Сочинение на свободную тему для 9 класса

5 вариантов

  1. Борискина Галина Георгиевна,
    учитель русского языка и литературы
    ГОУ “Забайкальский центр
    специального образования и развития
    “Открытый мир”
    Забайкальский край,
    г. Чита
    2017 г.
    Как хорошо написать сочинение-рассуждение в формате Государственного выпускного экзамена 9 класс?
    Как хорошо написать сочинение-рассуждение в формате Государственного выпускного экзамена 9 класс? Такой вопрос волнует многих учителей русского языка и учащихся 9 класса. Информации по написанию сочинения-рассуждения в формате Государственного выпускного экзамена мало. В своей работе по подготовке учащихся к сочинению я опиралась на Методические рекомендации по подготовке и проведению государственнои? итоговои? аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году. Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 23.12.2016 No 02-411. Москва, 2017 года.
    Работа началась с определения понятия: что такое рассуждение и как его построить
    1.Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    2.Строение текста-рассуждения. В таком тексте обычно выделяются 3 части: 1)тезис; 2)доказательство, то есть аргументы; 3)вывод.
    3.Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?
    4.Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.
    5.Аргументы должны быть убедительными.
    Далее обучающиеся знакомятся с инструкцией «Напишите сочинение. Объе?м сочинения – не менее 250 слов. Вы можете аргументировать свою точку зрения с опорои? как на содержание художественных произведении?, так и на свои? жизненныи? опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания). Продумаи?те композицию сочинения. Сочинение пишите че?тко и разборчиво, соблюдая нормы речи».
    Учащийся выбирает одну тему из четырёх. Комплект тем сочинении? содержит четыре темы разнои? проблематики, сгруппированные в соответствии с определеннои? структурои?, инструкции для обучающегося. Первые три темы свободные, четвёртая – на литературную тему.
    Для подготовки к написанию сочинения-рассуждения на свободную тему я воспользовалась комплектом тем, представленным в книге “Русский язык. ГВЭ. 9-й класс.Cенина Н.А.” В книге приведены примерные темы сочинений (от автора) Например, Вариант 1 1. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский). 2. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). 3. Каков он, «герой нашего времени»? 4. Что позволило автору назвать Татьяну «милым идеалом»? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), Всего 10 вариантов тем.
    А также методическими рекомендациями ФИПИ 2017 года и темами сочинений.
    Перечень тем сочинении?
    1. Каким, с Вашеи? точки зрения, должно быть отношение человека к природе?
    2. В че?м, с Вашеи? точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека?
    3. Каковы, с Вашеи? точки зрения, слагаемые счастья?
    4. Какие качества личности, с Вашеи? точки зрения, наиболее ценны?
    5. Как характеризует человека его выбор досуга?
    6. Какие черты личности имеют в виду, говоря о благородстве человека?
    7. Какую роль в жизни человека играет семеи?ное воспитание?
    8. Какую мудрость хранят пословицы?
    9. Почему лицемерие относят к человеческим порокам?
    Учебные материалы, сзданные учителем для подготовки к экзамену и проработанные с ученицей, также помогают при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
    1) Презентации:
    Система работы над сочинением.
    Подготовка учащихся к написанию сочинения
    Пишем сочинение на главную мысль
    Работа с текстом
    2) Приёмы обучения при подготовке к ГВЭ на темы: “Память”, “Человечность”, “Великодушие”, Счастье”, “Патриотизм”, Героизм”, “Музыка”.
    Ведение читательского дневника на уроках русского языка и литературы облегчает работу обучающихся по использованию аргументов для сочинения.
    Тема сочинения
    Название книги
    Автор
    Герои
    Основная мысль
    Тема патриотизма
    Кроме того, читательский дневник развивает предметные и метапредметные навыки:
    1 развитие памяти;
    2 умение систематизировать материал;
    3 умение выделять главное,
    4 правильное оформление основной мысли;
    5 расширение кругозора;
    6 обогащение словарного запаса языка;
    7 совершенствование навыка письменной речи.
    Для того чтобы лучше научиться писать рассуждение, обучающиеся читают и комментируют сочинения других ребят, написанных в разные годы обучения. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребят, развивает умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, приучает детей осмысливать и оценивать прочитанное, развивает наблюдательность.
    Для учащейся центра дистанционного образования мною была составлена памятка по написанию сочинения на свободную тему для учащихся 9 классов.
    Памятка
    1 Прочитать критерии к сочинению ГВЭ на свободную тему
    2 Внимательно прочитать темы
    3 Выбрать одну тему из 4-х.
    4 В выбранной теме (свободная тема) найти ключевые слова
    5 Записать ключевые (ое) слова (о), подобрать ассоциативный ряд к слову из темы или составить кластер.
    6 Подумать над вступлением
    (во вступлении дать толкование слова, определение понятия, небольшие рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия, должна быть чётко сформулирована основная мысль и авторские рассуждения вокруг неё)
    7 Подумать над аргументацией. Подобрать аргументы чётко по теме сочинения.
    В аргументах указать:
    -название книги,
    -фамилии и инициалы авторов,
    -главные герои,
    -пояснение, основная мысль
    8 Привести пример из жизни как аргумент к сочинению и обосновать его.
    9 В каждом абзаце сочинения обязательно должно быть своё мнение и вывод.
    10 Заключение — общий вывод по теме сочинения.
    11 Написать черновик
    12 Прочитать внимательно, проверить:
    орфографию
    пунктуацию
    грамматические ошибки
    речевые ошибки
    фактические ошибки
    последовательность, логичность изложения, связь абзацев.
    13 Посчитать слова в сочинении. Объём сочинения не менее 250 слов.
    14 Переписать в чистовик
    15 Проверить внимательно
    Обучающиеся знакомятся с критериями сочинения, проверяются работы в соответствии с критериями, ставятся баллы и оценка за работу.
    Критерии сочинения
    ССК1 Раскрытие темы сочинения
    Экзаменуемый раскрывает тему сочинения,
    формулирует свою точку зрения, убедительно
    обосновывает свои тезисы
    3 балла
    Экзаменуемый раскрывает тему сочинения,
    формулирует свою точку зрения,
    но
    тезисы обосновывает недостаточно убедительно
    2 балла
    Экзаменуемый раскрывает тему сочинения
    поверхностно
    и/или
    не обосновывает свои тезисы
    1 балл
    Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения
    0 балов
    ССК2 Аргументация экзаменуемым собственного мнения
    Экзаменуемый выразил собственное мнение по
    проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл
    не менее двух аргументов в подтверждение этого
    мнения
    2 балла
    Экзаменуемый выразил собственное мнение по
    проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл
    только один аргумент в подтверждение этого мнения
    1 балл
    Экзаменуемый выразил собственное мнение по
    проблеме, соответствующей теме сочинения, но не
    привёл аргументов,
    или
    собственное мнение экзаменуемого не отражено в
    работе
    0 баллов
    ССК 3 Композиционная цельность, логичность
    Сочинение характеризуется композиционной цельностью, логичностью, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности
    2 балла
    Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности:
    мысль повторяется
    или
    есть нарушения в последовательности изложения
    или
    есть отступления от темы
    1 балл
    В сочинении не прослеживается композиционный замысел
    или
    допущены грубые нарушения в последовательности изложения
    или
    нет связи между частями и внутри сочинения
    0 баллов
    Максимальное количество баллов
    7
    Название
    Баллы
    По орфографии ГК1
    нет ошибок или 1
    2 балла
    2-3 ошибки
    1 балл
    4 и более ошибок
    0 баллов
    По пунктуации ГК2
    нет ошибок или не более 2
    2 балла
    3-4 ошибки
    1 балл
    5 и более ошибок
    0 баллов
    Грамматические ошибки ГК3
    нет или 1 ошибка
    2 балла
    2 ошибки
    1 балл
    3 и более ошибок
    0 баллов
    Речевые ошибки ГК4
    нет или 2 ошибки
    2 балла
    3-4 ошибки
    1 балл
    5 и более ошибок
    0 баллов
    Фактические ошибки ФК1
    нет
    2 балла
    1 ошибка
    1 балл
    2 ошибки
    0 баллов
    Шкала перевода баллов в оценки (ГВЭ русский язык)
    Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
    Диапазон первичных баллов
    0–4
    5–10
    11–14
    15–17
    Отметка по пятибалльной шкале
    2
    3
    4
    5
    Разработку урока по теме «Подготовка к написанию сочинения — рассуждения «Почему важно сохранять память о прошедшей войне?» можно прочитать в учебных материалах на сайте «УчПортфолио» http://uchportfolio.ru/materials/show/82878.
    Литература:
    1. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственнои? итоговои? аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году. Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 23.12.2016 No 02-411. Москва, 2017 г.
    2. Русский язык. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). 9-й и 11-й классы. Задания и рекомендации: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. — Ростов н/Д: Легион, 2015. — 96 с. — (Мастер-класс.)
    3. Сайт «ФИПИ» Государственный выпускной экзамен по русскому языку 9 класс http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9
    4. Сайт «УчПортфолио» страница «Итоговая аттестация»
    uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=36458
    5. Сайт «УчПортфолио» страница «Творческие работы учащихся»
    uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20175
    6. Сайт «УчПортфолио» учебные материалы. Технологическая карта урока русского языка на тему: «Почему важно схранять память о прошедшей войне?» http://uchportfolio.ru/materials/show/82878

  2. Школа… В среднем десять лет своей жизни ребенок проводит в этом образовательном учреждении. За это время он из маленького несмышленыша успевает превратиться во вполне взрослого человека, готового выйти во взрослую жизнь.
    Если подумать – сколько времени человек проводит в школе! И какого времени – очень важного и значимого для его становления! Поэтому, я думаю, очень много зависит от того, в какую школу попадет маленький человек, какие учителя будут ему открывать мир, какие ребята станут его друзьями.
    Мне, на мой взгляд, со школой повезло. В первый класс я шел с удовольствием – мои родственники заранее готовили меня к этому событию, рассказывали, что меня ожидает много интересного и увлекательного. Кроме того, читать и писать я уже умел, и в первом классе мне было очень легко, как, впрочем, и во всей начальной школе.
    Хорошо запомнилась мне моя первая праздничная линейка, посвященная Дню Знаний. Всех ребят собрали во внутреннем дворе школы. Я знал, что мой класс – первый «Г», и волновался – найду ли я его. Бабушка и мама остались стоять поодаль, а я, с портфелем в одной руке и букетом гладиолусов в другой, нырнул в огромное коричнево-сине-бело-розовое море учеников… И пучина этого моря поглотила меня…на целых восемь лет.
    Мне повезло с моей первой учительницей. Она только-только окончила университет, и мы, первый «Г», были ее первым классом. Можно сказать, что она училась вместе с нами – «первый раз в первый класс»…
    Я очень хорошо помню свою первую отметку – звездочку. Мне очень долго не удавались какие-то палочки в прописи. Все мои однокашники уже давно их освоили, и у них в арсенале было по две, а то и по три звездочки! Мне было очень обидно, но Наталья Львовна упорно не хотела давать мне звезду (для меня она приравнивалась уже чуть ли не к звезде героя!) И вот, когда я наконец получил ее, то испытал… странное чувство. Это не были радость, счастье или восторг. Нет, я почувствовал удовлетворение (правда, тогда я еще не знал этого слова) от хорошо проделанной работы, которая приносит результат. Думаю, в большой степени, именно моей первой учительнице удалось привить мне любовь к труду и упорство в достижении цели.
    Не помню, чтобы Наталья Львовна хоть раз повысила на нас голос. Эта маленькая хрупкая девушка воздействовала на нас по-другому – иронией или даже сарказмом. Одно ее замечание, и я, впрочем, как и все мои одноклассники, готов был провалиться сквозь землю. Именно тогда я понял, что словом можно больно ранить, если не убить, человека.
    Начальная школа дала мне, помимо неплохих учебных навыков, и неплохих друзей. С одним из них мы общаемся до сих пор, несмотря на то, что я поменял школу и учусь сейчас в другом месте.
    Наталья Львовна хотела, чтобы у нас был дружный класс, она старалась сплотить нас, сделать из соучеников друзей, однокашников. Думаю, в большой степени ей это удалось, по крайне мере, у нас классе почти не было «группировок по интересам», которыми славятся очень и очень многие классы.
    Если начальная школа запомнилась мне именно личностью первой учительницы и друзьями, то средние классы, выражаясь высокопарно, науками. Наша школа считалась довольно сильной, особенно в преподавании физики и математики. Но я бы сказал, что все учителя, по крайней мере, те, кто преподавал в моем классе, были неслабыми.
    В то время я увлекся естественными науками, особенно географией. Я посещал дополнительные задания и спецкурс по географии, участвовал во многих олимпиадах, писал научные работы, даже стал усиленно заниматься английским языком (чтобы потом путешествовать). Во всех начинаниях меня поддерживал учитель географии – Марк Антонович Горницын.
    Этот человек стал большой вехой в моей жизни. Он не только дал мне много знаний по географии. Он научил меня очень ценным вещам – научил меня учиться, самостоятельно добывать знания и получать от этого удовольствие. Кроме того, смею думать, что этот пожилой уже человек стал для меня другом. Марк Антонович много рассказывал о своей жизни, своей семье, о своих путешествиях, которых у него было немало. Он не раз давал мне совет, который выручал меня не как ученика, а как человека.
    И таких «друзей-учеников» у Горницына было немало. Я видел, как на встрече выпускников этого человека «заваливали» букетами цветов, словами благодарностями, любящими улыбками.
    Размышляя обо всем этом, мне кажется, что моя школа – это, в первую очередь, мои учителя. Я «везунчик», мне повезло с людьми, которые, волей судьбы, стали моими наставниками. Они дали мне очень много, не только как ученику, но как человеку. И за это я им бесконечно благодарен.
    Но, кроме того, моя школа – это, конечно же, мой класс, мои друзья. Самые верные, интересные, настоящие – они оттуда, из моей прошлой школы…
    Школа – это целая жизнь, которую обязан прожить каждый человек. От чего зависит, какой она будет? Я думаю, все же, в первую очередь, от учителей – от их мастерства, любви к детям, от того, насколько сами они сумели сохранить внутри себя ребенка…

  3. Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.
    В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова.
    О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все человеческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыстно. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рассказе, “Попрыгунья”, мы видим другого врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило науки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело больного мальчика, Дымов от него заразился, заболел и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве спасти человека. Таким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.

  4. 4
    Текст добавил: От одиночества тошнит

    Время, которое человек учится в школе, называют школьной жизнью. И правда, ведь 10 лет, которые мы проводим в стенах alma mater – это целая эпоха в жизни каждого, время взлетов и падений, первых удач и первых ошибок, время, когда ты начинаешь понимать, что такое дружба, предательство, любовь, взаимопомощь и поддержка. Жизнь в широком смысле – это бурное сочетание семьи, работы, отдыха… Так же и школа: это и учеба, и общение с людьми, и постоянное открытие нового и ранее неизвестного. В школе мы проводим большую часть своего времени.
    Учеба в школе, как говорят многие, одни из самых лучших лет в жизни. Особенно так любит говорить моя мама и с наслаждением вспоминать, как она ходила в школу с портфелем через мост (ее школа находилась на другом берегу реки), как вместе с одноклассниками училась и отдыхала. Мы иногда заглядываем с ней в старую папку, в которой хранятся тетради, дневники, фотографии и другие школьные «антиквариаты». Мне кажется, мама так часто вспоминает школу не из-за флагов, галстуков и воротничков, которыми пестрит папка, а потому, что она была маленькой девочкой, смотрящей на мир широко открытыми наивными глазами.
    Те годы – годы ее счастливого детства, которое удается испытать всего один раз. Были в школьной жизни моей мамы походы в лес с палатками, зимние ночные переходы на лыжах, песни у костра и «огоньки» по праздникам в тесном классном кругу. Конечно, это важно, в чем ты ходишь и какие атрибуты времени тебя окружают, но самое главное – это люди, с которыми ты каждый день делишь парту, класс, школу… Часто мама вспоминает учителей, многие из которых уже ушли из жизни, – она помнит их все по имени и отчеству. Ее одноклассники, хоть и разъехались по России и даже миру, стараются сквозь годы поддерживать связь между собой и хотя бы изредка встречаться.
    Слушая маму, ее слова благодарности учителям и одноклассникам, я задумываюсь о том, что мне дает школа сейчас. Мне становится интересно, о чем буду я рассказывать своим детям через несколько десятков лет? За что я буду благодарить мою школу?
    Мне кажется, самое главное, что дает школа – это знания, которые останутся с нами на всю жизнь. Учеба в институте – важна, но если ты плохо учишься за школьной партой, то в высшее образовательное заведение путь тебе будет закрыт. Дело даже не в том, хорошие или плохие оценки стоят в дневнике, а в том, сколько знаний остается в голове, как мы научились их применять. Ведь можно знать наизусть таблицу умножения, но не уметь применить ее на практике; можно знать законы физики, но не понимать, почему идет дождь и гремит гром… Главное – научиться думать, анализировать, и именно этому учит школа. От того, насколько прочными и основательными будут эти знания, зависит очень многое в жизни человека. А они, в свою очередь, зависят от учителей.
    Я считаю, что в школе нет «ненужных» и «неглавных» предметов. Мне не представляется жизнь без истории, я ее люблю и изучаю даже то, что не дают на уроках. Но моя подруга из другой школы даже ни разу не открыла учебник за первые две четверти. «Нам мало задают и рассказывают только про войны, а это жутко неинтересно», – говорит она. А мне повезло: нашему классу на истории рассказывают и про быт людей, и про важные открытия. Труд учителя сложен, но очень важен. Поэтому учителей я буду благодарить в первую очередь за их терпение, за то, что привили любовь к знаниям.
    Но школа – это не только учебники и тетрадки, уроки и контрольные. Огромное место в школьной жизни занимает общение с одноклассниками, концерты, соревнования, походы и другие мероприятия. Первые удачи, достижения, победы; первые ошибки, обиды и ссоры – все это каждый человек переживает в стенах школы. Общаясь с ровесниками и учителями, мы учимся строить отношения с людьми, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Эти навыки тоже пригодятся в жизни. Ученые говорят, что личность формируется как раз в школьные годы и потом лишь незначительно изменяется. Каким я буду человеком, когда вырасту? Уже сейчас я задумываюсь над этим вопросом, смотрю на окружающих и пытаюсь найти свой путь.
    Проходя день за днем ступени школьной жизни, мы проходим начальную школу жизни. Многое из того, что я пойму сейчас, мне пригодиться в будущем. Таким образом, школа дает нам знания, первый жизненный опыт, и, самое главное – счастливое детство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *