Сочинение на историческую тему

6 вариантов

  1. Содержание статьи:
    Требования к сочинению по истории
    План сочинения по истории
    Разбор сочинения по истории
    Пример реального сочинения по истории
    Критерии оценивания сочинения по истории
    Что делать, чтобы написать сочинение хорошо
    Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

    Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

    Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
    В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ http://www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
    Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
    Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
    Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
    Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
    В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

    План сочинения по истории

    Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:
    Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
    Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Оценка значимости данного периода для истории страны.
    Важно!
    – Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
    – Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

    Разбор сочинения по истории

    Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
    Период истории России: 1928 – 1940 гг.
    Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика периода”. Выполняем:
    В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
    Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
    Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
    Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.
    Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
    Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
    Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
    Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
    Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”.
    Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

    Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

    1881-1894
    Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
    Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
    При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
    Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
    Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
    (автор сочинения – Ирина Айтуганова)

    Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

    Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 11.
    К1. Указание событий, явлений
    2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
    К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
    2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
    К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
    2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
    К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
    1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
    К5. Использование исторической терминологии
    1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
    К6. Наличие фактических ошибок
    2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
    ! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !
    К7. Форма изложения
    1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
    ! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !
    Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

    Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

    Что поможет написать сочинение хорошо:

    Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
    Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
    Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).

  2. Из переведенных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Руси часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т.п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книжку, которая носила название летопись. В конце 30-х – начале 40-х годов ХI ст. завершено древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева – братьев Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебедь. Однако, в этом сведении еще не указывалось, в какие года происходили события.
    Около 1073 года древнейшее летописное сведение переработал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который прославлялся своей ученостью и мудростью. Он ввел к нему много новых рассказов о давних и новейших событиях, разместил их в хронологическом порядке, указав года. После его смерти летописания продолжали другие грамотные монахи. В начале XII ст. во время княжения Владимира Мономаха на основе предыдущих сведений монах того же монастыря Нестор создал «Повесть временных лет», доведя записи до 1113 года. В первоначальном виде эта летопись к нам не дошла, но сохранилась в нескольких копиях (списках) более позднего времени. В них немало переработанных и добавленных статей. Всех таких списков «Повести», сделанных в XIV – XVIII ст., дошло к нам свыше двухсот. Изложение в них начинается легендой о всемирном потопе, потом рассказывается о происхождении славян, их расселении, учреждении Киева и т.п. Хронологическое изложение ведется от 852 года.
    «Повесть временных лет» распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее в монастырях или при княжеских дворах других городов – Галича, Новгорода, Твери. Такие летописи воссоздавали события, которые происходили в этих княжествах. Во всех летописях есть и очень краткие записи, и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания. Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.

  3. В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.
    В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов – от экспорта газа и нефти.
    Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.
    Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.
    Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.
    Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.
    Сложно точно подсчитать те расходы, которые были потрачены Советским Союзом на приобретение оружия, так как эта информация была строго засекречена.
    Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства – не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.
    Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.
    Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.
    Правильное написание эссе по истории – это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.

  4. 4
    Текст добавил: КаЛаБок_ПаВеСиЛсЯ

    Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной  работе.
    Вступление
    Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
    Выбор данной темы продиктован следую щими соображениями…
    Поразительный простор для мысли от крывает это короткое высказывание…
    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
    Я согласен с данным мнением…
    Я не разделяю подобную точку зрения…
    Нельзя не согласиться  с мнением …
    Поражает глубина мысли великого…
    Удивляет нестандартный подход к проблеме…
    Эта фраза заставляет задуматься над…
    Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
    Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
    Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…
    Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…
    Я не могу присоединиться к этому утверждению…
    Основная часть.
    Существует несколько подходов к данной проблеме…
    С незапамятных времен бытовало мнение…
    Посмотрим на проблему с другой стороны…
    Во-первых, … во-вторых, … в-третьих,…
    Рассмотрим несколько подходов…
    Например,…
    Проиллюстрируем это положение следующим примером …
    Для полемического эссе:
    С одной стороны, …
    С другой стороны,…
    Следует отметить…
    Необходимо заметить…
    Заключение
    Исходя из вышесказанного…
    Подводя итог размышлениям…
    Таким образом,…
    Подведем общий итог рассуждению…
    Итак,…
    Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
    Вот почему я согласен с мнением…
    Резюмируя сказанное, следует отметить…
    Требования, предъявляемые к эссе
    1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
    2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
    3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
    4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
    Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
    6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
    Алгоритм написания эссе:
    Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
    Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
    а)           интересна  вам;
    б)           вы в целом поняли смысл этого высказывания;
    в)           по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
    Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
    Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
    Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
    Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).
    Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
    Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
    Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
    Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
    Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
    На что стоит обратить внимание при написании эссе.
    1.  Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике – существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
    2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
    3.  При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
    4.способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
    5.способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
    6.умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
    7.умение понимать аналитические подходы и модели;
    8.  готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
    4.  Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
    Классификация эссе
    С точки зрения содержания эссе бывают:
    философскими,
    литературно-критическими,
    историческими,
    художественными,
    художественно-публицистическими,
    духовно-религиозными и др.
    По литературной форме эссе предстают в виде:
    рецензии,
    лирической миниатюры,
    заметки,
    странички из дневника,
    письма и др.
    Различают также эссе:
    описательные,
    повествовательные,
    рефлексивные,
    критические,
    аналитические и др.
    Признаки эссе
    Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:
    Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
    Свободная композиция – важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом “Всё наоборот”.
    Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
    Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
    Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
    Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
    Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.
    Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
    Ошибки при написании эссе
    В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
    Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит “брать на заметку”: “Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака”. “Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой”.
    Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей. Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.
    Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.
    Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше – так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.
    Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S – менее 10 слов, M – менее 20 слов, L – 20 и более слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв – M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв – S S S M L L L.
    Не перегружайте эссе. При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.
    Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.
    Чего следует избегать при написании эссе:
    1. Непонимания сути заявленной темы.
    2. Отсутствия структурированности в изложении.
    3.  Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
    4.  Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
    5.  Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
    6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
    7.  Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
    8. Повторов без необходимости.
    Материал представлен на основании публикации на сайте http://school-help.ru/index.php/katalog/12-raznoe/44-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-esse
    http://www. edu. ru/ – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
    http://www. rusolymp. ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
    http://ecsocman. edu. ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
    http://www. mospat. ru/index. html – официальный Web-сервер Московского патриархата.
    http://his.1september. ru/index. php – электронная версия газеты «История» – приложение к газете «Первое сентября».
    http://www. historia. ru/ – российский электронный журнал «Мир истории».
    http://www. shm. ru/ – на сайте Государственного исторического музея представлены материалы основной экспозиции, посвященной истории России, в том числе освещающие ее начальный период.
    http://hermitage. museum. ru/ – сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты, иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
    http://archaeology. kiev. ua/cultures/ – мультимедийный портал, содержащий всестороннюю информацию об археологических памятниках на территории Восточной Европы, материалы реконструкции этапов и характера русско-скандинавских связей.
    http://www. magister. msk. ru/library/history/history1.htm – сайт содержит основные материалы для изучения русской истории. Здесь можно найти следующие тексты: Н. М. Карамзин. История государства Российского; В. О. Ключевский. Курс русской истории; Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; С. М. Соловьев. История России с древнейших времен; В. Н. Татищев. История Российская; Митрополит Макарий. История Русской церкви; С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории.
    http://www. sib. net/n_russia/ – на сайте представлены материалы о скифах, населявших степную часть Евразии в греко-римскую эпоху: даты; имена; названия; описание жилищ, одежды, обычаев.
    http://oldslav. chat. ru – история расселения славянских земледельческих племен и их взаимоотношений с кочевыми племенами из Азии.
    http://paganism. ru/a-cloth. htm – история древнерусского костюма: верхней одежды, головных уборов, шейных гривн. Иллюстрации.
    http://lants. tellur. ru/history/danilevsky/ – лекции известного историка И. Н. Данилевского о происхождении восточных славян и формировании феодального государства (в том числе Киевская Русь, язычество, принятие христианства и др.).
    http://his.1september. ru/2002/23/1.htm – материалы из нового учебного пособия С. Н. Бледного, И. В. Лебедева «История России». Представлены отрывки из сочинений Геродота, Прокопия Кесарийского; фрагменты работ русских историков – Ключевского, Соловьева, Платонова.
    http://lants. tellur. ru/history/ – библиотека ссылок на информационные статьи и исторические материалы. Генеалогическое древо русских князей IX – XI вв., краткие биографии князей Рюриковичей, хронологическая таблица (IX – XVII вв.), карты Древней Руси. Несколько лекций из курса И. Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.)». Справочник по истории Руси и др.
    http://lib. userline. ru/689?secid=8324&num=1 – электронная версия «Повести временных лет».
    http://www. hrono. ru/libris/lib_p/index. html – электронная версия курса лекций по русской истории С. Ф. Платонова.
    http://www. hrono. ru/libris/lib_s/skr00.html – на сайте размещена электронная версия книги Р. Г. Скрынникова «Древнерусское государство».
    http://www. hrono. ru/dokum/pravda72.html – на сайте приведены два текста: «Русская правда» в краткой и пространной редакции.
    http://oldru. narod. ru/ – электронная библиотека: монография К. Егорова «Образование Киевской Руси», исторические источники, статьи. Коллекция карт. Библиография.
    http://www. magister. msk. ru/library/history/makary/makary. htm – полная электронная версия многотомного труда митрополита Макария «История Русской церкви», написанная им в 1866 – 1883 гг. (охватывает период с Х по XVIII в.).
    http://his.1september. ru/2001/42/no42_01.htm – отечественные историки об эпохе Ивана Грозного.
    http://ou. tsu. ru/hischool/his_JuF/ – основные этапы истории формирования русского государства в XIV – XVII вв. Таблицы, схемы, словарь.
    http://klio. webservis. ru/lec7_1.htm – конспект лекции по истории правления Ивана Грозного. Становление самодержавного строя в России. Фрагменты воспоминаний современников, а также оценки этого периода в работах русских историков. Словарные гиперссылки по личностям, терминам и пр.
    http://www. hrono. ru/libris/lib_s/skrynn00.html – на сайте размещена электронная версия книги Р. Г.Скрынникова «Третий Рим», посвященной истории России XV – XVI вв.
    http://kursy. rsuh. ru/istoria/moskva/moskva. asp – сайт, посвященный истории Москвы. На сайте представлена информация по истории города XVII в.
    http://old-rus. narod. ru/paper. html – в этом разделе сайта расположены статьи и исследования, в которых рассматриваются различные периоды русской истории и древнерусской литературы, в том числе посвященные Смутному времени.
    http://sscadm. nsu. ru/deps/hum/readerhist10/smuta. html – электронная версия хрестоматии по истории России (10 класс). Смутное время в России начала XVII в. глазами современников.
    http://www. moscowkremlin. ru/romanovs. html – виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология. Персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMа «Династия Романовых» компании «Коминфо».
    http://www. hronos. km. ru/1700ru_lit. html – хронологическая таблица основных культурных событий России в XVIIIв.
    http://grandwar. kulichki. net/books/dubov01.html – война России с Францией, поход Суворова в Италию, политика России в Европе. Карта Европы в 1799 г.
    http://rels. obninsk. com/Rels/Limited/Nsub/ml/9801/hist-1.htm – Екатерина II: Жалованная грамота городам 1785 г.
    http://lichm. narod. ru/Part4/411.htm – эпоха петровских преобразований.
    http://syw-cwg. narod. ru/ – Семилетняя война.
    http://fstanitsa. ru/gla_pugachev. shtml – биография Емельяна Пугачева – руководителя крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Иллюстрации (репродукции картин).
    http://his.1september. ru/2000/no09.htm – рассказы из русской истории XVIII в. Фрагменты из книги занимательных рассказов. Материал для уроков в 6 – 9 классах. Тексты о событиях XVIII в.: преобразования Петра I, дворцовые перевороты и т. д.
    http://dinastya. narod. ru/ – правление Александра III (1881 – 1894 гг.): приход к власти, внутренняя и внешняя политика, русское национальное строительство, царь-миротворец.
    http://www. fictionbook. ru/author/lyashenko_leonid_mihayilovich/aleksandr_ii_ili_istoriya_trehodinochestv/lyashenko_aleksandr_ii_ili_istoriya_treh_odinochestv. html  – книга Л. М. Ляшенко «Александр II», всестороннее описание жизни человека, занимающего исключительное место в ряду российских самодержцев.
    http://old-map. narod. ru/all-17.html – карта России и племена, ее населяющие (1866).
    http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/russia. htm – библиотека электронных ресурсов МГУ.
    http://www. nsu. ru/vk/info/d_205.htm#Heading – на сайте в лекционной форме представлен материал «Военная реформа 60 – 70-х гг. XIX в.».
    http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/feb1861.htm – Манифест 19 февраля 1861 г.
    http://dinastya. narod. ru/ – сайт, посвященный личности Александра III. На сайте представлены материалы монографии Н. Д. Тальберга «Александр III».
    http://hronos. km. ru/biograf/alexand3.html – проект «Хронос», где представлена биография Александра III. Здесь же можно познакомиться с письмами К. П. Победоносцева к Александру I.
    http://www. arthistory. ru/peredvizh. htm – сайт, посвященный истории изобразительного искусства. На этой странице содержатся сведения о русских художниках-передвижниках.
    http://rusart. nm. ru/ – сайт, посвященный художникам-передвижникам.
    http://www. altai. fio. ru/projects/group3/potok69/site/moguchaya. htm – на сайте рассказывается о творчестве музыкантов, входивших в состав Могучей кучки.
    http://www. encspb. ru/ – сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга» рассказывает об архитектурных стилях, используемых архитекторами города, в том числе и о стилях второй половины XIX в.
    http://www. alhimik. ru/great/mendel. html – сайт «Великие химики» рассказывает о выдающемся открытии Д. А. Менделеева. Здесь также представлена биография великого химика.
    http://www. gramma. ru; http://www. krugosvet. ru – на этих сайтах можно найти интересный материал об эссе.
    «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
    (В.О. Ключевский)
    На первый взгляд может показаться, что не мог выдающийся русский историк В. О. Ключевский сказать, что история ничему не учит. По-моему, Ключевский хотел подчеркнуть, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны в жизни. И я с ним согласна.
    История – одна из древнейших наук. Она возникла с появлением человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на протяжении тысячелетий, т.е. мы изучаем исторический процесс. Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
    За историей кроются события; те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. И каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие. Кроме того, каждое историческое событие имеет важное значение.
    Необходимо изучать исторические события, чтобы извлечь правильный урок. Конечно, история никогда не повторяется дважды. Ведь социальные науки отличаются от естественных, где какое-то физическое явление можно воспроизвести какое угодно количество раз. Но и в истории присутствуют свои закономерности. Зная их, легче прогнозировать современное социальное развитие, предотвратить беду. Говорят французский король Людовик XUI перед казнью читал книгу об английском короле Карле I, которого тоже казнили революционеры. А прочитай он книгу раньше, может и не совершил бы ошибок, которые спровоцировали революцию во Франции.
    Мне хотелось бы привести примеры из истории России. Наполеон Бонапарт вторгся на территорию России с целью ее захвата. И ему даже казалось, что со взятием Москвы, Россия окажется в его руках. И как позорен был его побег из России! В своих воспоминаниях он предостерегал других о том, что не стоит воевать с Россией. Но честолюбивый фашистский лидер Адольф Гитлер решил вновь идти на Россию. Чем это закончилось?! Разгромом гитлеровской Германии в Берлине. Вот оно – наказание за незнание истории, неумение делать соответствующие выводов. В обычной жизни происходит то же самое.
    Итак, можно сделать выводы, что история не прощает ее незнания.
    “Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы” (Г.Гегель).
    В чем заключается историческое развитие? В чем сущность общественного прогресса? Эти вопросы волновали человечество с давних пор и продолжают волновать по сей день. Свой ответ на них дает Георг Вильгельм Фридрих Гегель, – немецкий философ, один из основателей немецкой классической философии и философии романтизма. Он считает, что весь ход истории  – это движение к признанию и защите прав и свобод личности, и это движение – прогресс. И я полностью согласна с этой точкой зрения.
    Если оглянуться на историю, то такое движение становится очевидным. Античность с  ее республиканскими институтами, культом свободного гражданина,  имела в своей основе рабство. Средние века “распределили” свободу более равномерно: разница междуфеодалом и зависимым крестьянином была велика, но несравнима с разницей между господином и рабом, также следует помнить, что в Средние века путь из одного сословия в другое был труден, но открыт (маленький пример: министр Филиппа Красивого, Ногаре, был выходцем из торговцев). Помимо этого существовали вольные города, и цехи, и коммуны, автономные университеты, а королевская власть уже в зрелом средневековье была ограничена народными представительствами. Да, личность была зажата в рамках своей корпорации, но в этих рамках она получала и определенную свободу, а ведь свобода человека всегда ограничена в каких – то рамках, вопрос лишь в каких. Рамки Средневековья расширило новое время. Идет разрушение сословной системы, приходит конец духовному диктату церкви, продолжается ограничение, а в некоторых странах ип роисходит свержение королевской власти, расширение прав и свобод граждан. И, наконец, в наши дни человек становится во главу угла.
    Можно подумать. что этот процесс идет лишь в Европе, но на самом деле такие изменения характерны для всего мира: в большинстве стран сегодня – республиканский строй, во многих мусульманских государствах женщины с успехом борются за свои права.
    А вопрос, является ли свобода личности, возможности ее выбора своего пути, борьбы за свое счастье прогрессом, не нуждается в доказательстве. Это – как аксиомы геометрии, на которых покоятся все теоремы. Хотя свобода личности, как и все в этом мире, имеет и свои обратные стороны. Зажатый в рамках своей группы, человек одновременно всегда имел защиту и поддержку. Обретя большую свободу, он одновременно обрел ее частого спутника – одиночество.
    Таким образом, я пришла к выводу, что история человечества –  это развитие, которое заключается в движении к свободе.
    «Нация – это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер».   (О. Пауэр)
    Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Постараемся ответить на вопрос, что значит нация, и какие этому понятию определения дает наука. Нация – наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
    Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.
    Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример базовые ценности российской культуры. В России, в отличие от Запада, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро и споро. Ни один народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время как русские.
    Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди надеяться на «авось», откладывают на завтра.
    Или взять другой народ – японцев. Положение после Второй мировой войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги» свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолюбие у них в крови. Интересно проследить, как историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы омусульманились, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной Украиной объясняются различием их исторических судеб.
    Список примеров можно было бы продолжить, останавливаясь подробно на каждый нации. Однако считаем, что все они лишь будут подтверждать правоту высказывания.

  5. РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО НАПИСАНИЮ И ТЕМЫ ЭССЕ

    ПО
    ИСТОРИИ

    Эссе
    – творческая письменная работа,
    раскрывающая как уровень знания автором
    истории с фактографической стороны,
    так и склонность автора к творческому,
    научному анализу исторических фактов,
    явлений и процессов.
    Некоторые
    признаки эссе:

    наличие
    конкретной темы или вопроса. Произведение,
    посвященное анализу широкого круга
    проблем, по определению не может быть
    выполнено в жанре эссе.
    эссе
    выражает индивидуальные впечатления
    и соображения по конкретному поводу
    или вопросу и заведомо не претендует
    на определяющую или исчерпывающую
    трактовку предмета.
    как
    правило, эссе предполагает новое,
    субъективно окрашенное слово о чем-либо,
    такое произведение может иметь
    философский, историко-биографический,
    публицистический, литературно-критический,
    научно-популярный или чисто
    беллетристический характер.
    в
    содержании эссе оцениваются в первую
    очередь личность автора – его мировоззрение,
    мысли и чувства.
    Данный
    жанр стал популярным в последние годы.
    Создателем жанра эссе считается М.Монтень
    (“Опыты”, 1580 г.). Сегодня эссе
    предлагается в качестве задания
    достаточно часто. Оно является одним
    из основных компонентов пакета документов
    (при поступлении в учебное заведение
    или трудоустройстве). Конкурс эссе
    помогает из многообразия лучших выбрать
    самых лучших!
    Цель
    эссе
     состоит
    в развитии таких навыков, как самостоятельное
    творческое мышление и письменное
    изложение собственных мыслей.
    Писать
    эссе чрезвычайно полезно, поскольку
    это позволяет автору научиться четко
    и грамотно формулировать мысли,
    структурировать информацию, использовать
    основные понятия, выделять
    причинно-следственные связи, иллюстрировать
    опыт соответствующими примерами,
    аргументировать свои выводы.
    Структура
    и план эссе

    Структура
    определяется предъявляемыми требованиями:
    мысли
    автора по проблеме излагаются в форме
    кратких тезисов;
    мысль
    должна быть подкреплена доказательствами,
    поэтому за тезисом следуют аргументы.
    Аргументы
    – это факты, явления общественной жизни,
    события, жизненные ситуации и жизненный
    опыт, научные доказательства, ссылки
    на мнение ученых и др. Лучше приводить
    два аргумента в пользу каждого тезиса:
    один аргумент кажется неубедительным,
    три аргумента могут “перегрузить”
    изложение, выполненное в жанре,
    ориентированном на краткость и образность.
    Таким
    образом, эссе приобретает кольцевую
    структуру (количество тезисов и аргументов
    зависит от темы, избранного плана, логики
    развития мысли):

    вступление;

    тезис, аргументы;

    тезис, аргументы;

    тезис, аргументы;

    заключение.
    При
    написании эссе по истории настоятельно
    рекомендуется:

    Полно
    и точно излагать исторические факты,
    относящиеся к избранной теме, и стремиться
    всесторонне раскрыть ее.
    Точно
    называть даты и места исторических
    событий, имена и общественное положение
    исторических деятелей.
    Грамотно
    употреблять научные исторические
    понятия и термины.
    Выделять
    причинно-следственные связи между
    историческими событиями, явлениями и
    процессами, излагать их строго в
    соответствии с этими причинно-следственными
    связями;
    Начать
    изложение избранной темы с краткой
    вступительной части (постановки,
    характеристики анализируемой исторической
    проблемы), излагать основное содержание
    логично и последовательно, завершить
    эссе кратким заключением (обоснованными
    выводами).
    Объем
    эссе – до 3 страниц печатного текста
    (14 шрифт, одинарный интервал).

    ТЕМЫ ЭССЕ ПО
    ИСТОРИИ:

    Принятие
    христианства православного толка на
    Руси: верный выбор или просчет (сквозь
    призму времени)?
    Москва
    – центр собирания русских земель:
    случайность или закономерность?
    «Смута»
    в России: гражданская война или борьба
    за московский престол между отдельными
    группировками?
    Петровские
    преобразования: модернизация России
    или отступление от своеобразного
    «русского» пути?
    Екатерина
    Великая: «просвещенная» императрица
    или заядлый крепостник?
    Либеральные
    реформы 1860-70-х гг.: закономерность или
    революция «сверху»?
    Столыпинские
    реформы: попытка модернизации страны
    или консервации существующего строя?
    Октябрь
    1917 г.: социалистическая революция или
    государственный переворот?
    И.В.
    Сталин: «вождь» нации или тиран?
    «Перестройка»
    в СССР: объективная необходимость или
    реализация планов отдельной группы
    политиков?

  6. Из переведенных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Руси часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т. п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книжку, которая носила название летопись. В конце 30-х — начале 40-х годов ХI ст. завершено древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева — братьев Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебедь. Однако, в этом сведении еще не указывалось, в какие года происходили события. Около 1073 года древнейшее летописное сведение переработал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который прославлялся своей ученостью и мудростью.
    Он ввел к нему много новых рассказов о давних и новейших событиях, разместил их в хронологическом порядке, указав года. После его смерти летописания продолжали другие грамотные монахи. В начале XII ст. во время княжения Владимира Мономаха на основе предыдущих сведений монах того же монастыря Нестор создал «Повесть временных лет», доведя записи до 1113 года. В первоначальном виде эта летопись к нам не дошла, но сохранилась в нескольких копиях (списках) более позднего времени. В них немало переработанных и добавленных статей.
    Всех таких списков «Повести», сделанных в XIV — XVIII ст., дошло к нам свыше двухсот. Изложение в них начинается легендой о всемирном потопе, потом рассказывается о происхождении славян, их расселении, учреждении Киева и т. п. Хронологическое изложение ведется от 852 года. «Повесть временных лет» распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее в монастырях или при княжеских дворах других городов — Галича, Новгорода, Твери. Такие летописи воссоздавали события, которые происходили в этих княжествах. Во всех летописях есть и очень краткие записи, и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания.
    Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *