Сочинение на лингвистическую тему односоставные предложения

3 варианта

  1. Николенкова Н. В.
    Односоставное
    предложение (далее ОСП) – это предложение, грамматическая основа которого
    состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо
    подлежащему, либо сказуемому.
    По
    структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в
    первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных
    членов ДСП.
    При
    рассказе о типах ОСП необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1. типы ОСП; 2.
    способы выражения главного члена в разных типах ОСП; 3. возможные различия в
    выражении главного члена ДСП и ОСП.
    Принципиальным
    отличием ОСП будет наличие лишь одного независимого главного члена. Говоря о
    независимости мы имеем в виду его структурную несогласованность с каким-то еще
    членом (не так, как взаимозависимость подлежащего и сказуемого в ДСП). Строго
    говоря, мы должны называть главный член ОСП именно так, не применяя термины
    “подлежащее” и “сказуемое”, но в традициях школьной
    программы использовать для ОСП ту же терминологию, что и для ДСП, поэтому мы
    позволим себе то же самое.
    Классификация
    ОСП в первую очередь основана на форме главного члена, поэтому выделяют
    предложения с главным членом подлежащим и главным членом сказуемым (иногда их
    называют “глагольные”). Последние в свою очередь делят уже по смыслу
    – на личные (определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные) и безличные. Описывая
    отдельные типы ОСП, мы начнем с первых, где главный член имеет форму
    подлежащего, а потом рассмотрим по порядку все типы глагольных.

    §1. Назывные односоставные предложения.

    Назывные
    – это один из типов ОСП, форма главного члена в которых имеет сходство в
    выражении с подлежащим. “Король!” – торжественно произнес мажоржом.
    Главный
    член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного
    и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и
    использование местоимения, обычно в разговорной речи:”Вот и я!” –
    сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного
    падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии,
    наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь
    одно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой
    связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не
    располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение
    с настоящим временем предполагает реальность описываемого.
    В
    связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не
    делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: В
    тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь. Первая часть двусоставное
    предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что
    вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола –
    это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие
    второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит
    именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам
    предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.
    Некоторые
    предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и как
    ОСП, и как ДСП неполные:”Скоро свадьба, а под водой буря!” – грустно
    произнесла Ариэль. Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены
    глаголы “состоится” и “бушует”), на пропуск которых, как и
    в разобранном выше примере, указывают обстоятельства.
    .
    Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также
    возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о
    значениях:
    ·
    Непосредственного восприятия – Пожар!
    ·
    Указание –Вот лес. Вон речка.
    ·
    Достижение – Вот и тишина.
    ·
    Эмоциональная оценка – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!
    Назывные
    предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются
    нераспространенными. Но встречаются и распростаненные назывные предложения,
    включающие в себя чаще всего определения – Тихая ночь. Именно в такие ночи
    русалочки любят выплывать на поверхность.
    Назывные
    предложения редко могут оказаться частями сложноподчиненного предложения, но
    все же подобные примеры возможны: Вот и лето, которого так ждала русалочка.
    Назывные
    предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной
    речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских
    ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия,
    вывески.
    Основная
    ошибка, связанная с определением назывного предложения, – это возможность
    спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с
    пропущенным сказуемым (такие примеры приведены выше), но и о неполных
    предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось
    лишь…дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему.
    Прочитайте
    текст:
    Ведьма
    спросила русалочку, что ей надо. “Ножки!” – прошептала девушка.
    “Ножки?” – расхохоталась ведьма. “А что ты дашь мне
    взамен?” – “Волшебный коралл!” – “Нет, я знаю, что мне
    нужно! Голос!”
    Перед
    нами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные ОСП. Но перед нами
    – диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполных
    предложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишем
    упражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговор
    приобретет следующий вид: Мне необходимы ножки…- Тебе нужны ножки/ ты хочешь
    иметь ножки… – Я дам тебе коралл… – Мне нужен голос/ я хочу взять голос.
    Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье
    – неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл – слово в
    винительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут быть
    рассмотрены по-разному. Мы хотели показать и, надеемся, показали вам, как
    внимательно следует анализировать текст при определении типа предложения.
    Не
    будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (=”это
    чепуха”), Красавица! (= “это/ она красавица”). Слово в
    именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную
    часть СИС.
    Кстати,
    некоторые школьники забывают о таком осложнении предложения, как обращение, в
    результате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните:
    “Ариэль, иди сюда!” – звали сестры. Здесь “Ариэль” –
    обращение. Назывным предложением будет такое: “Ариэль!” – представил
    принц свою жену. Еще раз призываем всех думать над анализируемой структурой.
    Задание.
    Определите,
    какие предложения в тексте назывные,а какие двусоставные неполные .
    1.
    Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечной
    опушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал:
    “Документы!”
    2.
    “Кто спал в моей кровати?” – зарычала Медведица. Тут медвежонок
    заглянул в свою кровать и вскрикнул: “Девочка!” “Ты кто?” –
    спросил он непрошеную гостью. “Машенька!” – ответила та.
    3.
    “На улице снег!” – завизжала от восторга младшая козочка. “Где
    же санки?” – “Вот санки!”
    4.
    “Какая шубка!” – воскликнула Лиса. “Надо только добавить
    некоторые детали”, – заметил Кот. “Какие?” –
    “Пуговицы”.
    5.
    “Кто же все это сделал?” – “Медведь. Не беда. Скоро весна.
    Построим новый теремок”.
    6.
    “Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!… Вот беда!” И
    журавль выскочил из дома, громко крича: “Ужас! Лиса…!”
    7.
    Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт со
    сливками? Кошмар!
    8.
    Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!!
    9.
    “Что привезти вам, дочки, из поездки?” – “Зеркальце, чтобы
    видеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам”. –
    “А тебе, Настенька?” – “Цветочек аленький”.
    10.
    “А я купила тебе подарок!” – “ЧТО?!!” – “Всего-то
    небольшой сувенир! Пикассо!”

    тех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите члены
    предложения)

    §2. Определенно-личные односоставные предложения.

    Определенно-личные
    – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в
    форме 1 или 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и
    повелительного наклонений.
    В
    этих предложениях сообщается о действии, которое выполняет определенный
    субъект, или о признаках этого субъекта. Форма 1 или 2 лица указывает на
    говорящего или собеседника, а также на группу лиц, к которым принадлежит
    субъект. Субъект конкретен и форма глагола в составе сказуемого однозначно на
    него указывает, поэтому форма 1 или 2 лица местоимения оказывается лишней. Люблю
    наблюдать восход солнца! Расскажи мне о людях! Принесите мне воды! Хочешь помочь
    мне?
    Предложения
    определенно-личные можно рассматривать и как двусоставные неполные с
    пропущенным подлежащим. Но в традициях школьной программы мы характеризуем их
    как неполные только тогда, когда они находятся в составе сложного предложения,
    при этом в другой его части подлежащее присутствует: “Ты не любишь
    людей,потому что ничего о них не знаешь!” – со слезами на глазах
    произнесла Ариэль. “Знаю”, – грустно заметил морской царь. Вторая
    часть в первой прямой речи может быть охарактеризована только как неполное ДСП,
    где подлежащее “ты” восстанавливается из первой части. Вторую прямую
    речь логично описать как определенно-личное предложение, местоимение
    “я” там вообще избыточно.
    Грубой
    ошибкой будет характеристика как ОСП неполного ДСП со сказуемом в 3 лице (такая
    ошибка встречается редко) или в прошедшем времени. Чаще всего ошибки связаны с
    характеристиками неполных частей, где субъектом оказывается 1 или 2 лицо:Я не
    узнал тебя сразу же, потому что не смог вспомнить. Форма прошедшего времени не
    указывает на лицо так же однозначно, как формы настоящего и будущего времени.
    Форма
    выражения главного члена определенно-личных предложений может совпасть с
    простым глагольным сказуемым: “Навещайте меня!” – попросила сестер
    Ариэль. Главный член может быть СГС с вспомогательным глаголом в указанных
    формах и СИС с такими же , как и в ДСП, способами выражения связки: “Люблю
    просто сидеть в этом садике по вечерам!”, “Стану человеком во что бы
    то ни стало!”
    Кстати,
    интересно рассмотреть предложения типа Рад тебя видеть. Мы знаем по ситуации
    использования этой фразы, что произносит её говорящий, следовательно, лицо
    предполагается первое. Но – в предложении нет глагольной формы, указывающей на
    1 и 2 лицо. Это означает невозможность характеристики предложения как ОСП определенно-личного,
    мы ОБЯЗАНЫ признать его ДСП неполным. При изменении предложения и постановке
    его в будущее время (“буду рад…”) оно станет ОСП определенно-личным,
    а в прошедшем времени превратится в ДСП неполное (“Был рад…”).

    §3. Неопределенно-личные односоставные предложения.

    Неопределенно-личные
    – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в
    форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени в изъявительном
    и повелительном наклонении и множественного числа прошедшего времени: На
    корабле празднуют. В каждой каюте пели и громко кричали.
    Эти
    предложения сообщают о независимом действии, производитель которого
    грамматически не выражен и мыслится как неопределенное лицо (=кто-то). В
    предложениях такого типа сообщается о действии или признаке человека или группы
    лиц, но в центре внимания оказывается именно действие, а не его производитель.
    Говорящий знает о действии, но либо не знает о том, кто его совершает
    (класическая фраза Стучат), либо он ему в данной ситуации неважен. Правда,
    указание на действующих лиц все же может быть введено в структуру предложения
    как второстепенный член (обстоятельство): На корабле веселились. Круг
    действующих лиц обстоятельством места ограничен – те, кто на корабле были, те и
    веселились.
    Следует
    сказать, что в неопределенно-личных предложениях переосмысляется значение
    числа. Множественное число в форме главного члена не означает, что
    производителей действия обязательно тоже много.
    Форма
    выражения главного члена неопределенно-личных предложений может быть разной и
    совпадать с формами выражения сказуемого в ДСП:”Пусть поют громче!” –
    заявила полуглухая бабушка русалочек. Главный член – ПГС в повелительном
    наклонении. Во дворце русалочке были рады. Главный член – СИС со связкой в
    прошедшем времени. Во дворце морского царя умели развлекаться. Главный член –
    СГС с модальным глаголом в прошедшем времени.
    В
    некоторых случаях возможно внешнее совпадение неопределенно-личного предложения
    и ДСП неполного. Например, в предложении Сестры Ариэль пытались позвать на
    помощь Звали долго, но никто не откликнулся вторая часть (“звали”)
    будет неполным ДСП, так как производитель действия известен – сестры нашей
    русалочки.

    §4. Обобщенно-личные односоставные предложения.

    Обобщенно-личные
    – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в
    форме 1 или 2 лица изъявительного или повелительного наклонений или 3 лица
    множественного числа изъявительного наклонения: Поспешишь – людей насмешишь.
    После драки кулаками не машут. В первую очередь надо обратить внимание на то,
    что форма выражения главного члена в одном случае совпадает с
    определенно-личным предложением, а в другом – с неопределенно-личным.
    Следовательно, должно быть какое-то смысловое различие.
    Действительно,
    эти предложения оформляют сообщение о действии, которое может относиться ко
    всем и к каждому. Деятель не назван и осмыслен как обобщенное лицо – все, кто
    угодно или никто в отрицательных предложениях. Тише едешь – дальше будешь –
    предполагается, что все, кто выполнит первую половину совета, получит в
    качестве награды обещание из второй. Без счастья и в лес по грибы не ходи! В
    пословице этого не рекомендуется делать никому.
    Все
    обобщенно-личные предложения представлены в афоризмах, пословицах и поговорках.
    Модальность таких предложений – долженствование (Битому коту лишь лозу покажи),
    при отрицании предложение получает значение невозможности (Без труда не
    вытащишь и рыбку из пруда).
    В
    обобщенно-личных переосмыслено значение времени, форма настоящего времени не
    указывает на событие в момент речи, а форма будущего указывает не на то, что
    будет происходить потом. Имеются в виду действия, совершающиеся всегда, в любой
    момент речи, или никогда (Насильно мил не будешь). Переосмысляется и число.
    Обычно имеются в виду все, даже если главный член в 1 или 2 лице единственного
    числа (Не имей сто рублей, а имей сто друзей!).
    Лицо
    также переосмысляется: употребляя форму 2 лица, говорящий может говорить о
    себе. Например, предложение Когда идешь за покупками, всегда тратишь больше
    произносится умудренной в этом вопросе женщиной, при этом она имеет в виду
    собственный опыт, хотя, конечно, предложение может представлять и назидательную
    форму.
    К
    обобщенно-личным предложениям относятся и такие предложения: Идешь по осеннему
    лесу – и радуешься. Здесь ясен говорящий, но само значение времени
    переосмыслено – действия, неоднократно повторявшиеся в прошлом, мыслятся как
    распространяющиеся на все ситуации вообще.
    Форма
    выражения главного члена обобщенно-личного предложения совпадает с формами
    выражения сказуемого в ДСП.Как аукнется, так и откликнется – ПГС. Любишь
    кататься – люби и саночки возить – СГС с модальным вспомогательным глаголом.
    Насильно мил не будешь – СИС с отвлеченной связкой.
    На
    наш взгляд, обобщенно-личные предложения довольно сложно перепутать с неполными
    ДСП, так как именно значение предложений заставляет нас определять их как
    обобщенно-личные. Поэтому мы бы советовали следить за смыслом и не торопиться с
    определением типа предложения по форме главного члена.
    Задание.
    Определите,
    где односоставные предложения, а где – неполные ДСП. Назовите тип сказуемого и
    опишите его.
    1.
    Всех жителей королевства пригласили во дворец на ежегодный бал. Все незамужние
    девушки начали готовиться к балу. Платьев понашили! Туфелек понакупили! В
    общем, кучу денег потратили. Но ведь не станешь красавицей в одночасье!
    Прогадали барышни, не смогли получить принца в женихи.
    2.
    “Люблю вкусно покушать! Заказал себе на обед рябчика с трюфелями – и ешь!
    На зубах похрустывает, сок из птички течет!” – так рассказывал король о
    своих кулинарных пристрастиях.
    3.
    “Ты хочешь жениться на самой красивой девушке в мире, так как не понимаешь
    пока, что женишься – и не сможешь ничего с красавицей сделать. Ведь жена не
    рукавица: с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь! А найдешь по сердцу
    – проживешь с ней всю жизнь!” – так воспитывал король сына.
    4.
    “Пойду поем мороженого! Не могу больше здороваться с этими наряженными
    особами, от которых пахнет одинаковыми духами! Хоть бы мой вкус узнали!
    Ненавижу розовое и цветочно-сладкое! Придут и… напахнут тут всем этим!” –
    заявил принц через час после начала бала.
    5.
    Как же мечтала Золушка о бале! И платье сшила, и в доме убралась, и крупу всю
    перебрала, и розы под окном посадила. Не пустили…
    6.
    Стражи дворца уже спали и вдруг услышали: стучат. Вскочили, побежали. Открывают
    – принцесса… Не хочешь, так влюбишься! Бывает же такая красота!
    7.
    “Красота! Все блестит, сверкает! А где принц? Придет? Скажите мне,
    пожалуйста. Когда приходишь во дворец впервые, никогда не знаешь, как обычно во
    дворцах себя ведут!” – щебетала Золушка, а король стоял столбом и не мог
    вымолвить ни слова.
    8.
    “Живешь тут одиноко во дворце! Сын, конечно, заходит. Но обычно он невест
    ищет. По разным странам ездит. А тут сидишь один и скучаешь. Заходите,
    поболтаем, в шахматы сыграем, а то и в морской бой!” – пригласил король.

    §5. Безличные односоставные предложения.

    Этот
    последний из типов ОСП противопоставлен всем личным односоставным предложениям.
    В безличном предложении нет и не может быть подлежащего. Туда никак не может
    быть введена форма именительного падежа существительного или местоимения. Уже
    сами способы выражения главного члена безличного предложения указывают на эту
    формальную особенность безличного ОСП. Смысловое значение безличных предложений
    заключается в том, что они называют действие, происходящее без участия субъекта
    или независимо от его воли.
    Сначала
    необходимо решить вопрос о способах выражения главного члена. Итак, он может
    быть выражен:
    ·
    прежде всего главным членом может быть безличный глагол. Безличными считаются
    глаголы, существующие в ограниченном наборе словоформ. Основная масса глаголов,
    которые относятся к безличным, имеют формы изъявительного наклонения (3 лица
    единственного числа настоящего и будущего времени, средний род прошедшего
    времени), формы повелительного наклонения в 3 лице единственного числа, формы
    сослагательного (=условного) наклонения в среднем роде, у больщинства есть
    инфинитив. Таким образом, безличным будет глагол “светать”,
    представленный в языке в формах “светает, будет светать, светало, светало
    бы, пусть светает”. Под водой светает позже, чем на земле. Некоторые из
    относящихся к безличным глаголов имеют еще более ограниченный набор:
    “*спаться” существует в формах “спится, спалось, спалось бы,
    пусть спится” (не может быть будущего времени и под большим вопросом
    наличие формы инфинитива): Всем девушкам королевства в ночь перед балом не
    спалось.
    При
    проверке, относится ли разбираемый вами глагол к безличным, мы бы рекомендовали
    пытаться ставить его в 1 и 2 лицо. При очевидном отсутствии этих форм глагол
    относится к безличным. ВНИМАНИЕ! Если у глагола нет 1 лица единственного числа,
    он может быть личным с “ущербной парадигмой”. К примеру, нет
    указанной формы у “победить”, “дудеть”, но все остальные
    представлены. Кроме того, 1 и 2 лица единственного числа может не быть у
    глаголов, которые называют действие, производимое большим числом участников, к
    таким относится “столпиться”. Но 1 и 2 лицо во множественном числе у
    глагола есть, он личный. Такой тип выражения главного члена рассматривается как
    ПГС.
    ·
    Главный член может быть выражен безличными формами личных глаголов. Это обычные
    глаголы, которые в перечисленных выше формах в некоторых предложениях не
    сочетаются с подлежащим, описывают действие, происходящее без участия субъекта:
    Над морем дует ветер – Из окна комнаты принцессы постоянно дует. В первом
    предложении представлено и подлежащее, и сказуемое, оно ДСП. Второе ОСП
    безличное, введение в такое предложение подлежащего сделало бы его нелепым.
    Такой способ выражения главного члена такжн имеет вид ПГС.
    ·
    Главный член может быть выражен глаголом “быть” в формах
    “было”, “будет” и “нет”. Последнее слово по
    происхождению является формой 3 лица единственного числа настоящего времени, к
    которой приклеилась частица “не”. О форме “нет” говорят как
    об особой неизменяемой форме глагола, она используется в отрицательных
    предложениях: У русалочки не было времени попрощаться с сестрами. У принца в
    его королевстве совсем нет друзей. Данный способ выражения главного члена тоже
    ПГС. ВНИМАНИЕ!Нельзя путать “нет” в безличном предложении и слово
    “нет” – междометие (по другим определениям слово-предложение),
    которое используется в диалоге при отрицательном ответе на вопрос. “Ты
    придешь вечером на бал? – Нет”.
    ·
    ГЧ может быть похож по форме на СГС и состоять из вспомогательного глагола
    (фазисного или модального) и инфинитива. Вспомогательный глагол может быть
    безличным, либо может быть употреблен личный глагол в безличной форме: Принцу
    ужасно хотелось сбежать с праздника (безличный модальный глагол+инф), За окном
    начинало светлеть, а Золушка только-только добралась до дома (безличная форма
    фазисного глагола +инф). Проверить, какой тип вспомогательного глагола перед
    вами, можно тем же способом, что и для одиночного глагола.
    Так
    же как в СГС двусоставного предложения, в роли приинфинитивной части может быть
    использовано существительное, прилагательное, наречие с модальным значением, а
    не только глагол. Чаще всего используются наречия можно, нужно, надо, нельзя,
    пора. Эти наречия называются предикативными, у них нет иной синтаксической
    функции, они могут быть только вспомогательными элементами в СГС: “Пора
    ехать во дворец!” – приказала фея. “Но не забудь, что надо выполнить
    все мои требование, иначе…” – донеслось вслед карете.
    Очень
    часто последний случай выражения СГС в безличном предложении путают с ДСП, где
    в роли подлежащего выступает инфинитив. Мы уже говорили выше, что слово на –О в
    сказуемом ДСП – это краткое прилагательное, а не наречие: Приятно иногда
    поспать после обеда! Это ДСП с подлежащим инфинитивом и СИС, включающим нулевую
    связку и прилагательное в краткой форме. Как правило, выступающие в этой роли
    слова имеют общее значение оценки того, что названо инфинитивом (“хорошо,
    плохо, полезно, вредно, глупо”). Но если содержащееся в предложении слово
    на –О синонимично перечисленным выше предикативным наречиям, мы включим
    инфинитив в главный член и рассмотрим предложение как ОСП безличное с СГС в
    роли главного члена: Необходимо подготовиться к празднику заранее (=надо).
    Невозможно выполнить все требования школьной программы (=нельзя). Для некоторых
    предложений такой структуры в принципе может быть предложено сразу два решения.
    Вспомогательная
    часть может быть также выражена сочетанием связки с формой отрицательного
    наречия: Мне нечего делать.Этот способ выражения СГС в безличном предложении
    аналогов в ДСП не имеет.
    ·
    Главный член безличного ОСП может быть выражен СИС. В этом случае в него входит
    связка в безличной форме и наречие (На улице стало свежо) или краткое
    страдательное причастие в форме среднего рода (Королю было доложено о поведении
    дочери). Для краткого причастия это единственная синтаксическая функция, часто
    об этом забывают и дают для главного члена предложений типа Про прежнюю жизнь
    забыто характеристику ПГС, объясняя это тем, что причастие – форма глагола. Не
    забывайте, что ПГС выражает время, наклонение, лицо и число, а причастие всех
    этих характеристик выразить не в состоянии.
    Иногда
    и эту разновидность безличного предложения путают с ДСП. Путаница, по нашим
    наблюдениям, происходит в двух случаях. Первый – это СПП с придаточным
    изъяснительным, где придаточное оказывается на месте подлежащего главной части.
    Главное предложение, особенно если имеет СИС, становится похожим на ОСП:
    Хорошо, что король отец был отходчив и быстро прощал дочурку. Главная часть – ДСП
    неполное ([это] хорошо). “Хорошо” здесь – прилагательное. Проверяйте,
    и проблем не будет.
    Вторая
    проблема связана с простой невнимательностью разбирающих. Как-то так повелось,
    что мы привыкли к тому, что подлежащее располагается перед сказуемым. Поэтому
    при обратном порядке школьники часто выделяют подлежащее как дополнение, делая
    предложение безличным (кстати, это может произойти и с ОСП безличным, которые
    некоторые стремяться во что бы то ни стало сделать двусоставным): К обеду от
    водорослей было расчищено две трети садика. Предложение ДСП, есть подлежащее
    количественное сочетание и СИС.
    Особым
    разрядом внутри б/л ОСП считают ОСП с главным членом инфинитивом. Эти
    предложения называют инфинитивными (безличными инфинитивными). Некоторые
    учебники включают эти предложения в число безличных, другие считают их особым
    разрядом – это не так уж и важно. Их основное отличие от остальных безличных –
    модальное значение. Оно всегда ирреально, не соотносимо с временем,
    всевременно. Кроме того, действие в инфинитивных предложениях мыслиться как
    потенциальное, еще не протекающее. – Встать, идет король!! Если в таком
    предложении присутствует “не”, то предложение приобретает значение
    невозможности – Тебе не стать настоящим человеком. В последнем предложении в
    роли главного члена не просто инфинитив, а сочетание неполнозначного инфинитива
    с относящимся к нему существительным (найди аналогию в способаз выражения
    подлежащего).
    Частные
    значения инфинитивных предложений – невозможность (Тебе не заставить принца
    влюбиться в тебя!), целесообразность (Тебе бы сходить к врачу или сразу же к
    морской ведьме!), неизбежность (Быть беде!), долженствование в разной степени
    категоричности (Встать!). Возможны предложения, в которых совмещены разные
    оттенки. Обратите внимание, что эти предложения всегда относятся к человеку,
    тогда как собственно безличные описывают и состояния человека, и состояния
    природы.
    Кроме
    того, все инфинитивные предложения относят к экспрессивным, выразительным.
    Нейтральными они бывают, когда формируют придаточное в составе сложного
    предложения. Чаще всего они оказываются придаточными цели: Ариэль пошла к
    ведьме, чтобы получить ножки.
    И
    в безличных, и в инфинитивных предложениях нет подлежащего (субъекта действия),
    но практически всегда есть второстепенный член, указывающий на производителя
    или потенциального производителя:Принцу хотелось жениться на самой красивой
    девушке в мире. Вам здесь поворачивать. Поэтому при формальной безличности все
    же нельзя говорить о том, что описывается вообще бессубъектное действие. Субъект
    присутствует, но чаще всего он представлен как пассивный. Бессубъектные
    предложения – это те, которые описывают состояния природы.
    Задание.
    Определите
    типы односоставных предложений. Опишите способы выражения главного члена.
    Укажите, какие предложения окажутся ДСП неполными.
    Младшей
    русалочке неплохо живется во дворце своего отца. Плохо только, что эта жизнь ей
    самой кажется слишком скучной. “Вот бы разом все изменить! Превратиться в
    человека, жить на земле!” – именно это не раз повторялось друзьям. “Ариэль!
    Если нечего делать, давай наведем порядок в твоем комоде с
    драгоценносями!” – предлагали Тристан с Флаудером. “Всегда вы так!
    Хочешь с вами поделиться, о самом сокровенном рассказываешь, а вы… А порядок…
    Хорошо. Только ведь глупо просто наводить порядок. Надо решить, что из
    драгоценностей отдать сестрам, что – подругам, а что еще попросить у
    папочки!”
    Темнело.
    Уже час друзья разбирали комод. Дошли только до пятого ящика из 17. Чего там
    только не было! Друзьям нравилось перебирать каждую вещицу и вспоминать, что с
    ней связано. Вот, например, кулон из морской раковины. Её нашли в затерянном
    гроте, в котором никогда не было света, поэтому там было найдено несколько
    совершенно необычных раковин. “Смотри! Бусы из голубого жемчуга!
    Красота!” – закричал Тристан. Ничего подобного ему раньше видеть не
    приходилось. Было неясно, как случилось, что жемчуг приобрел такой необычный
    цвет. Но долго удивляться и рассматривать безделушки было некогда. В шестом
    ящике обнаружилось еще несколько сокровищ, которые были бы мечтой любой модницы
    на земле. “Вот бы надеть их и прийти на бал во дворце принца!” –
    размечталась Ариэль. “И не мечтай! Если долго размышляешь об одном и том
    же, сойдешь с ума!” – заметил мудрый Тристан.
    На
    другой день продолжили разбирать драгоценности. Решено было не рассматривать
    каждую вещицу, но не получалось. “Люблю драгоценности! Жаль, что под водой
    нет бриллиантов! Говорят, что они очень красиво сияют под лучами солнца. Вот бы
    надеть и всплыть на поверхность! А вот надеть их на наш празник невозможно,
    ведь под водой темно”, – говорила друзьям русалочка. Наконец все было
    разложено на три кучки. Большая оставалась у Ариэль, остальные предназначались
    сестрам и друзьям.
    Было
    ужасно весело и приятно делать всем подарки. Когда совершаешь добрый поступок,
    всегда делаешься чуть-чуть лучше. И на душе становится светлее, и хочется петь
    и танцевать. Поэтому по предложению одной из сестер Ариэль был организован
    подводный бал, чтобы было куда прийти в обновках. Кстати, на подводные балы
    приходят практически только в одних украшениях! Не надо шить новые платья или
    страдать, что опять нечего надеть. Все при тебе. Правда, можно свой хвост
    какими-нибудь экзотическими водорослями обмотать, большего и придумать
    невозможно.
    В
    пещере морской ведьмы никого не радовало, что приближается праздник. Ведь ей
    ничего не подарили и, естеступпо, никуда не пригласили. А как хотелось!
    “Колдуешь тут целыми днями, всякие приворотные зелья варишь, а все равно о
    тебе забывают. Ничего, захочет какая приворожить суженого, отомщу. Дам настойки
    для роста прыщей! Идея!” В этих словах ведьмы было зерно истины.
    Действительно, нехорошо, неприлично забывать про кого-то. Вот и поплатились
    потом!
    Напоследок
    обратим ваше внимание на одну распространенную ошибку при разборе ОСП. Очень
    часто на экзаменах приходится слышать “ОСП, безличное, неполное с
    отсутствующим подлежащим”. Происходит это потому, что отвечающий уверен –
    идеальной структурой предложения будет ДСП. Этому способствует начальный этап
    овледения русским языком в школе (доказано, что это помнят все школьники, а вот
    то, что выучено в средних классах, запоминают избирательно, в зависимости от
    собственного интереса). А “Букварь” заостряет внимание именно на
    таких предложениях, как Мама мыла раму, Петя ласкает кошку, Улица празднично
    украшена. Создается впечатление: именно такое строение предложения – норма, все
    отсупления от неё – неполнота. Это не так! В русском языке возможно два типа
    построения грамматической основы предложения – ДСП и ОСП. Не в любом
    предложении можно и нужно подлежащее!
    Можно
    представить себе это на простом кулинарном примере. При приготовлении пищи
    используются приправы и зелень. Укроп и перец можно добавить практически в
    любое блюдо, даже в сыр. Значит, без них нельзя? Нет, можно. Представьте себе
    мороженое и торт, в который “для вкуса” добавили укропчику и перцу.
    Почему нельзя? Это иной тип блюда, сюда приправы, подходящие для курицы, не
    идут. Так и с предложением. Есть те, где подлежащее возможно и необходимо, а
    есть те, куда ну никак его вставить нельзя. Не забывайте об этом!

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

  2. Вопрос о синтаксической природе некоторых односоставных предложений до сих пор является спорным среди ученых-лингвистов. Однако в школьном курсе русского языка по форме грамматической основы принято выделять назывные, определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.
    Назывное (номинативное) предложение выражает наличие, существование предмета или явления, т.е. имеет бытийное значение. Главным членом этого вида односоставных предложений является подлежащее, которое выражено именем существительным, личным местоимением, а также количественно-именным сочетанием. (Утро. Вот она, Отчизна! Часов восемь.) Поскольку назывное предложение строится без глагола, то оно всегда имеет значение настоящего времени и выражает событие, которое происходит «на глазах», непосредственно. Такие предложения часто употребляются в художественных текстах, особенно в поэтической речи. («Ночь, улица, фонарь, аптека. / Бессмысленный и тусклый свет». А.А. Блок)
    Определенно-личное предложение выражает действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Поскольку главный член ? сказуемое ? выражен формой 1, 2 лица глагола в изъявительном наклонении или 2 лица в повелительном наклонении, то эти предложения не нуждаются в наличии местоимения, т.к. в форме сказуемого уже заключено указание на определенное лицо. (Не хотите ли чаю? Иду по полю, любуюсь закатом.) Эти предложения по структуре близки личным двусоставным предложениям и часто употребляются в живой разговорной речи. Актуализация субъекта действия достигается использованием обращения. (Надеюсь, Виктор, вас найти на этом месте.)
    Неопределенно-личное предложение выражает действие, не отнесенное к конкретному лицу (деятелю), хотя оно мыслится как совершаемое кем-то. Сказуемое, выраженное формой глагола 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени, формой глагола множественного числа в прошедшем времени, позволяет сосредоточить внимание на характере деятельности, а не на субъекте действия. Наиболее часто такой тип предложения используется в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания. (За рекой поют. В дверь постучали.)
    Обобщенно-личное предложение выражает действие обобщенного, но не названного лица. Грамматические формы сказуемого такие же, как и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, за исключением форм глагола в прошедшем времени и формы 1 лица. Основная роль обобщенно-личных предложений – образное выражение суждений, часто воплощаемых в пословицах, афоризмах. («Любишь кататься – люби и саночки возить»; «За оскорбление деньгами не платят».)
    Безличное предложение выражает действие или состояние, не связанное с лицом, предметом (деятелем). Грамматическая основа состоит из сказуемого, выраженного безличным глаголом или словами категории состояния. (Уж сильно завечерело. Жутко было оставаться в потемках.) Также безличную форму имеют предложения с отрицанием. (Ветра не было. На небе нет ни тучки.) Безличные предложения могут обозначать состояние природы, окружающей среды; состояние живого существа; эмоциональную или морально-этическую оценку действия, названного инфинитивом. Стилистические возможности безличных предложений необыкновенно широки, особенно часто они употребляются в художественной речи. («К сожалению, написать историю вещей невозможно». К.Г. Паустовский)

  3. Готовые сочинения на лингвистическую тему

    Сочинение 19
    Двоеточие (2 вариант)
    Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
    другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
    этого знака я встречаю в тексте?
    Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
    булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
    предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
    первом.
    Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
    связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
    первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
    Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
    предложении, и обойтись без него нельзя.
    ( 107 слов)
    Сочинение 20
    Вопросительный знак
    «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
    состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
    шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
    как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
    существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
    вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
    Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
    кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
    Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
    служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
    содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
    В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
    предопределяет вопросно-ответную форму общения.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
    могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
    тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
    (150 слов)
    Сочинение 21
    Запятая
    Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
    распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
    важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
    как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
    зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
    встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
    предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
    сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
    «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
    Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
    проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
    от друга.
    Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
    структуру предложения, а значит, и его смысл.
    ( 135 слов)
    Сочинение 22
    Восклицательный знак
    Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
    устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
    звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
    лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
    знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
    восклицательным знаком выражает радость.
    Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
    в конце предложения используется для выражения недоумения.
    В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
    восклицательный знак помогает выразить удивление.
    В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
    своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
    неудовлетворения.
    В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
    трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
    на помощь.
    В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
    следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
    приказ.
    В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
    выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
    бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
    (205 слов)
    Сочинение 23
    Тире
    Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
    письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
    назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
    восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
    отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
    встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
    жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
    сказуемого.
    Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
    увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
    выделительную роль, обособляя приложение.
    В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
    пропуск глагола «есть».
    В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
    отделяет прямую речь от слов автора.
    Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
    предложения был бы не ясен.
    ( 173 слова)
    Сочинение 24
    Точка с запятой
    Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
    итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
    противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
    него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
    этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
    применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
    отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
    бессоюзного предложения.
    Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
    студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
    В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
    взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
    отделения однородных членов друг от друга.
    В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
    ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
    придаточные.
    Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
    предложения, связь между его частями. (178 слов)
    Сочинение 25
    Кавычки
    Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
    прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
    предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
    обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
    Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
    используются для выделения прямой речи.
    Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
    награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
    приложения.
    Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
    знак препинания.
    (90 слов)
    Сочинение 26 (2)
    Нужны ли кавычки как знак препинания.
    Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
    считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
    словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
    то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
    разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
    речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
    спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
    Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
    употребляя его в двойном значении.
    Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
    кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
    необходимо.
    (119 слов)
    Сочинение 27
    Скобки
    Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
    части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
    Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
    раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
    Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
    а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
    указании на источник цитаты.
    Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
    знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
    (84 слова)
    Сочинение 28
    Многоточие
    Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
    означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
    знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
    26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
    недосказанность, возможность продолжения текста.
    Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
    используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
    не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
    Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
    отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
    которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
    Сочинение 29
    Зачем нужна орфография?
    На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
    другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
    перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
    «орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
    получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
    «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
    является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
    зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
    этом тексте?
    Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
    случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
    произношения.
    Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
    Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
    стоящего перед приставкой.
    В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
    правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
    Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
    орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
    Сочинение 30
    Роль публицистического стиля в речи
    Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
    сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
    телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
    деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
    велика. Убедимся на примере этого текста.
    Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
    информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
    Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
    определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
    В предложении…(Вставляю пример)
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
    служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
    важен в жизни.
    (101 слово)
    Сочинение 31
    Каковы функции частиц в русском языке?
    Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
    оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
    множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
    земля бы лежала пепельная».
    Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
    частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
    В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
    «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
    В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
    «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
    Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
    образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
    предложении. (119 слов)
    Сочинение 32
    Союз «чтобы»
    Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
    роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
    из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
    часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
    «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
    сложноподчиненном предложении.
    Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
    вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
    образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
    Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
    солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
    изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
    В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
    этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
    сложноподчиненном предложении.
    Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
    в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
    синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
    сложноподчиненном предложении.(172 слова)
    Сочинение 33
    Роль диалогов в художественном тексте.
    Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
    художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
    синтаксические особенности.
    Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
    (предложение 19-20):
    -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
    -Что именно? – сухо спросила девица.
    Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
    односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
    (предложение 20-23):
    -Что именно?
    -Название?
    Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
    тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
    (96 слов)
    В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
    правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
    эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
    задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
    термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
    тексте.
    Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
    неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
    Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
    сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
    Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
    вооружен…
    Консультация по написанию
    сочинения на лингвистическую тему

    Девятиклассники, вы уже
    знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
    шаблону
    .
    Вот вариант вступления: «
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
    Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст».

    А это вариант вывода в
    сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
    был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
    свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

    А вот с аргументами будет
    сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору,
    эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
    пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
    это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
    кончиться хорошо или плохо»
    . Открываете сочинения на
    лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
    фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
    в качестве синонима.

    Второй аргумент вы можете
    найти в задании В5, касающемся
    вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
    вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
    точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли».
    (Лингвистический
    комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
    А сейчас соединим все, что
    мы приготовили к сочинению.
    Сочинение
    Г. Степанов, на мой
    взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
    о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

    В предложении 12 «Одним
    словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
    имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
    предложении в качестве синонима.

    Интересно предложение 12 и
    с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли.

    Могу уверенно сказать, что
    прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
    языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *