Сочинение на казахском языке на тему гостеприимство

7 вариантов

  1. Ответ оставил Гость
    Казахская кухня складывалась в основном с традициями, фор­мировавшимися тысячелетиями. Издавна существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлегв не угостить его — считалось зазорным. Легенды о Карынбае, скупом Шыгайбае, Каракусбае, щедром Атымтае, Асан кайгы, Коркуте, Алдаре-Косе свидетель­ствуют о том, что казахскому народу были чужды такие черты, как скупость, жестокость, жадность. В одной из таких легенд говорится о том, как был поглощен землей жадный Карынбай за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчислен­ные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремле­ние к наживе и скупость привели в конце концов и другого бая Каракусбая к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка, и его заклевали хищные птицы.
    Принять любого путника из Дальних краев или из близкого аула—древний дедовский обы­чай казахов, существующий до сих пор. «Хлеб-соль бери, прав­ду расскажи»,— говорят в на­роде. При этом было принято Не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод.
    Богат праздничный дастархан. в ауле, где проводился той, ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больщих котлах—тайказанах. Чис­ло гостей неограничивалось.
    Совершенно случайные путни­ки могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить уго­щение.
    Конакасы — так называется по-казахски угощение для гос­тя. Самую вкусную еду хозя­ева оставляли для гостя. Счи­талось зазорным, если ему не был оказан почет. Гостя не от­пускали, пока он не насытится.
    Науруз — по-казахски празд­ник, означающий начало года. Его встречали обильным да-старханом, как бы возлагая надежду на наступающую вес­ну.
    Существовал обычай прихо­дить на большой праздник с подарком в виде еды — с так называемым «шашу». В пода­рок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье.
    В старину в особо торжествен­ных случаях, например, при рождении долгожданного на­следника, забивали белого вер­блюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Су­ществующая в народе поговор­ка «распоролся желудок бело­го верблюда» (ак туйенш кар-ны жарылды), видимо, связа­на с обычаями подобного рода.
    «Уме салу»— так называется помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному по­строить дом, или нужно сде­лать это быстрее, собирали со­седей, родственников, знако­мых для помощи. После окон­чания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также соби­рали людей и угощали их («жол аяк»). Если семья посе­лялась рядом, также давали угощение («ерулик»). Когда запасали мясо на зиму («со­тым»), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали празд­ник «токым кагар».
    Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственны­ми работами. Например, пер­вый день на зимовье отмечали дастарханом «журт майлар», начало жатвы —«кырмаи май лар», окончание—«сабан той», первый день дойки кобыл от­мечали дастарханом «бие бау» и т. д.

  2. Гостеприимство – это общепринятые правила культуры, которые необходимо соблюдать во время встречи гостей, данные правила подразумевают заботу о госте на протяжении всего времени его присутствия в гостях.
    Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном, и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. После снова кланялись и выпивали по чарке водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Затем начиналась сама трапеза. Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени.
    Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда – супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки. На Руси были и традиции питья. Традиции пития спиртных напитков пришли к нам со стародавних времен. Во многих домах и сегодня считается, что если отказаться от еды и напитков, то это означало обидеть гостя. Также дошла до нас такая традиция, как пить водку не мелкими глотками, а залпом. Еще одной традицией питья было обязательное опьянение гостей. Ненапившийся гость должен был хотя бы притвориться им. Хотя не следовало пьянеть, а идти в ногу с остальными. Кроме этого, считалось, что если хозяин во время трапезы подарит кому-нибудь из гостей шубу со своего плеча, то это считалось знаком особого уважения и особой приязни. Кроме этого, хозяин мог угостить кушаньем из специальной опричной тарелки. Она специально ставилась с ним рядом.
    Каждое блюдо подносили по отдельности, а драгоценные блюда из золота и серебра сдержали тут же богато наряженные слуги. Но традиции хлебосольства на Руси были не только в богатых домах, крестьяне также умели принимать гостей. Представители крестьянства считали обязательным собираться за столом по различным поводам, будь то крестины, именины, свадьба, рождение ребенка, встречи, проводы, поминки. Когда в России появились трактиры, то традиции русского хлебосольства перекочевали и туда. В трактирах старались угодить малейшей прихоти гостя, к гостю относились с почтением и уважением, обязательно встречали с поклоном и заботились о нем. Очень часто обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, прихоти и предпочтения.
    Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.
    Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.
    С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Дорого гостя приглашали к дастархану (накрытому столу), усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме.
    В национальной культуре ритуалу угощения отводится особая роль – любое блюдо подается с определенным значением и к месту. Казахи знают, как с помощью конакасы (?она? – гость, ас – угощение) можно помирить людей, оказать честь уважаемым гостям.
    Большое внимание уделялось также посуде – она должна быть красивой и чистой.
    Готовить еду, запасать ее впрок было обязанностью женщин. Они знали рецепты приготовления множества блюд, и передавали свои знания из поколения в поколение.
    Это и медовый кумыс, и пенистый шубат, нежный курт и сушеный творог (ірімшік, ежігей), янтарное масло (сары май), тающая во рту халва (жент) и др.
    Куда бы вы ни поехали, в каком бы ауле ни угощались, национальная еда, приготовленная руками простых женщин, имеет неповторимый вкус, тем более, что готовится она на костре и вкушается на свежем воздухе.
    Обязательное угощение казахи считали признаком дружбы, братства, единства. Гостя расспрашивали о его здоровье, здоровье родных и близких.
    Специально для гостей казахи хранили все самое вкусное. Не у каждого народа есть такие человечные обычаи.
    Пожилым, особо уважаемым людям, казахи подавали м?ше или белкотерер (специальное угощение). Для них готовится вкусное, мягкое угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Его готовят и приносят дети, соседи, близкие. Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях.
    Особое внимание уделялось также культуре поведения за дастарханом. По казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом.
    По законам степи пища у казахов была неоспоримой гарантией правдивости и честности. Клянущийся держал в руках Коран и съедал кусочек лепешки. Коран – слово божье (к?дай с?зі), а хлеб – священная еда (?асиетті ас).
    Того, кто не умел принять гостя, угостить его как следует, осуждали. Это считалось недостатком не только одной семьи, но и всего рода (ру). За это платили штраф (айып), стыдили, плевали в лицо. Скупых высмеивали. Иногда человек, совершивший нехороший поступок в отношении кого-либо, по воле случая оказывался у него в доме. Хозяин не прогонял гостя и не напоминал о прошлом, а приглашал к дастархану, подавая ему лопатку, голень, рубец и прочее мясо, которое не подают уважаемым гостям, этим хозяин напоминал о своей обиде. И гость догадывался.
    В народе и поныне живы такие прекрасные традиции и обряды, как «абысын асы» (абысын – жены братьев, ас – еда), «?она?асы» (?она? – гость), «белк?терер» (бел – поясница, к?терер – поднять), «?алжа» (?алжа специальное угощение для роженицы), «б?йрек» – (б?йрек — почка), «??йры? бауыр» — (??йры? – курдюк, бауыр – печень), «асату» (после застолья оставшимся мясом взрослые с ладони угощают детей, подростков, молодежь), «?ымызм?рындык» — (первый кумыс), «со?ым басым» — (со?ым — заготовка мяса на зиму, басы – начало), «наурызк?же» – (праздничное специально приготовленное угощение).
    Эти традиции являются показателями национальной культуры, возвышают пищу, говорят о взаимном уважении людей.
    Казахи делили еду на три вида: ак (белая) – молочные продукты, кызыл (красная) – мясные продукты и к?к (зеленая) – зелень, овощи и фрукты. Высоко ценя хлеб, они не относили его ни к какому из перечисленных видов.
    Даже хлебные крошки казахи не выбрасывали, а отдавали детям, при этом приговаривая: «Кто ест крошки хлеба, тот станет богатым».
    У казахов есть одна притча. «В давние времена, когда люди жили в большом достатке, они потеряли уважение к хлебу и стали его топтать ногами. Разгневанный Бог послал к ним своих ангелов с приказом: «Соберите всю пшеницу на земле! Пусть, не знающие цену хлебу умрут от голода!». Ангелы собрали всю пшеницу на земле, но одна собака спрятала горсть зерен под своей лапой. Ангелы решили забрать и эту пшеницу, но собака взмолилась: «Люди виноваты во всем, а не я. Не забирайте у меня пшеницу, а не то я и мои щенки погибнем от голода. Передайте Богу мою просьбу. Пусть он оставит мне горсточку пшеницы». Бог оставил собаке пшеницу. Семена ее спасли множество людей от голода и смерти».
    «Собака – одно из семи сокровищ» («Ит – жеті ?азынаны? бірі»), — гласит народная мудрость.
    У казахов есть множество фразеологизмов, так или иначе связанных с пищей. Так, например, сытость выражали следующими словами: «изо рта течет белое масло», голод – «давят вошь, а кровь слизывают». У кого не было кумыса, говорили: «саба висит на кереге» (саба – посуда для кумыса, шубата, кереге – остов юрты) и много других.
    В национальной культуре понятие «продукты питания» передаются различными словами: пища, еда, хлеб-соль и т.д. Выражениями «широкий дастархан», «казан не снимают с огня» образно подчеркивали изобилие, гостеприимство дома.
    Понятие «хлеб-соль» для казахов всегда было знаком единения, дружбы, справедливости, щедрости, человечности.
    Так какие же продукты присутствуют на традиционном дастархане степей?
    НАН — ХЛЕБ
    В народе недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Хлебу казахи отводят особое место в питании и очень высоко ценят его, это святая пища. По обычаям казахов хлеб не бросают на землю, не перешагивают через него. На дастархане он занимает особое место. Ломать хлеб одной рукой считается большим грехом. Приглашенным гостям в первую очередь подают хлеб.По народному поверью казах, отправляющийся в дальний путь, должен съесть кусок хлеба, чтобы вернуться назад. Оставшийся хлеб хранится в доме и доедается по возвращении.
    МЫЖЫМА
    Иногда известные люди специально навещают старших по возрасту, чтобы оказать им свое почтение. Для уважаемых гостей режут барана и подают голову.
    Если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма. Это блюдо готовится очень быстро. Байбише (хозяйка), печет на огне таба нан (каравай).
    Особенность этого блюда в том, что для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. Только что испеченный хлеб перемешивают с маслом в карыне (вычищенном, выдержанном в соленом растворе и высушенном рубце барана).
    Горячий хлеб, пропитанный сливочным маслом, имеет неповторимый вкус. Знающие люди ценят это блюдо выше, чем мясо, потому что на его приготовление уходит большое количество домашнего масла, и оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.
    ?ИЫ?ША
    Для ?иы?ша (лоскут) тесто раскатывают и режут на куски различной формы, крупнее, чем на бауырсаки в середине каждого куска делают небольшие надрезы ножом, жарят в масле, как и бауырсаки.
    ШЕЛПЕК
    Дрожжевое или пресное тесто очень тонко раскатывают жарят в раскаленном жиру. Получаются мягкие вкусные лепешки. Шелпек готовят во время айта, жертвоприношений, на поминках и в пятницу, читая молитвы по покойным. За дастарханом шелпек в первую очередь подают людям преклонного возраста.
    Список используемых источников:
    1.Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: “Респекс”, 1997 .
    2.Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000.
    3. А. Кузембайулы, Е. Абиль «История Республики Казахстан», – Астана, Фолиант, 2002г. -368с.
    Литература : зарубежная(2101)
    Литература и русский язык(5460)
    Логика(69)
    Логистика(29)
    Маркетинг(4459)
    Математика(2533)
    Медицина, здоровье(9201)
    Медицинские науки(100)
    Международное публичное право(78)
    Международное частное право(38)
    Международные отношения(2158)
    Менеджмент(8171)
    Металлургия(106)
    Москвоведение(621)
    Музыка(1169)
    Муниципальное право(46)
    Налоги, налогообложение(269)
    Наука и техника(1823)
    Начертательная геометрия(4)
    Новейшая история, политология(83)
    Оккультизм и уфология(9)
    Остальные рефераты(1506)
    Педагогика(6624)
    Политология(2380)
    Право(2218)
    Право, юриспруденция(773)
    Предпринимательство(600)
    Промышленность, производство(4354)
    Психология(7469)
    Психология, педагогика(1936)
    Радиоэлектроника(579)
    Реклама(902)
    Религия и мифология(2580)
    Риторика(27)
    Сексология(710)
    Социология(3825)
    Статистика(94)
    Страхование(127)
    Строительные науки(11)
    Строительство(1300)
    Схемотехника(16)
    Таможенная система(425)
    Теория государства и права(260)
    Теория организации(47)
    Теплотехника(31)
    Технология(752)
    Товароведение(21)
    Транспорт(2083)
    Трудовое право(159)
    Туризм(115)
    Уголовное право и процесс(481)
    Управление(111)
    Управленческие науки(35)
    Физика(2716)
    Физкультура и спорт(3181)
    Философия(5149)
    Финансовые науки(5052)
    Финансы(486)
    Фотография(4)
    Химия(1792)
    Хозяйственное право(26)
    Цифровые устройства(35)
    Экологическое право(40)
    Экология(3536)
    Экономика(13917)
    Экономико-математическое моделирование(780)
    Экономическая география(141)
    Экономическая теория(976)
    Этика(612)
    Юриспруденция(689)
    Языковедение(171)
    Языкознание, филология(672)

  3. Помню в детстве, когда резали ежегодный «со?ым» я часто спрашивала у бабушки, для чего нам столько мяса, потому что резали не просто там барашка, а целую лошадь. Тогда она тихо улыбалась мне и отвечала «омырт?а» – ежегодный созыв гостей, где их угощали мясом недавно забитой лошади (и говядины). Естественно, я воспринимала это как нечто положенное и знала, что скоро грядут гости – будут печься баурсаки, сдоба, закупаться конфеты и печенья в неимоверном количестве. Трогать все эти сладости до приглашения гостей было нарушением чуть ли международного пакта о неприкосновенности) и мы покорно ждали тот день, когда должно было произойти это событие.
    Кстати, такие созывы гостей не обязывали ни к чему, подарки гости не несли, если только это не юбилей или не рождение ребенка.Такая традиция созыва гостей сохранилась и по сей день, в аулах, которые сейчас находятся не в столь утешительных состояниях. Сельские люди при всем их трудном положении не потеряли чувства гостеприимства, соблюдают обычаи и традиции, как бы ни было тяжело. Позор, если к тебе во двор заедет незнакомый человек, у которого, например, сломалась машина и ты не угостишь его чаем.
    Не все, наверное, замечают, но если по дороге сломалась машина, останавливаются в основном сельчане. Вытащат из кювета, прицепом довезут до ближайшей бензоколонки, ну а если все безнадежно, привезут к себе домой, накормят, напоят да и помогут машину починить. Это все из моего опыта, а таких очень много.
    В позапрошлом году на трассе Караганда-Павлодар сломалась машина, где находились граждане Польши. Вокруг – ни кафе, ни бензоколонки, крутые тачки, проезжавшие мимо, внимания не обращали, проезжали мимо. Но зато остановились простые люди, кто-то вытащил айран, который вез детям в город, кто-то баурсаки. Так и накормили людей. Дальше прицепили машину и довезли бедолажек до ближайшей автомастерской.  Тогда он нам сказал: «Я слышал, что казахи народ гостеприимный, но не до такой степени». Думаю, это была наивысшая награда за все труды. Никогда казах не позволит себе сдвинуть брови, если с гостем, пришедшим к тебе домой по приглашению, придет еще один, незнакомый. Его примут так же, как и тех, кого позвал. Казах никогда не будет делать замечание детям, которые обычно в такие моменты ведут себя капризно, делать замечание – может обидеться гость и подумать, что хозяин не рад ему. Это сейчас наши дети садятся за стол вместе с гостями, но ни в одном ауле вы не увидите детей за столом вместе с гостями, не услышите ни писка, ни криков – пусть там будут даже 10 детей. Старшие всегда уводят младших, чтобы не мешались. Все садятся за стол, когда уже гости расходятся. Как говорит Турсынбек Кабатов – «а теперь будем пить чай сами».
    Всегда, когда к тебе в первый раз приходят дети в гости, ему дарят подарок, не важно, что, это может быть ягненок или даже лошадь-двухлетка. Все зависит от положения. Когда я с маленькой дочерью в первый раз приехала к своим родственникам, они подарили ей теленка. Естественно, он  вырос и от ее дальнейшего приплода через года три я в свое время смогла купить квартиру в городе. Это к тому, что тебе не только его подарят, но и помогут вырастить.
    Как же обстоит гостеприимство в городах и мегаполисах? Раньше в совковое  время не каждому соседу могли объяснить, что  сегодня ты зовешь гостей. Народ, которому чуть ли не насильно запрещали говорить на родном языке не мог позвать гостей в многоэтажку. Сейчас же все проще. Пусть и не все привыкли к тому, что даже в городах люди стараются не забывать свои корни, но относятся к этому более или менее с пониманием. Нетрудно обежать 19 квартир и предупредить, что завтра у тебя гости. Обычно те, кто живет уже давно, говорят «О, а саркыт будет?» а некоторые просто делают вид, что тебя это не касается, но есть и те, кто бубнит «Ох уж это ваше казахское гостеприимство».
    Мне повезло, у меня добрые и понимающие соседи. Когда нужно отмечать очередной айт, Наурыз мейрамы или какой-либо другой традиционный праздник – я делаю это смело, после ухода гостей не забываю угостить их баурсаками и конфетами.
    Хочу сказать, что казах все самое вкусное всегда оставляет гостям. Это не означает, что он таким образом обделяет себя и свою семью, ни в коем случае. Но гостю –  самое лучшее.
    Недавно на одном из наших каналов стартовал проект «Хелло, Казахстан!». Вы знаете, чему я была искренне рада, так этому проекту. Там иностранцы искренне радуются всему новому, что увидели у нас в стране. Когда нигериец танцует и поет «?ара жор?а» – ощущения просто невероятные. Недаром если мы зовем гостей на той, это должно быть не менее 300 человек. Это не транжирство, не раскидывание денег на ветер. Это – уважение. Пусть молодые возмущаются, что на их свадьбу позвали незнакомых им людей. Поверьте, незнакомых не зовут. Значит, когда-то ваши родители тоже были свидетелями их счастья, а теперь делятся им с другими.
    Этот пост я написала для тех, кто недавно лицезрел на одном из российских каналов душещипательный репортаж о том, как одна наша бывшая соотечественница из Павлодара жаловалась на то, что ее ребенок в школе всего два часа изучал русский язык, а все оставшееся время все было на казахском. Получается, ребенок учился в казахской школе? Показали, как они там все держась за руки бродили по опушке леса или рощи, не пойму, но передача называлась «Путь домой». Единичный случай не испортит моего отношения к людям, которые приезжая в Казахстан говорят «эх, как мы соскучились по баурсакам!» . Как там говорят, «не плюй в колодец, придется воды напиться»?

  4. небольшое сочинение на тему традиция казахов гостеприимство

    Ответы:

    Казахская кухня складывалась в основном с традициями, фор­мировавшимися тысячелетиями. Издавна существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлегв не угостить его — считалось зазорным. Легенды о Карынбае, скупом Шыгайбае, Каракусбае, щедром Атымтае, Асан кайгы, Коркуте, Алдаре-Косе свидетель­ствуют о том, что казахскому народу были чужды такие черты, как скупость, жестокость, жадность. В одной из таких легенд говорится о том, как был поглощен землей жадный Карынбай за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчислен­ные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремле­ние к наживе и скупость привели в конце концов и другого бая Каракусбая к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка, и его заклевали хищные птицы. Принять любого путника из Дальних краев или из близкого аула—древний дедовский обы­чай казахов, существующий до сих пор. «Хлеб-соль бери, прав­ду расскажи»,— говорят в на­роде. При этом было принято Не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. Богат праздничный дастархан. в ауле, где проводился той, ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больщих котлах—тайказанах. Чис­ло гостей неограничивалось. Совершенно случайные путни­ки могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить уго­щение. Конакасы — так называется по-казахски угощение для гос­тя. Самую вкусную еду хозя­ева оставляли для гостя. Счи­талось зазорным, если ему не был оказан почет. Гостя не от­пускали, пока он не насытится. Науруз — по-казахски празд­ник, означающий начало года. Его встречали обильным да-старханом, как бы возлагая надежду на наступающую вес­ну. Существовал обычай прихо­дить на большой праздник с подарком в виде еды — с так называемым «шашу». В пода­рок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье. В старину в особо торжествен­ных случаях, например, при рождении долгожданного на­следника, забивали белого вер­блюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Су­ществующая в народе поговор­ка «распоролся желудок бело­го верблюда» (ак туйенш кар-ны жарылды), видимо, связа­на с обычаями подобного рода. «Уме салу»— так называется помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному по­строить дом, или нужно сде­лать это быстрее, собирали со­седей, родственников, знако­мых для помощи. После окон­чания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также соби­рали людей и угощали их («жол аяк»). Если семья посе­лялась рядом, также давали угощение («ерулик»). Когда запасали мясо на зиму («со­тым»), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали празд­ник «токым кагар». Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственны­ми работами. Например, пер­вый день на зимовье отмечали дастарханом «журт майлар», начало жатвы —«кырмаи май лар», окончание—«сабан той», первый день дойки кобыл от­мечали дастарханом «бие бау» и т. д.
    Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, гне они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач. Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте – национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран. Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. Таким образом, казахский народ соблюдая свои обычаи и традиции и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через, что прошёл их народ.

  5. Казахи, коренной народ Казахстана – люди гостеприимные и хлебосольные. Они за много веков своей истории накопили немалый багаж традиций и обычаев: от народных легенд и сказок до великолепных традиций национальной кухни. Казахские традиции напоминают обычаи многих родственных им тюркоязычных народов: ведь они близки к ним.
    Казахи – музыкальные люди, любят попеть и поплясать. Чаще всего, когда они собираются, то играют на кобызе или жетыгене – народных казахских инструментах. Или на домбыре – струнном инструменте, что напоминает украинскую кобзу или западную мандолину. Один отдельный музыкальный сюжет, который исполняют музыканты для публики, называются кюй.
    Казахская национальная кухня – это еще один удивительный аспект жизни народа. Как у большинства народов, что исторически являлись кочевниками-скотоводами, основу этой кухни составляют мясные блюда. Казахский бешмармак, например – любимое гостями казахов угощение.
    Полезнейшее блюдо казахов, общее для многих народов, не только тюрков – это сорпа, мясной бараний (или из другого мяса) бульон. Это блюдо бесценно для восстановления сил после болезней. Оно – мое самое любимое.
    Традиционный казахский дом украшен яркими домоткаными коврами и покрывалами. Именно такой дом у моей бабушки: она казашка и умеет выделывать пестрые ковры и невероятные подушки со сказочными орнаментами: ярко-синие и ярко-красные, оранжевые и сливовые. Такому народному казахскому ремеслу ее саму научила ее бабушка: как и во многих семьях казахов и у нас традиции бережно передаются из поколение в поколение.
    По обычаю, спят в казахском жилище на низкой лавке, щедро укрытой коврами и покрывалами. А едят и пьют традиционный чай со сливками – вкуснейший в мире, как я считаю – обычно за низким столиком, покрытым скатертью в цветах. Он называется дастарханом. По обряду чаепития казахи схожи с японцами и англичанами: первые тоже пьют чаи за низкими столиками на полу, а вторые обожают сливки в горячем чае.

  6. За многие века кочевой жизни на огромных пространствах казахи терпеливо и методично
    создали и отшлифовали две основополагающие ценности – язык и нравы-обычаи.
    И то, и другое является фундаментом национального Духа».
    Герольд  Бельгер.
                          Гостеприимство казахского народа.
      С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Кто бы ни зашел средь дня или ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрые хлебосольства. По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем. Казахская мудрость гласит: «Не напоив гостя чаем, не спрашивай о деле». Так было и при встрече с уважаемым жителем нашей деревни Путинцево Кульмагамбетовым Мырзабаем Кульмагамбетовичем. В этой семье чтут и берегут народные традиции, обычаи, родной язык. Все родственники общаются на родном языке, поэтому он не забыт. Дедушка  Мырзабай  является ядром семьи. В нашей деревне он мулла. Хорошо помнит и передаёт знания казахских традиций и подаёт пример гостеприимства. Не зная нот, он научился играть на домбре, хорошо поёт. Говорит, что по казахскому обычаю в каждом доме должна быть домбра, и люди, пришедшие в гости, сидят за дастарханом, играют на домбре, поют песни, так как жизнь казахского народа всегда сопровождает песня. Дедушка поведал нам такую  легенду:
    «Давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал диких верблюдов, коров, лошадей, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына — верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал: «Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство».
    Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде, чем выйти из юрты, обратились с вопросом: «Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли понят твой наказ?»
    Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части, кому же ты оставляешь 4 часть?»
    Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явился в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что ест и пьет он свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля». Миновали века, и многое переменилось с тех пор, но во все времена крепок степной обычай — гостеприимство! Вот всего 10 казахских слов – дастархан, конак, торь, тюсекще, конакасы, бешбармак, сорпа, баурсак, сый аяк, конаккаде. А как точно они помогают охарактеризовать гостеприимную натуру казахского народа. Другие 10 слов – мир, добро пожаловать, отчий дом, благословение, родина, дружба, народ, уважение, гостеприимство, спасибо –они близки и дороги человеку любой национальности, потому что эти слова сближают русских и казахов, немцев и татар, уйгуров и корейцев…
    Е.В.Кист

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *