Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» посвящено красоте зимней природы.
В нем поэт описывает различные образы, которые связаны с зимой. Эти образы тесно связаны с его настроением и эмоциями, которые он испытывает в данный момент.
В самом начале произведения автор восторгается красотой зимы:
«день чудесный!»
Он будит свою возлюбленную, которая еще спит, чтобы она присоединилась к его радости.
Кто эта возлюбленная — мы не знаем. Возможно он имеет в виду Наталью Гончарову, которая сейчас не находится рядом с ним физически, а лишь в его воображении.
Далее Пушкин описывает абсолютно противоположный образ зимы — ненастную бурю, которая была прошлым вечером. Настроения автора становятся мрачными и грустными, как и образ ненастья:
«вьюга злилась», «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная».
Так автор хочет донести мысль, что после ненастного всегда бывает ясный день.
После поэт упивается прекрасным зимним пейзажем:
«великолепными коврами», «блестя на солнце», «речка блестит».
Образ ясного зимнего дня передан простыми словами, которые понятны каждому. Именно поэтому так легко погрузиться в образ, который создал поэт.
Затем автор переносится в комнату с теплой печкой. От описания треска дров в ней, становится еще уютнее и теплее.
Завершается стихотворение описанием прогулки на санях. Оно пронизано нотками легкой грусти:
«пустые поля», «милый берег».
В завершение можно сказать, что автор создал очень яркий и насыщенный образ русской зимы. Описание зимнего ненастья и теплой комнаты нужны были для придания большего контраста и усиления яркости составленного образа.
Александр Сергеевич Пушкин – мастер пейзажной лирики, картины природы занимают в его творчестве весьма значительное место. Одним из наиболее светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», написанное в 1829 году в Павловском.
С первых слов (“Мороз и солнце! День чудесный”) Пушкин создает у читателя романтическое ощущение праздника, несколькими простыми, изящными фразами рисует красоту необыкновенного и, в то же время, такого знакомого и родного зимнего пейзажа – яркое, светлое морозное утро.
Впечатление от зимней сказки усиливается благодаря контрасту – описанию вечера накануне, когда «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Наверное, всем нам хорошо знакомы подобные преобразования в природе, когда на смену ночной снежной буре приходит солнечное и искрящееся утро, когда все вокруг замирает в неизъяснимом великолепии:
Пейзажные зарисовки по традициям русской классики созвучны душевным переживаниям человека. Во время снежной бури дисгармонию чувств испытывала и героиня стихотворения, и, можно догадаться, сам поэт:
Метаморфозы в душе случаются именно благодаря изменениям в мире природы. Поэт обращается к своей красавице, пытаясь пробудить в ней ответную радость на приветствие Авроры.
В такие дни просто грех оставаться дома, как бы уютно и весело ни потрескивал в камине огонь.
Поэтому естественно звучит предложение отправиться на прогулку за новыми впечатлениями, которые сулят удивительные пейзажи – блестящая подо льдом речка, укрытые снежным ковром луга, на фоне которых отчетливо выделяется чернеющий вдалеке лес и зеленеющая сквозь иней ель.
Даже в контрастном описании непогоды нет нагнетания красок: метель представлена мимолетно, поэтому она не в состоянии омрачить красоты нового дня.
Мысль о зимней прогулке настолько увлекает героя, торопит его наружу, что идея “в санки кобылку бурую запречь” превращается в призыв:
предадимся бегу
Нетерпеливого коня…”
Образ быстро скользящей по снегу конской упряжки максимально расширяет художественное пространство сюжета. Описание пейзажа за окном превращается в гимн родной природе, ее необъятным просторам: “полям пустым”, “лугам, еще недавно столь густым”. И все же “берег милый” остается самым родным, к нему и возвращается поэт, подводя своеобразный итог художественному описанию зимнего утра.
Стихотворение «Зимнее утро» по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений Пушкина. В тексте отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Воплощенные в произведении образы отличаются нежностью, обилием света и красоты. Поэтому закономерно, что стихотворение написано легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто, когда хотел придать своим стихам изысканность и воздушность.
Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся русский поэт, который знаком нам еще с детства. Его творчество интересует абсолютно разную публику: от маленьких детей до стариков. Этот великий человек писал повести, рассказы, сказки, но больше всего он известен нам как поэт, написавший великое множество стихотворений различной тематики.
Я отчетливо помню, как в четвертом классе, при изучении творчества Пушкина нам задали наизусть выучить стихотворение “Зимнее утро”, которое никак мне не давалось: я забывала слова, меняла местами строчки и абсолютно не понимала глубокий смысл данного стихотворения. Тогда я поняла, что это произведение точно не войдет в список моих любимых. Но не успело пройти и пару лет, как я снова “наткнулась” на данное стихотворение и в этот раз оно мне очень понравилось. Читая данное стихотворение, я словно переживаю вместе с Александром Сергеевичем это зимнее утро.
Только прочтешь: “Мороз и солнце…” и уже чувствуешь легкое покалывание мороза на щеках и начинаешь щурить глаза от яркого зимнего солнца, который, отражаясь на снегу, ослепляет тебя. Почему-то мне всегда казалось, что Пушкин описывает именно воскресное утро, когда ты с утра пораньше идешь играть с друзьями, все вокруг в снегу и ты чувствуешь запах дыма из печей деревенских домов.
Пушкин во всей красе описывает русскую суровую зиму, отражая все ее детали. Например, переменчивость погоды. Ведь все мы знаем, что русская зима может быть и спокойной, а может и припугнуть бурей, может быть умеренно теплой, а может и такой мороз сотворить, что аж воздух “трещит”. Именно об этом рассказывает нам Александр Сергеевич.
Несмотря на то, что поэт описывает зиму, стихотворение создает какой-то особый уют. Например, когда писатель рассказывает о том, как трещат дрова в растопленной печи. И я сразу же представляю, как после школы приходишь домой, а мама уже растопила печь и от одного только треска дров уже становится теплее, особенно, когда на улице очень холодно или если вовсю бушует метель.
Стихотворение “Зимнее утро” всегда возвращает меня в беззаботное детство. Именно поэтому я очень люблю это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
Это мое обычное утро, которое начинается с завтрака и пробежки в школу. Но сегодня оно совсем необычное: я увидел в окно, что наконец-то выпал снег и покрыл надоевшие серые дороги. Еще вчера его не было, неделю в бесснежном городе жили жестокие морозы, все люди ходили посиневшие и злые, закутанные в разные теплые одежды и никак не согревались. Но сегодня все иначе: я вышел на улицу и увидел, что люди стали другими, они повеселели, обрадовались новому, снежному зимнему утру. Выпал снег, пробилось солнце — и потеплело, мороз стал легким, от такого никто не замерзает. Вот утро, которого все ждали.
Деревья в парке и вокруг школы покрылись тонким слоем снега и инея, в воздухе засверкали тысячи серебряных дождей, хоть снимай и запасай для новогодней елки! Школьная детвора пытается слепить снежки, но снег еще не влажный, он совсем «молодой», снежки не получаются. Зато сколько радости и веселья! Кого-то уже повезли на санках, но санки цепляются за асфальт и скрежещут железом, только это не главное — зато выпал снег!
Но есть и те, кому снег совсем не нравится. Например, дворники сердито загремели снеговыми лопатами, хотя слой снега всего пять сантиметров и его можно смести метлой. Вышли счищать снег с машин хозяева автомобилей, деловито зашаркали щетками: вот еще этот снег, зачем он только выпал, столько хлопот с ним. Больше всего он мешает голубям: они никак не усядутся на обсиженные подоконники и недовольно взлетают на крыши. Коты обходят любимые лавочки стороной, потому что на них сидеть неуютно и холодно.
Но это в городе, а как здорово сейчас в лесу! Белой легкой тканью накрыло кроны деревьев, они искрятся под солнцем, как в сказке. Птицы и звери пишут на белых страницах полян свои следы-строчки, по которым знающие могут определить, кто, зачем, куда пошел. Нарядно смотрится под снегом боярышник, красные гроздья ягод привлекают птиц и белок. Ели топорщат иголки веток с маленькими шишками. Великаны-сосны гордо стоят под заснеженными шапками и сторожат порядок и тишину. Только недовольно дрожит ольха — ей не нравится, что снег лег на ветви. В лесу стоит волшебная тишина, которая изредка нарушается дальним криком вороны и потрескиванием стволов старых деревьев.
С удовольствием хотелось бы попасть в утренний лес, полюбоваться на красоту заснеженной природы, но надо спешить в школу. А после уроков с друзьями пойдем в парк полюбоваться заснеженными деревьями и подышать морозным воздухом.
Источник: сезоны-года.рф
Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»
Автор: Пушкин А.С.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.
Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.
«… предадимся бегу нетерпеливого коня».
Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!
А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня».
Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье.
У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.
1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.
Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.
Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.
Тема
Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.
В творческом арсенале Александра Сергеевича Пушкина лирические работы занимают особое место. Великий русский гений не раз признавался, что искренне влюблен в свою родину и ее природу. В литературных работах Пушкин воспевал бескрайние просторы России, ее леса, поля, реки. Александр Сергеевич не боялся показывать своих восторженных чувств, что сделало его работы более динамичными, живыми, реалистичными. Стихотворение «Зимнее утро» стало венцом любви Пушкина к природе родного края. Данная работа была написана в 1829 году.
Стихотворение «Зимнее утро» воспевает суровую русскую зиму, когда мороз, снег и метель сменяются тихими солнечными днями, которые дарят нам великолепное настроение и светлые чувства.
Данная лирическая работа построена на контрасте и сравнении. Так, Пушкин вспоминает, что еще вчера «вьюга злилась», «мгла носилась», а сегодня все изменилось. Эти картины знакомы многим из нас. Мы не раз становились свидетелями, как после снежной бури наступает время затишья. В такое время природа особенно прекрасна. Душа наполняется светлыми и легкими чувствами, скучные мысли покидают нас, хочется пробежаться по пышному снегу и вдохнуть морозный воздух полной грудью.
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение Пушкина «Зимнее утро», созданное им в 1829 году, является, пожалуй, одним из самых известных произведений поэта. Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы – стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на «светлый» лад.
В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы – тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной – нежное, вдохновенное, трепетное.
Герой рад, что новый день несет свет, радость, надежду. Ведь еще совсем недавно – вечером – все было по-другому: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась…» И это описание относится не только к состоянию природы. Возможно, буря пронеслась и между героями, внесла разлад в их отношения, испортила настроение: «И ты печальная сидела …»
Однако сегодня все это осталось лишь в воспоминаниях. Сегодня – резкий контраст с тем, что было вчера. В стихотворении Пушкин дает точную и красочную картину русской зимней природы, зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!
Однако все изменилось не только за окном. Свет прекрасного зимнего утра озарил и комнату героев, сделал ее теплой и уютной:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
В такое утро «приятно думать у лежанки», однако хочется и насладиться природой, ведь сколько удовольствий и красоты таит в себе русская зима! Герой мечтает:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А затем – опять вернуться в теплую комнату и насладиться обществом и любовью «прелестной красавицы».
Таким образом, «Зимнее утро» Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Можно сказать, что это, в некоторой степени, философское стихотворение. Оно говорит о единстве всего живого – человека и природы, о существовании их по единым, вселенским, законам. Кроме того, это очень оптимистичное стихотворение – поэт утверждает, что после всякой бури наступает просветление, успокоение, светлая полоса.
«Зимнее утро» – это и глубоко патриотическое стихотворение, ибо оно наполнено любовью и восхищением перед родной природой, красотой родины. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.
Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей «красавицей», радуется великолепному «зимнему утру». Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом «светлой полосы» в их жизни, в их отношениях.
Таким образом, название стихотворения – «зимнее утро» – превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
Данное произведение, на мой взгляд, типично для А.С. Пушкина. Оно наполнено характерными «пушкинскими» настроениями: оптимизма, любви к жизни и всему живому, патриотизма, философского единения с природой и подчинения ее законам.
Зимнее утро
Наступил чудесный морозный день. Лирический герой общается к героине, прелестному другу, просит ее проснуться, открыть глаза навстречу утренней звезде, северной Авроре.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вчера, вспоминает герой, были вьюга, мутное небо, луна желтела, «как бледное пятно», и героиня сидела печальная. А сегодня такой прекрасный день.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно…
Лирический герой описывает своей собеседнице красоту природы в этот морозный солнечный день. Небо чудесного голубого цвета, снег лежит, как искрящийся ковер, зеленым пятном выделяется ель, серебром блестит речка…
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
На улице холодно, а дома тепло, в печи трещат дрова:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.
В такой чудесный день не хочется сидеть дома, и герой решает отправиться на прогулку:
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Они собираются навестить ныне пустые поля, леса, берег, столь милые сердцу героя.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
***
В этом стихотворении слышится восторг героя перед красотой природы в этот морозный день. Интонация стихотворения приподнятая, восторженная. Герой чувствует гармонию с окружающим миром, он восхищен и покорен тем великолепием, которое создала природа за одну ночь.
Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.
Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.
В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.
Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.
Автор: Динара Зинатулина
Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение Пушкина «Зимнее утро», созданное им в 1829 году, является, пожалуй, одним из самых известных произведений поэта. Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы – стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на «светлый» лад.
В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы – тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной – нежное, вдохновенное, трепетное.
Герой рад, что новый день несет свет, радость, надежду. Ведь еще совсем недавно – вечером – все было по-другому: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась…» И это описание относится не только к состоянию природы. Возможно, буря пронеслась и между героями, внесла разлад в их отношения, испортила настроение: «И ты печальная сидела …»
Однако сегодня все это осталось лишь в воспоминаниях. Сегодня – резкий контраст с тем, что было вчера. В стихотворении Пушкин дает точную и красочную картину русской зимней природы, зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!
Однако все изменилось не только за окном. Свет прекрасного зимнего утра озарил и комнату героев, сделал ее теплой и уютной:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
В такое утро «приятно думать у лежанки», однако хочется и насладиться природой, ведь сколько удовольствий и красоты таит в себе русская зима! Герой мечтает:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А затем – опять вернуться в теплую комнату и насладиться обществом и любовью «прелестной красавицы».
Таким образом, «Зимнее утро» Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Можно сказать, что это, в некоторой степени, философское стихотворение. Оно говорит о единстве всего живого – человека и природы, о существовании их по единым, вселенским, законам. Кроме того, это очень оптимистичное стихотворение – поэт утверждает, что после всякой бури наступает просветление, успокоение, светлая полоса.
«Зимнее утро» – это и глубоко патриотическое стихотворение, ибо оно наполнено любовью и восхищением перед родной природой, красотой родины. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.
Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей «красавицей», радуется великолепному «зимнему утру». Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом «светлой полосы» в их жизни, в их отношениях.
Таким образом, название стихотворения – «зимнее утро» – превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
Данное произведение, на мой взгляд, типично для А. С. Пушкина. Оно наполнено характерными «пушкинскими» настроениями: оптимизма, любви к жизни и всему живому, патриотизма, философского единения с природой и подчинения ее законам. .
Лирика Пушкина удивительно разнообразна как по жанрам, так и по тематике произведений. Кроме того, очень часто поэт нарушает общепринятые каноны и творит на стыке жанров: в результате получаются произведения, сочетающие в себе, например, признаки пейзажной зарисовки и послания, баллады и элегии.
Наряду с темами «поэта и поэзии», «гражданской», «философской» и «любовной» лирикой, в творчестве Пушкина выделяют «пейзажную» лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт описывает те или иные состояния природы, излагает свой взгляд на законы ее бытия, на особенности взаимодействия человека с окружающим миром.
Одним из наиболее известных произведений, относящихся к «пейзажной лирике», является стихотворение «Зимнее утро».
Стихотворение по внешним признакам вполне можно отнести к пейзажной лирике. Однако Пушкин часто нарушает общепринятые жанровые нормы, выходя из стро-
3 Зак. 3543
го очерченных рамок. В данном случае в стихотворении присутствуют признаки послания, отчасти элегии.
Несмотря на то, что стихотворение строится как пейзажная зарисовка и имеет определенные признаки послания, по своему содержанию и философскому наполнению оно далеко выходит за пределы означенных жанров.
Пушкин не просто описывает природу, но максимально ее «очеловечивает», показывает явления, в ней происходящие, глазами людей. Картина солнечного зимнего утра для поэта не предмет для созерцания, но повод для радости, активного действия, сопереживания и соучастия с происходящим. Природа у Пушкина во всем подобна человеку. У нее такой же изменчивый характер. Обращаясь к своей возлюбленной, поэт призывает ее насладиться красотой мира («мороз и солнце; день чудесный»). Он подчеркивает изменчивость природы, ее «живой» нрав.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Несмотря на вчерашнюю бурю, поэт знает, что солнце рано или поздно выглянет из-за туч, что все переменится, что все будет хорошо — ведь иначе и быть не может, поскольку мир есть творение Божие, а оттого изначально благословенен.
Примечательна стилистика стихотворения. В самом начале повествования тон возвышенный, торжественный:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
При упоминании о вчерашней буре тон становится напряженным, выполненным во многом в духе романтической эстетики:
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Когда же речь заходит о настоящем моменте, стилистика парадоксальным образом снижается. Возникают вполне бытовые детали, даже просторечия («кобылка», «санки», «печь», «лежанка»). Однако таким на первый взгляд нелогичным ходом Пушкин добивается поразительного эффекта. Он доводит до читателя мысль, что надо уметь радоваться простым, вполне банальным вещам. Он говорит о том, что главное свойство души человека — это любовь к миру, творению Всевышнего. Ведь если мир благословенен, то благословенна в нем и каждая мелочь, каждый его самый незначительный, малый кусочек.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Любуясь огнем, горящим в печи, бегом «нетерпеливого коня», даже «полями пустыми», поэт тем самым любуется красотой всего мира, который добр и благословенен, а вместе с тем и открыт и прост, но только для тех, кто понимает и принимает законы, на которых строится бытие. А это законы любви, гуманности и сострадания.
Для человеческого сердца неестественно находиться в состоянии угнетенности и грусти, человек создан для счастья и любви. Эти идеи характерны для всего творчества Пушкина, но с особой силой воплотились в строках из стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», которое во многом перекликается с приведенными выше строками:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Итак, благословение мира и бытия во всех его проявлениях, восприятие жизни в качестве непрерывного движения, способствующего обновлению — характернейшие черты мировоззрения Пушкина, что в полной мере отразилось в стихотворении «Зимнее утро». Вера в светлое предназначение человека, его изначальную благость, бо- гоподобность и устремленность к счастью во многом сближает Пушкина с деятелями европейского Возрождения. По мнению многих исследователей, для России, в которой не было Возрождения, подобного европейскому, Пушкин и был Возрождением в полном смысле этого слова.
Единство природы и человека. Александр Сергеевич Пушкин — это поэт, знакомый нам с детства. Многие его произведения наполнены восхищением красотой природы. Яркие живописные картины времен года, утра и вечера, лесов и морей надолго остаются в памяти, потому что богатый образный язык поэта мастерски отражает всю глубину его проникновения в тайны природы.
Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Образ морозного солнечного утра наполняет сердце радостью и восторгом. Чудесные картины зимней природы вызывают чувство внутреннего единства с ней:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вообще в этом стихотворении природа является зеркалом, в котором отражаются чувства и переживания человека. Поэтому нам и непонятно, то ли «вьюга злилась» вчера оттого, что «ты печальная сидела», то ли наоборот. Но сегодня вьюга унялась, тучи рассеялись, и на дворе «мороз и солнце; день чудесный!» А это означает, что и для людей расчистилось небо, разрешились проблемы, неприятности. Поэтому герой стихотворения и хочет «в санки кобылку бурую запречь» и под звон бубенцов нетерпеливого коня навестить
… поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, мильш для меня.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» посвящено красоте зимней природы.
В нем поэт описывает различные образы, которые связаны с зимой. Эти образы тесно связаны с его настроением и эмоциями, которые он испытывает в данный момент.
В самом начале произведения автор восторгается красотой зимы:
«день чудесный!»
Он будит свою возлюбленную, которая еще спит, чтобы она присоединилась к его радости.
Кто эта возлюбленная — мы не знаем. Возможно он имеет в виду Наталью Гончарову, которая сейчас не находится рядом с ним физически, а лишь в его воображении.
Далее Пушкин описывает абсолютно противоположный образ зимы — ненастную бурю, которая была прошлым вечером. Настроения автора становятся мрачными и грустными, как и образ ненастья:
«вьюга злилась», «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная».
Так автор хочет донести мысль, что после ненастного всегда бывает ясный день.
После поэт упивается прекрасным зимним пейзажем:
«великолепными коврами», «блестя на солнце», «речка блестит».
Образ ясного зимнего дня передан простыми словами, которые понятны каждому. Именно поэтому так легко погрузиться в образ, который создал поэт.
Затем автор переносится в комнату с теплой печкой. От описания треска дров в ней, становится еще уютнее и теплее.
Завершается стихотворение описанием прогулки на санях. Оно пронизано нотками легкой грусти:
«пустые поля», «милый берег».
В завершение можно сказать, что автор создал очень яркий и насыщенный образ русской зимы. Описание зимнего ненастья и теплой комнаты нужны были для придания большего контраста и усиления яркости составленного образа.
Александр Сергеевич Пушкин – мастер пейзажной лирики, картины природы занимают в его творчестве весьма значительное место. Одним из наиболее светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», написанное в 1829 году в Павловском.
С первых слов (“Мороз и солнце! День чудесный”) Пушкин создает у читателя романтическое ощущение праздника, несколькими простыми, изящными фразами рисует красоту необыкновенного и, в то же время, такого знакомого и родного зимнего пейзажа – яркое, светлое морозное утро.
Впечатление от зимней сказки усиливается благодаря контрасту – описанию вечера накануне, когда «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Наверное, всем нам хорошо знакомы подобные преобразования в природе, когда на смену ночной снежной буре приходит солнечное и искрящееся утро, когда все вокруг замирает в неизъяснимом великолепии:
Пейзажные зарисовки по традициям русской классики созвучны душевным переживаниям человека. Во время снежной бури дисгармонию чувств испытывала и героиня стихотворения, и, можно догадаться, сам поэт:
Метаморфозы в душе случаются именно благодаря изменениям в мире природы. Поэт обращается к своей красавице, пытаясь пробудить в ней ответную радость на приветствие Авроры.
В такие дни просто грех оставаться дома, как бы уютно и весело ни потрескивал в камине огонь.
Поэтому естественно звучит предложение отправиться на прогулку за новыми впечатлениями, которые сулят удивительные пейзажи – блестящая подо льдом речка, укрытые снежным ковром луга, на фоне которых отчетливо выделяется чернеющий вдалеке лес и зеленеющая сквозь иней ель.
Даже в контрастном описании непогоды нет нагнетания красок: метель представлена мимолетно, поэтому она не в состоянии омрачить красоты нового дня.
Мысль о зимней прогулке настолько увлекает героя, торопит его наружу, что идея “в санки кобылку бурую запречь” превращается в призыв:
предадимся бегу
Нетерпеливого коня…”
Образ быстро скользящей по снегу конской упряжки максимально расширяет художественное пространство сюжета. Описание пейзажа за окном превращается в гимн родной природе, ее необъятным просторам: “полям пустым”, “лугам, еще недавно столь густым”. И все же “берег милый” остается самым родным, к нему и возвращается поэт, подводя своеобразный итог художественному описанию зимнего утра.
Стихотворение «Зимнее утро» по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений Пушкина. В тексте отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Воплощенные в произведении образы отличаются нежностью, обилием света и красоты. Поэтому закономерно, что стихотворение написано легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто, когда хотел придать своим стихам изысканность и воздушность.
Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся русский поэт, который знаком нам еще с детства. Его творчество интересует абсолютно разную публику: от маленьких детей до стариков. Этот великий человек писал повести, рассказы, сказки, но больше всего он известен нам как поэт, написавший великое множество стихотворений различной тематики.
Я отчетливо помню, как в четвертом классе, при изучении творчества Пушкина нам задали наизусть выучить стихотворение “Зимнее утро”, которое никак мне не давалось: я забывала слова, меняла местами строчки и абсолютно не понимала глубокий смысл данного стихотворения. Тогда я поняла, что это произведение точно не войдет в список моих любимых. Но не успело пройти и пару лет, как я снова “наткнулась” на данное стихотворение и в этот раз оно мне очень понравилось. Читая данное стихотворение, я словно переживаю вместе с Александром Сергеевичем это зимнее утро.
Только прочтешь: “Мороз и солнце…” и уже чувствуешь легкое покалывание мороза на щеках и начинаешь щурить глаза от яркого зимнего солнца, который, отражаясь на снегу, ослепляет тебя. Почему-то мне всегда казалось, что Пушкин описывает именно воскресное утро, когда ты с утра пораньше идешь играть с друзьями, все вокруг в снегу и ты чувствуешь запах дыма из печей деревенских домов.
Пушкин во всей красе описывает русскую суровую зиму, отражая все ее детали. Например, переменчивость погоды. Ведь все мы знаем, что русская зима может быть и спокойной, а может и припугнуть бурей, может быть умеренно теплой, а может и такой мороз сотворить, что аж воздух “трещит”. Именно об этом рассказывает нам Александр Сергеевич.
Несмотря на то, что поэт описывает зиму, стихотворение создает какой-то особый уют. Например, когда писатель рассказывает о том, как трещат дрова в растопленной печи. И я сразу же представляю, как после школы приходишь домой, а мама уже растопила печь и от одного только треска дров уже становится теплее, особенно, когда на улице очень холодно или если вовсю бушует метель.
Стихотворение “Зимнее утро” всегда возвращает меня в беззаботное детство. Именно поэтому я очень люблю это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
Это мое обычное утро, которое начинается с завтрака и пробежки в школу. Но сегодня оно совсем необычное: я увидел в окно, что наконец-то выпал снег и покрыл надоевшие серые дороги. Еще вчера его не было, неделю в бесснежном городе жили жестокие морозы, все люди ходили посиневшие и злые, закутанные в разные теплые одежды и никак не согревались. Но сегодня все иначе: я вышел на улицу и увидел, что люди стали другими, они повеселели, обрадовались новому, снежному зимнему утру. Выпал снег, пробилось солнце — и потеплело, мороз стал легким, от такого никто не замерзает. Вот утро, которого все ждали.
Деревья в парке и вокруг школы покрылись тонким слоем снега и инея, в воздухе засверкали тысячи серебряных дождей, хоть снимай и запасай для новогодней елки! Школьная детвора пытается слепить снежки, но снег еще не влажный, он совсем «молодой», снежки не получаются. Зато сколько радости и веселья! Кого-то уже повезли на санках, но санки цепляются за асфальт и скрежещут железом, только это не главное — зато выпал снег!
Но есть и те, кому снег совсем не нравится. Например, дворники сердито загремели снеговыми лопатами, хотя слой снега всего пять сантиметров и его можно смести метлой. Вышли счищать снег с машин хозяева автомобилей, деловито зашаркали щетками: вот еще этот снег, зачем он только выпал, столько хлопот с ним. Больше всего он мешает голубям: они никак не усядутся на обсиженные подоконники и недовольно взлетают на крыши. Коты обходят любимые лавочки стороной, потому что на них сидеть неуютно и холодно.
Но это в городе, а как здорово сейчас в лесу! Белой легкой тканью накрыло кроны деревьев, они искрятся под солнцем, как в сказке. Птицы и звери пишут на белых страницах полян свои следы-строчки, по которым знающие могут определить, кто, зачем, куда пошел. Нарядно смотрится под снегом боярышник, красные гроздья ягод привлекают птиц и белок. Ели топорщат иголки веток с маленькими шишками. Великаны-сосны гордо стоят под заснеженными шапками и сторожат порядок и тишину. Только недовольно дрожит ольха — ей не нравится, что снег лег на ветви. В лесу стоит волшебная тишина, которая изредка нарушается дальним криком вороны и потрескиванием стволов старых деревьев.
С удовольствием хотелось бы попасть в утренний лес, полюбоваться на красоту заснеженной природы, но надо спешить в школу. А после уроков с друзьями пойдем в парк полюбоваться заснеженными деревьями и подышать морозным воздухом.
Источник: сезоны-года.рф
Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»
Автор: Пушкин А.С.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.
Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.
«… предадимся бегу нетерпеливого коня».
Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!
А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня».
Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье.
У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.
1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.
Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.
Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.
Тема
Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.
В творческом арсенале Александра Сергеевича Пушкина лирические работы занимают особое место. Великий русский гений не раз признавался, что искренне влюблен в свою родину и ее природу. В литературных работах Пушкин воспевал бескрайние просторы России, ее леса, поля, реки. Александр Сергеевич не боялся показывать своих восторженных чувств, что сделало его работы более динамичными, живыми, реалистичными. Стихотворение «Зимнее утро» стало венцом любви Пушкина к природе родного края. Данная работа была написана в 1829 году.
Стихотворение «Зимнее утро» воспевает суровую русскую зиму, когда мороз, снег и метель сменяются тихими солнечными днями, которые дарят нам великолепное настроение и светлые чувства.
Данная лирическая работа построена на контрасте и сравнении. Так, Пушкин вспоминает, что еще вчера «вьюга злилась», «мгла носилась», а сегодня все изменилось. Эти картины знакомы многим из нас. Мы не раз становились свидетелями, как после снежной бури наступает время затишья. В такое время природа особенно прекрасна. Душа наполняется светлыми и легкими чувствами, скучные мысли покидают нас, хочется пробежаться по пышному снегу и вдохнуть морозный воздух полной грудью.
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение Пушкина «Зимнее утро», созданное им в 1829 году, является, пожалуй, одним из самых известных произведений поэта. Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы – стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на «светлый» лад.
В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы – тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной – нежное, вдохновенное, трепетное.
Герой рад, что новый день несет свет, радость, надежду. Ведь еще совсем недавно – вечером – все было по-другому: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась…» И это описание относится не только к состоянию природы. Возможно, буря пронеслась и между героями, внесла разлад в их отношения, испортила настроение: «И ты печальная сидела …»
Однако сегодня все это осталось лишь в воспоминаниях. Сегодня – резкий контраст с тем, что было вчера. В стихотворении Пушкин дает точную и красочную картину русской зимней природы, зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!
Однако все изменилось не только за окном. Свет прекрасного зимнего утра озарил и комнату героев, сделал ее теплой и уютной:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
В такое утро «приятно думать у лежанки», однако хочется и насладиться природой, ведь сколько удовольствий и красоты таит в себе русская зима! Герой мечтает:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А затем – опять вернуться в теплую комнату и насладиться обществом и любовью «прелестной красавицы».
Таким образом, «Зимнее утро» Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Можно сказать, что это, в некоторой степени, философское стихотворение. Оно говорит о единстве всего живого – человека и природы, о существовании их по единым, вселенским, законам. Кроме того, это очень оптимистичное стихотворение – поэт утверждает, что после всякой бури наступает просветление, успокоение, светлая полоса.
«Зимнее утро» – это и глубоко патриотическое стихотворение, ибо оно наполнено любовью и восхищением перед родной природой, красотой родины. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.
Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей «красавицей», радуется великолепному «зимнему утру». Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом «светлой полосы» в их жизни, в их отношениях.
Таким образом, название стихотворения – «зимнее утро» – превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
Данное произведение, на мой взгляд, типично для А.С. Пушкина. Оно наполнено характерными «пушкинскими» настроениями: оптимизма, любви к жизни и всему живому, патриотизма, философского единения с природой и подчинения ее законам.
Зимнее утро
Наступил чудесный морозный день. Лирический герой общается к героине, прелестному другу, просит ее проснуться, открыть глаза навстречу утренней звезде, северной Авроре.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вчера, вспоминает герой, были вьюга, мутное небо, луна желтела, «как бледное пятно», и героиня сидела печальная. А сегодня такой прекрасный день.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно…
Лирический герой описывает своей собеседнице красоту природы в этот морозный солнечный день. Небо чудесного голубого цвета, снег лежит, как искрящийся ковер, зеленым пятном выделяется ель, серебром блестит речка…
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
На улице холодно, а дома тепло, в печи трещат дрова:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.
В такой чудесный день не хочется сидеть дома, и герой решает отправиться на прогулку:
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Они собираются навестить ныне пустые поля, леса, берег, столь милые сердцу героя.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
***
В этом стихотворении слышится восторг героя перед красотой природы в этот морозный день. Интонация стихотворения приподнятая, восторженная. Герой чувствует гармонию с окружающим миром, он восхищен и покорен тем великолепием, которое создала природа за одну ночь.
Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.
Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.
В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.
Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.
Автор: Динара Зинатулина
Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение Пушкина «Зимнее утро», созданное им в 1829 году, является, пожалуй, одним из самых известных произведений поэта. Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы – стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на «светлый» лад.
В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы – тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной – нежное, вдохновенное, трепетное.
Герой рад, что новый день несет свет, радость, надежду. Ведь еще совсем недавно – вечером – все было по-другому: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась…» И это описание относится не только к состоянию природы. Возможно, буря пронеслась и между героями, внесла разлад в их отношения, испортила настроение: «И ты печальная сидела …»
Однако сегодня все это осталось лишь в воспоминаниях. Сегодня – резкий контраст с тем, что было вчера. В стихотворении Пушкин дает точную и красочную картину русской зимней природы, зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!
Однако все изменилось не только за окном. Свет прекрасного зимнего утра озарил и комнату героев, сделал ее теплой и уютной:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
В такое утро «приятно думать у лежанки», однако хочется и насладиться природой, ведь сколько удовольствий и красоты таит в себе русская зима! Герой мечтает:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А затем – опять вернуться в теплую комнату и насладиться обществом и любовью «прелестной красавицы».
Таким образом, «Зимнее утро» Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Можно сказать, что это, в некоторой степени, философское стихотворение. Оно говорит о единстве всего живого – человека и природы, о существовании их по единым, вселенским, законам. Кроме того, это очень оптимистичное стихотворение – поэт утверждает, что после всякой бури наступает просветление, успокоение, светлая полоса.
«Зимнее утро» – это и глубоко патриотическое стихотворение, ибо оно наполнено любовью и восхищением перед родной природой, красотой родины. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.
Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей «красавицей», радуется великолепному «зимнему утру». Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом «светлой полосы» в их жизни, в их отношениях.
Таким образом, название стихотворения – «зимнее утро» – превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
Данное произведение, на мой взгляд, типично для А. С. Пушкина. Оно наполнено характерными «пушкинскими» настроениями: оптимизма, любви к жизни и всему живому, патриотизма, философского единения с природой и подчинения ее законам. .
Лирика Пушкина удивительно разнообразна как по жанрам, так и по тематике произведений. Кроме того, очень часто поэт нарушает общепринятые каноны и творит на стыке жанров: в результате получаются произведения, сочетающие в себе, например, признаки пейзажной зарисовки и послания, баллады и элегии.
Наряду с темами «поэта и поэзии», «гражданской», «философской» и «любовной» лирикой, в творчестве Пушкина выделяют «пейзажную» лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт описывает те или иные состояния природы, излагает свой взгляд на законы ее бытия, на особенности взаимодействия человека с окружающим миром.
Одним из наиболее известных произведений, относящихся к «пейзажной лирике», является стихотворение «Зимнее утро».
Стихотворение по внешним признакам вполне можно отнести к пейзажной лирике. Однако Пушкин часто нарушает общепринятые жанровые нормы, выходя из стро-
3 Зак. 3543
го очерченных рамок. В данном случае в стихотворении присутствуют признаки послания, отчасти элегии.
Несмотря на то, что стихотворение строится как пейзажная зарисовка и имеет определенные признаки послания, по своему содержанию и философскому наполнению оно далеко выходит за пределы означенных жанров.
Пушкин не просто описывает природу, но максимально ее «очеловечивает», показывает явления, в ней происходящие, глазами людей. Картина солнечного зимнего утра для поэта не предмет для созерцания, но повод для радости, активного действия, сопереживания и соучастия с происходящим. Природа у Пушкина во всем подобна человеку. У нее такой же изменчивый характер. Обращаясь к своей возлюбленной, поэт призывает ее насладиться красотой мира («мороз и солнце; день чудесный»). Он подчеркивает изменчивость природы, ее «живой» нрав.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Несмотря на вчерашнюю бурю, поэт знает, что солнце рано или поздно выглянет из-за туч, что все переменится, что все будет хорошо — ведь иначе и быть не может, поскольку мир есть творение Божие, а оттого изначально благословенен.
Примечательна стилистика стихотворения. В самом начале повествования тон возвышенный, торжественный:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
При упоминании о вчерашней буре тон становится напряженным, выполненным во многом в духе романтической эстетики:
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Когда же речь заходит о настоящем моменте, стилистика парадоксальным образом снижается. Возникают вполне бытовые детали, даже просторечия («кобылка», «санки», «печь», «лежанка»). Однако таким на первый взгляд нелогичным ходом Пушкин добивается поразительного эффекта. Он доводит до читателя мысль, что надо уметь радоваться простым, вполне банальным вещам. Он говорит о том, что главное свойство души человека — это любовь к миру, творению Всевышнего. Ведь если мир благословенен, то благословенна в нем и каждая мелочь, каждый его самый незначительный, малый кусочек.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Любуясь огнем, горящим в печи, бегом «нетерпеливого коня», даже «полями пустыми», поэт тем самым любуется красотой всего мира, который добр и благословенен, а вместе с тем и открыт и прост, но только для тех, кто понимает и принимает законы, на которых строится бытие. А это законы любви, гуманности и сострадания.
Для человеческого сердца неестественно находиться в состоянии угнетенности и грусти, человек создан для счастья и любви. Эти идеи характерны для всего творчества Пушкина, но с особой силой воплотились в строках из стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», которое во многом перекликается с приведенными выше строками:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Итак, благословение мира и бытия во всех его проявлениях, восприятие жизни в качестве непрерывного движения, способствующего обновлению — характернейшие черты мировоззрения Пушкина, что в полной мере отразилось в стихотворении «Зимнее утро». Вера в светлое предназначение человека, его изначальную благость, бо- гоподобность и устремленность к счастью во многом сближает Пушкина с деятелями европейского Возрождения. По мнению многих исследователей, для России, в которой не было Возрождения, подобного европейскому, Пушкин и был Возрождением в полном смысле этого слова.
Единство природы и человека. Александр Сергеевич Пушкин — это поэт, знакомый нам с детства. Многие его произведения наполнены восхищением красотой природы. Яркие живописные картины времен года, утра и вечера, лесов и морей надолго остаются в памяти, потому что богатый образный язык поэта мастерски отражает всю глубину его проникновения в тайны природы.
Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Образ морозного солнечного утра наполняет сердце радостью и восторгом. Чудесные картины зимней природы вызывают чувство внутреннего единства с ней:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вообще в этом стихотворении природа является зеркалом, в котором отражаются чувства и переживания человека. Поэтому нам и непонятно, то ли «вьюга злилась» вчера оттого, что «ты печальная сидела», то ли наоборот. Но сегодня вьюга унялась, тучи рассеялись, и на дворе «мороз и солнце; день чудесный!» А это означает, что и для людей расчистилось небо, разрешились проблемы, неприятности. Поэтому герой стихотворения и хочет «в санки кобылку бурую запречь» и под звон бубенцов нетерпеливого коня навестить
… поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, мильш для меня.