы всегда были объектом внимания русских писателей. Важно, что природа рассматривалась ими не как фон, не как что-то мертвое и лишенное души. Традиция русской литературы заключается в том, что природа считалась частью Вселенной, живой субстанцией, существующей по одним и тем же законам с человеком. Следовательно, она признавалась равной ему, а, может быть, и превосходящей его по разуму, чувствам, мудрости.
    Одним из ярких примеров в этом смысле является стихотворение А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира.
    В стихотворении Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени. Пушкин чувствует мудрость «общего закона» – вечного обновления и торжества жизни: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…». Этот закон воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
    Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения для лирического героя. Он с радостью приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
    В романтической поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выступает символом долгожданной свободы для главного героя, олицетворением его Родины и счастья.
    Вырвавшись, наконец, на свободу, Мцыри поистине слился с природой. Величественные картины Кавказа произвели на юношу неизгладимое впечатление: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, груды темных скал, горные хребты, в снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ…» Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри.
    Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.
    Восприятие природы как воплощения Родины, Отчизны, встречается у многих русских писателей. Так, в повести Н.В. Гоголя дается прекрасное описание запорожской степи, которая отражает силу любви героев к родной Украине.
    Увидев красоту дикой природы, Тарас Бульба и его сыновья забывают обо всем. Гоголь пишет, что «сердца их встрепенулись, как птицы». По мере того, как герои приближались к Сечи, степь становилась все прекрасней. Героев полностью захватила окружающая природа. Было понятно, что там практически не ступала нога человека.
    Признанным певцом природы как воплощения высшей мудрости, законов Вселенной, является Ф.И. Тютчев. Вся его лирика проникнута пиететом перед Природой. Так, например, стихотворению «Певучесть есть в морских волнах…» предшествует эпиграф из древнеримской поэзии – «Est in arundineis modulatio musica ripis» («Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках»). Он и определяет основной мотив стихотворения – гармоничность и мудрость мира природы, восхищение поэтом ею.
    Человек одинок, один на один со своей душевной болью, попытками стать счастливым, постичь гармонию. Душа его протестует против своего отчаянного положения, но не находит ответов на свои вопросы.
    В качестве образца поэт преподносит нам мир природы, целостной и гармоничной от момента своего создания. По мнению Тютчева, человек – также часть природы. Следовательно, мы можем вернуться к истокам, понять законы Вселенной и тоже стать гармоничными и целостными, а значит, счастливыми.
    Писатели 20 века переняли традицию русской классической литературы в восприятии и описании природы. М.А. Шолохов показывает, что его герои-казаки неразрывно связаны со своей землей. Любовь к родине прочно вошла в жизнь этих людей, в их систему ценностей, культуру, мировосприятие. А природа является непосредственным проявлением родной земли.
    Чтобы подчеркнуть эту нерасторжимую связь, Шолохов прибегает к параллелизму – приему, заимствованному им из фольклора. Различные состояние природы писатель мастерски соотносит с психологическим состоянием своих героев, что позволяет более точно и глубоко проникнуть во внутренний мир человека.
    Так, в главе 50 третьей книги «Тихого Дона» пейзаж обрамляет и сопровождает вспыхнувшие чувства и возрождающиеся отношения между Григорием и Аксиньей. Описание природы комментирует чувства героев (главным образом, Аксиньи), помогает проникнуть в их внутренний мир, понять их чувства и их сущность.
    В произведениях М. Пришвина – классика русской литературы 20 века – также огромную роль играет родная природа. Героями творений Пришвина становятся не только люди, но и птицы, животные. Читая рассказы этого писателя, удивляешься его наблюдательности, доброте, силе сердечного участия в мире всего живого.
    Книга рассказов Пришвина «Лесная капель», например, также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.
    Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека.
    Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение в законам природы, Вселенной могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

  10. Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.
    Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:
    С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.
    Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса…
    Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.
    Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.
    Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.
    Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.
    Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.
    А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…
    Автор сочинения — Сергей Большаков ©

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *