Сочинение на лингвистическую тему в 6 классе конспект урока

2 варианта

  1. Сочинение на лингвистическую тему
    6 класс
    «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами».
    В.Брюсов

    Сочинение-рассуждение
    Тезис или вопрос.
    Раскрытие темы
    2.1. Аргумент 1
    2.2. Аргумент 2
    Вывод
    Вид глагола
    Совершенный

    Что сделать?
    Что сделал?
    Что сделает?
    Несовершенный

    Что делать?
    Что делал?
    Что делает?
    Что будет делать?
    Этапы работы с текстом по отбору материала
    Выделяем глаголы
    Определяем вид глаголов
    Отбираем показательные глаголы для аргументации
    Эта работа позволит нам выбрать вариант построения сочинения
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
    1. Вступительная часть
    1. Вступительная часть
    «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами», – писал В.Брюсов. В этом утверждении он был абсолютно прав. Действительно, вид — глагольная категория, отражающая характер протекания действия относительно повторяемости, длительности, результата. О чём же нам могут поведать глаголы разных видов, рассмотрим на примере текста из рассказа Н.Носова «Мишкина каша».
    Вариант 1
    Вариант 1
    За основу возьмём тот факт, что:
    глаголы совершенного вида
    передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий,
    а глаголы несовершенного вида
    не выражают развития событий во времени,
    вследствие чего
    с совершенным видом связывается
    элемент динамики,
    а с несовершенным –
    статики.
    Аргумент 1
    Аргумент 1
    Вот, например, в предложениях 3-4 глаголы буквально следуют один за другим. Сюжетные действия сменяются с кинематографической быстротой: «нарезали», «намазали», «пошли», «выкупались», «разлеглись». Именно благодаря глаголам совершенного вида передана динамика действия.
    Вариант 1
    Аргумент 2
    Аргумент 2
    А вот в предложении 5 использованы глаголы уже несовершенного вида: «греемся», «жуём». Глаголы этого вида помогают передать длительное действие. Вероятно, мальчишки больше на берегу лежали, чем рыбу ловили!
    Вывод
    Вывод
    Вот сколько интересного мы узнали, понаблюдав только лишь над видами используемых в тексте глаголов.
    Вариант 2
    По определению,
    глаголы несовершенного вида
    обозначают собственно действие.
    И от этой формы уже образуется форма совершенного вида разными способами.
    Таким образом,
    глаголы совершенного вида,
    благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют действие:
    например, указывают направление: выбежал, вбежал… или подчёркивают завершённость: доиграл, закрыл…
    По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
    По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
    Глаголы же совершенного вида, благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют это действие. Например, в предложении 3 автор не случайно использовал глагол совершенного вида с приставкой НА- «нарезали». Если значение глагола «отрезали» обозначает отделение части от целого, то глагол «нарезали» обозначает разделение всего целого на части. Таким образом, нам становится понятно, почему на реке большую часть времени ребята жевали, а не рыбу ловили.
    Вывод
    Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды! Именно в этом богатстве и заключается сила глагола, о которой говорил В.Брюсов.
    Пример из текста для аргументации
    выкупаться 1) обмыться, освежиться, погрузившись в воду; искупаться. 2) разг. намокнуть, попав, погрузившись в воду.
    накупаться – сов. разг. покупаться много, вдоволь в чем-л.
    Вариант 3
    Вступительная часть (та же)
    От одного глагола несовершенного вида при помощи различных приставок можно образовать глаголы совершенного вида. Таким образом, приставка конкретизирует обозначенное глаголом действие. Например, в предложении 4 автор намеренно использует глагол совершенного вида с приставкой ВЫ-, чтобы подчеркнуть кратковременность действия (выкупаться – это просто освежиться), в отличие от глагола НАкупаться (покупаться вдоволь).
    А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
    А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
    Заключительная
    часть (та же).

  2. 7
    Дождь идёт Давно не было дождей. Вдруг налетели тучи. Крупные капли застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поле, сады. Всё покрылось зеленью. Текст- повествование
    8
    Дождь Льёт дождь. Из налетевшей тучи падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве. По стёклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят, пузырятся лужи. Одинокие прохожие прячутся под зонтами. Текст- описание
    9
    Зачем нужен дождь? Дождь очень нужен земле. Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги. Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы.. В засуху возникают лесные пожары. А когда дожди бывают вовремя, созревает богатый урожай, и все люди рады. Текст-рассуждение
    10
    Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
    11
    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский
    12
    С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” Сергей Есенин
    13
    Слова-помощники Действительно; я согласен(на) с мнением писателя и считаю, что…; не могу не согласиться с высказыванием великого русского писателя и т.д. Тезис Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта)… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…
    14
    Аргументы Аргумент 1 Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»? Аргумент 2 Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание? Аргумент 3 Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы? Аргумент 4 Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?
    15
    Вывод Как правило, в выводе говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. О чём мы говорили во вступлении? Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,… Итак,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… В заключение можно сказать, что… Итак, мы убедились, что «…». Обобщая сказанное,… Из этого следует, что…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *