Сочинение на лингвистическую тему метафора 6 класс

6 вариантов

  1. Зачем автор использует метафору?
    Зачем нужны выразительные средства языка?
    Язык художественной литературы невозможно представить без выразительных средств языка, без тропов (слов, употреблённых в переносном значении с целью создания образа).
    Зачем же нужны тропы? Может быть, можно обойтись и без них? Нет, без изобразительных средств языка не обойтись:  исчезнет образность и красота текста. Значение их велико.
    Во – первых, тропы придают изображению тех или иных предметов наглядность, во-вторых, образность, в- третьих, помогают автору создать  живую картину, а читателю представить её.
    Какую же роль играет  метафора, в основе которой лежит скрытое сравнение, перенос названия с  одного предмета на другой на основании их сходства? Она позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Например: « Горит восток зарёю новой». ( Пушкин). Эта пушкинская метафора основана на сходстве цвета зари и огня. Но она может быть построена и  на основе сходства самых различных признаков предмета: формы, объёма, назначения и т. п.
    Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе яркую картину и поэтому позволяет автору экономно и наглядно изобразить предметы и явления, выразить свои мысли и переживания.
    Мы много говорим, пишем… Но чтобы речь была богатой, выразительной, ей нужны изобразительные средства языка, образные выражения. Интересно  читать  текст, в котором подобраны автором эпитеты, метафоры, олицетворения и другие тропы.
    Сравним два предложения:
    Внизу находился Казбек, покрытый нетающими снегами.
    Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Лермонтов).
    Оба предложения содержат одну мысль, но разница между ними большая. В первом предложении нам сообщается информация, а во втором мы видим живописную картину, нарисованную словами.  Важную роль в этом сыграло сравнение «как грань алмаза».
    Таким образом, выразительные средства речи  очень  нужны, они составляют богатство языка, запас его выразительных средств. Эмоциональная, образная речь не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя, а делают её такой тропы, с помощью которых самые обыкновенные слова приобретают большую выразительную силу.
    Сочинение ученицы 9 Б класса Колесниченко Ани

  2. Метафора (от греч. metaphora ‘перенос’) — перенос именования с одних предметов или явлений на другие на основе их сходства. Это может быть сходство формы (яблоко ‘фрукт’ -> глазное яблоко), размера (пожарная каланча -> каланча ‘очень высокий человек’), функций (дворник ‘человек, поддерживающий чистоту на улице, во дворе’ -> дворник ‘устройство для вытирания стекла в автомобиле’), качеств (осёл ‘животное’ -> осёл ‘глупый или упрямый человек’), положения в пространстве или во времени (морское дно -> глазное дно), цвета (белок яйца -> белок глаза), оценки (низкий рост -> низкий поступок) и т.п.
    Уже в работах Аристотеля было сформулировано понимание мета­форы как свернутого сравнения. При этом сравнение может высветить любое, в том числе и преходящее, и даже сиюминутное сходство, а язы­ковая метафора выявляет какое-то устойчивое подобие одного объекта другому. Довольно часто физические признаки предмета переносятся на человека (тупой, мягкий, жесткий, глубокий) и наоборот — каче­ства и действия, свойственные людям или животным, приписываются явлениям природы и неодушевленным объектам (плакали [наши] де­нежки, воет ветер, сомнение грызет [душу], время бежит); признаки предмета преобразуются в признаки абстрактного понятия и наоборот (острый ум, острая обида).

  3. Конспект урока русского языка в 6 классе
    «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
    Учитель Байко В.В.
    Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.
    Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
    Цели:
    Образовательные:
    *определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
    *подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Обучающая:
    * отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
    Развивающая:
    *развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
    Воспитательная:
    *воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
    Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”
    Ход урока.
    I. Организационный момент.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
    2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
    ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
    Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
    (По М. В. Панову)
    Как вы поняли смысл текста?
    3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
    тезис
    доказательства (аргументы)
    вывод
    4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
    Давайте найдем тезис в тексте.
    Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
    Давайте найдем доказательство первое.
    Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
    Давайте найдем доказательство первое.
    К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
    Давайте найдем доказательство второе.
    К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
    Давайте найдем вывод.
    Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
    Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
    5.Работа над выводом
    – Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
    6. Итоги урока.
    На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
    7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

  4. 29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
    22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
    15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
    10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
    16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
    16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
    15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
    ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

  5. Готовые сочинения на лингвистическую тему
    Как в тексте однородные
    глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?

    Однородные члены
    предложения – распространённое явление художественного стиля. Они используются
    в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере
    однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем
    тексте.
    Во-первых, большое
    количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала
    из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…»
    Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в
    переполненном людьми автобусе…
    Во-вторых, однородные
    сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в
    предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых:
    «обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».
    Таким образом, характеризуя
    богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе
    «оживить» изображаемое.
    Зачем в тексте нужны
    НЕОЛОГИЗМЫ?

    Неологизмы – это слова,
    созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт,
    космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором
    литературного произведения с определённой стилистической целью. Например:
    «надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко
    становятся сильным выразительным средством в художественной речи.
    Автор отрывка в предложении
    2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым
    создавая яркий образ вредителей всего живого.
    Второй неологизм, созданный
    А.Приставкиным, – это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора,
    обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы»
    (предложение 17).
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя
    словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова.
    (119 слов)
    Почему вводные слова
    уместно использовать в тексте-рассуждении?

    А. Кушнер писал:
    « Меня, как всех, не раз, не два
    Спасали вводные слова,
    И чаще прочих среди них
    Слова «во-первых», «во-вторых».
    Они, начав издалека,
    Давали повод, не спеша
    Собраться с мыслями, пока
    Не знаю, где была душа».
    Как точно выразил в стихах
    поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в
    разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?
    Во-первых, в предложениях 2
    и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие
    степень уверенности, возможность предположения.
    Во-вторых, слова «во-первых»
    и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения
    и связь мысли.
    В-третьих, в предложении 15
    встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления
    мысли.
    В-четвёртых, в предложении
    16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.
    Таким образом, в
    тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном,
    быстрее понять то, что хотел сказать автор.
    (148 слов)
    РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В
    ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Фразеологизмы – это
    устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов,
    признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как
    изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?
    Во-первых, хочу отметить,
    что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них
    выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не
    может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в
    предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые
    сочетания явно украсили текст!
    Во-вторых, в предложении 15
    встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние
    людей, посетителей Лувра.
    В-третьих, устойчивое
    сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет
    нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот
    фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник
    появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора:
    то ли из сказки, то ли из былины.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они
    делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее.
    (173 слова)
    Роль антонимов в
    художественном тексте.

    Антонимы – это слова одной
    части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов
    придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом
    тексте?
    Во- первых, в предложении 6
    « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата
    явлений, широту пространственных и временных границ.
    Во – вторых, в предложении
    16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: «
    ни взад ни вперед ».
    Таким образом, можно
    сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности
    речи.
    (85 слов)
    Зачем писатели используют в
    своих произведениях перифраз?

    Перифраз – это описательное
    выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая
    эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном
    тексте?
    Во-первых, в эссе,
    посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую
    функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении
    13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской
    поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».
    Во-вторых, в предложении 26
    нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий
    слово «осень», образно характеризует это время года.
    Таким образом, писатели
    используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой
    данной материи красно говорить…».
    (112 слов)
    Зачем в художественном тексте
    используют синонимы.

    Синонимы – слова одной
    части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того
    отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель
    Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию
    русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?
    Во-первых, для более
    точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел
    на мокрый, еще влажный от росы песок».
    Во-вторых, в предложении 8
    нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова:
    «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»
    В-третьих, в предложении 20
    для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует
    синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее
    выразить мысль.
    (119 слов)
    Роль сравнений в
    художественном тексте и способы их выражения.

    Сравнение – это образное
    выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих
    общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое
    значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него
    особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений
    встречаем в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 6
    растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у
    мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.
    Таким образом, роль
    сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.
    (132 слова)
    Роль цитаты в публицистическом
    тексте.

    Публицистический текст,
    используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения,
    характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них
    является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата – это дословно
    переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?
    Во – первых, А. Чирве для
    определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в
    предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие
    события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить
    и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую
    характеристику рассказа.
    Во-вторых, цитата Л.
    Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым
    звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного
    вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его
    эмоциональным.
    Таким образом, цитаты в
    публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают
    внимание читателей и слушателей.
    (134 слова)
    Роль эпитетов в
    художественном тексте.

    Среди разнообразных тропов
    часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные
    прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложении 6
    украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу
    эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти
    эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно
    рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими
    их видел писатель, создавая произведение.
    Во-вторых, в предложениях
    13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно
    села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают
    живописно описать действие.
    Таким образом, эпитеты
    позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.
    (121 слово)
    Роль гиперболы в художественном
    тексте.

    Гипербола – образное
    выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения
    какого-то предмета, явления. Гиперболизация – излюбленный стилистический приём
    Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 9
    нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи
    этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к
    природе.
    Во-вторых, в предложении 17
    встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в
    единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола
    позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А.
    Приставкин.
    Таким образом, гиперболы в
    этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно
    представить события той ночи на Селигере.
    (114 слов)
    Роль метафор в
    художественном тексте

    Сам термин «метафора»
    означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель
    заметил, что «слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Какие
    метафоры нахожу в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 11
    метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства
    предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.
    Во-вторых, в предложении 26
    присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать,
    ярче представить, что натворили фашисты в городе.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и
    эмоциональность.
    ( Слов 90)
    Роль графических средств в
    письменном тексте

    Русская графика располагает
    огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста
    художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное
    расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения
    (курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?
    Во-первых, предложение 2
    оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием
    выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово
    « ВОЙНА»: «…была гражданская, была финская…и была – ВОЙНА-Великая
    Отечественная…»
    Во-вторых, чрезвычайно
    разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое,
    смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из
    предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей,
    в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».
    Таким образом, выделяя
    слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.
    ( 124 слова)
    ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ
    Лексический повтор в речи
    (письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А
    лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания
    яркого поэтического или прозаического текста.
    Так в предложениях 18-19
    автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел
    дятла?»
    А вот в предложении 23 и 24
    автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение
    этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это
    слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял
    бы свою необычность и экспрессивность.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на
    читателя, слушателя.
    (105 слов)
    РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В
    ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Антитеза-стилистическая
    фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого
    противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей
    выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды
    антитезы встречаю в этом тексте.
    Во-первых, предложение 16
    «сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику
    представить себя отважным гладиатором.
    Во-вторых, в предложении
    23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана
    Грозного.
    Таким образом, антитеза как
    стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев,
    обстановку, поведение людей.
    (80 слов)
    Зачем нужна пунктуация?
    До XV века в русской
    письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было
    трудно. Знаки препинания – это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении»,
    которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором
    направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?
    В предложенном отрывке
    нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак,
    восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки.
    Остановлюсь на самых распространенных.
    Во-первых, в конце почти
    всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце
    повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем
    возраста».
    Во-вторых, в конце текста неоднократно
    используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот
    знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в
    предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый
    смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.
    Таким образом, знаки
    препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и
    интонационное членение речи.
    (159 слов)
    Точка
    Точка является древнейшим
    знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской
    пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении
    «Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает
    на конец предложения.
    Во-вторых, в предложениях
    «Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания
    такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные
    оттенки значений.
    Таким образом, точка играет
    в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и
    его смысл.
    (84 слова)
    Двоеточие
    Двоеточие – это знак
    препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него
    связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста
    перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 9
    «Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для
    отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.
    Во-вторых, в предложении 13
    «Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части
    сложного предложения.
    В-третьих, в предложении 21
    «Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак
    препинания используется для оформления прямой речи.
    Таким образом, двоеточие –
    важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит,
    его смысл.
    ( 110 слов)

  6. Явление метафоричности привлекает пристальное внимание исследователей неслучайно. Это объясняется, прежде всего, общим интересом к изучению текста в широком смысле этого термина (изучение всех функциональных стилистических разновидностей литературного языка, в том числе разговорного стиля, изучение языка художественной литературы), стремление дать лингвистическое обоснование и толкование различным стилистическим приемам, которые создают экспрессивность текста. Привлекают исследователей и проблемы, связанные с экспрессивностью языка и речи (их возможности и потенциал).
    При современном подходе к анализу факты изучаются и рассматриваются не изолированно, а в контексте, так как, по образному выражению В. В. Виноградова, именно в условиях контекста происходит насыщение слов смысловыми изучениями [Виноградов,1963].
    Несмотря на то, что изучение метафоры восходит к Аристотелю, до сих пор нельзя сказать, что существует окончательно сложившаяся система взглядов на это явление и более того, в последние двадцать лет происходит подъем интереса к метафоре – понятию, существующему уже более двух тысяч лет. К изучению метафор обращаются не только лингвисты, но и философы, и психологи.
    Наметившийся в последнее время тотальный интерес к метафоре можно связать с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире, а также с новым взглядом на проблему вербализации результатов научного и обыденного познания.
    За последние годы, по признанию многих исследователей, в лингвистике отмечается пересмотр позиций по вопросам соотношения языка и мышления, языкового отражения действительности.
    Лишь сравнительно недавно была осознана роль языка как основной формы фиксаций наших знаний о мире, равно как и источника изучения этих знаний, признана тесная связь между семантикой слова и когнитивными процессами восприятия, что обусловлено закреплением в слове, служащем сигналом отражаемых в мышлении элементов объективного мира, результатов познавательной деятельности человека.
    Признание языка средством представления знаний поставил вопрос о роли метафоры в процессе формирования, представления и систематизации результатов познавательной деятельности человека [Дюжикова,1990; Скляревская,1993].
    Метафоричность употребления является одной из возможностей создания экспрессии, ибо она, как правило, связана с семантическими сдвигами, что приводит к дополнительной экспрессивной насыщенности текста в целом.
    Но это лишь одна из проблем, которая делает изучение данного явления актуальным. Среди других явлений, являющихся сегодня предметом исследования, можно назвать: метафоричность и каноническое значение,- метафоризм и вариативность в языке,- метафоричность и лексикография, метафоры.
    В связи с этим особое значение для филолога приобретает работа с образцами для художественной литературы, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности.
    Современные исследования показывают, что языковой анализ художественного произведения, внимание к его речевому оформлению способствуют более глубокому проникновению в содержание текста. Лингвистами и психологами установлены также основные закономерности, проникновения в художественный текст: «от непосредственного содержания, от «фасада» речи к ее внутреннему смыслу, к ее подлинности, неразрывно связанной с речевым оформлением семантики. Этот путь осознания и речевого формулирования непосредственных, порой недостаточно отчетливых эмоциональных впечатлений, возникающих при прочтении текста, требует пристального детального рассмотрения текста, вдумчивого и подробного анализа [Сыркина, 1947:114].
    Проводя анализ, как замечает Троицкий, следует помнить, что «смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснен только тогда, когда оно, это слово (или словесный образ), подключен к энергетической сети всего художественного произведения.
    Тогда каждое слово-образ загорится ярким светом, ответит изнутри сокровища всего поэтического создания и произведение предстает перед читателем во всей художественной полноте» [Троицкий, 1990:9].
    Лексическую сочетаемость слов нередко нарушают поэты и писатели в поисках неожиданных образов экспрессии, оригинальных метафор. Чаще всего нарушение закона лексической сочетаемости служит средством для создания тропов, употребленных в переносном значении. МЕТАФОРА – оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения [Ожегов,1990: 351].
    Общеизвестно, что слово может менять свое значение и семантический сдвиг происходит тогда, когда слово попадает в необычный для него контекст.
    «Приемы изменения основного значения слова именуются тропами… В тропах разрушается основное значение слова: обыкновенно за счет этого разрушения прямого значения в восприятии выступают вторичные его признаки. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме, внушать те или иные чувства, имеют чувственно-оценочный смысл». [Томашевский, 1937: 29-30]
    Итак, троп (от греч. tropos ) – оборот – употребление слова в переносном его значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову и уже непосредственно связанных с его основным значением. Соотнесение прямого и переносного значения слов основывается на сходстве сопоставляемых явлений, или на контрасте, или на смежности их, – отсюда возникают различные виды тропов, которые детально классифицировались в старинных риториках и теориях словесности, хотя существенного значения такого рода классификация не имеет.
    Основные виды тропов – метафора, основанная на сходстве или контрасте явлений, метонимия, основанная на смежности, и синекдоха, основанная на соотношении части и целого.
    По существу к тропам относятся как различные виды перенесения значения, так и эпитет, сравнение, гипербола, литота, ирония.
    Троп представляет собой общее явление языка, чрезвычайно расширяющее границы употребления слова, использующее множество его вторичных оттенков.
    Метафора считается многими самым главным тропом и настолько характерна для поэтического языка, что само слово это иногда употребляется как синоним образности речи, как указание на то, что слова действуют здесь не в прямом, а в переносном значении. Метафорический язык часто означает «иносказательный» или «образный» язык (в переводе с древнегреческого метафора и означает «перенос»).
    В метафоре какое-то одно или несколько свойств переносятся на предмет или явление с другого предмета или явления, но эти последние не выступают в тропе непосредственно, а лишь подразумеваются. «Метафора – скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, имеющего два члена…, метафора располагает только вторым» [Абрамович,1965: 167].
    Еще в древности язык прибегал к метафоре. Первоначально «стрелять» означало только одно: пускать стрелу из лука. Но потом этот глагол стали употреблять по сходству действия и цели его и в отношении огнестрельного оружия, хотя точности ради следовало бы создать глагол «пулять». Слова «пострел» и «постреленок» первоначально тоже были
    Метафорическими: подвижность ребенка сопоставляется с быстротой летящей стрелы.
    Но эта метафоричность, некогда свежая и действенная, уже поблекла от длительного употребления. Блекнут не только метафоры древнего происхождения, а и более новые. Так, например, метафора «крыло дома» стала техническим термином и бытовым словом.
    Такие метафоры называются стершимися, поскольку они не оказывают на нас эстетико-эмоционального воздействия, не напоминают нам о первоначально заложеном в них сравнении, а метафоры должны вызывать именно такую реакцию. Стершиеся метафоры похожи в этом отношении на постоянные эпитеты с той лишь разницей, что область последних ограничена фольклором, а первые встречаются на протяжении всей истории языка, являясь одним из способов его развития. Их нельзя по сути дела назвать метафорами, метафорами они являются только исторически.
    Грамматическая метафора может создаваться сочетанием любых значимых частей речи: «лепечут венки языками лент», «повисли перлы дождевые» и т. д.
    Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение. Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры. Иногда всё произведение целиком представляет собой метафорический образ. Таково стихотворение А. Пушкина «Телега жизни».
    Основным видом метафоры является олицетворение, которое иногда называется прозопопеей или персонификацией. Суть олицетворения состоит в том, что признаки живого существа переносятся на нечто неживое и неживое действуют как существо одушевленное. Нередко олицетворяются отвлеченные понятия: «Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток».
    Для иносказательного выражения отвлеченных понятий служит аллегория, которая является условным обозначением их, основанным, правда, на каком-нибудь одном сходстве отвлеченного понятия и конкретного явления или предмета.
    Так, например, аллегорическим выражением веры в европейской литературе и живописи оказывается крест, надежды – якорь (отсюда метафора «якорь спасения»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *