Сочинение на морально этическую тему по русскому языку 9 класс

1 вариант

  1. Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.
    Сочинение-рассуждение – одна из частей итоговой работы по русскому языку в 9 классе. И работа над этим видом письменной работы начинается задолго до экзамена. Учащиеся пишут разные сочинения – описания предмета, описание действий, описание  природы, описание интерьера и т. д.
    В 5 классе начинается работа над сочинением-рассуждением. Так , например, §75. Рассуждение.  Стр.159. Ребята читают текст, а затем выясняют, что в нём утверждается.
    – В какой части текста выражена основная мысль текста (тезис)?
    – Как автор убеждает читателя в своём мнении?
    – О чём сообщается в выводе?
    – Что же называется сочинением-рассуждением?
    Сочинение-рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. В конце обычно делается вывод.
    В § есть несколько упражнений на отработку навыка нахождения тезиса, аргументов.
    На данном этапе ребята работают с готовым текстом.
    §90. Доказательства в рассуждении. Работа с готовым текстом. Тренируется умение находить доказательства в тексте. Затем даётся задание написать сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:
    «Чем я больше всего люблю заниматься и почему?»
    «Кем я хотел бы стать и почему?»
    «Почему нужно беречь книгу?»
    Даны рекомендации, как работать над сочинением. Умение писать сочинения разного типа оттачивается и в 6 классе. Это сочинения-описания, сочинения по картине.
    В 7 классе – на примере устаревших слов и неологизмов нужно доказать, что русский язык живёт и развивается, что он, по словам К.И. Чуковского, «живой, как жизнь».
    В упражнение 71 учащимся предлагается порассуждать о том, что должны и могут школьники, чтобы сохранить родной край. В упражнениях 216-217 предлагается написать рассуждение на тему «Прозвища».
    Упражнение 343 – «Книга – наш друг и советчик». Нужно подобрать доказательства из текста упражнений 342-343 и т.д.
    К 9 классу учащиеся приходят с определённым багажом знаний и умений, которые нужно отточить.
    Подготовка к сочинению  С.2.2 начинается уже на этапе выполнения тестовой части работы (задания типа А), которая выявляет уровень умения вычленять основную проблему исходного текста, обосновывать позицию автора .
    Чаще всего для толкования предлагается финал текста или предложения, близкие к нему.
    Для того, чтобы успешно справиться с работой, нужно :
    – вдумчиво прочитать текст;
    – назвать проблему;
    – выявить позицию автора;
    – высказать свой взгляд на проблему;
    – подобрать аргументы;
    – написать сочинение-рассуждение.
    Хороший материал для отработки данных умений содержится в брошюре «Русский язык» №35. Е.Н. Зиновьева. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части В и С. На материале рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».
    Москва. Чистые пруды. 2010 год.
    Например:
    Отраженье в воде.
    В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких : даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья не верны, неотчётливы, непонятны.
    Лишь иногда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, – лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева,  каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.
    Так и ты, так и я. 4) если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину,  – не потомули, значит, что ещё движемся куда-то? 5)Ещё живём?..
    Задания к тексту.
    Определите основную проблему текста.
    Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.
    Определите тип речи и стиль текста.
    Найдите в тексте существительные, образованные бессуффиксным способом.
    Укажите, каким способом образовано слово поверхность .
    Из предложений 3-5 выпишите глаголы с чередующимися согласными в корне слова.
    Из предложения 2 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным значением.
    Выпишите из текста контекстные синонимы и укажите, какими частями речи и какими членами предложения они являются?
    Найдите в тексте глаголы-исключения.
    Выпишите из текста все сочинительные союзы.
    Выпишите из текста все местоимения и определите их разряд.
    Выпишите из текста все частицы.
    Определите способ подчинительной связи в словосочетании доходит до устья
    Укажите количество встретившихся в тексте пар неоднородных определений.
    Найдите сложно предложение, в состав которого входит определённо-личное. Напишите номер этого предложения.
    Так же в своей работе я активно использую брошюру А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку».
    Учащимся следует напомнить структуру сочинения-рассуждения ;
    «тезис» – «аргументы» – «вывод». Нужно помнить, что сочинение должно состоять из
    3-4 абзацев.
    При написании сочинения можно использовать клише :
    –проблема в тексте исследуется, анализируется, поднимается;
    – в тексте анализируется проблема нравственного выбора, экологии, добра и зла
    и т.д.
    В течение года следует проработать как можно больше  вариантов сочинений-рассуждений на морально-этическую тему.
    Успеха вам на экзамене!
    Литература.
    С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2012. Москва «Интеллект-Центр» 2012.
    Е.И. Зиновьева «Тренировочные тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»
    А.Г. Нарушевич  «Тематические тесты для подготовки к ГЭ по русскому языку»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *